ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ «В ПОСЛЕДНЮЮ ОСЕНЬ УХОДЯТ ПОЭТЫ»
учебно-методический материал (литература, 11 класс) по теме

Барвинская Елена Николаевна

Литературная  гостиная посвящена  поэтам-бардам (В.Высоцкий, И.Тальков, Ю.Визбор, В.  Цой), их  авторским  песням.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Поэты-барды128 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                     

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ

«В ПОСЛЕДНЮЮ ОСЕНЬ УХОДЯТ ПОЭТЫ»
ЦЕЛЬ: Отдать дань любви и памяти поэтам-бардам, вызвать у учащихся желание читать и

перечитывать, учить наизусть и петь, слушать их песни.

                                

                                                ПОЭТЫ ХОДЯТ ПЯТКАМИ ПО ЛЕЗВИЮ НОЖА И

РЕЖУТ В КРОВЬ СВОИ БОСЫЕ ДУШИ

СЛОВА УЧИТЕЛЯ: Добрый вечер! Уважаемые гости! Вы приглашены в литературную гостиную.

        Литературная гостиная, литературный салон, литературные среды, четверги, пятницы… Они были модны в XVIII – XIX веках. Любовь к литературе, живописи, музыке требовала встреч, разговоров, споров. В литературных гостиных писатели и поэты читали свои произведения, композиторы представляли музыкальные произведения, художники – картины…

        В салоне Волконской А.С.Пушкин познакомил публику с трагедией «Борис Годунов». В литературной гостиной Софьи Карамзиной Лермонтов читал свои стихотворения…

        Много в свое время писали о литературных гостиных XX века, где, читающая публика знакомилась с Чеховым, Блоком, Есениным.

        Сегодня и мы проводим встречу в литературной гостиной, посвященную поэтам-бардам, их авторским песням.

        Говоря об авторской песне, часто имеют в виду движение, объединяющее поэтов, композиторов, исполнителей и почитателей этого жанра. Налицо стремление объединить в одно целое авторскую и самодеятельную песню. Это неверно: движение самодеятельной песни – явление более широкое; понятие «авторская песня» имеет конкретный и узкий смысл: поэты, поющие свои стихи. Так же считал и В. Высоцкий, придумавший этот термин. Этих поэтов роднило время – время всем памятных событий, связанных с разоблачением культа личности, большими надеждами на обновление общества. Тогда и возник круг таких поэтов, как Владимир Высоцкий, Юлий Ким, Юрий Визбор, Булат Окуджава, Александр Городницкий. Все они были очень не похожи друг на друга, имели свое собственное лицо, собственный почерк.

        Авторская песня была своего рода протестом против поверхностного искусства. Она противостояла развлекательной эстрадной песне, для которой важны главным образом ритм, пестрота, световые эффекты, доходчивые слова, и даже это не обязательно – можно обойтись одним лишь ля-ля-ля… Развлекательная песня – явление музыкальное, авторская песня – прежде всего – литературное. Она пишется думающими людьми для думающих людей…

        В этом жанре, как и вообще в поэзии, нельзя без открытий. Настоящий поэт приходит с мешком гвоздей. Они из мешка вылезают и колют, и ранят, задевают…

        Поэты 60-х гг., как и наши современники, несли в своем творчестве и социальные вопросы, и политические. А их слушатели хотели не просто получить удовольствие от поэтического слова – стремились разобраться в процессах, происходящих в обществе.

Авторская песня родилась из серьезных раздумий о жизни человека, может быть, трагических, из острых сюжетов, из клокотания души. Из этого родилась, этим стала известна! А все остальное – всякие сюжеты туристские, развлекательные и прочие – уж потом приложились.

        В 1956г., когда начался поэтический бум, появилось грандиозное количество поклонников поэзии. Они ломали двери в аудиториях, приходили в Лужники, кричали, шумели. И вдруг все схлынуло. Говорили с горечью, что поэзия умирает и пропадает к ней интерес. Но это не так: истинных любителей поэзии всегда было немного, а вокруг них просто образовался нарост, вызванный временем. То же самое и с авторской песней. Сначала это было явление локальное, потом вдруг началось безумие, вобравшее в орбиту тысячи и тысячи людей. Но все равно ядро поющих поэтов, которые двигали и двигают авторскую песню вперед, сравнительно невелико.

Поэты не гибнут,

А гаснут, как солнце,

Лучи их бегут сквозь столетья и дали,

Полночной порою

К нам свет их несется,

Который при жизни они расплескали.

        Есть имена как солнце! Имена – музыка! Как яблони в расцвете! Они при жизни еще становятся легендой, одно упоминание их имени согревает нам души, делает добрее и чище. Таким человеком и

был Владимир Высоцкий – певец, поэт, актер, композитор. Его звезда, воссияв на творческом горизонте, оставила земной мир навсегда. Но свет ее не погас – он в стихах и песнях, героях, сыгранных в кино, в неистовом голосе Высоцкого, который звучит с магнитофонных лент и пластинок. Память о нем живет в названиях танкера и малой планеты – астероида Владвысоцкий. Мне кажется, эпиграфом к творчеству В.Высоцкого можно взять строки из стихотворения:

                                Поэты ходят пятками по лезвию ножа

                                И режут в кровь свои босые души.

        Но давайте познакомимся с самим певцом, поэтом.

СЛОВА 1-ГО УЧЕНИКА: 25 января 1938г. (Татьянин день) родился Владимир Высоцкий.

        Отец будущего барда был офицером – фронтовиком. И живя с ним среди военных, Володя хорошо знал их жизнь, много слышал от отца и его фронтовых друзей о войне. Обладая острым умом и хорошей памятью, будущий поэт, как губка, впитывал услышанное, чтобы затем талантом художника все переосмыслить, перечувствовать и воплотить в своих произведениях. Вот откуда точность деталей в песнях военной тематики.

ПРОСЛУШИВАНИЕ ПЕСНИ «ОН НЕ ВЕРНУЛСЯ ИЗ БОЯ».

 Тема войны для Высоцкого – это прежде всего тема благодарности тем, кто не дожил до Победы, и тем, кто остался жив, пройдя все дороги войны. Искренность и патриотизм его военных песен близки и понятны не только ветеранам, но и новому поколению, не знавшему войны, пробуждают чувство гордости за свой народ, за родную землю. Неудивительно, что люди,

побывавшие на фронте, слушая его песни, искренне верили, что Владимир Семенович участвовал в Великой Отечественной войне, был солдатом, летчиком, разведчиком. Люди иной судьбы не сомневались, что все это правда. Такова сущность таланта Высоцкого, который жил и умирал со своими героями.

1964год в жизни В.Высоцкого (26лет) был отмечен одновременно попыткой самоубийства и приходом на Таганку. Это был слом, после которого началось быстрое восхождение поэта, а главное – обретение себя в очень непростых условиях того времени.

В 60-70-е гг. простые советские люди просто боготворили его. Во времена, которые сейчас именуются застойными, он нес России струю особенно свежего и чистого воздуха. Повсюду слышались его песни. Многие его очень любили, но мало кто знает, как горько чувствовал себя поэт в этом мире. Высоцкий как никто из его современников остро чувствовал легкоранимой душой (несмотря на внешнюю грубость) боль своей Родины, был одним из тех легендарных людей, которые вызывают огонь на себя.

ПРОСЛУШИВАНИЕ ПЕСНИ «СПАСИТЕ НАШИ ДУШИ».

1975 год был необычным в жизни поэта. Это был год его 37-летия, а к датам и цифрам Высоцкий относился более чем серьезно, по крайней мере к тем, которые сам выделял как фатальные. Двумя годами ранее, в 1973 году. Он посвятил им даже отдельное стихотворение «О поэтах и кликушах».

                                Кто кончил жизнь трагически,

                                Тот истинный поэт…

        И, наконец, год 37-летия, дата смерти кумиров, рубеж, через который не удалось перешагнуть, пожалуй, ни одному из тех, кого на тот момент Высоцкий числил для себя Поэтами с большой буквы. Об этой дате он написал:

                                С меня при цифре 37 в момент слетает хмель,

                                Вот и сейчас как холодом подуло-

                                Под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль

                                И Маяковский лег виском на дуло.

                                Задержимся на 37! Коварен бог,

                                Ребром вопрос поставил: или-или…

                                На этом рубеже легли и Байрон, и Рембо,

 А нынешние как-то проскочили…

СЛОВА 2-ГО УЧЕНИКА: Не обещал ничего хорошего этот год и В.Высоцкому. Уже на подступах к нему началось то, в старину, наверное, назвали бы дурными предзнаменованиями.

        В сентябре 1974 года, во время гастролей в Вильнюсе, Высоцкий страшно запил. Его поместили в больницу, предложили сделать вшивку, но он сбежал.

Из воспоминаний В.Золотухина: Высоцкий говорил: «Дай мне умереть». Врач вшивать отказывался: «Он не хочет лечиться, в любое время может выпить – и смертельный исход. А мне –тюрьма. Шеф сказал, что он освободил его от работы в театре».

Вшивку – таки пришлось сделать, и это повлекло за собой естественную депрессию. 4 октября, во время переезда театра на гастроли в Ленинград, Высоцкий попал в аварию, но он, к счастью не пострадал.

В это время из жизни ушли сразу два человека – В.Шукшин и Г.Шпаликов, - смерти которых потрясли В.Высоцкого. Буквально на одном дыхании он пишет стихотворение «На смерть Ш  ». Там есть такая строфа:

                        Должно быть, он примет не знал –

                        Народец праздный суесловит,-

                        Смерть тех из нас всех прежде ловит,

                        Кто понарошку умирал.

Подобное «суесловие» на пороге его собственного 37-летия символично. Однако, кроме вероятной физической смерти, Высоцкого в этот год угнетало еще и ощущение предела своих духовных возможностей, истощение своего поэтического дара. 1974 оказался для него одним из самых скудных в творческом отношении.

В 1975 году он уезжает во Францию. Франция не вывела его из этого состояния. Там были свои проблемы, чужая речь, чужая муза, чужие воздух и жизнь. Но все та же круговерть, что и в России, от которой Высоцкий искал спасения в Париже. В результате он поспешно вернулся из своей парижской «самоволки» в Союз. Вернулся к беспощадным театральным интригам, к изменам друзей, к собственным бесконечным срывам, загулам, клиникам.

                        Упрямо я стремлюсь ко дну,

                        Дыханье рвется, давит уши.

                        Зачем иду на глубину –

                        Чем плохо было мне на суше?

                        Там, на земле – и стол, и дом,

                        Там я и пел, и надрывался.

                        Я плавал все же, хоть с трудом,

                        Но на поверхности держался.

                        Линяют страсти под луной

                        В обыденной воздушной жиже,

                        А я вплываю в мир иной

                        Тем невозвратнее, чем ниже.

                        

Дышу я непривычно ртом,

                        Среда бурлит – плевать на среду!

                        Я погружаюсь, и притом –

                        Быстрее, в пику Архимеду.

                        Я потерял ориентир,

                        Но вспомнил сказки, сны и мифы

                        Я открываю новый мир,

                        Пройдя коралловые рифы…

СЛОВА 3-ГО УЧЕНИКА: Тема смерти занимает значительное место в песенном творчестве Высоцкого. Произведения, в которых он говорит о смерти, могли бы составить большой цикл, а может быть, и сборник. Последнее стихотворение Высоцкого содержит предчувствие недалекой смерти и воспринимается как предсмертное, как прощание с родными и друзьями. Вот эти три строфы, которые стали широко известными, не будучи опубликованными и переложенными на музыку:

                                И снизу лед, и сверху. Маюсь между.

                                Пробить ли вверх иль пробуравить вниз?

                                Конечно, всплыть и не терять надежды,        

                                А там за дело, в ожиданье виз…

                                Лед надо мною, надломись и тресни!

                                Я весь в поту, как пахарь от сохи.

                                Вернусь к тебе, как корабль из песни,

                                Все помня, даже старые стихи.

                                Мне меньше полувека – сорок с лишним.

                                Я жил 12 лет, тобой и господом храним.

                                Мне есть, что спеть, представ перед Всевышним,

                                Мне есть, чем оправдаться перед ним.

        Давайте послушаем, что говорил сам поэт в предчувствии смерти в стихотворении «Памятник».

                                Я при жизни был рослым и стройным,

                                Не боялся ни слова, ни пули

                                И в привычные рамки не лез.

                                Но с тех пор, как считаюсь спокойным,

                                Охромили меня и согнули,

                                К пьедесталу прибив ахиллес.

                                И не вытащить из постамента

                                Ахиллесову эту пяту,

                                И железные ребра каркаса

                                Мертво схвачены слоем цемента –

                                Только судороги по хребту

                                Я хвалился косою саженью:

                                Нате, смерьте!

                                Я не знал, что подвергнусь суженью

                                После смерти.

                                Но в привычные рамки я всажен, -

                                На спор вбили,

                                А косую неровную сажень

                                Распрямили.

СЛОВА 4-ГО УЧЕНИКА: Это пророческие слова. Высоцкий прекрасно знал, как ведут себя люди по отношению к «дорогому покойнику», и позволил себе посмеяться над нами, предчувствуя, что мы поступили с ним по нашим стереотипам, уверенные, что делаем ему большое одолжение.

        Во время выступлений Высоцкого в городах нашей страны передавали записи с вопросами, из которых было понятно, что и люди, любящие его, имеют право на истину. Вне сомнения, подобные записи получал артист и у себя на родине, что заставило его написать яростную песню.

                                Я все вопросы освещу сполна,

                                Дам любопытству удовлетворенье.

                                Да! У меня француженка жена,

                                Но русского она происхожденья.

                                Нет! У меня сейчас любовниц нет.

                                А будут ли? Пока что не намерен.

                                Не пью примерно около двух лет.

                                Запью ли вновь? Не знаю, не уверен.

        Он расставляет все точки над «i», дав достойный отпор тем, кто как бы пытался проникнуть в его личную жизнь. И когда он пел, то преображался: бледнел, лоб покрывался испариной, вены вздувались. Однако в жизни, в обществе, в компании друзей, когда его не просили петь, он был совсем иной. Говорил тихо, был замкнут и молчалив, редко участвовал в общем разговоре. Таким запомнил его Вознесенский: «Он был тих в жизни, добр к друзьям, деликатен, подчеркнуто не заметен в толпе». И еще: «Я никогда не видел пиджаков. Галстуки теснили ему горло, он носил свитера и расстегнутые рубахи».

ПРОСЛУШИВАНИЕ ПЕСНИ «ПЕСНЯ О ДРУГЕ»

        Когда Высоцкого спросили, что для него значит дружба, то он ответил: «Дружба – это не значит каждый день друг другу звонить, здороваться и занимать рубли… Это просто желание узнавать

о друге, что-то слышать и довольствоваться хотя бы тем, что вот мой друг здоров, и пускай здравствует».

                                Служение стихам не терпит суеты…

СЛОВА 5-ГО УЧЕНТИКА: Уходит время, как вода между пальцев. Пригубить не успеешь. Высоцкий зачерпнул и напоил живой водой всех разом. Кругом разило узаконенной мертвечиной, а он пел про дремучие муромские леса, горевал о порванном парусе, заходился в крике в знаменитой балладе «Кони привередливые…»

ПРОСЛУШИВАНИЕ ПЕСНИ «КОНИ ПРИВЕРЕДЛИВЫЕ...»

        При жизни Высоцкий (а умер он в 42,5 года) не имел никаких «регалий». В чем причина? Как это в одной из его песен поется:

                                И мне давали добрые советы,

                                Чуть свысока похлопав по плечу,

                                Мои друзья, известные поэты:

        С грустью мы говорим и вспоминаем о Высоцком. Он так верно писал: «И нас хотя и не косили, но жили мы не поднимая глаз. Мы тоже дети страшных лет России».

        Умер Владимир Высоцкий 25 июля 1980 года от сердечного приступа, у него еще в старших классах были не лады с сердцем. За годы, что нет Высоцкого многое изменилось: не стало его страны, которой он хотел лучшей участи. Но его песни живут, значит и он с нами.

        Сколько стихов и песен он мог бы еще написать. Смерть сразила его, словно птицу в полете, птицу, набравшую высоту и устремившую взгляд в неохватную даль.

 Прошло более 25 лет без Высоцкого. Приутихла острая боль невосполнимой утраты, но не покидает чувство сожаления и горечи, что нет с нами этого человека в трудное время для его Родины – России. Истинный интерес к творчеству и личности, к «феномену Высоцкого» не ослабевает. Продолжают выходить новые сборники стихов и прозы, огромными тиражами расходятся записи его песен.

                                                        Евтушенко

                        «Погиб поэт – невольник чести»,

                        В который раз такой конец!

                        Как будто было неизвестно –

                        Талант в России – не жилец.

                        Да, был талант, талант высокий,

                        Так оценил XX век.

                        Каким он был твой сын Высоцкий

                        Певец, артист и человек?

СЛОВА 6-ГО УЧЕНИКА: И не один В.Высоцкий пользовался популярностью.

        Кто начал? Кто первый взял гитару и, подойдя к микрофону, стал не читать стихи, а петь их? Кто был первым бардом, поющим поэтом нашего времени? Полагают: Окуджава. Еще чаще говорят: Высоцкий. У людей есть основания думать так. Но если быть справедливым, то у истоков стоит Визбор.

Было время – 1,5 -2 года в конце 50-х гг. – когда именно он овладел вниманием и сердцами слушателей.

Песни Юрия Визбора в 60-е годы были самыми популярными среди молодежи. Это был необыкновенный человек, его всегда притягивали профессии, требующие от человека усилий, воли, мужества, он любил людей неординарных профессий: летчиков и полярников, моряков и альпинистов, рыбаков и космонавтов. И в своих произведениях показал нелегкую романтику их работы и жизни.

ИСПОЛНЕНИЕ УЧЕНИКОМ ПЕСНИ «НОЧНОЙ ПОЛЕТ»

                        Пошел на взлет наш самолет,

                        Прижал к земле тоскливый вереск.

                        Махнул рукой второй пилот

                        На этот неуютный берег.

                Припев:        Ночной полет – тяжелая работа,

                                Ночной полет – не видно ничего,

                                Ночной полет – не время для полетов,

                                Ночной полет – полночный разговор.

                        А на земле не то чтоб лес,

                        А просто редкие березы.

                        Лежат на штурманском столе

                        Еще не пройденные грозы.

                Припев

                        Летом всю ночь по курсу «ноль»

                        Давным-давно нам надоело

                        Смотреть на жизнь через окно

                        И делать дело между делом.

                Припев

                        А я не сплю. Благодарю

                        Свою судьбу за эту муку,

                        За то, что жизнь я подарю

                        Ночным полетам и разлукам.

                Припев

СЛОВА  7-ГО УЧЕНИКА: « Я родился 20 июня 1934 года в Москве. Отец – командир, бывший моряк, до моего рождения (за 2 месяца) получил в Сталинграде пулю из маузера в спину и мы вернулись в Москву, и вот тут-то я родился. Отец был неплохим художником, писал маслом. Учил рисовать и меня. До сих пор в нашем старом доме в Краснодаре висит на стене «ковер» - картина, написанная отцом, в которой и я подмалевывал хвост собаки и травку. Первое воспоминание – солнце в комнате, портупея отца с наганом, лежащая на столе, крашенные доски чисто вымытого пола, отец в белой майке стоит спиной ко мне и что-то говорит матушке…

        Я помню, как арестовали отца, помню мамин крик. В 1958 г. Мой отец Визбор Иосиф Иванович был посмертно реабилитирован. После мытарств мама (по образованию фельдшерица) отправилась со мной в Хабаровск. Потом, ничего не заработав, вернулись в Москву. Мы жили в небольшом двухэтажном доме в парке, потом переехали на Сретенку. Мама училась в медицинском институте, болела тифом, но осталась жива. Я ходил в школу, учились в третью смену в 7ч. вечера.

        Отчим – рабфаковец, министерский служащий – бил меня плотницкой рукой, ломал об меня лыжи. В доме жизни мне не было, и я фактически только ночевал в своей квартире. В те годы мне в руки впервые попала гитара и нашлись дворовые учителя. О себе полагал, что я сану либо футболистом, либо летчиком. Я посещал футбольные тренировки и аэроклуб. Когда закончил 10-летку, уехал из дома, на аэродром в Тайнинку. Но однажды туда приехала мама, сказала, что развелась с отчимом, и забрала меня, чтобы поступать в институт. Три вуза не сочли возможным видеть меня в своих рядах. И тут в дни моих разочарований мой приятель из класса стал уговаривать поступить в пединститут, и я согласился. Это был 1951 год. Я неожиданно поступил. Потом были институт, походы, песни, армия на Севере, возвращение, дети, работа, поездки, горы, море и вообще – жизнь».        

        Детство Визбора пришлось на суровое военное время и не менее тяжкие послевоенные годы, которые, несомненно, оказали решающее влияние на становление его личности. Отношение к войне, верность долгу памяти, займут потом важное место и в его творчестве: песнях, прозе, документальном кино. Осмысливая истоки своего мировоззрения, Визбор скажет в пьесе «Березовая ветка» устами одного из ее героев: «В байдарочном походе по реке Жиздре, протекающей в брянских лесах, мы натолкнулись на удивительный след войны. Четверть века назад какой-то солдат повесил на березу винтовку. Четверть века она висела на этой березе. Сталь ствола съела ржавчина, ремень сгнил. Но ложе приклада приросло к березе, стало ее частью, и сквозь этот бывший приклад уже проросли, пробились к солнцу молодые веселые ветки. То, что было орудием войны, стало частью мира, природы. И я тогда подумал, что это и есть – я, мы, мое поколение, выросшее на старых, трудно затягивающихся ранах войны… Война убила не только тех, кто пал на поле боя. Она суровым рассветом нашего послевоенного поколения. Оставила нам в наследство раннее возмужание, жидкие школьные винегреты, безотцовщину, ордера на сандалии, драки в школьных дворах за штабелями дров. Война моим врагом – личным врагом».

СЛОВА 8-ГО УЧЕНИКА: Ю.Визбор часто обращается к теме войны:

                                Помни войну! Это, право же, вовсе не странно:

                                Помнить все то, что когда-то касалось всех нас.

        Здесь и сила духа, негромкое мужество простого солдата. Песни эти написаны по велению души, по внутреннему побуждению.

ВАНЮША ИЗ ТЮМЕНИ

                                В седом лесу под Юхновом лежат густые тени.

                                И ели, как свидетели безмолвные, стоят.

                                А в роте, в снег зарывшийся, Ванюша из Тюмени –

                                Единственный оставшийся не раненый солдат.

                                А поле очень ровное за лесом начиналось,

                                Там немцы шли атакою и танки впереди

                                Для них война короткая как будто бы кончалась,

                                Но кто-то бил из ельника, один, совсем один.

                                Он кончил школу сельскую, зачитывался Грином,

                                Вчера сидел за партою, сегодня – первый бой.

                                Единственный оставшийся с горячим карабином

                                С короткой биографией, с великою судьбой.

                                Когда же вы в молчании склонитесь на колени

                                К солдату неизвестному, к бессмертному огню,

                                То вспомните, пожалуйста, Ванюшу из Тюмени,

                                Который пал за Родину под Юхновом в бою.

ВОЕННЫЕ ФОТОГРАФИИ

                                Доводилось нам сниматься

                                И на снимках улыбаться

                                Перед старым аппаратом

                                Под названьем «Фотокор»,

                                Чтобы наши светотени

                                Сквозь военные метели

                                В дом родимый долетели

                                Под родительский надзор.

                                Так стояли мы с друзьями

                                В перерывах меж боями.

                                Сухопутьем и морями

                                Шли, куда велел приказ.

                                Встань, фотограф, в серединку

                                И сними нас всех в обнимку:

                                Может быть, на этом снимке

                                Вместе мы в последний раз.

                                Кто-нибудь потом вглядится

                                В наши судьбы, в наши лица,

                                В ту военную страницу,

                                Что уходит за кормой.

                                И остались годы эти

                                В униброме, в бромпортрете,

                                В фотографиях на память

                                Для Отчизны дорогой.

СЛОВА 9-ГО УЧЕНИКА: Визбор был патриотом собственной страны – это ясно видно в его творчестве. Им написан ряд задушевных песен о Родине. В понятие «Родина» для поэта входит и Россия, и Москва, и «среднерусская, сердцу близкая подмосковная сторона», и «маленький остров Путятин возле Великой земли», и «Сретинский дворик», и белый берег Чукотки, и «страна под название Север». И это не просто расширение географических границ понятия «Родина» - для Визбора это прежде всего время, в котором он живет, люди – его современники и их созидательная работа.

РОССИЯ

                                Любовь моя, Россия,

                                Люблю, пока живу,

                                Дожди твои косые,

Полян твоих траву,

                                Дорог твоих скитанья

                                Лихих твоих ребят.

                                И нету оправданья

                                Не любящим тебя.

                                Любовь моя, Россия,

                                Ты с каждым днем сильней,

                                Тебя в груди носили

                                Солдаты на войне,

                                Шинелью укрывали

                                И на руках несли,

                                От пуль оберегали,

                                От горя сберегли.

                                Любовь моя, Россия,

                                Немало над тобой

                                Невзгоды моросили

                                Осеннею порой.

                                Но ты за далью синей

                                Звездой надежд живешь,

                                Любовь моя, Россия,

                                Спасение мое!

СЛОВА 10-ГО УЧЕНИКА:        Одна из ярких страниц творчества Визбора – его песни о горах. В студенческие годы было много увлечений: футбол, бокс, легкая атлетика, коньки. Но, как и положено, многочисленные увлечения прошли, а настоящая любовь осталась. Этой любовью стали горы. И эпиграфом его творчества можно считать слова:

                                Я сердце оставил в горах.

        Даже его красивые стихи и песни о природе и ее явлениях: «Снегопад», «Распахнутые ветра», «Здравствуй, осень!», «Дождик опять моросит с утра» и другие связаны с горами, горным пейзажем, их красотой.

В ГОРАХ ДОЖДИ

                                В горах дожди, в горах седое небо,

                                В горах грохочут горы по горам,

                                Гремит поток, вчера лишь бывший снегом,

                                Грохочут глины, твердые вчера

                                Несутся глины, несутся глины.

                                А нам легко! Над нами солнца желоб

                                И облаков веселые стога,

                                И лишь река с известием тяжелым,

                                Как скороход бежит издалека,

                                Как скороход бежит издалека.

                                А если я надолго умолкаю,

                                А вроде солнце светит впереди.

                                Не говоря: «С чего река такая?»

                                А просто знай – в горах идут дожди,

                                А просто знай – в горах идут дожди.

СЛОВА 11-ГО УЧЕНИКА: Он признанный певец мужской дружбы, товарищества. Никто другой из самодеятельных авторов так хорошо не был знаком с горами, никто не отдавал столько сил, таланта, чтобы выразить свою любовь к горам, к горным речкам, горным пейзажам.

ТЕБЕРДА

                                Теберда, Теберда, голубая вода,

                                Серебристый напев над водой.

                                Теберда, Теберда, я хотел бы всегда

                                Жить в горах над твоею волной.

                                Серебрей серебра там бурунная рать

                                По ущелью бурлит не смолкая,

                                Я б остался всегда коротать здесь года,

                                Если б не было русских полей.

                                Я б остался, поверь, если б как-то в метель

                                Я одну не довел бы домой.

                                Теберда, Теберда, голубая вода,

                                Серебристый напев над водой.

        Что манит в горы? Наверное, прежде всего «сами горы, прекрасные, неповторимые, разные. Каждый горный район – поток открытий. Горами можно любоваться бесконечно…» - говорил Визбор. Он побывал на Кавказе, Памире, Тянь-Шане, в Хибинах. В 1977 году на Юго-Западном Памире он вместе со своими неизменными товарищами поднялся на одну из безымянных вершин высотою 5800м, названную им по праву первовосходителей пиком Вас. Шукшина.

        А через несколько дней появилась песня:

                                Ищите, ищите мой голос в эфире,

                                Немного охрипший, на то есть причины, -

                                Ведь наши памирки стоят на Памире,

                                А мы чуть повыше, чем эти вершины.

        Горы вообще давали Визбору мощный полчок к творчеству. Большинство его песен, не только связанных с горами, было написано в горах. Любовь поэта к горам была взаимной. Он любил их, и они любили его. Не те поэтические синеглазые горы. Горы для него имели еще одну сторону:

                                Горы – это прежде всего, понимаешь, друзья,

                                С которыми вместе по трудной дороге шагаешь.

СЛОВА 12-ГО УЧЕНИКА: Нет, наверное. Ни одного альпиниста, скалолаза, горнолыжника, кто бы не слышал песен Визбора. Его песни оказались не только неотъемлемой частью духовного быта альпинистов в базовом лагере, но и составной частью их победы над вершиной. А потом он воспел в песне «Третий полюс» подвиг эверестовцев (ночной восход на Эверест), подчеркивая не только заслуги, но и победу советского альпинизма.

ПЕСНЯ «ТРЕТИЙ ПОЛЮС» В ИСПОЛНЕНИИ УЧЕНИКА

                                Когда перед тобою возникает

        Красивая и трудная гора,

        Такие мысли в душу проникают.

        Что снова выйти нам в поход пора.

        И мы выходим в мир суровый этот,

        Где суждено не каждому пройти,

        Где видно, как качаются планеты

        На коромысле Млечного Пути.

        Припев:        Туда не занесет

                        Ни лифт, ни вертолет

                        Там не помогут важные бумаги.

                        Туда, мой друг, пешком

                        И лишь в сопровождении отваги.

        Представьте, что не тают там в тумане

        Следы людей, прошедших раньше нас.

        Там слышен голос Миши Хершани,

        Спина Крыленко сквозь пургу видна.

        Но вечно будем мы туда стремиться –

        К возвышенным над суетой местам,

        Поскольку человеку, как и птице,

        Дана такая радость – высота.

                                     Припев

        Прославим тех, кто был на Эвересте,

        Кто третий полюс мира покорил,

         Кто, кроме личной альпинистской чести,

        Честь Родины своей не уронил!

        И если где-нибудь гора найдется

        Повыше Эверестовых высот,

        Из наших кто-нибудь туда прорвется,

                                 Не хватит дня – так ночью он взойдет!

        Особо надо сказать о людях, вместе с которыми он ходил в горы, делил радости и беды. Это те люди, благодаря которым у него складывалось вполне конкретное представление об альпинизме, о горнолыжном спорте, о настоящей мужской дружбе. Это те люди, которых он любил, пряча любовь за иронию. Среди них и мастера спорта международного класса, и просто рядовые мастера спорта, - вся эта атрибутика для Визбора значения не имела. В любой компании – среди близких или среди тех, кто видел его впервые, в Москве или в горах – он становился душой коллектива, его лидером. В любом альплагере был желанным гостем.

                                И где б я не бывал, повсюду узнавал

                                Содружество высоких параллелей.

                                Мне без него нельзя – спасибо вам, друзья,

                                За то, что вы друзья на самом деле.

СЛОВА 13-ГО УЧЕНИКА: Последняя поездка в горы была в 1984 году, в марте. Он уже неважно себя чувствовал и не хотел ехать, но поддался уговорам. В горах все недомогания пропали, он вошел в свою обычную форму – и спортивную, и душевную. Он весь светился, был энергичен, вокруг него снова собирался народ. Он был снова в своей стихии. И подтверждением тому стала его последняя песня, где есть такие слова:

                                Этот в белых снегах

                                Горнолыжный лицей –

                                Панацея от наших несчастий.

                                Мы не верим словам,

                                Но в альплагере «Цей»

                                Мы все счастливы были отчасти.

        Он и его друзья спорили по последней строчке. Он обещал подумать, но не успел…

        Скончался Юрий Визбор в Москве 17 сентября 1984 года, в неожиданно теплый и синий день той ненастной осени.

                                Что ж ты нигде не живешь?

                                Мы-то пока поживем,

                                Мало чего успеем,

                                Но презираем за ложь,

Но бережем за тепло,

Старые добрые песни,

Ну, постарайся, воскресни,

Время чудес не прошло…

        Жизнь его оказалась недолгой: всего 50 лет. Но он успел многое: написал несколько сценариев, издал книжку рассказов, сыграл несколько ролей в кино. Он был изумительно, прирожденно

артистичен, этот певец костров. Его песни бытуют в живой памяти людей: их поют в общежитиях, у

костров, на зимовьях, в кубриках… везде, где поются песни.

        Он поэт товарищества, поэт контакта, певец мужской доблести. Его герой – человек с рюкзаком и ледорубом, человек на крутом склоне, за рулем мчащейся машины, за штурвалом взмывающего самолета. Он певец сильных людей. Визбор, с его нехитрыми мелодиями, с его задушевностью, с его улыбающимся, компанейским обликом, - романтик поколения 40 – 50 – 60-х годов. Он поэт поколения, так и не увидевшего в себе юношеской мечтательности. Поэт эпохи, которая завещает свою мечту более сильным духом людям будущего.

        Таким он останется в истории современной лирики – «рыжий Визбор», «шептун» со смеющейся гитарой, веселый, живой, прячущий грусть под скупой мужской повадкой.

СЛОВА 14-ГО УЧЕНИКА: В августе 1985 года группа из «Спартака» под руководством мастера спорта международного класса В.Кавуненко совершила восхождение на безымянную вершину на Памиро-Алтае и назвала ее пиком Визбора. Пиком барда Визбора названа одна из вершин на Алтае, взятая группой альпинистов во главе с мастером спорта Б.Левиным. На Памире, в Забайкалье, в хребте Черского и в Икашском хребте, появились перевалы Ю.И.Визбора. Альпинисты чтут память своего товарища, своего певца.

        Здравствуйте! Я снова прибыл к вам,

        Чтоб сказать вам теплые слова.

        Я пришел, отделавшись от дел,

        Вечерком на горы посмотреть.

        С речкой глаз на глаз потолковать,

        Разузнать, как чувствует трава,

        И, оставив позади леса,

        Поклониться этим небесам.

        Место заключения. Тайга.

        Север. Невозможные снега.

        В тех словах, конечно, есть резон.

        Вот я прибыл в местный гарнизон.

        Ветер в сопках. Синева долин.

        Белый, замороженный залив.

        Здесь учился жизни боевой:

        Песни петь, чеканить строевой.

        Надо – обходиться без воды,

        Лес пилить и понимать следы.

        Понимать значенье рубежа.

        Сутками не спавши, связь держать.

        Находить желанным дым костра

        И прекрасным – отдых до утра.

        И, шагая по глухим лесам,

        Без наук я научился сам,

        Чувствуя, что дело горячо,

        Подставлять усталое плечо,

        Резать гимнастерку на бинты

        В неких положениях крутых.

        И смеяться через боль, когда

        Нестерпимы больше холода.

        И в ночах, далеких от Москвы,

        Солнечных, дождливых, снеговых,

        Я любовь, потерянную мной,

        Вновь нашел нелегкою ценой.

        Как же мне тебя благодарить

        И какой подарок подарить,

        Как же расплатиться мне с тобой,

        Край мой, бесконечно голубой?

        Я – не гость, считающий часы,

        Я, москвич, представь себе, - твой сын.

СЛОВА 15-ГО УЧЕНИКА: Дом стоит

        Из окна видна даль.

        Так откуда взялась печаль?

        Такими словами мне хотелось начать разговор Викторе Цое. Этот парень появился в начале 80-х годов в ленинградских подвальных рок-тусовках. Говорят, будто «открыл» его тогда Б.Гребенщиков, вроде сказал, что более русского поэта, чем Цой, не знает. Вряд ли Виктор открыл себя сам, он, видимо, твердо решил, что скажет все, поделится всем, что наболело, не давало благополучно существовать – со всеми нами, перестроечным поколением.

                                «Перемен мы ждем; перемен».

        Виктор Робертович Цой родился в 1962 году в Питере. Там жил все свои 28 лет. Мать его Валентина работала учительницей в школе, отец Роберт Максимович был инженером. Именно он настоял, чтобы сына назвали Виктором, но в своей жизни Виктор не был победителем. Он не был паинькой. Еще 12 лет отец научил его играть на гитаре. С тех пор он с ней не расставался до самой смерти. У Цоя был очень трудный характер и вообще он был человек – загадка. Он человек скрытный, молчаливый, неудавшийся студент, изгнанный из художественного училища за неуспеваемость и разгильдяйство, он же – надежный кочегар одной ленинградской котельной, создал рок – группу с простеньким названием «Кино». Это было на заре 80-х. Из всех музыкантов В.Цой был самый молодой, самый необычный лидер советской молодежной музыки. «Я хочу быть самим собой везде: на экране, в жизни, на сцене», - говорил Виктор. Поэтому он индивидуален. Он не желает подстраиваться под чужие законы не только на общественном уровне, но и в быту.

        Он пытается расшевелить нас своими странными, но до тошноты правдивыми песнями, своей странной группой «Кино». И его поняли, и ему поверили. Нет! Он не был избалованной рок-звездой, он был «своим».  Цой был автором песен, сам писал стихи. Тогда в них можно было прочесть тоску молодого человека, который вступает в мир, полный лжи и лицемерия. В них были беззащитность, потребность в искренней любви – то, что позже назвали романтикой Цоя. Его песни воспринимаются не как стихи, а как рассказ Виктора о самом себе, о своей жизни и мироощущении. Каждая строка проходила через его душу.

ПРОСЛУШИВАНИЕ ПЕСНИ «ГРУППА КРОВИ НА РУКАВЕ»

СЛОВА 16-ГО УЧЕНИКА:        Он взлетел на верхушку, когда остальные отечественные рок-звезды стали закатываться одна за другой. Он начал сниматься в фильмах, причем – в хороших. Выступал в различных хит-парадах страны. Такие песни, как: «Мы ждем перемен», «Группа крови на рукаве», «Звезда по имени «Солнце», знает, наверное, каждый ценитель советской музыки.

ИСПОЛНЕНИЕ УЧЕНИКОМ ПЕСНИ «ЗВЕЗДА ПО ИМЕНИ «СОЛНЦЕ»

        Для многих В.Цой  - это прежде всего человек не такой, как все, и этим ценен.

                                Я смеюсь,

                                Хотя мне не всегда смешно,

                                И очень злюсь,

                                Когда мне говорят,

                                Что жить, вот так, как я, сейчас нельзя…

                                Но почему?

                                Ведь я живу…

        «Группа крови» и «Звезда по имени «Солнце» эти два альбома доказывают, что музыканты подошли к вершине своего творчества. Музыка стала более «пестрой», в текстах появились новые образы, душевные переживания уступили место политическому предчувствию, пессимизму и какой-то

неземной отрешенности. Даже привычная всем ночь становится чем-то магическим, неосязаемым. Виктор любил ночь, всегда был одет в черную одежду, так как любил темные тона.

                                …Крыши домов дрожат под тяжестью дней

                                Небесный пастух пасет облака.

                                Город стреляет в ночь дробью огней,

                                Но ночь сильней, ее власть велика…

                                                        ( «Спокойная ночь»)

        Здесь В.Цой написал, кажется, свои лучшие строчки:

                                …Кто будет петь, если все будут спать.

                                Смерть стоит того, чтобы жить,

                                А любовь стоит того, чтобы ждать…

                                                        («Настала пора»)

        Настроение двух этих последних работ (альбомов) разительно не похожи. Если в «Группе крови» еще можно услышать что-то,  напоминающее призыв, готовность к решительным действиям, то «Звезда по имени «Солнце» проникнута печалью и усталостью от жизни. И уже не зовет в путь «высокая в небе звезда», лишь губы устало шепчут, что «…так будет всегда». И никак не отпускает щемящая душу печаль:

                                …И вроде жив и здоров,

                                И вроде жить – не тужить.

                                Так откуда взялась печаль?..

                                                        («Печаль»)

        Что здесь? Неудовлетворенность жизнью или что-то другое? И как завещание, слушаются слова одной из последних песен Виктора:

                                …Но странный стук зовет в дорогу.

                                Может, в сердце, а, может, стук в дверь.

                                И когда я обернусь на пороге,

                                Я скажу одно лишь слово: «Верь!»

                                                        («Верь!»)

ПРОСЛУШИВАНИЕ ПЕСНИ «ВЕРЬ!»

СЛОВА 17-ГО УЧЕНИКА: Цой говорил от имени своего поколения, и кто-то из критиков упрекал его за это. Может, и не особо показался тогда профессиональный дебют – с запахом чердаков и подворотен, но Виктор и не пытался себя выдавать за кого-либо другого. Предпочитал оставаться таким, какой есть…

        И вот 24 июня на Большой спортивной арене в Лужниках на празднике газеты «Московский комсомолец» состоялся последний концерт группы «Кино». 62 000 тысячи человек приветствовали «Кино» и, стоя, пели вместе с Виктором. Был устроен салют и зажжен олимпийский факел.

После концерта В.Цой собирался провести лето под Ригой. А 15 августа 1990 года средства массовой информации страны сообщили печальное известие о гибели Цоя. Это случилось в Латвии, на 35км дороги в 11ч 30мин по местному времени. Виктор возвращался с рыбалки на своем новом «Москвиче»2141, ехал на высокой скорости и, видимо, задремал за рулем, а из-за поворота выехал «Икарус», которого он не заметил…

Иногда кажется, что злой рок судьбы выбирает себе в жертвы людей самых добрых, талантливых, человечных. Сдержанный и немногословный в жизни. С усталым и твердым взглядом. Таким был В,Цой. Он не любил давать интервью и много говорил о себе: «Моя душа – в моих песнях». А песни у него были честные и высокие:

                                Высокая в небе звезда

                                Зовет меня в путь.

И все время стремился ввысь. Поднимаясь над трусостью и ложью, над лицемерием и малодушием – ступенька за ступенькой.

        …Так и ушел по этой высокой лестнице – к своим любимым звездам.

        И если правда, что после смерти душа поэта превращается в звезду, значит, сейчас где-то высоко над нами сияет новая звездочка. Звезда В.Цоя. Когда-нибудь ее обязательно откроют.

СЛОВА 18-ГО УЧЕНИКА: В сегодняшнем море эстрадных звезд Игоря Талькова ни с кем не спутаешь. Его песни никак не назовешь «легкими».

        Он угадал – написал несколько песен, которые позволяют думать, что он, когда-нибудь действительно вернется «в страну не дураков, а гениев». И отныне ему уже никогда не подняться на сцену. Но остались его песни. Остались воспоминания о нем.

        Талькова не смущало, когда с ним выступали более именитые. Он всегда говорил: «Я, как правило, заранее могу предположить, что тому или иному исполнителю будут аплодировать больше». Но это для него не значило, что он хуже, и к его творчеству ни как не относятся. Он все равно выходил на сцену, пел так, как хотел и умел, и получал свой отклик у слушателей.

        Игорь ориентировался на молодежь, на то понимание, которое растет сейчас. Он хотел донести до них хотя бы частицу того, о чем думал, мечтал.

        Песня «Чистые пруды» принесла ему большую известность. Ее Тальков исполнил проникновенно, она запомнилась и неожиданно для него самого стала хитом. На радио, где она прозвучала впервые, посыпались тысячи писем с просьбой исполнить ее вновь и вновь. Именно с этого момента большинство стало отчитывать начало взлета Талькова. Но Игорь ведет другой отчет.

ПРОСЛУШИВАНИЕ ПЕСНИ «ЧИСТЫЕ ПРУДЫ»

        Он мог стать популярным певцом, но он начал петь то, что писал последние 15 лет. Это социальные песни.

        «Я молю, чтобы Бог придал мне силы в борьбе со злом. Чтобы восторжествовала в конце концов на земле правда. Я молюсь за Россию, возрожденную и вставшую с колен. За нищих и

больных».

Он не мог без работы, сразу впадал в депрессию. Дома в его руках все время был либо микрофон, либо книга, либо тетрадка. Игорь серьезно занимался историей. Он говорил, что это увлечение появилось у него после смерти отца, когда Игорь вдруг узнал, что его родители были незаконно репрессированы, а брат – то даже родился в неволе. Тальков увлеченно изучал екатерининскую эпоху, боготворил Екатерину Великую. Он считал, что человека нужно судить по его делам, а не по «моральному облику». Так же, как и музыканта следует, судить по сольному концерту, а не по отдельной песне.

В наше непатриотичное время он любил Родину, верил в Россию, в русский народ.

                        Поэты не рождаются случайно,

                        Они летят на землю с высоты,

                        Их жизнь окружена глубокой тайной,

                        Хотя они открыты и просты…

                        Они уходят, не допев куплета,

                        Актеры, музыканты и поэты –

                        Целители уставших наших душ…

СЛОВА 19-ГО УЧЕНИКА: Игорь Тальков погиб в расцвете творческих сил, «не допев куплета», когда в его честь «оркестр играл туш». Оркестр, разумеется, неофициальный, потому что официальное признание не очень-то спешило к нему. В 1974году, по словам Игоря, начались его хождения по мукам. На чем он только не играл: гитара, клавишные, барабаны… Одни группы надоест перечислять: «Былое и думы», «Вечное движение», «Апрель», ресторанные коллективы... у Стаса Намина, у Д.Тухманова.

        Работа под «солидной крышей» давала возможность выступать и самому. Правда, по большей части песни Талькова включали в свой репертуар многие музыканты. Игорь не возражал. В конце концов, песни он писал для людей, и, может быть, хоть с чужого голоса они будут ими услышаны. Самому ему пробиться на эстраду было трудно: нет консерваторного, нет специального музыкального образования. То, что есть талант, многолетний опыт работы в группах, никого тогда не заботило. И уже в последнюю очередь волновало тех, кто заимствовал у него его песни. Боялись те, кто диктовал условия на эстраде, что если совместить авторство и собственное исполнение, слишком сильно прозвучать может. А кому это, кроме Талькова, выгодно?

        Начало своей карьеры Игорь связывал с песней «До и после полуночи». Именно в ней впервые прозвучала «Россия» - песня очень важная для него самого.

ПРОСЛУШИВАНИЕ ПЕСНИ «РОССИЯ»

        «С того момента на меня перестали смотреть только как на лирика, увидели во мне певца социального. Так что В,Молчанов вроде как мой крестный отец. У него потом, конечно, из-за этого были неприятности: давили, грозили… Но он очень сильный духом человек – не дрогнул».

        Как любил повторять Игорь: лучшее образование – это самообразование. Пришел к такому выводу, проучившись понемногу в трех вузах: Тульском пединституте, школе-студии Немировича – Данченко, Ленинградском институте культуры. В вуз поступал легко, а когда дело доходило до сдачи экзаменов по истории КПСС, между ним и преподавателем происходил конфликт – не по учебнику отвечал. А как ему было отвечать по учебнику, если с детских лет в него входило совсем иное понимание реальности – не из книг, а из собственных наблюдений и рассказов близких.

-Я не антисоветчик, говорил Тальков.

С 1917 года в стране не было власти Советов.

                                А когда затихают бои,

                                На привале, а не в строю,

                                Я о мире, и о любви

                                Сочиняю и пою.

                                Облегченно вздыхают враги,

                                А друзья говорят: «Устал».

                                Ошибаются те и другие:

                                Это  - привал.

СЛОВА 20-ГО УЧЕНИКА: Да, на «привале» он любил писать лирические песни. И все же считал себя не лирическим поэтом. Любил иронизировать по поводу того, что все его привыкли видеть этаким белым лебедем с аккордеоном (когда начинал исполнять «Чистые пруды»). И как поначалу всех удивило, когда он выходил на сцену весь в черном и пел «Россию», «Родина моя», «Господа демократы».

ПРОСЛУШИВАНИЕ ПЕСНИ «ГОСПОДА – ДЕМОКРАТЫ»

        А чтобы не обижались те, кто пришел посмотреть на белого лебедя, он во втором отделении переодевался на радость публике и исполнял «Чистые пруды».

ПРОСЛУШИВАНИЕ ПЕСНИ «ЛЕТНИЙ ДОЖДЬ»

Так и строил свои концерты – на контрастах. Сначала нагружал публику, озадачивал серьезными текстами, сеял сомнение в душе. А потом и успокаивал души лирикой. Успокаивались. Но заброшенное в головы семя уже потом, после концерта, прорастало и постепенно заставляло людей изменить взгляды на окружающий мир. Он беспрестанно гастролировал по Союзу, без рекламы, без поддержки, почти неизвестный широкой публике, и собирал деньги на аппаратуру, на свое дело. Он только-только вырвался из-под чужой опеки и запел своим голосом.

                                Сцена, я продирался к тебе

                                Сквозь дремучие джунгли закона

                                Что на службе у тех,

                                Кто не верит ни в черта, ни в бога.

        Ему удалось прикупить что-то из аппаратуры, сколотить более-менее стабильный коллектив. А в 1993 году его не стало. Только два магнитофонных альбома выпустил Тальков. Готовилась, правда, и пластинка на  «Мелодии», но, увы… Не стало Талькова. Его смерть, пожалуй, самая трагичная в цепи: Высоцкий – Даль – Шукшин – Цой – Потому что она – не следствие инфаркта, несчастного случая. Игорь был убит из револьвера. И, скорее всего, не в бытовой ссоре, как пытаются представить сегодня. Тальков был спокойным, сдержанным человеком, которого очень трудно спровоцировать на скандал. Просто Он кому-то очень сильно мешал песнями ли, патриотическим заявлением в прессе или чем-то еще. Вряд ли будут найдены убийцы, надежды на это очень мало.

                                А, может быть, сегодня или завтра.

                                Уйду и я неведомым гонцом…

        Так пел Тальков в одной из своих песен. Поэты часто предчувствуют свою судьбу.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Об этих поэтах можно говорить бесконечно. Но, к сожалению, наша встреча подходит к концу. Может не всем понравились прозвучавшие сегодня стихи и песни. Ну что ж, у людей разные вкусы, разные интересы. То, что нравится одним, не всегда волнует других. И все же…

Остановитесь перед памятью тех, с кем вы встретились в литературной гостиной. Прислушайтесь к голосу своего сердца. Народ, который не умеет чтить великих людей своего прошлого, не достоин иметь их в будущем. Благодарю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературной гостиной " Все начинается с любви...", посвященной Дню рождения поэта Р. Рождественского.

Сценарий  будет  очень  полезен  литераторам для проведения  уроков,  классных  часов,  посвященных  творчеству  Р. Рождественского....

Литературная гостиная "Я последний романтик ушедшего века..." Андрей Дементьев

В наше жестокое время поэзия А. Дементьева привлекает своей человечностью, романтизмом, гуманизмом. Сопровождение презентацией, рассказывающей о жизни писателя, его творческом пути, музыкальное сопров...

Литературная гостиная «Поэтам-фронтовикам посвящается»

Материал содержит подробный  конспект воспитательного мероприятия, презентацию, видеоролик и музыкальные файлы. Знакомит с биографией и поэзией поэтов, погибших во время Великой Отечественной вой...

"Осенний кавардак или литературные хулиганы". (Литературная гостиная)

    Сознание писателя   определяется его духовным отношением к быту. Отношение это может быть трагическим, лирическим, сатирическим. Такова природа искусства. Ис...

Литературная гостиная «Есть в осени первоначальной»

Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся основной школы...

Литературная гостиная "Есть в осени первоначальной..."

размещение всего  материала с презентацией:  http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98669097...

Литературная гостиная «Проходит снова осень по земле…»

Работа «Литературной гостиной» – это способ реализации творческого потенциала, увлекательная форма погружения в художественный мир произведения, прозаического или поэтического, стимул для более глубок...