Викторина как прием активации мышления учащихся при чтении художественных произведений. (Методическая разработка).
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Орлова Светлана Константиновна

В данной разработке представлены вопросы для изучения трех произведений: Михаил Мришвина "Кладовая солца", Гончарова "Обломов",  Михаила Шолохова "Обломов".  

Викторина может быть использована и тогда, когда когда ученики работают над отдельным эпизодои. Вопросы должны помочь учащимся понять наиболее существенные моменты изучаемого текста, которые необходимо знать для достижения выделенных проблем и его особенностей.

Опыт проведения таких работ убеждает в ее плодотворности и эффективности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viktorina_orlova_s.k.doc312.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ ООШ № 11

г.Новокуйбышевск

2011г.

Викторина

как прием активизации мышления учащихся при

чтении художественных

произведений.

Орлова Светлана Константиновна,

учитель русского языка и

литературы МОУ СОШ № 11

М.Пришвин. «Кладовая солнца».

1.Каково происхождение Блудово болота? («Дно древнего моря»)

И.Гончаров. «Обломов».

Что было господствующим и основным в выражении не только лица, но и всей души Обломова?

 (Мягкость).

М.Шолохов. «Тихий Дон».

1. Какие песни теперь поют казаки? («Рожденные революцией», «Окрашенные черной безотрадностью», П глава.)

      Опыт проведения таких работ убеждает в ее плодотворности и эффективности.

МОУ ООШ № 11

Викторина

как прием активизации мышления учащихся при чтении художественных

произведений.

(методическая разработка)

Учитель русского языка и литературы

Орлова С.К.

Г.Новокуйбышевск

2011г.

             Цели и задачи литературного образования – это воспитание интереса к чтению, повышение общей и читательской культуры учащихся, осмысленное отношение к  общечеловеческим и национально-культурным ценностям, воплощенным в художественных произведениях отечественной и зарубежной литературы, наконец, формирование на этой основе высокой нравственности, эстетического вкуса, культуры речи и общения.

              В школьных учебниках и хрестоматиях вопросы и задания формируются с учетом эстетического восприятия художественного текста. В некоторых учебниках заложены разные уровни обучения , материал излагается в занимательной форме, осуществляется связь литературы с другими видами искусства. Очень важно найти такие методы и приемы, которые бы в наибольшей мере способствовали формированию у учащихся не только знаний, умений и навыков,  что тоже очень важно, но  и воспитывали устойчивый интерес к чтению,  вызывали  потребность перечитать произведение заново (или прочитать),  остановиться, оглянуться. В немалой степени способствуют этому «игровые» приемы обучения, такие, например, как викторины. Причем не на заключительном этапе, как момент контроля,  а в процессе изучения произведения.

           

Вот несколько примеров из опыта работы.

            По ходу чтения (в классе и дома) повести М.Пришвина «Кладовая солнца» я предлагала ребятам обозначить в каждой главе моменты, которые бы послужили материалом к викторине. Перед углубленным изучением повести вопросы детали текста выстраиваются в викторину, которая поможет обратить внимание на важные эпизоды, детали текста, прежде чем учащиеся сделают обобщающие выводы и суждения.

         1 глава

        В какой форме  выражено отношение рассказчика (повествователя) к Насте и Митраше?  (Употребление слов с уменьшительно-ласкательными  суффиксами: курочка, веснушка, ножка, ножках, монетки, носик, чистенький, коротенький, мужичок в мешочке, детишки и т.д.)

         П глава

  1. Что сказано о клюкве? («Очень полезная для здоровья ягода… самая сладкая, когда она полежит зиму под снегом».)
  2. Как иногда отец звал Митрашу? («Дмитрий Павлович».)

Ш глава

1.Какое выражение является лейтмотивом Ш главы, встречаясь в тексте 12 раз? («Отец говорил…».)

2. Каково происхождение Блудова болота? («Дно древнего моря».)

      1У глава

  1. Какова тональность последнего абзаца 1У главы и почему? (Дети пошли в разные стороны; «сплетенные корнями деревья… на все Блудово болото зарычали, завыли, застонали…».)
  2. Какое выражение Митраши, встречавшееся ранее в тексте, в этой главе подчеркивает его строптивость и нежелание принять предложение сестры? («Вот еще! – занудил Митраша…»)

  У глава

  1. Кто такой Антипыч? (Лесник, старый охотник».)
  2. Как ответил он геологам на вопрос, где правда? («…вы сами ищите».) 

  У1 глава

  1. Сколько раз волк Серый помещик уходил от волчьей команды? («Пять раз мы пытались зафлажить, и пять раз он махал через флаги…».)

  1. Почему Серый помещик превратился в «грозу края»? («Серый за одно лето порезал коров и овец не меньше, чем резала раньше их целая стая».)

   УП глава

  1. Что определило путь Травки на Слепую елань, куда пошла Настя от Лежачего камня?   («Хлеб и картошка были в той стороне, откуда ветер летел…»)
  2. Какой эпизод из жизни Травки говорит о ее сообразительности? («К вечеру перемяла веревку… Травка попала на табачную струю и по табаку мало-помалу… добралась-таки до хозяина»).

   УШ глава.

  1. Какое определение Блудова болота дал автор? («Кладовая солнца».) 
  2. О каких птицах сказано: «очень умные на всякое поганое дело»? (Сороки).
  3.  Какая птица названа вещей? («Ворон, ворон, вещая птица!»)

      1Х глава

  1. Особенности каких ягод описывает автор в начале главы? (Клюква, черника, брусника, голубика, костяника)
  2. Как Лось  относится к Насте, собирающей клюкву? («…Лось ее и за человека не считает, у нее все повадки обычных зверей…)

Х глава

1. Какая народная примета предвещает беду? («…собака воет в лесу…»)

2. Повадки каких зверей  описаны в этой главе? (Лисицы, зайца, волка, собаки).

Х1 глава

1. Почему Травка не сразу бросилась спасать Митрашу?  («…Все люди для нее Антипыч или враг… остановилась  узнать, хозяин это или враг его…»)

2. Какое слово определило дальнейшее поведение собаки?  («Затравка… В последний раз, когда приходил к нам Антипыч, собака его называлась еще Затравка…»)

3. В какой главе сказано о правде Антипыча? (В Х1 главе – «правда вековечной борьбы людей за любовь».) 

ХП глава

  1. Сколько лет Митраше? («На одиннадцатом году жизни убил  хитрого волка».)
  2. В какой период происходят описываемые события? («За следующих  два года войны вытянулся Митраша и стать бы ему героем, да вот война закончилась…»)
  3. Почему Настя отдала эвакуированным ленинградским детям всю свою целебную ягоду? (Больным детям нужна была помощь, а Настя «мучилась про себя за свою жадность».)

                    Не менее плодотворно может пройти викторина на этапе углубленно изучения образа того или иного персонажа. Так, готовясь к анализу образа Обломова, ученики получают домашнее  задание-  составить викторину из вопросов, на их взгляд, наиболее существенных для характеристики  Ильи Ильича  Обломова.

  1. Чин Обломова?   (Коллежский секретарь)
  2. Сколько лет он живет в Петербурге? (12 лет)
  3. В каком возрасте видит себя во сне Обломов? (В 7 лет и в 13-14 лет.)
  4. Кем мечтали видеть Обломова родители? (Советником, губернатором.)
  5. С кем сравнивает Обломов халат? («…он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела..»)
  6. Чем было лежание для Обломова? («Это было его нормальное состояние».)
  7. На какие две половины разделяется жизнь в глазах Ильи Ильича? (Первая состояла из труда и скуки – это у него синонимы; вторая – «из покоя и мирного веселья».)
  8. Вместо какого города в какой  отправил Обломов на службе какую-то бумагу? (В Архангельск вместо Астрахани.)
  9. Что ответил Обломов на восклицание Штольца: «Да ты поэт, Илья»? («…поэт в жизни, потому что жизнь есть поэзия…»)
  10. Какое слово написал, а затем стер Илья Ильич на запыленном столе? («Обломовщина».
  11. Какой эпитет он употребил, услышав это слово впервые? («Ядовитое»).
  12. Обломов нашел дома письмо от Штольца… Какими знаменательными словами оно начиналось и заканчивалось? («Теперь или никогда».)
  13. «Наше имя – легион». Чьи это слова? (Обломова).

  1. Что было господствующим и основным в выражении не только лица, а всей души Обломова? (Мягкость.)
  2. Какой цвет лица у Обломова?  («Безразличный».)
  3. Сколько по времени длится  первая часть романа? (Один день.)
  4. Какое это число? (Первое Мая.)
  5. Что  ежегодно разрушало покой Ильи Ильича? («Письмо от старосты».)
  6. Какие обидные слова сказал Захар Обломову? («Как другие».)
  7. Как  назвал Штольц  квартиру  Обломова  на  Выборгской? («Та же Обломовка, только гаже».)

Вариант такой работы – тестирование, когда учитель предлагает перед началом изучения образа Обломова примерно такие вопросы-тесты.

  1. После ухода кого из гостей сокрушается Обломов: «..в десять мест в один день, несчастный! И это жизнь»? (А – Тарантьева; Б – Алексеева; В – Волкова.)
  2. Где учился Обломов в 15 лет? (А – дома; Б – в гимназии; В – в пансионе (Штольца, в деревне Верхлево.)
  3. «Природа не дала  ему никакой резкой черты, ни дурной, ни хорошей…». О ком это говорится? (А – Тарантьев; Б – Пенкине; В – Обломове.)
  4. Какой была реакция Ольги на письмо Обломова, по словам Штольца? (А – обида; Б – разочарование; В – радость.)
  5. Кто из героев впервые произносит слово «обломовщина»?  (А – Ольга; Б – Обломов; В – Штольц.)

  1. Какова реакция Штольца на слова Ольги, что она любила Обломова (А – разочарование; Б  - радость; В –изумление.)
  2. Какое наследство оставили родители Обломову? (А – 500 душ; Б – 1000 душ; В – 350 душ.)
  3. Через сколько лет встретились в Петербурге Обломов и Штольц? (Или: Сколько лет живет в Петербурге Обломов?) (А – год; Б – пять лет; В – двенадцать лет).
  4. Какие деревни входят в состав Обломовки? (А – Верхлево; Б – Сосновка; В – Вавиловка.)
  5. Чем было лежание для Обломова? (А – необходимостью; Б – развлечением; В – нормальным состоянием.)

           Наконец, викторина может быть использована и тогда, когда ученики работают над отдельными эпизодами большого по объему произведения. В этом случае вопросы должны помочь учащимся понять наиболее существенные моменты изучаемого текста, которые необходимо знать для постижения выделенных проблем и его особенностей. Так, при следующей системе уроков по роману М.А.Шолохова  «Тихий Дон» викторина составлена только по тем главам, которые к каждому уроку учащиеся должны прочитать.

        1-й урок. Слово о Шолохове. История создания романа. Споры вокруг имени автора. (Лекция учителя.)

        2-й урок.  Картины жизни донских казаков на страницах романа. (Работа над отдельными эпизодами первой книги, определение их места в общем замысле романа, его композиции.)

         3-й урок. «Чудовищная нелепица войны» в изображении Шолохова. (Беседа по прочитанным главам, комментированное чтение сцен второй книги, обобщение учителя по первой– второй  книгам.)

       4-й урок. «В мире, расколом надвое». Гражданская война на Дону в изображении Шолохова. (Сопоставительный анализ эпизода шестой части третьей книги, седьмой части четвертой книги, обобщающее слово учителя по третьей книге и домашнее задание по второй книге.)

          5-й урок.  Судьба  Григория Мелехова. Урок – семинар «Герой трагической судьбы или жертва обстоятельств?».

         

 Вопросы викторины.

  1. Назовите фамилии семейства, о которых говорится в первой и второй частях романа. (Мелеховы, Моховы.)
  2. В какое время года казаки отправляются в лагерь? («Майские лагеря».)
  3. Назовите сцены казачьей жизни, изображенные в первой книге романа. («Утро в семье Мелеховых», «На сенокосе», «Сватовство Григория», «Проводы на военную службу».)
  4. Когда впервые весть о приближающейся войне прозвучала в первой книге? (В письме Григория с русско-австрийской границы, где стоял его полк.)
  5. Какая дата и почему начинает третью часть первой книги? (Март 1924 года – полгода до начала Первой мировой войны.)
  6. В чем созвучие ХУ1  главы первой книги эпиграфу романа?
  7. В какой связи  упоминается роман Л.Толстого «Война и мир»? (Из дневника студента Тимофея «черта неизвестности,  отделяющая живых от мертвых» - слова Н.Ростова.)
  8. Время окончания  первой книги? (Сентябрь 1914 года – из письма о смерти Григория, ХУ1 глава.)

  1. Сколько времени прошло между концом первой и началом второй книги? (Октябрь 1916 года, два года.)
  2. Какой художественный прием  усиливает трагическое впечатление от действительности? (Дневник убитого неизвестного.)
  3. Где происходит действие 1 главы второй книги? («Полесье».)
  4. Какие песни теперь поют казаки? («Рожденные революцией», «Окрашенные черной безотрадностью», П глава.)
  5. Какое историческое событие начинает УШ главу второй книги? (Отречение царя, переход власти в стране к Временному комитету Государственной думы.)
  6. Почему так часто указывается  время того или иного события (ХШ глава –«шестое  августа». Х1Х глава – «в последних числах октября», пятая часть  , 1 глава – глубокой осенью )? (Это 1917 год.)
  7. «Хмелем била власть в голову простого от природы казака…» - о ком это сказано? (О Подтелкове, председателе ревкома – ХП глава, часть пятая, книга вторая.)
  8. Сколько человек расстреляли  казаки от отряда Подтелкова? (75 плюс трое не заявили  о личности, Х Х1Х глава, часть пятая, книга вторая).
  9. С чего начинаются колебания Мелехова в момент расстрела красногвардейцев? (ХШ глава, часть пятая, книга вторая: «Не смог ни  простить, ни забыть, Чернецова» и «..расстрел пленных офицеров».)
  10. Как повел себя Григорий Мелехов в момент расстрела красногвардейцев? (ХХХ глава, часть пятая, книга вторая: «Григорий  наметом выехал с хутора…»


  1. О ком эти слова: «Блукаю я, как метель в степи? (П глава, часть пятая, книга вторая – о Григории Мелехове.)
  2.  Как в конце второй книги выражено отношение автора к происходящим событиям? (конец второй книги: «В годину смерти и разврата /Не  осудите, братья, брата/.

              21. В каком стане встретил Григорий весну 1918 года? (П глава, книга третья: «Григорий командовал взводом в казачьей сотне брата Петра».)

              22. Как выразил свое  настроение Григорий  на вопрос брата: «Не переметнешься ли ты к нам?» (П глава, часть шестая, книга третья: «Навряд… Не знаю…»)

              23. За что разжаловали Григория Мелехова из командира сотни взвода перед приездом отца с обозом станичников? (1Х глава, часть шестая, книга третья: «Он не приказывал уничтожать и убивать пленных… Чрезмерной мягкостью вызывал недовольство среди казаков и полкового начальства».)

               24. «Пути казачества скрестились с путями безземельной мужичьей Руси, с путями фабричного люда. Битва с ними насмерть…» Кто и когда думал об этом в романе? (ХХУШ глава, часть шестая, книга третья – Григорий после изгнания большевиков с хутора Татарского.)

       

           25. Кто убил брата Григория Петра? (Конец ХХХУШ главы, часть шестая, книга третья – Михаил Кошевой).

           26. В какой должности воевал Григорий в повстанческой армии? (ХХХУ глава (начало), часть шестая, книга третья, командир Вешенского полка.)

            27.Как ведет себя Григорий после расстрела 147 красногвардейцев у станицы Каргинской? (ХL1 глава, часть шестая, книга третья: «начал пить…».)

            28. В каких словах выражен душевный кризис Григория? (ХLУ глава, часть шестая, книга третья: «Кого же рубил?.. Братцы, нет мне прощенья…»)

            29. Как автор передал восприятие казачеством прихода красноармейцев? (ХУ! Глава, часть шестая, книга третья: «Охающая  речь…» «Как они верхом ездют, - говорит Дуняша Наталье, - по седлу взад-вперед…»)

           30. Что спасло Михаила Кошевого  от  расправы казаков? (П глава, часть шестая, книга третья: «Мишкина мать, ползая на коленях на хуторском сборе, упросила стариков, и те написали письмо…»)

          31. Как автор характеризует пути достижения офицерского чина Коршуновым в сравнении с Григорием Мелеховым? (ХП глава, часть седьмая, книга четвертая: «Добился он офицерского чина, да не так, как Мелехов, рискуя головой и бесшабашно геройствуя…»; «чтобы выслужиться в карательном отряде, от человека требовались иные качества…»)

          32. Каким видит Григория, возвратившегося домой после пережитого, случайная спутница – «зовутка»? (У1 глава, часть седьмая, книга четвертая: «глаза у него твердые… хороший казак…», «молодой», «седой».)

          33. С каким настроением в конце концов возвращается Григорий домой? (У! глава, часть восьмая, книга четвертая: «Он ехал домой, чтобы взяться за работу, пожить с детьми…».)

          34. Как Михаил Кошевой, муж сестры Григория Дуняши, встретил Григория? (У1 глава, часть восьмая, книга четвертая: «Враги мы с тобой… За старые долги надо платить…»)

          35. Как оценил Григорий решение остаться в банде Фомина? (Х1! глава, часть восьмая, книга четвертая:  «У меня выбор, как в сказке… Три дороги и ни одной путевой…»)

          36. Почему Фомин и его ближайшее окружение повернули против красных? (Х глава, часть  восьмая, книга четвертая. Фомин «без особого труда убедился в том, что в большинстве своем казаки недовольны продразверсткой… Все это привело к тому, что эскадроны выступили открыто…»)

           37.Какова судьба банды Фомина? (ХП глава, часть восьмая, книга четвертая:  «вот мы и пешие стали… А ребята все полегли… Только пять человек уцелело из всей банды».)

         

38. Какой символической картиной заканчивается  последняя (ХУП) глава романа? («в дымной мгле суховея вставало над яром солнце…» - картина рассвета, рождающегося дня.)

        Опыт проведения  таких работ убеждает в ее плодотворности и эффективности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературы по произведению А.В.Костюнина «Рукавичка» ( с использованием приема критического мышления через чтение и письмо)

Урок внеклассного чтения разработан по произведению А.В.Костюнина "Рукавичка" для 5-7 классов( с использованием приемов критического мышления)...

Викторина как прием активации мышления учащихся при чтении художественных произведений. (Методическая разработка).

В данной разработке представлены вопросы для изучения трех произведений: Михаил Мришвина "Кладовая солца", Гончарова "Обломов",  Михаила Шолохова "Обломов".  Викторина может быть исполь...

Интертекстуальные связи как важнейший признак художественной литературы. Методическая разработка

Для  понимания жизненных позиций и мировоззрения героев, нужно проследить за иносказательным смыслом и границей взаимодействия двух текстов: притчи и повести....

От выразительного чтения к осознанному чтению художественных произведений.

Книга – это мощное средство образования, воспитания и развития: умственного, языкового, речевого, нравственного культурного, эстетического, информационного. Уровень начитанности, умение читать-п...

"Биографические штудии на уроках литературы как средство привития интереса учащихся к чтению художественных произведений"

Брошюра " Биографические штудии на уроках литературы как средство привития интереса учащихся к чтению художественных произведений" (из опыта работы) содержит описание приёмов изучения биогра...

План непосредственно-образовательной деятельности по выразительному чтению художественного произведения К.И.Чуковского "Мойдодыр" с детьми средней группы

Цель: создание социальной ситуации в процессе ознакомления детей с произведением   К.И.Чуковского «Мойдодыр».Задачи: Образовательные:- Формировать представления детей о предметах личн...

План непосредственно-образовательной деятельности по выразительному чтению художественного произведения Корнея Ивановича Чуковского «Муха-Цокотуха» с детьми средней группы

Цель: создание социальной ситуации в процессе ознакомления детей с произведением   К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха».Задачи: Образовательные:- Формировать представления детей о насекомых...