А.С. Пушкин "Песнь о Вещем Олеге". Волхвы не боятся могучих владык...
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Клюшенкова Татьяна Петровна

Данный материал представлет собой урок литературы в 7 классе по теме А.С.Пушкин "Песнь о вещем Олеге"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок литературы в 7 классе63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Клюшенкова Татьяна Петровна,

 учитель русского языка и литературы

ГБОУ РМ «Ардатовский детский дом—школа»

Тема: А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге».

«Волхвы не боятся могучих владык…»

Задачи: 1. Изучить произведение так, чтобы учащиеся с возможной для их возраста       полнотой увидели богатство выраженных поэтом мыслей и чувств;

2. Приучить детей  понимать поэтическую речь, слышать звучания стиха, передавать в своём чтение   основное настроение произведения и собственные переживания, вызванные им;

3. Обучение выразительному чтению.

Оборудование: учебник-хрестоматия для 7 класса; репродукции картин В.М.Васнецова к «Песне о вещем Олеге»; магнитофон; аудизаписи летописи и «Песни…» А.С.Пушкина.

Ход урока.

1.Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня на уроке литературы мы продолжим работу по творчеству А.С.Пушкина.

2.Проверка домашнего задания.

На предыдущем уроке мы познакомились с отрывком из поэмы Пушкина «Медный всадник».

— Какой город воспевает автор в этой поэме? (град Петров).

— Прочитайте отрывок, в котором переданы чувства поэта.

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид…

3.Вступительное слово учителя.

   В каждом из стихотворений, которое написал А.С.Пушкин, выражается то или иное чувство, раскрывающее его отношение к родине. В строфе из «Евгения Онегина» открыто высказана любовь к Москве—городу, который дорог «сердцу русскому». В «Зимнем утре»— выражена радость ощущения слитности с родной природой. В стихотворении «Няне» поэт с нежностью и заботой обращается к Арине Родионовне, олицетворяющей для него все лучше, что есть в простом народе. И, наконец, проявление интереса к прошлому своего отечества. Обращаясь к «преданью старины глубокой», он поэтически воспроизводит картину быта, нравов тех далёких лет.

   Сегодня на уроке мы попытаемся воскресить ещё одну картину далёких лет.

   Стольным городом древней Руси был Киев, а первым киевским князем—Олег. Он прославился своим знаменитым походом на Царьград—Константинополь, столицу Византийской империи. Олег принудил греков сдаться. Сначала он с войском спустился на лодках по Днепру к морю и подошёл к берегам Византии. Но взять Константинополь с моря было трудно. И тогда Олег придумал хитрый план: греки были изумлены, когда с крепостного вала увидели, как на город по суше движутся лодки под парусами. Это казалось сверхъестественным. В действительности же никакого чуда не было: к лодкам Олег велел приделать колёса и с поднятыми парусами подошёл к городским стенам. Греки сдались не сразу, а попытались обмануть Олега, поднеся ему богатое угощение. Князь Олег догадался, что еда была отравлена, и отказался от неё. Пришлось грека заключить с Киевом невыгодный для них торговый договор, а Олег прибил на воротах Царьграда свой щит. После этого похода киевского князя стали звать «вещем» Олегом.

— Откройте тетради. Запишите число и тему урока: А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге». «Волхвы не боятся могучих владык…»

— Подберите синонимы к слову вещий—ведающий, предвидящий, знающий, мудрый.

  Но главное значение этого слова «предвидящий будущее». (записать).

  А теперь представьте, что мы открываем книгу «Повесть временных лет..» и читаем легенду о смерти Олегу. (гр. записать). легенда о смерти Олега была известна Пушкину с юности. Ёе драматизм поразил воображение поэта, и он создаёт свою «Песнь…» в 1822 г. в ссылке на юге, непосредственно увидев те края, где развёртывается действие его стихотворной баллады. А спустя 3 года (в 1825 г.) поэт выскажет в письме к Бестужеву своё отношение к легенде: «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического».

4.Чтение и анализ «Песни…» 

А)   Слушаем аудизапись.

—Что больше всего запомнилось?

—Коротко восстановите последовательность событий (сюжет). (ученики осмысливают и выделяют главное: встречу князя с кудесником, предсказание, прощание с конём, пир, смерть Олега).

—А много ли времени прошло между предсказанием кудесника и смертью князя? (проходят годы с момента, когда «князю другого коня подвели» и пиром Олега с дружиной).

—Олег, поручив коня «другам—отрокам», совершил немало походов, прежде чем снова вернулся в Киев. За это время побелели от седин его воины, старый конь «давно уж почил» непробудным сном, и на холме «у берега Днепра» Олег увидит его «благородные кости». Обратите внимание на поэтичность описания:

Их моют дожди, засыпает их пыль,

И ветер волнует над ними ковыль.

—Почему, услышав слова кудесника, Олег «усмехнулся», но всё же решил расстаться с конём?

  Он не хочет верить пророчеству и в то же время опасается предсказания. Решая избегнуть предсказанной судьбы, он расстаётся со своим «верным товарищем». (репродукция картины В.Васнецова).

—А что переживает Олег, узнав о смерти коня?

Князь корит себя, нужно было презреть предсказаниям, теперь уж можно твёрдо сказать, что пророчество не сбылось. И кудесник, которого он назвал при встрече «любимцем богов», теперь кажется ему «безумным» и даже «лживым» стариком. Насмешкой над ним звучат последние слова Олега:

Так вот где таилась погибель моя!

Мне смертью кость угрожала!

Но из черепа выползает «гробовая змея». Эпитет  гробовая делает этот образ зловещим, вызывает и ужас, и жалость к князю, и сознание неотвратимой гибели.

Б)  второе чтение текста.

—Прочитайте строки, где есть описание Олега, поищите слова—образы, характеризующие его, в частности эпитеты.

Вот он едет в цареградской броне, собираясь в трудный поход против хазар. Он «вещий», мужественный и «воинственный» (по терминологии ребят) так как обрёк (предназначил) на гибель и разрушение поселения хазар («неразумных» потому, что они нападают на русские города и селения). Потом Пушкин дважды называет Олега могучим. Но самые высокие слова о князе вложит он в уста кудесника.

—Найдите слова кудесника, описывающие Олега.

Кудесник знает, как славно имя Олега: он победитель, ему покорны и «волны и суша», его судьба «дивная». Все опасности воинской жизни минуют князя, будто кто-то зримый охраняет его и в боях, и в морских плаваниях («не зримый хранитель могущему дан»). Князь Олег не только могучий, но и разумный и справедливый владыка. Словами волхва Пушкин отдаёт заслуженную дань восхищения его могуществу и воинской доблести.

—Как вам кажется, в какой момент Пушкин особенно любуется князем Олегом? Когда он ему больше всего нравится? (записать В тетрадь)

—Пушкину нравится, как князь Олег заботится о своём коне. Он называет его «мой товарищ, мой верный слуга». Он просит ухаживать за ним, кормить «лучшим зерном, поить ключевой водой». (ученик зачитывает строфы из «Песни…») класс следит за интонацией, правильно ли переданы чувства Олега ( его любовь к коню, сожаление о необходимости расстаться, заботу).

Прощай, мой товарищ,  мой верный слуга,

Расстаться настало нам время,

Теперь отдыхай! Уж не ступит нога

В твоё позлащённое стремя

Прощай, утешайся—да помни меня

Вы, отроки—други, возьмите коня,

Покройте попоной, мохнатым ковром,

В мой луг под узды отведите;

Купайте; кормите отборным зерном;

Водой ключевой поите.

  Отроки—молодые слуги князя.

(обращаемся к репродукции картины Васнецова; как художник передаёт чувства Олега).

—В отношении Олега к коню Пушкин видит благородство и верность, умение быть благородным. Эти качества поэт высоко ценит в людях, и поэтому он любуется здесь князем. Вообще Олег в стихотворении воплощает в себе такие прекрасные качества, как честь, мужество, верность.

Иным, чем Олег, но не менее высоким достоинствами наделён у Пушкина кудесник. В какой-то степени он противопоставлен князю.

—Поищите слова, которыми называет Пушкин волхва.

Это вдохновенный кудесник, мудрый старец, любимец богов.

В Олеге главное—мужество, могущество, в кудеснике—мудрость, вдохновение.

—А что может особенно нравиться Пушкину в кудеснике? (записать в тетрадь)

—Пушкину нравиться, что кудесник не боится Олега и говорит: «Волхвы не боятся могучих владык…».

—Ему нравиться, что кудесник такой смелый и спокойный, что думает, то и говорит.

—Наверное, Пушкину нравиться гордость кудесника. Он отказывается от подарков, не хочет подчиняться князю Олегу. «Пусть я буду бедный,—думает он,—всё равно я знаю правду, а князь не знает».

—Вот едет такой могучий князь, в доспехах, на коне. А кудесник идёт старый уже. Он всё знает про Олега. И что он завоевал Царьград, и что его нельзя сразить кинжалом или застрелить из лука. Пушкину нравится то, что кудесник всё знает, он как волшебник.

(поправляю неточности в ответах).

—Ребята, давайте прочитаем диалог кудесника и Олега. (В лицах). Но сначала представьте героев, как каждый из них относиться к другому, что испытывает в момент встречи. (По тому, как будет прочитан разговор князя Олега с кудесником, можно судить, понято ли учащимися внутреннее достоинство, независимость, неподкупность последнего).

« Скажи мне, кудесник, любимец богов,

Что сбудется в жизни со мной?

И скоро ль, на радость соседей-врагов,

Могильной засыплюсь землёю?

Открой мне всю правду, не бойся меня:

В награду любого возьмёшь ты коня».

«Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещих язык

И с волей небесною дружен.

Грядущие годы таятся во мгле;

Но вижу твой жребий на светлом челе.

Запомни же ныне ты слово моё:

Воителю слава—отрада;

Победой прославлено имя твое;

Твой щит на вратах Цареграда;

И волны и суша покорны тебе;

Завидует недруг столь дивной судьбе.

И синего моря обманчивый вал

В часы роковой непогоды,

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал

Щадят победителя годы…

Под грозной броней ты не ведаешь ран;

Незримый хранитель могучему дан.

Твой конь не боится опасных трудов;

Он, чуя господскую волю,

То смирный стоит под стрелами врагов,

То мчится по бранному полю.

И холод и сеча ему ничего…

Но примешь ты смерть от коня своего».

Бранное поле—поле битвы.

Сеча—сражение.

—Кто кажется мужественнее в этой сцене?

Олег—князь, воитель, он знает свою власть, славу; при всей искренности обращения к волхву у него есть невольное сознание превосходства над ним, поэтому он и предлагает награду.

Но кудесник кажется даже более сильным, потому что ни от кого не зависит: владея даром предвидеть, он бесстрашно («правдиво и свободно») говорит о том, что ждет князя.

—Сравните текст баллады и летописи. В чем вы видите разницу?

Текст летописи.  (распечатан на каждого ученика)

Олег княжил в Киеве и жил в мире со всеми странами. Наступила осень. И вспомнил Олег про своего коня, которого он поставил кормить и не садился на него, потому что он перед тем спрашивал волхвов—кудесников: «От чего  мне суждено умереть?» И один из кудесников сказал ему: «Князь, тебе умереть от того коня, которого ты любишь и на котором ты ездишь» Олегу это запало в ум, и он сказал: «Никогда больше не сяду на этого коня и даже не буду на него смотреть». И велел он кормить его и не приводить к себе. И прошло уже несколько лет, как он не видал его, вплоть до похода на греков. И вернувшись в Киев, он прожил ещё 4 года. На 5 год вспомнил он про своего коня, от которого волхвы предсказали  ему смерть. И призвал Олег своего старшего конюха, и сказал ему: «Где мой конь,  которого я велел кормить и беречь?» Конюх сказал: «Он умер». Олег же посмеялся и попрекнул кудесника, говоря: «Не правду говорят волхвы. Все это ложь. Конь умер, а я жив». И велел оседлать себе коня: «Посмотрю на его кости». И приехал он на место, где лежали голые кости коня и его голый череп. И слез Олег с коня, и посмеялся такими словами: «Не от этого ли черепа мне умереть?» И наступил ногой на череп. И выползла оттуда змея и ужалила ему ногу. Он от этого разболелся и умер. И все плакали о нем великим плачем, и понесли его, и погребли на горе, которая называется Щековица. Эта могила цела до сих пор. Она слывет Олеговой могилой. Всего он княжил 33 года.

В летописи главное—сам факт исполнения пророчества. Читая её, нельзя узнать ни о характере Олега, ни о его подвигах, ни о трогательном отношении князя к коню. Трудно восхититься им. Но что особенно интересно: в летописи почти ничего не говорится о кудеснике. А в «Песни…» ему уделено не меньше внимания, чем Олегу.

—Почему же? Какие мысли выразил Пушкин, изобразив кудесника? Почему он назвал его вдохновенный? К какому слову прилагается этот эпитет? (Вдохновенный певец, или поэт, или художник).

—Что же сказал читателям Пушкин, поставив рядом с Олегом «вдохновенного кудесника»?

Ответы учеников:

  • Пушкин показал, что есть люди, которые не боятся князей и владык.
  • Пушкин думал, что вот  все покоряются князям, а на самом деле есть люди, которые знают больше, чем князья.
  • Олег считал, что он самый вещий и что может, как захочет, всех награждать. А кудесник знает больше. Ему не нужны царские награды. Он свободный, и для него главное—говорить правду.

Правильно, ребята, о чем бы ни писал поэт—о природе, о других временах или древних людях, он выражает мысли, которые важны для него самого. Пушкин любил человеческую независимость и написал о ней, хотя обратился к истории, к легенде. Он ценил верность и благородство и показал красоту этих человеческих свойств, нарисовав прощание князя с конем. Он написал «Песнь о вещем Олеге» в ссылке, куда был направлен за свои смелые стихи. И когда кудесник гордо произносит слова:

Правдив и свободен их вещей язык…

Можно думать, что Пушкин говорит это и о себе.

—Что  производит при чтении большее впечатление—рассказ летописца или стихотворение Пушкина? Почему?

В летописи об Олеге говорится очень кратко, нет его прощания с конем, что все изложено сухо.(«Только одни голые факты, а подробностей никаких нет»). В стихотворении же мы видим и Олега, и кудесника, понимаем их характеры, узнаем, как Олег любил коня.

5. Итог урока.

—Что нового и интересного вы узнали на уроке?

—Какое впечатление оставила «Песнь о вещем Олеге», написанная А.С.Пушкиным, в вашем сердце?

6. Задание на дом.

1. Ставлю вопрос проблемного характера: почему Пушкин заканчивает свою балладу не смерти Олега, а описанием тризны?

Тризна—старинный русский обычай, похоронный обряд у древних славян.

Ковши круговые, запенясь, шипят

На тризне плачевной Олега;

Князь Игорь и Олег на холме сидят;

Дружина пирует у брега;

Бойцы поминают минувшие дни

И битвы, где вместе рубились они.

Воспроизведя его, Пушкин выражал своё отношение к славе Олега, мысль о необходимости благодарной памяти героя. Не случайно баллада заканчивается словами:

Бойцы поминают минувшие дни

И битвы, где вместе рубились они.

2.  Выразительное чтение отрывка наизусть из «Песни о вещем Олеге».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А.С.Пушкин "Песнь о Вещем Олеге"

Читаем, думаем, спорим – действия, составляющие основу урока литературы. Урок по теме «А.С.Пушкин «Песнь о Вещем Олеге » и её летописный источник» является одним из уроков в изучении творчества велик...

Песнь о вещем Олеге.

Материал к уроку...

Инновационные подходы к изучению баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» в сравнении с летописными источниками из « Повести временных лет» (урок- исследовательская лаборатория «Черты истории и славянской древности в балла

Данная статья написана на основе урока литературы по изучению баллады А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге",проведённого в 7 классе в форме исследовательской лаборатории....

Презентация по литературе А.С. Пушкин " Песнь о вещем Олеге".

Презентация по литературе А.С.Пушкин " Песнь о вещем Олеге",в коррекционной (специальной) общеобразовательной школе-интернат I,II вида....

Тема судьбы в балладе А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге"

Урок литературы(с презентацией) в 7 классе.Рассчитан на 2 ч....

Мудрость старца. ("Песнь о вещем Олеге" А. С. Пушкина)

Художественный смысл баллады Пушкина о могучем князе Олеге, о его верном коне и о мудром «вдохновенном кудеснике», как и поэтическое содержание многих других пушкинских шедевров, многогранен. Ра...