Урок литературы 7 класс по рассказу Л. Андреева "Предстояла кража"
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме
Данный урок представляет собой анализ не только идейно-тематического содержания произведения, но и выявление средств вызазительности автора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_l.andreev_predstoyala_krazha._itog.docx | 25.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по рассказу Леонида Андреева «Предстояла кража»
«Зарождение света и огня среди тьмы».
Эпиграф урока
Его произведения дороги нам непримиримостью
ко злу, прорывами из тьмы к свету, защитой прав
социально обездоленной личности, отстаиванием
гуманистических ценностей.
В.Келдыш.
Задачи урока:
- Помочь ученикам перейти от уровня содержания рассказа к уровню смысла.
- Продолжить работу по формированию эмоциональной чуткости к слову.
- Определить роль художественных средств писателя в рассказе.
Цель урока (диагностическая):
- Составить таблицу, в которой должен быть собран материал, отражающий характер героя.
- Составить устный рассказ о герое.
Тип урока – исследование.
Методические приёмы – погружение в текст посредством чтения, выявления средств выразительности и их роли.
Форма работы – групповая, индивидуальная.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Учитель выясняет трудности учащихся, возникшие в ходе чтения произведения, определяет вместе с учениками необходимую дополнительную информацию, которая поможет понять рассказ. Что ранее прочитано из произведений этого писателя? («Кусака», «Ангелочек»)
2. Некоторые факты из биографии Леонида Андреева (звучит или устный рассказ одного из учеников, или представляется презентация.)
3. Каков сюжет рассказа Л. Андреева «Предстояла кража»? (учащиеся пересказывают содержание, выделяя наиболее значимые эпизоды текста). Рассказ был написан в 1902 году.
4. Исходя из содержания прочитанного, выявите проблемы, поставленные писателем.
- проблема одиночества;
- проблема озлобленности и духовного падения человека;
- проблема надежды и спасения души;
- проблема взаимоотношения человека и «братьев наших меньших».
5. Композиционно на сколько частей можно разделить рассказ Л. Андреева?
- на три части.
6. Прочитаем первое предложение «Предстояла крупная кража, а быть может, убийство». Какую композиционную роль выполняет оно?
- является завязкой.
7. В чём преимущество такого начала?
- факт шокирует и возбуждает интерес;
- лаконизм содержания.
8. Леонид Андреев утверждает, что когда человек один , им овладевает страх. Какие средства выразительности первой части рассказа усиливают это чувство?
- употребление однокоренных слов: страшно, страшит, страшные…
- употребление синонимов: пугает – страшит;
- употребление неопределённых местоимений: кто-то ходит, чья-то рука, какие-то люди…
- автор использует звукопись: аллитерацию - повтор согласных звуков: ш,ж,з,с …Ассонанс - повтор гласных звуков: у,о…
- автор использует цветопись: мрак, ночь, темнота, чёрный.
9. Зачитайте, как начинается 2 и 3 абзацы текста «Его пугает мышь…» « Его страшит весь старый и прогнивший дом…». ( Если учащиеся не знают это средство выразительности, его учитель может ввести). Как называется это средство выразительности?
- синтаксический параллелизм.
Найдите эту стилистическую фигуру в 4 и 6 абзацах текста( «…его пугают люди», « …улица …пугает человека») Определите роль в тексте.
- усиливает психологическое состояние страха героя. Использует и приём градации( человеку страшно дома, на улице, среди людей), все эти средства помогают создать писателю тупиковую ситуацию, в которой оказался герой, ситуацию безысходности.
10. Леонид Андреев подчёркивает контраст улицы, толпы людей и героя, используя для этого метонимию ( « глаза живут отдельно»), оксюморон(«слова делаются молчанием»), антитезу(«знакомые лица, но глаза их чужие») с целью усилить состояние одиночества героя, показать нравственную пропасть, которая легла между ними, когда герой решился на кражу и готов на убийство.
11. Найдите и зачитайте детали пейзажной зарисовки, сопровождающей героя.
- «чистый снег» усиливает контраст, «уже ночь, но тьмы нет, чтобы скрыть человека», «он идёт в светлом кругу», тьма « перед ним отступала», он «шёл по ней обособленный и всем видимый», «провожали его глазами сады, заборы и дома»
12. Какова роль деталей пейзажа?
- природа протестует против задуманного героем, старается препятствовать ему, не способствует исполнению замысла.
13. Что вы можете сказать о герое по 1 части рассказа.
- одинок, угрюм, человек живёт не в ладу с законом, воровство и грабёж – средство существования. Человек боится всего, это свидетельствует о том, что это состояние противоестественно.
14. Вторая часть рассказа посвящена встрече героя со щенком. Какую композиционную роль выполняет эта часть?
- развитие действий.
15.Зачитаем со слов «Человек расправил плечи, широко и злобно взглянул на оставленную улицу и остановился… (до слов)…это щенок визжал - самый обыкновенный и ,должно быть, очень ещё маленький щенок». Найдите антонимы и определите их роль.
- начинается борьба в человеке светлых и добрых начал.
16. Найдите описание щенка. Почему автор неоднократно подчёркивает, что «щенок самый обыкновенный, простой»? Какие средства выразительности использует?
- для автора неважно, какой породы щенок, ему важно, что щенок вызывает в герое чувство жалости.
- уменьшительно- ласкательные суффиксы
17.Какие воспоминания пробуждает щенок у человека?
- воспоминания детства « Это воспоминание пришло откуда-то издалека, из той неопределённой глубины прошлого , где много солнца, красивых и странных звуков». У героя была другая жизнь, отличная от этой.
18. Какое решение принимает герой и легко ли оно ему даётся?
- Желание помочь щенку даётся герою трудно, о чём свидетельствуют в тексте глаголы: прогонял, сердился, кричал, топал ногами ( глаголы несовершенного вида) Что свидетельствует о многократности действия и недостигнутом результате.
19. Трижды упоминает герой о «деле»: дважды в 1 части рассказа и 1 раз во второй. Причём в 1 части заявляет автор категорично, как о неизбежном и неминуемом, во второй части эта мысль звучит слабо. Щенок заставил забыть героя о краже и убийстве.
20.С появлением маленького друга исчезает у героя одиночество, он жалуется ему на свою судьбу, зарождается свет в его душе. Принятое решение - это кульминационный момент рассказа.
21.Как окружающие отнеслись к принятому решению? Зачитаем эпизод со слов « И диким хохотом разразились, встречая его, дома, заборы и сады …» до слов «Смотрите! Смотрите на него!». Какие средства выразительности помогают передать реакцию толпы?
- эпитет «диким хохотом», глаголы: гоготали, хихикали, смеялись.
22.Почему смеялось всё, кто слышит этот смех?
- Невидимых оппонентов слышит герой, ведь он собирался « на кражу , а может быть, на убийство», а закончилось тем, что спасает щенка. Это борьба человека – вора и человека, у которого просыпается доброе сердце.
23. Какое необычное состояние испытывает герой?
- Автор употребляет необычные слова для описания человека, готовящегося на преступление: совестно, внутренняя слабость, «сердце мягко и бессильно», «нёс бережно и осторожно, как будто была это великая драгоценность».
24. Каким мы видим героя в заключительной части рассказа?
- Сильным, уверенным, твёрдым, что усиливается сравнительными оборотами «как бык» и нёс щенка «как знамя».
25.Зачитаем последний абзац произведения Л. Андреева « И всё тише, всё глуше становился потаённый смех невидимых врагов…». К кому возвращается теплота жизни, у кого зарождается
Свет и огонь? Кто кого спас?
26.Как решает Л. Андреев
- проблему одиночества;
- проблему озлобленности и духовного падения человека;
- проблему надежды и спасения души;
- проблему взаимоотношения человека и «братьев наших меньших».
Вывод: Леонид Андреев так скажет о своих героях: «Мне не важно, кто он – герой моих рассказов:
Поп, чиновник, добряк или скотина. Мне важно только одно - что он человек и как таковой несёт одни и те же тяготы жизни… всё живое страдает одними страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни». Леонид Андреев писатель – гуманист, он не оставляет своих героев без помощи , в рассказе «Ангелочек» (1899 год) к герою «спустился с неба… и внёс луч света… в чёрную душу человека» Ангелочек, в рассказе «Предстояла кража» роль ангела выполняет маленький щенок. Рассказы Л. Андреева оптимистичны, он утверждает, что всегда и у всех есть надежда на возрождение и воскрешение.
Домашнее задание:
- Подобрать рабочий материал к устному рассказу о герое произведения Л. Андреева «Предстояла кража»
- Составить цитатный план к характеристике героя
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы
Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1. Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2. Попытаться ...
Урок литературы "Нравственный смысл рассказа Л. Н. Андреева "Кусака"
На уроке используются различные приёмы стратегии смыслового чтения как один из планируемых результатов освоения учебных программ....
Применение технологии развития критического мышления на уроках литературы при изучении рассказа И.С.Тургенева «Муму»
В статье описываются приемы ТРКМ, применяемые на стадии осмысления при анализе рассказа И.С. Тургенева "Муму"....
Становление личности учащегося на уроке литературы (на примере рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро»)
Статья посвящена теме становления личности учащегося (на основе рассказа В.Астафьева "Васюткино озеро")...
Становление личности учащегося на уроке литературы (на примере рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро»)
В данной статье раскрываются проблемы формирования духовной личности на уроках литературы, на примере рассказа "Васюткино озеро"...
Конспект урока литературы «Портреты и рассказы мальчиков в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг»
Тип урока: освоение художественного текста....