Урок по литературе "Владимир Набоков. Рождество" - презентация
презентация к уроку по литературе (7 класс) по теме

Методическая разработкак урока с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_novoe.pptx1.83 МБ
Microsoft Office document icon rozhdestvo22.doc226 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Расколдована тишина Самым первым лучом рассвета. Значит, кончилось время сна- Значит, жизнь продолжается снова.

Слайд 2

В.В. Набоков «Рождество» Тема жизни и смерти в рассказе. Исцеление человека через соприкосновение с миром живой природы.

Слайд 3

Цель урока: Знать: основные биографические сведения о писателе, историю празднования Рождества, содержание рассказа. Уметь: определять тему и идею произведения, авторскую позицию по отношению к выходу из сложнейшей жизненной ситуации, анализировать произведение, работать самостоятельно. Воспитывать: чувство бережного отношения друг к другу, осознание необходимости человеческой жизни, взаимоуважение, читательский интерес.

Слайд 4

План урока Биографические сведения о В.В.Набокове. История празднования Рождества. Работа над рассказом «Рождество» (работа в группах). Рефлексия. Итоги урока. Задание на дом.

Слайд 5

Владимир Владимирович Набоков 1899 - 1977

Слайд 6

1907 год. Владимир Владимирович Набоков (справа) с матерью Е. И. Набоковой , братом Сергеем, сестрами Еленой и Ольгой.

Слайд 7

Братья и сестры Набоковы : слева Владимир, Кирилл, Ольга, Сергей и Елена .

Слайд 8

Дом Набоковых в Выре Музей-усадьба «Рождество»

Слайд 9

Набоков читает книгу о бабочках в 1907 в Выре.

Слайд 11

«Рождество» Рассказ был опубликован в газете «Руль» в январе 1925 года.

Слайд 12

Из дневника Владимира Набокова: «… я смотрел на огни, проплывавшие мимо, на белеющие полосы освещенной мостовой, на спиральное отражение в зеркально-черном асфальте, и мне казалось, что я каким-то роковым образом отрезан от всего этого – что уличные огни и черные тени прохожих – это лишь случайные видения, а единственным отчетливым и веским, и единственно реальным на целом свете было горе, облепившее меня, душившее меня, сжимавшее мое сердце. « Отца нет на свете». Эти четыре слова громыхали в моем мозгу…».

Слайд 13

Энтомология- (от греч. entoma — насекомое, logos — наука, учение) - наука о насекомых. Раздел зоологии, изучающий насекомых.

Слайд 16

? Почему рассказ о смерти называется «Рождество», а в названии урока ключевым является слово «исцеление» ?

Слайд 17

Групповая работа 1 группа Рассказать о жизни Слепцова . Почему автор скупо говорит о прошлом героя, практически не даёт описание портрета. 2 группа. Рассказать о сыне Слепцова , его характере, увлечениях. 3 группа Что произошло накануне Рождества? Рассказать о возрождении Слепцова . Как произошло исцеление его души?

Слайд 24

Кокон и гусеница шелкопряда

Слайд 26

Рождество Возрождение

Слайд 27

Задание на дом Нарисовать свою иллюстрацию к произведению. «3» - написать ответ на вопрос: «Как дальше будет жить Слепцов?» 1 группа. Слепцов Молодежи . Письмо - наставление «Помните, в нашей жизни ничего не происходит просто так». 2 группа. Молодежь Слепцову . Письмо - поддержка «Вера в чудеса возвращает человека к жизни» 3 группа. Молодежь Слепцову . Письмо -восхищение «Горе не сломит человека, если есть вера».



Предварительный просмотр:

Открытый урок  русской словесности 7 класс

Урок-погружение ( с элементами ассоциативных представлений)

 В. В. Набоков « Рождество». Тема жизни и смерти в рассказе. Исцеление человека через соприкосновение с миром  живой природы.

Цели уроков: дать краткую характеристику литературы русского зарубежья «первой волны» и творчества В. Набокова, попытаться раскрыть особенности творческого метода Набокова.

Оборудование урока: портреты Набокова, его книги, презентация, музыкальное сопровождение, коллекция бабочек

Методические приёмы: лекция, комментированное чтение, аналитическая беседа, метод критического и ассоциативного мышления.

Эпиграф: «Это писатель ослепительного  дарования, именно такого, которое мы зовём гениальностью. Он достиг вершины в тончайших психологических наблюдениях, в изощрённой игре языка ( двух выдающихся языков мира!), в блистательной композиции. Он совершенно своеобразен, узнаётся с одного абзаца- признак истинной яркости, неповторимости таланта.» ( Александр Солженицын)

ХОД УРОКА.

  1. Слово учителя.

Русское зарубежье – это представители всех сословий, попавшие на чужбину по разным причинам и разными путями. В эмиграции жили видные писатели, философы, учёные, музыканты. Уехали из советской России Д. Мережковский, З. Гиппиус, К. Бальмонт, В. Ходасевич, И. Северянин, И. Бунин, А. Куприн (вернувшийся в СССР уже перед смертью), В. Набоков, А. Ремизов, И. Шмелёв, Б. Зайцев.

В начале 20-х годов литературной столицей эмиграции был Берлин – здесь шла активная литературная жизнь, широко развернулась издательская деятельность, выходили журналы («Русская книга», «Беседа»), альманахи, сборники, газеты(«Дни», «Руль»). С газетой «Руль» во многом связана судьба В. Набокова, который печатался под псевдонимом В. Сирин.

В середине 20-х, когда стало очевидным, что эмиграция – явление не временное, что вернуться в Россию вряд ли возможно, когда стало ясно, что от родины литераторы отрезаны – их не печатают в России, устраивают над ними заочные суды – центр литературной эмиграции перемещается в Париж. Общими почти для всех писателей-эмигрантов были ностальгические мотивы, воссоздание прошлого, которое с годами становилось всё притягательнее и чище. В эмигрантской прессе обсуждались вопросы будущего русской литературы. Может ли русский писатель творить в отрыве от родины, от читателей? Какова судьба литературы в Советской России? Способно ли старшее поколение эмигрантов подготовить себе литературную смену? Перепечатывались произведения советских авторов: Ильфа и Петрова, Олеши, Зощенко, Бабеля, Шолохова. Но обратной связи не было: в Советском Союзе эмигрантов почти не печатали. Молодое поколение не смогло полностью реализоваться в условиях эмиграции, несмотря на обилие талантливых писателей. Судьбу эмиграции разделил и выдающийся русский литератор, состоявшийся как писатель и поэт вне России, - Владимир Набоков.

  1. Биография Набоков. Доклад ассистента на уроке ( ученицы)  с просмотром презентации о Набокове.

  1. История рассказа «Рождество» Широкому русскому читателю имя Набокова открылось на рубеже 80-90-х годов ХХ века, с тех пор его книги печатаются значительными тиражами. Многочисленные издания, в том числе солидный пятитомник с комментариями, вышли к столетию со дня его рождения, которое отмечалось в 1999 году.

Истинная жизнь писателя, как говорил Набоков,- это его творчество. Литературная жизнь Набокова началась в день православного Рождества, 7 января 1921 года, с опубликования в берлинской эмигрантской газете «Руль» трёх его стихотворений и рассказа «Нежить» за подписью В. Сирин, с тех пор ставшей его постоянным псевдонимом.

«Был на свете самый чистый и светлый праздник, он был воспоминанием о золотом веке, высшей точкой того чувства, которое теперь уже на исходе,– чувства домашнего очага. Праздник Рождества Христова был светел в русских семьях, как ёлочные свечки, и чист, как смола. На первом плане было большое зелёное дерево и весёлые дети; даже взрослые, не умудрённые весельем, меньше скучали, ютясь около стен. И всё плясало – и дети, и догорающие огоньки свечек»[1],– вспоминал  А. Блок. В этом высказывании уже чувствуется ностальгия человека XX века по утраченному.

 Взрослые и дети поздравляли друг друга, дарили подарки (обязательно от души и с добрыми пожеланиями). Привычным рождественским подарком были для читателей XIX века святочные рассказы, публиковавшиеся на страницах журналов и газет. Они были очень разные: добрые и трогательные, фантастические и иронические, печальные и даже скорбные, назидательные и сентиментальные, но всегда пытались умягчить людские сердца. При всём разнообразии праздничных рассказов сохранялось главное – особое, рождественское мировосприятие. Истории вмещали в себя мечты о доброй и радостной жизни, о щедрых и бескорыстных душах, о милосердном отношении друг к другу, о победе добра над злом.

  1. Выразительное  чтение рассказа «Рождество» учителем.
  2. Анализ рассказа. Работа с вопросами( Аналитическая беседа)

6. Образы- символы рассказа. Ассоциации , возникающие при чтении  рассказа. ( Работа с классом)

В тексте можно увидеть художественные детали. Деталь интерьера – «низкий плюшевый стул» - в буквальном смысле сопереживает герою. Проникается к нему сочувствием и читатель. Слепцов сидит, забившись в угол, «словно в приёмной у доктора». Данная, казалось бы, незначительная деталь подсказывает читателю: этот человек болен, нуждается в помощи. Он «медленно» (т.е. с трудом осознавая, что делает) смотрит на свою руку. Треснувшая капелька воска символизирует «трещину» в душе героя. Сильная деталь церковный крест, которая появляется в конце второй главы. Можно понять один из эпизодов этой главы: «Слепцов…свернул с тропы и…пробрался…к тому месту, где парк обрывался к реке», как попытку самоубийства. Слепцов, скорее всего, хотел утопиться в озере. «А над белыми крышами придавленных изб…слепо сиял церковный крест». Возникает образ религии, бога. Слепцов не смог этого сделать.

Обратим внимание на встречающиеся в произведении детали – символы. Бабочки, которых собирал сын Слепцова, - ассоциируются с определенными моментами: красота, стремительный полёт, краткость жизни. Похожи они и на самого мальчика. Он умирает в расцвете сил в далёком Петербурге, грезя о своих бабочках и, возможно, о любимой. И куколка, которую он считал мёртвой, согретая теплом комнаты, оживает на глазах изумлённого Слепцова, превращаясь в бабочку: «Оно стало крылатым незаметно, как незаметно становится прекрасным мужающее лицо».

Поражает умение Набокова в одном предложении сказать очень много…

Словесная плотность характерна и для следующего предложения, пожалуй, это самое информационно насыщенное предложение: «Совсем недавно, в Петербурге,- радостно, жадно заговорив в бреду о школе, о велосипеде, о какой-то индийской бабочке,- он умер, и вчера Слепцов перевёз тяжёлый, словно всей жизнью наполненный гроб в деревню, в маленький белокаменный склеп близ сельской церкви».

Обратим внимание на слово» гроб». В «Словаре символов» читаем Гроб - защищающая оболочка, символизирует надежду на возрождение. Недаром сын Слепцова похоронен в склепе.

Елка - символизирует возрождение, уход старого и рождение нового.

Свеча считается важнейшим символом христианских традиций, являясь эмблемой Христа, Церкви, Благодати, Веры и Свидетельства. Свеча краткосрочностью своего существования символизирует одинокую трепетную душу.

Дым - символ вознесения молитв или благочестивых душ, а также символ укрытия и мимолетности жизни.

Крест имеет ещё несколько значений: символ Космоса, Древа Жизни, символ энергии добра.

Зеркало имеет позитивную символику, так как в древности оно ассоциировалось со светом,  особенно из-за напоминающих зеркало дисков солнца и луны, которые, как предполагали, отражают божественный свет. Отсюда и вера в то, что злые духи не любят зеркал и, как и духи тьмы, а также злые люди, не могут отражаться в них. В рассказе «Рождество» в зеркале на мгновение появляется отражение слуги Ивана, думается, что при отсутствии прямых характеристик героев, это добрый знак.

Иван помнит о празднике, видимо, по традиции он наряжает ёлку, находящийся в своём мире, мире горя, отчаяния, Слепцов не понимает, почему ёлка оказалась в гостиной. Автор подаёт нам «знаки»: в этот момент в руках Слепцова  - деревянный ящик, а древесина – символ защиты, жизненной силы, прикосновение к дереву придаёт человеку волшебные силы, заключённые в нём.

  И слон является символом силы, проницательности, долголетия, процветания, счастья, возможно всего  этого желал своему сыну Слепцов как любящий отец, потому что рассматривание слона, нарисованного сыном, было последней каплей, приведшей его к приступу  страшных сухих рыданий, после которых он решил покончить с жизнью. Образом–символом является само Рождество, вынесенное в заглавие. Этот главный христианский праздник одновременно радостен и напоминает человеку о родившемся Христе, который обречен на страдания. Ель (символ Рождества), принесённая Иваном, означает вечную молодость («Зелёная. Пусть постоит»). Слепцов просит убрать её, потому что хоть неявно, но винит в смерти сына Бога, считая её (смерть) несправедливостью. Возможно, ель – горькое напоминание о счастливых минутах, проведенных вместе с сыном. Вообще образ Бога зримо присутствует на страницах рассказа. Сельская церковь, ее крест намекают, напоминают о Нём. Но само имя Бога появляется лишь в конце (крылья разворачиваются "до предела, положенного Богом"). Человеческая жизнь полна страданий. Недаром одна из истин буддизма гласит: жизнь есть страдание. Кроме того, в христианстве человек при рождении становится грешным и обречен страдать за свои грехи.

Главная тема рассказа Набокова «Рождество» - тема жизни и смерти. Чтобы ее показать автор использовал более мелкую тему отцов и детей. Через смерть сына отец осознает два вечных понятия: жизнь и смерть. Он хочет сделать выбор в пользу последнего. Однако его сомнения разрешились благодаря природе, напоминающей о “вечном примирении и о жизни бесконечной”!

Идея, на мой взгляд, и выражается в этой бабочке, в частичке природы. Природа, Бог – это истины, которые помогают человеку жить, преодолевать трудности, дают сигналы, показывают знаки. Человеку необходимо лишь повнимательней присмотреться к ним.

В финале произведения «Слепцов зажмурился…и ему показалось, что до конца понятна земная жизнь – горестная до ужаса, унизительно бесцельная, бесплодная, лишенная чудес…» и как опровержение его мыслей «в то же мгновение щелкнуло что-то…», из кокона появилась бабочка. Оказалось, что жизнь не бесплодна и абсолютно не лишена чудес. Мысли о том, что бабочка мертва, не оправдались. Она вылупилась от тепла. Эта бабочка – продолжение жизни мальчика.

  Таким образом, используя простые легко запоминающиеся символы, многие из которых имеют несколько значений, Набоков создает своеобразные, многослойные тексты, передает читателям глубочайшие мысли о человеческой жизни и природе.

  1.  Слово ученицы-ассистента о душе. Чтение учащимися стихотворений о душе наизусть


В чем нуждается Душа?

Душа нуждается в смысле жизни. Она должна знать, ради кого и ради чего живет и умирает. Ей необходимо мечтать глубоко и сильно и иметь любимое дело, через которое эти мечты могли бы осуществляться. Отнимите у Моцарта музыку, у Леонардо — живопись, у Галилея — возможность наблюдать за звездами, и они будут поистине одинокими. Лишите их бессонных ночей, моментов, когда они в пылу созидания забывают и о еде, и об отдыхе, заставьте их пребывать в спокойствии и бездействии богатого, утонувшего в роскоши человека, и они заболеют физически и душевно. Мудрые говорили, что человек без смысла жизни, без высоких мечтаний и любимого дела — поистине одинок.
Душа нуждается не только в деле ради дела и в смысле ради смысла. Ей нужно что-то, что связало бы все это в одно целое, что могло бы объединить жизнь и смерть, видимое и невидимое.

Лети, душа. Ищи свои печали.
  Ищи ветра, которым нет числа.
  Пусть ты не та, какой была вначале,
  Какой в ладони матери легла,
  Пусть огрубела, пусть считают странной,
  Пусть что-то там не сладилось в былом -
  Да сбудется осенними кострами
  Твой хрупкий мир под легкое крыло...
  Смеркаться далям, городам светиться,
  Синеть озерам, таять без следа.
  Ты не умела, может быть, креститься,
  Но в истинное верила всегда.
  Так что ж, лети! Есть право Вышней властью
  На зов с небес, на голос твой извне,
  Когда с промозглой тьмою нет согласья
  Ни над полночной строчкой, ни во сне.
  Ты верила - вот белый свет и воля.
  Ты жаждала - так будь сама собой.
  Есть, видно, что-то праведное в боли,
  Зовущейся дарованной судьбой.
  Я отпускаю, я смеюсь и плачу,
  Я знал всегда, что так тому и быть:
  Когда-нибудь, с руки моей горячей,
  Искать свои печали - и любить.

                  Сергей Ковалевский

Просто так...защемила душа....

Просто так...загрустила душа,
Заблудилась на звёздной тропинке,
Полетав у Большого Ковша,
Отразилась во взгляде грустинкой...

Просто так...зазвенела душа,
Изумительным звоном хрустальным,
И с ресничек, немного дрожа,
Покатилась слезинкой случайной...

Просто так...защемила душа,
И заплакала нежностью скрипки,
Остриём резануло ножа,
Погасив на минуту улыбку...

Просто так...осветилась душа,
Встретив первый нечаянный лучик,
Когда после дождя, не спеша,
Уплывали тяжёлые тучи...

В Мирозданьи пушинкой кружа,
Свет его глубины постигая,
Разрыдалась стихами душа,
Просто так, потому что...живая...

С. Пугач

http://www.litera.ru/stixiya/img/spacer.gif


* * *

Дремала душа, как слепая,

Так пыльные спят зеркала,

Но солнечным облаком рая

Ты в темное сердце вошла.

Не знал я, что в сердце так много

Созвездий слепящих таких,

Чтоб вымолить счастье у бога

Для глаз говорящих твоих.

Не знал я, что в сердце так много

Созвучий звенящих таких,

Чтоб вымолить счастье у бога

Для губ полудетских твоих.

И рад я, что сердце богато,

Ведь тело твое из огня,

Душа твоя дивно крылата,

Певучая ты для меня.

Н. Гумилёв

8.Выводы. Рефлексия урока. Как-то в одно селение пришёл и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие.

Однажды родители не выдержали и пришли к нему:

— Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно.

— Пройдёт совсем немного лет, — улыбнулся старец, — и кто-то подарит им своё сердце. Может быть, это научит их обращаться с этим бесценным даром хоть немного аккуратней?

Берегите своих  родных и близких, цените каждое мгновение жизни. 

 9. Домашнее  задание. Читать и пересказывать рассказ В. Набокова «Рождество». Знать символику рассказа

Рефлексия. Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

  1. Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке предлагаю ребятам на листочке условно отмечать свои ответы:

      «V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный

 «W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный

 «| »  - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный

 «+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный

 «0» - не ответил.

6

27a7cc35d1309318bc79882406a833ad (695x567, 82Kb)

102072149_large_glass_pattern_157 (540x699, 74Kb)

   

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рождество (презентация)

Работая с данной презентацией ребята знакомятся с традициями и обычаями Англии....

Сценарий урока для 3 класса с презентацией к УМК М.З.Биболетовой по теме "Рождество"

Данный материал помогает учащимся познакомиться с традициями и обычаями страны изучаемого языка...

Презентация к уроку литературы "Ночь перед Рождеством"

Презетация к уроку литературы "Ночь перед Рождеством"...

"Символы Рождества" (презентация)

Презентация на тему "Символы Рождества" создана для ознакомления учащихся с традициями страны, изучаемого языка - Великобритании....

Презентация к уроку - конкурсу по немецкому Рождеству

Презентация подготовлена к уроку - конкурсу по немецкому Рождеству. Во избежание нарушения авторских прав в ней отключены аудио- и видеофайлы с исполнением немецких рождественских песен, что легко мож...