Есть в памяти мгновения войны
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Гаряева Марина Сергеевна

Урок – литературная композиция, подготовленная учениками 7 класса совместно с учителем. Заранее отрабатывается выразительное чтение текстов, продумываются костюмы выступающих, схема их движения по кабинету. Чтецы сначала находятся за партами на своих местах, потом встают и двигаются так, чтобы привлечь всё внимание к себе. Необходимо продумать и отрепетировать лаконичные движения актёров, поработать с мимикой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon est_v_pamyati_mgnoveniya_voyny.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Есть в памяти мгновения войны…»

(урок литературы в 7 классе, посвящённый Дню Победы)

Цели: 1. Воспитывать чувство гордости за подвиги своих предков, чувство патриотизма;

            2. Развивать творческие способности учащихся, работать над выразительным чтением лирического произведения;

            3. Работать над развитием письменной речи учащихся.

Оборудование: 1. Доска оформлена фотографиями военных лет, картинами советских художников, плакат «Родина – мать зовёт»;

                            2. У доски находится стол, покрытый алой скатертью, с находящимися на нём военными реликвиями, принесёнными детьми: осколки снарядов и гильзы от пуль, найденные на полях сражений в Севастополе, награды бабушек и дедушек и т. д.;

                             3. Две свечи (незажжённые), также по ходу урока на столе появляются предметы, связанные с исполняемыми произведениями.

Ход урока:

Урок – литературная композиция, подготовленная учениками совместно с учителем. Заранее отрабатывается выразительное чтение текстов, продумываются костюмы выступающих, схема их движения по кабинету. Чтецы сначала находятся за партами на своих местах, потом встают и двигаются так, чтобы привлечь всё внимание к себе. Необходимо продумать и отрепетировать лаконичные движения актёров, поработать с мимикой.

Ведущий (или учитель):

       Скоро весь мир будет праздновать очередную годовщину Великой Победы. Мы с вами – поколения, не заставшие войну, - что мы знаем о ней? Немного. Война стремительно уходит в прошлое, оставляя в памяти лишь «мгновения войны». Давайте сегодня увидим несколько таких мгновений.

       Первые мгновения войны – самые страшные. Солнечное воскресенье 22 июня 1941 года навсегда окрашено в чёрный цвет. В этот день вся страна вздрогнула и разом поднялась против жестокого врага, потому что все поняли, насколько страшен этот враг. Первые шаги фашистов по нашей земле были кровавыми. В эти дни на стенах военкоматов, домов появился плакат «Родина – мать зовёт». В эти дни появились и первые стихи.

        Ученица, держащая в руках красную гвоздику, читает стихотворение А. Ахматовой «Мужество». После прочтения стихотворения кладёт гвоздику на стол.

Мужество

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём,

И внукам дадим, и от плена спасём

Навеки.

                                                                   А. Ахматова

        1941 и 1942 – годы тяжких боёв и страшного отступления. Русские войска оставляли свои города и сёла врагу. Что ожидало мирных жителей этих городов? Рабство, позор, смерть. Что видели русские солдаты, приходя в эти места после немцев? Об этом – следующее стихотворение.

        Чтение учеником стихотворения С. Наровчатова «Облака кричат»:

По земле позёмкой жаркий чад.

Стонет небо, стон проходит небом!

Облака, как лебеди, кричат

Над сожжённым хлебом.

Хлеб дотла, и всё село дотла.

Горе? Нет… Какое ж это горе…

Полплетня осталось от села,

Полплетня на взгорье.

Облака кричат. Кричат весь день!..

И один под теми облаками

Я трясу, трясу, трясу плетень

Чёрными руками.

        Ещё одно мгновение войны – оборона Севастополя.

(Рассказ ученицы (историческая справка, подготовленная по инициативе девочки). Рассматриваем картину на доске С. Дейнека «Оборона Севастополя» и осколки, привезённые с поля боя из Севастополя. Каждый осколок – чья-то застывшая смерть).

       Никого не пожалела война. Она слепа в своей жестокости и не различает, кто является её жертвой. На войне погибло несколько миллионов детей, совсем не виноватых в том, что в их жизни случилась война. Перед вами – ещё одно мгновение войны.

Чтение 1 или 2 учащимися стихотворения Д. Алтаузена «Девочка играла возле дома»:

Выбежала девочка из дома

Маленькая, в мамином платке,

Старенькие валенки знакомо

Весело блестели вдалеке.

Куклу на салазках покатала…

С чёрной собачонкой у ворот

Долго по-ребячьи лопотала,

Рукавичку ей совала в рот.

Бегала то к дому, то к сараю

И шептала, прячась за крыльцо:

- Я с тобой, собачка, не играю,

Ты чего слюнявишь мне лицо?

Топала по тропке возле дома,

Щёчки на морозе расцвели…

Вдруг, хрустя по снегу незнакомо,

Злые люди к дому подошли.

Вытащили всё, что в доме было,

Даже карандашик и тетрадь –

Ту, в которой девочка любила

Ласточек для мамы рисовать.

Вынесли подушки и корзины,

Свёрток детских трусиков цветных,

И такие были образины

Лютые и жадные у них.

Разбросали карточки по дому,

Снимки, что в альбомах берегли,

И потом зажжённую солому

Равнодушно к двери поднесли…

Зазвенели выбитые рамы.

Полыхнуло пламя через край.

И раздался хриплый голос мамы:

- Доченька, любимая, прощай!

Чёрным дымом крыша вся покрылась,

Вспыхнул клён, что рос невдалеке.

Губки задрожали, покатилась

Крохотная слёзка по щеке.

Мамочка. Мамусенька, родная!

Посмотри, сейчас расправлюсь я

С этим, на котором шерстяная

Вязаная кофточка твоя.

Кулачонки маленькие сжала -

Сердце быстро прыгнуло в груди, -

К рыжему фашисту подбежала

И сказала звонко: - Уходи!

Был он длинный, грязный и плечистый,

Был он молод, жаден и жесток.

И сорвал он с девочки пушистый,

Тёплый, мамин, ласковый платок.

Волосёнки ветром растрепало.

Слёзы стыли возле самых век.

Треснул выстрел – девочка упала

Личиком курносым прямо в снег.

В это утро мы в окопах были,

А потом рванулись точно в срок

И атакой яростной отбили

Небольшой районный городок.

      Многие дети в войну стояли плечом к плечу со взрослыми, мало чем отличаясь от них: воевали, ходили в разведку, терпели пытки фашистов. Таков и «Десятилетний человек» С. Михалкова:

Крест-накрест синие полоски

На окнах съёжившихся хат.

Родные тонкие берёзки

Тревожно смотрят на закат.

И пёс на тёплом пепелище,

До глаз испачканный в золе.

Он целый день кого-то ищет

И не находит на селе…

Накинув старый зипунишко,

По огородам, без дорог,

Спешит, торопится парнишка

По солнцу – прямо на восток.

Никто в далёкую дорогу

Его теплее не одел,

Никто не обнял у порога

И вслед ему не поглядел.

В нетопленой. Разбитой бане

Ночь скоротавший, как зверёк,

Как долго он своим дыханьем

Озябших рук согреть не мог!

Всё видевший, на всё готовый,

По грудь проваливаясь в снег,

Бежал к своим русоголовый

Десятилетний человек.

Он знал, что где-то недалече,

Быть может, вон за той горой,

Его, как друга, в темный вечер

Окликнет русский часовой.

И по щеке его ни разу

Не проложила путь слеза:

Должно быть, слишком много сразу

Увидели его глаза

За эти месяцы страдания,

Которые равны годам…

Но ты, фашистская Германия,

За всё сполна ответишь нам!

Детоубийцы и грабители,

Вам ничего не скрыть вовек!

Он будет первым обвинителем –

Десятилетний человек!

     Дети и подростки проявляли своё мужество повсюду, и в блокадном Ленинграде тоже.

(Рассказ ученика о блокаде. Чтение стихотворения Н. Доризо «Фронтовая зима. Ленинград». Краткий комментарий к стихотворению делает сам исполнитель, используя табличку с надписью «В этом доме жила тётя Вера», изготовленную к уроку).

«Здесь жил Пушкин».

«Здесь жил Маяковский».

Мрамор славы.

Бессмертья металл.

Видел мемориальные доски.

Но такую, клянусь, не видал, -

Так и рвётся наружу страданье.

Фронтовая зима. Ленинград.

От всего многолюдного здания

Лишь один обгоревший фасад.

А к фасаду прибита фанера,

Обведённая чёрной каймой:

«В этом доме жила тётя Вера», -

Нацарапано детской рукой.

       Замечательная русская поэтесса А. Ахматова, пережившая все 900 дней блокады, обратилась в своих стихах к погибшим ленинградцам. (Ученик читает стихотворение А. Ахматовой «А вы, мои друзья…»):

А вы, мои друзья последнего призыва!

Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена.

Над вашей памятью не стыть плакучей ивой,

А крикнуть на весь мир все ваши имена!

Да что там имена! Ведь всё равно – вы с нами!..

Все на колени, все! Багряный хлынул свет!

И ленинградцы вновь идут сквозь дым рядами –

Живые с мёртвыми: для славы мёртвых нет.

      Наравне с мужчинами войну прошли и русские женщины. Их подвиг тих, за него не давали наград, но разве не настоящее мужество – быть матерью, сестрой, женой солдата, каждый день умирать от страха за своих любимых, которые на фронте, и при этом находить в себе силы работать для Победы на заводах, в поле, везде заменяя мужчин. А ведь были и женщины – бойцы, такие, как Юлия Друнина, автор следующего стихотворения:

Качается рожь несжатая,

Шагают бойцы по ней.

Шагаем и мы – девчата,

Похожие на парней.

Нет, это горят не хаты –

То юность моя в огне.

Идут по войне девчата,

Похожие на парней.

      Как представить себе, сколько сил нужно девушке, чтобы вынести на себе весь ужас, всю грязь и весь труд войны. А кто оценит труд врачей и санитарок, всегда находившихся на фронте или рядом с фронтом, которые жертвовали своими жизнями, спасая чужие.

      Но более всего потрясает горе матери, потерявшей сына – бойца. Ещё одно мгновение войны – госпиталь, только что похоронили героя – солдата, со знаменем и оркестром, не зная, что старушка – мать спешит на встречу с сыном, ничего не ведая о его смерти. (Чтение ученицей стихотворения В. Тушновой «Мать». Девочка читает в накинутом на голову чёрном платке, который после чтения снимает и кладёт на стол):

Она совсем немного опоздала,

Спеша с вокзала с пёстрым узелком…

Ещё в распахнутые окна зала

Виднелось знамя с золотым древком,

Ещё на лестнице лежала хвоя,

И звук литавр, казалось, не погас…

Она прошла с дрожащей головою,

В глухом платке, надвинутом до глаз.

Она прошла походкою незрячей,

Водя по стенам сморщенной рукой.

И было страшно, что она не плачет,

Что взгляд такой горячий и сухой.

Ещё при входе где-то, у калитки,

Узнала, верно, обо всём она.

Ей отдали нехитрые пожитки

И славные сыновьи ордена.

Потом старуха поднялась в палату, -

Мне до сих пор слышны её шаги, -

И молчаливо раздала солдатам

Домашние ржаные пироги.

        Ещё одно из ужасающих мгновений войны – концлагерь. В годы владычества Гитлера вся Европа покрылась сетью лагерей смерти. Каждый такой лагерь был огромен, похож на целый город. Там жило, если можно так сказать, огромное количество людей. Цель лагерного начальства, охранников, врачей – каждый день убивать как можно больше узников. Заключённые, выживавшие в лагере более долгое время, уже не были похожи на людей. Это были скелеты. Они не имели имён, только номера. Об этом пишет немецкий писатель Эрих Мария Ремарк в своём романе «Искра жизни»: «Скелет под номером 509 медленно приподнял голову и открыл глаза. Он не понимал, забытье это или просто сон. Здесь между ними особой разницы не было. И то и другое означало погружение в глубинные трясины, из которых, казалось, уже ни за что не выбраться наверх: голод и изнеможение давно сделали своё дело.

      Пятьсот девятый лежал и настороженно прислушивался. Это было старое лагерное правило; никто не мог знать, с какой стороны надвигается опасность, но, пока ты замер, всегда есть шанс, что тебя не заметят или примут за мёртвого. Простой закон природы, по которому живёт любая букашка.

      Он не услышал ничего подозрительного. Перед ним – полусонные охранники на башнях с пулемётами, сзади него – тоже всё спокойно. Он осторожно повернул голову и оглянулся.

      Концлагерь Меллерн мирно дремал под солнцем. Большой плац для переклички, который эсэсовцы в шутку называли танцплощадкой, был пуст. Только на мощных деревянных сваях – крестах висели четверо с завязанными за спиной вывернутыми руками. Их так высоко подвесили на верёвках, что ноги не касались земли. Два кочегара крематория забавлялись, кидая в них из окна кусочками угля. Но ни один из четырёх вот уже полчаса не подавал признаков жизни.

        Бараки трудового лагеря выглядели безлюдными. Внешние коммандос ещё не вернулись. По улице сновало только несколько дневальных. Слева, у больших входных ворот, перед бункером для штрафников сидел, потягивая кофе, шарфюрер СС Бройер. Ему специально поставили на солнце круглый столик и плетёное кресло. Весной 1945 года хороший кофе в зёрнах был редкостью.

        Только что Бройер удушил двух евреев, которых шесть недель гноили в бункере. Пожилой еврей его только раздражал; а тот, что помоложе, оказался упорнее – он ещё довольно долго брыкался и кряхтел. Бройер посчитал свой поступок филантропическим деянием, заслуживающим компенсации. Дежурный передал ему к кофе ещё тарелку с пирожными «баба». Бройер ел медленно, с удовольствием. Больше всего он любил изюм без косточек, которым обильно было нашпиговано тесто. Вяло усмехнувшись, Бройер прислушивался к угасавшим звукам лагерного оркестра, который репетировал за садами. Звучали «Розы с юга», любимый вальс команданта лагеря оберштумбаннфюрера Нойбауэра.

       Пятьсот девятый находился на противоположной стороне лагеря, у деревянных бараков – от большого трудового лагеря их отделял забор из колючей проволоки. Эти бараки называли Малым лагерем. Здесь держали узников, которые настолько ослабели, что не могли больше работать. Они попадали туда, чтобы умереть. Поэтому бараки всегда были переполнены. Нередко умирающие лежали друг на друге даже в коридорах или же издыхали под открытым небом. В концлагере Меллерн не было газовых камер, что являлось предметом особой гордости коменданта. Он с радостью подчёркивал, что в Меллерне люди умирают естественной смертью.

       Официально Малый лагерь назывался щадящим отделением. Однако лишь немногие узники находили в себе силы, чтобы продержаться в этом «щадящем» режиме более одной – двух недель».

        (После прочтения отрывка из романа два ученика подходят к столу и зажигают свечи, встают по обе стороны стола).

        Несмотря ни на что, ни на какие издевательства, трудности и горе, фашизм был побеждён. Мировая война закончилась победой жизни над смертью, победой добра над злом. А победители в этой войне – советские русские люди, принёсшие жизнь и свободу не только своему народу, но и всем народам Европы. Русские люди выдержали «Смертный бой не ради славы – ради жизни на Земле»…   И за это им великий почёт!

(Ученики, стоящие у стола, читают стихотворение Л. Мартынова «Народ – победитель»):

Возвращались солдаты с войны.

По железным дорогам войны

День и ночь поезда их везли.

Гимнастёрки их были в пыли

И от пота ещё солоны

В эти дни бесконечной весны.

Возвращались солдаты с войны.

И прошли по Москве, точно сны, -

Были жарки они и хмельны,

Были парки цветами полны.

В зоопарке трубили слоны, -

Возвращались солдаты с войны!

Возвращались домой старики

И совсем молодые отцы –

Москвичи, ленинградцы, донцы…

Возвращались сибиряки.

Возвращались сибиряки –

И охотники, и рыбаки,

И водители сложных машин,

И властители мирных долин, -

Возвращался народ – исполин…

Возвращался?

Нет!

Шёл он вперёд,

Шёл вперёд

Победитель – народ!

     Слава народу – победителю, слава ветеранам, слава нашим бабушкам и дедушкам, пережившим мировое горе, и вечная память павшим!

Учитель благодарит участников выступления и просит ответить письменно на вопрос: «Что значит для меня День Победы?» (в качестве самостоятельной работы на уроке или домашнего задания).

     

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прикасаясь памятью к войне

Материал сценария основывается на краеведческом поисковом материале, который собран по воспиминаниям очевидцев тех,драматических событий....

ВНЕКЛАССНОЕ МЕОРПРИЯТИЕ УРОК- ПАМЯТИ «АФГАНСКАЯ ВОЙНА, 1979–1989 ГОДЫ»

Цель:· воспитание эмоционально-ценностного отношения к событиям истории.Задачи.Познавательные:· формирование исторического подхода к событиям;· выявление причин войны в Афганистане в конце ХХ века;· з...

Диплом о победе Бузункиной Марии, 10 класс, в радиоконкурсе "Есть в памяти мгновения войны", 2012 год. Учитель Волкова А.П.

Конкурс проводился в честь Дня Победы Филиалом ГТРК "Подмосковье. Радио Подольска" в 2012 году. Участниками являлись обучающиеся школ Подольского района, куда 3 года назад входил территориально наш на...

Творческая мастерская посвященная памяти детей войны 1941-1945 год."Журавлики памяти"

Беседа о детях войны и изготовление журавликов в технике "канзаши"....

Литературно-музыкальная композиция «Сороковые, роковые…» (Конспект урока на конкурс педагогического мастерства "Есть в памяти слово "Победа").

Данный конспект урока и мультимедийная презентация были разработаны для участия в муниципальном конкурсе педагогического мастерства "Есть в памяти слово "Победа". Темой этого урока является тема Велик...

Беседа к 9 мая для младших школьников «Застывшие мгновения Войны».

Горько осознавать, что в последние годы история переписывается в угоду поборников старого мирового порядка. Яркий пример : сегодня приходится слышать немало абсурдных заявлений о событиях прошлых лет ...

Исследовательская работа "А в памяти мгновения войны..."

Работа посвящена воинам, погибшим в годы ВОВ...