Внеклассное мероприятие по литературе "Знатоки сказок"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Солодухина Светлана Васильевна

Материал используется во внеклассной работе.Конкурс - игра по литературе для учащихся 5-х классов в рамках декадника русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_po_literature.docx36.59 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по литературе

Знатоки сказок

Учитель русского языка и литературы

Солодухина

Светлана Васильевна

МБОУ гимназия №3

г. Грязи

 Подготовка к мероприятию

Конкурс - игра по литературе для учащихся 5-х классов в рамках декадника русского языка и литературы.

Кабинет литературы украшен детскими рисунками-иллюстрациями к любимым сказкам, портретами писателей-сказочников, организована выставка книг.

К соревнованию команды из двух параллельных 5-х классов получают задание: придумать название, подготовить эмблему и приветствие. Оценивать команды приглашено компетентное жюри во главе с Василисой Премудрой. Ведут программу старшеклассники в костюмах Ученого Кота и Петрушки.

Цели:

- проверить знания учащихся о русских народных и литературных сказках через викторину

- воспитывать любовь к русскому фольклору, интерес к творчеству писателей – сказочников

- развивать память

Ход мероприятия

Звучит музыка «В гостях у сказки». Под музыку с противоположных сторон выходят ведущие.

Ученый Кот:

Вот мы встретились. Не в царстве, 
Не в далеком государстве,

Петрушка:

В лучшем месте на земле, 
В Красной Сопке, на селе!

Ученый Кот:

В 5-м классе нынче конкурс, 
Сказка в гости к нам придет! 
Всех друзей мы встретить рады,
Лучших здесь награда ждет.

Петрушка:

Две команды перед нами будут состязаться, 
Две отличные команды, 
Вот они, встречайте!
Под музыку выходят команды, занимают места в центре зала.

Петрушка:

Только в сказках, говорят, 
Дело быстро спорится! 
Для начала нужно нам
С вами познакомиться.

Команды представляются, приветствуют соперников, членов жюри, зрителей.

Варианты названия команд:

1) команда «Несмеяны»

Мы милы, мы румяны,
Все царевны – Несмеяны, 
У нас всегда серьёзный вид.
Нас никто не рассмешит!

2) команда «Веснушки»

Конопатым и курносым
Никогда не вешать носа!

1-й конкурс «Сказочная разминка»

Ученый Кот:

Сказки есть волшебные, 
Волшебство творится в них 
Предметами чудесными,
Прошу вас, назовите их!

(команды поочерёдно называют предметы, используемые в волшебных сказках: скатерть-самобранка, шапка-невидимка, ковёр-самолёт и т.д.).

2-й конкурс «Сказочная мозаика»

Петрушка:

Да, палочкой волшебною 
Легко желанья исполнять. 
А мы попробуем смекалкою,
Сообразительностью побеждать!
Сложите правильно все части, 
И верно сказку назовите,
А коль первыми исполните,
То в конкурсе моём и победите!

Петрушка предлагает выбрать командам конверт с мозаикой – иллюстрацией к русской народной сказке, разрезанной на небольшие фрагменты (приложение 1приложение 2).

Пока команды выполняют задание, проводится конкурс с болельщиками «Отгадай-ка»

Петрушка:

Я весёлый, озорной, 
Не соскучишься со мной! 
Отгадай мою загадку,
За это приз получишь сладкий!

  1. Не вода, не суша, на лодке не уплывешь и ногами не пройдешь. (болото)
  2. Стоит Антошка на одной ножке, его ищут, а он не откликается. (гриб)
  3. Отворили ворота – всему миру красота. (радуга)
  4. Лежит на земле: её не соскоблить, не закрыть, не зарыть. (тень)
  5. Два брюшка – четыре ушка (подушка)
  6. Зимой в поле лежал, летом в реку убежал. (снег)
  7. Сам в море – хвост на заборе (ковш)
  8. Бежала – шумела, заснула – заблестела. (река)
  9. Без досок, без топоров через реку мост готов. (лёд)
  10. В шубе летом, зимой раздетый. (лес)

3 конкурс «Назовите сказку»

Ведущий Итак , начинает сказка сказываться.

1. В некотором царстве, в некотором государстве жили – были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они – не ленились, целый день трудились, пашню пахали да хлеба засевали.(Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо – юдо»)

2. Жили – были лиса да заяц. У лисицы была избёнка ледяная, а у зайчика лубяная: пришла весна – красна – у лисицы избушка растаяла, а у зайчика стоит по – старому. (Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух»)

3. Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил – был славный царь Дадон,

Смолоду был грозен он

И соседям то и дело

Наносил обиды смело. (А.С. Пушкин. «Сказка о зоотом петушке)

4..За горами, за лесами,

За широкими морями

Против неба – на земле

Жил старик в своём селе ( П. П. Ершов «Конёк – горбунок»)

5. Царь с царицею простился, 
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна. 
(А.С.Пушкин, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».)

6.  Жил на селе одинокий старик. Был он слаб, плёл корзины, подшивал валенки, сторожил от мальчишек колхозный сад и тем зарабатывал свой хлеб (А. Я. Гайдар «Горячий камень»)

4-й конкурс «Сказочная галерея»

Ученый Кот:

Вот мы с вами и выяснили, кто же лучше всех помнит зачины русских народных и литературных сказок. Но наш конкурс только начался, и в дальнейшем могут отличиться те, кому не повезло в самом начале. Условия нового конкурса таковы: представьте себе, что мы с вами находимся в сказочной портретной галерее. Но портреты в ней не нарисованы красками или карандашами, а описаны  словесно. Я сейчас познакомлю вас со словесными портретами героев наших любимых сказок. Вы должны назвать создателя этого портрета – автора сказки, дать полное её название и, конечно же, узнать героя сказки.

Итак, для настоящих знатоков 
Назвать героя сказки просто: 
По описанию скажите
Откуда он и кто таков.

Командам предстоит по словесному портрету отгадать: кто же это? Если команда затрудняется, то право ответа переходит к соперникам.

  1. Княгиня просто диво:
    Под косой луна блестит,
    А во лбу звезда горит.

А сама – то величава,

Выступает, будто пава
(Царевна Лебедь – А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»)

  1. Высока, стройна, бела,
    И умом, и всем взяла,
    Но зато года, ломлива,
    Своенравна и ревнива.
    (Царица – А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)

Эта вовсе некрасива:

И бледна- то , и тонка,

Чай, в обхват – то три вершка;

А ножонка – то, ножонка!

Тьфу ты! Словно у цыплёнка. (Царь – девица- П. П. Ершов. «Конёк – горбунок».)

  1. Руки кривые, на ногах когти звериные, ноги лошадиные, спереди – сзади горбы великие верблюжьи, весь лохматый от верху до низу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные. (Зверь лесной, чудо морское – С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»)
  2. Из-за картонного дерева появился маленький человечек в длинной белой рубахе с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок.Он поклонился почтеннейшей публике и сказал:»Здравствуйте, меня зовут…» (Пьеро – А.Н.Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино)
  3. Он носил яркую голубую шляпу, желтые брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. Он вообще любил яркие краски. (Незнайка – Н.Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»)
  4. Все бока его изрыты, частоколы в ребра вбиты, на хвосте сыр-бор шумит, на спине село стоит… (Рыба-кит – П.П.Ершов «Конек-горбунок»)

ВЕДУЩИЙ Вот у нас и появились новые знатоки сказок, которые героев сказочных знают хорошо! Посмотрим, как будут они отвечать на следующие вопросы. Ведь наш путь дальше в сказку. И чем дальше, - тем больше чудес. Вот , например, сказочная почта. Слыхали о такой? Во многих сказках герои переписываются, получают друг от друга самые различные послания. Вам нужно указать, кто и кому их послал, в какой сказке вы читали такое письмо. Кто автор сказки? Итак, я читаю вам сказочную корреспонденцию!

5-й конкурс «Сказочная корреспонденция»

  1. Не господин я твой, а послушный раб. Ты моя госпожа, и всё, что тебе на ум придёт, исполнять я буду с охотою. (Зверь лесной, чудо морское – девице, купеческой дочери – С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»).

  1. Приезжайте, доктор,

В Африку скорей

И спасите, доктор,

Наших малышей!( Телеграмма от Гиппопотама – доктору Айболиту. – К. И. Чуковский. «Айболит».)

  1. Травка зеленеет, солнышко блестит, а в наших королевских лесах распускаются весенние цветы. Посему всемилостивейшее повелеваем доставить к Новому году во дворец полную корзину подснежников. (Королевский указ. Который пишет Профессор под диктовку Королевы. – С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев».)
  2. В нашем городе строится замечательный дом. Высота его = десять этажей. Ширина – пятьдесят шагов. Длина – тоже. На стройке работают десять крокодилов, десять жирафов, десять обезьян и десять круглых отличников. (Корреспондент в газете. – Э. Н. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»)

 «Конкурс капитанов»

Петрушка:

В команде главный капитан, 
Шагай смелей вперед! 
Идет команда за тобой,
А капитанов конкурс ждет!

Капитаны команд получают листочки с отрывком из сказки А.С.Пушкина. Прочитав отрывок, они должны сами правильно определить, какая это сказка и нарисовать на бумаге иллюстрацию к сказке таким образом, чтобы команда тоже верно смогла назвать произведение. Какая команда быстрее справиться с заданием, та и побеждает в конкурсе.

Отрывок №1.

Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем. 
На крыльце стоит его старухаВ дорогой собольей душегрейке…
(А.С.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»).

Отрывок №2.

И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала! 
Тужит бедный царь по ней.
(А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»).

6 Конкурс вокалистов

 Ведущий. Надо сказать, вы оказались неплохими почтальонами – письма по адресам разнесли правильно, сказочные газеты, телеграммы, указы тоже разобрали. Одним словом, хорошо потрудились. Теперь можно и отдохнуть! В сказках много певцов, кто только в них не поёт: и медведи, и коты, и волки, и петухи! Вот, например, хитрая лиса выманивает песенкой петушка:

Петушок, петушок, золотой гребешок,

Выгляни в окошко, дам тебе горошку.

А вот петушок спасает котика – братика:

Иду на пятах, несу косу на плечах,

Хочу лису посечи, слезай , лиса, с печи. Вот эти певцы примут участие в нашем сегодняшнем необыкновенном концерте. Ваша задача: по песенке узнать героя сказки, её автора и название. Итак , первый номер нашей концертной программы:

  1. Я от бабушки ушёл,

Я от дедушки ушёл,

Я от зайца ушёл,

Я от волка ушёл,

От медведя ушёл,

И от тебя , лиса,

Нехитро уйти!

(Русская народная сказка «Колобок»)

  1. Козлятушки, ребятушки!

Отопритесь!

А я, коза, в бору была,

Ела траву шелковую,

Пила воду студёную.

(Коза. – Русская народная сказка «Волк и коза»)

  1. Птичка польку танцевала

На лужайке в ранний час.

Хвост налево, нос паправо-

Это полька Карабас.

(Куклы театра Карабаса – А. Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)

  1. Хоть полсвета обойдёшь,

Лучше дома не найдёшь

Никакой на свете зверь,

Хитрый зверь, страшный зверь,

Не откроет эту дверь.

(поросята – С. В. Михалков «Три поросёнка»)

  1. Кто и в какой сказке «при честном привсём народе» поёт песню «Во саду ли , в огороде»? (Белка – А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)

Ведущий : Скоро сказка сказывается – не скоро дело делается. Далеко в сказку зашли участники сказочной викторины, приустали, проголодались. Вот мы и решили: объявляется обеденный перерыв! Но перерыв не простой – обед – то будет сказочный. Наш вопрос: кто кого и в какой сказке так угощает? Кто придумал такой пир – обед сказочный?

  1. Испекла каравай – рыхлый да мягкий, изукрасила каравай разными узорами мудрёными; по бокам города с дворцами, садами да башнями, сверху – птицы летучие, снизу – звери рыскучие. (василиса Премудрая для царя – Русская народная сказка «Царевна – Лягушка2)
  2. Наварила манной каши и размазала по тарелке:

– Не обессудь, куманёк, больше потчевать нечем! (Лиса – журавлю. – Русская народная сказка «Лиса и журавль»)

  1. – Съешь моего ржаного пирожка.

- Не стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся! ( Печка – девочке. – Русская народная сказка «Гуси – лебеди»

  1. Усадили в уголок,

Подносили пирожок,

Рюмку полну наливали,

На подносе подавали.

От зелёного вина

Отрекалася она,

Пирожок лишь разломила

Да кусочек откусила. ( Семь богатырей – царевну – А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

Ведущий: Вот мы с вами и побывали на сказочном обеде, и, как полагается в сказке, у нас «по усам текло, а в рот не попало», но всё равно никто, наверное, не скажет, что он ушёл с пира несолоно хлебавши! Ведь здесь мы ещё больше подружились со сказкой. И она вновь зовёт и манит нас к себе. Давайте прогуляемся по сказочному царству – государству, зайдём в гости к сказочным героям. Догадайтесь , кто и в какой сказке живёт по этому адресу. Кто из писателей – сказочников поселил своих героев в таком доме? Итак, кто, кто в теремочке живёт?

Перед ним изба со светёлкой,

С кирпичною белёною трубою,

С дубовыми, тесовыми воротами.

(Изба жадной старухи – А. С. Пушкин. « Сказка о рыбаке и рыбке»)

В светлой горнице; кругом

Лавки, крытые ковром,

Под святыми стол дубовый,

Печь с лежанкой изразцовой.

(Терем семи богатырей – А. С. Пушкин . Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

Остров на море лежит,

Град на острове стоит

С златоглавыми церквами,

С теремами и садами;

Ель растёт перед дворцом,

А под ней хрустальный дом.

(Остров Буян, княжество Гвидона. – А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане»).

Все бока его изрыты,

Частоколы в рёбра вбиты,

На хвосте сыр – бор шумит,

На спине село стоит;

Мужички на губе пашут,

Между глаз мальчишки пляшут…

(Село на спине Рыбы – кита, Кита Китовича. – П. П. Ершов. «Конёк – Горбунок»).

Конкурс  «Веселый сказочник»

Петрушка:

Ну молодцы, мои друзья, 
Доволен вами очень я! 
Хочу теперь вам предложить
Для сказки продолженье сочинить.

1-й команде – что бы случилось, если бы в сказке «Курочка Ряба» мышка не разбила яичко?

2-й команде – что случилось бы с Колобком, если бы ему на пути не встретилась Лиса?

Жюри оценивает оригинальность и находчивость команд. Объявляют результаты всех конкурсов, победители награждаются дипломами участников игры «Знатоки сказок» 1 и 2 степени. В качестве памятных призов участникам команд вручаются книги.

Ведущие (хором):

Игра игрой сменяется, кончается игра, 
Но сказка не кончается! Ура! Ура! Ура! 
Давайте же со сказками, со сказками дружить,
Тогда нам будет весело и интересно жить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "В мире сказок"

Внеклассное мероприятие для обучающихся 5-6 классов, на котором в театрализованной форме дети вспоминаю сказки....

Разработка внеклассного мероприятия "Немецкая улица Сказок" для учащихся 5-8 классов

Актуальность ресурса: данное мероприятие полезно для проведения обобщающего занятия в 8 классах по окончании изучения темы учебника, а также возможно использование данного материала для проведения пра...

Внеклассное мероприятие "По дорогам сказок"

Цель: обобщить знания детей по теме «Сказки», научить любить сказки, вызвать у детей положительные эмоции, развивать фантазию, воображение. Задачи:Образовательные: учить учащихся показывать сказк...

Внеклассное мероприятие "По страницам сказок"

Эта разработка предназначена для внеклассного мероприятия. Ребята с удовольствием любят сказки и особенно учавствовать в сказочных эстафетах. Сказки учат нас добрате, взаимопомощи и  поддержке. У...

Внеклассное мероприятие по мотивам сказок А.С.Пушкина

Цель: развитие интеллектуальной деятельности учащихся, через использование заданий занимательного характера.Задачи:- пополнение запаса математических знаний, углубляющих основной курс матема...

Внеклассное мероприятие "В мире сказок"

Сценарий мероприятия предлагается в качестве примерного варианта проведения внеклассного мероприятия....

Внеклассное мероприятие "В мире сказок"

Внеклассное мероприятие для начальной школы и среднего звена...