Использование метода проектов на уроках литературы в системе духовно-нравственного воспитания
статья по литературе по теме

Баженова Ирина Александровна

Современная школа, влияя на внутренний мир ученика, должна стремиться воспитывать  такого человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, приобретённые в силу внутреннего влечения к добру. Принципиальное значение для решения данной проблемы имеют уроки, построенные на примерах классической и современной литературы. Использование материала таких уроков в духовно-нравственном воспитании учащихся возможно в различных аспектах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_metoda_proektov_na_urokakh_literatury.docx36.2 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ ДПО

«Центр информационно-методического и психологического обеспечения» деятельности МОУ г.Иркутска

Городская научно-практическая конференция для педагогов  

«Воспитание духовности в современном мире»

Использование метода проектов на уроках литературы в системе

духовно-нравственного воспитания

Автор:

учитель русского языка и литературы

МБОУ г.Иркутска СОШ №16

Баженова Ирина Александровна

Иркутск, 2014

Содержание

Введение………………………………………………………………….

3

Основная часть………………………………………………………….

4

Понятие духовно-нравственного воспитания…………………..........

4

Принципы организации воспитания духовности…………….……….

5

Духовно-нравственное воспитание на уроках  литературы…………..

6

Использование метода проектов на уроках литературы при воспитании духовности…..……………………………………………

8

Заключение……………………………………………………………..

10

Список используемой литературы…………………………................

11

Введение

Сейчас, когда система образования серьёзно реформируется, педагоги ищут модели образования, которые позволят сохранить духовно-нравственные и культурно-исторические традиции отечественного образования и воспитания, сформированные за долгие годы.  Современная школа, влияя на внутренний мир ученика, должна стремиться воспитывать  такого человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, приобретённые в силу внутреннего влечения к добру. Принципиальное значение для решения данной проблемы имеют уроки, построенные на примерах классической и современной литературы. Использование материала таких уроков в духовно-нравственном воспитании учащихся возможно в различных аспектах. Это, прежде всего, рассмотрение тем по литературе сквозь призму нравственной проблематики и воспитательных задач. Это реализация различных направлений внеурочной деятельности, в том числе проектная деятельность, формирующие нравственные качества личности.

Цель исследования: проанализировать использование метода проектов на уроках литературы в системе духовно-нравственного воспитания.

Задачи:

  1. Изучить понятие духовно-нравственного воспитания.
  2. Рассмотреть принципы организации воспитания духовности.
  3. Изучить вопрос духовно-нравственного воспитания на уроках литературы.
  4. Проанализировать использование метода проектов на уроках литературы при воспитании духовности.

Основная часть

Понятие духовно-нравственного воспитания

Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности поднимались в педагогике с давних времен. Из педагогов-классиков прошлого наиболее полно и ярко охарактеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д.Ушинский. В статье «О нравственном элементе в воспитании» он писал: «Влияние нравственное составляют главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями...». В современной образовательной системе духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся является первостепенной задачей и представляет собой важный социальный компонент для образования.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания, являясь методологической основой Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, даёт следующее определение данного направления в воспитании личности гражданина России: «Духовно-нравственное воспитание - педагогически организованный процесс усвоения и принятия учащимися базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения, мировое сообщество».

По словам учёного В. И. Павлова, духовно-нравственное воспитание личности направлено на формирование: нравственных чувств (совестидолгаверыответственностигражданственностипатриотизма); нравственного облика (терпениямилосердиякротости); нравственной позиции (способности к проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний); нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, послушаниядоброй воли).

При формировании данных качеств учащихся необходимо учитывать принципы организации воспитания духовности и нравственности.

Принципы организации воспитания духовности

Организация духовно-нравственного развития и воспитания личности, нравственного уклада жизни учащихся осуществляется на основе:

• нравственного примера педагога;

• социально-педагогического партнёрства;

• индивидуально-личностного развития;

• интегративности программ духовно-нравственного воспитания;

• социальной востребованности воспитания.

Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к педагогическому труду, к ученикам, коллегам – все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не является  главным  примером нравственного и гражданского личностного поведения.

В современных условиях без социально-педагогического партнёрства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Для решения этой общенациональной задачи необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнёрские отношения с другими субъектами общества: семьёй, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ.

Индивидуально-личностное развитие остаётся одной из важнейших задач современного образования. Педагогическая поддержка самоопределения личности, развитие её способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают достаточных условий для свободного развития и социальной зрелости личности.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную. Необходима интегративность программ духовно-нравственного воспитания.

Содержание воспитания концентрируется вокруг базовых национальных ценностей, каждая из которых превращается в воспитательную задачу. Они пронизывают все учебное содержание, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина. Система базовых национальных ценностей создает смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности.

Очевидной является необходимость социальной востребованности воспитания. Воспитание, чтобы быть эффективным, должно быть востребованным в жизни ребёнка, его семьи, других людей, общества. Полноценное духовно-нравственное развитие происходит, если воспитание не ограничивается информированием обучающегося о тех или иных ценностях, но открывает перед ним возможности для нравственного поступка.

Программы духовно-нравственного развития и воспитания должны предусматривать добровольное и посильное включение обучающихся в решение реальных социальных, экологических, культурных, экономических и иных проблем семьи, школы, города, области, страны. Организация воспитательного процесса в системе «школа – семья – социум» требует возвращения в систему образования педагогов, готовых не только учить, но и воспитывать обучающихся.

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы

Нравственное воспитание на уроках литературы способствует воспитанию чувства долга, ответственности за свои поступки, патриотизма, любви к ближнему, доброты, уважения к старшим. Ведь основной элемент воспитания при изучении отечественной и зарубежной литературы – это слово, художественная речь, книга.

Специфика нравственного воздействия литературы заключается в том, что читатель - ребенок имеет возможность сверить свои оценки жизни с авторитетными оценками писателя, осмысляя его подход к миру и человеку. Бывает так, что учитель, видит и чувствует, что основная масса учащихся просто так проводит положенное время и отвечает автоматически. На уроках литературы учащиеся должны сопереживать, удивляться или возмущаться, необходимо научить школьников понимать поведение человека, самого себя, окружающих его людей, то есть узнавать в литературных героях себя, помочь учащемуся разрешить собственные проблемы средствами литературы, понять, что такое хорошо и плохо. Именно в этом заключается процесс самопознания через познание других. Верность и предательство, чувство долга, истина и ложь, подвиг и трусость, человек и общество, любовь и дружба – эти нравственные проблемы должны волновать сердца учащихся.

В процессе дискуссий учащиеся дают личностную оценку литературному произведению, героям и событиям, осмысливают авторское отношение к ним, обсуждают нравственные вопросы, поднимаемые авторами литературных произведений, и связанные с ними социальные проблемы. Главная задача учителя – это обогащение учащихся разносторонними и глубокими знаниями о своем народе, его прошлом, традициях, культуре.

Формы, методы, технологии формирования нравственной культуры могут быть разными. Метод проектов является одним из основных методов обучения при реализации Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения. Проектная деятельность может активно использоваться на уроках литературы в качестве одного из средств формирования духовно-нравственного воспитания.  

Использование метода проектов на уроках литературы при воспитании духовности

В современной педагогике активно разрабатывается и используется уже более двадцати лет технология проектной деятельности, ориентированная на выявление новых коллективных форм учебной деятельности в развивающем обучении и нацеленная на активизацию творческих возможностей учащихся.

Целью проектной деятельности является: понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов; повышение мотивации учащихся при решении задач; развитие творческих способностей; формирование чувства ответственности;

создание условий для сотрудничества между учителем и учащимся.

Исследовательский проект требует хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результатов. Примером такого проекта может служить работа учащихся 8 класса на тему «Изображение православных праздников в произведениях писателей ХIХ - ХХ века». Данный проект помог раскрыть учащимся значение православия  в русском обществе на стыке эпох, в период больших перемен, что в человеке должна оставаться вера, надежда, несмотря на события, происходящие в жизни отдельных людей и всего общества.

Примером информационного проекта может являться работа на тему «Емельян Пугачев». В ходе работы учащимся 8 класса необходимо было собрать и обобщить материал по биографии Емельяна Пугачёва, его влияние на историю Российского государства, прочитать художественные и научные книги по теме, просмотреть художественные фильмы. В ходе работы был создан фильм  о Емельяне Пугачёве, который был использован в ходе работы над произведением А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Творческий проект в 6 классах представлял собой работу над составлением презентаций по теме «Русская ярмарка».  Учащиеся должны были собрать материал об особенностях ярмарки, найти описание развлечений, рецепты традиционных блюд, приготовить некоторые из них, подобрать примеры праздничных песен и частушек, сочинить сказки о героях ярмарки. Внимание учащихся было обращено на русские традиции, необходимость их сохранения и реализацию их в современном обществе.

Также творческим проектом можно считать инсценировки фрагментов произведений. Ребята выбирают фрагмент, распределяют роли, обсуждают персонажей, продумывают костюмы, работают над мимикой, жестами, мизансценой. Такая работа сплачивает ребят, прививает интерес к урокам, помогает определить ошибки в поведении или поступках героев. Такие проекты использованы, например, на уроке «Викторина «Своя игра» по юмористическим рассказам А.П.Чехова в 6 классах.

Игровые проекты постоянно используются на уроках литературы. Это, например, инсценировки былин, басен, сказок в 5, 6 классах. Небольшие инсценировки позволяют учащимся правильно понять поступки героев, проанализировать текст и сделать для себя определённый вывод.

Игровой проект был реализован на уроке по повести Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» в 5 классе. Форма урока – заседание редколлегии. Каждый учащийся выполнял заранее выбранную роль: художник, литературовед, критик, журналист. Художники рисовали эскизы обложек, литературоведы анализировали фрагменты, критик пытался найти недочёты, журналисты проводили социологический опрос, брали интервью.

Все перечисленные проекты были реализованы на уроках литературы, каждый из них так или иначе касался духовно-нравственного воспитания (рассмотрены вопросы чести, совести, долга, достоинства, русской истории, культуры, традиций). Проектная деятельность позволяет ненавязчиво донести до учащихся нравственные вопросы, более подробно рассмотреть категорию духовности.

Заключение

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащегося является ключевым фактором развития общества. Невозможно идти вперед, минуя человека, его состояния и качества внутренней жизни. Темпы и характер развития общества зависят от гражданской позиции человека, его жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития современного общества.

На уроках русского языка и литературы рассматривается бережное отношение к родному слову, потому как русское слово открывает для нас мир бесконечных радостей, всю гамму человеческих чувств и отношений. Размышления над словом, его анализ, интерпретация помогают учащимся познакомиться  с особенностями русского видения мира, понять и познать себя как представителя русского народа.  Такое размышление над словом духовно обогащает учащихся, помогает познакомить их с национальными традициями, складом мышления, самобытной неповторимостью, нравственным состоянием и духовностью своего народа.

«В будущей России образование не должно отделяться от духовного воспитания…» - писал И.Ильин. Через учебный диалог учителя и ученика происходит культурное, нравственное и духовное взаимообогащение учащихся и преподавателя, именно в этом заключается основная задача обучения и воспитания  в современной школе.

 

Список литературы

  1. Багашев А. Духовно-нравственное воспитание молодежи// Воспитание школьников. – 2008. – № 9. – С. 10-13.
  2. Духовно-нравственное воспитание. – Internet: http://ru.wikipedia.org
  3. Ильин И.А. Путь духовного обновления // Религиозно-философская библиотека. М., Изд-во Библиополис, 2008.
  4. Козлова С. Нравственное воспитание в современном мире// Дошкольное воспитание. – 2001. - № 9. – С. 98-101.
  5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – Internet: http://standart.edu.ru
  6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М., 1993.
  7. Тучкова Т. Русская нравственная традиция в воспитании// Народное образование. – 2001. - № 8. – С. 272-274.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание школьников. Обобщение опыта "Роль религиозно-философского комментария на уроках литературы в формировании духовно-нравственных ценностей девятиклассников"

В работе представлен опыт использования религиозно-философского комментария на уроках литературы в 9 классе. Даются научно-практическое обоснование опыта, алгоритм применения  и примеры использов...

Использование метода проектов на уроках литературы в СПО

Организация проектной деятельности на уроках литературы...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ. VIII окружная научно-практическая конференции педагогов «ОТК-2015. Образование. Технологии. Качество» Центральное управление Самарская область

Цель данной работы поделиться опытом использования метода проекта в деятельности педагога на уроках литературы.В связи с поставленными целями выделяем следующие задачи:1.   Проанализировать ...

Презентация. Использование метода проекта на уроках литературы

Презентация к  выступлению на научно-практической конференции. Использование метода проекта на уроках литературы....

Презентация на тему "Использование метода проекта на уроках литературы и во время внеурочной деятельности"

Основная цель данной презентации - формирование умения использования информационных технологий при разработке инструментов и материалов, повышающих эффективность и результативность учебного процесса....

«Использование метода проектов на уроках родной литературы в системе духовно-нравственного воспитания»

В статье рассматриваются проблемы воссоздания процесса воспитания школьников, проанализированы духовно-нравственные ориентиры, заложенные в преподавание осетинского языка и осетинской литературы....

Использование метода проектов на уроках литературы и внеурочной деятельности (из опыта работы)

Использование метода проектовна уроках литературы и внеурочной деятельности(из опыта работы)...