Урок-творческая мастерская по литературе в 7 классе на тему "Милосердие - добродетель сердца".
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Корнилова Жанна Валерьевна

Урок с использованием технологии творческих мастерских обращает внимание учащихся на актуальную в современном обществе проблему милосердия. Анализируя "Стихотворения в прозе" И. С. Тургенева, ученики открывают для себя разные формы проявления сострадания.Технология творческих мастерских активизирует деятельность учащихся, мотивирует на размышления о значимых нравственных проблемах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_literature_v_7_klasse_na_temu.docx35.39 КБ

Предварительный просмотр:

                             Конспект урока по литературе в 7 классе на тему:

                                      « Милосердие – это добродетель сердца»

Цель урока: способствовать формированию нравственного мировоззрения на основе традиционных отечественных ценностей (сострадание, милосердие).

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Совершенствовать умение анализировать художественные и публицистические тексты;
  2. Учить логично и образно излагать свои мысли, составляя связное высказывание.

Развивающие:

  1. Содействовать развитию умения работать с текстами индивидуально и в группе;
  2. Формировать устойчивый интерес к чтению.

Воспитательные:

  1. Создать условия для усвоения духовно-нравственных категорий: милосердие и уважение к людям, ответственность.
  2. Формировать культуру общения при работе в группе;
  3. Формировать эстетический вкус учащихся.

Планируемые результаты:

-Личностные:

  1. Овладение навыков публичного выступления  (монолог, дискуссия, высказывания);
  2. Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения;

-Метапредметные:

  1. Умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации;
  2. Умение взаимодействовать высказывать суждения, подтверждая их фактами;
  3. с людьми и работать в коллективе;

-Предметные: знания, основ анализа худож. произведения;

Умение находить изобразительно-выразительные средства языка; умение охарактеризовывать состояние, переживание лирического героя.

Тип урока: мастерская отношений и ценностных ориентаций.

Форма работы: творческая мастерская

Оборудование: мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация, раздаточный материал (тексты с заданиями).

         Ход урока.

  1. Оргмомент. Учитель.

Добрый день, ребята, сегодня мы проведем урок в форме творческой мастерской. Но прежде чем начать, я предлагаю вспомнить принципы работы в мастерской:

-все ответы правильны;

-способны все;

- все равны;

- уважаем и внимательно слушаем друг друга

2. Индукция. (Звучит печальная музыка, слайды на тему «Милосердие»). Учитель читает на фоне музыки и слайдов стихотворения:

Вы видели глаза у Горя?

Полны бездонной пустоты,

В которой плещут слезы с болью,

Сжигая крылья у Души…

Вы слушали, какие звуки

 У Горя рвутся из груди,

Неся страдание и муки,

Кромсая души в лоскуты?

Её объятья ощущали?

Там нет тепла и стынет кровь,

А тело будто бы пытают.
Ежеминутно… Вновь и вновь…

Как оценить ущерб от Горя,

Когда все рвется на корню?!

Мать, потерявшая ребенка,

Муж, схоронивший всю семью…                               И. Березюк «Горе»

Храни, Господь, убогих, неимущих,

Безвольных,сирыхи калек,

Дай им понять,

Что в этот миг насущный

Твоей защиты просит человек!

Верни, Господь, ты Радугу незрячим,

Дай силу слабым, недругам – друзей,

Не позволяй ходячим бить лежачих

И всех озябших верою согрей!

Всем помоги!

На то ты и всевышний,

И слышен Мир Тебе с Небес и зрим…

Дай каждому не быть на свете лишним,

Мы на коленях ВОЗБЛАГОДАРИМ!                                         Ю. Власов

3.Самоконструкция. (Индивидуальная работа).

Что вы почувствовали? Как вы думаете, какие ключевые понятия будут рассмотрены на уроке? Запишите ассоциации.

-(милосердие, сострадание…) Что это?

3. Самоинструкция. (Уч-ся работают индивидуально, записывают ассоциации, затем по желанию зачитывают)

4.Социоконструкция. В группе формулируют определение.

Сообщение темы урока: «Милосердие – добродетель сердца».

(Работа индивидуальная со словом «добродетель», сообщение цели урока).

??? Актуальна ли эта тема? Почему?

Учитель: Действительно, тема вечна и современна. Именно  к ней обратился в своих поздних произведениях И. С. Тургенев. Его отношение к этой проблеме выражено  в стихотворении в прозе «Милостыня»

5. Работа учащихся в группе с раздаточным материалом (пакет № 1).

(Чтение произведения, работа в парах, уч-ся задают  вопрос другой группе по тексту, его худож. своеобразии, идее:

-Почему сначала старик не хотел просить милостыню, кто этот незнакомец, в какой фразе содержится философский смысл произведения?)

6. Групповая работа с материалом пакета №1.

Социоконструкция (обсуждение в группах)

(Работа в группе по вопросам, заданным другой группой)

Социализация (выступление каждой группы.)

Вывод (запись в тетрадь):

Милостыня не унижение, если человек действительно нуждается в помощи.: «Протягивай руку, доставь и ты другим добрым людям показать на деле, что они добры» Милосердие должно быть деятельным! Милостыней человек приносит добро сам себе!

( Милостыня – встреча двух рук, непросто решить, какая из этих рук несет больше добра. Благотворитель видел людскую нужду, и его сердце смягчалось. Получивший милостыню знал, за кого ему молиться. Это тысячерукая милостыня приучала богачей видеть в бедняках людей, а бедняков отучала ненавидеть богатых.

7. Групповая работа с материалом пакета № 2 (приложение №1)

Учитель: Стихотворение «Нищий».  Как мы объясним значение этого слова? Работа со словарем (индивидуальная работа)

Приходилось ли вам встречаться с нищим? Каково отношение к ним в обществе?( негативное, благополучные люди стараются их не замечать, отводят глаза, иногда даже проявляют агрессию. Правильно ли это с моральной т. зрения??? Как должно относиться с этим несчастным – вот об этом и размышляет И. С. Тургенев.

Социоконструкция (обсуждение в группах)

(Работа в группе по вопросам, заданным другой группой)

Социализация (выступление каждой группы.)

Вывод (запись в тетрадь):

1 группа:

Автор ничего не приукрашивает, изображая грубую, жесткую действительность, он создает целостный и правдивый образ нищеты («болен, грязен, голоден «мычал», «вздрагивал» - обессилен настолько, что не в силах произносить даже слова…)

2 группа:

Лирический  герой (обеспеченный, благополучный, судя по деталям одежды: кошелек, часы, платок..)испытывает смущение оттого, что не может подать милостыню, просит у нищего прощения!! Затем потрясение, неловкость, ужас…(доказывается использованием умолчания: читатель должен сам догадаться, о чем пойдет речь, прочувствовать с героями ситуацию) . Кульминационный момент – рукопожатие героев. В древности – это свидетельство того, что человек не прячет оружие, а в наше время этот ритуал является знаком уважения др. к другу.

3 группа:

«Стиснул пальцы» - нищий долго ждал соучастия и рад человеческому отношению, проявленному к нему, к нему отнеслись как к равному.

«Брат» (индивид. Работа со словарем) – в значении единомышленника, близкие люди, понимающие др. друга, ближний – тот, кому нужна твоя помощь!

Перед Богом все равны, каждый вправе рассчитывать на понимание, помощь и поддержку, а главное – на уважение к себе. Каждый получает свое подаяние: нищий – признание в нем человека, а герой – прощение нищего за то, что мир так несправедлив.

Проблемный вопрос: «А вы смогли бы подать руку помощи этому нищему?»

(Индивидуальная работа - ответы учащихся. Чтобы понять человека, нужно попытаться встать на его место)

Учитель (рассказ об арестантах):

В истории нашей страны проявление милосердия – черта характера, менталитета русского человека.  Стоит вспомнить тот факт, что почти конца 19 века, многие арестанты жили за счет подаяний. У ворот тюрем постоянно сидел на цепи 1 из арестантов и просил милостыню. А по праздникам осужденных водили по городу для сбора подаяния. И подавали… Это было проявлением не жалости, а проявлением христианского милосердия: Дающий осознавал русскую народную мудрость: «От сумы и от тюрьмы не зарекайся». Подаяние воспитывало и арестанта: смиряло его гордыню, взывало к раскаянию.

8. Разрыв .

Учитель зачитывает текст (история о самоубийце, который обретает смысл жизни, осознав радость подаяния , прерывает текст и предлагает учащимся самим придумать завершение. (Приложение № 2).

Самоконструкция. Индивидуальная работа (каждый высказывает свою т. зрения, затем учитель дочитывает оригинал и делается вывод по вопросам:

Что произошло с юношей?

Объясните логику поведения русского путешественника, спасшего юношу

Социализация (обсуждение в группе).

Вывод:

Одно из дел милосердия – милостыня, помощь другому человеку из жалости к нему. Подавая милостыню, ты увеличиваешь количество добра в мире. Причем большую часть этого добра ты принес самому себе, ведь от этого твоя душа стала светлее.

9.Творческая работа.  Работа с материалом пакета № 3 и 4 (Приложение № 3, 4).

Учитель: подготовьте групповой проект вашего ответа: создайте свои «Заповеди милосердия». Для выполнения этой работы предлагаю подобрать эпиграф к нашему уроку (от каждой группы – свой эпиграф), аргументируйте свой выбор (на этапе афиширования.), затем прочитайте поучения блаженного старца монаха горы Афон Паисия Святогорца. Начните составлять заповеди с наставления, которое содержится в поучении Паисия Святогорца, дополните своими наставлениями, используя материал нашей творческой мастерской.

10. Афиширование работ. Представители от групп зачитывают свои работы и вывешивают их на доску.

11. Рефлексия. Учитель предлагает учащимся письменно ответить на любые 2 вопроса из предложенных:

- Какие мысли, высказанные или прочитанные на уроке, показались интересными?

- Над чем заставил задуматься наш разговор?

- Продолжите фразу «Я сегодня впервые узнал, что…»

12. Домашнее задание (по выбору):

  • Напишите сочинение-миниатюру на тему: «Что правит миром: добро или зло?» (на основе художественных произведений или собственного жизненного опыта).
  • Напишите сочинение-миниатюру «Монолог нищего» (исповедь обездоленного).

Приложение № 1.

Иван Сергеевич Тургенев   «Нищий».

        Я проходил по улице... меня остановил нищий, дряхлый старик.

       Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны... О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!

       Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку... Он стонал, он мычал о помощи.

       Я стал шарить у себя во всех карманах... Ни кошелька, ни часов, ни даже платка... Я ничего не взял с собою.

       А нищий ждал... и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.

       Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку... Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат».

       Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись — и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.

       — Что же, брат,— прошамкал он,— на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.

       Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.

Февраль 1878

Задания для 1 группы.

1) Каким увидел герой нищего? Найдите детали, создающие его портрет.

Объясните значение метафоры «бедность обглодала это существо».

2) Почему большинство прилагательных (прочитайте их), характеризующих старика, употреблено в прямом значении?

3)  Почему рука старика слабо колыхалась и вздрагивала? Какие чувства вызывает у вас нищий старик?

Задание для 2 группы.

  1. Найдите в тексте художественные детали, которые помогают представить лирического героя, дорисуйте его портрет.
  2. Какие чувства испытал лирический герой, увидев нищего старика?

Как автор передает это состояние, приведите примеры из текста?

Для чего используется прием умолчания (многоточие)?

  1. Какой фрагмент можно назвать кульминационным в стихотворении?

(Что означал ритуал рукопожатия раньше и знаком чего является в наше время?)

Задания для 3 группы.

  1. Чего ждет нищий старик?
  2. Что получает? Почему автор, характеризуя состояние старика, использует словосочетание «стиснул мои пальцы»?
  3. В каком значении в тексте употреблено слово «брат»?
  4. Какое подаяние получил нищий и какое подаяние получил лирический герой?

Приложение № 2.

Однажды русский путешественник в Париже увидел на мосту юношу, который явно собирался броситься в реку и покончить с собой. Путешественник, проходя мимо задумчивого юноши, вдруг остановился и задал крайне неуместный вопрос: «Скажите, у Вас, может быть, есть с собою деньги?» Ошарашенный кандидат в самоубийцы ответил:

-Да, есть…

- Но, кажется, они Вам больше не пригодятся?

- Пожалуй…

-А раз так, может, Вы отложите Ваше решение на несколько минут. Вот в том квартале живут довольно бедные люди, и Ваши деньги им совсем не помешали бы. Мог бы я попросить Вас прежде сходить туда и найти кого-нибудь, чтобы передать ему не нужные Вам уже деньги?

Юноша согласился. Он ушел и….(остановка). Учитель предлагает детям придумать собственное завершение истории.. Затем дочитывается оригинал.

Он ушел и на мост больше не вернулся. В тот момент, когда он отдал свой кошелек, его сердце осветила радость большая, чем у тех, кто принял его дар. Он понял смысл своей жизни.

Приложение № 3.

Добро великодушно и застенчиво старается скрыть свои добрые мотивы.

                                          В.  Дудинцев

Милосердие начинается дома. Если для проявления милосердия нужно куда-то ехать, то это едва ли милосердие.

                                       Л. Н. Толстой

Когда творишь милостыню, пусть левая рука  твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне.

                        Евангелие от Матфея.

Нет великой заслуги в том, чтобы жить долго, ни даже в том, чтобы жить вечно; но велика заслуга того, кто живет добродетельно.

                              Аврелий Августин

Истинно велики те, чьё сердце бьётся за всех.

                                          Р. Роллан


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в 5 классе "Образ Дома в романе И.С.Шмелёва "Лето Господне"(глава "Чистый понедельник").Урок-творческая мастерская

Урок-творческая мастерская способствует развитию творческого мышления.раскрытию индивидуальности каждого ученика.Тема "Образ Дома"-центральная тема всей русской литературы,поэтому необходимо продолжат...

Урок творческой мастерской по русскому языку в 5 классе "Счастье-это мама !"

Ведется работа в парах,группах,индивидуально.Используется Интернет-ресурс(видеоролик,презентация,музыкальное произведение П.Чайковского "Времена года")На основе ассоциаций и услышанного текста ребята ...

Урок-творческая мастерская "Литература Южного Урала".

                Цели урока: 1.Формирование знаний о богатстве недр Южного Урала.2.Развитие познавательного интереса к родному краю.3.Воспитание любв...

Урок-мастерская по литературе. 8 класс. Тема: Александр Грин «Алые паруса». От метафоры к символу 20 века.

Урок-мастерская по литературе. 8 класс.Тема: Александр Грин «Алые паруса». От метафоры к символу 20 века. Цели и задачи:-развивать умение анализировать художественное произведение;-прийти к поним...

Конспект урока литературы ««Прежняя Москва» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»» (Урок - творческая мастерская с элементами с элементами синквейна в 9 классе)

Цели:1. Образовательные: раскрыть понятия «типические образы», «говорящие фамилии», «внесценические персонажи»; определить особенности нравственного облика фамусовского общества; выявить специфику кон...

«Урок – творческая мастерская по созданию книги о доброте» (по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского» в 6 классе)

«Урок – творческая мастерская   по созданию книги   о доброте»                    (по...

Технологическая карта урока литературы « Милосердие – это добродетель сердца» ( По повести Е. Мурашовой «Класс коррекции»)

 Повесть «Класс коррекции» выделяется в общем потоке современной отечественной литературы для подростков. Тема детей - «трудных», зачастую умственно неполноценных, ...