Формирование философских доминант в процессе литературного образования
статья по литературе (10 класс) по теме

ПРОКОФЬЕВА НАДЕЖДА ЕВГЕНЬЕВНА

Вехами в становлении личности можно считать доминанты, а формирование доминант  - процесс длительный и трудоёмкий не только для самого обучающегося, но и для преподавателей.  

Результатом процесса литературного образования следует считать, прежде всего, воспитание самостоятельной личности, которая обладает не только нравственным иммунитетом и тонким эстетическим вкусом, но также способностью адекватно воспринимать окружающий мир и правильно ориентироваться в ситуации, когда центральное место занимают процессы «растраты, проматывания традиций, идеологий, стилей, интеллектуальных и материальных ресурсов» и максимально усилено влияние массовой культуры, которая подменяет истинное - ложным, а вечное - временным.

Литературу называют культурно-историческим феноменом, который сохраняет существенный объём знаний по истории, психологии, философии, религии, этнографии. Именно поэтому задачами и целями литературного образования можно считать интеллектуальное и эмоциональное развитие личности, воспитание гражданина своей страны. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dominanty.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование философских доминант в процессе литературного образования.

Чтобы овладеть человеческим опытом, чтобы овладеть самим собою и другими, чтобы направить в определённое русло поведение и саму интимную жизнь людей, надо овладеть физиологическими доминантами в себе самих и окружающих.

Ухтомский А. А.

Результатом процесса литературного образования следует считать, прежде всего, воспитание самостоятельной личности, которая обладает не только нравственным иммунитетом и тонким эстетическим вкусом, но также способностью адекватно воспринимать окружающий мир и правильно ориентироваться в ситуации, когда центральное место занимают процессы «растраты, проматывания традиций, идеологий, стилей, интеллектуальных и материальных ресурсов» и максимально усилено влияние массовой культуры, которая подменяет истинное - ложным, а вечное - временным. Литературу называют культурно-историческим феноменом, который сохраняет существенный объём знаний по истории, психологии, философии, религии, этнографии. Именно поэтому задачами и целями литературного образования можно считать интеллектуальное и эмоциональное развитие личности, воспитание гражданина своей страны. Вехами в становлении личности можно считать доминанты, а формирование доминант  - процесс длительный и трудоёмкий не только для самого обучающегося, но и для преподавателей.  

Рассмотрим само понятие доминанты. Доминанта  считается одним из важнейших принципов работы человеческого мозга.  А.А. Ухтомский выдвинул и обосновал фундаментальный общебиологический принцип доминанты, которая лежит в основе направленной активности живых организмов, и объясняющий поведенческие реакции организмов. Он впервые выдвинул гипотезу «об определяющей роли внутреннего психологического мира в отражательной способности организма». По гипотезе учёного деятельность человеческого мозга базируется не на детерминистских или вероятностных принципах, а на принципе свободы выбора в принятии решения.  То есть, доминанта (преобладание) – это акцентирование на самой важной реакции данного момента и одновременное торможение остальных реакций.

В процессе эволюции у человека, под воздействием условий социальной формы движения материи, головной мозг начинает вырабатывать поведенческие адаптации, то есть происходит процесс социализации (усвоение индивидуумом общественного опыта и норм). Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что личность  - это результат  взаимодействия окружающей среды и внутреннего мира человека.  При этом если механизм влияния внешней среды был открыт и понятен, то внутренний мир долгое время  оставался загадкой.  Приобретение в процессе жизнедеятельности определённого опыта и качеств даёт возможность личности свободно и, на что следует обратить особое внимание,  самостоятельно,  выбирать цели и средства деятельности, при этом развивая свои способности к её осуществлению. Это развитие напрямую связано с уровнем развития психической деятельности человека, его называют психогенным или саморазвитием.  Учёный  И.П. Павлов дал такое определение: «Человек - система саморегулирующаяся, сама себя совершенствующая». В процессе образования важно учитывать все внутренние психические процессы, чтобы корректировать и направлять деятельность личности по самосовершенствованию, но не вторгаться в тонкие материи и не искажать природные данные, что чаще всего приводит к катастрофическим последствиям.

   Доминанта (доминантный очаг) - это функциональное образование в структуре личности, который обеспечивает стойкое внимание, выполнение какой-либо деятельности. Следует рассмотреть этапы функционирования доминанты, чтобы понять вероятные пути её корректировки:

1.        Возникновение устойчивого очага возбуждения (доминантного очага) в мозговых структурах;

2.        Торможение нервных центров, которые  препятствуют функционированию требуемой доминанты;

3.        Возбуждение - индукция нервных центров, которые необходимы для функционирования требуемой доминанты.

    Делая вывод из вышесказанного, следует понимать, что доминанта стягивает внешние раздражители, подкрепляет активность психики в данной области и тормозит работу других сфер. Именно этот процесс позволяет человеческой психике направлять деятельность на достижении определённых целей, то есть получать новые знания, умения, навыки. На этом этапе формирования доминанты следует провести корректировку, потому что подкрепление доминанты удачным результатом может привести к её закреплению, то есть возникновению устойчивой доминанты (устойчивых связей между нейронами), которая снова и снова реализуясь, позволяет человеку выполнять определённые действия, реализуя полученные  познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия.    

 Возникшие доминанты различают по функциям:

1.        Биологические доминанты: пищевые, половые, оборонительные и др. Их считают  наиболее древними доминантами, которые возникли на ранних этапах филогенеза (исторического развития). Функционирование этих доминант даёт возможность выживать организму, они же являются первоосновой для развития высших доминант.

2.        Социальные доминанты: познавательные, творческие, самореализации, утверждении. Эти доминанты возникают в процессе  социальной организации и производственной деятельности, они дают возможность человеку адаптироваться в человеческом обществе.

3.        Нравственные доминанты: Добро, Честь, Совесть, Равенство, Справедливость. Эти философские доминанты следует считать самыми важными для человека и общества в целом, потому что они сохраняют само человечество, обеспечивая культурный и технический прогресс. Получается, что в иерархии доминанты лежит её био-социальная сущность (биологический процесс), но обуславливает она социальные процессы, то есть способность человека к мышлению, производству, обучению, сложному поведению.

    Если рассматривать данную классификацию, то два последних типа доминант являются  мотивацией, ориентацией, установкой личности в реализации той или иной социальной деятельности, в том числе образования. Кроме этого, в основу классификаций доминант могут быть положены условия возникновения, результаты деятельности, которые могут быть: положительными (творчество) и отрицательными (предрассудки, психические расстройства). А также доминанты могут быть осознанными и бессознательными, а по времени - долговременные и кратковременные.

 Между собой доминанты находятся в сложном взаимодействии, это и приводит к борьбе мотивов в психике человека и важной регулирующей роли волевых действий. Вообще процесс воспитания воли играет очень важную физиологическую роль, так как действия воли активизирует или тормозит функционирование доминант. Понимание механизма волевых действий, значения и функции доминант, приводит к выводу о возможности создания и управления доминантами, их направленности и силе. А.А. Ухтомский писал: «Если вы хотите поддерживать определённый вектор поведения или определённую деятельность на данной высоте, нужно всё время воспитывать данную доминанту». Он считал, что самые важные доминанты, которые необходимо формировать у растущего человека, это доминанты постоянного нравственного самосовершенствования, то есть высшие философские доминанты, именно закрепление этих доминант создает условия для всестороннего развития человеческой психики и реализации его потребностей, в том числе и образовательных.  Таким образом, в свете теории доминанты, всю жизнедеятельность человека можно понимать как совокупность доминант, которые непрерывно сменяют друг друга и находятся в состоянии определенного противоборства, при регулирующей роли волевых действий. Именно в процессе образования и воспитания преподавателю следует акцентировать внимание на ключевых доминантах и стимулировать их.

 Философские доминанты в осмыслении существующей реальности - тот главный компонент в человеческом разуме, который и определяет отношение человека к миру природы, к социуму и способствует укреплению всеобщего благоденствия. Эти доминанты на современном этапе характеризуются мыслительной деятельностью людей: учёных, писателей, врачей, и т.д., оценивают степень философского осмысления естественной, социальной и духовной сфер человеческого бытия в мире. Содержание мыслей и характер деятельности людей формируются на базе глубокого философского осмысления реальных проблем состояния и сохранения духовного здоровья в социуме. Таким образом, мыслящий, творческий человек приобретает особую роль, придавая в процессе своей деятельности всей земной реальности философский смысл.

   Перейдём к понятию воспитания как главного компонента и духовно-нравственной доминанты в образовании. Анализируя окружающую действительность, можно заметить, что и слово воспитание, и главное – сама  идея воспитания в последнее время дискредитированы в глазах культурного  сообщества, в значительной степени потеснено на периферию образовательного процесса. Всё происходящее имеет несколько причин, но главной можно считать то, что жёсткая идеологизация сознания, которая имела место в недавнем прошлом, была напрямую связана с процессом воспитания. Направленность либерального мышления переворачивает всю систему с ног на голову, в попытке сотворить свободную, предприимчивую и ответственную личность забывается о самом воспитании этой личности. Духовно-нравственное воспитание уходит на второй план, становится номинальным компонентом процесса образования. И наглядное тому свидетельство – это уровень духовности и нравов в современном обществе.  В последнее время эта ситуация стала настолько очевидной,  что  в образовательной практике усиленно ведётся работа по возрождению воспитания. Однако процесс этот осуществляется без достаточной теоретической проработки. В большинстве случаев, процесс воспитания сводят к эстетическому воспитанию, что в практическом применении понимается как организация досуга обучающихся. Безусловно, это важный компонент воспитания и развития личности обучающегося,  но сейчас следует  говорить именно о нравственных измерениях воспитания, о формировании философских доминант. И важно это сделать для того, чтобы в сознании преподавательского состава и обучающихся восстановилась классическая взаимосвязь основных понятий человеческой культуры  – образования и воспитания. И результатом этой связи станет неразрывное единство, которое прочно закрепиться в сознании всех участников образовательного процесса.

Процесс литературного образования в современной действительности – один из столпов, на котором держится нравственно-духовное воспитание подрастающего поколения. Человек, проходящий все этапы формирования, начиная от физиологических и заканчивая моральными, в сложное во всех отношениях время, вправе рассчитывать на поддержку старшего поколения, чтобы не растерять то самое ценное, из чего и должен состоять Человек и Гражданин.

   В литературном процессе России в последнее десятилетие трудно выявить какую-либо структуризацию и обобщение в силу целого ряда объективных причин, которые связаны и с общественно-социальными, и с глубоко внутренними, психологическими факторами, строго говоря, связанными с  «вывернувшимся наизнанку» русским менталитетом.  Это и крайняя  нестабильность современной социокультурной среды, которая лишь формируется в систему с присущим ей огромным количеством разнородных и разнонаправленных процессов. Это и наличие культурного и языкового плюрализма, который можно считать следствием социальной дифференциации общества, в котором бесчисленное число субкультур породило огромное количество стилей и способов самовыражения. Это и смена одной ценностной шкалы  при отсутствии  чётко обозначенной новой  системы нравственных ориентиров, что стало основой для нигилистических настроений в среде молодёжи, для развития депрессии и всеобщего отрицания (отрицание общества, культуры в целом и самого себя в социуме). Таким образом, современную культуру следует понимать как эпоху эклектики, полного  смешения стилей, направлений, субкультур и семиотических систем. Внутренний мир подростка настолько противоречив, что единственным выходом становится поиск чего-то постоянного во внешнем мире, поиск того, что может стать отправной точкой для дальнейшего движения. Но сумбурность понятий, размытость нравственных границ, смешений стилей окружающего мира усложняют задачу становления личности. Прежде чем понять себя, надо познать мир, в котором ты живёшь.      Для верного восприятия окружающей действительности обучающийся должен находиться в состоянии «контролируемой свободы», причём контроль этот должен быть максимально невидимый, чтобы не сработала формула «я сам».  Самостоятельный выбор обучающимися книг для чтения акцентирован на современных детективах, мелодраме, фантастике, то есть так называемой  массовой литературе, которая на современном этапе, к сожалению, агрессивно противостоит высокому искусству. То есть, роль регулятора чтения сегодня выполняет рынок, который спекулирует на повышенном интересе растущего поколения к миру, в который они выходят, и полностью коммерциализирован. Противовесом в такой ситуации может стать только продуманная, методически грамотная деятельность преподавателя,  который не только хорошо знает литературный процесс, но  и способен ненавязчиво переориентировать обучающихся на чтение лучших произведений писателей. В этом случае целью и средством в образовательном процессе становится доминанта самосовершенствования личности, включающая в себя установки на самообразование, на самовоспитание, на самоутверждение, самоопределение, саморегуляцию и самоактуализацию (если рассматривать эти процессы в школьной классификации, то в 9 классе – самоопределение, в 10 классе – саморегуляция, а в 11 классе – самоактуализация).  Именно поэтому те технологии обучения, которые основаны на использовании мотивов самосовершенствования личности, представляют собой новый уровень развивающего обучения и могут быть названы саморазвивающим обучением. Важнейшее значение для формирования философских доминант на уроках литературы имеет удовлетворение потребностей обучающегося в творческой деятельности, причём для её активного функционирования необходима система формирования творческих навыков: 

  1. Включение доступных для разрешения обучающимися проблем, характерных для разных сфер наук (для формирования УУД);
  2. Применение  специфических научных методик, доступных для выполнения обучающимися;
  3. Проявление и формирование самостоятельных практических и творческих навыков обучающихся;
  4. Система формирования творческих умений обучающихся выстраивается по принципу усложнения;
  5. Применение в рамках предметной деятельности и воспитательного процесса.

 Таким образом, если рассматривать процесс формирования философских доминант в результате литературного образования, то практически эта система будет выглядеть так:

 1. Курс литературы: изучая его,  обучающиеся получают теоретические знания об особенностях литературного процесса, творческого процесса писателей, умения применять свои знания в практической деятельности, учатся применять стандартные методики, получают понятие об основных доминантах.  Получают возможность всестороннего развития, своих интеллектуальных и творческих способностей. Основная форма работы на данном уровне - это предметный урок, с широким применением экспериментальных и исследовательских методик.

2. Элективные (факультативные) курсы по предмету: позволяют углубить и получить новые знания, умения, и навыки, расширяют межпредметные связи. Способствуют удовлетворению познавательного интереса обучающегося. Основная форма работы на этом уровне - это занятия с применением исследовательских методов, деятельность в небольших исследовательских группах. Подведением итогов такой формы совместной работы становится проведение учебных конференций с защитой проектов.

3. Внеурочная деятельность по предмету  включает в себя научно-исследовательское и учебно-экспедиционное направления. 
Работа такого типа оптимальна в форме кружковых занятий, которые интегрируют обязательное и дополнительное образование. Подведением итогов может стать участие в научно-практических конференциях различного уровня. В данном случае формы деятельности обучающихся разнообразны (исследовательская работа, конкурсы, конференции, организация самостоятельной творческой работы на уроках, реализации элективных курсов). Таким образом,  участие во внеурочной деятельности позволяет обучающимся глубже познакомиться с теоретическими и практическими вопросами изучаемого курса. 
    Важной задачей образовательного процесса в целом и непосредственно уроков литературы становится  определение основных философских доминант, которые станут первообразующими в этом сложном процессе. Как научить молодого человека отличать Добро от Зла, понимать Справедливость, с Честью выходить из сложных ситуаций? Как это сделать, когда современность диктует свои жёсткие правила, не давая возможности на ошибку? Можно считать, что в это время большим помощником и советчиком становиться классическая литература, ценностью которой и являются сохранённые в ней основные философские доминанты, освобождённые от ржавчины современной жизни.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бикташева Н.Н. Концепция личности по Ухтомскому //Доминанта самосовершенствования личности человека. Материалы научно-практической конференции, посвященной памяти академика А.А. Ухтомского. Под ред. проф. Г.К. Селевко. Ярославль, ИРО.-2002.-102с.
  2. Горчагова Г.С. Формирования Учебной самостоятельности учащихся в основной школе //Технология саморазвития А.А. Ухтомского- Г.К. Селевко. ПО материалам третьей международной научно –практической конференции/ Под ред. проф. Г.К. Селевко.- Ярославль, ИРО.-2005.-310с.
  3. Грузан И.В. «Проблемы преподавания литературы в школе», 2001.
  4. Жуков М.А. Конструирование образовательной среды как условие саморазвития ребёнка //Доминанта самосовершенствования личности человека. Материалы научно-практической конференции, посвященной памяти академика А.А. Ухтомского. Под ред. проф. Г.К. Селевко. Ярославль, ИРО.-2002.-102с
  5. Кашапова М.М. Самоуправления психологическими механизмами развития творческого мышления // Технология саморазвития А.А. Ухтомского - Г.К. Селевко. ПО материалам третьей международной научно –практической конференции/ Под ред. проф. Г.К. Селевко.- Ярославль, ИРО.-2005.-310с.
  6. Столбун Ю.В. Психическая доминанта академика А.А.Ухтомского, Тверь: издательство «Лилия принт», 2002г.
  7. Ухтомский А. А. Доминанта и интегральный образ. — 1924
  8. Ухтомский А.А. Доминанта души: Из гуманитарного наследия.- Рыбинск: Рыбинское подворье, 2000.- 608 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условия духовно-нравственного развития учащихся в процессе литературного образования

Выступление на методобъединении учителей русского языка и литературы...

Психолого-педагогические аспекты литературного образования, направленного на формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций в условиях современной школы.

Как отмечено в педагогической литературе  (Е.Е. Федотова) «компетентностный подход в образовании – система педагогических принципов, установок и методов деятельности, создающих условия для развит...

Публикация в сборнике "Философские и педагогические проблемы современного образования" г.Барнаул, 2019

Статья "Образовательный комплекс как результат образовательной политики на селе"...

Метод проектов в литературном образовании как средство формирования ключевых компетенции

Технология  обучения – это совокупность знаний о способах, средствах  осуществления принципов, это своеобразный проект  педагогической деятельности, дидактического процесса. Метод...

Формирование коммуникативной компетентности в процессе профессионального образования

Статья подготовлена для участия в Межрегиональной научно-практической конференции обучающихся и педагогических работников профессиональных образовательных организаций "Шаг в профессию" ...