Интегрированный урок литературы по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Николенко Любовь Федоровна

Интеграция с историей и искусством. Лучше проводить в профильном классе. Можно использовать при подготовке к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dostoevskiy.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

«Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей»

Методические рекомендации.

В 10 классе изучается творчество Ф.М. Достоевского, роман «Преступление и наказание» . Данный урок является последним в системе уроков.

Урок проводится с помощью интеграции литературы и искусства, истории.

 Результатом групповой работы учащихся при подготовке к уроку является исследовательский проект-программа , в которой каждая группа представляет свое задание.

Домашнее задание учащиеся выполняют по алгоритму, предложенному учителем. Учащиеся делятся на три группы. В процессе работы необходимо было внимательно изучить текст, выделить незнакомые слова в группы, активно работать со словарями, изучить литературу по данной теме. Первая группа должна работать по тексту, изучить образы персонажей, элементы их одежды и определить, какую роль играет одежда в характеристике героев. Результат второй группы-выявление особенностей помещений, интерьера, их роль в раскрытии внутреннего мира персонажей., эмоционального состояния. Третья  группа  занимается поиском символов, помогающих глубже проникнуть в смысл романа. В программе-презентации каждая группа представляет иллюстрации своих тем, их значение. Работа внутри групп ведется коллективная. Работают все ученики, поиск и обработка информации, работа со словарями, анализ выполняются внутри каждой группы. Роль учителя велика, он руководит процессом, помогает проанализировать материал по темам.

Тема урока: «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей»

Эпиграф к уроку:

 «Поступок дурной можно не повторить и раскаяться в нем, дурные же мысли родят все дурные поступки. Дурной поступок только накатывает дорогу к дурным поступкам, дурные же мысли неудержимо влекут по этой дороге»

Цели урока:

  1. Обучающая:  формирование культуроведческой компетенции учащихся средствами литературы.
  2. Развивающая: ориентирование в словарях, развитие аналитических способностей.
  3. Воспитывающая: воспитать у учащихся чувство к прекрасному, доброму, чувство ответственности.

Оборудование к уроку - презентация, включающая в себя результат работы членов каждой группы.

Тип урока - интегрированный.

                                                                Ход урока.

Вступительное слово учителя.

 Мы изучили роман Ф.М.Достоевского «Преступление  и наказание». Роман философско-психологический, в нем поднимаются важные проблемы человеческого бытия, нравственные, философские, религиозные темы. Достоевский является тонким психологом человеческой души, поэтому не оставляет без внимания ни одной мелочи, которая имеет огромный смысл, эти мелочи помогают нам глубоко проникнуться во внутренний мир героев, их эмоциональное состояние. «Мелочи, мелочи -главное! Вот эти-то мелочи губят всегда и все»,-говорил Раскольников. Об этих мелочах и пойдет наш сегодняшний заключительный разговор о романе.

Выступление 1 группы

Одежда как  один из основных показателей  характеристики героев.

В описании одежды Достоевский пользуется акцентными деталями, которые позволяют понять психологическую мотивировку состояния и поведения персонажей . В образе Раскольникова подчеркивается крайняя степень нищеты:

 «Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу…»

«…молодой человек вдруг остановился и судорожно схватился за свою шляпу. Шляпа эта была высокая, круглая, циммермановская, но вся уже изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах, без полей и самым безобразнейшим углом заломившаяся на сторону». 

- Что может означать слово циммермановский в этом контексте?

Циммерман - известный в Петербурге владелец шляпной фабрики и  магазина головных уборов  на  Невском  проспекте,  в  доме  церкви  св.  Петра  

- А как вы думаете, почему именно циммермановская шляпа служит образом Раскольникова?

Безвестный встречный наводит будущего убийцу на мысль об уликах,  что  даже  старая  шляпа  может впоследствии оказаться уличающей приметой.

«Да, слишком приметная шляпа... Смешная, потому и приметная... К моим лохмотьям непременно нужна фуражка, хотя бы старый блин какой-нибудь, а не этот урод. Никто таких не носит, за версту заметят, запомнят... главное, потом запомнят, ан и улика».

(Предполагаемый ответ: шляпа сделана известным владельцем головных уборов, скорее всего поэтому  она была слишком заметной, нелепой и очень поношенной. Это позволяет сделать вывод о том, что героя легко было в ней заметить, привлечь к себе ненужное внимание)

Персонажи выстраиваются вокруг Родиона Раскольникова,  его двойники Аркадий Иванович Свидригайлов  и Петр Петрович Лужин.

В их образе  прослеживаются отличные от Раскольникова элементы. Если Родион был «худо одет», то эти два героя заметно отличаются, их одежда характеризует их как «щеголей» - «модников».

«Одежда Свидригайлова была  щегольская, летняя, легкая, в особенности щеголял он бельем. На пальце был огромный перстень с дорогим камнем».

Перстень - золотое массивное кольцо с драгоценным камнем.

 

Недалек от него и Петр Петрович:

«…все платье его было только что от портного, и все было хорошо, кроме разве того только, что все было слишком новое и слишком обличало известную цель. Даже щегольская, новехонькая круглая шляпа об этой цели свидетельствовала. На нем был хорошенький летний пиджак светло-коричневого оттенка, светлые легкие брюки, таковая же жилетка, только что купленное новое белье, батистовый, самый легкий галстучек с розовыми полосками».

Пиджак - долгая куртка, коротенький сюртучок по бедра. А сюртучок-одежда без выема спереди и длинных фалд сзади.

Жилетка -  безрукавая короткая поддевка до поясницы.

Галстук - принадлежность мужского костюма, плотно охватывающий шею. Галстук был непременной частью костюма человека из образованного общества.

- Как характеризует персонажей их щегольской наряд?

(Лужину было 45 лет, и он хотел выглядеть моложе, следил за своей внешностью, всегда напомажен и причесан, он достаточно обеспечен, чтобы позволить себе щеголять. Герой любит себя, доволен своей внешностью, имеет огромное желание добиваться целей

Свидригайлов также любил пощеголять. Главное отличие - их нельзя отнести к тому классу людей, к которым относился Раскольников. Дорогой перстень также свидетельствует об устроенном положении персонажа. К тому же, он также, как и Лужин носил пиджак.)

Особое место в жизни Раскольникова занимает семейство Мармеладовых.

Именно Соня смогла помочь постичь Родиону правду жизни, она способна к нравственному подвигу.  Ее сострадание, любовь заставляют героя отказаться от его теории. По социальному положению она была не выше Раскольникова, ее наряды полностью характеризует и ее положение, и род деятельности.

 «Она была тоже в лохмотьях; наряд ее был грошовый, но разукрашенный по-уличному, под вкус и правила, сложившиеся в своем особом мире, с ярко и позорно выдающеюся целью».

Кринолин - «профессиональный» облик Сони: «цветное платье с длиннейшим и смешным хвостом, необъятный кринолин, круглая соломенная шляпка с ярким огненного цвета пером»

Кринолин -  изначально жёсткая льняная или хлопковая ткань с основой из конских волос, позднее - жёсткая структура, предназначенная для придания юбке требуемой формы.

«Соня остановилась в сенях, у самого порога, но не переходила за порог и глядела как потерянная, не сознавая, казалось, ничего, забыв и о своем перекупленном с четвертых рук, шелковом неприличном здесь, цветном платье с длиннейшим и цветным хвостом, и не объятном кринолине, загородившем всю дверь, и о светлых ботинках, и об омбрельке…»

Омбрелька- от франц. ombre - тень) - маленький дамский зонтик от солнца.

Бурнус-женская верхняя одежда в XIX веке в виде накидки (по названию плаща у азиатских народов),

«И вижу я, этак часу в шестом, Сонечка встала, надела платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла...» 

Обратим внимание на то, что в описании Сони часто упоминается такая деталь, как драдедамовый платок. Проанализируем ее.

Драдедам – особый сорт тонкого сукна.

Драдедамовый платок – платок, изготовленный из особого, дешевого сукна, знак бедности.

Образное содержание – это деталь, подчеркивающая жертвенные мотивы, руководившие Соней Мармеладовой, когда она пошла по желтому билету. Вернувшись домой с деньгами, впервые полученными за это, Соня (как рассказывает ее отец Раскольникову) на стол перед Катериной Ивановной «тридцать целковых молча выложила. Ни словечка при этом не вымолвила, хотя бы взглянула, а взяла только наш большой зеленый драдедамовый платок (общий такой у нас платок есть, драдедамовый), накрыла им совсем голову и лицо и легла на кровать, лицом к стенке, только плечики да тело все вздрагивают...». 

- Что можно сказать о Соне Мармеладовой, характеризуя ее внешний облик?

(Достоевский  детально описывает одежду героини для того, чтобы показать ее тяжелое положение, ее бедность, безысходность, ее лохмотья, нелепый вид, соломенная шляпка с перьями, неприличное платье дают понять, чем занималась девушка. Но в то же время ее род занятий не позволил ей улучшить ее положение, девушка оставалась в тяжелом материальном положении.)

Отец Мармеладов – отставной чиновник, пьяница.

«…он одет  в старый, совершенно оборванный фрак с осыпавшимися пуговицами…, из-под жилета торчала скомканная и залитая манишка; лицо выбрито по-чиновничьи...»

Фрак - ведет свое происхождение от военной формы XVIII  в.; первоначально  кавалеристы  для  большего   удобства   при   верховой   езде заворачивали передние углы мундиров, пришпиливая их  сзади,  что,  благодаря  цветной подкладке, придавало этим мундирам  красивый  вид  и  способствовало распространению их и в пехоте. В середине XVIII  в.  чиновники,  стремясь  в изяществе костюма подражать военным, стали  носить  камзолы  или  сюртуки  с обрезанными  передними  фалдами.  Постепенно  фраки,  отличаясь  от  других костюмов того времени отсутствием всяких украшений, сделались  общепринятыми в обществе и стали как бы гражданским мундиром. С 1830 г. постоянным  цветом для фрака стал черный.

«Из-под нанкового жилета торчала манишка, вся скомканная, запачканная и залитая».

Нанкин  -  город в Китае, в котором изготовляли особый род хлопчатобумажной ткани, получивший название нанковой ткани.

Манишка- принадлежность мужского туалета, надеваемая поверх верхней сорочки.

В описании одежды Мармеладова мы видим его безразличное отношение к себе, рваная одежда, смятая, грязная говорили о нищете и нравственном падении  человека. О его болезненном тяжелом материальном положении и безысходности.

 

Катерина Ивановна, жена Мармеладова, больная чахоточная женщина из разорившейся дворянской семьи.

«Катерина Ивановна в своем стареньком платье, в драдедамовой шали и в изломанной соломенной шляпке, сбившейся безобразным комком на сторону, была действительно в настоящем исступлении». 

Снова встречается драдедам в описании одежды, что снова подчеркивает бедность всей семьи. Старенькое платье, изломанная шляпка дают понять, какой человек перед нами, нищий, потерявший всякую надежду, отчаявшийся, безразличный ко всему, потому что нет сил бороться:  «Она устала и задыхалась. Измучившееся чахоточное лицо ее смотрело страдальнее, чем когда-нибудь».

 

В образе старухи-процентщицы прослеживается интересное сочетание как меховая кацавейка.

«На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка».

Кацавейка - короткая куртка, кофта. Эту вещь в основном носили пожилые люди.

Ее кацавейка особо не характеризует старушку, больше всего автор в данном случае уделил внимание ее портретной зарисовке.

«Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом».

Единственное,  что можно сказать о ее одежде, фланелевое тряпье уже отталкивает читателя от этой процентщицы, настолько она была противна самому Раскольникову из-за ее куриной шеи, злых острых глаз. Все в этой  старухе неприятно, отвращает от нее, дает понять нам неприязненное отношение к ней. Ее портретная зарисовка также характеризует ее как злую неприятную старуху.

Комментирование одежды, гардероба необходимо для того, чтобы раскрыть психологизм героев в какой-то степени. Именно описание одежды позволяет читателям определить роль человека в обществе, его место, социальное положение, нищету, дворянское происхождение, род деятельности человека. Одежда может характеризовать психологическую  мотивировку человека,  Сонина шляпа с огненным цвета пером говорит о ее занятии и то, что ей положено так одеваться, щегольские наряды Лужина характеризуют его самоуверенность, самолюбие, безбедное положение.

Выступление 2 группы

Мир униженных и оскорбленных

Образ Петербурга, предметы быта,  интерьер, помещения.

Наряду с описанием одежды, интерьер, пространство города имеет также немаловажное значение для психологического состояния героев.

Петербург Достоевского - это отвратительные трущобы, грязные распивочные и дома терпимости, узкие улочки и мрачные закоулки - всевозможные Садовые, Гороховые, Столярные с тесными дворами-колодцами и темными задворками. Вонь, духота, при изображении города, жилища героев, обилие желтого цвета в их описании символизирует нездоровье общества.

Страшной, призрачной представляется нам жизнь, протекающая на этих петербургских улицах, в этих петербургских трущобах. И многие ужасные действия разворачиваются именно на улицах этого города.

Это страшный мир нищеты, невыносимых страданий, мир, в котором рождаются полубезумные замыслы Раскольникова. Даже его похожая на гроб каморка символизирует его отделенность, ему тесно, душно, он был словно в замкнутом пространстве, и в душе его было также пусто, одиноко как в маленькой каморке.

Каморка- маленькая комната, чулан.

«Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру»

«Это крошечная клетушка, «шагов в шесть длиной», желтенькими, пыльными, отставшими  от краев обоями. Мебель в ней старая и уродливая -три старых, не совсем исправных стула, крашеный стол в углу, неуклюжая ободранная софа, маленький столик. Большой стол с книгами и тетрадями покрыт толстым слоем пыли».

- Как описание комнаты Раскольникова характеризует  его эмоциональное состояние, атмосферу происходящего?

(в описании комнаты чувствуется запустение, безжизненность, он не может себя чувствовать спокойно в этой комнате, она угнетает его,  герой задавлен этой нищетой, подавлен. В ней словно нет жизни, и в душе героя нет покоя, внутренняя пустота, бессмысленность)

Описания обстановки у Достоевского отмечены психологизмом. В комнате старухи-процентщицы в отличие от раскольниковской, было чисто.

«Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках, - вот и вся мебель. В углу перед небольшим образом горела лампада. Всё было очень чисто: и мебель, и полы были оттерты под лоск; всё блестело».

Раскольников замечает, что такая чистота бывает только у злых и старых вдовиц. Но старая мебель, желтый цвет снова могут отталкивать внимание читателя.

Картину ужасающей нищеты представляет жилище семьи Мармеладовых: «Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Всё было разбросано и в беспорядке, в особенности разное детское тряпье. Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый. На краю стола стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике».

- Что характеризует описание жилища Мармеладовых?

(крайнюю нищету, беспорядочность самой жизни, угасание жизни в семье. Об этом свидетельствует потухающий огарок, нет счастья, нет надежды, одна печаль, безвыходность)  сначала умирает отец, потом Катерина Ивановна.)

Очень уродлива и мрачна комната Сони, похожая на сарай. В ней почти нет мебели, «желтоватые, обшмыганные, и истасканные обои почернели по всем углам, всюду - видимая нищета».

Комната Сони имеет вид неправильного четырехугольника. Комната большая, Соня маленькая, здесь говорится о некотором несоответствии. Соня беззащитна, потеряна в жизни, ее тоже одолевает нищета. И, спасая семью, она разрушает какие-то границы, идет на панель.

Интересно описание гостиницы Свидригайлова. Номер его представляет собой очень маленькую клетушку, «даже почти не под рост герою».

«Стены имели вид как бы сколоченных из досок с обшарканными обоями, до того уже пыльными и изодранными, что цвет их (желтый) угадать еще можно было, но рисунка уже нельзя было распознать никакого».

Маленькая комната, сколоченные из досок стены напоминают гроб.

- Какую роль играет интерьер в описании эмоционального фона и атмосферы, в которой живут герои. Какой можно сделать вывод?

Интерьер у Достоевского не сливается с образом героев, он сливается с психологическим состоянием. Мрачной жизни соответствуют угнетающие интерьеры, сам образ Петербурга беспокоен, равнодушен к героям. Обстановка всех жилищ, в которых живут герои, говорят не только о крайней нищете, но и неустроенности жизни, бесприютности, маленькие комнаты настолько неуютны, что дома не являются крепостью, защитой от жизненных невзгод, они словно выгоняют героев на улицу. Нередко интерьер предваряет будущие события в романе.

Выступление 3 группы

Роль символов в романе.

Очень важно отметить роль символов в творчестве Достоевского, которые являются неотъемлемой частью его реализма. Бытовые детали не так часты у Достоевского и служат они не для достоверности описываемых реалий, а несут особую смысловую нагрузку. Мир природный и вещный не имеет у Достоевского самостоятельного существования, он до конца очеловечен, одухотворен. «Обстановка всегда показана в преломлении сознания, как его функция. Комната, где живет человек, есть ландшафт его души.

Символ притягивает к себе таинственностью, непредсказуемостью, недоговоренностью своего смысла, открывая тем самым бесконечный простор для размышлений и толкований, бесконечную перспективу для поиска.

Значение слова Символ по Ожегову:

Символ - условное обозначение какой-нибудь единицы, величины. То, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, явления, идеи.

И в романе имеют место символы, имеющие глубокую смысловую нагрузку: комната Раскольникова – гроб, «желтая каморка», символизирует бесовское, завистливое отъединение;  квартира старухи – опрятная сеть паука; комната Сони – уродливый сарай. Изуродованная Сонина судьба символизирована нежилой комнатой с уродливыми углами

Символы смерти

Топор

Топор – эмблема Достоевского, его ключевое слово, суперзнак. В топоре есть что-то необычное. Дело в том, что Раскольников убил старуху и ее сестру совсем не тем топором, каким собирался сделать это первоначально. Эта деталь требует к себе особого внимания. На кухне Настасья стирала белье и развешивала его на веревках, и только по этой причине Раскольников был вынужден взять топор не на кухне, а в дворницкой. Сама по себе внешне незначительная, эта подробность становится важной, когда оказывается в окружении других, родственных ей подробностей. Новый топор Раскольникова – это уже не инструмент его воли, его идеи, а подарок, подлог случая – беса. Не случайным выглядит и местоположение каморки, откуда был взят топор: это полуподземное помещение дворницкой. Топор, таким образом, был взят из под земли, вернее из под огромного камня-дома; это своего рода «меч – кладенец», наделенный самостоятельной злой силой. Сумел бы Раскольников осуществить свой замысел, если бы пошел на дело с кухонным топором, а не с топором из дворницкой? Вопрос, как кажется, не лишен смысла; настоящий, не бесовский топор мог оказаться в решающий миг неподъемным для Раскольникова. Подставным же, подложным топором он действовал «почти машинально». Затем эта особенность подчеркивается еще раз: «Силы его как бы не было». Сила шла от подложного топора, шла, возможно, уже с той минуты, когда Раскольников только-только взял его в каморке дворника, ободрившись при этом «чрезвычайно» (вспомним о словах Раскольникова, что не он, а черт старушку убил, в которых, кроме мотива несамостоятельности, навязанности  действия, можно расслышать и намек на не случайность происшедшего: старуха - «ведьма» убита не простым, а особым бесовским топором).

Нательные кресты

В числе символически отмеченных предметов оказываются нательные кресты. Достоевский, занимаясь описанием крестиков, заставляет нас присмотреться к ним с напряженным вниманием. Кресты были у Сони, а также у убиенных Алены Ивановны и Лизаветы. Отдельно сказано об образке, висевшем на снурке у старухи, и этот образок как раз и вносит в дело некоторый беспорядок. «На снурке (в момент смерти старухи) были два креста, кипарисный и медный, и, кроме того, финифтяный образок» На последних страницах романа эта финифть (эмаль) странным образом «превращается» в серебро. Когда Соня достает из ящика два креста – кипарисный и медный, и дает кипарисный Раскольникову, тот замечает: «Я знаю тоже подобных два креста, серебряный и образок. Я их сбросил тогда старушонке на грудь». Помимо странного построения фразы (к чему относится слово «серебряный»), обращает на себя внимание само настойчивое упоминание именно о двух крестах: помимо того, что два креста несколько раз фигурируют при различных обстоятельствах, несколько раз о них говорит и Раскольников: «... Я за твоими крестиками, Соня…»или «Ну, что же, где кресты?». Дело усложняется и произведенными обменами: Соня отдает Лизавете свой образок и берет ее медный крест. Свой же кипарисовый крест она отдает Раскольникову перед тем, как они отправляются для признания в контору. Путаница доходит до того, что возникает ощущение, будто не только Раскольников, но и Соня все время ходила без креста: ведь в последней решающей встрече Соня достаёт ОБА из имевшихся у неё крестиков из ящика: один надевает на себя, а другой отдаёт Раскольникову. В данном случае очень интересна подоплёка всей этой путаницы. Похоже, Достоевский был настолько поглощён мыслью о крестах, что в какой-то момент просто потерял их из виду. И хотя очевидно, что на первом месте здесь была христианская тема Креста и угадывающийся за ней путь страдания, по которому должны были пойти Раскольников и Соня, вместе с этим в нательных крестиках героев романа присутствовала ещё одна смысловая линия, уже не символическая, а натуральная.

Соня надевает Раскольникову на грудь кипарисовый крестик – благословляет на будущее страдание, призывает придти к истине через раскаяние. Современное название кипариса происходит от греческого названия острова Кипр. А на Кипре, по утверждению историков, впервые было создано христианское государство. Таким образом, своим поступком Соня дает Раскольникову понять, что только обращение к Богу спасет его.

Относительно романа, Сонечка готова разделить судьбу Родиона Раскольникова, его наказание, и нести его крест до конца.

Порог

Порог  – основная «точка» действия: прежде всего, Раскольников живет, в сущности, на пороге: его узкая комната выходит прямо на площадку лестницы, и дверь свою, даже уходя, он никогда не запирает. На пороге, в проходной комнате, выходящей прямо на лестницу, живет семья Мармеладовых. Здесь, на пороге, Раскольников впервые встречается с членами семьи Мармеладовых. У порога убитой им старухи-процентщицы переживает он страшные минуты, когда по другую сторону двери, на площадке лестницы, стоят пришедшие к ней посетители и дергают звонок. Сюда он опять приходит и звонит в звонок, чтобы пережить эти мгновения. На пороге в коридоре у фонаря происходит сцена полупризнания Разумихину, без слов, одними взглядами. На пороге, у дверей в соседнюю квартиру, происходят его беседы с Соней (а по другую сторону двери их подслушивает Свидригайлов). Порог – «точка», где совершается кризис, радикальная смена, неожиданный перелом судьбы, где принимаются решения, переступают заветную черту, обновляются или гибнут. Это происходит по его собственной воле. Он приносит в жертву самого себя: вот почему пороговые ситуации у Достоевского могут быть поняты как самопожертвование героя. Главной чертой пороговой минуты, независимо от того, вела ли она к рождению или смерти, является то, что эта минута смертная (признание в убийстве для Раскольникова равнозначно призванию в самоубийстве: «Разве я старушонку убил? Я себя убил», метафорика и действительность тут совпадают, обозначая главный смысл, ради которого преодолевается порог.

Камень.

Замкнутый смысловой круг, в который помимо топора, железа можно пополнить с помощью еще одного очень важного для Достоевского символического элемента.

Это камень, прежде всего раскольниковский  камень,  лежавший во дворе дома, по Вознесенскому проспекту. Отдавая должное твердости камня, его «вечности», Достоевский ощущает камень как нечто такое, что может придавить своей тяжестью, преградить путь, похоронить под собой. В этом отношении камень сопоставим с железом, с той, правда, разницей, что если железо подчеркнуто агрессивно, то камень тихо враждебен. Железо поражает и убивает; камень хоронит под собой. Камень – синоним могилы (сам город Петербург, где совершено преступление,- каменная могила) камень - надгробная плита. В материи и форме могильной плиты камень «находит себя»,подобно тому, как железо «находит себя» в форме топора. В финале «Преступления и наказания», узнав о самоубийстве Свидригайлова , Раскольников чувствует ,что «на него как бы что-то упало и его придавило». Раскольников и его идея придавлены камнем: в «могилке» на Вознесенском проспекте лежат тлеющие деньги, на Раскольникова давит камнем ощущение вины. Следователи, с которыми встречается Раскольников, имеют каменные имена: Илья Петрович и Порфирий Петрович .Последний на протяжении всего романа давит на Раскольникова, наперед зная ,что из-под гнета совести Раскольникову все равно не выбраться.(Порфирий- «порфира»,»порфирит»- твердая горная порода из рода базальтов).

Медь.

Медь тоже присутствует при сценах убийства, однако её роль совсем другая. Медь знает о готовящемся или уже свершившимся убийстве, она свидетель трагедии. Убивает же железо, независимо от того, в какую форму оно отлито – топора, револьвера. Медь – материя иного свойства. Медь мягче железа. Её цвет напоминает цвет человеческого тела. Медь утоляет боль; железо – металл сугубо мужской, медь – женский: в алхимической традиции железо означает Венеру. Если же говорить о смыслах, более близких уму русского человека, то среди них прежде всего окажутся церковность и государственность меди: «Медь Богу и царю честь воздает». Символ меди у Достоевского – странный колокольчик над дверью старухиной квартиры. Особый звук колокольчика (звонка) упоминается настойчиво, напряженно. Помимо медного колокольчика, медь присутствует в момент, когда Свидрагайлов собирается нажать на курок своего револьвера. Появление меди здесь неожиданно, до самого последнего мига предугадать очень трудно. Свидрагайлов свернул к большому каменному дому с каланчой «У запертых больших ворот дома стоял, прислонясь к ним плечами, небольшой человек, закутанный в серое солдатское пальто и в МЕДНОЙ ахиллесовой каске. Дремлющим взглядом холодно покосился он на подошедшего Свидригайлова»(гл.6, ч.6). Вот так, стоя ровно напротив медной каски пожарника, «в трех шагах» от нее, Свидригайлов приставил револьвер к своему виску. Медь и смерть сблизились, почти соприкоснулись друг с другом, Похоже, медь каким – то образом облегчила задачу Свидригайлова, помогла сделать шаг, переступить порог. Мысль застрелится при «официальном свидетеле» для Свидригайлова не более, чем насмешка над собой: его притянул к себе символ меди, хотя сам он себе в этом отчета, разумеется, не отдавал.

Число 7 имеет значение времени:

  • В первом сне Раскольникову 7 лет;
  • В семь часов он совершил убийство и покаялся тоже в 7 часов (символика созвучных слов «семь» – «смерть»)
  • В эпилоге ему осталось 7 лет каторги. В учении древних 7 – символ святости.

Число 4 означает в романе пространство:

  • 4 этаж
  • 4 комната
  • Соня просит поклониться Раскольникова на все 4 стороны.

Соня читает Раскольникову Евангелие: «То была пещера, и камень лежал на ней Иисус говорит «отнимите камень. Сестра умершего Марфа говорит ему: «Господи! Уже смердит, ибо четыре дни, как он во гробе». Когда Соня читала это место Раскольникову, она энергично ударяла на слово «четыре». Помимо общей символической нагрузки, лежащей на этом числе четыре, в данном случае можно говорить и о вещи вполне определенной: Соня потому так сказала, что 4 дня – это срок, после которого не остается никаких сомнений в необратимости случившегося. Более трех дней тело не может оставаться не похороненным. «Четыре дни во гробе» – это еще более усиленный вариант смерти.

В природе четыре времени года, четыре направления (север, юг, запад, восток), в Библии четыре Евангелия. Таким образом Достоевский сохранил значение Евангельских чисел: 7; 3; 4. В « Дневнике писателя» Достоевский не раз говорит о силе впечатлений, особенно самых ранних. Для самого писателя таким ранним впечатлением стало чтение Евангелия.

Стоит отметить, что во всех описаниях присутствует желтый цвет. Желтые пыльные обои в комнате Раскольникова, в комнате Сони, Алены Ивановны, в гостинице, где остановился Свидригайлов, предметы в комнате процентщицы тоже желтые. В романе этот цвет подчеркивает безжизненность, атмосферу нездоровья, чувство внутреннего угнетения, психологической неустойчивости, подавленности.

Таким образом,  символ имеет огромное значение в романе. Символичен и интерьер, который предвосхищает события, характеризует героев, их жизнь, эмоциональное состояние.  И крест, и предметы, цветовая и числовая символика помогают читателю понять глубинный смысл романа, проникнуть в душу героев, в их чувства, переживания. Камень символизирует вечность, и Петербург, где совершено преступление, где умирают люди, выглядит  как каменная могила, и в душе у героев тоже камень от боли, неудач, горя.

Беседа с классом.

  1. обращали ли вы внимание на одежду, интерьер, символику романа?
  2. как может характеризовать героев их одежда? Влияет ли она на психологическое, эмоциональное состояние героев?
  3. какова роль интерьера в романе?
  4. как образ Петербурга с его мрачными домами, помещениями характеризуют героев?
  5. какова все-таки роль символов в романе. Какие символы вы можете еще выделить в романе?
  6. подумайте, какие еще детали могут охарактеризовать героев? (речь персонажей, внешность, пейзаж)
  7. дал ли вам  культурологический комментарий глубоко понять детали романа, выделить мелочи, которые имели большое значение?

Подведение итогов.

Комментирование деталей в романе необходимо для понимания текста, с его помощью лучше улавливается смысл.  Элементы одежды, описание интерьера содержат в себе огромный смысл, акцентирование внимания на этих деталях помогают определить характер героев, атмосферу, ту обстановку, где они живут. На их душевные переживания, неустроенность жизни, беззащитность, бесприютность, нищету указывают как раз описания их помещений, одежда подчеркивает не только нищету, но и род занятий, определяет характер героев. Важное значение имеет и символика, которая также требует комментирования. Зачем нужен желтый цвет, что означает камень, порог, крест, символизирующий смерть. Эти символы указывают на будущие события, что ожидает героев,  на бессмысленность жизни,  на переломы в их судьбах, на смерть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературы по роману А.Н.Толстого "Пётр Первый" и истории в 11 кл.

Тема урока: "Личность Петра и петровская эпоха".   Урок обобщения  рассчитан на 2 часа. В начале урока ставятся проблемные вопросы:  1. Почему личность Петра привлекает внимание, и спор...

Открытый интегрированный урок литературы и изобразительного искусства по теме «За что наказан Демон?»

Нашей целью было расширить знания учащихся о творчестве М.Ю.Лермонтова, помочь им понять образ Демона в творчестве поэта, в искусстве....

Интегрированный урок литературы и МХК на тему: «Петербург Достоевского» (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)

Краткая аннотация урока по технологии развития критического мышления на интегрированном уроке.    За основу взята работа П.Е. Решетникова « Нетрадиционная технологическая система подгот...

Интегрированный урок литературы и психологии "Психологизм романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание""

Итоговый урок литературы по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Целью урока является формирование умения работы с текстом и его анализ....

Планирование системы уроков литературы по роману "Преступление и наказание"

Разработка системы уроков литературы для 10 класса по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" с постановкой проблемных вопросов и тематикой письменных работ....

Конспект урока литературы по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"

Урок с применением кейс-технологии. Это первый урок в системе уроков по роману "Преступление и наказание".Кейс № 1 (2 часа) Исследовательский кейс (Case-study method).   Учебные си...

Методическая разработка. Урок литературы по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" по ФГОС

Тема урока "Петербург - фон или герой романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"? Приёмы создания образа города."Урок систематизации и обобщения знаний и умений.Призван сф...