рабочая программа по литературе 8 кл. умк Коровиной
календарно-тематическое планирование по литературе (9 класс) по теме

Бочёнкова Анастасия Евгеньевна

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literature_9_kl.doc182 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

Департамент образования

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Центр образования Московского района

Рабочая программа

по  …..литературе………

 для _9__ класса  

  основного общего образования,

 (базовый  уровень)

Составила____Бочёнкова Анастасия Евгеньевна,_____________________

учитель русского языка и литературы_____1__ квалификационной категории

Количество часов:

в год ___102_ часа

в неделю _3__ часа

Плановых работ:                      1 полугодие                            2 полугодие

контрольных                                            2                                               2

сочинений                                                5                                               6

         

Составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 кл. Под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение,2007

Учебник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. /автор-соствавитель   В.Я.Коровина (и др). М.: Просвещение, 2009 г.

Нижний Новгород,

2014 г.

Пояснительная записка

      Настоящая программа по литературе для 9 класса составлена  в соответствии с компонентом федерального  государственного стандарта общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение, 2007.

   Учебник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. /автор-соствавитель   В.Я.Коровина (и др). М.: Просвещение, 2009 г.

  На изучение программного материала учебным планом школы предусматривается  102 часа  (3 часа в неделю).

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Цели обучения

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

         Отличительная особенность  рабочей программы состоит в том, что она учитывает особенности обучающихся Центра образования, испытывающих трудности в обучении, имеющих большие пробелы в знаниях, а также особенности занятий в Центре образования, специфика которых состоит в практической направленности уроков, в увеличении времени на чтение художествееных произведений, формирование навыков пересказа, обучение анализу художественных произведений, умению строить устные и письменные высказывания на основе изученного произведения.

 Содержание курса.

Введение

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

 ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

ИЗ  ЛИТЕРАТУРЫ  XVIII   ВЕКА

Характеристика русской литературы XVIII века.

Гражданский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

 «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие   из   Петербурга   в   Москву».    (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория   литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XIX  ВЕКА

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Александр  Николаевич Островский.  Слово о писателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна   и   приказчик   Митя   —   положительные   герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория  литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Теория   литературы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

 Из поэзии XIX века

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XX  ВЕКА

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

Из  русской  прозы   XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков.  Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов.  Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын.  Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория   литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской  поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи  к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь,   на  меня  похожий...»,   «Бабушке»,   «Мне  нравится,  что вы больны не мной...»,  «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова.  Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак.  Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).

Песни  и  романсы на стихи  поэтов XIX—XX веков

Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

ИЗ  ЗАРУБЕЖНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

Античная лирика

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой  (1-й акт), сцены первой (3-й акт),  сцены четвертой

 (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

Теория литературы. Философско-драматическая поэма.Повторение

 

Учебный план

9 класс (102 часа)

Тема

Всего

часов

Внеклассное чтение (в том числе)

Развитие

речи (в том числе)

1

Введение

1

6

6

2

Из древнерусской литературы

3

3

Из литературы XVIII века

11

4

Из русской литературы XIX века

52

5

Из русской литературы XX века

26

6

Из зарубежной литературы

7

7

Повторение

2

Итого:

102


Тематическое планирование уроков

 литературы в 9  классе

№ п/п

Наименование раздела, темы урока

Количество часов

ВВЕДЕНИЕ

1

Введение. Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека.

1

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

2

Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы.

1

3

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История создания, художественные особенности.Подготовка к домашнему сочинению.

1

4

Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы 18 века.

1

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

5

М.В.Ломоносов-реформатор русского языка и системы стихосложения. Слово о поэте и ученом. «Вечернее размышление…»

1

6

М.В.Ломоносов. «Ода на день Восшествия на престол … 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях М.В.Ломоносова

1

7

Г.Р.Державин.Идеи просвещения и гуманизма в лирике.

1

8

Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник».

1

9

А.Н.Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». Критика крепостничества.

1

10

Особенности повествования в «Путешествии…» Жанр и содержание.

1

11

Н.М.Карамзин.Понятие о сентиментализме. Слово о писателе и историке. «Осень».

1

12

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Утверждение общечеловеческих ценностей

1

13

Подготовка к сочинению «Литература 18 века в восприятии современных читателей».

1

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XIX  ВЕКА

14

Общая характеристика русской и мировой литературы 19 века.

1

15

Понятие о романтизме. Романтическая лирика начала 19 века.В.А.Жуковский . Стихотворения.

1

16

В.А.Жуковский. «Светлана». Нравственный мир героини баллады.

1

17

А.С.Грибоедов. Личность и судьба драматурга.

1

18

А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен.

1

19-20

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума».

2

21-22

Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажнй.

2

23

Язык комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».  Обучение анализу эпизода.

1

24

И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению.

1

25

А.С.Пушкин в восприятии современного читателя. Лицейская лирика.

1

26

Лирика петербургского периода. «Деревня», «К Чаадаеву». Тема свободы и власти.

1

27

Любовь как гармония душ в интимной лирике» На холмах Грузии лежит ночная мгла..» А.С.Пушкина.

1

28

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

1

29

Контрольная работа по лирике начала 19 века, комедии «Горе от ума», лирике Пушкина.

1

30

А.С.Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы.

1

31

Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел.

1

32

Онегин и Ленский. Трагические итоги жизненного пути.

1

33

Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.

1

34

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.

1

35

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.

1

36

Пушкинская эпоха в романе»Евгений Онегин»Реализм романа.

1

37

Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г.Белинский, Д.И.Писарев и др.

1

38

А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства».

1

39

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике. «Нет,я не Байрон, я другой...»

1

40

Образ поэта-пророка в лирике М.Ю.Лермонтова. «Смерть поэта», «Пророк»

1

41

Адресаты любовной лирики Лермонтова и послания к ним. «Нищий»

1

42

Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. «Дума». «Предсказание».

1

43

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе.

1

44

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». Загадки образа Печорина в главах «Бела» и «Максим Максимыч»

1

45-46

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист».

2

47

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.

1

48

Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина.

49

Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени».Роман в оценке В.Г.Белинского.

1

50

Сочинение по лирике Лермонтова, роману «Герой нашего времени».

1

51

Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород». «Мертвые души».Обзор содержания, замысел, история создания.

1

52-53

Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода.

2

54

Образ города в поэме «Мертвые души».

1

55

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой.

1

56-57

«Мертвые души» - поэма о величии России. Подготовка к домашнему сочинению.

2

58

А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок».

1

59

Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок».

1

60-61

Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. Повесть «Белые ночи». Черты его внутреннего мира.

2

62

Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи».

1

63

Л.Н.Толстой. слово о писателе. «Юность». Формирование личности героя.

1

64

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека».

1

65

А.П.Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире.

1

66

Подготовка к сочинению «В чем особенность изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века?».

1

67

Беседа о стихах Некрасова, Тютчева, Фета. Эмоциональное богатство русской поэзии.

1

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XX  ВЕКА

68

Русская литература 20 века: многообразие жанров и направлений.

1

69

И.А.Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи».

1

70

Мастерство И.А.Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования.

1

71

М.А.Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество.

1

72

Поэтика повести М.А.Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая позиция автора.Смысл названия.

1

73

М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека» Судьба человека и судьба Родины.

1

74

Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека».

1

75

А.И.Солженицын. Слово о писателе.«Матренин двор». Тема праведничества в рассказе.

1

76

Образ праведницы в рассказе «Матренин двор».

1

77

Контрольная работа по произведениям второй половины 19 века и начала 20 века.

1

78

Русская поэзия серебряного века.

1

79

А.А.Блок. Слово о поэте. Лирика. «О доблестях, о подвигах, о славе…» Трагедия утраченной любви.

1

80

С.А.Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике Есенина. «Разбуди меня завтра рано...»

1

81

Размышления о жизни, природе, предназначении человека в лирике Есенина. «Не жалею, не зову, не плачу...»

1

82-83

В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!» и другие стихотворения. Новаторство поэзии В.Маяковского.

2

84

М.И.Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, любви, о жизни и смерти. «Бабушке» и др.

1

85

Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи о Москве».

1

86

Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе» и др.

1

87

А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике.

1

88

Стихи А.А.Ахматовой о поэте и поэзии. Трагические интонации в лирике.

1

89

Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и любви. «Перемена».

1

90

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и природе в лирике поэта. «Урожай»

1

91

А.Т.Твардовский «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне..

1

92-93

Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 веков.

2

94

Зачетное занятие по русской лирике 20 века.

1

ИЗ  ЗАРУБЕЖНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

95

Античная лирика. Катулл. «Нет, ни одна из женщин». Гораций «Я воздвиг памятник»

1

96

Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы.

1

97

У.Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен). Гуманизм эпохи Возрождения.

1

98

Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии.

1

99

И.-В Гете. Слово о поэте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен).

1

100

Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

1

101

Выявление уровня литературного развития учащихся.

1

102

Итоги года и задания для летнего чтения.

1

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения литературы обучающийся должен

Знать/ понимать

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х – ХХ века;
  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
  • основные теоретико-литературные понятия.

Уметь

  • выделение характерных причинно-следственных связей;
  • сравнение и сопоставление;
  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
  • составление плана, тезиса, конспекта;
  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Учебно-методическое обеспечение

  •  Литература .  9  кл. Учебн. для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. Ч. 1/ Авт.-сост.  В.  Я.  Коровина  (и др.). – М.: Просвещение, 2011.
  •  Литература .  9  кл. Учебн. для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. Ч. 2/ Авт.-сост.  В.  Я.  Коровина  (и др.). – М.: Просвещение, 2009.

Для учителя:

 Программы  и  учебники:

                    Литература .  9  кл. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. Ч. 1/ Авт.-сост.  В.  Я.  Коровина  (и др.). – М.: Просвещение, 2007.

  •  Литература .  9  кл. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. Ч. 2/ Авт.-сост.  В.  Я.  Коровина  (и др.). – М.: Просвещение, 2007.

        Программа общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 кл. Под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение,2007

Методические пособия:

Официальный сайт министерства образования и науки Российской Федерации

http://www.mon.gov.ru 

Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

http://ege.edu.ru

Интернет-ресурсы:

Справочно-информационные и методические материалы:

  • http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
  • http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 6 класс (Коровина)

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе под редакцией В.Я.Коровиной). Кроме пояснительной записки и календарно-тематического планирования, в программу включены контрольно-измер...

Рабочая программа по литературе, 6 класс, Коровина

Программа рассчитана на 3 часа в неделю, т.е. 102 часа....

Рабочая программа по литературе 7 класс (Коровина В.Я.)

Рабочая учебная программа по литературе составлена на:·         основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего об...

Рабочая программа по литературе 9 класс Коровиной

Содержит календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по литературе (5 класс Коровина)

Рабочая программа по литературе (5 класс Коровина)...

Рабочая программа по литературе. 7 класс.(Коровина В.Я.)

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уро...

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....