Урок литературы в 8 классе. Загадка Салтыкова-Щедрина (Анализ главы "О корени происхождения глуповцев").
учебно-методический материал по литературе (8 класс) на тему

Марина Алексеевна Чоповская

Загадка Салтыкова-Щедрина (Программа В.Я. Коровиной). 8-й класс


(Анализ главы  «О корени происхождения глуповцев». Отрывок из романа «История одного города»)

Урок1.

Цель урока: разгадать загадку Салтыкова-Щедрина, расшифровать «хитрую тайнопись» его эзопова языка.

Задачи:

1. Выяснить идейно-художественный смысл главы.

2. Вспомнить и узнать новые литературные приемы, свойственные сатирическому произведению.

3. Выявить позицию писателя.

Повторение: приемы эзопова языка (ирония, аллегория); гротеск.

Словарная работа: авторский стиль

Индивидуальные задания к уроку:

1. Сообщение с презентацией «Биография М.Е. Салтыкова-Щедрина»

2. Расшифровка названий племен, живших по соседству с головотяпами.

(В. Даль «Толковый словарь…»)

3. Повторение. Сообщение учащегося «Сатира. Сатирические приемы: ирония, сарказм, аллегория, «эзопов язык», гипербола.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx28.64 КБ

Предварительный просмотр:

Загадка Салтыкова-Щедрина (Программа В.Я. Коровиной). 8-й класс

(Анализ главы  «О корени происхождения глуповцев». Отрывок из романа «История одного города»)

Урок1.

Цель урока: разгадать загадку Салтыкова-Щедрина, расшифровать «хитрую тайнопись» его эзопова языка.

Задачи:

1. Выяснить идейно-художественный смысл главы.

2. Вспомнить и узнать новые литературные приемы, свойственные сатирическому произведению.

3. Выявить позицию писателя.

Повторение: приемы эзопова языка (ирония, аллегория); гротеск.

Словарная работа: авторский стиль

Индивидуальные задания к уроку:

1. Сообщение с презентацией «Биография М.Е. Салтыкова-Щедрина»

2. Расшифровка названий племен, живших по соседству с головотяпами.

(В. Даль «Толковый словарь…»)

3. Повторение. Сообщение учащегося «Сатира. Сатирические приемы: ирония, сарказм, аллегория, «эзопов язык», гипербола.

Ход урока.

1.Актуализация проблемы. (Слайд № 2)


Эпиграф урока:
«Читать произведения Салтыкова-Щедрина – значит расшифровывать хитрую тайнопись», - считал И. Гончаров.


Какие тайны зашифрованы автором в главе «О корени происхождения глуповцев», вы узнаете на этом уроке.

Скажите, пожалуйста, как понять смысл любого литературного произведения? Что для этого нужно?

2. Обобщение. (Слайд № 3)

 
Чтобы понять смысл произведения, важно знать: биографию автора, его мировоззрение, содержание текста; необходимо уметь: определять тему и идею, анализировать средства выразительности.


3. Подготовка восприятия произведения.
Знакомство с биографией писателя. (Слайд № 4)

Сегодня мы познакомимся с биографией Михаила Евграфовича. Ведь понять смысл произведения нам поможет знание основных событий жизни автора.
Сейчас мы послушаем сообщение биографа. (Сообщение учащегося с презентацией).


4. Мировоззрение М.Е. Салтыкова-Щедрина. (Слайд № 5)

Мини-исследование.

  • 1ряд – В чем М.Е. Салтыков-Щедрин видит главное бедствие России?
  • 2 ряд – Какой неизменный общий принцип находит М.Е. Салтыков-Щедрин в русской жизни?
  • 3 ряд – В чем убеждает современников «История одного города»?
  • Учебник стр. 3 - 5

Вывод. (слайд №6)
Положение С.-Щедрина  было двойственным. Он играл внешне 2 противоположные роли:
1) видный государственный деятель – представитель власти;
2) писатель.
Но мировоззрение писателя делает его образ гармоничным. Он восстанавливает справедливость всеми доступными ему средствами: и словом, и делом. К сожалению, в середине 19 века не было возможности совмещать эти роли. Пришлось делать выбор.
Кто побеждает в Щедрине?
(Писатель – сатирик).

5. Определение темы урока, задачи.
Роман «История одного города как сатирическое произведение». (Слайд № 7).
Тема нашего урока: произведение М. Е. Салтыкова - Щедрина «История одного города» как художественно-политическая сатира.

Цель и задачи. (слайд №8, 9)


Что такое сатира?  (Выступление учащегося)
6. Сатира. Сатирические приемы. (Слайд № 10, 11) Выступление литературоведа.
Сатира – обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления жизни в смешном, уродливом виде.
Какие сатирические приемы вам знакомы?
(Аллегория, «эзопов язык», гипербола)
Эти и другие приемы помогают понять идею произведения, проблемы, позицию автора.


7. Историческая основа произведения. (Слайд № 12)
«История одного города» была написана в 1869 году. Писатель сочинил «дурацкую, шутовскую историю, подозрительно похожую на настоящую», в которой показал подлинные события и факты русской жизни, поднятые на уровень грандиозного обобщения.

8. Аллюзии. (Слайд № 13, 14 ).


В 9 классе вы будете читать замечательное произведение Древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Это произведение 12 века неизвестного русского писателя о походе Новгород – Северского князя Игоря против половцев в 1185 году.
Послушайте отрывок:
СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ
Перевод Н.Заболоцкого

Не пора ль нам, братия, начать
О походе Игоревом слово,
Чтоб старинной речью рассказать
Про деянья князя удалого?
А воспеть нам, братия, его -
В похвалу трудам его и ранам -
По былинам времени сего,
Не гоняясь в песне за Бояном.
Тот Боян, исполнен дивных сил,
Приступая к вещему напеву,
Серым волком по полю кружил,
Как орел, под облаком парил,
Растекался мыслию по древу.

- А теперь откройте текст 1 главы «Истории одного города», прочитайте 1-ое предложение текста.
- Ребята, кто такие Костомаров, Соловьев и Пыпин? Назовите их общим словом. При затруднении обратитесь к сноскам (историки).


- Эти ученые отстаивали противоположные точки зрения на историю России и враждовали между собой. Соловьев доказывал, что русское государство образовалось только благодаря великодержавной политике русских царей (летает орлом). Костомаров считал эту политику вредной, главное значение придавал стихийным народным движениям (серым волком рыщет по земле).
Ученый Пыпин «растекался мыслью по древу», потому что в работах обращал больше внимания на широкий историко-культурный материал.


Аллюзия - одна из форм иносказания, употребление какого-либо слова, фразы, цитаты в качестве намека на общеизвестный факт - литературный, бытовой, общественно-политический. Аллюзии, найденные Салтыковым – Щедриным, стали примерами для подражания, образцами во многих литературоведческих словарях.

9. Работа с текстом. Неологизмы Щедрина. (Слайд № 15)
Михаил Евграфович придумал целый мир и населил его необычными героями. Например, головотяпами. Автор выступил в данном случае как словотворец. Общеупотребительное в наше время слово «головотяп» впервые употреблено Салтыковым-Щедриным.

 Расскажите о значении этого слова.
Головотяпство - (неодобр.) крайняя небрежность и бестолковость ведения какого – либо дела.
- Причины головотяпства автор называет читателю  
- Несговорчивость
- Недоброжелательство
- Необразованность, темнота, забитость
- Собственное варварство
- Рабская привычка народа к повиновению, его бесправие, смирение


Выводы:
Вот это и высмеивает Салтыков-Щедрин в своей сатирической книге.
А разве прямо можно было говорить об этом в 60-е гг. XIX в? Вот для чего нужен эзопов язык, гротеск, фантастика.


10. Соседние племена (Слайд № 16)
Часто у Салтыкова-Щедрина встречаются образы-характеристики, даже образы – клички.

Кто жил по соседству с головотяпами? (обращение к тексту)
Как вы считаете, являются ли наименования соседних племен выдумкой писателя?
Нет. Своеобразный народный юмор в этих прозвищах.
- Расшифровка названий племен. (слайд №17)
- «Утверждаю, — говорит Салтыков о своих «героях» в письме в редакцию «Вестника Европы», — что ни одно из этих названий не вымышлено мною, и ссылаюсь в этом случае на Даля, Сахарова и других любителей русской народности».

Выслушаем нашего исследователя. (Выступление учащегося)
Вывод: Факты подлинной действительности приобретают фантастические очертания, а фантастика становится реальностью.

11. Алогизмы (Слайд № 18)
Текст насыщен нелепыми, алогичными явлениями. Давайте приведем примеры.

Алогизмы (чтение текста)
а) «когда же лгали, то прибавляли «да будет мне стыдно», и были наперед уверены, «что стыд глаза не выест»
(Стыд не дым, глаза не выест)
б) «взаимно разорили они свои земли … и в то же время гордились тем, что радушны и гостеприимны»
в) Нелепые, бестолковые действия наведения порядка головотяпами.
«Началось с того, что … »
Вывод: Мы наблюдаем чистый абсурд! В гротеске естественные связи и отношения уступают место алогичным (нелогичным).
- Как меняется при этом интонация?
(высокий, торжественный слог летописи сменяется игровой, сказочной интонацией)

12. Близость фольклору. (Слайд № 19).
Можно отметить целый ряд черт, сближающих рассказ о головотяпах, ищущих князя, со сказкой. (Обращение к тексту).
• Персонаж – помощник. ( Добромысл, пошехонец - слепород, чухломец - рукосуй, вор-новотор). Но что они делают? Указывают дорогу! (абсурд, гротеск)
• Гипербола (гибель в болоте, характеристика своих качеств- «нет мудрее и храбрее»)
• Троекратные повторы (речевые, композиционные)
• Три князя. (Князь, глупый-преглупый, умный-преумный)
• Постоянные эпитеты ( «добры молодцы»)
• Сказочные формулы («три года и три дня»)
• Стилизация сказки: « и повел их вор-новатор сначала все ельничком да березничком…»


Вывод: обращение к фольклору дает свободу писателю, показывает отсталость головотяпов.


13. Самовластие. (Слайд № 20).
Что принесло головотяпам самовластие? (Обращение к тексту)
Глупость не порок, а беда:
• «И будете вы платить мне дани многие»
(грабёж, систематический, узаконенный)
• «Когда же пойду на войну - и вы идите!»
(превращение жителей в «пушечное мясо»)
• «А до прочего вам ни до чего дела нет»
(устранение народа от обсуждения и решения любых общественных вопросов)
• «И тех, которым ни до чего дела нет, я буду миловать; прочих же всех – казнить»
(воспитание в народе покорности, повиновения путем непрерывного террора).

А в сказочное повествование вновь вплетаются аллюзии. Зачем? (слайд № 21, 22)
«Не шуми, мати зелена дубравушка!»
Ср: А. С. Пушкин « Капитанская дочка» гл. 7
«Невозможно рассказать, какое действие произвела на меня эта простонародная песня про виселицу, распеваемая людьми, обреченными виселице. Их грозные лица, стройные голоса, унылое выражение, которое придавали они словам и без того выразительным,- все потрясло меня каким-то пиитическим ужасом»

Вывод: Салтыков-Щедрин в ужасе оттого, что головотяпы добровольно себя закабалили и обрекли на страдания от произвола властей, это большая глупость.

«Были между ними…»
Ср. : Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»
«Всех, кто не стоял, разобрала сильно такая речь, дошед далеко, до самого сердца. Самые старейшие в рядах стали неподвижны, потупив седые головы в землю; слеза тихо накатывалася в старых очах; медленно отирали они её рукавом. И потом все, как будто сговорившись, махнули в одно время рукою и потрясли бывалыми головами».
Вывод: Образ Сечи связан с мотивом воли, а головотяпы добровольно себя закабалили.


Так головотяпы стали глуповцами.


Можно отдать свою законную свободу в чужие загребущие руки, но можно и не отдавать. Тогда и история пошла бы по- иному, и глуповцами не назывались бы.
Не правда ли иносказание вполне прозрачное?
Ведь будь народ в 60-е гг. XIX в. политически более активен, русская история действительно могла бы пойти другим путем, как экономическим, так и политическим.

Главная проблема главы?  (слайд № 23)
(Народ и самовластие - их противостояние).
Вывод: Сатира Салтыкова- Щедрина направлена и против самодержавных правителей, и против покорного народа
Город Глупов – город - гротеск, в котором нашли воплощение негативные стороны всей страны, всего государства.

(Слайд № 24) Так, от шутки, насмешки ведет автор читателя к издевке над тупой рьяностью «верхов» и к все большему сочувствию «низам».
Так будет во всех главах романа, ключ к которому - глава «О корени происхождения глуповцев».
К этому произведению вы обратитесь в 10 классе, познакомитесь с удивительными образами градоначальников.


14. Рефлексия состояния. Разговор с великим. (Слайд № 25)

Разговор с писателем».
Представьте, что у вас появилась возможность обратиться к автору романа и высказать свое мнение о содержании произведения. Обратитесь к нему:


«Уважаемый Михаил Евграфович, я понял, что вы хотели сказать…»

15. Д/З (Слайд № 26).
Домашнее задание:
Близкий к тексту пересказ эпизода «Поиски князя»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» «Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и нужна ли совесть сегодня?» (7 класс)

Цели урока:1. Проанализировать сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и проследить за действиями персонажей сказки.2. Обратить особое внимание на мастерское отношение автора к слову.3. В...

презентация к уроку литературы 10 класс "Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина"

Данную презентацию можно использовать для проведения урока по сказкам Салтыкова-Щедрина...

Урок-презентация по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина "История одного города" : "О корени происхождения глуповцев". (8 класс)

В материале урока представлены официальные исторические сочинения, которые использовались автором для написания пародии; рассмтривается авторский пафос в утверждении положительных идеалов общества, об...

Дистанционный урок литературы. 6 класс. Подготовка к сочинению-анализу стихотворения А. С. Пушкина.

Предлагается последовательность действий ученика при работе над сочинением. Дана инструкция и памятки для самостоятельной работы....

Знакомство с биографией М.Е.Салтыкова - Щедрина. Урок литературы. 7 класс

Данная презентация предназначена для учащихся 7 класса. Показ слайдов сопровождается подробным рассказом о семье писателя....

Конспект урока по литературе в 8 классе "М.Е. Салтыков-Щедрин Анализ отрывка из истории одного города": "О корени происхождения глуповцев"

Данная разработка урока поможет Вам качественно спланировать урок литературы в 8 классе. Использованы различные методы и приёмы инновационных  технологий....