Материал к уроку. 5 класс. Притчи Леонардо да Винчи и басни И.А. Крылова.
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Кубышева Наталия Борисовна

Методические рекомендации к заключительному уроку в 5 классе по изучению басен И.А. Крылова. Сопоставительный анализ притч Леонардо да Винчи и басен И.А. Крылова. Отличительные признаки притчи и басни как жанра.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИТЧИ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ В СОПОСТАВЛЕНИИ

С БАСНЯМИ И.А. КРЫЛОВА

Вопросы для беседы.

1. Что такое басня? Что такое мораль басни?

2. С какими аллегорическими образами вы сталкивались при изучении басен

И.А. Крылова? Как вы понимаете их значение?

Учащимся представлена репродукция  картины «Мона Лиза», рисунка-автопортрета Леонардо да Винчи.

3. Известно ли вам имя автора и название картины?

Учитель:  Обратим внимание на рисунок-автопортрет Леонардо да Винчи. Посмотрите, как благородно лицо этого человека, как горда посадка головы, как пронзителен взор. Именно таким был Леонардо да Винчи, о котором один из его современников писал: «Его физическая красота превосходила всякую похвалу, во всех его жестах была более чем бесконечная грация, он обладал талантом столь полным, что все трудности, встававшие перед его умом, разрешались с легкостью. Его громадная сила сочеталась с ловкостью, его сердце и чувства отличались всегда царственным благородством. Поистине удивительным и небесным был Леонардо…»

Родившийся 15 апреля 1452 года в тосканском городке Винчи и ушедший из жизни ясным весенним днем 2 мая 1515 года, человек этот оставил о себе память как об одной из наиболее крупных личностей в истории человечества. Сын своего времени, он сумел прорвать в Вечность, раздвинуть границы возможностей человека, доказать несокрушимое величие человеческого духа. Позднее таких людей будут называть энциклопедистами.

Так случилось, что история развития едва ли не всех наук связана с его именем. Математика и механика, физики и астрономия, химия и геология, география и ботаника, анатомия и физиология, архитектура и живопись, рисунок – здесь названы лишь те области науки и искусства, в которых Леонардо совершил едва ли не революцию. Человек этот был прекрасным фехтовальщиком и наездником, превосходно играл на лютне и был душой всякого общества. Рукописное наследие его насчитывает более семи тысяч листов. Он был предметом такого поклонения, что многие подражали покрою его платья, походке, манере говорить… Стоило ему заговорить, все рядом умолкали, прислушиваясь к его чарующему голосу. Видимо, его недаром звали сладкоголосым Орфеем.

Мог ли Леонардо остаться равнодушным к литературе – этому прекрасному искусству? Нет, конечно. Он долгие годы работал над составлением толкового словаря живого разговорного тосканского диалекта, послужившего основой итальянского литературного языка.

А теперь обратимся к притчам, которые создавал Леонардо.

Вопрос. Что такое притча? (Звучат ответы ребят).

Учитель дополняет: Притча – это небольшой рассказ  в иносказательном виде, заключающий моральное (или религиозное) поучение, по своей форме родственный басне. В отличие  от многозначности истолкования басни, в притче всегда заключена определенная идея. Притча в мировую литературу вошла из Евангелия, широкое распространение получила в древнерусской письменности. Но притчи Леонардо да Винчи носят светский характер, они отражают духовный опыт не только своего творца, но и всей эпохи Возрождения.

Учитель.  А теперь обратимся к текстам притчи Леонардо да Винчи «Лев и ягненок» и басне И.А. Крылова «Волк и ягненок». Ответим на вопросы.

1. В чем сходство ситуации данной притчи с крыловской басней? (Внешне сходство событий – Волк и Ягненок, Лев и Ягненок)

2.Какова основная мысль притчи?

3. Какова основная мысль басни?

4. Поступок Льва – это проявление его силы или слабости? А Волка? Докажите свои утверждения.

Учитель. Обратимся еще к нескольким притчам Леонардо да Винчи. Ответим на вопросы.

Притча «Горностай».

1. Речь в произведении идет о Лисе и Горностае, почему же оно не называется именно так? (Герой данного произведения – Горностай. Лиса, традиционно символизирующая хитрость, предстает беспринципной. Этот образ служит всего лишь контрастом, который должен подчеркнуть достоинство Горностая, который, олицетворяя собой чистоту и благородство, во многом отражает мечты самого Леонардо – слишком часто ему приходилось разбиваться о неумолимые законы действительности.)

2. На чьей стороне симпатии автора?

3. А ваши? Почему?

Притча «Пчела и Трутни».

1. Какова мораль притчи? (Автор осуждает Трутня не столько за его безделье, сколько именно за попытку очернить другого, причем работающего).

2. Согласны ли вы с утверждением, что наиболее безнравственным является стремление унизить, обезличить труженика, оправдывая этим самым собственную никчемность?

3. Актуальна ли эта аллегория в наше время? Почему?

Притча «Невод».

1. Между чем выбирали рыбы? («Жизнь или смерть. Вот в чем вопрос!» И герои-рыбы решают: «Быть!». Быть – значит бороться. И автор, прекрасно знавший это на примере собственной жизни, всецело на стороне героев, выбравших борьбу)

Учитель.  А теперь давайте попробуем назвать несколько басен И.А. Крылова, которые схожи с притчами Леонардо да Винчи по их основной мысли.

Запись в тетради. Специфика притчи как жанра: в отличие от басни притча показывает, как нужно поступать в той или иной жизненной ситуации.

Вопросы в заключительной беседе.

1. Каким предстал Леонардо да Винчи в своих притчах?

2. Какие аллегорические образы вам запомнились и почему?

3. В чем, по-вашему, сходство и в чем различие между баснями И.А. Крылова и притчами Леонардо да Винчи?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Не гасите свет своей души" (Басни И.А. Крылова в сопоставлении с притчами Леонардо да Винчи)

Этот урок способствует знакомству с “человеком - загадкой”, его литературным наследием – притчами; помогает сопоставить басни И.А.Крылова с притчами, найти сходство и различие, уметь разга...

Конспект урока "Универсализм таланта Леонардо да Винчи"

Данный материал представляет общую канву (общий сюжет) урока, посвященного творчеству Леонардо да Винчи....

Технологическая карта урока по картинам Леонардо да Винчи в Эрмитаже .

По этому материалу можно провести урок в музее  и сразу оценить всех участников  Для оценивания знаний ученика - раздаточный материал В соответствии с ФГОС...

Конспект урока чтения для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида "Басня И.А.Крылова "Кукушка и петух""

Конспект урока чтения для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида "Басня И.А.Крылова "Кукушка и петух""...

Урок МХК в 11 классе "Гений Леонардо да Винчи"

Про творчество Леонардо да Винчи написано будет написано много. В своем уроке я постаралась донести до детей, в какое тяжелое время жил этот художник. Это было время зарождения нового взгляда на...

Урок внеклассного чтения по притче Леонардо да Винчи "Осёл на льду"

Уважаемые коллеги!        Предлагаю Вашему вниманию опыт проведения урока внеклассного чтения в 6 классе, разработанного в рамках педагогической технологии  мас...

урок МХК "Гений Леонардо да Винчи"

На этом уроке дети ближе познакомятся с художником Итальянского Возрождения Леонардо да Винчи....