Николай Рубцов - "поэт по самой своей сути"
план-конспект занятия по литературе (11 класс) по теме

Титова Надежда Геннадиевна


Материал представляет собой литературно-музыкальную композиуию, целью которой является сопереживание с судьбой замечательного поэта России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon n.rubtsov.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Литературно - музыкальная композиция 

Николай Рубцов - «поэт по самой своей сути»

Цели:

  1. Знакомство обучающихся с жизнью и творчеством русского поэта – лирика Н.М.Рубцова.
  2. Развитие умения видеть и чувствовать прекрасное в привычном.
  3. Воспитание чувства патриотизма, гордости  за свою малую родину.

Оформление: 

- портрет поэта

- стенд о жизни и творчестве Рубцова

- выставка сборников поэта, материалов и книг о нем.

Оборудование:

- мультимедийная презентация

- интерактивная доска

Запись на доске:                                                           Россия! Русь!

                                                                                         Храни себя, храни!

                                                                                                          Н.Рубцов

Звучит песня на стихи Н.Рубцова «Кони стреноженные» в исполнении В.Маркина.

1-й ведущий:

Чувство прекрасного дано человеку от Бога. Но оно нередко теряется в наше страшное своим цинизмом и бездуховностью время. Вернуть чувство прекрасного поможет светлая, родниковая поэзия Николая Рубцова. «Стихи его настигают душу внезапно. Они не томятся в книгах..., а, кажется, как зелень и синева, возникли из неба и земли, и сами стали этой вечной синевой и зеленью, - так охарактеризовал поэзию Рубцова А.Романов. - После Рубцова нельзя писать по - прежнему. Многих, для кого слово было продолжением живой души, обожгло светом его поэзии».

А замечательный русский писатель Федор Абрамов сказал о Рубцове - поэте поистине пророческие слова: «Бог явил нам радость и чистоту в виде стихов Рубцова и - взял обратно: недостойны. В ряду самых великих...»

Обманчива простота и ясность рубцовской лирики. Его поэзия воздействует на душу читателя каким-то волшебством, загадочностью. Еще более загадочной выглядит взаимосвязь поэзии Рубцова и его жизни, взаимосвязь жизни поэта и жизни всей страны. По его стихам точнее, чем по документам и автобиографиям, можно проследить его жизненный путь. Способность угадать свою судьбу и судьбу России поражала в Рубцове. Незадолго до смерти он написал: «Я умру в крещенские морозы...».

(Чтец. Стихотворение «Я умру в крещенские морозы...»)

А немного раньше он как бы предскажет нерадостные грядущие времена для родины своей, на которую «со всех сторон нагрянут иных времен татары и монголы» и покроют лесами «крестов окрестности России».

(Чтец. Стихотворение «Видение на холме»)

2-й ведущий:

Николай Рубцов родился 3 января 1936г. в Архангельской области. Он был пятым ребенком в семье. Трехлетним он пережил первую семейную драму, когда умерла старшая сестра, шестнадцатилетняя Надежда. На всю жизнь осталась в нем боль этой утраты, всю жизнь он считал, что, если бы сестра не умерла, он не испытал бы того безысходного сиротства, через которое ему пришлось пройти.

Отец, вернувшись с войны, не станет разыскивать своих осиротевших детей, а заведет новую семью. От этого еще горше был сиротский удел Рубцова и его братьев. В июне 1942г. умерла мать. Случилось это обыденно и просто.

(Чтец. Воспоминание Н.Рубцова «Золотой ключик»)

Память о душевном смятении, охватившем душу ребенка, Рубцов передает также в стихотворении «Аленький цветок».

Рубцов потерял мать в том возрасте, когда чувство самосохранения и любовь к матери еще не разделены, когда ребенок ощущает мать как часть самого себя. Поэтому память о матери он пронесет через всю свою жизнь. Аленький цветок, который Рубцов маленьким нес за гробом матери, разрастаясь, заполнит «красными цветами» зрелую лирику - мало кто из русских поэтов так много писал о матери.

(Чтец. Стихотворение «Аленький цветок»)

1-й ведущий:

А тогда, в 1942г., судьба, словно бы подсчитав, что семейного тепла будущему поэту уже достаточно отпущено, торопливо разрушает рубцовский дом; Вскоре после матери умирает младшая сестра. Старших детей забирает к себе тетка по отцу, а младших - Николая и Бориса - везут в дошкольный детский дом. Но и здесь братьев разлучают вновь: Николая отправляют в другой детдом - в село Никольское. Здесь и будет его Родина, отсюда он будет много раз уезжать и снова возвращаться.

Жили в детдоме очень трудно. Было голодно, холодно, не было света. Дети со всем примирились, ни на что не жаловались. Но: «Нас оскорбляло слово сирота»,  - скажет поэт, повзрослев. Ведь слово «сирота» отнимало у ребенка последнюю надежду на то, что за ним кто-нибудь скоро приедет и заберет из детдома.

(Чтец. Стихотворение «Детство»)

Детей, за которыми никто не приедет, было в детдоме много. Каждый переживал свою трагедию по-своему, каждый - молча, и далеко не каждый смог пережить ее... Один мальчик, от отчаяния, бросился в речку и утонул. Рубцову удалось пережить горечь разочарований в своих сиротских надеждах, но и в его стихи плеснуло мертвой омутной водой:

И так в тумане омутной воды

Стояло тихо кладбище глухое,

Таким все было смертным и святым,

Что до конца не будет мне покоя...

2-й ведущий:

Закончив 7 классов, 14-летний Рубцов отправился в Ригу: там был верх его мечтаний - мореходное училище. Но первая вылазка к морю оказалась неудачной: юного романтика не приняли по возрасту. К тому же его обобрали, и он оказался в чужом городе без денег, без жилья, без ночлега. Форменная фуфайка, выданная в детдоме, - единственное, что у него осталось.

 (Чтец. Стихотворение «Фиалки»)

Но позже Рубцов все-таки добрался до моря и побратался с ним и с его тружениками. Он бороздил северные моря на рыболовецком траулере. Кочегарская должность, на которую определили Рубцова, была почти непосильной для него. Тем не менее Рубцов продержался на этой работе почти год: его призвали на Северный флот. Эскадренный миноносец на долгие четыре года стал для Рубцова родным домом. Служба была суровая, края тоже суровые. Но на всех флотских фотографиях у него веселое лицо. Здесь он преодолел комплекс своей «сиротской доли», оказавшись в равном положении с другими. А в армии как раз и требуют, чтобы ты был таким, как все. Службы он не боялся. Благодаря детдомовскому опыту, к такой жизни он был подготовлен лучше всех. Сослуживцы запомнили матроса Рубцова веселым, с улыбкой на лице и с неразлучной гармонью: играть он научился еще в детдоме. «Ночами, - писал Рубцов, - часто предаюсь воспоминаниям. И очень в такие минуты хочется вырваться на простор, поехать куда-нибудь, посмотреть на давно знакомые памятные места, послоняться по голубичным болотам да по земляничным полянам или посидеть ночью в лесу у костра и наблюдать, как черные тени, падающие с деревьев, передвигаются вокруг костра, словно какие-то таинственные существа...»

(Чтец. Стихотворение «Березы»)

1-й ведущий:

В поселок Приютино, под Ленинградом, Рубцов на короткое время приезжает к старшему брату. В последний год своей жизни он вспоминает о танцах в Приютинском парке, где познакомился с Таей: «Вечером приедем с ребятами, девок ни одной еще нет. Я начинаю на гармонике играть, чтоб Тайка слышала. Потом отдам гармонику приятелю, чтоб тот играл, а сам к Тайкиному дому. Проберусь как-нибудь задворками и прямо - к крыльцу. Туман стоит, даже вблизи плохо видно. Смотрю - стоит Тайка на крыльце в белом платье и гармонику слушает... Сердце стучит, на душе хорошо! Выскочишь из тумана, и к ней. Она вся испугается, а я смеюсь. Хорошо было!»

(Звучит песня «Букет»)

Тая дарит ему свою фотографию, с которой Рубцов и ушел в армию. История первой любви Рубцова почти банальна. Переписывались. На побывку в 1957 году он приезжает сюда, к Тае... Но она встретила другого. Любила ли Тая Рубцова? Может, и любила. И изменив, боялась... Этот страх она помнит и сейчас: «Когда я увидела его на дороге с чемоданом, я убежала из дома - спряталась». Позже Рубцов напишет стихотворение «Соловьи», в которое живая, незатихающая боль врывается криком: «Знаешь, Тайка встречалась с другим».

(Чтец. Стихотворение «Соловьи»)

Еще раз он приедет к Тае, когда она уже будет замужем. Рубцов посмотрит на ее мужа, погрозит ему пальцем и скажет: «Смотри, если обидишь ее, из-под земли достану».

2-й ведущий:

В 1962г. Рубцов прошел творческий конкурс в литературный институт. Поселился в общежитии. Стипендия 22 рубля. Жить на такие деньги в Москве невозможно. Нищета в общежитии переносилась легче, но в 27 лет ее трудно не замечать. Опытный преподаватель института Николай Сидоренко, у которого Рубцов учился в 1962-1964 г.г., писал о нем в характеристике: «Стихи его наполнены жизнью, в них свет и тени, радость и горечь... Н.Рубцов - поэт по самой своей сути».

(Чтец. Стихотворение «Журавли»)

И вот этого поэта «по самой своей сути» исключили после второго курса из Литинститута по надуманным причинам: «За злоупотребление спиртными напитками и глумление над святынями». Пил он не больше других и глумиться над святынями не думал. Просто собрал с этажей портреты русских писателей -классиков, поставил их у себя в комнате и беседовал с ними, читал им свои стихи... А еще он часто играл на гармони и пел хриплым голосом свои прекрасные песни, за что друзья прозвали его Орфеем. Истинной же причиной исключения из института было то, что Рубцов не стремился льстить начальству. Он был неудобен своей непохожестью на других. Раздражало окружающих в поэте несоответствие его простоватой внешности тому сложному духовному миру, который он нес в себе. Разумеется, были люди поумнее, которые понимали, кто такой Рубцов, но таких было мало, и они..- не могли помочь поэту. Литературный институт Рубцов закончил заочно.

(Звучит песня «В горнице»)

1-й ведущий:

Исключенный из института, Рубцов поселяется в родной своей Николе, где когда-то сиротствовал в детском доме. Что же влекло поэта в ту холодную осень 1964г. к его бедной избушке в Николе? Ведь можно было устроиться и жить в Москве не хуже, чем в нищей вологодской деревне тех лет. Только семья, только деревня Никола, только «тихая родина» помогли ему преодолеть обиду. Именно в тяжкую минуту оскорбления и униженности должна была его поэтическая судьба слиться с судьбой народной. Надо принять ее судьбу, плакать ее слезами, петь ее голосом.

(Чтец. Стихотворение «Звезда полей»)

Нищета и гонения зачастую дают такие всплески гениальности, которые возносят униженные и оскорбленные души на недосягаемые вершины. Так было и с Рубцовым. Здесь, на родине, среди деревенской нищеты и униженности, поэта не покидает ощущение правильности избранного Пути, на котором ему светит «русский огонек». Это огонек любви, сострадания русской души к каждому путнику. Этот огонек не дает погаснуть памяти о войне, которая живет в душе каждого русского человека.

(Чтец. Стихотворение «Русский огонек»)

2-й ведущий:

Судьба Н.Рубцова с поразительной точностью повторяет судьбу России. Он как бы предощущал наши сегодняшние трагические дни, предчувствовал грядущие российские катастрофы, когда на Русь нагрянули «иных времен татары и монголы».

Душевная бесприютность поэта заставляла его еще обостреннее воспринимать трагическую судьбу Родины, ее безвестных стариков и ее великих поэтов. В стихах о Родине выразилось характерное только для Рубцова восприятие мира, понимание русской души, русского характера. Собственная несчастливость и неустроенность поэта сливаются с сознанием несчастливости русской судьбы, русского мужика, русского Ивана, или просто Фили.

_ (Чтец. Стихотворение «Добрый Филя»)

Рубцов любил Россию, боготворил ее, ее историю, ее природу, обычаи, традиции, верования. Он ощущал в себе силу родной земли, и голос его разрастался и становился голосом самой земли.

(Звучит песня «Купавы»)

(Чтец. Стихотворение «Я буду скакать по холмам...»)

1-й ведущий:

Последний год жизни Рубцова заполнен его романом с Людмилой Дербиной, с которой он познакомился еще во времена учебы в Литературном институте. Но тогда поэт не был ей интересен. Теперь же, семь лет спустя, когда Рубцов стал известным поэтом, она разыскала его сама и приехала к нему с маленькой дочкой. Высокомерная, самовлюбленная, она не прощала ему ни его слабостей, ни колких замечаний по поводу ее стихов.

Накопившееся раздражение по поводу своей неудавшейся женской и поэтической судьбы требовало выхода. И случилось то странное, что и предсказывал Рубцов о своей судьбе: в ночь на 19 января 1971г., в крещенские морозы, эта женщина убила Поэта.

Замирает сердце и перехватывает дыхание, когда читаешь описание этой - предсмертной недели Николая Рубцова. Так часто бывает, когда обреченный на смерть человек перед самой кончиной своей вдруг освобождается от боли, терзавшей его долгие месяцы, и близким кажется, что произошло чудо и смерть отступила...

Чуда не произошло...

Рубцов всегда жил больно и трудно. Даже и не жил, а скорее, продирался сквозь глухое равнодушие жизни и порою пытался докричаться до собеседников, но его не слышали, не хотели слышать, и тогда Рубцов снимался с тормозов — вся спрессованная в нем энергия, с такой дивной, пронзительной силой выплескивающаяся в стихах, рвалась наружу, громоздя химеры пьяного бреда.

Учитель:

Николай Коняев в повести «Путник на краю поля» написал: «Ясно, что Людмила Д. - не Дантес и даже не Мартынов. Она убила Рубцова. Потом прибрала в квартире, потом надела рубцовские валенки и отправилась в милицию. Во время допроса она то плакала, то смеялась. Ее судили. Она получила срок — восемь лет лишения свободы в исправительно - трудовой колонии общего режима. Но еще когда шел процесс, когда выяснялись малейшие детали того вечера, той страшной ночи, она, словно бы стряхнув с себя оцепенение, вдруг ясно поняла, что навсегда будет только убийцей Рубцова, и все последующее наказание показалось ей несущественным по сравнению с этим, главным...

Убийца...

И какая разница, что такой цели — убить Николая Рубцова — у нее не было и не могло быть... Я имею в виду не саму ночь убийства, а всю историю их знакомства. Когда-то в ждановско-хрущевских учебниках литературы можно было прочитать, кто двигал рукой Дантеса, кто стоял за спиной Мартынова. Сейчас мы знаем, что кроме различных особ, заинтересованных в устрашении беспокойных и непокорных поэтов, и сами Пушкин и Лермонтов кое-что сделали, чтобы умереть так, как они умерли...

Конечно, можно проследить, как стягивается роковая петля событий, как незаметно, но неотвратимо разгорается роковой скандал — та грязная, пьяная и страшная ночь. Но все равно все могло закончится иначе.

... Об этом нельзя думать и говорить тоже нельзя. В нашей жизни все случается так, как случается... И это и есть высшая справедливость. Другой справедливости, по крайней мере, здесь, «на этом берегу», как говорил Рубцов, нет и не будет. Вот и остается только, поминая Рубцова, повторить вслед за ним:

Все умрем.

Но есть резон

В том, что ты рожден поэтом,

А другой - жнецом рожден...

Все уйдем.

Но суть не в этом...

Чтец.  «Он подбежал ко мне, схватил за руки и потянул к себе в постель. Я вырвалась...

-Я уйду!

Меня всю затрясло, как в лихорадке. Надо бежать!... Животный страх кинул меня к двери. Он увидел меня, мгновенно выпрямился. В одной руке он держал комок белья... Простыня вдруг развилась и покрыла его от подбородка до ступней ног.

«Господи, мертвец»,  - мелькнуло у меня в сознании. Одно мгновение, и Рубцов толкнул меня обратно в комнату, роняя на пол белье. Теряя равновесие, я схватилась за него, и мы упали. Та страшная сила, которая долго копилась во мне, вдруг вырвалась, словно лава, ринулась, как обвал. Набатом бухнуло мое сердце.

«Нужно усмирить, усмирить!» - билось у меня в мозгу...

Вдруг неизвестно отчего рухнул стол, на котором стояли иконы. Все они рассыпались на полу вокруг нас. Лица Рубцова я не видела. Ни о каком смертельном исходе не помышлялось. Хотелось одного, чтоб он пока не вставал...

Сильным толчком он откинул меня и перевернулся на живот. В этот миг я увидела его посиневшее лицо и остолбенела: он упал ничком, уткнувшись лицом в то самое белье, которое рассыпалось по полу при нашем падении. Я стояла над ним проросшая к полу, пораженная шоком. Все это произошло в считанные секунды...»

2-й ведущий:

Вот так и случилось непоправимое...

В ту ночь соседка Рубцова проснулась от крика.

- Я люблю тебя! - услышала она крик - последние слова, которые произнес Рубцов...

Через три дня Рубцова похоронили на пустыре, отведенном под городское   кладбище.   Там   было   пусто   и   голо,   и   только   на вставленных в мерзлую землю шестах над новыми могилами сидели вороны.

Прощаясь с покойным, В.П.Астафьев сказал: «Человеческая жизнь у всех начинается одинаково, а кончается по-разному. И есть странная, горькая традиция в кончине многих больших русских поэтов. Все великие певцы уходили из жизни рано и, как правило, не по своей воле...»

А соседи Рубцова по лестничной клетке снизу и сейчас еще любят вспоминать, как он мыл у себя полы. Вначале выплескивал ведро воды, а потом начинал драить пол шваброй. Вода, естественно, протекала вниз... Однако, сколько ни скандалили соседи, разницу между палубой и полом в квартире Рубцов, похоже так и не уловил - продолжал наводить чистоту по освоенному еще в моряцкой юности способу...

Еще вспоминают соседи о том крике Рубцова, который разбудил их утром 19января 1971 года...

Он похоронен в Вологде. А в 1973 г. на могиле Рубцова поставили надгробие. На мраморной плите строчки его стихов: «Россия» Русь! Храни себя, храни!», которые звучат словно последнее завещание поэта своей несчастной и бесконечно любимой стране, что не бережет ни своих гениев, ни саму себя...

(Чтец. Стихотворение «Привет, Россия!»)

Учитель:

В поэзии Рубцова, по словам В.Кожинова, «как бы говорят сами природа, история, народ. Их живые и подлинные голоса естественно звучат в голосе поэта, ибо Николай Рубцов... стремился внести в литературу не самого себя,  а то высшее и глубинное, что ему открывалось».

(Чтец. Стихотворение Николая Колычева)

В последний путь...

Людей за гробом - мало.

 - Кого несут?

- Хоронят — то кого?

Никто не знал.  И улица не знала,

Что будет зваться именем его.

Несут. Зияют черных окон дыры

Посланник ЖКО уж осмотрел

Его простую, скромную квартиру:

«Хозяин и пожить - то не успел».

Не надышался. Съел не вдоволь хлеба...

Короткий список - весь квартирный хлам…

И вдруг - стихи. В них поле, море, небо...

О боже! Сколько он оставил нам!..

Комки земли замерзшей, как каменья,

О крышку гроба стукнулись...

И вот

Все то, что прежде виделось паденьем,

Теперь - незавершившийся полет.

Литература:

1. А.Рубцов.   Россия, Русь! Храни себя, храни! Стихи, переводы, воспоминания, проза, письма. Вологда. 1991г.

2. В.Кожинов.   Николай Рубцов. Заметки о жизни и творчестве поэта.

М, «Сов. Россия», 1976г.

3. Н.Коняев. Путник на краю поля. «Север», 1992.

4. На вершине земли Кольской. Рубцовские чтения в г. Апатиты Мурманской области. Мурманск, 1994 г.

5. Н.М.Демина.   Опыт литературно - музыкальный композиции.

ж-л «Открытая школа» № 1-99г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в 11 классе. Тема "Тихая лирика и Николай Рубцов".

Данная презентация является наглядным пособием к конспекту урока "Тихая лирика и Н.Рубцов"....

Николай Рубцов

Данный материал дает возможность познакомится с биографией Николая Рубцова....

Урок литературы в восьмом классе по теме "Николай Рубцов. Личность. Лирика".

Знакомство с личностью и поэзией Н.Рубцова через тему "малой родины"....

Николай Рубцов

Николай Рубцов...

НИКОЛАЙ РУБЦОВ

НИКОЛАЙРУБЦОВ...

Урок в 11 классе Николай Рубцов. Жизнь и творчество

Литературно-музыкальная композиция...

Литературная композиция. Вневременная связь. Сергей Есенин и Николай Рубцов.

Данный конспект можно использовать как для урока, так и для открытого школьного меропиятия....