Проведение уроков литературы с использованием этнокультурного компонента
статья по литературе на тему

 

В наше время, когда развитие общества идёт огромными темпами, когда человечество едва успевает следить за научно-техническим прогрессом, важно не упустить самого главного: необходимо не дать всему этому обезличить общество, не превратить нынешнее поколение в роботов, а воспитать в детях чувство патриотизма, чувство любви и благодарности к своей стране. К сожалению, сегодня проблема возрождения и сохранения этнической культуры рассматривается как одна из самых актуальных, тем более что в современном обществе остаётся мало возможностей для приобщения молодёжи к многовековым нравственным и духовным ценностям. Понятно, что тундровые дети испытывают на себе большее влияние природной среды и традиционного уклада жизни, чем школьники, живущие в посёлке. Как следствие – ребята, проживающие осёдло, теряют связь со своим народом, с корнями. Знание прошлого своей малой родины, уважение к труду, обычаям, фольклору – одно из важнейших условий правильного воспитания. Традиционная народная культура является основой культуры современного общества. При этом культура немыслима без традиций. Традиции, в свою очередь, обеспечивают культуре целостность и единство, помогают сохранить наиболее ценное для региона.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат среднего (полного) общего образования» с. Самбург Пуровского района  

Использование этнокультурологического подхода в преподавании литературы

Ольга Хасанбековна Саламатова, учитель русского

 языка  и литературы МКОУ «ШИС(П)ОО с. Самбург

В наше время, когда развитие общества идёт огромными темпами, когда человечество едва успевает следить за научно-техническим прогрессом, важно не упустить самого главного: необходимо не дать всему этому обезличить общество, не превратить нынешнее поколение в роботов, а воспитать в детях чувство патриотизма, чувство любви и благодарности к своей стране. К сожалению, сегодня проблема возрождения и сохранения этнической культуры рассматривается как одна из самых актуальных, тем более что в современном обществе остаётся мало возможностей для приобщения молодёжи к многовековым нравственным и духовным ценностям. Понятно, что тундровые дети испытывают на себе большее влияние природной среды и традиционного уклада жизни, чем школьники, живущие в посёлке. Как следствие – ребята, проживающие осёдло, теряют связь со своим народом, с корнями. Знание прошлого своей малой родины, уважение к труду, обычаям, фольклору – одно из важнейших условий правильного воспитания. Традиционная народная культура является основой культуры современного общества. При этом культура немыслима без традиций. Традиции, в свою очередь, обеспечивают культуре целостность и единство, помогают сохранить наиболее ценное для региона.

Начинать великое нужно с малого: любовь к большой Родине нужно начинать воспитывать с любви к родине малой, в данном случае к Ямалу. Жизнь убеждает нас в том, что поколение нынешнее погрязло в бездуховности, что подчас лучшие представители его не знают или с трудом представляют себе историю края, где они проживают, традиции, обычаи, нравы людей, испокон веков населяющих эту землю. А ведь «воспитание гордости за страну начинается с изучения природы родного края, истории и достопримечательностей города или посёлка, знакомства с судьбами замечательных земляков» (// «Слово о Ямале», Салехард - 2004). И естественно, что большую, если не важнейшую роль в этом процессе играет литература, произведения авторов, живущих и творящих рядом с нами. Ведь именно литература открыла миллионам читателей многие страницы истории, художественно воссоздала современную жизнь народов, населяющих огромную страну, их духовный мир, воспела природу часто суровой, но прекрасной земли.

Приятно сознавать, что в последнее время растёт интерес молодёжи к истории и культуре родного края. Изучение литературы писателей родного края должно способствовать формированию высоконравственной личности, человека, Гражданина своей страны. В условиях всё чаще возникающих межнациональных конфликтов важно показать детям близость тем, характеров национальных литератур, необходимо продемонстрировать разность культур народностей, населяющих округ, но в то же время схожесть волнующих их проблем. Кто может помочь ученику разобраться в этом мире? Думается, что эту заботу могут взять на себя учителя-словесники, ведь кто, как не учитель, раскроет перед учеником народную культуру как целостный мир. Уроки цикла призваны познакомить учащихся с литературой Ямала, разбудить интерес к литературе этого региона. С целью решения этих задач предполагается проведение 2-3 уроков подобного рода в год, причём акцент делается на параллели двух произведений писателей разных национальностей по тематике, образам, композиционным особенностям. Изучение произведений северных авторов может вестись непосредственно после изучения произведений русских авторов или одновременно с ними, на уроках литературы или внеклассного чтения.

5 класс

Тема: «Лишнего пожелаешь - последнее потеряешь»

Изучаемый материал: ненецкая народная сказка «Два брата», русская народная сказка «Золотой топор»

Ведущие дидактические цели:

Знать: понятие жанра; сказка- жанр устного народного творчества.

Уметь: выделять структурные особенности сказки, различать виды сказок (волшебные, бытовые); видеть общность сюжетов в сказках разных народов.

Цели развития: развитие навыка анализа сказки, речевых навыков.

Цели воспитания: нравственные понятия добра и зла.

Сказки разных народностей «Два брата» и «Золотой топор» - сказки о жадных и завистливых людях. Общность тем и схожесть мотивов произведений. Реальное и фантастическое в произведениях. Волшебные герои. Наказание за жадность в русской и ненецкой народных сказках.

Утверждение трудолюбия, честности и доброты. Отражение в сказках веры народа в победу добра и справедливости.

5 класс

Тема: Загадки («Слушайте слово с должным вниманием» Ю.Шесталов) Изучаемый материал: загадки русского и ненецкого народа Ведущие дидактические цели:

Знать: понятие жанра загадки; загадка - жанр устного народного творчества.

Уметь: различать малые жанры фольклора; видеть особенности построения загадки, классифицировать загадки по тематическим группам.

Цели развития: развитие речевых навыков, творческих способностей учащихся; развитие умения соотносить содержание загадки с реальными событиями жизни; развитие образного мышления

Цели воспитания: воспитание любви к родному слову.

Загадка как жанр устного народного творчества. История возникновения загадки как жанра. Разнообразие тем загадок: жилище и предметы домашнего обихода, хозяйственная деятельность, человек, явления природы, животный и растительный мир и т.д. Общность тем русских и ненецких загадок. Отражение в загадках разных народностей сторон их быта, традиций.

Пути рождения загадки. Эпитет. Сравнение. Метафора. Загадка и отгадка.

Загадка в художественном произведении.

6 класс

Тема: Память о войне («Эти даты сердцу святы»)

Изучаемый материал: стихотворения о Великой Отечественной войне Е. Благининой, Р. Гамзатова, Р. Ругина, Л. Лапцуя, П. Явтысого Ведущие дидактические цели:

Знать: понятие жанра стихотворения, размера стиха.

Уметь: определять размер стиха, как двусложный, так и трёхсложный; видеть авторскую позицию в тексте.

Цели развития: развитие умения выразительного чтения стихотворения, навыка анализа лирического произведения.

Цели воспитания: воспитание патриотических чувств у учащихся, чувства уважения и благодарности к защитникам страны,

Человек на войне. Жестокость войны и героизм защитников Родины. Истоки победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Патриотические мотивы в лирике поэтов разных национальностей.

Трудности военного времени. Самоотверженная работа женщин, стариков и детей в тылу. Война и дети. Вера в торжество справедливости. Победа любви над ненавистью.

7 класс

Тема: «Мы в ответе за тех, кого приручили»

Изучаемый материал: повесть Р.П.Ругина «Ланги» и повесть Г.Н.Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо»

Ведущие дидактические цели:

Знать: развитие понятия об идее произведения; повесть - эпический жанр.

Уметь: видеть в художественном тексте авторскую оценку героев и событий; выделять основной конфликт художественного произведения.

Цели развития: развитие умения навыка анализа произведения, развитие речевой культуры и творческих способностей.

Цели воспитания: воспитание чувства сострадания к братьям нашим меньшим, гуманного отношения к ним.

Герои повестей Ругина и Троепольского - Ланги и Бим. Схожесть собачьих судеб, их верность и преданность хозяевам. Способность человека на предательство, противопоставление поступков человека повадкам собак и ощущение причастности к спасению живого существа. Трагический финал двух повестей.

8 класс

Тема: «Пока не стало поздно»

Изучаемый материал: рассказ В.В.Распутина «Телеграмма» и повесть А.Неркаги «Анико из рода Ного»

Ведущие дидактические цели:

Знать: развитие понятия о сюжете и композиции художественного произведения; роль художественной детали.

Уметь: сопоставить героев и сюжеты разных произведений, находя сходство и различие в авторской позиции.

Цели развития: развитие навыка сопоставления произведений, развитие речевых навыков.

Цели воспитания: формирование понятий милосердия, благодарности, уважения к старшему поколению.

Близость сюжетов рассказа В.Распутина «Телеграмма» и повести А.Неркаги «Анико из рода Ного». Характеры главных героинь произведений. Художественная деталь как средство раскрытия образов персонажей.

Чёрствость и эгоизм ненецкой и русской девушек, отношение их к родителям, оказавшимся в беде. Другие герои произведений, противопоставление их доброты и чуткости равнодушию Анико и Насти. Надежда на изменения в сознании героинь.

11 класс

Тема: «Молчаливая наша земля»

Изучаемый материал: роман В.Распутина «Прощание с Матёрой», повесть Р.Ругина «Гул далёкой буровой».

Ведущие дидактические цели:

Знать: понятие образа-символа, его роль в раскрытии идеи произведения.

Уметь: анализировать образы-символы и народные легенды, включённые в канву повествования.

Цели развития: развитие речевой культуры,

Цели воспитания: воспитание у учащихся бережного отношения к природе, памяти предков, к традициям и обычаям народов, на чьей земле мы проживаем.

Взаимоотношения природы и человека в произведениях В. Распутина и Р. Ругина. Последствия научно-технического прогресса, гибельные для человечества. Затопление деревни в романе «Прощание с Матёрой», покинутая буровая и гибель оленей в повести «Гул далёкой буровой».

Народ, его история, его земля, уважение к памяти предков. Тема нравственной причастности к происходящему. Разорение кладбища в романе В. Распутина и разграбление могильника родителей героя Р. Ругина. конфликт мира высокой человечности, честности, уважения достоинства людей с миром наживы, человеконенавистничества. Моральная победа старух из распутинского романа и старика Лозара из повести Р.Ругина над разрушающим началом.

Образ Хозяина острова - символ обречённости. Легенда, рассказанная стариком Лозаром, её роль в понимании произведения.

Конечно, над предложенным циклом уроков можно работать бесконечно, находя всё новые и новые связи между произведениями. Это всего лишь схема, которую можно и нужно наполнять содержанием. Проводя уроки из приведённого цикла, я отметила, что учащиеся с большим интересом относятся к возможности провести параллели между произведениями вроде бы далёких друг от друга авторов.

В чём я вижу результат своей работы? Главное – пробуждение у учащихся интереса к литературному слову вообще и к литературе родного края в частности. Считаю, что созданные педагогические условия достаточны для реализации этнотехнологического подхода в обучении в комплексе: литература родного края должна самым тесным образом входить в качестве иллюстративного материала в уроки русского языка, освещаться на уроках истории, географии и т.д.  

Завершая разговор, нужно отметить, что именно народная культура является средством преодоления негативных социальных явлений в детской и молодёжной среде, формирования патриотических, гражданских качеств личности, воспитания духовности и нравственности. Гражданское самосознание формируется в процессе изучения истории народа, литературы, при этом осваиваются нравственные нормы поведения. Без знания прошлого, без уважения к традициям народа, на земле которого ты живёшь, человек не может быть духовно богатым. Задача учителя – не допустить, чтобы дети стали чужими у себя в стране.

Список использованной литературы:

  1. Головнев А.В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. Екатеринбург, 1995.
  2. Культура народов Ямала. Учебник. 5-7 классы. Тюмень. Издательство Института проблем освоения севера СО РАН, 2002.
  3. Лукоморье. Литературная хрестоматия. Составители Н.Н.Горбачёва, Н.А.Рогачёва. Тюмень, 1997. (Российская провинция: от Карского моря до приишимских степей. 5-7 классы).
  4. Няруй В.Н., Сэрпиво В.М. Ненцы. Уроки предков.Санкт-Петербург: ООО «МИРАЛЛ», 2005.
  5. Повод Н.А. Коми северного Зауралья (XIX – первая четверть XX в.). Новосибирск: «Наука», 2006.
  6. Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В. Литература Ямала XX века. Сборник литературно-критических статей. - Салехард, 2001.
  7. Программа по ненецкой литературе для 8-9 классов школ Крайнего Севера. - Салехард, 1995.
  8. Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 1-11 классы. - Москва: Просвещение, 1997.
  9. Северное сияние: книга для чтения. Автор-составитель И.Ф.Смольников. - Ленинград: Просвещение, 1987.
  10. Северные родники: литературно-краеведческая хрестоматия для школ Ямало-Ненецкого автономного округа. Составитель Л.В.Фёдорова. -Сыктывкар, 1995.
  11. Слово о Ямале. Составитель Т.И.Прожирова. - Салехард,2004.
  12. Страна без границ. Литературная хрестоматия. Составители Н.Н.Горбачёва, Н.А.Рогачёва. Тюмень, 1998. (Российская провинция: от Карского моря до приишимских степей. 8-11 классы).
  13. Харючи Г.П. Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса (вторая половина XX века). Издательство Томского университета, 2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к открытому уроку "Чёрная металлургия" 9 класс (с использованием этнокультурного компонента)

Как привлечь учащихся к изучению "скучной" темы:Чёрная металлургия ? Создать  мотивацию к уроку.Все старшеклассники являются болельщиками любимой футбольной команды "Зенит".Спонсор команды-...

Методы и приемы проведения уроков литературы с использованием материалов по краеведению.

На уроке, на каждом его этапе учителю можно и нужно подводить учащихся к «местным» примерам, используя историю родного края. Например, урок в 6 классе «Стихотворение А.А.Пушкина «И.И.Пущину». Светлое ...

Использование этнокультурного компонента при изучении физики.

Использование элементов культурного и творческого наследия живущих в нашем государстве и Республике Татарстан народностей является основным направлением при изучении школьных дисциплин. Именно данное ...

Урок литературы с использованием регионального компонента.

Урок литературы с использованием регионального компонента.  Знакомство с поэмой А. Кошманова "Казачья вольница"...

Статья «Специфика использования этнокультурного компонента на уроках физической культуры»

Статья "Специфика использования этнокультурного компонента на уроках физической культуры" опубликованная в журнале "Образовательный альманах"...

Использование этнокультурного компонента на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время

Если народ знает и ценит свою историю, то он имеет и будущее. Такой народ никогда не исчезнет с земли, внося, как и другие, свой вклад в сокровищницу мировой культуры.  А ключ к этому ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Воспитание любви к родному языку, народному творчеству, национальной культуре - дело сложное и важное.  Именно уроки татарского и русского языка, татарской и русской литературы, внеклассная деяте...