«Я в ответе за своего меньшего друга» (по произведению В.А. Бахревского «Пятерка по нелюбимому предмету»)
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Шигапова Нурфия Габдуллазяновна

Урок внеклассного чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Я в ответе за своего меньшего друга»

(по произведению В.А. Бахревского «Пятерка по нелюбимому предмету»)

Класс: 5

Актуальная задача учителя в рамках представленного урока — помочь детям не только испытать те или иные эмоции вместе с героями, но и поразмыслить над тем, какие чувства испытывают эти герои, почему именно эти чувства, каким образом они реагируют на жизненные ситуации, как бы поступили сами читатели (слушатели), если бы были на месте героев.

Цели урока:

Образовательная - обучить элементам анализа рассказа. Научить отличать добрые поступки от плохих на примере героев рассказа.

Развивающие - развивать навыки характеристики литературного героя.

Воспитательная цель – воспитывать внимательное отношение к животным.

Здоровье сберегающие задачи урока – с учётом возрастных особенностей учащихся, создания благоприятного психологического климата на уроке и условий для их самовыражения, обеспечить укрепление и развитие психического и физического здоровья детей.

Дидактизм данного урока  заключается в развивающем потенциале рассказа – нравственный урок в нем дается не общими рассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действиями. Особое внимание следует обратить на полноту образного восприятия произведения и на анализ его содержания. Это делается для того, чтобы у ребенка сформировалось целостное впечатление от текста, усиливающее эмоциональность и поучительный опыт.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация

Ход урока

  1. Организационный момент.(Слайд 1)

Поприветствуем друг друга глазами

И соседу своему улыбнемся.

Поздороваемся друг с другом хлопками,

Сядем за парты и в урок окунемся.

  1. Постановка учебной задачи.(Слайд 2)

Сегодня у нас необычный урок - урок внеклассного чтения. А начну я его с загадки.

В зоопарке, в тиши вод,
Птица белая плывёт.
Взгляд её, изгиб спины –
Всё в ней дивной красоты.

(Лебедь)

Правильно, лебедь.

Почему лебедь? Как эта птица связана с нашим уроком? ( В рассказе «Пятерка по нелюбимому предмету» мальчик Сережа спасает лебедей от холодной зимы)

Ребята, почему именно этот  рассказ мы выбрали сегодня для нашего обсуждения?

(Потому что на примере поступка мальчика мы учимся быть внимательными к окружающему нас миру)

Значит, чему вы должны на уроке научиться?

-Отличать добрые поступки от плохих на примере героев рассказа.

-Быть внимательными к животным.

Цели урока: (Слайд 3)

  1. Обучить элементам анализа рассказа. Научить отличать добрые поступки от плохих на примере героев рассказа.
  2. Развивать навыки характеристики литературного героя.
  3. Воспитывать внимательное отношение к животным.

А учиться нам будет помогать карта нашего урока, куда вы будете обращаться за информацией. (Слайд 4)

  1. Решение учебной задачи.

1.Биография В.А. Бахревского. (Слайд 5)

Дома вы прочитали рассказ «Пятерка по нелюбимому предмету», автором которого является Владислав Анатольевич Бахревский. А что вы узнали о жизни автора рассказа?

2.Работа в группах. (Слайд 6)

Рассказы В.А. Бахревского учат нас быть добрыми, человечными и просто внимательными ко всему, что нас окружает. Одним из таких рассказов является «Пятерка по нелюбимому предмету».

Словарная работа.

Какие же проблеме решаются в рассказе? Помогут нам разобраться  в этом наши герои. Я предлагаю вам поработать в группах. Ребята первой группы буду рассматривать образ Сережи, а второй группы – Натальи. Обратитесь к карте произведения. Найдите соответствующие вашему герою вопросы и ответьте на них.

Сергей

Наталья

  1. Как учился Сергей? (примеры из текста зачитайте)
  2. Как лебеди оказались у Сергея?
  3. Как  этот поступок характеризует Сергея?
  4. Почему именно Наталье он захотел показать лебедей?
  1. Как училась Наталья? (примеры из текста зачитайте)
  2. Почему Наталья пошла с Сергеем в подвал?
  3. Что вы можете сказать о поведении Натальи, когда она увидела лебедей?
  4. Какое отношение имеет название рассказа к героине?

Вывод: хорошая оценка не раскрывает душу человека, его действительное отношение к животным.

Значит, почему именно так называется рассказ?

3.Виртуальное посещение Казанского зоопарка. (Слайд 7)

Лебеди – это прекрасные, чудесные птицы. В этом рассказе о них позаботился мальчик Серёжа. Да и в жизни таких защитников природы тоже не мало. Давайте совершим экскурсию в наш Казанский зоопарк, где работают такие же друзья живой природы.

Как вы думаете, почему люди заботятся об этих грациозных птицах? (информация в карте произведения) (Слайд 8)

  1. Творческая работа.

Многие художественные произведения экранизированы. А по нашему рассказу, к сожалению, фильма нет. Давайте представим, что мы помощники режиссера и нам дано было задание составить кадр к фильму.

1.Определите, какой из мальчиков подойдет на роль Сергея? Почему вы так думаете? (Слайд 9)

2. Какая картинка с изображением лебедей напоминает эпизод из рассказа? Почему? (Слайд 10)

3. В какой из школ мог учиться Сергей? Почему? (Слайд 11)

4. Какая из девочек подходит на роль Натальи? Почему? (Слайд 12)

А теперь посмотрите, что у нас получилось. Вы согласны с таким кадром?

(Слайд 13)

  1. Итог. (Слайд 14)

Какую роль играют такие люди, как Серёжа, в жизни этих гордых, но ранимых птиц?

А в будущем каким вы видите Серёжу?

Чему научил вас поступок Серёжи?

Вспомните  цели нашего урока.

Какими способами мы их достигали?

Что нового вы узнали на уроке?

  1. Домашнее задание. (Слайд 15)

К следующему уроку внеклассного чтения прочитать другие рассказы из сборника В.А.Бахревского «Золотой спас»:

1. «Золотой Спас»
2. «Дар леса»

3. «Прыжок»
4. «Деревянный чиж»
5. «Лошадиная поляна»
6. «Филимоновские буханки»
7. «Мороз» по жести»

  1. Самооценка. (Слайд 16)

А теперь оцените свою работу на уроке. Возьми лепесточки, на них написано то, что вы должны были понять сегодня на уроке. Если вы с ними согласны, прикрепите к середине листка.

1.Я запомнил биографические сведения о писателе В.А. Бахревском.

2.Я прочитал рассказ и понял его содержание.

3. Я знаю, почему рассказ «Пятерка по нелюбимому предмету» имеет такое необычное название.

4. Я участвовал в составлении характеристики Сергея или Натальи.

5. Я понял, что люди должны заботиться о животных.

Покажите, у кого получилась  ромашка. (Слайд 17)

5 лепестков – «5»

4 лепестка – «4»

3 лепестка – «3»

Оцените свою работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый классный час по теме: "Нет выше той любви, чем если кто положит душу свою за други своя"

Разработка открытого классного часа для учащихся 11 классов по теме "Нет выше той любви, чем если кто положит душу свою за други своя" (Православие)...

Мы в ответе за свои поступки

Классный час по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних...

Классный час по профилактике правонарушений "Мы в ответе за свои поступки"

   Данный классный час разработан для учащихся 7-8 классов с целью профилактики правонарушений, прапогандой правовых знаний,формирования навыков самостоятельного принятия. ответ...

«Мы в ответе за свои поступки»

Классный час по профилактике правонарушений...

Тема урока: «Я в ответе за своего меньшего друга» по произведению В.А. Бахревского «Пятерка по нелюбимому предмету»)

разработка урока литературы по произведению В.А.Бахревского "Пятерка по нелюбимому предмету"...

Английский язык: ОГЭ Как написать ответ на электронное письмо другу по переписке

Обучение написанию  личного письма в формате ОГЭ. Подробно разбирается структура письма и его оформление....