Творческая мастерская «А если это любовь…»
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Ждановская Кристина Олеговна

Творческая мастреская по произведению Р.И.Фраермана «Дикая собака Динго или повесть о первой любви».Мероприятие для 7-8 классов. Замечательная возможность поговорить с учащимися о самом светлом и прекрасном чувстве - люблви.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение

лицей №369

Красносельского района Санкт-Петербурга

Творческая мастерская

«А если это любовь…»

Разработали и провели

учитель русского языка и литературы

Ждановская Кристина Олеговна,

учитель русского языка и литературы

Епишова Светлана Федоровна

2011

Цели образовательные и воспитательные:

  • вовлечение учащихся в активный познавательный процесс;
  • формирование вдумчивого, внимательного отношения  к слову;
  • формирование умения давать оценку полученным результатам.

Задачи учебно – педагогические:

  • развитие творческой активности;
  • развитие коммуникативных способностей;
  • формирование навыков исследовательской деятельности.

Оборудование: компьютер, проектор, повесть Фраермана «Дикая собака Динго…», карточки-таблички.

Учащиеся предварительно разделены на 3 группы, принцип формирования групп игровой.

Мероприятие проводится в актовом зале.  


Творческая мастерская «А если это любовь…»

Вступление.

Добрый день, дорогие друзья!

Мы собрались здесь, чтобы поговорить о самом светлом и прекрасном чувстве – любви.

В древнейшей мифологии и поэзии любовь – космическая сила, подобная силе тяготения, которая всегда оказывает благотворное влияние на человека. Великое множество художественных произведений посвящено этому чувству, и жизнь самих писателей была озарена любовью.

Отправляемся в Англию, страну чудес и загадок. Имя Уильяма Шекспира, как и имя Александра Сергеевича Пушкина, известно в каждом уголке мира. Каждая страна почла бы за честь стать родиной гениального писателя и поэта. Его произведения наполнены переживаниями тревожной молодости: «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Сонеты». Все произведения поэта пропитаны любовью…

Уильям Шекспир встретил свою возлюбленную в юном возрасте, и, когда ему исполнилось восемнадцать лет, они поженились. Имя его избранницы – Анна, которая была на восемь лет старше поэта. Возраст не был препятствием для влюбленных.

                     Как в зеркало, глядясь в твои черты,

                     Я самому себе кажусь моложе.

                     Мне молодое сердце даришь ты,

                     И я тебе свое вручаю тоже.

                     Старайся же себя оберегать -

                     Не для себя: хранишь ты сердце друга.

                     А я готов, как любящая мать,

                     Беречь твое от горя и недуга.

                     Одна судьба у наших двух сердец:

                     Замрет мое - и твоему конец!        

                                                                 Сонет 22

Продолжаем наше путешествие. Теперь мы в Германии…

Юный Гете воспитывался в семье, где царили покой и нежность. С детства он мечтал о настоящей любви. Кристиане было двадцать три года, когда они встретились. Писатель особо ценил ее умение быть счастливой.

Душа в огне, нет силы боле,

Скорей в седло и на простор!

Уж вечер плыл, лаская поле,

Висела ночь у края гор…

Толпою чудищ ночь глядела,

Но сердце пело, несся конь,

Какая жизнь во мне кипела,

Какой во мне пылал огонь!

                                 «Свидание и разлука»

Теперь мы в России, где жил талантливый писатель – Константин Георгиевич Паустовский. Он любил Татьяну Евтееву, которая впоследствии стала его женой.

Первое письмо, на которое решился писатель, он написал через три года после их первой встречи:

«Танюша, родная моя, мы еще будем жить – такая любовь, как наша, не кончается…»

Среди миров, в мерцании светил

Одной Звезды я повторяю имя...

Не потому, чтоб я Ее любил,

А потому, что я томлюсь с другими.

И если мне сомненье тяжело,

Я у Нее одной ищу ответа,

Не потому, что от Нее светло,

А потому, что с Ней не надо света.

                                        И. Анненский «Среди миров»

История любви… У каждого она своя, трогательная и беззащитная, словно цветок перед первым морозцем. Каждый ее ждет, и каждый обязательно дождется. Так пусть же она и дальше остается чудом!

Землю пробили усики трав

и просверлили лучи.

Тотчас,

об этом чуде узнав,

заспешили с юга

грачи.

На лентах сейсмографов

стала видна

нервная полоса...

(Два человека -

он и она -

глядели

друг другу в глаза...)

Реки набухли.

Народ бежал

и жмурился от тепла.

Кто-то кричал:

"Пожар! ..

Пожар! .."

А это

любовь была.

                              Р. Рождественский «Чудо»

  1. Ребята, сейчас мы услышали, как размышляли о любви известные умудренные опытом писатели и поэты. Мы с вами сегодня будем говорить об этом чувстве.

Вот как ответили на вопрос, что самое прекрасное в жизни, учащиеся 7-10 классов.

Самое прекрасное в жизни    слайд

  • Свобода от болезни
  • Родственники / семья
  • Удовольствие от жизни
  • Друзья
  • Гармония
  • Счастье быть с теми, кто тебе дорог
  • Счастье
  • Понимание, что не зря прожил жизнь
  • Сама жизнь
  • Любовь

Одно из проявлений прекрасного – любовь. Наша творческая мастерская будет посвящена теме любви. Именно об этом чувстве и написана повесть Рувима Исаевича Фраермана «Дикая собака Динго или повесть о первой любви». В 2011 году исполнилось 115 лет со дня рождения Р.И.Фраермана.  слайд

2.  Сам Фраерман говорил, что этим произведением   слайд

«Мне захотелось подготовить сердца моих юных современников к грядущим жизненным испытаниям. Рассказать им что-то хорошее о том, как много в жизни прекрасного…»

  1. В самом названии повести заложена тема, о которой пишется история – первая любовь. О том, какая она, мы поговорим позднее.

Нам кажется, вам будет интересно, как о первой любви написали ребята 7-10 классов.    слайд

  • чувство, которое сложно объяснить словами
  • постоянные мысли о одном человеке
  • взрыв гормонов
  • мечты, фантазии на подоконнике с чашкой горячего шоколада
  • состояние, когда сердце бешено бьется и ты не знаешь, что делать
  • не забывается на протяжении всей жизни
  • странное чувство, ты не знаешь, что от него ждать
  • неосознанное чувство
  • самые неожиданные поступки
  • делает мир прекраснее
  • сердце в груди останавливается
  • чувство, когда в животе летают бабочки
  • глупое поведение и бешеная паника
  • дергание девочек за косички
  • состояние невесомости
  • школьное чувство
  • человек не может в себе разобрать это чувство
  • поведение человека меняется

  1. А теперь посмотрим, как наши герои сталкиваются с этим чувством. Но сначала проверим, насколько хорошо вы знаете текст.

Слайд

  1. Назовите известного советского писателя-друга Р.И.Фраермана.
  2. Что нашла Таня под подушкой матери?
  3. Как звали лучшего друга Тани?
  4. Фамилия Тани и Коли.
  5. Чем заболел Коля на пароходе?
  6. Как звали собаку Тани?
  7. Что подарил отец Тане во время их первой встречи?
  8. Любимые цветы Таниного отца.
  9. Какой праздник совпал с Таниным днем рождения?
  10. Какое угощение для ребят приготовил отец Тани на праздник Нового года?
  11. Что Коля преподнес в качестве подарка Тане на Новый год?
  12. Какое погодное явление привело Таню на реку?

  1. Паустовский
  2. Письмо
  3. Филька
  4. Сабанеевы
  5. Малярия
  6. Тигр
  7. Конфеты
  8. Саранки
  9. Новый год
  10. Апельсины
  11. Аквариум
  12. Буран

Та команда, которая набрала большее количество баллов, получает право первого ответа.

  1. Существуют разные типы любви, ее лики. Какие? Перечислите.

Правильно вы сказали. Если обобщить все вами перечисленное, получится следующее…  

Слайд

  • Любовь к отцу, матери
  • Отеческая любовь
  • Материнская любовь
  • Любовь к тем, кого приручили
  • Любовь к Родине
  • Любовь к ближнему
  • Любовь к Богу

  1. Вот как вы и ваши одноклассники сформулировали ответ на вопрос, что такое любовь.

                                    слайд

  • чувство, которое нельзя передать словами, когда в душе появляется что-то, что закрепляется в сердце
  • чувство, которым ты не в силах управлять
  • взаимное притяжение
  • это то, что заставляет просыпаться по утрам
  • готовность жертвовать собой
  • чувство, которое заставляет тебя радоваться и страдать
  • не можешь думать ни о ком, кроме этого человека
  • когда центр вселенной смещается на кого-то, а остальное - декорации


  1. То, как воспринимает любовь человек, неизменно на протяжении многих тысячелетий. Цитата из Библии.   слайд

«Любовь долготерпит

милосердствует

любовь не завидует

не гордится

не бесчинствует

не ищет своего

не раздражается

не мыслит зла

не радуется неправде

а сорадуется истине

все покрывает

всему верит

всего надеется

все переносит

любовь никогда не перестает…

теперь пребывают сии три:

вера, надежда, любовь:

но любовь из них большее»

1-е Послание Апостола Павла к Коринфянам

  1. Основная проблема, затрагиваемая Фраерманом, касается первых серьезных переживаний, связанных с любовью.

Давайте проследим по тексту, как зарождалось это чувство.           слайд

Найдите эпизод, в котором героиня первый раз осознает свое чувство, и ответьте на вопрос, почему вы выбрали именно этот отрывок. (5 предложений)

На работу с этим заданием вам отводится 7 минут

  1. Обсуждение. (та команда, которая набрала наибольшее количество баллов отвечает первой)  15 глава

Осознание – это способность человека выразить то чувство, то состояние, которое им владеет. Нужен эпизод, где Таня сама для себя поговаривает свое состояние, называет чувство – любовь. Найдите повторно.       Если не могут найти

Вы молодцы. Хорошо знаете текст.         Если нашли

  1. Внимательному читателю чувства Тани открываются раньше, чем ей самой. Когда читателю становятся понятны чувства Тани?  Слайд

Это должен быть один эпизод, который вы выбрали и аргументировали, почему именно он. Отвечает один из членов команды, но перед этим вы читаете эпизод вслух.

Обсуждение.  7 глава с. 58 чувство зарождается

                         10 глава с. 81 чувство овладело

                         13 глава с. 98 чувство счастья

Какие слова автора навели вас на этот эпизод?

  1. В одной из аннотаций к повести так говорится о чувствах Коли:     слайд

«Начинается учеба, Таня пытается обо всем забыть, но это у нее не получается. Коля попадает в тот же класс, что и Таня и садится с Филькой. Коля попал в новый для него, незнакомый мир. Ему очень тяжело. Таня с Колей постоянно ссорятся, причем по Таниной инициативе, идет борьба за внимание отца. Коля - умный, любящий сын, он относится к Тане с иронией и насмешкой. Женя (одноклассница) решает, что Таня влюблена в Колю.

В город приехал писатель. Дети решают, что дарить цветы ему будет Таня. Она обливает чернилами руку, это замечает Коля. Эта сцена демонстрирует, что отношения между врагами стали теплее. Еще некоторое время спустя Коля предложил Тане танцевать с ней на елке.

Новый год. Приготовления. «Придет ли он?» Гости, а Коли нет. Филька тяжело переживает Танину влюбленность, так как сам любит Таню. Коля подарил ей аквариум с золотой рыбкой, а Таня попросила эту рыбку зажарить.

Таня идет на каток, но прячет коньки, так как встречает Колю с Женей. Таня решает забыть Колю и идет на школьный спектакль. Резко начинается буран. Таня бежит на каток, чтобы предупредить ребят. Коля упал на ногу и не может идти. Таня, рискуя жизнью, тянет Колю на нарте.

Каникулы. Таня и Филька навещают Колю, который отморозил щеки и уши. Возникают слухи, что Таня хотела погубить Колю, затащив его на каток. Все против Тани кроме Фильки. Все узнают правду от Коли.

Таня разговаривает с матерью о доверии, о жизни. Таня понимает, что мать до сих пор любит отца, мать предлагает уехать.

Встреча с Филькой, он узнает, что Таня собирается встретиться с Колей на рассвете. Прощание»

В аннотации нигде не говорится о чувствах Коли к Тане. Можно ли из этого сделать вывод, что он ничего к ней не чувствовал? Подтвердите или опровергните услышанное, опираясь на текст.    слайд

с. 109 конец 13 главы

очевидный эпизод - коньки и смех с. 137 15 глава

  1. Сценка (прощание Тани и Коли)

  1. Нам думается, никто не сомневается, что в повести есть герой, чувства которого остаются безответны.

Назовите эпизоды, в которых проявляется сила чувств Фильки. Запишите их.  Слайд

  1. В Библии говорится, что настоящая любовь не завидует. Мы с вами понимаем, что Филька испытывает настоящую любовь. Когда мы просили вас сформулировать, что такое настоящая любовь, многие писали, что любовь – это чувство, которое меняет человека.   Слайд

Сейчас мы посмотрим инсценированный эпизод, в котором Таня находит письмо отца.

Сценка.

  1. В конце повести отец для Тани становится родным, духовно близким человеком.

слайд  

Одни из последних слов, которые произнесла Таня в разговоре с отцом:

«Ведь много, очень много есть на свете людей, достойных любви. Правда

Ответьте в группе на этот вопрос Тани (около 11 предложений). Выберите представителя от команды, который прочтет эссе.

  1. Мы с вами начали беседу по повести со слов Фраермана:

«Мне захотелось подготовить сердца моих юных современников к грядущим жизненным испытаниям. Рассказать им что-то хорошее о том, как много в жизни прекрасного…»

У этих слов есть продолжение: «Показать очарование первых встреч, зарождение любви высокой, чистой, готовность умереть за счастье любимого, за товарища»

Заключение.

Твердят:

"В начале

было

слово".

А я провозглашаю снова:

все начинается

с любви!

Все начинается с любви:

и озаренье,

и работа,

глаза цветов,

глаза ребенка -

все начинается с любви.

Все начинается с любви.

С любви!

Я это точно знаю.

Все,

даже ненависть -

родная

и вечная

сестра любви.

Все начинается в любви:

мечта и страх,

вино и порох.

Трагедия,

тоска

и подвиг -

все начинается с любви.

Весна шепнет тебе:

"Живи".

И ты от шепота качнешься.

И выпрямишься.

И начнешься.

Все начинается

с любви!

                     Р. Рождественский «Все начинается с любви…»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»;

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»...

Творческая мастерская. Психолого-педагогические условия развития эмоционально творческой культуры младшего школьника

Исследовать психолого-педагогические условия развития эмоционально – творческой культуры младших школьников в целостном педагогическом процессе. 1. Раскрыть сущность эмоциональной и творческой ...

Творческая мастерская "Если друг оказался вдруг - и не друг, и не враг , а так" (По повести "Максим Максимыч М.Ю.Лермонтова)

Твеорческая мастерская  по повести М.Ю.Лермонова "максим Максимыч" с использованием синквейна...

Творческая мастерская: конструирование «идеального» решения математической задачи – основа развития творческого потенциала современного учителя, реализующего рабочую программу в свете Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: опыт и перс

Выступление на конференции Конструирование «идеального» решения математической задачи – основа развития творческого потенциала современного учителя, реализующего рабочую программу в свете Национа...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО –ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ «Творческая мастерская»

Социальная реабилитация детей «группы риска» - важнейшая задача работы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Опыт работы многих убеждает, что одной из наиболее эффекти...

Методическая разработка «Формирование у воспитанников коммуникативной компетенции и творческих способностей на занятиях творческой мастерской»

В методической разработке рассматриваются проблемы формирования способности коммуникативной компетенции и творческих способностей на занятиях творческой мастерской.Актуальной проблемой современн...