Материалы по технологии РКМЧП
учебно-методический материал на тему

Ширкин Андрей Ильич

Подборка материалов по технологии РКМЧП с примерами проведения уроков, подробным описанием различных приёмов РКМЧП.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podborka_materialov_po_tekhnologii_rkmchp.docx157.74 КБ

Предварительный просмотр:

      Подборка материалов по технологии РКМЧП(фрагмент контрольной работы для

      курсов АСУ. 2013 г.).

                                               Технология РКМЧП

    Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)  может быть использована в различных предметных областях (словесность, история, обществознание, правовое образование, иностранный язык, география, экология, мировая художественная культура, начальные классы и другие).

    Технология РКМЧП была разработана в конце XX века в США. Её авторы: Стил, Мередит, Темпл, Уолтер, - являются членами консорциума “За демократическое образование”. Создатели технологии модифицировали идеи свободного воспитания (А.Ковальчукова) и творческого саморазвития личности (Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, М. Монтессори), деятельностного подхода к обучению (А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), принципы личностно-ориентированного образования (Э.Фромм, К. Роджерс, Э.Н.Гусинский, В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская), а также идеи эвристического обучения (А.В. Хуторской) и довели их до уровня технологии.

   С 1996 г. технология распространяется совместно институтом “Открытое общество”, Международной читательской Ассоциацией и Консорциумом Гуманной педагогики и прошла апробацию в школах многих стран. В российской педагогической практике технология применяется с 1997 г.

Несмотря на то, что в России технология распространяется с 1997 года, основным источником о ней по-прежнему остаётся Интернет. У технологии есть официальный сайт – сайт международного журнала «Перемена» (http://www.reading.org).

   Основная идея технологии развития критического мышления через чтение и письмо – создание атмосферы учения  при помощи обучающихся, активно работающих, сознательно размышляющих, отслеживающих, подтверждающих, опровергающих или расширяющих знания. В основе технологии - творческое сотрудничество ученика и учителя, развитие у учащихся аналитического подхода к любому материалу.

   Работа в технологии РКМЧП требует от педагога  ставить перед собой задачи научить школьников:

  1. выделять причинно-следственные связи;
  2. рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
  3. отвергать ненужную или неверную информацию;
  4. делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;
  5. избегать категоричности в утверждениях;
  1. отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом.

   Технология РКМЧП – универсальная, проникающая,“надпредметная” технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. Она представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма, направлена на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания. Данная технология доставляет детям удовольствие от использования игровых приёмов, групповых форм работы, частой смены деятельности.

  Её методы и приёмы способствуют свободному диалогу между учителем и учениками, она направлена на достижение определённых образовательных результатов:

  1. умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
  2. пользоваться различными способами интегрирования информации;
  3. задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
  4. решать проблемы;
  5. делать выводы;
  6. вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
  7. выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
  8. аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
  9. способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
  10. брать на себя ответственность;
  11. участвовать в совместном принятии решения;
  12. выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
  13. умение сотрудничать и работать в группе;

   Технология рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск её решения, имеет отличительные черты:

  1. надпредметный характер;
  2. технологичность;
  3. усвоение информации и развитие рефлексивных и коммуникативных способностей;
  4. сочетание навыков работы с текстом и общения по поводу текста;
  5. применение способов работы с текстом как инструмента самообразования человека.

   Она имеет концептуальные особенности:

  1. Целью образования являются не объём знаний или количество информации, а умение ученика управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.
  2. Задачей учащего должно быть не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.
  3. Коммуникативно-деятельный принцип обучения предусматривает диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнёрские» отношения между педагогом и обучаемыми.
  4. В критическом мышление главное не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.
  5. Простые и чрезмерные обобщения, клише, штампы, неподтвержденные предположения не всегда точны и могут вести к формированию стереотипов.

                               Характеристика приемов технологии

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.

Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов – осмысление – рефлексия. Практически на любом уроке можно обращаться к РКМЧП и работать с учениками любого возраста.

На стадии вызова происходит актуализация имеющихся знаний по объявленной теме, т.е. еще до знакомства с текстом (под текстом понимается и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал) ученик начинает размышлять по поводу конкретного материала. На первом этапе включаются механизмы мотивации, определяется цель.

На стадии осмысления происходит непосредственная работа с текстом – чтение, которое сопровождается действиями ученика: маркировкой, составлением таблиц, ведением дневника и др. В результате этого ученики получают новую информацию, соотносят новые и имеющиеся знания, систематизируют полученные данные. Таким образом, ученик следит за собственным пониманием самостоятельно.

На стадии рефлексии происходит обобщение информации, возрастает роль письма. Письмо помогает не только разобраться в материале и поразмышлять над прочитанным, но и высказать новые гипотезы.

В технологии РКМЧП используются разные методы и приемы, применяемые как на определенном этапе (вызов – верные и неверные утверждения; осмысление – инсерт; рефлексия – концептуальная таблица), так и в качестве стратегии ведения урока в целом.

Рассмотрим те приемы, которые эффективно используются при обучении русскому языку.

              ^ Технология РКМЧП предлагает шесть основных типов взаимосвязанных уроков, в результате которых раскрывается творческий потенциал учащихся.


урока


Урок №1


Урок №2


Урок №3


Урок №4


Урок №5


Урок №6


Тип урока


Работа с информа-

ционным текстом


Работа с художест

венным текстом


Взаимо-обучение


Дискуссия


Письмо


Урок –

исследо-

вание


Вызов


Мозговой

штурм

Составление

кластера


Мозговой

штурм


Верные – неверные

утверждения


Толстые

вопросы


Инвентари-

зация


Парная

мозговая атака


Осмыс-

ление


Инсерт


Чтение с остановка

ми


Зигзаг


Перекрестная дискуссия


Составление чернового текста

Правка


Заполнение таблицы


Рефлек-

сия


Возвращение к кластеру


Составле-ние кластера


Сводная таблица


Эссе


Редактиро-

вание,

издание


Дальнейшее целеполага-ние

Прием «Верные и неверные утверждения»

Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся, выбирая только верные высказывания, описывают заданную тему, ситуацию, систему правил. Например, в 7-м классе по теме «Правописание предлогов» можно рассмотреть следующие утверждения:

а) все предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются;

б) все предлоги пишутся в одно слово;

в) правописание производных предлогов надо запомнить;

г) в предложении предлог нельзя заменить другим предлогом или союзом;

д) производные предлоги можно спутать с самостоятельными частями речи.

Прием «Составление кластеров»

Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста. Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большое количество информации.

Этот прием применяется на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию до знакомства с основным источником – текстом или другим материалом для наблюдения.

Пример 1. В 5-м классе при изучении темы «Чередование гласных в корне» предлагаем ученикам выбрать из группы слов те, в которых, по их мнению, гласные чередуются.

Гора, загар, загорать, коснулся, косит, касается, изложение, излагать, ложный и др.

Составляется первоначальный кластер.

Обязательно выясняем, почему слова гора, косит, ложный не включены в кластер.

На стадии осмысления работаем с материалом для наблюдения (за неимением времени можно предложить готовый текст сводного правила), который представляет собой группы слов с чередованием гласных, правописание которых зависит:

1) от ударения:

гореть, загорелый – угар, загар;

заря, зарница – зори, зарево;

наклониться, склонять – раскланиваться, поклон;

творить – тварь, творчество;

пловец, пловчиха – плавать, поплавок;

2) от конечной гласной корня:

растение, выращенный – выросли;

предполагать – изложить;

скакать – вскочить;

3) от присутствия/отсутствия суффикса -а-:

беру – забирать;

запереть – запирать;

выдернуть – отдирать;

вытер – вытирать;

блестеть – блистать;

постелить – расстилать;

считать – вычесть;

сжег – сжигать;

коснулся – касается;

4) от значения слова:

макать в краску – промокнуть под дождем;

сравнить – заровнять.

Вместе с учениками определяем, отчего зависит написание чередующихся гласных в каждой группе. При возникновении затруднений дети ищут ответ в тексте готового сводного правила. (Обычно трудности вызывает четвертая группа.)

Теперь необходимо познакомить учащихся со словами-исключениями.

– Как вы оцениваете написание данных слов?

Равнина, отрасль, Ростов, Ростислав, росток, утварь, скачок, скачу.

– Почему они вынесены в отдельную группу?

– В чем нарушается правило, почему эти слова являются исключением?

– Определите, к какой группе относятся слова-исключения.

На этапе рефлексии совместными усилиями формируется итоговый кластер.

Готовый кластер несколько раз озвучивается, т.е. расшифровывается. Озвучивание – обязательный этап, потому что дает возможность развивать речь учеников и формирует умение понимать логические схемы.

Составление кластеров можно предлагать ребятам в качестве домашнего задания, когда необходимо графически систематизировать ту или иную информацию.

                                           Пример  КЛАСТЕРА

Так, на уроке по теме «Стили речи. Публицистический стиль» учащиеся вначале составляют список известной информации по теме «Стили речи». Затем полученные данные систематизируют в виде кластера.


http://lib3.podelise.ru/tw_files2/urls_20/18/d-17163/17163_html_m18c78f9a.gif

Далее на основе предложенного текста учащиеся подтверждают теоретические понятия примерами из текста.

^ Фрагмент урока:

- Прослушайте текст. Какую особенность данного текста вы можете отметить?

Выписка из протокола


  1. №12


Дмитров

заседания совета школы №1.


СЛУШАЛИ:

Классный руководитель 5 «А» класса, Мохова Татьяна Федоровна, обратилась к совету школы с просьбой - воздействовать на ученика 10 «Б» класса Иванова Михаила, который каждый день приходит в школу в сопровождении огромнейшей собачищи. Немецкая овчарка – это порода, выведенная в Германии в конце 19 века. Рост этой животины выше среднего, высота в холке – от 61 до 70 сантиметров. Сложена она, как Аполлон, очень пропорционально. Обладает огромными, выдающимися способностями к дрессировке, чуткостью, внимательностью, неслыханной преданностью человеку, невиданной выносливостью. Глазастая! Увидит, что кто – нибудь к его хозяину приближается, пасть так оскалит! Ой, а зубы – то, как у крокодила! Не захочешь мимо пройти. Вот и ребята боятся. Прошу оказать помощь и принять необходимые меры.

ПОСТАНОВИЛИ:

Вызвать Иванова Михаила вместе с родителями на совет школы и убедить в неправомерности его действий.

Председатель Л. И. Морозова

Секретарь И. П. Сорокина

Верно Секретарь С. И. Федорова

03.10.2003

- Итак, в тексте вы обнаружили языковой материал трех стилей речи: разговорного, научного и официально – делового. (Ребята доказывают).


  1. Разговорный стиль.


1. Задача – поделиться впечатлениями.


  1. Сфера употребления – беседа или бытовой диалог.

  2. Стилевые черты: субъективность, эмоциональность, конкретность.

  3. Языковые средства:


Лексические: слова, имеющие разговорную окраску (собачища, животина); слова с экспрессивной окраской (невиданной, неслыханной).

Словообразовательные: слова с суффиксами субъективной оценки (собачища).

Морфологические: прилагательные в превосходной степени (огромнейший); прилагательные оценочного значения (глазастая); междометие (ой)

Синтаксические: неполные предложения (Ой, а зубы – то, как у крокодила!); односоставные предложения (Не захочешь мимо пройти.)

^ 2. Научный стиль.


  1. Задача – сообщить сведения, имеющие теоретическое значение.

  2. Сфера употребления – справочник, статья учебника.

  3. Стилевые черты: объективность, бесстрастность, абстрактность, точность, логичность.

  4. Языковые средства:


Лексические: употребление слов в прямом значении (порода, Англия); стилистически нейтральные слова (пропорционально, дрессировка); отсутствие образных средств.

Морфологические: преобладание существительных.

(Классный
руководитель 5 «А» класса, Мохова Татьяна Федоровна, обратилась к совету школы с просьбой - воздействовать на ученика 10 «Б» класса Иванова Михаила, который каждый день приходит в школу в сопровождении огромнейшей собачищи.)

Синтаксические:

-прямой порядок слов
(Рост этой животины выше среднего, высота в холке – от 61 до 70 сантиметров.)


  1. Официально – деловой стиль.

  1. Задача – сообщить точные сведения, имеющие практическое значение.

  2. Сфера употребления – деловая бумага – протокол.

  3. Стилевые черты: официальность, конкретность, бесстрастность.


Языковые средства:

Лексические: официальные слова и выражения (воздействовать на ученика, прошу принять меры); словосочетания неэмоционального характера (обратилась к совету с просьбой, убедить в неправомерности поведения).

Морфологические: использование глаголов в неопределенной форме (оказать помощь, принять меры, вызвать на педсовет).

Синтаксические: осложненные предложения (Обладает огромными, выдающимися способностями к дрессировке, чуткостью, внимательностью, неслыханной преданностью человеку, невиданной выносливостью); почти полное отсутствие повествования и описания.

( Так как задание дается по группам, то на его выполнение приходится значительно меньше времени).

- Сейчас вы сядете за компьютеры и по вариантам отредактируете текст в заданном стиле. Ранее составленный кластер необходимо дополнить теоретической информацией. (Работа по заполнению кластеров будет продолжена и на последующих уроках.)

1 вариант – разговорный стиль. 2 вариант – научный стиль. 3 вариант – официально – деловой стиль.

Далее учащиеся зачитывают отредактированные тексты.

Кластер, например, по разговорному стилю будет выглядеть следующим образом.


http://lib3.podelise.ru/tw_files2/urls_20/18/d-17163/17163_html_m3dd4f75f.gif


Таким образом организованная работа позволяет и повторить теоретические положения, и применить их на практике.

^ Рекомендации по работе с кластером.

1. Перед тем как предлагать ребенку прием "Кластер", оцените текст: легко ли выделить в тексте большие и малые смысловые единицы?

2. Первые 2-3 раза надо помочь ученику выделить смысловые единицы. Но желательно, чтобы окончательные формулировки ребенок высказывал сам.

3. Полученный кластер (как на стадии вызова, так и на этапе обобщения материала) необходимо озвучить. Можно предложить сделать нечто вроде презентации своих работ.

4. Важно, чтобы ученики могли обосновать установленные связи в кластере. Нельзя критиковать объяснения детей, какими бы они не были. Если вы сомневаетесь в правильности установленных связей, попросите ребенка прочитать отрывок из текста, подтверждающий его мнение.

5. Для того чтобы дети могли оценить степень значимости каждой паутинки, необходимо использовать карандаши или ручки разных цветов.

6. Дети вольны менять структуру кластера.

Прием «Инсерт»*

Пример 2. В 6-м классе познакомить с понятием «Причастие» целесообразно при помощи приема «Инсерт».

На стадии вызова предлагаем шестиклассникам предположить, что такое причастие. На доске фиксируем высказанные мнения. (Предположений не много: дети говорят, что это какая-то часть речи.)

Затем просим определить части речи слов: белый, белеет, белеющий, светлый, светлеет, светлеющий.

Мнения учащихся расходятся. Чтобы разрешить все сомнения, учитель предлагает найти ответы в учебном тексте.

На смысловой стадии перед самостоятельным чтением учебного текста дается целевая установка: по ходу чтения статьи делать в тексте пометки.

«V» – знаю;

«+» – новое;

«?» – есть вопросы.

Может быть несколько вариантов пометок: 2 значка – «+» и «V», 3 значка – «+», «V», «?». Или 4 значка – «+», «V», «?», «–» (думал иначе). Главное, чтобы значки ставились на полях по ходу чтения текста.

Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? Имена прилагательные изменяются по родам, падежам, числам. Могут иметь краткую форму. В предложении прилагательные бывают определениями и сказуемыми.

Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Глагол изменяется по временам, лицам, числам и родам. В предложении обычно бывает сказуемым.

Причастие – это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы прилагательного: какой? какая? какое? какие?

Причастие имеет признаки глагола:

вид – совершенный (что сделавший? решивший);

несовершенный (что делавший? решавший);

время – настоящее (что делающий? засыпающий);

прошедшее (что сделавший? заснувший);

возвратность – возвратное (обидевшийся);

невозвратное (обидевший);

признаки прилагательного:

род – ж.р. бегущая, м.р. бегущий, с.р. бегущее;

число – ед. ч. рисующий, мн. ч. рисующие;

падеж – и.п. живущий, р.п. живущего, д.п. живущему, в.п. живущего, т.п. живущим, п.п. о живущем;

может иметь краткую форму – построен, нарисована.

В предложении причастие является определением или сказуемым.

Задание. Отметьте знаком «+» причастия в следующем ряду: красный, краснеет, краснеющий, танцующие, танцуют, работа закончена, законченный, закончить.

Прочитав учебный текст один раз, возвращаемся к своим первоначальным предположениям.

Следующим шагом может стать заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки:

«V» – знаю «+» – новое «?» – вопросы

Этот прием работает и на стадии осмысления. Для заполнения таблицы ученикам понадобится вновь вернуться к тексту. Таким образом обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием «Инсерт» и таблица «Инсерт» сделают зримым процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому» – понятным и четким.

На этапе рефлексии необходимо произвести обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста. Заканчивается работа озвучиванием таблицы, т.е. усвоенное знание проговаривается.

Прием «Составление грамматических алгоритмов»

Когда ученики имеют определенные знания по той или иной теме, можно установить связи между известными фактами. Каким образом? Например, создать грамматические алгоритмы. Составленные вместе с детьми или самими детьми алгоритмы помогают понимать не только правило, но и порядок соответствующих правилу действий.

Пример 3. При изучении темы «Н и нн в отглагольных образованиях» шестиклассникам предлагаются следующие ряды слов: иллюстрированный – асфальтированный – корчеванный.

– Что общего в этих словах?

– Какой можно сделать вывод?

Рассматривается следующий ряд слов: кованый – жеваный.

– Что вы заметили? (Допущена ошибка, должно быть два н.)

Здесь ошибки нет, это слова-исключения.

Анализируется следующий пример: cтриженый – подстриженный – выстриженный.

Золоченый – позолоченный.

Вареный – сваренный.

– Чем различается написание данных слов? (Н и нн.)

– Попробуем предположить, отчего это происходит. (Если дети затрудняются, то задаем вопрос-подсказку.)

– Сравним глаголы, от которых образовались эти слова; чем они различаются? (Это глаголы разного вида.)

– Какой можно сделать вывод?

(В словах, образованных от глаголов совершенного вида, – нн.)

Сравним словосочетания:

жареный гусь – жаренный с яблоками гусь.

– Чем различаются словосочетания в этой паре? (Возможны два варианта ответа: они различаются количеством н или количеством слов в словосочетании.)

Задача учителя – не отвергать ответы детей, а направлять их. Задаем вопрос: есть ли связь между количеством слов во втором словосочетании и количеством н? Какой можно сделать вывод?

(Если в словосочетании есть слова, зависимые от причастия, то в нем пишется нн.)

В результате анализа исследуемого материала составляется алгоритм

.

   Прием «Толстые и тонкие вопросы»

   Прием «Толстые и тонкие вопросы» может быть использован на любой стадии урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – вопросы по ходу чтения, слушания; на стадии рефлексии (размышления) – демонстрация понимания пройденного.

   «Толстые и тонкие вопросы» могут быть оформлены в виде таблицы.

Толстые?

Тонкие?

Дайте три объяснения: почему?

Объясните: почему...?

Почему вы думаете...?

Почему вы считаете...?

В чем различие...?

Предположите: что будет, если...?

Что, если...?

Кто...?

Что...?

Когда...?

Может...?

Будет...?

Мог ли...?

Как звать...?

Было ли...?

Согласны ли вы...?

Верно ли...?

По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. (Например: Какие производные предлоги пишутся в одно слово?) В левой колонке – вопросы, требующие подробного, развернутого ответа. (Например: Какие трудности существуют в правописании предлогов?)

Пример 4. Вот какая может получиться запись на уроке обобщения в 7-м классе по теме «Служебные части речи».

Толстые?

Тонкие?

Назовите два признака, по которым служебные части речи отличаются от самостоятельных.Объясните: в чем отличие производных предлогов от непроизводных, простых от сложных?

Какие трудности в правописании предлогов?

Объясните: почему одни союзы называются сочинительными, а другие – подчинительными?

Подробно расскажите о разрядах союзов по значению.

Какие трудности в правописании союзов?

Расскажите о разрядах частиц.

Предположите, что было бы, если одинаково писались бы служебные части речи и омонимичные им самостоятельные части речи

Какие части речи называются служебными?

Как называются служебные слова, указывающие на различные грамматические отношения между словами в словосочетании и предложении?

Какие производные предлоги пишутся в одно слово?

Какие производные предлоги пишутся в два слова?

Как называются служебные слова, которые связывают между собой однородные члены предложения или части сложного предложения?

Перечислите простые союзы.

Перечислите составные союзы.

Чем можно заменить союз?

Верно ли, что служебные слова, которые служат для образования наклонений глагола и для выражения различных оттенков в предложении, называются частицами?

Таблицы толстых и тонких вопросов могут стать основой для исследований, дискуссий, эссе.

   Очень эффективная художественная форма письменной рефлексии – эссе.

Эссе – это произведение небольшого объема, раскрывающее конкретную тему и имеющее подчеркнуто субъективную трактовку, свободную композицию, ориентацию на разговорную речь, склонность к парадоксам. Если работа проходит на уроке, заранее оговариваются временные границы ее выполнения: 5, 10, 15, 20 минут (это – время, отведенное на «свободное письмо»). В зависимости от цели написания отбирается автором и содержание. В любом случае эссе – художественная форма размышления, подталкивающая ученика обратиться к собственному, может быть и противоречивому, опыту.

Модель написания эссе.

1. Предварительный этап (инвентаризация): вычленение наиболее важных фактов, понятий и т.д.

2. Работа над черновиком.

3. Правка. Может осуществляться в паре.

5. Публикация, т.е. чтение перед аудиторией.

Возможный алгоритм написания эссе.

1. Обсуждаемая тема (проблема).

2. Собственная позиция.

3. Краткое обоснование.

4. Возможные возражения, выдвигаемые слушателями.

5. Причина, по которой заявленная позиция остается прежней, объявляется правильной.

6. Заключение.

Научить учеников написанию эссе и других видов письменной рефлексии – довольно трудная задача. Выделим основные правила обучения письменной рефлексии:

1. Регулярная возможность писать.

2. Выбор интересной темы для письма.

3. Наличие образцов.

4. Читательская аудитория. Ученики должны понимать, что написанный ими текст востребован другими.

5. Привычка править – значит понимать, что любой текст в любое время может быть откорректирован пишущим.

6. Помощь друзей. Возможность делиться написанным.

* Слово инсерт – аббревиатура, имеющая следующую расшифровку:

I – interactive; N – noting; S – system; E – effective; R – reading and; T – thinking.

В переводе: интерактивная системная разметка для эффективного чтения и размышления.

Пример приема «Верные – неверные утверждения»

    Постановка проблемы:

   - Разберите предложения   по членам предложения и сравните их.

В садах поспевают яблоки. В садах поспевают яблоки, груши и сливы.

- Что интересного заметили? ( Три подлежащих)

- Яблоки, груши и сливы - однородные члены предложения

- Сегодня на уроке мы узнаем, какие члены предложения называются однородными. Выскажите свои предположения о том, какие из утверждений являются верными.

1. Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос.

2. Однородные члены предложения отвечают на вопросы кто? что?

3. Однородные члены предложения относятся к  одному и тому же слову.

4. Однородные члены предложения относятся к главным членам предложения.

5. Однородными могут быть главные и второстепенные члены предложения.

6. Однородными могут быть главные члены предложения.

На стадии рефлексии учитель вновь возвращается к утверждениям, и тогда обучающиеся уже точно, в соответствии с правилом, выбирают «верные утверждения»

Пример приёма «Учебный мозговой штурм»

Даны слова:

цирк                                  синицы                        акация

циркуль                            скворцы                       секция

цифра                                птенцы                        станция

Постановка проблемы:

-Произнесите слова вслух  и скажите,  какой звук мы слышим после звука [ц]? ([ы])  

-Какими буквами он обозначен? (И, Ы)

-Как вы думаете в каких случаях после Ц мы пишем И, а в каких Ы?

Понаблюдав за словами, обучающиеся формулируют свои предположения.

Пример приёма «Корзина идей»

Учитель:

- Что вы уже знаете о частях речи?

Ответы, собранные в корзину:

  • Части речи – это слова.
  • К частям речи мы относим имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги, местоимения.
  • Признаки частей речи.
  • Отличия одной части речи от другой.

Пример приёма «Знаю – хочу узнать – узнал»

Учитель:

-Сегодня тема нашего урока «Написание букв о, ё после шипящих в корне  слова».

- Что по этой теме вам уже знакомо? Заполните первую колонку таблицы.

(Работа в парах)

Примерный результат работы:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1. Шипящие звуки [ж],  [ш],  [ч], [щ]

2. Корень слова

Постановка проблемы:

- Обрати внимание на обозначение  звука [о] после шипящих в корнях слов:

,орный,] - чёрный

[шорты] - шорты

[шолк] - шёлк

[крыжовн, ик] – крыжовник

[жолтый,] – жёлтый

- Можно ли сказать, что звук [о] после шипящих записывается всегда одной и той же буквой? (Нет, в одних случаях после шипящих мы пишем о, а в других ё)

- Заполните вторую колонку таблицы, отметив, что вы хотите узнать сегодня на уроке?

 Примерный результат работы:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1. Шипящие звуки [ж],  [ш],  [ч], [щ]

2. Корень слова

Когда после шипящих пишется о, а когда ё

Учитель:

- Понаблюдай и определи закономерность выбора букв о, ё

чёрный – чернеть                            шов

жёлтый – желтеть                           обжора

шёл – вышел                                    крыжовник

жёлуди – желудей                           шофёр

Дети высказывают свои предположения, затем знакомятся с правилом в учебнике.

На стадии рефлексии учитель предлагает заполнить третью колонку таблицы.

Примеры приёма «Синквейн»

Человек                                                   Солдат

Разумный, добрый.                                Смелый, выносливый.  

Помогает, любит, учится.                      Защищает, охраняет, служит.

Он умеет любить и сострадать.             Он бережёт родную Землю.

Личность.                                                 Воин.

Учитель                                                          Берёза

Умный, справедливый.                                  Белоствольная, кудрявая.

Рассказывает, объясняет, учит.                     Растёт, помогает, вдохновляет. Заботится о будущем страны.                      Является символом русской земли.

Преподаватель.                                               Дерево.

Примеры приёма «Круги Вена»

Тема. Родительный и дательный падежи имен существительных

Задание: сравнить родительный и дательный падежи.

Примерный результат работы:Безымянный

Р.п.                                 Д.п.

          кого? чего?            Где?               кому? чему?

откуда?               3скл. –и               куда?

предлоги                                   предлоги

1скл. –и, -ы                                    1скл.-е

2скл. –а, -я                                  2 скл.-у, -ю

Тема. Состав слова

Задание: сравнить приставку и суффикс.

Примерный результат работы:

Безымянный

Часть

Приставка         слова;             Суффикс

стоит             образует            стоит

перед               новые              после

корнем              слова              корня

                             

Примеры приёма «Сбор ассоциаций»

                     Всадник              Илья Муромец                        Древняя Русь

              Меч                

        Кольчуга

         Палица

         Картина

        Сила

        Мужество            Поединок

Приём используется при изучении тем, связанных с раскрытием лексического значения слова, при работе с текстом и словарём.

Примеры:

Зима (снег, холод, мороз, Новый год, коньки, снеговик, метель, иней и т.д.)

Библиотека (книга, тишина, писатель, каталог, формуляр, газеты  и т.д.)

Заповедник (редкие растения и животные, Красная книга, лес, природа и т.д.)

Праздник (подарки, смех, веселье, игры, танцы, шары, выходной и т.д.)

Пример приёма «Составление кластера»

Тема. Имя прилагательное как часть речи

Задание: выделить основные отличительные признаки имени прилагательного как части речи.

Примерный результат работы:

                           Правописание производных предлогов.
2 урока по технологии РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо).

Цели:
- научить правильно писать производные предлоги от омонимичной формы;
- развивать умение работать с текстом: выделять новую информацию, устанавливать причинно-следственные связи, формировать новые представления на основе полученных данных;
- воспитывать коммуникативность, самостоятельность.
Необходимый материал: учебный текст на отдельном листе у каждого ученика, тесты.


Первый урок
Ход урока
1. Актуализация имеющихся знаний.
Стадия вызова
Приём «Верные и неверные утверждения»
Прочитайте вслух только верные утверждения.
Докажите, что эти высказывания правильные. Приведите примеры. Почему остальные утверждения неверные? Докажите примерами. Вернёмся к этим высказываниям чуть позже.
1. Производными называются предлоги, которые состоят из двух слов.
2. Все предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются.
3. Все предлоги пишутся в одно слово.
4. Правописание производных предлогов надо запомнить.
5. В предложении предлог нельзя заменить другим предлогом или союзом.
6. Производные предлоги омонимичны самостоятельным частям речи.


2. Совместное определение темы и целей урока.
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока: о чём мы будем говорить?
- Какие цели мы можем перед собой поставить?


3. Изучение нового материала.
Стадия осмысления
Приём «Инсерт»
А. Самостоятельно читая учебный текст (см.ниже текст «Правописание предлогов»), делайте в нём пометки:
«V» - эту информацию знаю;
«+» - это новая для меня информация;
«?» - эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.


Правописание предлогов.
1. Предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются: со мной, к сестре, в школу.
2. Составные предлоги из-за, из-под, по-над пишутся через дефис.
3. Производные предлоги могут писаться в одно слово (кроме, вроде, вследствие, наподобие, навстречу, несмотря, ввиду, насчёт, вокруг и др.) или в два ( в меру, в течение, в продолжение, в заключение, в отличие).
4. Правописание производных предлогов надо запомнить, справляться об их написании в орфографическом словаре.
5. Предлоги можно заменить другими предлогами или союзами.
Например: насчёт = о, несмотря на = вопреки, навстречу = ко (к), вместо = за, вследствие = из-за, вроде = как.
6. Производные предлоги надо отличать от похожих (омонимичных) форм знаменательных частей речи с предлогами:


Вследствие (= из-за) засухи река обмелела. – В следствие (во что?) по делу о пожаре подключилось много людей.
Поговорим насчёт (= о) поездки. - На счёт (на что?) банка поступали деньги.
Навстречу ( = ко ) мне выбежала собака. – На (на что?) встречу с друзьями я не рассчитывал.
Несмотря ( = вопреки) на дождь, прогулка состоялась. – Он прошёл, не смотря на нас.
Ввиду ( = из-за) предстоящего экзамена прогулки прекратились. – Плыть в виду города. Иметь в виду.
В течение урока. – В течении реки.
В продолжение отпуска. – В продолжении фильма.
В заключение праздника. – В заключении эксперта была дана оценка.


7. Предлог
вследствие имеет причинное значение; предлоги в течение, в продолжение передают значение времени.
Предлоги
вследствие, в течение, в продолжение, в заключение имеют на конце букву е.
Стадия рефлексии


Б. Работа с текстом.
- Какая информация из текста вам была известна?
- Выпишите те предлоги, написание которых вам было знакомо.
- Что нового вы узнали из текста?
- Выпишите те предлоги, правописания которых вы не знали.
- Как называются эти предлоги?
- Составьте и запишите предложения с производными предлогами, которые пишутся в одно слово.
- Чем можно заменить эти предлоги?
- Составьте и напишите предложения с производными предлогами, которые пишутся в два слова.
- Какое значение имеют эти предлоги?


В. Отработка навыка написания производных предлогов.
Пишем диктант
В течении реки произошли изменения. В течение месяца я гостил у бабушки. Несмотря на запреты врачей, он продолжал тренироваться. Он отвечал, не смотря в книгу. Ошибка произошла вследствие незнания местности. В следствии по делу Иванова допущена ошибка. Вы поможете мне в продолжении моих поисков? В продолжение недели будет осыпаться листва.


Работа с тестами.
1 вариант. Укажите номер строки, в которой нет производного предлога.
1. Чтобы вовремя приехать
(на)встречу, мы вышли пораньше.
2. Когда
(на)встречу гостям вышел старик, я сразу узнал его.
3. (
В)продолжение дня отец несколько раз вспоминал свою жизнь.
4.
(В)следствие аварии лифт не работал (в)течение недели.
2 вариант. Укажите номер строки, в которой есть производный предлог.
1
. (В)начале урока мы читали текст.
2. Мы идём в поход
(в)месте с родителями.
3.
(В)месте падения метеорита образовался кратер.
4.
(В)течении реки наблюдалось какое-то тревожное спокойствие.
Взаимопроверка.


4. Итог урока.
- Ещё раз назовите верные утверждения.
- Какие производные предлоги пишутся в одно слово?
- Какие производные предлоги пишутся в два слова?
- Как отличить производные предлоги от созвучных форм знаменательных частей речи с предлогами?


5. Разноуровневое домашнее задание.
1-й уровень – обязательный минимум – упражнение …
2-й уровень – составить схему, презентацию  или кластер по теме «Правописание производных предлогов».
3-й уровень – подобрать или составить текст диктанта, в который будут включены изученные производные предлоги.

Второй урок
Омонимия производных предлогов и форм самостоятельных частей речи.

Цели:
- отработать навык определения части речи внешне сходных слов;
- развивать умение правильного письма омонимичных слов разных частей речи.
Необходимый материал: мультимедийный комплекс, презентация слайдов.


Ход урока
1. Начало урока.
Стадия вызова


                                 
Приём «Отсроченная отгадка»
(Параллельно даём индивидуальное задание: подготовить сообщение об омоформах по указанному материалу)
- Как называется животное, которое меняет свою окраску в зависимости от внешней среды?
- Может ли быть что-то общее между хамелеоном и некоторыми языковыми явлениями?
Стадия осмысления
- Прочитайте текст, определите, есть ли в нём слова-хамелеоны.
(Предъявляется слайд с выделенными словами, если учеников затрудняет это задание.)
Могут ли стареть реки?
Несмотря на разницу мнений, мы вынуждены ответить: «ДА!». Обидно, что в списке стареющих есть также и кубанские реки. Это Ея, Челбас, Кирпили, и Понура. В продолжение многих веков происходили постепенные изменения в течении рек. Долины их неглубокие, зато широкие вследствие большой полноводности в былые времена. Сейчас эти реки маловодны. В течение лета и осени они местами пересыхают. Их можно перейти по этому мелководью, не смотря под ноги. И так из года в год …
Чем это объясняется? Проведём небольшое
следствие. Будем помнить, что источником питания степных рек  являются атмосферные осадки и грунтовые воды. Вместо естественной защиты, вроде диких степей и  приречных лесов, теперь наблюдаем распаханные площади и вырубленные массивы. Вследствие этого реки стали заиливаться. Трудно в наши дни попасть в место первозданной красоты, какое помнят старожилы в старинном роде кубанских казаков. В следствии нет ошибки. Реки стареют и угасают. Но их можно омолодить! Поэтому мы все заинтересованы в продолжении следствия.
Стадия рефлексии
Итак, возвращаемся к началу урока. Вы помните поставленный вопрос? Смогли ли вы найти слова-хамелеоны?
Выберете название для слов-хамелеонов из предложенных лингвистических терминов: синонимы, омонимы, антонимы.
Так чем же похожи хамелеоны и омонимы?
Да, омонимы меняют своё значение в зависимости от принадлежности к той или иной части речи, как хамелеон – свою окраску в зависимости от среды.


2. Совместное определение темы и целей урока.
- Сформулируйте тему нашего урока. Какие задачи мы перед собой ставим?
- Итак, тема нашего урока – «Омонимия слов разных частей речи». Если мы вместе сможем определить часть речи внешне сходных слов, то, значит, сможем и правильно их писать.


3. Актуализация имеющихся знаний.
Приём «Кластер»
Что такое омоформы, омографы, омофоны?
(Слушаем подготовленного ученика; презентация)
1 слайд. Явление ОМОНИМИИ. Омоним – «одинаковое имя».
2 слайд. Омоформы – слова разных частей речи, одинаковые по звучанию и написанию в некоторых грамматических формах.
Рой пчёл – рой яму. Новая пила – пила кофе.
3 слайд. Омографы – «одинаково пишутся».
ДорОга – дорогА
плАчу – плачУ
пУгало – пугАло
4 слайд. Омофоны-«одинаково звучат»
Мал,
зато дорог – за то дерево
В течение месяца – в течении реки
Лет
до ста расти нам без старости
- Омографы одинаково пишутся, омофоны одинаково слышатся. Главную трудность для ученика представляют омофоны. Они пишутся по-разному!
Основная часть урока.
- Зависит ли написание слова от его принадлежности к той или иной части речи?
- Как определить часть речи внешне сходных слов? (по контексту.) Вернёмся к тексту.
Задание. Выпишите из текста любое предложение со словами-хамелеонами. Определите их как часть речи.
Найдите в тексте или придумайте предложение с омонимом к данному слову и запишите его.
- Назовите предложения, в которых употреблены производные предлоги, и докажите, что это предлоги.
- Как пишутся эти предлоги? Какие предлоги пишутся раздельно? Какие – слитно?
- Итак, что необходимо делать, чтобы не ошибиться в написании названных предлогов и омонимичных им сочетаний? (Определить часть речи …)


Работа по разноуровневым карточкам
1-й уровень. Напишите слова слитно или раздельно. Обозначьте предлоги.
В…течении… времени.
В…следствии… дождей.
На…счёт похода.
Не…смотря на трудности.
Изменения в…течении… реки.
В…следствии… по делу Иванова.
Положить деньги на…счёт в банке.
Шёл, не…смотря под ноги.


2-й уровень. Допишите слова, обозначьте части речи.
В…течении…  реки Кубани много водоворотов. В…течени… прошлого года было много солнечных дней. В…следствии… сильной жары река обмелела. В…следствии… по делу об аварии было много неясного. С…начала нам было грустно. С…начала года прошло четыре месяца.


3-й уровень.  Допишите слова, обозначьте части речи. В скобках укажите возможную замену предлогов, наречий, существительных и деепричастий.
Образец: Идти впереди (перед – предлог) колонны. Он ехал впереди (сзади – наречие).
Он находился в…нутри ( ) троллейбуса. Снаружи холодно, а в…нутри ( ) тепло.  Дети обошли в…округ ( ) поляны. Тихо в…округ ( ). Его направили на работу в…округ ( ). Не…смотря ( ) на плохую погоду, турнир состоялся. Он бежал не..смотря ( ) по сторонам.
Предупредительный диктант.
Работать в течение двух часов – отметить неожиданные перемены в течении болезни; в продолжение зимнего сезона – увидеть в продолжении фильма; сказать в заключение – находиться в заключении; вследствие засухи – участвовать в следствии по делу; цветок наподобие лилии – обратить внимание на подобие фигур.
Итог урока
- Что такое омонимы?
- Почему омофоны представляют трудность для написания?
- Как определить часть речи внешне сходных слов?
- Как пишутся предлоги?
- Какие предлоги пишутся раздельно, слитно?


6. Домашнее задание.
Карточки других уровней вы выполните в качестве домашнего задания.
Напишите текст на тему «Как омолодить реки?», используя слова-хамелеоны.
(Материалы для уроков взяты из методической газеты для учителей-словесников «Русский язык»  апрель (1-15) 2009 № 07 (558). Автор Е. А. Козырь

                              Прием «Маркировочная таблица ЗХУ».

Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки
: знаю, узнал(а) новое, хочу узнать подробнее, что соответствует аббревиатуре ЗХУ. В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе изучения темы информацию. Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Прием позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика и поставить отметку за работу. Если позволяет время, таблица заполняется прямо на уроке, если нет, то можно предложить завершить ее дома, а на данном уроке записать в каждой колонке по одному или два тезиса или положения.

Приведенная ниже таблица «ЗХУ» заполнялась ученицей 6 класса на первом и последнем уроке изучения темы «Имя прилагательное». Заполнение третьей колонки носило контрольный характер, ребёнку была выставлена зачетная оценка.


З


Х


У


Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

Изменяется по родам, числам и падежам. Имеет полную и краткую форму.

В предложении является определением или сказуемым.


Степени сравнения имен прилагательных.

Разряды имен прилагательных по значению.

Какие прилагательные являются качественными, какие относительными, какие притяжательными.

Как пишется НЕ с прилагательными.

Когда пишется О, когда Е после шипящих в прилагательных.

От чего зависит написание одной или двух Н в суффиксах прилагательных.

Когда пишется К, когда СК в суффиксах прилагательных.

Когда сложные прилагательные пишутся слитно, когда через дефис.


^ Прилагательные имеют две степени сравнения: сравнительную и превосходную. Сравнительная степень показывает, что в том или ином предмете признак проявляется в большей или меньшей степени. Пример: Левая сторона больше правой. В предложении является сказуемым.

Превосходная степень показывает, что тот или иной предмет превосходит остальные по какому-то признаку. Пример: Самым удивительным в этом лесу был зимний дуб. В предложении является сказуемым и определением.

Сравнительная степень имеет две формы: простую и составную.

Простая форма сравнительной степени образуется путем прибавления к основе начальной формы прилагательных суффиксов –ее (-ей), -е, -ше. Например: приветливее, громче, тоньше. Прилагательные в форме простой сравнительной степени не изменяются ни по родам, ни по числам, ни по падежам. В предложении они бывают сказуемыми.

Составная форма сравнительной степени образуется прибавлением слова более к начальной форме прилагательного. Например: более приветливый. Второе слово в этой форме изменяется по родам, числам и падежам. В предложении обычно бывают сказуемыми и определениями.

Превосходная степень имеет две формы: простую и составную.

Простая превосходная степень образуется с помощью суффиксов –ейш, -айш. Например: мягчайший. Прилагательные в форме простой превосходной степени не изменяются ни по родам, ни по числам, ни по падежам. В предложении обычно бывают сказуемыми и определениями.

Составная превосходная степень образуется от полной формы прилагательного с помощью слов наиболее, наименее, самый. Например: самый красивый. Прилагательные в форме превосходной степени изменяются по родам, числам и падежам. В предложении обычно бывают сказуемыми и определениями.

^ Прилагательные имеют три разряда: качественные, относительные и притяжательные.

И так далее…


Рекомендации по использованию приема «Маркировочная таблица ЗХУ».

1. На первом этапе использования приема желательно для заполнения таблицы брать небольшие по объему темы. При заполнении 2 столбика таблицы возможна помощь учителя.

2. Работа над таблицей может служить хорошей подготовкой к зачету по пройденной теме. Возможно заполнение таблицы как формы итогового контроля по теме.

^ Прием “Пометки на полях” (Инсерт).

Технология "критическое мышление" предлагает педагогический прием, известный как
ИНСЕРТ. Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.

Название приема представляет английскую абревиатуру: I – interactive; N – noting; S – system; Е – effective; R – reading and; Т – thinking и переводится как «самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления».

"V" - то, что известно;

"- " то, что противоречит представлениям читающих;

"+" - то, что является новым;

"?" - ставится тогда, если у читателя возникло желание узнать о том, что описано, более подробно. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак “вопрос” обязывает их быть внимательным и отмечать непонятое.

Условные знаки помогают детям читать более внимательно. Знаки становятся помощниками в запоминании материала. Такое активное чтение способствует развитию систематичности мышления, развивает умение классифицировать поступающую информацию и развивает умение выделять новое. При повторном чтении внимание обращается еще раз на то, что не знал, а это способствует запоминанию новой информации.

У детей младшего школьного возраста, на первых этапах освоения приема или при работе с правилами по орфографии и пунктуации рекомендуется сократить количество значков до двух или трех: "V" - я это знал; "- " то, что противоречит представлениям читающих; "+" - это для меня новое.

Так, например, при изучении в 8 классе темы «Обобщающие слова при однородных членах предложения» вначале составляется список известной информации по теме, затем материал логически ранжируется, составляется список вопросов. Детям предлагается статья, при работе с которой они ставят пометки.

^ V При однородных членах могут быть обобщающие слова, которые являются теми же членами предложения, что и однородные.

V Обобщающие слова стоят или впереди однородных членов, или после них, например: 1) ^ Вдруг всё ожило: и леса, и пруды, и степи (Г.) — обобщающее слово — подлежащее всё стоит перед однородными подлежащими и леса, и пруды, и степи; 2) Теперь уже ни гор, ни неба, ни земли ничего не было видно (Арс.) — обобщающее слово ничего стоит после однородных членов ни гор, ни неба, ни земли и является, как и они, дополнением.

V I. Если обобщающее слово стоит впереди однородных членов, то перед однородными членами ставится двоеточие, например: ^ Всё было серое: затуманенный лес, озеро, небо. (Сол.)

[О: О, О, О].

+ Примечание. В книжной речи после обобщающих слов перед однородными членами могут быть слова как-то, а именно, например, указывающие на идущее дальше перечисление. В таких случаях после этил слов ставится двоеточие, а перед ними запятая, например:

^ Для выработки навыков грамотного письма необходимы три условия, а именно: знание правил, внимание и умение пользоваться справочниками.

[О, а именно: О, О и О].

V П. Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то за ними ставится тире, например: ^ Затуманенный лес, озеро, небо всё было серое.

[О, О, О - О].

+ III. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то перед однородными членами ставится двоеточие, а после них перед остальной частью предложения — тире, например: Всё вокруг: затуманенный лес, озеро, небо было серое.

[О: О, О, О – …].

Затем материал заносится в маркировочную таблицу, которая может выглядеть следующим образом (можно таблицу заполнить и только схемами для экономии времени на уроке):


V


+


При однородных членах могут быть обобщающие слова, которые являются теми же членами предложения, что и однородные.


Примечание. В книжной речи
после обобщающих слов перед однородными членами могут быть слова как-то, а именно, например, указывающие на идущее дальше перечисление. В таких случаях после этил слов ставится двоеточие, а перед ними запятая, например:

^ Для выработки навыков грамотного письма необходимы три условия, а именно: знание правил, внимание и умение пользоваться справочниками.

[О, а именно: О, О и О].


Обобщающие слова стоят или впереди однородных членов, или после них, например: 1)
^ Вдруг всё ожило: и леса, и пруды, и степи (Г.) — обобщающее слово — подлежащее всё стоит перед однородными подлежащими и леса, и пруды, и степи; 2) Теперь уже ни гор, ни неба, ни земли ничего не было видно (Арс.) — обобщающее слово ничего стоит после однородных членов ни гор, ни неба, ни земли и является, как и они, дополнением.


III. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то перед однородными членами ставится двоеточие, а после них перед остальной частью предложения — тире, например:
Всё вокруг: затуманенный лес, озеро, небо было серое.

[О: О, О, О – О].


I. Если обобщающее слово стоит впереди однородных членов, то перед однородными членами ставится двоеточие, например:
^ Всё было серое: затуманенный лес, озеро, небо. (Сол.)

[О: О, О, О].



П. Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то за ними ставится тире, например:
^ Затуманенный лес, озеро, небо всё было серое.

[О, О, О - О].



Заполнив такую таблицу, дети будут иметь возможность пользоваться её и в дальнейшем, поместив её, например в предметное портфолио по русскому языку.

Если работа над темой требует дополнительных знаний, чтение и заполнение таблицы ведется с использованием трех знаков.

Так, например, при работе над темой «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями и отглагольными прилагательными» в графе «?» могут быть записаны вопросы: Как пишутся причастия и отглагольные прилагательные на –мый? Как пишутся причастия, имеющие в качестве зависимых слов наречия меры и степени?

Особенно эффективным и интересным становится использование приема при работе с текстом, который содержит информацию, противоречащую старым представлениям, особенно с текстами, содержащими небесспорную информацию, т.е предназначенную для развития критического мышления.

Дело в том, что нередко учителя полагают, что, объясняя учебный материал на уроке, они находятся в поиске ответов на вопросы, которые интересны ученикам. Это на самом деле не всегда так. Авторы учебников ставят перед учениками самые разные вопросы, учитель на уроке требует ответа на них, а вот места для вопросов самих учеников ни в учебниках, ни на уроках нет. А результат этого хорошо известен: дети не всегда умеют задавать вопросы, а со временем у них вообще появляется боязнь их задавать. А ведь известно, что в заданном вопросе содержится уже половина ответа. Именно поэтому знак “вопрос” весьма важен во всех отношениях. Вопросы, заданные учениками по той или иной теме, приучают их осознавать что знания, полученные на уроке, не конечны, что многое остается “за кадром”. А это стимулирует учеников к поиску ответа на вопрос, обращению к разным источникам информации: можно спросить родителей, что они думают по этому поводу, можно поискать ответ в дополнительной литературе, можно получить ответ от учителя на следующем уроке.

Что же формирует и развивает такая работа?

Во-первых, формируется умение ранжировать информацию по степени новизны.

Во-вторых, развивается умение анализировать и классифицировать.

А также в процессе такой работы ребята учатся пересказывать информацию, учатся обсуждать и текст и доказывать свою точку зрения.

Для достижения эффективности использования этого приема необходимо соблюдать правила чтения текста с пометками, которые могут использоваться учащимися как памятки.

Правила использования приема ИНСЕРТ для учащихся:

1. Необходимо делать пометки при чтении.

2. Значки ставятся по ходу чтения.

3.Прочитав один раз, необходимо вернуться к своим первоначальным предположениям и вспомнить, что вы знали или предполагали по данной теме раньше.

4. Прочитайте текст еще раз. Возможно, количество знаков увеличится.

5. Необходимо записать информацию! Для этого можно использовать таблицу, которая легко заполняется с помощью пометок в тексте.

Когда текст прочитан и таблицы заполнены, целесообразно объединиться в мини-группы (4-8 человек) и обсудить результаты.

Во время проговаривания информация лучше усваивается и дополнительно структурируется.

После обсуждения в мини-группах можно вернуться к фронтальной работе.

На стадии рефлексии можно задавать следующие вопросы.

^ Вернитесь к тому, что вы знали до прочтения текста.

Какие знания подтвердились?

Какие не подтвердились?

Рекомендации по использованию приема "Инсерт".


  1. Предварительно определять текст или его фрагмент для чтения с пометками.

  2. Четко обозначить время, отведенное на эту работу, и следить за регламентом.

  3. Определить форму проверки и оценки проделанной работы.

Прием «Составление грамматических алгоритмов»

Когда ученики имеют определенные знания по той или иной теме, можно установить связи между известными фактами. Каким образом? Например, создать грамматические алгоритмы. Составленные вместе с детьми или самими детьми алгоритмы помогают понимать не только правило, но и порядок соответствующих правилу действий.

Пример 3. При изучении темы «Н и нн в отглагольных образованиях» шестиклассникам предлагаются следующие ряды слов: иллюстрированный – асфальтированный – корчеванный.

– Что общего в этих словах?

– Какой можно сделать вывод?

Рассматривается следующий ряд слов: кованый – жеваный.

– Что вы заметили? (Допущена ошибка, должно быть два н.)

Здесь ошибки нет, это слова-исключения.

Анализируется следующий пример: cтриженый – подстриженный – выстриженный.

Золоченый – позолоченный.

Вареный – сваренный.

– Чем различается написание данных слов? (Н и нн.)

– Попробуем предположить, отчего это происходит. (Если дети затрудняются, то задаем вопрос-подсказку.)

– Сравним глаголы, от которых образовались эти слова; чем они различаются? (Это глаголы разного вида.)

– Какой можно сделать вывод?

(В словах, образованных от глаголов совершенного вида, – нн.)

Сравним словосочетания:

жареный гусь – жаренный с яблоками гусь.

– Чем различаются словосочетания в этой паре? (Возможны два варианта ответа: они различаются количеством н или количеством слов в словосочетании.)

Задача учителя – не отвергать ответы детей, а направлять их. Задаем вопрос: есть ли связь между количеством слов во втором словосочетании и количеством н? Какой можно сделать вывод?

(Если в словосочетании есть слова, зависимые от причастия, то в нем пишется нн.)

В результате анализа исследуемого материала составляется алгоритм

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с научной статьёй в 7 классе по технологии РКМЧП.

Работа с научной статьёй. Учебник Разумовской М.М. Русский язык.7 класс. "Наречие". Технология РКМЧП...

Урок развития речи. "Что такое толерантность?" по технологии РКМЧП.

Урок проведен по технологии развитие критического мышления через чтение и письмо. Умение воспринимать, перерабатывать, а потом использовать информацию является основой успешности ребенка и в школе, и ...

разработка урока на тему:"Изменения политической системы в СССР (1953-1964)" с применением технологии РКМЧП

Разработка урокаТема урока: Изменения политической системы в СССР (1953-1964)  с применением технологии РКМЧП...

Использование элементов технологии РКМЧП (технология развития критического мышления через чтение и письмо) на уроке русского языка

Использование элементов технологии РКМЧП (технология развития критического мышления через чтение и письмо) на уроке русского языка...