Занятие литературного кружка «Отражение событий Первой мировой войны в малых фольклорных жанрах» для обучающихся 5 класса.
план-конспект занятия по литературе (5 класс) по теме

Рукосуева Татьяна Георгиевна

 

Занятие литературного кружка на тему  «Отражение событий Первой мировой войны в малых фольклорных жанрах» для обучающихся 5 класса. Основная цель: изучить тематику и проблематику частушек периода Первой мировой войны. К конспекту занятия прилагается презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие литературного кружка «Отражение событий Первой мировой войны в малых фольклорных жанрах» для обучающихся 5 класса.

Автор: Рукосуева Татьяна Георгиевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Тамтачетская СОШ».

Цели: 

              Образовательные:

  • продолжить работу с понятием фольклор и его малые жанры;
  • изучить тематику и проблематику частушек периода Первой мировой войны;

Развивающие:

  • развивать  способность сравнивать, обобщать, анализировать;
  • развивать умения самостоятельной работы, работы в малых группах;
  • развивать познавательную активность

Воспитательные:

  • формирование  бережного отношения к истории, устному народному творчеству;

Ход занятия.

1. Слово учителя.

- Ребята, знаете ли вы такую пословицу: «Кто под Сморгонью не бывал, тот войны не видал»? Как вы думаете, во время какой войны она появилась?      

«Кто под Сморгонью не бывал, тот войны не видал» – такая поговорка ходила среди солдат Первой мировой войны. Сто лет назад, 1 августа 1914 года, Германия объявила Российской империи войну. Так наша страна вступила в одну из самых кровавых войн в истории человечества — Первую мировую. Впрочем, это название появилось лишь в 1939 году. Современники эту войну называли «Великой войной». Наши соотечественники также прозвали ее «Второй Отечественной» или, попросту, «германской».

-Какие события  происходили под Сморгонью, что солдаты про них даже сложили пословицу?

Если бы в годы Первой мировой войны городам давали почетные звания, то небольшой белорусский городок Сморгонь, что в Гродненской области близ литовской границы, несомненно стал бы городом-героем. А как иначе? Восемьсот десять дней и ночей шли кровопролитные бои за Сморгонь, небольшую железнодорожную станцию, ставшую стратегически важным узлом. Дрались пехота, кавалерия, авиация, тяжелая артиллерия, химические войска. Десятки тысяч русских солдат и офицеров полегло под Сморгонью.

-Ребята, мы с вами занимаемся в литературном кружке. Как вы думаете, в боях под Сморгонью участвовали будущие писатели?

В боях под Сморгонью отличились и будущие писатели: вольноопределяющийся-артиллерист Валентин Катаев (его повестями «Белеет парус одинокий» и «Сын полка» зачитывались потом ваши бабушки и дедушки); будущий писатель Константин Паустовский, оказавшийся под Сморгонью в качестве санитара. Был среди них и штабс-капитан 16-го Мингрельского гренадерского полка Михаил Зощенко, что стал впоследствии писателем-сатириком.

- Кто автор пословицы про город Сморгонь? (Солдаты, т.е. народ).

- Какой ещё фольклорный жанр живо откликался на важные события в жизни простого народа? (Частушка).

2.

- По содержанию частушки можно определить этапы военных действий во время Первой мировой войны.

Работа в малых группах:

- Определите, в какой период войны написаны эти частушки. Свой ответ подтвердите текстом частушки ( детям раздаются карточки с частушками).

Немцы забрали Варшаву.
Бог, помилуй Питерград!
В Питерграде много учится
Молоденьких ребят.

 

    Слава богу, утишается
   В Германии война.
   Может, в живности вернется
   Ягодиночка моя.

  Пойдем, товарищ, добровольцем,
   Будем родине служить:
   Распроклятого австрийца
   Будем вместе с тобой бить.

 

    Генерал Брусилов бравый
   Нас повел на немцев лавой,
   Рузский храбрый генерал
   Его к Львову уже гнал.

- На какие темы сочинялись частушки в мирное время?

- А какие переживания выплёскивал солдат-крестьянин в частушках во время войны?

Работа с  таблицей:

Тема частушки

Пример

Помощь братским славянским народам

Много ёлок, много ёлок,

Много вересиночек.

За проклятого германца

Много сиротиночек.

Храбрость казаков в бою

Хоть и хитёр немец прусский,-

Крепок духом солдат русский!

Он и хитрость переважит,

И на деле всё докажет.

Тяготы солдатской службы

Австрияк спознался с немцем,
Обижают всех славян,
Не дадим славян в обиду
Мы, француз и англичан

Храбрость и смекалка русского солдата

Ты Германия, Германия,

Включай скорее мир!

По второму ягодинке

Воевать не отдадим!

Бесчеловечность войны

Немцу ноченька не спится:
Казака очень боится,
Наш казак-то не дурак,
Знает ладить с немцем как!

Мечта о заключении мира

Мы сидим в глубоких ямах,

На нас дождик льёт, росит,

И как засыплют пулемёты,

Ну, поверьте, что за жизнь.

- В таблице перепутаны примеры, нужно всё поставить на свои места (дети работают в группах).

Экспресс-концерт

- Предлагаем ученикам разделиться на пары и организовать экспресс-концерт. Каждая пара получает несколько экземпляров частушек, выбирает понравившуюся и репетирует для исполнения в паре, самостоятельно выбирая стиль исполнения (впрочем, можно взять частушку уже изученную на занятии).

Жалко было командера,
Был бедовый генерал,
Как дитё любил солдат,
Навсегда сожалевал.

Мой-то милый на войне,
Служит в артиллерие.
Пришло от милого письмо –
Узнали все в деревне.

По германской по границе
По канавке кровь бежит:
Ох, мой братка здесь убита,
Другой раненый лежит.

Севодни раненько, раненько
Заморозило маленько.
Снежок беленький напал, -
Милый без вести пропал!
 

Домашнее задание

Сочинить частушку на антивоенную тему.

Источники информации

http://www.proza.ru/2014/04/28/1838

http://a-pesni.org/popular20/tchast1914.htm


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Занятие литературного кружка

Слайд 2

«Кто под Сморгонью не бывал, тот войны не видал»

Слайд 5

«Отражение событий Первой мировой войны в малых фольклорных жанрах» 1914-1918

Слайд 6

Валентин Петрович Катаев Константин Георгиевич Паустовский Михаил Михайлович Зощенко

Слайд 7

Начало войны Военные сражения Наши войска оставили Польшу Конец войны

Слайд 8

Тема частушки Пример Помощь братским славянским народам Много ёлок, много ёлок, Много вересиночек . За проклятого германца Много сиротиночек. Храбрость казаков в бою Хоть и хитёр немец прусский,- Крепок духом солдат русский! Он и хитрость переважит , И на деле всё докажет. Тяготы солдатской службы Австрияк спознался с немцем, Обижают всех славян, Не дадим славян в обиду Мы, француз и англичан Храбрость и смекалка русского солдата Ты Германия, Германия, Включай скорее мир! По второму ягодинке Воевать не отдадим! Бесчеловечность войны Немцу ноченька не спится: Казака очень боится, Наш казак-то не дурак , Знает ладить с немцем как! Мечта о заключении мира Мы сидим в глубоких ямах, На нас дождик льёт, росит, И как засыплют пулемёты, Ну, поверьте, что за жизнь.

Слайд 9

Экспресс-концерт

Слайд 10

Интернет-источники : http:// topwar.ru/uploads/posts/2012-12/1356027459_27.jpg http://vsr.mil.by/wp-content/uploads/2014/01/04.-% D0%9A%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BB.jpg http:// img-fotki.yandex.ru/get/4312/nad629154200941.3e/0_2add8_e66ed585_XL http:// www.stoletie.ru/upload/iblock/035/1.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)

Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)В условиях современного школьного образования историческая дисциплина стала предметом повышенного обществ...

Отражение Первой мировой войны в поэзии В.В. Маяковского ( конспект урока литературы в 11 классе)

К сожалению, далеко не все знают, что у В. В. Маяковского есть замечательные стихи, в которых поэт "кричит"  о «кровавой  бессмысленной свалке, в которую ринулись народы»: о  Перво...

Хроника событий Первой мировой войны на Ямбургской земле

хроника событий Первой мировой войны  на Ямбургской земле (Сейчас Кингисепп и Кингисеппский район Ленинградской области)...

Кроссворд "Отражение Первой мировой войны в поэзии Серебряного века"

Данный кросворд составлен по страницам биографии и творчества тех поэтов Серебряного века, которые так или иначе связаны с Первой мировой войной. Можно использовать на заключительном занятии по поэзии...

Сценарий урока "Первая мировая война". Создаем учебный фильм. Урок-проект. 9 класс.

Конспект урока в 9 классе по теме "Первая мировая война". Урок выстроен с учетом требований новых стандатртов. Включает 4 этапа:этап актуализации знаний, этап - построение учебной задачи, этап - решен...

конспект урока "М. Шолохов "Тихий Дон". Человек и война. Г. Мелехов в событиях первой мировой войны".

Урок литературы в 11 классеТип урока: изучение новой темыУрок- исследованиеЦели урока:- Проследить судьбу человека, прошедшего через войну, каково поведение Г.Мелехова на войне, какие чувства выносит ...

Возможности использования краеведческого материала для формирования исторической памяти о событиях Первой мировой войны

В статье рассматривается возможность использования краеведческого материала для изучения отдельных аспектов событий Первой мировой войны на примере г. Николаевска Самарской губернии: участие органов м...


 

Комментарии

Яковлева Маргарита Сергеевна

Татьяна Георгиевна! Очень хорошая разработка, понятный и доступный пятиклассникам материал. Наверняка,детям на занятии будет интересно.Спасибо,удачи!

Рукосуева Татьяна Георгиевна

Спасибо. Всегда приятно слышать похвалу от более опытного коллеги.