И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети». Отражение в романе общественно-политической борьбы 60-х годов XIX века.
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Иштуганова Алёна Олеговна

В данном пособии представлен материал по темам: «Страницы жизни и творчества И.С.Тургенева», «Общественно-политическая ситуация в России в 60-е годы XIX века»,  «История создания и смысл названия романа «Отцы и дети».  К каждой теме подобраны дидактические материалы и практические работы, которые могут быть использованы для самоанализа.

Методическая разработка предназначена для преподавателей, мастеров производственного обучения и учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie_no_9_razrabotka_uroka_po_literature.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Хабаровского края

КГБОУ НПО «Профессиональное училище № 12»

Тема:         «И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети».                  Отражение в романе общественно-политической борьбы 60-х годов XIX века».

Тип пособия: методическая разработка урока

Предмет: литература

Профессия: «Оператор ЭВМ»

г. Николаевск-на-Амуре, 2012г.


Обсуждено на заседании методической комиссии гуманитарного цикла

_____________________________________________________________

Тема: «И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети». Отражение в романе общественно-политической борьбы 60-х годов XIX века».

Тип пособия: методическая разработка урока

Автор: Иштуганова Алена Олеговна, преподаватель литературы

Аннотация:

В данном пособии представлен материал по темам: «Страницы жизни и творчества И.С.Тургенева», «Общественно-политическая ситуация в России в 60-е годы XIX века»,  «История создания и смысл названия романа «Отцы и дети».  К каждой теме подобраны дидактические материалы и практические работы, которые могут быть использованы для самоанализа.

Методическая разработка предназначена для преподавателей, мастеров производственного обучения и учащихся.  

КГБОУ НПО «Профессиональное училище № 12»

г. Николаевск–на–Амуре, ул. Попова – 24  

Тема программы: И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети».

Тема урока:

Отражение в романе общественно-политической

борьбы 60-х годов XIX века.

Цели урока:

  • Формирование представления о жизни и творчестве И.С.Тургенева; об общественно-политической ситуации в России в 60-х годах XIX века; о способах отражения в романе идейных споров «отцов» и «детей»;
  • Развитие критического мышления через рефлексию и  сопоставление взглядов и убеждений героев романа; развитие памяти и воображения через пересказ и ответы на вопросы, устную речь;
  • Воспитание коммуникативных навыков: умение слушать и оценивать выступление; нравственных качеств: чуткое, внимательное отношение к людям старшего поколения; гражданской позиции: отношение к исторической ситуации 60-х годов.

Тип урока: изучение новой темы

Педтехнология: элементы информационной технологии, проблемного обучения, развивающей технологии, технологии дифференцированного обучения.

Методы, приемы:

  • Словесные (беседа, рассказ, письменный ответ, рассуждения)
  • Наглядные (слайды, иллюстрации, схема)
  • Практические (тесты, карточки-задания, составление конспекта)
  • Поисковые (определение путей  решения проблемы, рефлексия: личное отношение к вопросу).

Учебно-методическое оснащение урока:

  • ПК
  • Портрет писателя
  • Дидактические материалы:
  • Карточки-задания, тесты, таблица «Рост крестьянских выступлений…»
  • «Досье на героев романа» (портрет, взгляды и убеждения)

Ресурсы:

  • Дидактические материалы по литературе Т.М.Фадеева// учебно-методический комплект// изд. «Экзамен», 2007//стр. 90.
  • Роман «Отцы и дети» И.С.Тургенев.
  • Интернет  -  ресурсы (фотографии Тургенева).

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Сообщение темы и цели
  3. Изучение новой темы

  • Презентация «Страницы  жизни и творчества И.С.Тургенева»

          (запись основных положений).

  • Анализ первичного восприятия содержания романа (беседа, тестирование, карточки-задания).
  • Общественно-политическая ситуация в России в 60-е годы

(составление конспекта).

  1. Обобщение изученного материала (составление блок-схемы)
  2. Итог урока (рефлексия учащихся, оценивание)
  3. Домашнее задание: составить характеристику образа Базарова


Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Сообщение темы и цели урока

III. Изучение новой темы

  1. Презентация «Страницы жизни и творчества И.С.Тургенева»

Комментарии:

Иван Сергеевич Тургенев родился в г.Орле, детство провел в имении матери – Спасском-Лутовинове, расположенном в Орловской губернии. С 1828  года  обучался в частных пансионах  Москвы, затем продолжил обучение в университете. Окончив в 1836 году университет, Тургенев продолжает образование за границей. В 1841 году возвращается на родину  и поступает на службу в Министерство иностранных дел.

В 1843 году произошло событие, наложившее отпечаток на всю жизнь Тургенева: он познакомился с выдающейся певицей, человеком высокой культуры, умной и привлекательной женщиной Полиной Виардо. Она много счастья принесла писателю, но счастье и горе, радость и отчаяние шли рядом. Женой Тургенева любимая женщина стать не могла: у нее были дети, муж. И отношения их сохранили чистоту и прелесть истинной дружбы, за которой таилось высокое чувство любви. Способность человека глубоко любить Тургенев считал мерилом его ценности и многих своих героев подвергал испытанию любовью.

Интерес к художественному творчеству пробудился у Тургенева еще в пору студенчества. Первые его стихи напечатаны были в пушкинском «Современнике» (уже после смерти поэта). Особенно большое влияние на Тургенева оказал Белинский.  Дружба с ним у Тургенева началась в 1843 году. Критик видит в Тургеневе сына своего времени, ценит в молодом писателе «необыкновенный поэтический талант» и «глубокое чувство действительности». Особенно горячо приветствовал Белинский первый рассказ из цикла «Записок охотника» - «Хорь и Калиныч» (1847г.).

В середине 40-х годов молодой писатель сближается и с Некрасовым. Вместе с ним и Белинским Тургенев принимает деятельное участие в издании «Современника».

21 февраля 1852 года скончался Гоголь. Тургенев, потрясенный этой утратой, написал некролог и опубликовал его, несмотря на цензурное запрещение. Это послужило поводом для ареста Тургенева и последующей ссылки в Спасское-Лутовиново под надзор полиции. Ссылка длилась до 1853 года, но полицейский надзор за ним и после этого не был прекращен.

Вернувшись в Петербург, писатель вновь принял участие в работе некрасовского «Современника».

Когда с ростом крестьянских волнений встал вопрос о конкретных путях освобождения народа от крепостного гнета, обнаружились расхождения в лагере «Современника». Ни Толстой, ни Тургенев (по разным причинам) не могли согласиться с призывами к крестьянскому восстанию, которые раздавались со страниц журнала в статьях Чернышевского и Добролюбова, в стихах Некрасова. Ни Толстой, ни Тургенев, ни Гончаров не могли согласиться с теми выводами, которые Чернышевский и Добролюбов делали из анализа современной им литературы. Так, Добролюбов в статье «Когда же придет настоящий день?» дал анализ романа Тургенева «Накануне». Вывод Добролюбова вполне соответствовал духу и логике образов тургеневского романа, но сам Тургенев не мог идти так далеко вместе с Добролюбовым. Назрел раскол в группе писателей, объединенных вокруг «Современника». Рвались старые дружеские связи во имя дела, которое было дороже дружбы.

  1. Анализ первичного восприятия содержания романа

В романе «Отцы и дети» Тургенев попытался изобразить эпоху 60-х годов, ее типичные особенности через  образы героев, через исторический фон, на котором разворачивается действие, через центральный конфликт романа.

Проверим, насколько внимательно вы прочитали и поняли произведение.

  • Тест (приложение № 1)
  • Проблемный вопрос

Выразите свое отношение к крестьянской реформе (отмена крепостного права). Почему в середине 19 века возникла такая необходимость? Назовите ее «плюсы» и «минусы».

  • САМОПРОВЕРКА РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ

  • Пересказ (краткий пересказ, используя иллюстрации)

  1. Общественно-политическая ситуация в России в 60-е годы, отражение ее в романе

В 1855 году умер царь Николай I …

Ему на смену пришел Александр II. Из письма Александра II московскому дворянству, 1856 г.: «…чувство, враждебное между крестьянами и их помещиками, к несчастью, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения к помещикам. Я убежден. Что рано или поздно мы должны к этому <к освобождению крестьян от крепостной зависимости> прийти. Я думаю, что и вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу».

Таблица «Рост крестьянских выступлений» (приложение № 2)

В газетах и журналах, кружках и группах, на вечеринках и сходках люди самых различных социальных слоев, положений, возрастов, взглядов спорили о дальнейшей судьбе России, требовали уважения к личности, ее человеческому достоинству, отстаивали свободу слова, собраний… «Это было удивительное время, - писал современник, - время, когда всяких хотел думать, читать, учиться… Порыв был сильный и задачи огромные… Эта заманчивая работа потянула к себе всех… даровитых и способных людей и выдвинула массу публицистов, литераторов, ученых…»

Русская литература откликнулась в самом начале пробуждения России – в 1856 году:

- первым романом Тургенева «Рудин»;

- «Губернскими очерками» писателя-сатирика Н.Щедрина;

- повестями Л.Н.Толстого «Юность» и «Утро помещика»;

- новой пьесой А.Н.Островского «Доходное место»;

- Первым сборником стихотворений Н.А.Некрасова.

В         конце 1853 года в журнал «Современник» пришел Н.Г.Чернышевский, а с 1855 – начал сотрудничать Н.А.Добролюбов, с того времени журнал становится вдохновителем и организатором революционно-демократических сил России.

В атмосфере 60-х годов четко определились три основные общественные группы: консерваторы, либералы и революционные демократы.

КОНСЕРВАТОРЫ (крупные помещики-крепостники, придворные круги, чиновничья знать) решительно выступали против любых общественных перемен, хотели сохранить крепостнические порядки.

ЛИБЕРАЛЫ (люди разных социальных групп, но главным образом интеллигенция, среднее чиновничество, торгово-промышленные круги) выступали против крепостного права, мечтали о свободах, но…постепенных, исходящих от самой власти, а главное – без каких-либо бунтов, волнений революций.

РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ-ДЕМОКРАТЫ (разночинцы, дети мелких чиновников, канцелярских служащих, сельского духовенства, мелких торговцев) выражали стремление народных масс покончить с самодержавием и крепостничеством, становились на путь активной борьбы, выступали против гнета и насилия, против консерваторов и либералов.

        Период подготовки крестьянской реформы, глубокие социальные противоречия этого времени, борьба общественных сил – все это нашло отражение в образах романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», составило его исторический фон и сущность его основного конфликта.

Образ Базарова занимает центральное место в романе. Все остальные персонажи группируются вокруг него, раскрываются во взаимоотношениях с ним.

Идейное лицо героев романа отчетливее всего выступает в спорах. Спор Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым составляет основу композиции. В этих спорах затронуты почти все основные вопросы, по которым расходились во взглядах революционные демократы и либералы: о путях дальнейшего развития страны; о либеральном обличительстве и ниспровержении основ самодержавно-крепостнического строя; о материализме и либерализме; о значении науки и искусства; наконец, о народе.

Особое место занимают портреты героев, которые помогают понять духовную сущность.

Проанализируем «Досье героев» (Портрет, черты характера)

Приложение № 3

Итог: Если описание портрета Базарова вырисовывает человека, близкого к народу, то в облике П.П.Кирсанова предстает образ надменного аристократа.

Проанализируем «Досье героев» (общественно-политические взгляды)

Приложение № 4

Вопрос:

- В чем можем отметить общность взглядов?

- В каких вопросах наблюдаем четкое расхождение взглядов?

Самостоятельная работа (расставьте цифры от 1 до 3 в порядке значимости)

- Распределите  жизненные ценности, понятия, события в порядке их значимости для героев романа (по вашему мнению). Укажите свои приоритеты.

Приложение № 5

Итог: Тургенев показал, что, впадая в деспотизм односторонности, обе партии провоцируют катастрофу. Этот вывод не потерял своей актуальности и в наши дни. 

IV. Обобщение изученного материала:

Планируя написать роман, Тургенев знал, что хотел открыто высказать все, что наболело, возмутиться этими юнцами, глухими к красоте жизни. Потом Тургенев полюбил своего героя и постарался понять. Умом он понимал неизбежность появления нового, но сердцем оставался с «отцами».

- Почему свое произведение автор назвал «Отцы и дети»? Какой смысл заложен в этих словах?

Ответ:

  • Противоречия между демократами и либералами (социальная проблема)
  • Вечный конфликт поколений (нравственная проблема)

V. Итог урока:

1. Оценивание работы на уроке

2. Рефлексивные вопросы:

  • Что на уроке было трудным?
  • Что в изученном материале, для вас самое главное?
  • Были моменты недовольства собой?
  • Что на уроке было легким?
  • Чем был интересен урок?

  1. Домашнее задание: составить характеристику образа Базарова.


Приложение № 1

Тест:

  1. Действие романа начинается в 1859г.
  2. Николай Петрович Кирсанов не занимался в своём поместье хозяйственными преобразованиями.
  3. Евгений Васильевич Базаров с первого взгляда не понравился дяде Аркадия Кирсанова.
  4. Поводом к началу схватки между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым послужила неодобрительная реплика Базарова об одном из соседних помещиков.
  5. Сводного брата Аркадия Кирсанова звали Митей.
  6. Евдоксия Кукшина и ее взгляды на жизнь были интересны Евгению Базарову, т.к. в ней он видел единомышленницу.
  7. Знакомство Евгения Базарова с Анной Сергеевной Одинцовой произошло на балу у губернатора.
  8. Дуэль с Павлом Петровичем состоялась в первый приезд Евгения Базарова в Марьино.
  9. Евгений Базаров заразился тифом при вскрытии умершего крестьянина.
  10. Отец Евгения Базарова был старым штаб-лекарем.
  11. В родительский дом Базаров приезжает вместе с Аркадием лишь один раз.
  12. Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» заканчивается прощанием главного героя с Анной Одинцовой и его смертью.  

Критерии оценки:

«5» - вы правильно ответили на 12 – 11 вопросов

«4» - вы правильно ответили на 10 – 8 вопросов

«3» - вы правильно ответили на 7 – 4 вопроса

«2» - менее 4-х  правильных ответов


Приложение № 2

Рост крестьянских выступлений против помещиков:

1831 - 1840-е годы – 143

1841 – 1850-е годы – 351

1851 – 1860-е годы – 591

Расправы крестьян над помещиками:

1858 г. – 14 убийств

1859 г. – 16 убийств

1860 г. – 21 убийство

Из сводок III (жандармского) отделения

Приложение № 3

« Досье героев» (портрет):

Евгений Базаров

Павел Петрович Кирсанов

Человек «высокого роста в длинном балахоне с кистями». Николай Петрович «крепко стиснул его обнаженную красную руку». Лицо «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, с большими зеленоватыми глазами и с висячими бакенбардами песочного цвета… оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум»..

«Его темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа».

«Его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза. Весь облик…изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцати годов».


Приложение № 4

« Досье героев»

Общественно-политические взгляды

Евгений Базаров

Павел Петрович Кирсанов

На искусство

«Порядочный химик в 29 раз полезнее всякого поэта». «И природа пустяки в том значении, в каком ты ее понимаешь. Природа не храм, а мастерская и человек в ней работник». «И охота быть романтиком в нынешнее время». «Рафаэль гроша медного не стоит».

«В молодости прочел всего 5-6 французских книг». «Поселившись в деревне, стал читать все больше по-английски, он вообще всю жизнь свою устроил на английский манер».

На любовь

«Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и когда эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек – не мужчина». «И что это за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи знаем, какие это отношения. Ты поштудируй-ка анатомию глаза:  откуда тут взяться загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество».

История любви Павла Петровича к княгине Р.(гл. 7).

На русский народ

«Владел особым умение возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя никогда не потакал им и обходился с ними небрежно». «Эка важность! Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения. Важно то, что дважды два четыре, а остальное все пустяки». «А вы говорите с ним и презираете его в то же время». «Что ж коли он заслуживает презрения».

«Всегда вступается за крестьян, правда говоря с ними, он морщился и нюхал одеколон». «Нет, нет… я не хочу верить, что вы, господа, точно знаете русский народ, что вы представители его потребностей, его стремлений. Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он патриархальный, он не может жить без веры».

На принципы

«Аристократизм, либерализм, прогресс, принцип - …сколько иностранных слов! Русскому человеку они даром не нужны!». «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем». «Вот вы уважаете себя и сидите сложа руки; какая ж от этого польза общественному благу».

«Аристократизм – принцип, а без принципов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди». «Я этим хочу доказать, что без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе – а в аристократии эти чувства развиты – нет никакого основания общественному…».


Приложение № 5

Распределите жизненные ценности, понятия, события в порядке их значимости (по-вашему мнению)

Е.Базаров

П.П.Кирсанов

Я

  1. Создание семьи

  1. Материальные блага

  1. Наслаждения, развлечения

  1. Любовь

  1. Дело, работа, в которой можно реализовать себя

  1. Путешествие, изучение культуры других народов

  1. Забота о близких, родных людях

  1. Совершенствование физической формы, укрепление здоровья

  1. Карьерный рост

  1. Стремление к безграничной власти


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-проект по роману "Отцы и дети" « И если он называется нигилистом..."

Проект используется на уроке по теме: "Роман И.С. Тургенева "Отцы и дети". Творческая история. Смысл названия."...

Тема: "Характеристика эпохи в романе "Отцы и дети". Нигилизм Базарова. Базаров и братья Кирсановы".

Урок по литературе для 10-х классов по теме "Характеристика эпохи в романе "Отцы и дети"....

тест по литературе. Роман "Отцы и дети"

тест по литературе для учащихся 10 классов поможет проверить знание текста и усвоенность материала...

План-конспект урока литературы Тема: И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети»

                                          План-конспект  урока  литературы...

Презентация по литературе 10 класс. И.С.Тургенев. Роман "Отцы и дети".

Творческая история и своеобразие романа И.С.Тургенева "Отцы и дети".Общественая атмосфера и её отражение в романе....

Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литература Класс: 10 Используемый учебно-методический комплекс: ЛИТЕРАТУРА 10 класс Учебник для общеобразовательных учреждений Баз

Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литератураКласс: 10Используемый учебно-методиче...