"Весна Красна. Образ весны в изображении русских поэтов и художников"
методическая разработка (литература, 7 класс) на тему

Дмитриева Елена Юрьевна

Внеклассное мероприятие в 7 классе с использованием ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vesna_krasna.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

«Весна красна. Образ весны в изображении русских поэтов и художников»

Внеклассное мероприятие в 7 классе с использованием ИКТ (презентация)

1 ведущий: Жил-был город. Дома в нём были высокие, прочные, улицы широкие, светлые, но все какие-то одинаковые. Город был большой, люди в нём жили разные, но каждый, кто приезжал в город и видел его жителей, утверждал, что все они похожи, и вот почему: жители этого города не умели радоваться хорошему и огорчаться плохому. Когда им было холодно или больно, они хмурились и даже плакали. Но никому из них не было грустно, когда солнце закрывалось тяжёлыми тучами, когда кому-то рядом становилось больно и холодно. Если они видели поскользнувшегося и упавшего человека, они могли засмеяться. Но никто из них не улыбнулся от радости, видя просыпающийся утром цветок, купающегося в луже воробья, озорные лучики солнца, пробивающегося сквозь густую листву деревьев.

Но ведь все люди не могут быть одинаковыми. Вот и в этом городе жил один чудак. Он мог подолгу смотреть, как падают листья, мог беседовать о чём-то с воробьями, мог услышать и даже записать, о чём шелестят между собой деревья. И был в этом городе большой старый сад. В нём росли деревья, распускались цветы, пели птицы. Но люди не замечали всего этого. Они приходили сюда только потому, что это было полезно – полезно двигаться, полезно дышать воздухом, насыщенным кислородом. И только чудак приходил сюда весной и осенью, зимой и летом, приходил, чтобы полюбоваться красотой сада. Стоило ему появиться, как к нему спускали свои ветки деревья, к нему тянулись головки цветов, только для него пели птицы. Ведь чудак замечал то, чего не видели другие, мог удивительно точно и красиво об этом рассказать. Он писал о «пышном увядании» природы, любовался красотой зимнего пейзажа. Но ждал самого лучшего времени, когда мир вокруг проснётся и оживёт под лучами солнца. Чуткой душой он ощущал малейшие изменения в природе, раньше других чувствовал приближение весны.

1 чтец исполняет стихотворение Ф.И. Тютчева «Ещё земли печален вид» (до слов «И ей невольно улыбнулась»)

2 чтец исполняет стихотворение А. Плещеева «Весна».

2 ведущий: «С природою одною он жизнью дышал,» - так определял Исаак Левитан назначение художника-пейзажиста. Он умел внимательно и вдумчиво слушать природу, нежно и трепетно любил её. Всего 40 лет жизнь отпустила Левитану, но он оставил нам на своих полотнах Волгу, Плёс, Золотую осень, и, конечно, Весну …

Исаак Левитан написал картину «Весна. Большая вода» в 1897 году. По восприятию она считается одной из лучших лирических картин художника, картина навеяна радостью новой жизни, природа заново преображается.

На полотне художник отобразил весеннее половодье, река вышла из берегов и затопила всё в округе. В воде отражаются молодые изогнувшиеся берёзки, окружающие высокий дуб с небольшой елью, которая выделяется среди своих сородичей тёмно-зелёным окрасом. Небольшая лодка у дерева служит средством переправы для местных жителей. На другом берегу виднеются крестьянские избы и сараи. Искусно написана Левитаном узкая полоска жёлто-рыжего берега, красиво изгибаясь, он уводит взгляд зрителя в глубь картины. Колорит полотна образован тончайшим переходом оттенков голубого, зелёного и жёлтого цвета. Разнообразен голубой цвет, его оттенки присутствуют в картине полной гаммой: от белого до тёмно-голубого. Светлые чистые краски придают этому пейзажу хрупкость и прозрачность. Картину пронизывает оптимизм долгожданного весеннего пробуждения природы.

3 чтец исполняет отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин» («Гонимы вешними лучами…»)

3 ведущий: В жизни наших далёких предков очень важными были годичные смены явлений природы. С древнейших времён отмечались зимнее и летнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие. Особое место в годичном цикле занимало весеннее равноденствие, когда зима поворачивала на весну. Месяц март – время бурного возрождения природы, усиления активности солнца. Этот период воспринимался как начало жизни. Поэтому в древности именно с марта начинался новый год.

Люди с радостью встречали долгожданную весну, в честь её пели песни – призывы – веснянки. В веснянках просили зиму отступить за дальние моря, дать дорогу красной весне.

Весна, весна,

Поди сюда!

А ты, зима,

Ступай за моря!

Приход весны совпадает с прилётом птиц – жаворонков, перепелов, ласточек. Как любой старинный крестьянский праздник, встреча весны сопровождалась разнообразными обрядами. Один из них – выпекание из теста птиц. Чаще всего пекли жаворонков, потому что настоящая весна начиналась с прилётом этих посланников Солнца. И уж очень они радостно, голосисто и весело пели свою весеннюю песню.

4 чтец исполняет стихотворение Евгения Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!»

4 ведущий: Отец Алёши Саврасова владел небольшой лавочкой. Чтобы задобрить отца и получить разрешение учиться художеству, Алёша попробовал рисовать картинки и продавать их. Картинки охотно покупали. Мальчик поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Раньше считалось, что пейзаж должен быть красивым, эффектным. Поэтому живописцев влекла больше природа Италии, Швейцарии. Саврасов же в самом обыденном и простом стремился отыскать и показать зрителям непреходящую красоту. На первой передвижной выставке 1871 года Саврасов показал свою картину «Грачи прилетели».

На окраине маленького селения возвышается шатровая колокольня. К светло-голубому с высокими облаками небу тянутся ещё голые, но уже встрепенувшиеся ветки берёз. Лёд на пруду растаял, снег стал хрупким. На деревья с шумом опускается стая грачей. На глазах у зрителей происходит чудо – рождается весна.

5 чтец исполняет стихотворение И. Бунина «Бушует полая вода»

4 ведущий: Общепризнанным шедевром Исаака Левитана является картина «Март». Он написал её в 1895 году, находясь в Горке – имении своих знакомых Турчаниновых. Он наблюдал и писал первые дни весны, и стремительное её приближение заставляло художника торопиться. Хотя кругом было ещё много снега, но пейзаж менялся мгновенно. На картине изображены задворки обыкновенной усадьбы, пригретые и освещённые солнцем, тающий снег и синими тенями, тонкие ветки деревьев на фоне неба, весело и ярко освещённая стена дома. В несколько сеансов написал Левитан свой лучезарный «Март». Колорит картины строится на тёплых рыжеватых тонах санной дороги, как бы проступающих сквозь холодноватые серо-голубые тона снега, на сильном цветовом акценте лимонно-жёлтой стены дома, на золотистых в лучах солнца осинах и берёзах.

Снег на картине живёт – он дышит, мерцает, отражает голубое небо. Оставленная у крыльца и пригревшаяся на солнце горкинская лошадь Дианка да незакрытая дверь говорят о незримом присутствии человека. Пригревает солнце, от его лучей съёживается снег на крыше крыльца, углубляются и темнеют на тропинке следу от ног. Но, глядя на «Март», мы словно ещё слышим все шорохи и звуки природы, её дыхание, шелест прозрачных ветвей деревьев, пение капели. Рыхлый, тяжёлый пласт снега на покатой крыше, кажется, вот-вот соскользнёт вниз, и мы услышим гулкий шум от его падения.

6 чтец исполняет стихотворение О. Лебедушкиной «Весна начинается с неба»

7 чтец исполняет стихотворение Е. Стюарт «Весна пришла» («Весна пришла, сосульками карнизы украшая …»)

6 ведущий: В 1904 году появилась картина «Зелёный шум». Она поразила всех обилием новых, свежих лесных красок. Её автор, Алексей Александрович Рылов, показал зелёный убор леса в его трепетно-живой прелести.

Когда Н.А. Некрасов написал стихотворение «Зелёный шум», он сделал к нему примечание: «Так народ называет пробуждение природы весной». Вспомним стихотворение:

Идёт – гудёт Зелёный Шум,

Зелёный Шум, весенний шум!

Играючи расходится

Вдруг ветер верховой:

Качнёт кусты ольховые,

Подымет пыль цветочную,

Как облако; всё зелено:

И воздух, и вода!

Идёт – гудёт Зелёный Шум,

Зелёный Шум, весенний шум!

А теперь давайте посмотрим на картину А.А. Рылова. Зритель словно стоит на возвышенности, с которой открывается широкий вид на пойму тёмно-синей реки с парусами лодок. Рядом шумят старые, молодые и совсем юные деревья. День, как видно, выдался ветреный. По чистому, весеннему, нежно-бирюзовому небу несутся кучевые облака. Белые, лиловые, розовые, они освещены не видимым на картине, но где-то близко сверкающим солнцем. От этого и листва деревьев светится иначе. Она будто осыпана драгоценными камнями – это перевернулись от ветра тысячи шелестящих листочков.

В своих воспоминаниях художник писал: «… Я очень много трудился над этим мотивом, … стараясь передать ощущение от весёлого шума берёз, от широкого простора реки. Жил я летом на крутом, высоком берегу Вятки, под окном шумели берёзы целыми днями, затихая только к вечеру; протекала широкая река; виднелись дали с озёрами и лесами. Оттуда поехал в имение к ученице. Там аллея старых берёз, идущая от дома в поле тоже шумела. Я любил ходить по ней и рисовать эти берёзы. Когда я приехал в Петербург, то в ушах у меня остался этот «зелёный шум». На полотне Рылова вся природа ликует. Она преисполнена силы и свежести. По русской земле идёт-гудёт Зелёный Шум … Деревья, только что одевшиеся нарядной листвой, и буйный, озорной ветер водят хоровод.

7 ведущий: Вот какие стихи рождались у чудака, когда он бродил по городу и саду, когда вспоминал виденное и слышанное раньше. Его стихи слушали деревья  в саду, звери и птицы. А люди не хотели слушать и понимать их. Но ведь человеку очень трудно живётся, когда его не понимают, когда он одинок. И чудак ушёл из города искать людей, которые бы видели и понимали прекрасное. Ему было очень больно покидать сад, и он ушёл, даже не попрощавшись с ним. А сад ждал своего друга. Без него повяли цветы и деревья, перестали петь птицы. Сад умирал. Жители города не могли понять, отчего это происходит. Они стали искать чудака, чтобы он вернул им сад. Чудак вернулся, ему было жаль сад. Он вошёл в умирающий сад – и свершилось чудо. Чудак шёл, и на глазах изумлённых жителей города оживали цветы и деревья, начинали петь птицы. И тогда люди увидели, как прекрасен их сад. Поняли они и того, кто вернул им красоту и радость. Они больше никогда не будут называть его чудаком. А будут называть поэтом. Ведь это поэзия учит людей видеть красоту окружающего мира, открывает им души других людей, цветов и деревьев, зверей и птиц, делает человека добрее и красивее. И когда люди поняли, заем нужна поэзия, они полюбили стихи чудака и других поэтов: Тютчева, писавшего о весеннем воздухе, Бунина, рассказавшего о бушующей талой воде, Пушкина, назвавшего весну «утром года» и других великих русских поэтов. Жизнь не интересна без сказки, без фантазии, а значит, и без поэзии!

8 чтец исполняет стихотворение П. Когана «Весна разлилась по лужицам»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общешкольный экологический праздник - « Приходи к нам весна красная»

Наши предки ощущали своё единство с окружающей их природой, были убеждены, что своими добрыми делами, танцами, хороводами, таинствами и обрядами они помогают весеннему пробуждению Солнца. Появлению цв...

"Встреча Весны-красны" (обряд закликания весны)

Урок  знакомит учеников с  народным обрядом закликания весны, весенними приметами, песнями веснянками....

Сценарий праздника во 2-й младшей группе "Приди, весна красная"

Сценарий праздничного утренника во 2-младшей группе детского сада...

Урок русского языка в 5 классе на тему "Весна в произведениях русских поэтов, композиторов, художников"

Интегрированный урок по русскому языку в 5 класссе в конце учебного года на тему "Весна в произведениях русских поэтов, композиторов, художников"...

"С запада падает красный снег"... В.В.Маяковский:поэт и художник Первой мировой

В данной презентации раскрывается ещё одна грань творчества В.В.Маяковского периода Первой мировой войны. Немало лубков-плакатов и лубков-открыток было им создано в поддержку воинов...

Сборник частушек «Весна, весна – красна!»

Сборник частушек «Весна, весна – красна!»...