Урок на тему "Образ "маленького человека" как сквозная тема русской литературы".
план-конспект занятия по литературе (11 класс) на тему

Материалы для проведения  урока в 11 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volgogradskaya_gosudarstvennaya_akademi1.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

        Районный конкурс методических разработок уроков

Тема «маленького» человека в русской литературе

Х1Х-ХХ веков

(на материале произведений А.С.Пушкина «Станционный смотритель», Н.В.Гоголя «Шинель», Е.И.Замятина «Уездное», С.Д.Довлатова «Встретились, поговорили»)

                           

Выполнила  Букаева  Лилия  Львовна

Учитель русского языка и литературы

МОУ гимназии № 3  г. Волгограда

                     

2012-2013 учебный год

Тема «маленького» человека в русской литературе

Х1Х-ХХ веков

(на материале произведений А.С.Пушкина «Станционный смотритель», Н.В.Гоголя «Шинель», Е.И.Замятина «Уездное», С.Д.Довлатова «Встретились, поговорили»)

Методический  комментарий

    Данный урок уместно проводить в 11 классе профильного уровня, т.к. изучение литературы  на профильном уровне , сохраняя фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы , позволяет глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы .

    Изучение «сквозных» тем предполагает заинтересованность учащихся в глубоком знакомстве с русской классикой, а также рассчитано на школьников с выраженными гуманитарными способностями, планирующих продолжить свое образование в гуманитарных вузах, поэтому такой урок можно предложить для слушателей элективного курса «Современный отечественный литературный процесс».

    Уроку предшествует основательная подготовительная работа как учителя, так и учащихся. Нужно провести предварительную беседу с классом, чтобы понять, какие образы, темы восприняты поверхностно или просто забыты, потому что произведения изучались в 7-8 классах, а на какие вопросы учащиеся легко откликаются. После такой беседы уточняется главная цель учебного занятия, определяются ключевые вопросы для обсуждения.

      Во время подготовки к уроку по «сквозной» теме учащиеся перечитывают следующие произведения:

«Станционный смотритель» А.С.Пушкина, «Шинель» Н.В.Гоголя, а повесть Е.И.Замятина «Уездное» и рассказ  «Встретились, поговорили» С.Д.Довлатова должны быть прочитаны в 11 классе в курсе изучения русской литературы 20 века. После изучения  этих произведений  уместно провести урок или занятие элективного курса.

        Готовясь к семинару, учащиеся подбирают соответствующую литературу, находят мнения и суждения критиков и исследователей, анализируют тексты произведений в поисках аргументов по ключевым вопросам будущего урока.

    Учащимся можно предложить организовать творческие группы. Это необходимо для предварительного обсуждения вопросов   и выполнения индивидуальных заданий. Важно , чтобы внимание школьников было направлено не на отдельно взятые произведения, а на самостоятельный поиск ответа на  вопросы «сквозной» темы, истолкование художественных текстов и установление связи между ними.

   При подготовке к уроку учащимся целесообразно предложить структурировать отобранный материал в форме таблицы, графы которой будут заполнены окончательно в ходе урока.

Планируемые результаты:

предметные: обогащение нравственно- эстетического сознания учащихся художественными открытиями А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Е.И.Замятина, С.Д.Довлатова в разработке темы «маленького» человека; сопоставление характеров, образа жизни, внутреннего мира героев нескольких произведений; понимание авторской позиции, формулирование собственного отношения к анализируемым произведениям; создание устного и письменного монологического высказывания на предложенную тему.

 

метапредметные: самостоятельная организация работы с различными источниками информации: ее отбор, оценка, систематизация , анализ, подбор аргументов для подтверждения собственной позиции, структурирование материала формулирование обобщенных выводов по ключевым вопросам урока;

личностные: побудить учащихся быть внимательными , терпимыми и гуманными в отношениях с людьми, помочь «сберечь в себе нежность к простому человеку» (В.Шукшин).

Виды учебной деятельности:

         репродуктивная: осмысление сюжетов произведений, изображенных в них событий и характеров;

         продуктивная творческая: характеристика героев, основного конфликта произведений, выбранных для анализа, выявление характерных авторских приемов в изображении жизни и человека; устный развернутый монологический ответ на проблемный вопрос по тексту произведения с цитированием;

        поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос;

        исследовательская:  сопоставительный анализ произведений писателей 19-20 веков, в которых нашел воплощение образ «маленького человека».

 

                              Ход урока

     Учитель: Кого в литературе принято называть «маленьким человеком»? Какова история разработки этой темы в русской литературе?

  Выступает учащийся с индивидуальным сообщением по теме и презентацией, последний слайд остается на экране. На нем портреты писателей, чьи произведения выбраны для анализа на уроке.

     Учитель: Предложите критерии, по которым будем сравнивать образы «маленьких» людей в произведениях А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Е.И.Замятина , С.Д.Довлатова.

     Учащиеся предлагают следующие критерии для сравнения героев:

-  социальный статус героя и отношение к нему окружающих

-   особенности изображения характера, внутреннего мира героя

-  финал судьбы героя в произведении , авторское отношение к герою

Группы готовятся к выступлению, обсуждают cвое задание и выступают с сообщением.

   Учитель: Выясним , каков социальный статус главных героев произведений и как к ним относятся окружающие?

Выступление первой группы.

     Самсон Вырин стоит на нижней ступеньке социальной лестницы. Человек, которому не дано никаких прав: он всего-навсего мелкая деталь в иерархии общества, «сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, да и то не всегда». Однако «маленький» человек Пушкина и в таком положении умудряется быть счастливым : отцовское счастье наполняет его жизнь до поры до времени.   Дворянин-аристократ Минский, влюбившийся в дочь Самсона Вырина, в один день разрушает счастье и жизнь станционного смотрителя , похищая умную , красивую, но бедную и безродную Дуню. Сословные предубеждения так сильны, что легче было сманить, украсть или купить бедную дворяночку, чем посватать ее. Все попытки Вырина добиться справедливости тщетны.

     Акакий Акакиевич Башмачкин – «вечный титулярный советник», с любовью переписывающий бумаги в одном из департаментов. Это робкий , прибитый нуждой человек, ценой тяжкого труда и мучительных унижений зарабатывающий свои 400 рублей в год. Это забитое, бессловесное существо безропотно сносит «канцелярские насмешки» своих сослуживцев и грубость начальников. Когда Акакия Акакиевича ограбили, он в порыве отчаяния  обратился к генералу- «значительному лицу». Но тот даже не захотел выслушать несчастного человека: генерал топнул ногой и грубо накричал на него. Акакия Акакиевича без чувств вынесли из кабинета. Сцена у генерала – идейная кульминация повести. Здесь с наибольшей силой показана социальная трагедия «маленького» человека в условиях России того времени.

     Анфим Барыба живет в новое время. Повесть написана в 1913 году, а это уже 20-й век. Кончилось «старинное житье», исчезли «старинные люди».На смену робким, забитым , униженным «маленьким» людям приходит новый герой, который не желает мириться со своим жалким состоянием, которое определила ему судьба , и отправляется « в люди», а точнее сказать, по людям, по головам пойдет герой Замятина : станет лжесвидетем сначала по гражданским делам , а потом по уголовным, а лгать научится «так умно и полновесно, что никому и в голову не приходило обвинить его». Продал друга ,обобрал монаха, изнасиловал юродивую, зато добрался до мундира полицейского урядника, и теперь уж не на него кричат, а он грозит: «Я им,й-я им покажу всем...» Сколько пророческого для России в этих словах! Происходит поворот трагического сюжета русской литературы: «маленький» человек не ищет защиты, теперь нужна защита от него. Он не дрожит , не прячется, он торжествует. Правда, из маленького человека он превратился в мелкого.

     Борис Головкер – герой рассказа С.Довлатова- родом из 80-х годов 20-го века, наш  старший современник. Однако в социальной иерархии он приблизительно на той же ступеньке , что и его «братья» -«сущие мученики» Башмачкин и Вырин. Он служит инспектором – гигиенистом в управлении столовых, должность невысокая , но герой своей жизнью вполне доволен: «приобрел  в рассрочку цветной телевизор и шкаф. Купил в зоомагазине аквариум. Стал задумываться о кооперативе». Времена изменились настолько, что всеобщее равенство, победившее в советской стране,  уравняло социальный статус граждан : вся страна мечтала о цветном телевизоре и стояла в очереди за шкафами. Маленький гигиенист нисколько не чувствовал себя ущербным, униженным, бесправным. Конфликт «маленького» человека с окружающими переходит из социальной сферы сначала в область  идеологическую (стране победившего социализма нужны были герои, а Головкер « в самодеятельности не участвовал, уроков физкультуры не посещал», «все считали его неудачником»), а потом и вовсе приобретает анекдотическую окраску. В школе его умудрились просто не заметить, в институте так же , как в школе,  он остался незамеченным. Мечты у Головкера тоже анектодически напоминают мечту Акакия Акакиевича, ведь будучи пионером, он не собирал макулатуру и металлолом, а копил деньги : мечтал о зимнем пальто. Обиды, наносимые Головкеру однокурсниками , которые писали эпиграммы : «У Головкера Боба попа втрое шире лба», тоже не воспринимаются читателем драматично, а вызывают смех. А как иначе: Головкер специально измерял ширину лба и попы и установил , что обидного ничего нет, все нормально –попа втрое шире лба.

 Окончательно драматизм конфликта с окружающими снимается автором простым поворотом сюжета: «А потом началась эмиграция. В Америке он неожиданно пришелся ко двору».В конце рассказа читатель узнает , что Борис Головкер в Америке стал успешным бизнесменом и крупным жертвователем Литфонда.

Учитель: Какие выводы можно сделать в результате сопоставительного анализа произведений по данному критерию?

Выводы (записываются в тетрадь): В судьбах Самсона Вырина и Акакия Акакиевича Башмачкина немало общего. Униженное  положение героев и драматичная судьба  напрямую связаны с их социальным положением. Но Гоголь острее подчеркнул общественный смысл конфликта, т.к. грубость значительного лица стала непосредственной причиной смерти Башмачкина.

В произведениях писателей 20 века острота социального конфликта с окружающим миром снимается  по причине глобальных перемен в социальных приоритетах общества. Но «маленький» человек, стремясь стать «большим», выбирает пути, которыми никогда бы не пошли несчастные, но не лишенные благородства герои Пушкина и Гоголя.

 

Учитель: Как писатели изображают характер , внутренний мир героев?

Выступление второй группы:

Самсон Вырин не идеализируется автором, мы видим его в тяготах каторжной службы, во всей неприглядности одинокой , пьяной ,жалкой старости. Но тем больше впечатляет читателя его неброское благородство: теряя дочь, он отказывается ее продать – бросает деньги Минского, за которые тот хотел купить Дуню, на землю и притаптывает башмаком. Преданная любовь Самсона Вырина к  дочери в контрасте с равнодушием Минского и самой Дуни вызывает в читателе горячее сочувствие.

Акакий Акакиевич Башмачкин крайне ограничен : мечта о новой шинели становится единственным наполнением его жизни. Круг его интересов убог и скуден, а незначительное обстоятельство- кража шинели- становится подлинной трагедией, разрушающей жизнь героя. Смирение и покорность бедного Акакия Акакиевича в сравнении с грубостью «значительного лица» вызывает в читателе не только чувство боли за унижение человека, но и протест против несправедливого устройства общества.

Анфим Барыба  поражает читателя с первых страниц : четырехугольная челюсть,  способная разгрызать камушки, четырехугольный рот,  «да и весь какой-то...из жестких прямых углов».Замятин не описывает лицо, а схватывает отличительную черту и уже о ней не забывает: деталь эта повторяется, навязывается, чем неприятнее, тем настойчивее. Ужасная внешность у Замятина почти фатально предопределяет ужасную судьбу. Само имя героя – Барыба_- будто бьет, оглушает читателя. Много прегрешений и подлостей совершил герой, «еще чытырехугольнее стало его лицо». А что же в душе?  «Особая сладость Барыбе, заулыбался до ушей, довольный». Нет у него ни души, ни совести. Недаром один из героев повести так  и говорит о Барыбе: «Души и совести у тебя, как у курицы».

В конце повести фигура Барыбы приобретает какую-то пугающую, уродливую монументальность : «Будто не человек шел, а древняя каменная баба ожила». Эта многозначительная метафора намекает на глубину омертвения души «маленького человека».

 Про Бориса Головкера сказано, что у него «совершенно не было индивидуальных качеств». Индивидуальность героя так размыта, что учитель пения в школе говорил ему: «Голоса у тебя нет. И души вроде тоже нет. Чем ты поешь, Головкер?» Внешность героя такая же безликая : невзрачный близорукий человек, которого никто не замечал. Однако заметила  и стала его женой Лиза Маковская, которая «была его абсолютной противоположностью. Она была рыжая, дерзкая и привлекательная .Она курила, сквернословила и пела в факультетском джазе. Вокруг нее постоянно толпились спортивные, хорошо одетые молодые люди». Анекдотичные обстоятельства жизни неожиданно сближают героев: Головкер был совершенно далек от любой идеологии , а Лиза пострадала от нее: на пятом курсе института родила ребенка . «Девочка была похожа на маму и на заместителя комсорга по идеологии». Тут и появился в ее жизни Головкер.Но жизнь у героев не задалась: слишком разными они были. «Лиза, что называется, задумывалась о жизни, говорила, анализируя: «Ради чего все это?» Головкер не задумывался о таких серьезных вещах, «он просто жил, и все». Еще меньше о смысле жизни он думал, оказавшись в Америке. Там безликость и отсутствие индивидуальности пригодились – он стал торговым агентом, представителем чужих интересов и быстро разбогател.

И тут в Головкере проявляется качество , которого так не хватало героям Пушкина и Гоголя. Автор говорит: «Он был одновременно услужлив и наделен чувством собственного достоинства». Однако ироничный автор рядом с чувством собственного достоинства называет не чуткость, отзывчивость героя, а услужливость, поэтому читатель понимает, что   достоинство у героя мнимое  . И действительно,   утвердиться в этом чувстве «маленький» человек Довлатова решил , продемонстрировав свои успехи Лизе, которая осталась в  России и переживает вместе с Родиной трудные времена «перестройки». «Пусть думает, какое сокровище потеряла!»- решил Головкер, отправляясь в Россию в образе «зажиточного туриста». Оба героя напоминают персонажи анекдота  до той поры, пока  бывшая жена совсем невесело говорит Головкеру после долгой разлуки : «Ты не изменился. Совсем не изменился». Она не заметила никаких изменений  в бывшем муже, кроме того , что Головкер стал носить шляпу.

Учитель: В чем заключается эволюция образа «маленького» человека в произведениях писателей 19 и 20 века? Что традиционного и новаторского в разработке этой темы?

 

Выводы (записываются в тетрадь): В произведениях писателей 20-го века прослеживается связь с традициями А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя. Герои Замятина и Довлатова обладают чертами распространенного в русской литературе  типа «маленького» человека. Однако происходит поворот трагического сюжета русской литературы: «маленький» человек превращается в мелкого, анекдотически ничтожного, духовно статичного, внутренне не свободного.

 Учитель: Как заканчиваются судьбы героев  произведений? Каково отношение авторов к ним?

Самсон Вырин  умирает в одиночестве, так и не повидав любимую дочь. Блудная дочь возвращается к отцу, горько плачет на его могиле, чувствует себя неискупимо виноватой перед отцом и  раскаивается, но его уже не вернуть. Автор незримо присутствует рядом и , кажется, сам просит прощения  у своего героя , что не смог защитить его. В «Станционном смотрителе» Пушкин указывает русской литературе подлинно гуманное раскрытие темы  «маленького» человека.

   Продолжая пушкинскую традицию, Гоголь заставляет читателя переживать  трагедию «маленького человека», как свою собственную. И самого автора ни на минуту не покидает горячее сочувствие  к своему герою.

   Финал повести «Уездное» остается открытым: герой в новом урядницком мундире торжественно  вышагивает по улицам, выговаривая горожанам: «У нас теперь смеяться строго не дозволяется!» Барыба торжествует, а что же его отец? Сын пришел к нему, чтобы показать, чего достиг. А отец, наслышанный о всех его деяниях, распахнул дверь и вымолвил : «Вон!» Автор ничего не прощает своему герою, да и герой не собирается каяться.

Путь , по которому он прошел, окажется пророческим для России 20 века : скоро по пути предательства , преступлений, ложных доносов пойдут другие русские барыбы.

    В рассказе «Встретились ,поговорили» финал также остается открытым. Герой дважды прошел по сюжетному кругу : Россия-Америка-Россия и опять Америка. Самому Головкеру кажется, что он очень изменился, движется не по кругу , а вырвался на свободу. Недаром , отвечая на вопрос корреспондента эмигрантского еженедельника о причинах возвращения  в Америку, ответил твердо: «Я выбираю свободу». Читатель понимает авторскую иронию : уезжая из России, герой хотел уехать от самого себя, но изменить себя ему не удается . Все черты , которые довлатовский персонаж приобрел на  Родине, в эмиграции проявились в нем ярче, резче, утрированнее. В этом состоит одно из кардинальных художественных наблюдений  автора. Но автор не клеймит и не обличает своего героя – он улыбается, и в улыбке его больше грусти, чем иронии и презрения.

Учитель: Попытайтесь выразить свое отношение к «маленькому» человеку.

Вот несколько афористичных высказываний на эту тему:

«Я воинственно берегу свою нежность к простому человеку». (В.Шукшин)

«Гений- это бессмертный вариант простого человека». (С.Довлатов).

«Будем ,однако, справедливы, постараемся войти в их положение и ,может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее». (А.С.Пушкин).

Какое из них вам ближе? Попробуйте  выразить  свои мысли и чувства к «маленькому» человеку .

   

Домашнее задание: а) письменные работы ( по выбору):1.Напишите письменную работу, выбрав в качестве темы один из афоризмов писателей о «маленьком» человеке.2.Как вы думаете, как долго будет сохраняться интерес  к «маленькому» человеку  в русской литературе? Почему? . б)Составьте таблицу или опорный конспект «Новаторство и традиции  в разработке темы «маленького» человека в творчестве писателей 19-20 века», используя материалы урока.

Библиография

1.Пушкин , А.С. Станционный смотритель / Классики и современники.-М.: Издательство «Художественная литература», 1985.- с.48-97.

2.Гоголь,Н.В. Шинель /Собрание сочинений и писем в 30-ти томах, т.6.М.,1981.

3.Замятин, Е.И. Уездное /Классики и современники.-М.: Издательство «Художественная литература», 1987.-с.23-234.

4.Довлатов, С.Д. Встретились, поговорили. -СПб.-Петербург. :Издательство «Азбука», 2003.-с.75-93.

Литература

Довлатов ,С.Д. Последняя книга: Рассказы, статьи. -СПб.: Азбука, 2012.

Изучение «сквозных» тем в процессе преподавания литературы. 5-11 классы. Учебно-методическое пособие / Сост. Г.М.Вялкова, Т.А.Чернова._М.: «Планета»,2012.

История русской литературы 19 века.1800-1830-е годы: Учебник для вузов/ Под ред. В.Н.Аношкиной,Л.Д.Громовой.-2-е изд., доп . -М.: Издательство Оникс,2008.

Кулешов,В.И. Жизнь и творчество А.С.Пушкина. -М.:Издательство «Художественная литература».1987.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

«Сквозные темы русской литературы» 11класс

«Сквозные темы  русской литературы», предусматривающая обобщение материала, ориентирована на профессиональную ориентацию выпускников, на подготовку к сдаче ЕГЭ по литературе....

Справочник "Сквозные" темы русской поэзии

Справочник по темам русской поэзии...

Положение о проведении конкурса творческих работ обучающихся по литературе «Сквозные темы русской литературы»

Положение о проведении конкурса творческих работ обучающихсяпо литературе «Сквозные темы русской литературы»...

Урок литературы на тему:"Русская литература в XІІ – начале XIII в." (на примере «Слова о полку Игореве»)

Заключительный урок по произведению «Слово о полку Игореве» в 9 классе....

Конспект урока по русской литературе на тему "Русская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы" 10 класс

Развёрнутый конспект урока литературы в 10 классеРусская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы(с использованием технологий проблемного обу...