Русская литература + … (элективный курс)
рабочая программа (литература, 11 класс) по теме

Хузина Милауша Рафисовна

Содержание программы рассматривает русскую и татарскую литературы в их тесной связи, а также позволяет выявить отличительные их признаки. Методы сопоставительного и сравнительного анализа способствуют пониманию национального своеобразия другой культуры, расширению духовного, нравственного, эстетического опыта учащихся, помогают в приобщении к «диалогу культур».  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русская литература + …

(элективный курс)

М.Р.Хузина,

учитель русского языка и литературы

Большенуркеевской сош

Сармановского района

 «Всё в мире мы узнаём не иначе, как через сравнение…»

                                                                                              К. Д. Ушинский.

«Всякий предмет в одиночестве никак не может быть ясен и определён, если нет других предметов для сравнения».

                                                                                          С. П. Шевырев.

Пояснительная записка.

         Содержание программы рассматривает русскую и татарскую литературы в их тесной связи, а также позволяет выявить отличительные их признаки. Методы сопоставительного и сравнительного анализа способствуют пониманию национального своеобразия другой культуры, расширению духовного, нравственного, эстетического опыта учащихся, помогают в приобщении к «диалогу культур».  Тем самым учитель реализует требования проекта регионального компонента Государственного стандарта общего образования.

         Программа предназначена для развития познавательного кругозора учащихся 10-11-ых классов общеобразовательных учреждений различного типа. Актуальность программы продиктована требованиями, предъявляемыми к современному образованию. Эти требования коснулись всей педагогической науки, главный акцент которой сосредоточен на воспитании личности, развитии её творческого и интеллектуального потенциала, эстетической и духовной культуры. Данный курс связан идейно и содержательно с базовым курсом литературы. Включение в программу произведений, не изучаемых школьным курсом литературы, делает важный вклад в создание условий для повышения качества образования и подготовки учащихся к ЕГЭ.  

         В ходе изучения данного элективного курса создаются условия для приобретения следующих общеучебных умений:

  • работать со средствами информации (учебной, хрестоматийной, справочной, научно-популярной литературой, программно-педагогическими средствами, средствами дистанционного образования);
  • готовить сообщения и доклады, оформлять и представлять их;
  • использовать технические средства обучения и средства новых информационных технологий;
  • участвовать в дискуссии.

       Работа учащихся в ходе изучения элективного курса оценивается с учётом их активности, качества подготовленных докладов и выступлений.

№ п/п

Тема

количество часов

виды деятельности учащихся

теория

практика

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

 

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

Сравнительный и сопоставительный анализы как методы изучения художественных произведений.

Историческое развитие русской и татарской литератур.

Трагизм «смутного» времени в «Слове о полку Игореве» и татарском народном эпосе «Идегей».

 Лирика Ф.Тютчева и Дэрдменда.

Тукай и русская литература.

«Ревизор» Н.В.Гоголя и «Американец» К.Тинчурина.

А.Н.Островский и Г.Камал.

Первая любовь в изображении И.С.Тургенева и татарских писателей  Г.Исхакый и Ф.Амирхана.

Пьесы М.Горького «На дне» и Г.Камала «Несчастный юноша».

«Донские рассказы» М.Шолохова и «Шафигулла агай» Ф.Амирхана.

«Поднятая целина» М.Шолохова и «30-ый год» Ф.Хусни.

Сталинские репрессии в произведениях А.И.Солженицына и И.Саляхова.  

Новое осмысление военной темы в русской и татарской литературах.

Судьба деревни в произведениях В.Распутина «Прощание с Матёрой», В.Астафьева «Последний поклон», А.Гилязова «В пятницу, вечером» и Х.Хайруллина «Высота».

«Дьяволиада» в русской и татарской литературах.

Образ матери в произведениях русских и татарских писателей (на примере повести В.Распутина «Последний срок» и А.Еники «Не высказанное завещание»).

Место исторического романа в литературе русского и татарского народа.

        

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

4

3

3

6

2

3

3

3

2

2

3

4

3

4

2

3

Работа с литературоведческими словарями. Запись тезисов лекции учителя.

Конспектирование лекции учителя. Подготовка выступлений и докладов с характеристикой периодов развития двух литератур. Составление плана сообщения.

Конспектирование лекции учителя. Подготовка сообщений к уроку. Работа с первоисточниками и литературной критикой. Подбор изобразительного материала.

Подготовка докладов. Выразительное чтение стихотворений поэтов. Выявление характерных для поэтов приёмов изображения мира и человеческой души путём  целостного анализа текстов. Письменный сопоставительный анализ стихотворений. Проектная работа с применением мультимедийных технологий.

Подготовка доклада. Чтение стихотворений Тукая в переводе Р.Морана, С.Липкина. Выявление общих мотивов в произведениях Пушкина, Лермонтова, Некрасова и Тукая через сопоставительный анализ стихотворений. Самостоятельный подстрочный перевод стихотворения Тукая на русский язык. Составление сценария внеклассного мероприятия.

Составление экскурсии в Александринский театр и в театр им. К.Тинчурина. Сообщения учащихся. Составление тезисного плана выступлений. Анализ и оценка устного сообщения другого учащегося и аргументирование своей точки зрения. Выразительное чтение или инсценирование отдельных эпизодов с последующим их анализом. Написание сочинения (сопоставительная характеристика героев).

Составление экскурсии в Малый театр в Москве  и драматический театр им. Г.Камала в Казани. Запись тезисов лекции учителя. Подбор произведений для анализа.  Просмотр видеозаписей. Сопоставительная и сравнительная характеристика главных героев. Сопоставление стиля, языка  произведений. Работа с иллюстрациями. Написание сочинения в жанре повествования о событиях, описанных в художественном произведении от имени одного из персонажей.  

Комментированное чтение фрагментов текста.  Составление цитатного плана, подбор цитат.  Составление тестов по произведениям. Коллективная работа над исследовательским проектом.

Составление экскурсии во МХАТ. Выразительное чтение и интерпретация обстановки «дна». Составление словесных портретов героев. Выборочное инсценирование отдельных эпизодов. Выявление причин деградации человека.  Работа с критической литературой. Письменная сопоставительная характеристика героев.  

Выступления «историков». Составление плана лекции. Выявление авторской позиции через анализ сюжета, пейзажа, портрета, через название рассказов. Написание сочинения-эссе.  

Подготовка доклада. Выразительное чтение и сопоставление эпизодов произведений. Групповая работа над исследовательским проектом.

Подготовка докладов. Чтение фрагментов из произведений, их сопоставительный анализ (стиль, язык, система образов, образ рассказчика). Написание сочинения в жанре письма.

Подготовка докладов. Самостоятельный подбор произведений для анализа. Подготовка сообщений. Подготовка к дискуссии по теме «Влияние войны на людей». Написание реферата.

Подготовка докладов. Составление тезисов по теме «Деревенская проза». Выразительное чтение и выборочный пересказ отдельных эпизодов и их сопоставительный анализ.

Конспектирование лекции учителя. Подготовка сообщения. Анализ отдельных эпизодов и выявление функции «нечистой силы».

Подготовка сообщений. Анализ сюжета произведений и выявление примет стиля писателей. Определение общечеловеческого содержания повестей, роли деталей.  Подбор цитат для характеристики главных героинь – Анны и Акэби. Выразительное чтение пейзажных зарисовок и их анализ.

Сообщение об историческом романе как жанре. Самостоятельный подбор произведений для анализа. Сообщения о главных героях – исторических деятелях. Сравнение художественных и документальных произведений о данных личностях.

Содержание программы.

1. Сравнительный и сопоставительный анализы как методы изучения  художественных произведений. Сравнительно-историческое изучение литератур. Компаративизм. Литературоведы о сравнении и сопоставлении. Содержание методов сравнения и сопоставления. Формы и способы проведения сравнения и сопоставления.

2. Историческое развитие русской и татарской литератур. История литературы как наука. Научное и художественное исследование жизни. Конкретно-историческое и вечное в литературе. Истоки двух литератур. Периодизация русской и татарской литератур, их характеристика.  Роль литературы в освободительной борьбе русского и татарского народа. Многообразие связей литературы с общественным движением. Основные литературные направления.  Исторические традиции, преемственность в передаче «мыслительного материала».  Оформление и представление докладов.

3. Трагизм «смутного»  времени в «Слове о полку Игореве» и татарском народном эпосе «Идегей». Сообщения учащихся на темы: «История открытия «Слова…» и «Идегея», «Признаки  народного эпоса». Сюжет и композиция произведений. Фольклорная поэтика. Опора  на реальные факты. Тема единения  страны, народов; идея о пагубности междоусобиц.  Художественно-изобразительные средства, использованные авторами в произведениях для характеристики князя Святослава, князя Игоря, Идегея и Токтамыша. Женские образы, их роль.   Фрагменты на древнерусском и  татарском языках, в переводах и переложениях.   Бессмертие «Слова…» и «Идегея».

4. Философская лирика Ф.Тютчева и Дэрдменда. Доклады на темы: «Ф.И.Тютчев – поэт, дипломат», «Мастерство Дэрдменда». Космизм пейзажей Тютчева. Тонкий лиризм поэзии Дэрдменда.  Очеловеченная природа и оприродованный человек в произведениях Ф.Тютчева и Дэрдменда. Природа как средоточие гармонии.  Философская обобщенность лирики поэтов.  Гражданская и любовная лирика Тютчева и Дэрдменда. Групповая проектная работа с применением мультимедийных технологий.

5. Тукай и русская литература. Доклад на тему «Тукай и русская литература». Стихотворения Плещеева, Кольцова, Майкова, Фета, басни Крылова в переводе  Тукая.  Реалистические традиции русской литературы в творчестве Тукая. Сопоставительный анализ произведений:

  • «Руслан и Людмила» Пушкина и «Шурале» Тукая;
  • 22 строфа 4 главы «Евгения Онегина» и стихотворение Тукая «Кого любить?»;
  • «Г.Павлову» Лермонтова и «Поэту» Тукая;
  • «Опасение» Лермонтова и  «Наставление» Тукая;
  • «К…»(«Я не унижусь пред тобою») Лермонтова и «Обманувшийся» Тукая;
  • «Вчерашний день, в часу шестом…» Некрасова и «Опозоренной татарской девушке» Тукая;
  • «Пророк» Пушкина, Лермонтова и  Тукая.

Общие мотивы в творчестве поэтов:  роль поэта в обществе, протест против существующих порядков, нищета и бесправие народа, трагическая судьба женщины и т.д. Заслуга Тукая в пропаганде русской литературы. Внеклассное мероприятие «Негасимое созвездие: Пушкин, Лермонтов, Тукай!»

 

6. «Ревизор» Н.В.Гоголя и «Американец» К.Тинчурина. Сообщения на темы «Александринский театр», «Театр им. К.Тинчурина в Казани», «Император Николай Первый и «Ревизор» Н.В.Гоголя», «Первые постановки пьес К.Тинчурина». Особенности художественного мира авторов произведений. Внутрижанровые сопоставления пьес «Ревизор» и «Американец». Особенности композиции двух комедий и их конфликт.  Традиционные элементы комического жанра. Особая форма гоголевской фантастики в «Ревизоре».  «Миражная интрига». Сюжетообразующая роль страха. Бытовая история об «обманутых вкладчиках» в «Американце».  Письменная работа  «Хлестаков и Американец (Искандер)».

7. А.Н.Островский и Г.Камал. Заслуга двух драматургов в создании национальных театров. «Колумб Замоскворечья». Взгляды на А.Н.Островского. «Островский татарской драматургии» (Г.Тукай). Отражение в произведениях драматургов проблем времени. Глубина проникновения в суть человеческой природы, раскрывающей себя в новых экономических условиях. Противоречие личности и общества. Элементы фольклора в пьесах Островского и национальный колорит в пьесах Г.Камала.  Смысл названий, язык и стиль  произведений. Сочинение в жанре повествования о событиях, описанных в художественном произведении от имени одного из персонажей.

 

8. Первая любовь в изображении И.С.Тургенева и татарских писателей         Г.Исхакый и Ф.Амирхана.  Любовь – вечная тема в литературе. Рассказ в рассказе. Роль рассказчика в произведениях Тургенева и Г.Исхакый.   Тургенев и возвышенное чувство любви. Г.Исхакый и его герои о любви. «Ася», «Первая любовь», «Вешние воды» Тургенева и «Осень» Г.Исхакый. Любовь как неизбежное подчинение и добровольная зависимость, рок, господствующий над человеком, и любовь, которая выше всех условностей света. «Ася» Тургенева и «Хаят» Ф.Амирхана. Двойственность натуры Аси и Хаят. Автобиографичность рассказов Тургенева. Смысл названий рассказов. Роль деталей в характеристике образов. Исследовательский проект «Песнь о  любви» с подбором цитат,  стихотворений, отрывков из произведений.

9. Пьесы М.Горького «На дне» и Г.Камала «Несчастный юноша».   М.Горький и МХАТ. Характерные особенности драмы. Отражение в пьесах Камала социальных, нравственных, семейных проблем. Нравственно-философские мотивы драм. Социально-философская драма. Предмет изображения в драмах. Конфликт драм (драматургический, социальный, любовный и т.д.) Трактовка образов.  Причины деградации человека. Позиция авторов. Роль ремарок в драмах. Роль диалогов и монологов. Слово и действие.  Речевая характеристика персонажей. Связь характера и слова. Литературная критика о пьесах М.Горького и Г.Камала. Сопоставительная характеристика героев.

10. «Донские рассказы» М.Шолохова и «Шафигулла агай» Ф.Амирхана.  Литературная критика о рассказах М.Шолохова и Ф.Амирхана. Интерпретация рассказов. Особенности сюжета и композиции. Основные проблемы, отражённые в произведениях. Характерные черты времени в рассказах.  Авторский замысел в изображении главных героев. Позиция авторов.  Гуманизм Шолохова. Сатира в рассказе «Шафигулла агай». Стиль произведений.   Трагедия народа. «Расчеловечивание человека». Литературная критика о произведениях. Сочинение-эссе по произведениям.

11. «Поднятая целина» М.Шолохова и «30-ый год» Ф.Хусни. Историческая обстановка в 20-30-е годы.  Тема коллективизации в русской и татарской литературе. «Поднятая целина» и «30-ый год» - правдивый рассказ о ходе коллективизации. Стиль произведений. Позиция авторов. Сопоставление ситуаций и главных героев произведений. Исследовательский проект с использованием краеведческого материала.

12. Сталинские репрессии в произведениях А.И.Солженицына и И.Саляхова.  Доклады: «Книги-реквием», «Архипелаг ГУЛАГ как опыт художественного исследования», «Духовная биография А.И.Солженицына», «Личность писателя в рассказах И.Саляхова». Замысел и история создания. Сочетание документальной точности и лиризма в произведениях писателей. Стиль Солженицына и Саляхова. Образ рассказчика. Идея победы над злом через жертву, через неучастие во лжи.  Сочинение в жанре письма.  

13. Новое осмысление военной темы в русской и татарской литературах.  Военная тема в поэзии и прозе двух литератур. Война как сестра печали.  «Лейтенантская литература». Художественная истина, философско-художественное осознание войны. Произведения против войны. Содержание и пафос произведений.  Мысль народная в произведениях.

  • В.Шефнер  «Сестра печали;
  • В. Астафьев.  «Пастух и пастушка», «Прокляты и убиты»;
  • Б.Окуджава «Будь здоров, школяр»;
  • Х.Камалов  «Нас ждут дома», «Написал после смерти»;
  • М.Юныс «Свеча горела»;
  • А.Гилязов «Давайте помолимся» и др.

14. Судьба деревни в произведениях В.Распутина «Прощание с Матёрой», В.Астафьева «Последний поклон»,  А.Гилязова «В пятницу вечером», Х.Хайруллина «Высота».  Доклады на темы: «Судьба деревни 70-х годов», «Проблемы экологии в России и в Татарстане». «Деревенская проза», «деревенщики».  Глубина проникновения в душу человека. Всеобщность драмы погружения в стихию времени. Система образов. Борьба против экологического беспредела, надругательства над природой. Катастрофичность «глобального», «планетарного» подхода к Человеку, Личности, к его дому, к его поселению, к памяти, к его малой Родине, к природе. «Повесть-драма». Возвышенная природа как главное гармонизирующее начало.  Роль эпиграфа («Прощание с Матёрой»), деталей, символов в раскрытии авторского замысла.  Своеобразие «деревенской» прозы в татарской литературе. Национальный колорит в произведениях татарских писателей. Написание сочинения-рассуждения. (Н-р: «Согласны ли вы с тем, что «деревенская» тема – не просто объект, а загадка исторического пути России, её боль, её муки совести, перекрёсток путей в грядущее»).  

15. «Дьяволиада» в русской и татарской литературах. Традиции мировой литературы в решении «мефистофельской» темы (И.В.Гёте, Э.Т.А.Гофман). Сообщение учащегося. Функции дьявола в литературе. Решение темы «нечистой силы». Произведения для анализа:

  • А.С.Пушкин «Бесы»;
  • М.Ю.Лермонтов «Демон»;
  • Н.В.Гоголь «Ночь перед рождеством»;
  • М.Булгаков «Мастер и Маргарита»;
  • Г.Тукай «Шурале»;
  • Т.Миннуллин «Старик из Альдермеша»;
  • А.Гилязов «Бичура» и т.д.

16. Образ матери в произведениях русских и татарских писателей (на примере повестей В.Распутина «Последний срок» и А. Еники «Невысказанное завещание»).  Сообщения учащихся: «Судьба человека в произведениях В.Распутина», «Женские образы в творчестве А. Еники». Нравственно-философская проблематика повестей.  Характеристика Анны и Акэби. Роль детали в психологической обрисовке характеров и ситуаций. Пейзажные зарисовки и их роль. Контрастность как средство раскрытия идейного содержания произведений. Неисчерпаемые горизонты человекознания и народознания в произведениях.   

17. Место исторического романа в литературе русского и татарского народа.  Интерес русских и татарских писателей к истории. Исторический роман как жанр. Местный колорит, панорамность изображения, внимание к социальной борьбе, понимание народа как важнейшей исторической силы, синтез прошлого и настоящего, истории и современности. Сообщения об авторах произведений. Отражение времени в романах. Исторические лица – герои произведений. Их характеристика. Документальная литература об исторических деятелях.

     Рекомендуемая литература для анализа:

  • А.С.Пушкин «Капитанская дочка»;
  • А.Н.Толстой «Пётр Первый»;
  • А.Чапыгин «Разин Степан»;
  • В.Ян «Чингиз-хан», «Батый»;
  • В.Пикуль «Баязет»;
  • Н.Фаттах «Течёт река Итиль», «Свистящие стрелы»;
  • М.Хабибуллин «Внук хана», «Атилла»;
  • Ф.Латифи «Измена»;
  • Д.Рахимов «Батырша» и др.

Литература

  1. История татарской литературы в 6-ти томах. Казань, Татарское книжное издательство, 1985.
  2. Преподавание татарской литературы в 9-11 классах. Книга для учителя. – Казань, «Магариф», 2000.
  3. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1990.
  4. Чалмаев В.А., Боборыкин В.Г.и др. Русская литература XX века (в двух частях). – Москва: Просвещение, 1994.
  5. Словарь литературоведческих терминов. - Москва: Просвещение, 1974.
  6. Бердников Г.П., Алексин А.Г. и др. Энциклопедический словарь юного литературоведа. – Москва: Педагогика, 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портрет в литературе (Элективный курс)

Элективный курс рассчитан на 18 часов. на занятиях рассматриваются портреты, данные писателями в произведениях. Как они используются для характеристики героев произведения....

Английская и американская литература. Элективный курс для профильных гуманитарных классов (10-11 класс)

Основной целью программы является знакомство учащихся с развитием английской литературы, литературными направлениями и течениями, творчеством наиболее известных писателей и литературных деятелей...

Русская орфография: трудные случаи русской орфографии (элективный курс 10 класс)

Актуальность введения курса " Трудные случаи русской орфоргафии" обусловна необходимостью решать проблему повышения грамотности учеников из-за недостаточности времени на уроке для орфографич...

Программа по русскому языку (элективный курс) 9 кл

Программа по русскому языку (элективный курс) 9 кл...