Программа творческого объединения поэтического клуба "Содружество"
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме

   Программа объединения «Поэтический клуб» адресована учащимся 5 -11 классов и предназначена для использования в образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования.

           Программа направлена на расширение социально-активной деятельности    учащихся; способствует получению подростками опыта  социализации,  реализации творческого потенциала; формированию позитивного мировосприятия, выстраиванию траектории жизненного пути.

             Программа способствует воспитанию личности, гражданской позиции,    отвечает условию  последовательной индивидуализации обучения, помогает учащимся научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретённый опыт деятельности в реальной жизни, за рамками образовательного процесса.

Программа предполагает обучение  через общение с людьми  творческими, состоявшимися в этой жизни, имеющими  богатый жизненный опыт, способными показать пример гражданственности,  патриотизма, толерантности.       

    Программа ориентирована на  способности, возможности, потребности и интересы ребёнка.

                 Программа   рассчитана на 4 года обучения: 1 год  3   часа в неделю, 108 часов в год; 2 год обучения 5 часов в неделю, 180 часов в год, 3 год 2 часа в неделю, 72 часа в год, 4 год 2 часа в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poeticheskiy_klub_sodruzhestvo.doc367.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Как  много нужно, чтобы создать таких

                                                                       людей, которые были бы истинно нужны

 нынешнему времени…

Н.В. Гоголь

       

   Программа объединения «Поэтический клуб» адресована учащимся 5 -11 классов и предназначена для использования в образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования.

           Программа направлена на расширение социально-активной деятельности    учащихся; способствует получению подростками опыта  социализации,  реализации творческого потенциала; формированию позитивного мировосприятия, выстраиванию траектории жизненного пути.

             Программа способствует воспитанию личности, гражданской позиции,    отвечает условию  последовательной индивидуализации обучения, помогает учащимся научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретённый опыт деятельности в реальной жизни, за рамками образовательного процесса.

Программа предполагает обучение  через общение с людьми  творческими, состоявшимися в этой жизни, имеющими  богатый жизненный опыт, способными показать пример гражданственности,  патриотизма, толерантности.        

    Программа ориентирована на  способности, возможности, потребности и интересы ребёнка.

                 Программа   рассчитана на 4 года обучения: 1 год  3   часа в неделю, 108 часов в год; 2 год обучения 5 часов в неделю, 180 часов в год, 3 год 2 часа в неделю, 72 часа в год, 4 год 2 часа в неделю.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Клуб, где учат быть нужным…

Раздел 1. История возникновения.

 В современном образовательном пространстве всё более актуальной становится идея развития внешних связей образовательного учреждения. Школа становится открытым социальным институтом, всё более востребованным в обществе. Возникает необходимость установления партнерских взаимоотношений с другими школами, различными социальными институтами.

Одной из приоритетных в работе школы является задача формирования человека с устойчивой системой нравственных ценностей, гуманного, востребованного обществом, ответственного за свой выбор, способного общаться с людьми и компетентно ориентироваться в меняющейся социальной ситуации, здорового физически и духовно.

Однако, решая эту задачу, школа столкнулась с рядом трудностей:

1.Гармоничному развитию современного ребенка препятствует масса возникающих у него эмоциональных, психологических, интеллектуальных и социальных проблем, вызванных агрессивностью социальной среды, в которой он находится.

2.Социальное, национальное и культурное расслоение, всё более усиливающееся в российском обществе, приводит к возникновению у ребенка дополнительных психологических проблем.  

3. Снижение общего культурного уровня населения приводит к возникновению колоссальных коммуникативных проблем у детей и подростков.  

4. Негативный пример  «улицы» сводит на нет работу школы в плане нравственного воспитания, формирования  здорового образа жизни.

            Таким образом, анализ реальной ситуации показал необходимость  создания такой структуры, которая помогала бы ребёнку в преодолении указанных выше трудностей. В соответствии с этим в 2008 году было принято решение о создании в МОУ Богатовская СОШ «Образовательный центр» «Поэтического клуба».

         Результаты анкетирования, проведённые в школе в 2008 году показали, что большинство участников образовательного процесса считают идею создания на базе школы «Поэтического клуба» актуальной и перспективной. Анкетирование 2009 года подтвердило полученный ранее результат.

Раздел 2. Цель и задачи работы «Поэтического клуба».

Цель работы «Поэтического клуба»:

 через знакомство учащихся с поэтами – земляками и их творчеством, через общение друг с другом, через постижение основ стихосложения способствовать  развитию художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты; овладение практическими навыками художественно – практической деятельности, социализации в обществе.

Основными задачами   являются:

  1. доказать детям, что чтение стихов о родном крае, о родной природе, о земляках может доставлять эстетическое наслаждение;
  2. показать на конкретном примере, что общение с людьми, состоявшимися в этой жизни, добившимися результата, является неиссякаемым источником знаний и информации;
  3. сформировать потребность в общении  и  содействовать саморазвитию личности ребенка, раскрытию его творческого потенциала;
  4. раскрыть особенности использования поэтического слова, системы стихосложения;
  5. научить проводить презентацию результатов своей деятельности и оценивать её;
  6. помочь учащимся  в овладении навыками выстраивания  системы партнерства в рамках реализации данной программы.
  7. обеспечить  открытость деятельности учащихся на уровне школы, села, района;

предоставить учащим социально – активную, интересную для них деятельность

Раздел 3. Особенности организации воспитательно-образовательного процесса.

         Программа «Поэтического клуба» представляет собой систему воспитания национального самосознания школьников на примере жизни и творчества их земляков. В рамках реализации программы  проводятся  литературно-музыкальные композиции, поэтические вечера, заочные экскурсии,  викторины, встречи в поэтической гостиной. Работа проводится  на основе метода социального проектирования с использованием современных информационно-коммуникационных технологий: подготовка электронных презентаций и видеофильмов, посвященных поэтам – землякам, родной Богатовской природе, сбор информации через социальные сети Интернет, использование электронной почты.

Формы организации воспитательно-образовательного процесса.

  • Литературно-музыкальная  композиция  развивает вкус, расширяет кругозор, развивает творческую активность, повышает общую культуру. Основываясь  на  принципах ассоциативного соединения различных по жанру, стилю и ритму художественных текстов, музыкальных  и видео фрагментов, объединенных общей идеей, эта форма позволяет ярче и эмоциональнее воздействовать на школьников, легче воспринимается, помогая им при этом сопоставлять, размышлять, делать выводы. Использование  отдельных  ярких деталей оформления помогает подчеркнуть эпоху, донести конкретный замысел, создать эмоциональную атмосферу погружения в искусство. Наиболее  целесообразно  проводить ее с учащимися старших классов. При  подготовке  литературно-музыкальной  композиции,  желательно  воздерживаться  от перегруженности.
  • Литературно-художественные композиции, где поэтические фрагменты сочетаются с видеоматериалом, а музыкальное сопровождение может быть фрагментарным, или включаться тихим фоном. Сегодня многие считают этот вид массовой работы менее действенным, потому что она предполагает пассивное восприятие, т.к. трудно вовлечь в активное действие всех присутствующих. Однако, текст композиции составляется самими школьниками, это дает возможность их наиболее полного и многогранного литературного и эстетического развития. Кроме того, желательно стремиться к тому, чтобы чтецами и исполнителями было как можно большее количество учащихся.
  • Встречи в поэтической гостиной. Это сложная и деликатная работа, которая требует  проявление коммуникабельности, умения организовать время, значительных временных затрат.  Перед проведением такого вечера или встречи необходимо тщательно подготовить программу, исходя из целей и возможностей учащихся. Программа такого мероприятия может включать вступительную часть, официальную часть, художественную часть, заключение. Под официальной частью мы подразумеваем  сообщение учащихся с использованием электронной презентации о поэте, встреча с которым состоится, своеобразная визитная карточка поэта, составленная ребятами на основе того материала, который удалось собрать в ходе подготовительной работы.  Роль руководителя (учителя) консультативная.
  • Литературные вечера и встречи могут проводиться как классное мероприятие или общешкольное, посвященное жизни или творчеству отдельного писателя.  А могут быть представлены на уровне школ района и на районном уровне, например, вечер встречи с поэтом, посвящённым юбилею, выпуску  книги.
  • Одной из форм работы, стимулирующей инициативу и предоставляющей возможность школьникам развивать свою творческую активность, является проведение и участие в различных конкурсах. Это могут быть конкурсы чтецов стихотворений местных поэтов, конкурс стихов собственного сочинения. Ребята активно могут участвовать в организации мастер – классов поэтов – земляков.

         Но следует помнить, что любая работа действенна, когда она проводится в системе. Поэтому  необходимо  стремиться к созданию именно целостной системы приобщения к знакомству с поэтами – земляками.

             Педагогические требования  к организации и проведению мероприятий.

При подготовке и проведении мероприятий, нужно помнить, что существуют определенные педагогические требования, которые необходимо соблюдать, чтобы достичь поставленных целей.

1.Мероприятие не самоцель, а средство воспитания, т.е. должно создавать цельность настроения, вызывать переживания, направленные на формирование определенных установок.

2. Следует стремиться к вовлечению в действие широкого круга учащихся, чтобы каждый мог быть активен, проявить свои знания, способности и дарования.

3. Мероприятие не должно быть перегружено и затянуто.

4. При планировании мероприятий нельзя ориентироваться на уже достигнутый уровень развития учащихся. Необходимо предусматривать и перспективу развития. Излишняя простота и излишняя сложность ведут к отсутствию  интереса, а значит, и работа будет бесцельной.

5. Мероприятие должно быть захватывающим, что зависит от форм подачи материала, активности участников. Чем красочнее и ярче подаваемый материал, тем сильнее будет его влияние. Не последнюю роль играет и принцип наглядности. Еще Ушинский рекомендовал применять наглядное обучение, «которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком». Поэтому очень важно использовать не только живой язык, эмоциональный рассказ, метафоры, эпитеты, но и иллюстративный материал, музыку, видеоматериалы.

6. Мероприятие не должно быть “мероприятием“. Новые формы способствуют развитию творческой активности, интеллектуальных способностей школьников

7. При подготовке массовых мероприятий необходимо учитывать возрастные и психологические особенности школьников. Это должно определять и формы работы.

8. Наконец, особенностью мероприятия, какие бы темы оно не затрагивало и в какой бы форме оно не проходило, подразумевает, в первую очередь, “рекламу“  поэту и его творчества. 

9. Руководитель клуба не диктатор, а равноправный член коллектива, функция которого консультативная.

  Важными принципами организации курса  являются:

  • добровольность,
  • практическая направленность,
  •   продуктный подход (материалом обучения и его результатом становятся реальные встречи с людьми и выступления учащихся).

         Поэтому теоретический материал играет здесь вспомогательную роль и подбирается по принципу не столько полноты, сколько достаточности для освоения основных приемов.

При этом нужно помнить, что в рамках «Поэтического клуба» происходит реализация социальных проектов. И поэтому  создаваемая структура является  важным инструментом как развития сообщества, так и реализации личности в этом сообществе.  А опыт проектирования в социальной сфере может оказаться важным для самоопределения учащегося в отношении множества существующих проблем и потребностей, начиная с социально-профессиональных ролей, связанных с работой, с людьми, социальными группами и заканчивая собственными интересами ребёнка.

Оптимальными условиями реализации данной программы являются:

  • деление учащихся на рабочие группы по 5-7 человек для освоения техник в режиме тренинга;
  • построение графика проведения занятий по гибкой схеме, обеспечивающей выполнение необходимых проектных шагов;
  • свободный доступ к источникам информации и необходимым техническим средствам.

Продуктом  деятельности учащегося в рамках данной программы  станет отчёт в форме проведения мероприятия «Встреча с поэтами родного края».  

Тематическое планирование 1 года обучения.

  Тема 1 Вводное занятие

Как уловить настроение или о чём писать в стихотворении.

Тема 2 Основы стихосложения

Что такое стихосложение. Система стихосложения. Композиция стиха.

Тема 3  Размер и слог. Рифма и её разновидности

Виды стихосложения. Основные поэтические размеры .  Дополнительные поэтические размеры.  Как сделать слог нестандартным. Женская и мужская рифма. Рифма точная и неточная. Рифмы различных частей речи (разнородные рифмы).  Как получить  красивую рифму. Способы рифмовки.

 Тема 4 Строфа.

 Строфа. Строение строфы. Разновидности строф.

 Тема 5 «Спецэффекты» в стихосложении

Звукопись.  Стилистические фигуры.  Стилистический мусор .

 Тема 6 Стихи загадочной формы.

Акростих, месостих, телестих и тавтограмма.

Тема 7 Особенности артикуляции и стилистические ошибки.

Тема 8. Знакомство с поэтами - земляками

Участие в работе поэтической гостиной.  Составление вопросов для проведения встреч с поэтами. Выразительное чтение стихов.

Тема 9 Участие в конкурсах, конференциях, фестивалях.

Участие в конкурсах чтецов со стихами поэтов-земляков и собственного сочинения различного уровня. Создание исследовательских работ и участие в научно-исследовательских конференциях школьников. Организация и участие в различных творческих фестивалях.

Тема 10  Организация работы со средствами массовой информации.

Выбор типа речи и публицистического  жанра: заметка, статья, интервью, эссе - выразительных средств  публицистики. Обсуждение и редактирование работы.  Встреча с представителями редакции.

Заключительное занятие.

Подведение итогов. Рефлексия.

Учебно-тематическое планирование 1 года обучения.

             

Тема

Всего часов

Из них

теория

практика

Вводное занятие.  Как уловить настроение или о чём писать в стихотворении.

1

1

Что такое стихосложение. Система стихосложения. Композиция стиха

8

3

5

Размер и слог. Рифма и её разновидности

10

2

8

Строфа. Строение строфы. Разновидности строф.

10

2

8

«Спецэффекты» в стихосложении

6

1

5

Стихи загадочной формы.

9

2

7

Особенности артикуляции и стилистические ошибки.

4

1

3

Участие в работе поэтической гостиной.  

34

-

34

Участие в конкурсах, конференциях, фестивалях.

32

-

32

Организация работы со средствами массовой информации.

10

1

9

Заключительное занятие

1

1

ИТОГО

108 часа

13

91

Календарно-тематическое планирование 1 года обучения

срок

урока

Основы стихо-

сложения

Поэтическая гостиная

Участие в

 конкурсах, конференциях, фестивалях.

Организация работы со средствами массовой информации

Сен

тябрь

Вводное занятие.  Как уловить настроение или о чём писать в стихотворении.

1

Публицисти-

ческие жанры и типы речи

2

Что такое стихосложение. Система стихосложения Виды стихосложения.

3

.

Выразительное чтение стихов

Т.Д.Бородиной  из книги «Ожидание»Встреча с Т.Д.Бородиной  («Ожидание»)

3

Подготовка к участию в Областной конференции «Юный исследователь»

1

Выразительные средства публицистики. Написание заметки в газету и на сайт

2

Ок

тябрь

Композиция стиха .Практическая работа Размер и слог. Основные поэтические размеры .  

3

Дополнительные поэтические размеры.  Как сделать слог нестандартным.

2

Подготовка к участию в Штанинских чтениях: школьный конкурс чтецов

1

Участие в Окружном конкурсе Штанинские чтения

3

Рифма и её разновидности Женская и мужская рифма. Рифма точная и неточная. Рифмы различных частей речи (разнородные рифмы).  

3

Но

ябрь

Как получить  красивую рифму. Способы рифмовки. Анализ разновидностей рифмы в стихах  поэтов 19 века Практическая работа по составлению рифм

3

Строфа. Строение строфы.

Разновидности строф. Анализ строения строф в стихах  поэтов 19 века

3

Выразительное чтение стихов Н.Я.Ямщикова Встреча в поэтической гостиной с Н.Я.Ямщиковым

3

Участие в Областной конференции «Юный исследователь»

3

Де

кабрь

Подготовка к Окружному конкурсу чтецов «Заволжье, сторонка родная…»

2

Встреча с работниками редакции.

1

Составление двустиший и четырёхстиший

2

Выразительное чтение стихов

Шумейко В.В.

1

Участие в открытии  творческой  выставки Шумейко В.В в п.Утевка

3

Участие в Окружном конкурсе чтецов «Заволжье, сторонка родная…»

3

Подготовка к вечеру- памяти Мартьянова Н.И. и Гаврилова В.И.

1

Как редактировать свою работу

2

Ян

варь

Написание статьи, заметки, репортажа о работе поэтического клуба

3

Вечер- памяти Мартьянова Н.И. и Гаврилова В.И.

3

Практическая работа по составлению стихов

3

Фев

раль

Чтение стихов Кочергина А.В. Встреча с Кочергиным А.В.

3

Спецэффекты Звукопись

3

Стилистические фигуры Стилистические ошибки.

3

Стилистический мусор . Стихи загадочной формы.

3

март

Выразительное чтение стихов Белалова В.Г. Встреча в поэтической гостиной  с Белаловым В.Г.

3

Акростих Месостих

3

Выразительное чтение стихов Коньшиной О.Н Встреча в поэтической гостиной  с Коньшиной О.Н.

3

Телестих  Тавтограмма.

2

Подготовка к участию в заочном туре Окружного фестиваля творческих работ в номинации «Стихи собственного сочинения»

1

Ап

рель

Подготовка к вечеру памяти (Левин А.И., Машиц И.Г., Рысаев С.И.)

3

Вечер- памяти (Левин А.И., Машиц И.Г., Рысаев С.И.)

2

Подготовка к участию в очном туре Окружного фестиваля творческих работ в номинации «Стихи собственного сочинения»

1

Особенности артикуляции  

3

май

Правила диспута. Подготовка к диспуту «Нужна ли поэзия сегодня»

3

Участие в очном туре Окружного фестиваля творческих работ в номинации «Стихи собственного сочинения»

3

Тавтограмма.

1

Выразительное чтение стихов Ф.С.Вострикова и З.И. Костиной

2

Вечер «Я родом из Богатое» (творчество Ф.С.Вострикова и З.И. Костиной)

2

Отчет о работе клуба, подборка стихов собственного сочинения для публикации в СМИ

1

Итоговое занятие

1

Диспут «Нужна ли поэзия сегодня»

2

ИТОГ

42

37

18

11

ИТОГО: 108 часов

Этапы педагогического контроля

1 год обучения

Период программы

Тема занятия

Знания, умения, навыки

Формы контроля

1 год обучения

Как уловить настроение или о чём писать в стихотворении

Словесный опрос

Что такое стихосложение. Система стихосложения. Композиция стиха

получат представление о системе стихосложения вообще и силлабо-тонической системе стихосложения в частности

Контроль учителя

Самоконтроль

Размер и слог. Рифма и её разновидности

получат представление  о рифме; о размере двусложном и трехсложном; о нерифмованных стихах;

получат опыт составления красивых рифм;

Составление рифм

Строфа. Строение строфы. Разновидности строф.

получат представление  о строфе и её разновидностях; получат опыт сочинения двустиший, четырехстиший…

научатся  сочинять стихи;

Сочинение стихов

«Спецэффекты» в стихосложении

получат представление  о  звукописи, стилистических фигурах; о нестандартных украшениях стихотворений; о построении предложений в стихотворении

Анализ стихотворных текстов с точки зрения  использования выразительных средств

Стихи загадочной формы.

получат опыт  сочинения  белого  стиха, верлибра, хокку, танка,  акростиха, месостиха, телестиха и тавтограммы;

Сочинение стихов разной формы

Особенности артикуляции и стилистические ошибки.

получат представление об особенностях артикуляции; о стилистическом мусоре и возможных стилистических ошибках; о роли знаков препинания в стихотворении;

получат опыт  исправления стилистических ошибок;

Контроль учителя

Участие в работе поэтической гостиной.  

получат опыт  выразительного чтения стихотворений;

научатся  анализировать стихотворные тексты.

Публичное выступление

Участие в конкурсах, конференциях, фестивалях.

получат опыт  выразительного чтения стихотворений; участия в различных конкурсах чтецов стихотворений местных поэтов и стихов собственного сочинения.

научатся  выразительно читать стихи со сцены;

Публичное выступление

Организация работы со средствами массовой информации.

получат опыт  составления текстов публицистического стиля в жанре заметки, репортажа

Материалы средств массовой информации

Тематическое планирование 2 года обучения.

  Тема 1 Вводное занятие

Авторское право. Плагиат. Защита авторского права.

Тема 2 Основы стихосложения

Размер и слог. Рифма и её разновидности

Виды стихосложения. Основные поэтические размеры .  Дополнительные поэтические размеры.  Как сделать слог нестандартным.

Женская и мужская рифма. Рифма точная и неточная. Неравносложная рифма. Рифма с вклинением.    Рифма с выпадением . Рифма с чередованием (перестановкой). Рифмы различных частей речи (разнородные рифмы).  Лексическое разнообразие рифмы.    Составные рифмы. Сквозные рифмы. Способы рифмовки. Нерифмованные стихи: белые стихи, верлибр, хокку, танка.

 «Спецэффекты» в стихосложении

Звукопись.  Стилистические фигуры.  Нестандартные украшения стихотворений.  Стилистический мусор

  Стихи загадочной формы.

Акростих, месостих, телестих и тавтограмма.

Тема 3 Знакомство с творчеством поэтов-земляков.

Сбор информации о поэте через личное знакомство с поэтом, анкетирование и интервью. Составление опросника для проведения опросов и интервью. Использование специальных приёмов в процедурах ведения интервью.

Умение выстраивать систему партнёрства: школьная библиотека, районная библиотека, социум  

Тема 4 Поэтическая гостиная

Организация и проведение встреч с местными поэтами, презентаций книг, диспутов: составление сценария, подготовка электронной презентации, отбор стихов для выразительного чтения, публичное выступление.

Тема 5 Участие в конкурсах, конференциях, фестивалях.

Участие в конкурсах чтецов со стихами поэтов-земляков и собственного сочинения различного уровня. Создание исследовательских работ и участие в научно-исследовательских конференциях школьников. Организация и участие в различных творческих фестивалях.

Тема 6  Организация работы со средствами массовой информации.

Выбор типа речи и публицистического  жанра: заметка, статья, интервью, эссе - выразительных средств  публицистики. Обсуждение и редактирование работы.  Публикация работ в школьной, районной, областной газетах, на сайтах.

Тема 7 Заключительное занятие.

Учебно-тематическое планирование 2 года обучения.

Тема

Всего часов

Из них

теория

практика

Вводное занятие

1

1

Стихосложение

20

5

15

Знакомство с творчеством местных поэтов

76

0

76

Поэтическая гостиная

35

0

35

Участие в конкурсах, конференциях, фестивалях

76

16

60

Организация работы со средствами массовой информации.

38

2

36

Формы, методы, способы работы со СМИ

10

1

9

Заключительное занятие

1

1

4

ИТОГО

102часа

7

95

Календарно-тематическое планирование 2 года обучения

срок

урока

Основы стихо-

сложения

Поэтическая гостиная

Участие в

 конкурсах, конференциях, фестивалях.

Организация работы со средствами массовой информации

Сен

тябрь

Вводное занятие Авторское право. Плагиат. Защита авторского права

2

Жанры публицисти-

ческого стиля

3

Подготовка презентации книги Т.Д.Бородиной  «Ожидание»

3

Публицисти-

ческие жанры и типы речи

2

Презентация книги Т.Д.Бородиной  «Ожидание»

2

Выразительные средства публицистики. Написание заметки в газету и на сайт

3

Размер и слог:виды стихосложения. Основные поэтические размеры .  Дополнительные поэтические размеры.  Как сделать слог нестандартным.

2

Рефлексия. Подготовка к встрече с Шумейко В.В. (первое знакомство)

3

Ок

тябрь

Встреча в поэтической гостиной с Шумейко В.В.

3

Интервью с Шумейко В.В.

2

Подготовка к диспуту на тему: «Нужна ли поэзия сегодня?»

3

Подготовка к участию в Штанинских чтениях: школьный конкурс чтецов

3

Диспут на тему: «Нужна ли поэзия сегодня?»

3

Статья в газету

2

Участие в Штанинских чтениях

3

Встреча с работниками редакции.

2

Но

ябрь

Подготовка встречи в поэтической гостиной с Н.Я.Ямщиковым: сбор информации

3

Как редактировать свою работу

2

Подготовка встречи в поэтической гостиной с Н.Я.Ямщиковым:

составление сценария, электронной презентации

3

Подготовка к участию в Областной конференции «Юный исследователь»

2

Встреча в поэтической гостиной с Н.Я.Ямщиковым

2

Подготовка к Окружному конкурсу чтецов «Заволжье, сторонка родная…»

3

Подготовка к открытию выставки Шумейко В.В.:

составление сценария, электронной презентации

2

Участие в научно-исследовательской конференции «Юный исследователь»

3

Де

кабрь

Открытие творческой  выставки Шумейко В.В в п.Утевка

3

Участие в Окружном конкурсе чтецов «Заволжье, сторонка родная…»

2

Рифма и её разновидности: женская и мужская рифма. Рифма точная и неточная. Неравносложная рифма. Рифма с вклинением.    Рифма с выпадением . Рифма с чередованием (перестановкой). Рифмы различных частей речи (разнородные рифмы).  Лексическое разнообразие рифмы.    Составные рифмы. Сквозные рифмы. Способы рифмовки.

           

3

Эссе

2

Подготовка новогодней встречи в поэтической гостиной

3

Подготовка к участию в поэтическом чемпионате

2

Встреча у Новогодней ёлки в поэтической гостиной

3

Подготовка к участию в поэтическом чемпионате

2

Ян

варь

Подготовка к диспуту на тему: «Существует ли женская поэзия?»

3

Подготовка к участию в поэтическом чемпионате

2

Рифма и её разновидности

1

Диспут на тему: «Существует ли женская поэзия?»

3

Подготовка публикации

1

Рифма и её разновидности: нерифмованные стихи: белые стихи, верлибр, хокку, танка.       

2

Подготовка к вечеру- памяти Мартьянова Н.И. и Гаврилова В.И.

3

Вечер- памяти Мартьянова Н.И. и Гаврилова В.И.

2

Подготовка к участию в Международной научно-исследовательской  конференции «Наука. Образование. Профессия»

3

 

Фев

раль

Участие в поэтическом чемпионате

4

Подготовка публикации

1

Подготовка к встрече в поэтической гостиной с Кочергиным А.В.

3

Подготовка к участию в заочном туре Окружного фестиваля творческих работ в номинации «Стихи собственного сочинения»

2

Встреча с Кочергиным А.В.

2

Подготовка к участию в областном творческом конкурсе «Я-гражданин»

2

Подготовка публикации

1

«Спецэффекты» в стихосложении:

звукопись,  стилистические фигуры,  

2

Подготовка вечера «Я родом из Богатое» (творчество Ф.С.Вострикова и З.И. Костиной)

3

«Спецэффекты» в стихосложении:

нестандартные украшения стихотворений.  Стилистический мусор

2

Вечер «Я родом из Богатое» (творчество Ф.С.Вострикова и З.И. Костиной)

2

Подготовка публикации

1

март

Стихи загадочной форм: акростих, месостих, телестих и тавтограмма

2

Рефлексия. Подготовка к встрече с Белаловым В.Г. (первое знакомство)

3

Стихи загадочной форм: акростих, месостих, телестих и тавтограмма

2

Встреча в поэтической гостиной  с Белаловым В.Г.

2

Подготовка публикации

1

Рефлексия. Подготовка к встрече с Коньшиной О.Н.(первое знакомство). Презентация,

3

Буклет

2

Встреча в поэтической гостиной  с Коньшиной О.Н.

2

Подготовка к участию в очном туре Окружного фестиваля творческих работ в номинации «Стихи собственного сочинения»

3

Ап

рель

Подготовка к вечеру- памяти (Левин А.И., Машиц И.Г., Рысаев С.И.)

3

Подготовка к участию в областном творческом конкурсе «Я-гражданин»

1

Подготовка публикации

1

Подготовка к вечеру- памяти (Левин А.И., Машиц И.Г., Рысаев С.И.)

3

Подготовка к участию в очном туре Окружного фестиваля творческих работ в номинации «Стихи собственного сочинения»

2

Вечер- памяти (Левин А.И., Машиц И.Г., Рысаев С.И.)

2

Подготовка презентаций для мастер – классов для  Окружного фестиваля творческих работ в номинации «Стихи собственного сочинения»

3

Подготовка к диспуту на тему «Поэт – это звучит гордо …..»

2

Участие в очном туре Окружного фестиваля творческих работ в номинации «Стихи собственного сочинения»

3

Диспут «Поэт – это звучит гордо …..»

3

Рефлексия. Работа над ошибками в стихах собственного сочинения

2

Подготовка к гала-концерту. Презентации работы клуба: гала- концерт

4

Публикация

1

Итоговое занятие

2

Гала-концерт

3

ИТОГ

20

87

47

26

ИТОГО: 180 часов

Этапы педагогического контроля

2 год обучения

2 год

обучения

Авторское право. Плагиат. Защита авторского права.

Получат представление об авторском праве,

 познакомятся с законами защищающими авторские права

Собеседование

Размер и слог. Рифма и её разновидности

Получат представление о размере, ритме и рифме;

Научатся определять вид рифмовки, размер стиха; сочинять стихи с раразличного размера с различной рифмовкой

Стихи собственного сочинения

«Спецэффекты» в стихосложении

Познакомятся со спецэффектами,

Научатся использовать их в своём творчестве

Самоконтроль

Контроль учителя

  Стихи загадочной формы.

Познакомятся с акростихом, месостихом, телестихом и тавтограммой;

Получат опыт составления стихов данной формы

Стихи собственного сочинения

Знакомство с творчеством поэтов-земляков.

Познакомятся с творчеством местных поэтов;

Получат опыт выразительного чтения стихов

Выразительное чтение стихов

Поэтическая гостиная

Получат опыт участия и организации поэтической гостиной; самопрезентации

самопрезентация

Участие в конкурсах, конференциях, фестивалях.

Получат опыт написания научно-исследовательской работы в области литературы и её презентации на различных уровнях

Научно-исследовательский проект

Организация работы со средствами массовой информации

Познакомятся с работой журналистов; получат опыт создания публицистических заметок, репортажей, статей, интервью.

Публикации творческих работ в СМИ

Тематическое планирование 3 года обучения.

  Тема 1 Вводное занятие

Авторское право. Плагиат. Защита авторского права.

Тема 2 Поэтическая гостиная.

Организация и проведение встреч с местными поэтами, презентаций книг, диспутов: составление сценария, подготовка электронной презентации, отбор стихов для выразительного чтения, публичное выступление.

Тема 3 Участие в конкурсах, конференциях, фестивалях.

Участие в конкурсах чтецов со стихами поэтов-земляков и собственного сочинения различного уровня. Создание исследовательских работ и участие в научно-исследовательских конференциях школьников. Организация и участие в различных творческих фестивалях.

Тема 4  Организация работы со средствами массовой информации.

Создание текстов различных жанров публицистического и художественного стилей.  Публикация работ в школьной, районной, областной газетах, на сайтах.

Тема 5 Заключительное занятие.

Учебно-тематическое планирование 3 года обучения.

Тема

Всего часов

Из них

теория

практика

Вводное занятие

1

1

Поэтическая гостиная

20

0

20

Участие в конкурсах, конференциях, фестивалях

40

0

40

Организация работы со средствами массовой информации.

10

2

8

Заключительное занятие

1

1

0

ИТОГО

72часа

4

68

Календарно-тематическое планирование 3 года обучения

срок

урока

Поэтическая гостиная

Участие в

 конкурсах, конференциях, фестивалях.

Организация работы со средствами массовой информации

Сен

тябрь

Вводное занятие Авторское право. Плагиат. Защита авторского права.

1

Жанры публицисти-

ческого стиля

1

Открытие поэтического сезона

2

Подготовка к участию в Первом «Цветаевском костре» в Тимашево

2

«Цветаевский костёр»

2

Ок

тябрь

Подготовка к участию в научной конференции «Юный исследователь»

1

Выразительные средства публицистики. Написание заметки в газету и на сайт

1

Подготовка к участию в научной конференции «Юный исследователь»

2

Подготовка к участию в окружном туре областного чемпионата по стихосложению

2

Участие в окружном туре областного чемпионата по стихосложению

2

Но

ябрь

Участие в научно-исследовательской конференции «Юный исследователь»

4

Подготовка встречи с Л.Ф.Бережновой

2

Встреча в поэтической гостиной с Л.Ф.Бережновой

2

Статья о жизни и творчестве Л.Ф.Бережновой: сбор материала ,редактирование, публикация

2

Де

кабрь

Подготовка к Окружному конкурсу чтецов «Заволжье, сторонка родная…»

2

Участие в Окружном конкурсе чтецов «Заволжье, сторонка родная…»

2

Подготовка вечера «В кругу друзей»

2

Вечер «В кругу друзей»

2

Ян

варь

Подготовка к Рождественской встрече в поэтической гостиной

2

Рождественская встреча в поэтической гостиной

2

Интервью с Коньшиной О.Н.: сбор материала

2

Интервью с Коньшиной О.Н.: подготовка к публикации, редактирование

2

Фев

раль

Подготовка к участию в заочном туре Окружного фестиваля творческих работ в номинации «Стихи собственного сочинения»

2

Подготовка к участию в районном туре  областного конкурса «Библиотека открывает таланты»

2

Участие в районном туре  областного конкурса «Библиотека открывает таланты»

2

Подготовка к юбилейному вечеру Н.Я.Ямщикова

2

март

Интервью с Ямщиковым Н.Я.. : сбор материала ,редактирование, публикация

2

Юбилейный вечер Н.Я.Ямщикова

4

Подготовка мастер- классов для Окружного фестиваля творческих работ в номинации «Стихи собственного сочинения»

2

Подготовка мастер -классов для Окружного фестиваля творческих работ в номинации «Стихи собственного сочинения»

2

Ап

рель

Подготовка к участию в заочном туре Окружного фестиваля творческих работ в номинации «Стихи собственного сочинения»

2

Подготовка к участию в очном туре Окружного фестиваля творческих работ в номинации «Стихи собственного сочинения»

2

Участие в очном туре Окружного фестиваля творческих работ в номинации «Стихи собственного сочинения»

2

Подготовка гала-концерта

2

Гала-концерт

2

Статья о работе клуба, подборка стихов

2

ИТОГО

29

31

12

ИТОГО: 72 часа

Этапы педагогического контроля

3 год обучения

Поэтическая гостиная

Получат опыт участия и организации поэтической гостиной; самопрезентации

самопрезентация

Участие в конкурсах, конференциях, фестивалях.

Получат опыт написания научно-исследовательской работы в области литературы и её презентации на различных уровнях

Научно-исследовательский проект

Организация работы со средствами массовой информации

Познакомятся с работой журналистов; получат опыт создания публицистических заметок, репортажей, статей, интервью.

Публикации творческих работ в СМИ

Тематическое планирование 4 года обучения.

  Тема 1 Вводное занятие

Авторское право. Плагиат. Защита авторского права.

Тема 2 Поэтическая гостиная.

Организация и проведение встреч с местными поэтами, презентаций книг: составление сценария, подготовка электронной презентации, отбор стихов для выразительного чтения, публичное выступление.

Тема 3 Участие в конкурсах, конференциях, фестивалях.

Участие в конкурсах чтецов со стихами поэтов-земляков и собственного сочинения различного уровня. Создание исследовательских работ и участие в научно-исследовательских конференциях школьников. Организация и участие в различных творческих фестивалях.

Тема 4  Организация работы со средствами массовой информации.

Создание текстов различных жанров публицистического и художественного стилей.  Публикация работ в школьной, районной, областной газетах, на сайтах. Создание сборника «Проба пера»

Тема 5 Заключительное занятие.

Учебно-тематическое планирование 4 года обучения.

Тема

Всего часов

Из них

теория

практика

Вводное занятие

1

1

Поэтическая гостиная

20

0

20

Участие в конкурсах, конференциях, фестивалях

40

0

40

Организация работы со средствами массовой информации.

10

2

8

Заключительное занятие

1

1

0

ИТОГО

72часа

4

68

Календарно-тематическое планирование 4 года обучения

срок

урока

Поэтическая гостиная

Участие в

 конкурсах, конференциях, фестивалях.

Организация работы со средствами массовой информации

Сен

тябрь

Вводное занятие Авторское право. Плагиат. Защита авторского права.

1

Жанры публицисти-

ческого стиля

1

Открытие поэтического сезона

2

Подготовка к Всероссийскому Фестивалю литературного

и художественного творчества «Люблю отчизну я»

2

«Цветаевский костёр»

3

Ок

тябрь

Подготовка к Всероссийскому Фестивалю литературного

и художественного творчества «Люблю отчизну я»

1

Подготовка к Всероссийскому Фестивалю литературного

и художественного творчества «Люблю отчизну я»

1

Интервью с Костиной З.И.: сбор материала

1

Подготовка встречи с Бакировым В.Н.

1

Интервью с Костиной З.И.: подготовка к публикации, редактирование

1

Встреча с Бакировым В.Н.

2

Но

ябрь

Подготовка к участию в окружном туре Областного поэтического чемпионата

2

Подготовка к юбилейному вечеру и презентации новой книги Бережновой Л.Ф.

2

Юбилейный вечер и презентация книги Л.Ф.Бережновой

Участие в окружном туре областного чемпионата по стихосложению

2

Де

кабрь

Участие в окружном туре областного чемпионата по стихосложению

2

Подготовка к Окружному конкурсу чтецов «Заволжье, сторонка родная…»

2

Участие в Окружном конкурсе чтецов «Заволжье, сторонка родная…»

2

Ян

варь

Подготовка к Рождественской встрече в поэтической гостиной

2

Рождественская встреча в поэтической гостиной

2

Подготовка юбилейного вечера Н.Я.Ямщикова: сбор материала, презентация

2

Фев

раль

Подготовка юбилейного вечера Н.Я.Ямщикова: презентация, сценарий,

2

Подготовка к участию в областном туре Международного конкурса стихов собственного сочинения «Я-гражданин»

2

Подготовка к участию в областном туре Международного конкурса стихов собственного сочинения «Я-гражданин»

2

Интервью с Н.Я.Ямщиковым

1

март

Юбилейный вечер Н.Я. Ямщикова

3

Подготовка к участию в заочном туре Окружного фестиваля творческих работ в номинации «Стихи собственного сочинения»

2

Подготовка к участию в заочном туре Окружного фестиваля творческих работ в номинации «Стихи собственного сочинения»

2

Подготовка к участию в областном конкурсе стихов собственного сочинения «Библиотека открывает таланты»

2

Ап

рель

Участие в конкурсе «Библиотека открывает таланты»

1

Подготовка буклета «Проба пера»

1

Подготовка к участию в областном конкурсе чтецов в Новокуйбышевске

1

Подготовка буклета «Проба пера»

1

Участие в областном конкурсе чтецов в Новокуйбышевске

4

Подготовка к участию в очном туре Окружного фестиваля творческих работ в номинации «Стихи собственного сочинения»

1

Май

Подготовка к участию в очном туре Окружного фестиваля творческих работ в номинации «Стихи собственного сочинения»

1

Подготовка гала-концерта

2

Подготовка гала-концерта

2

Гала-концерт

4

Участие в очном туре Окружного фестиваля творческих работ в номинации «Стихи собственного сочинения»

4

2

ИТОГО

27

37

8

ИТОГО: 72 часа

Этапы педагогического контроля

4 год обучения

Поэтическая гостиная

Получат опыт участия и организации поэтической гостиной; самопрезентации

самопрезентация

Участие в конкурсах, конференциях, фестивалях.

Получат опыт написания научно-исследовательской работы в области литературы и её презентации на различных уровнях

Научно-исследовательский проект

Организация работы со средствами массовой информации

Познакомятся с работой журналистов; получат опыт создания публицистических заметок, репортажей, статей, интервью.

Публикации творческих работ в СМИ

Учебно-методический комплекс:

  1. Андреев В.И. Деловая риторика. – М.: Народное образование, 1995.
  2. Аннушкин В.И. История русской риторики: Хрестоматия. – М., 1998.
  3. Бегьюли Ф. Управление проектом. – М.: «Гранд-Фаир», 2002.
  4. Бессонов Л.П. Литературные кружки и литературно-музыкальные вечера в средней школе / Л.П. Бессонов. Л., 1960.
  5. Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога и респондента. -М.: Высшая школа,1989.
  6. Введенская Л.А. Деловая риторика. Мастерство публичного выступления, искусство спора, риторическое самообразование. – М.: Март, 2001.
  7. Воспитание творческого читателя: проблемы внеклассной и внешкольной работы по литературе: Книга для учителя / Под ред. С.В. Михалкова, Т.Д. Полозовой. М.: Просвещение, 1981
  8. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. -  Самара 2003г.
  9. Грей К., Ларсон Э.. Эффективная презентация. Практическое руководство. – М.: «Дело и сервис», 2003.
  10. Ивин А.А.Искусство правильно мыслить.-М., Просвещение. 1990г.
  11. Картотека коллективных познавательных и ролевых игр: методические рекомендации для школ, внешкольных учреждений, лагерей / Под ред. О.С. Газмана и др. М., 1990.
  12. Кондрашов В.Н. Литературные викторины: пособие для учителей / В.Н. Кондрашов. 2-е изд., перераб.и доп. М.: Просвещение, 1968..
  13. Куликова С. Литературное творчество как средство самовыражения и воспитания художественного вкуса читателей школьной библиотеки / С. Куликова // Школьная библиотека. – 2001. - №2.
  14. Методы сбора информации в социологических исследованиях/ Под ред. В.Г.Андреенкова, О.М.Масловой. В 2-х кн.-М.: Наука, 1990.
  15. . Михальская А.К. Основы риторики. – М.: Дрофа, 2001.
  16. Муравьева Л. Во власти странных дум...: Литературный, литературно-философский, литературно-публицистический разговор как жанр библиотечной режиссуры / Л. Муравьева, Т. Рудишина // Библиотека в школе. - 2001
  17. Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. Изд. 3-е, перераб. – М., 1989.
  18. Пособие «Темпус» - www.tempus.ru
  19. Рукавишников В.О., Паниотто В.И., Гурилов Н.К. Опросы населения.- М.: Финансы и статистика, 1984.
  20. Славина И.И. Литературный клуб старшеклассников / И.И. Славина. М.: Просвещение, 1969.
  21. Смелова О. И. Браво, массовая работа! / О. И. Смелова // Библиотека.-2003.- N2.
  22. Экспертные оценки в социологических исследованиях.- Киев: Наукова Думка, 1990.
  23. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы.- Самара: Изд-во Самарского университета, 1995.
  24. Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника: методическое пособие для учителей и воспитателей / М.Г. Яновская. М.: Просвещение, 1974.
  25. www.project-manager.com.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа творческого объединения "Молодёжно-патриотический клуб "Лидер"

Эта программа станет хорошим подспорьем  педагогу дополнительного образования в организации работы по формированию лидерского потенциала в воспитанниках среднего и старшего возрастного звена, в в...

Программа творческого объединения "Исток"

Аннотация на программу дополнительно образования "Исток"        Данная программа создавалась при совместных действия...

Рабочая программа творческого объединения учащихся "В царстве смекалки"

Рабочая программа творческого объединения  по математике "В царстве смекалки" разработана для учащихся 7-8 классов....

Дополнительная образовательная программа творческого объединения "Музыкальный фольклор"

Дополнительная образовательная программа творческого объединения "Музыкальный фольклор" автор (составитель) педагог дополнительного образования Шепетко Татьяна Николаевна г. Шатура Московской области...

Образовательная программа творческого объединения "Творческая мозаика"

За период обучения  учащиеся приобретут определенные знания и умения: о предметах труда, физических, механических свойствах материалов (бумага, картон, природный и искусственный материал, нитки, ...

Рабочая программа творческого объединения «Феникс» на 2021-2022 учебный год К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»

Рабочая программатворческого объединения «Феникс»на 2021-2022 учебный годК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ  «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»...