Поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Исмаилова Наталья Усеиновна

Работа содержит презентацию и конспект урока к теме «Поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

В презентации  иллюстрации   А. М.Лаптева, П. М. Боклевского, С. Алимова к первой главе поэмы.

Конспект урока состоит из пяти этапов, на  каждом этапе отражена деятельность учителя и ученика.

Цели:

Образовательные: совершенствовать навык анализа художественного произведения. Развивающие: создать условия для развития памяти, внимания и воображения; содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности. Воспитательные: содействовать развитию культуры речи, развитию интереса к изучению поэмы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл n.v.gogol_mertvye_dushi.rar1.09 МБ

Предварительный просмотр:

Исмаилова Наталья Усеиновна

Предмет: русская литература

Класс: 9

 Тема урока: Поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

Оборудование урока: компьютер, видеопроектор, экран.

Материалы к уроку, подготовленные учителем:

Презентация к разным этапам урока 

Словарная работа 

Методические приемы:  беседа с учащимися по вопросам, выразительное чтение, анализ отрывков из поэмы, контроль знаний учащихся, активизация самостоятельной работы.

 

Ход урока.

1.Организационный момент. (Слайд № 1-2)

Цель: подготовить класс к восприятию новой темы и к общению; обеспечить условия для проведения урока.

- Ребята, сегодня мы будем изучать повесть Н.В. Гоголя « Мёртвые души».

Запишем тему урока и эпиграф к нему.

 Вступительное слово учителя. (Приложение №1)

 

2.Проверка домашнего задания.

Цель: выявить знания учащимися содержания первой главы  «Мёртвых душ» Н.В.Гоголя; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать учеников к учебной деятельности.

  1. Словарная работа. (Слайд № 3) (Приложение №2)

  Кратко объяснить устаревшие, вышедшие из употребления слова и обороты речи, встречающиеся в первой главе поэмы «Мёртвые души».

  1. План к первой главе. (Слайд № 4) (Приложение №3)

 Опросить несколько учеников. В результате образуется единый план, по которому будем работать.

3.Изучение новой темы.

Цели:

Образовательные: совершенствовать навык анализа художественного произведения. Развивающие: создать условия для развития памяти, внимания и воображения; содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности. Воспитательные: содействовать развитию культуры речи, развитию интереса к изучению поэмы.

 - Ребята, сегодня на уроке мы будем анализировать текст первой главы по плану, и учиться делать выводы.

   Выразительное чтение и анализ отрывков из  первой главы поэмы «Мёртвые души» по плану.

1. Въезд Чичикова в город. ( Слайд №5)

   «В ворота губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка…»

2. Гостиница и комната Чичикова. ( Слайд №6)

       Прочитать  отрывок описание гостиницы и комнаты.

    «Покой был известного рода, ибо гостиница была тоже известного рода, т. е. именно такая, как бывают гостиницы в губернских городах…  с чёрною, как смоль бородою»

 - Перечислить художественные детали, с помощью которых автор иронизирует, описывая гостиницу и комнату, в которую поселился Чичиков?

(«Тараканы, выглядывающие, как чернослив, из всех углов», «висела копчёная люстра»)

 

- Найти отрывок, характеризующий кучера и лакея? ( Слайд №7)

      («Чемодан внесли кучер Селифан, низенький человек в тулупчике,

и лакей Петрушка, малый лет тридцати, в просторном подержанном сюртуке, как видно с барского плеча, малый немного суровый на взгляд, с очень крупными губами и носом»)

3. Общая зала и обед. ( Слайд №8)

   Прочитать отрывок описание зала.

«Какие бывают эти общие залы – всякий проезжающий знает очень хорошо: те же стены, выкрашенные масляной краской, потемневшие вверху от трубочного дыма и залосненные снизу спинами разных проезжающих, а еще более туземными купеческими, ибо купцы по торговым дням приходили сюда сам-шест и сам-сём испивать свою известную пару чаю; тот же закопченный потолок; та же копченая люстра со множеством висящих стеклышек, которые прыгали и звенели всякий раз, когда половой бегал по истертым клеенкам, помахивая бойко подносом, на котором сидела такая же бездна чайных чашек, как птиц на морском берегу; те же картины во всю стену, писанные масляными красками, словом, все то же, что и везде…»

 - Для чего автор прибегает к обобщению описываемых явлений: те же, та же, все тоже, что и везде?

(Гоголь хотел нарисовать всю Русь, поэтому рисует типичную гостиницу, типичный город, вообще типичные явления русской жизни).

 - Какие обычно подавались блюда в трактирах?

( Щи с слоеным пирожком, мозги с горошком, сосиски с капустой, пулярка жареная, огурец соленый).

4. Улица и городской сад. ( Слайд №9-13)

« Павел Иванович Чичиков отправился посмотреть город, которым был, как казалось, удовлетворен, ибо нашел, что город никак не уступал другим губернским городам…»

 - Далее следует городской пейзаж, как он описан?

( Городской пейзаж показан юмористически. Дана убогая картина небогатого, неблагоустроенного города, лавчонок с нелепыми вывесками, со спящими будочниками, с бедно одетыми, часто пьяными жителями. А рядом на тех же улицах -  богатые дома, коляски четвернёй, лакей на запятках и городская иллюминация; будочник казнит на ногте зверя около столба с театральными афишами. Городской пейзаж дан как обобщенная картина всех городов – ведь он город NN « никак не уступал другим губернским городам»).

- Заглянул Чичиков и в городской сад. Как Гоголь описывает городской сад?

( «…хотя деревца были не выше тростника, о них было сказано в газетах, …что город наш украсился, благодаря попечению гражданского правителя, садом, состоящим из тенистых, широколиственных дерев, дающих прохладу в знойный день…»)

 5. Визиты.

- Кого посетил Чичиков в первой главе?

(Посетил губернатора, вице-губернатора, прокурора, председателя палаты, полицеймейстера, откупщика, начальника над казенными фабриками, инспектора врачебной управы, городского архитектора).

« Был с почтением у губернатора, который, как оказалось, подобно Чичикову, был ни толст, ни тонок собой, имел на шее Анну, и поговаривал даже, что был предоставлен к звезде; впрочем, был большой добряк и даже сам вышивал иногда по тюлю».           (Слайд №14)

«…был  у прокурора, у председателя палаты, у полицеймейстера…»( Слайд №15)

6. Домашняя вечеринка в губернаторском доме. ( Слайд №16-18)

- Сколько времени заняло у Чичикова  приготовление к вечеринке? ( Слайд №16)

( с лишком два)

- Прочитать отрывок приготовление к вечеринке.

«После небольшого послеобеденного сна он приказал подать умыться и чрезвычайно долго тер обе щеки, подперши их извнутри языком; потом, взявши с плеча трактирного слуги полотенце, вытер им со всех сторон полное своё лицо, начав из-за ушей и фыркнув прежде два раза в самое лицо трактирного слуги. Потом надел перед зеркалом манишку, выщипнул вылезшие из носу два волоска и непосредственно за тем очутился во фраке брусничного цвета с искрой».

Губернаторский дом. ( Слайд №17)

«Впрочем, губернаторский дом был так освещён, хоть бы и для бала; коляска с фонарями, перед подъездом два жандарма, форейторские крики вдали – словом, всё как нужно».

«Мужчины здесь, как и везде, были двух родов: ( Слайд №18)

одни тоненькие, которые всё увивались около дам… Другой род мужчин составляли толстые или такие же, как Чичиков, то есть не так чтобы слишком толстые, однако ж не тонкие».

- Как описывает гоголь толстых и тонких?

( Гоголь говорит о них с насмешкой: тонкие виляют туда сюда, спускают нажитое отцами добро; толстые наживаю себе капиталец и, чтобы скрыть награбленное, покупают деревеньки, записывая их не на своё  имя.)

 

4.Закрепление темы.

Цель: на основе анализа первой главы дать характеристику главному герою; сделать  выводы, обобщения в результате проделанной работы.

 Гоголь прибегает к приёму чисто внешнего описания своих героев, исходя из идейного замысла поэмы – показать мёртвое царство мёртвых душ.

1. Дать характеристику Чичикову. ( Слайд №19)

- Как Гоголь рисует Чичикова в первой главе?

(Чичиков выдавал себя за светского человека, весьма деликатного и хорошо воспитанного, а на самом деле был дельцом, ловким мошенником, малокультурным и грубым.  Гоголь говорит о своём герое с тонкой насмешкой: « высмаркивался чрезвычайно громко», « храпя, во всю насосную завёртку», « говорил ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует»).

2. Выводы по анализу отрывков первой главы «Мертвых душ». ( Слайд №20)

-  Давайте сделаем выводы.

 1. Гоголь уже с первой страницы рисует яркие реальные картины русской жизни, подчёркивая этим, что его цель – не рассказ о похождениях авантюриста Чичикова, а сатирическое изображение всей современной ему русской жизни.

2. В том, как Гоголь изображает помещиков и чиновников, выявляется народность Гоголя: он разоблачает их, показывает, что под внешней оболочкой культурных, благовоспитанных людей в них скрывается духовное убожество и грубая животная натура.

3. Поэму Гоголя следует читать внимательно, вдумываясь в её смысл, который раскрывается только на основе изучения её.

 5.Задание на дом. ( Слайд №21)

 Цель: способствовать развитию речевых способностей у учащихся, внимания, мышления, памяти и воображения, побуждение познавательного интереса к поэме и дальнейшей работой над ней.

 - Ребята, дома вы должны:

   1. Внимательно перечитать вторую главу поэмы, а также часть главы седьмой      

( сцену встречи Манилова с Чичиковым).

2. Подготовиться к устным ответам  на следующие вопросы:

а) Как описан Манилов в первой главе?

в) Как Гоголь описывает усадьбу Манилова?

г) Какова бытовая обстановка Манилова?

д) Как Гоголь описывает встречу Манилова с Чичиковым?

Приложение №1

1.Вступительное слово учителя.

    Мы приступаем к изучению поэмы Гоголя «Мёртвые души» - самого крупного и наиболее значительного из произведений Гоголя, вершины его творчества.

     Гоголь работал над первым томом «Мёртвых душ» свыше шести лет – с осени 1835г. по осень 1841г. До конца своей жизни, т. е. в продолжение свыше десяти лет, он работал над вторым томом поэмы.

      Недовольный результатом своей работы, Гоголь в 1845 г. сжигает всё написанное им для второго тома. За несколько дней до смерти Гоголь сжёг уже совершенно готовый к печати второй том поэмы. Таким образом, до нас не дошел второй том поэмы, сохранились лишь отдельные черновые наброски и главы его.

      Задумана была поэма «Мёртвые души» под прямым влиянием Пушкина. Когда Гоголь летом 1835 г. читал Пушкину свои путевые заметки – сценки и наброски с натуры, - Пушкин был поражён наблюдательностью Гоголя и меткостью зарисовок людей и характеров.

       «Как, - воскликнул он, - с этой способностью угадывать человека чертами выставлять его вдруг всего, как живого, с этой способностью не приняться за большое сочинение!» Пушкина дал Гоголя сюжет «Мёртвых душ»; одобрение Пушкина получили и первые главы поэмы, которые читал ему Гоголь перед своим отъездом за границу.

       Гоголь начал писать свою поэму ещё раньше, чем написал «Ревизора», и после окончания «Ревизора» всецело погрузился в работу над «Мёртвыми душами», отдал ей все свои силы.

       По идейному замыслу первый том поэмы «Мёртвые души» близок к «Ревизору».

 Гоголь в «Ревизоре» показал суровую правду о чиновническом произволе, царившем во всех уголках России.

       В «Мёртвых душах» Гоголь решил разоблачить и показать подлинное лицо не только чиновников, но и помещиков – тогдашних «хозяев жизни». Гоголь предвидел новое озлобление и клевету со стороны так верно показанных им «мёртвых душ». «Ещё восстанут против меня новые сословия и много разных господ, -  писал он Жуковскому, работая над поэмой, -  но что ж мне делать! Уже судьба моя враждовать с моими земляками.

       Подсказанный Пушкиным сюжет – поездка Чичикова с целью покупки у помещиков мёртвых душ – был очень удобен для того, чтобы вывести разнообразных  представителей помещичьего мира, показать также и чиновников, с которыми встречается Чичиков, приезжая в губернский город и оформляя свои сделки по покупке мёртвых душ.

      Сам Чичиков, скупающий мёртвые души, тоже был весьма типичным представителем нового, только ещё нарождавшегося тогда в обществе человека-дельца, предпринимателя.

      Не внешняя история – приключения Чичикова – составляет содержание поэмы Гоголя, а показ всей России. Помещики и чиновники в ней изображены как мёртвые души. Однако Гоголь не ограничивается только сатирическим изобличением разнообразных типов мёртвых душ – помещиков и чиновников. В поэме показаны и образы крестьян. Гоголь с особой любовью говорит о своей поэме о народной силе, о русском народе, о просторах своей родины, о народной песне. Мёртвым душам помещиков и чиновников противопоставлена в поэме живая душа народа. В ряде лирических отступлений Гоголь показывает свою любовь к родине и веру в её великое будущее.

       Наряду с сатирическим изобличением всего феодально-крепостнического общества в поэме Гоголем показана народная сила Руси, дан образ великой родины, с глубокой патриотической силой противопоставлена всему мёртвому царству помещиков и чиновников и плутов-приобретателей народная Русь. Величественным образом Руси – необгонимой тройки, несущейся вперёд, - заканчивается поэма.

Приложение №2

2.Словарная работа.

 Бричка – легкая полукрытая повозка

Штабс-капитан – офицерский чин в пехоте

Канифасовых панталонах – плотной льняной ткани, преимущественно полосатой.

Манишка – накрахмаленный нагрудник.

Демикотонном сюртуке – плотной хлопчатобумажной ткани.

Сбитенщик – продавец сбитня, горячего напитка на меду с пряностями.

Будочник – нижний полицейский чин.

Бутылкою кислых щей – прохладительный напиток вроде кваса.

Полицеймейстер – начальник полиции города.

Откупщик – частное лицо, получившее от государства право на монопольную торговлю.

Бостончик – бостон, карточная игра.

Финифть – эмаль по металлу.

Пассаж – случай, происшествие.

Приложение №3

3. План к первой главе поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души».

1. Въезд Чичикова в город.

2. Гостиница и комната Чичикова.

3. Общая зала и обед.

4. Улица и городской сад.

5. Визиты.

6. Домашняя вечеринка в губернаторском доме.

 

 Используемая литература:

1.Русская  литература. Классика и современность: Учебник для 9 класса общеобразоват. шк. В.В.Бадиков, Т.П. Чаплышкина, Л.С. Рыгалова и др. – 3- изд., перераб. - Алматы: Мектеп, 2013.

2.  Гоголь Н.В. Мертвые души: Поэма. Вступ. ст. и комент. В. А. Воропаева. – М.: Сов. Россия, 1988.

3.Смирнова-Чикина Е.С. Поэма н.В.Гоголя «Мёртвые души». Комментарий. Пособие для учителя. Л., «Просвещение»,1964.