Разработки уроков по изучению романа А.С.пушкина "Евгений Онегин"
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Дудка Ольга Александровна

Уроки, направлены на реализацию деятельностного подхода в обучении. Прилагаются презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_no1.doc32 КБ
Microsoft Office document icon urok_no2.doc40.5 КБ
Microsoft Office document icon urok_no3.doc42.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku_no1.ppt1 МБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku_no2.ppt1.74 МБ

Предварительный просмотр:

Урок №1

Тема. А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». «Странный» герой пушкинского романа, незаурядность его натуры. Искания Онегина, трагические итоги жизненного пути, их причины.

Цели урока:

образовательная: помочь учащимся раскрыть особенности характера Евгения Онегина, вникнуть в суть рассуждений главного героя о жизни;

развивающая: развивать умение анализировать текст, делать выводы из прочитанного,   образное и логическое мышление и речь  учащихся.

воспитательная: прививать интерес к творчеству Пушкина, воспитывать лучшие человеческие качества, сознательный подход к проблеме становления характера и судьбы человека.

Тип урока: урок применения знаний и формирование умений.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Постановка целей и задач.

ІІІ.  Мотивация учебной деятельности.

1. Слово учителя.

Роман Пушкина является величайшими произведением первой половины 19 в. Это роман одно из самых любимых и в то же время сложнейших произведений русской литературы. Его действие разворачивается в 20-е гг. 19 в. В центре внимания – быт столичного дворянства эпохи духовных исканий передовой дворянской интеллигенции.

Что же представляет собой главный герой романа – Евгений Онегин?

IV. Работа над новым материалом

1. Реализация домашнего задания (высказывания об Онегине)

Опорные вопросы

(По желанию, учащиеся могут выбрать один вопрос или рассказать то, что готовили дома.)

♦ Каким вы представляете Евгения Онегина? Что, прежде всего, привлекло ваше внимание? Как это его характеризует?

♦ Как вы оцениваете взаимоотношения героя с другими персонажами произведения?

♦ Что говорят об Онегине другие герои? С кем вы согласны?

♦ Как вы полагаете, что думает о своём герое автор?

♦ Каким вам представляется Онегин? на какие мысли о жизни, о человеке он вас навёл?

♦ Можете ли вы сказать, что вы его знаете и понимаете?

2. Метод «пресс»

♦ Какое из предложенных ниже высказываний, на ваш взгляд,

Больше всего подходит для характеристики Евгения Онегина?

- «Молодость, здоровье, богатство, соединённые с умом, сердцем:

Чего бы, кажется, больше для жизни и счастья?» (В. Белинский).

- «…Страдающий эгоист… его можно назвать эгоистом поневоле…» (В. Белинский).

- «…Это бездельник, потому что он никогда ничем не занимался, человек, лишний в той сфере, в которой находится…» (А. Герцен).

- «Человек определяется тем, каков он наедине со своей совестью» (О. Волков). Подсказка. Высказывание строят в 4 этапа:

1) изложите свою мысль: «Я считаю, что…»;

2) объясните причину появления этой мысли: «Потому что…»;

3) приведите аргументы в поддержку вашей позиции: «Например…»;

4) сделайте вывод: «Таким образом,…».

3. Проблемная исследовательская беседа

«Трагичен ли жизненный путь Онегина?»

Групповая работа (Объединение в группы)

    Исследователи первой группы, используя текст I, II, VIII глав, рассказывают о том, как относились к Онегину в светском обществе, как восприняло его поместное дворянство, петербургское общество; делают вывод о том, что общество осуждает Онегина. Это люди среднего уровня, а удел каждого, кто возвышается над ними,— одиночество.

    Вторая группа исследователей, используя текст I, VI, VIII глав, рассказывают о том, как проводил время Онегин, живя в Петербурге, а потом — в деревне; о внутреннем, духовном мире Евгения; об отношении автора к своему герою; делают вывод о выздоровлении души Онегина, прошедшего путь от любования своей исключительностью к самосовершенствованию, о том, что автор любит и жалеет своего героя и надеется на лучшее в его судьбе.

4. Фронтальная работа

Оптимистичен или трагичен путь Онегина? Предложите аргументы «за» и «против».

5. Проектная деятельность.

Презентация на тему «Странный» герой пушкинского романа, выполненная учащимися.

6. Слово учителя.

В литературоведении существует понятие «лишний человек». Этот термин принадлежит И. С. Тургеневу, который написал повесть «Дневник лишнего человека». Через несколько лет после опубликования повести Тургеневский термин стал употребляться достаточно широко. У героев, которых называют «лишними людьми», есть общие черты: скептицизм, социальная апатия, эгоизм, одиночество. Раньше Онегина называли «лишним человеком» потому, что он не стал декабристом, не сблизился с народом. а какое определение «лишнему человеку» дали бы вы? (Люди, которые по своему развитию и уму стояли выше окружающего их общества, критически относились к нему, но не смогли найти применения своим силам и способностям.)

V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Что означает имя Евгений? (В переводе с древнегреческого: благородный)

А что можно сказать о герое, исходя из букв его фамилии и учитывая его характер и поведение? Запишем эти характеристики напротив каждой буквы:

О — одарённый, оригинальный…

Н — необычный, начитанный, новый герой…

Е — европейского склада, если е = э, то эгоист…

Г — главный герой, гордый…

И — интеллектуальный, изысканный, интересный…

Н — непонятный, незаурядный…

Можем ли мы в чём-то обвинять Онегина? Строго его судить? Почему?

VІ. Домашнее задание.

1. Конкурс коллажей «Евгений Онегин».

2. Индивидуальное задание трем учащимся: презентация «Образ Татьяны в романе».

 



Предварительный просмотр:

Урок № 2

Тема. А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». Татьяна – нравственный и эстетический идеал поэта. Цельность характера героини. Близость к народной жизни как основа нравственного совершенства героини.

Цели урока:

образовательная: проанализировать образ Татьяны как нравственный и эстетический идеал поэта; показать искренность ее чувств, глубину и благородство ее натуры; понять тип личности Татьяны, ее принципы;

развивающая: развивать навыки работы над художественным текстом; формировать познавательную и социальную компетентности;

воспитательная: содействовать формированию и воспитанию высоких нравственных идеалов.

Тип урока: комбинированный.  

Ход урока.

І. Организационный момент.

ІІ. Мотивация.  

    Натура Татьяны не многосложна, но глубока и сильна. В Татьяне нет этих болезненных противоречий, которыми страдают слишком сложные натуры; Татьяна создана как будто вся из одного цельного куска, без всяких приделок и примесей. Вся жизнь ее проникнута той целостностью, тем единством, которое в мире искусства составляет высочайшее достоинство художественного произведения. Страстно влюбленная, простая деревенская девушка, потом светская дама, Татьяна во всех положениях своей жизни всегда одна и та же.

                                                                                          В.Г.Белинский.

ІІІ. Сообщение, представление темы, цели, задач урока и ожидаемых результатов.

Слово учителя.

    Две фигуры на протяжении всего романа владеют нашим интересом: Онегин и Татьяна. Если в образе Онегина главное- духовная эволюция героя, его искания, выяснение трагического итога его жизненного пути, то в образе Татьяны воплощен нравственный и эстетический идеал Пушкина.

    Наша задача: понять тип личности Татьяны, ее нравственный принципы, выяснить, почему Татьяна для Пушкина – «милый идеал»? Что ценил в Татьяне Пушкин, почему он с такою теплотою нарисовал этот образ?

ІV. Восприятие материала по теме урока.

1. Предоставление необходимой информации.

(Метод «Микрофон»: учащиеся делают сообщения о том, кто был прообразом Татьяны Лариной.)

2. Интерактивные упражнения – центральная часть занятия.

Цель – практическое усвоение материала, достижение поставленных целей урока.

Задание первой творческой группе:

Доказать, что истоки нравственности героини начинаются в детстве и юности.

  • В какой социальной среде прошло детство Татьяны?
  • Как характеризует автор семью Лариных?
  • Какими словами рисует автор одиночество Татьяны в семье?
  • Есть ли у нее внутренняя близость с сестрой Ольгой? В чем разница между ними?
  • Какую роль в жизни Татьяны играет ее няня?
  • Какое значение имели для нее книги? Что она читала?
  • Охарактеризовать отношение Татьяны к крепостным в их имении и крепостных к ней.
  • Какие черты характера сложились у Татьяны в детстве и юности?
  • Создать ассоциативные рисунки.

Задание второй творческой группе:

Докажите правильность пушкинского определения «Татьяна – русская душою…» примерами из текста.

  • В чем проявилась близость к народному, русскому во взглядах Татьяны?
  • Как объясняет Пушкин выбор имени для своей героини?
  • Охарактеризовать отношение Татьяны к родной природе и народным обычаям.
  • Проанализировать сон и именины Татьяны. Как раскрывается суть ее души, ее внутренний мир в этих эпизодах романа? Скомпоновать факты и проанализировать выражения, в которых автор говорит о близости Татьяны ко всему народному и русскому.

   Задание третьей творческой группе:

Докажите примерами из текста правильность пушкинского определения «… любит без искусства», «…кокетка судит хладнокровно, Татьяна любит не шутя…».

  • Подытоживая душевную жизнь Татьяны в годы ее юности, Белинский пишет: «Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви; ничто другое не говорило ее душе; ум ее спал». Верно ли это, по вашему мнению?
  • Где и когда Татьяна впервые увидела Онегина?
  • Почему она не полюбила никого из окружавших ее дворян (и Ленского в том числе)
  • Как характеризует героиню ее письмо к Онегину?
  • Как понимать пушкинские строки: письмо проникнуто «умом и волею живой» «и сердцем пламенным и нежным»?
  • Проанализировать эту сцену. Честен ли был жестокий приговор Онегина? Как воспринимает его Татьяна?
  • Как объяснение с Онегиным определяет дальнейшую жизнь Татьяны?
  • Когда наступил новый этап внутренней жизни Татьяны?
  • Как понимать слова Пушкина: «…и ей открылся мир иной»?
  • Что помогли ей сохранить любовь к Онегину?

Задание четвертой группе:

Доказать примерами из текста справедливость пушкинских слов:

Кто прежней Тани, бедной Тани

Теперь в княгине б не узнал!

  • Какою описывает Пушкин Татьяну на светском рауте?
  •  В чем изменилась Татьяна?
  • В каких словах и выражениях, из чего в ее поведении видно, что «равнодушная княгиня» осталась прежней Таней?
  • Охарактеризовать поведение Татьяны, когда она читает письмо к Онегину. Какие черты прежней Тани угадываются в ней?
  • Что угнетает Татьяну в светской жизни?
  • Докажите примерами из текста, что недавнее, но теперь уже безвозвратно далекое прошлое по-прежнему дорого и близко ей.
  • Как характеризуют Татьяну слова:

Я вас люблю (к чему лукавить),

Но я другому отдана;

И буду век ему верна.

     *  Почему отвергла Татьяна любовь Онегина, если по- прежнему его любит?

  3. Проблемный вопрос:

Трагична ли судьба Татьяны? В чем ее трагедия? (в сравнении с трагедией Онегина)

4. Творческое задание.

- Попробуйте сделать записи в дневник Татьяны.  

5. Чтение учащимися выполненных работ.

6.  Выразительное чтение «Письма Татьяны к Онегину».

 7. Проектная деятельность (защита тремя учащимися презентации «Образ Татьяны в романе».      См. презентацию.

8. Заключительное слово учителя.

Образ Татьяны возрастает в своем значении на протяжении художественного времени романа. В глубине души Татьяна осталась прежней русской женщиной, готовой и сейчас променять «ветошь маскарада» на сельское уединение. Она имела возможность испить горькую чашу барышни, вывезенной на «ярмарку невест», пережить крушение своих идеалов. Ей представился случай в московских и петербургских салонах и балах внимательно изучить людей вроде Онегина, глубже понять их незаурядность и эгоизм. Татьяна – та решительная русская женщина, которая могла бы пойти за декабристами в Сибирь.

Только теперь, когда мы просмотрели и осмыслили путь Татьяны, нам ясны и понятны эти черты ее облика. Это типичные черты русского национального характера: простота, живая воля, ум, пламенное и нежное сердце, доверчивость, вера в избранную мечту.

V. Рефлексия (Подведение итогов работы, оценивание результатов урока.)

Цель – осмысление того, что было сделано на уроке, выяснение того, достигнуты ли поставленные цели, как можно применить полученное на уроке в будущем.

Ученики высказывают свои впечатления о сегодняшнем уроке.

VІ.  Домашнее задание.

1. Задание творческого характера: составить текст рекламного ролика к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

2. Индивидуальное задание трем учащимся: подготовить сообщения:

а)  образ автора в романе;

б) роль пейзажа в романе.

3. Выучить наизусть отрывок.

4. Выучить наизусть отрывок из романа.

 



Предварительный просмотр:

Урок № 3

Тема. Образ автора, картины природы, роль лирических отступлений в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин». «Онегинская строфа».

Цель урока: 

образовательная: углубить представления учащихся о композиции романа, пейзаже; выявить роль лирических отступлений в романе; проследить за авторской позиций в романе; продолжить работу над работа над художественным текстом; дать понятие «онегинская строфа»;

развивающая: развивать речь учащихся, способствовать формированию интереса к языку художественного произведения.

воспитательная: воспитание эстетического вкуса школьников, лучших человеческих качеств, интерес к творчеству А.С.Пушкина.

Тип урока: урок применения знаний и формирования умений

Ход урока

І. Сообщение темы, целей урока.

ІІ. Актуализация опорных знаний учащихся.

1. Викторина.

  • Кому посвящён роман «Евгений Онегин»?
  • Из какого произведения взят эпиграф к первой главе романа? Кто его автор?
  • Кого из драматургов Пушкин называет в своём романе «другом свободы»?
  • Какой балериной восхищался автор, когда описывает русский театр?
  • В каком городе родился Евгений Онегин?
  • Из какой страны вернулся Ленский незадолго до знакомства с Онегиным?
  • «… Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, давки, фонари, Дворцы, сады, монастыри, Бухарцы, сани, огороды, Купцы, лачужки, мужики, Бульвары, башни, казаки, Аптеки, магазины моды, Балконы, львы на воротах. И стаи галок на крестах». Описание какого города приводится здесь?
  • Назовите отчество Татьяны Лариной.
  • Как звали гувернёра Евгения Онегина?
  • Как звали сестру Татьяны?
  • Как звали няню Татьяны?
  • Как звали француза, подарившего Татьяне куплет, где «…смело вместо belle Nina поставил belle Tatiana»?
  • Как звали московскую тётку Татьяны Лариной?
  • Назовите фамилию оружейного мастера — конструктора пистолетов, на которых стрелялись Онегин и Ленский.
  • Как, согласно гаданию, должны были звать будущего мужа Татьяны Лариной?
  • Кто был секундантами на дуэли Онегина и Ленского?
  • Назовите автора сонника, который читала Татьяна?
  • Книгу какого поэта читал Ленский перед дуэлью?
  • Какой танец танцевал Онегин с Ольгой Лариной на именинах Татьяны?
  • На скольких шагах стрелялись Онегин и Ленский?
  • В каком возрасте мы застаём Онегина в финале романа?
  • В какую настольную игру играли Ленский и Ольга?
  • «…Гребёнки, пилочки стальные, Кривые ножницы, прямые И щётки тридцати родов — И для ногтей и для зубов». Кому принадлежали все эти предметы?
  • «Всегда скромна, всегда послушна, Всегда как утро, весела, Как жизнь поэта простодушна, Как поцелуй любви, мила, Глаза как небо голубые; Улыбка, локоны льняные, Движенья, голос, легкий стан…».Чьё описание приведено здесь?
  • Чей портрет украшал кабинет Онегина?
  • «И столбик с куклою чугунной Под шляпой с пасмурным челом, С руками, сжатыми крестом». Кого изображала эта фигурка, стоявшая на столе Онегина?
  • «Ей рано нравились романы; Они ей заменяли всё; Она влюблялася в обманы И Ричардсона и Руссо». О ком идёт речь в этом отрывке?
  • «Мечтам невольная преданность,
  • Неподражательная странность
  •  И резкий, охлажденный ум». О ком идёт речь в этих строчках?
  • «Корсет носила очень узкий И русский Н как N французский произносить умела в нос…». О ком пишет Пушкин?
  • «Красавец, в полном цвете лет, Поклонник Канта и поэт». О ком идёт речь?

ІІІ. Восприятие учащимися материала по теме урока.

 1. Слово учителя.

Пестрота описаний и разностильность повествования не противоречат внутреннему единству «Евгения Онегина» - лирическим центром романа является автор. Мир поэта бесконечен, и «роман героев» оказывается лишь частью этого мира. Лирические отступления не отступают от дела, а обступают его со всех сторон. «Роман героев» существует внутри «романа автора» и вне его превращается в заурядную мелодраму с несбывшимися надеждами и разбитыми сердцами.

В окончательном тексте романа 390 строф, из 89 заняты лирическим отступлениями, что составляет четвертую часть романа (почти две главы)

2. Беседа с учащимися

* Вспомните, что такое лирические отступления.

* Как они группируются тематически в романе «Евгений Онегин».

* Как они соотносятся с сюжетной частью романа.

* Каковы основные функции лирических отступлений в произведении А.С.Пушкина.

3. Работа в тетради.

   Лирические отступления – это внесюжетный элемент, который позволяет автору обратиться к читателям со страниц своего произведения непосредственно, а не от лица кого-либо из действующих персонажей.

Специалисты насчитывают в романе Пушкина «Евгений Онегин» 27 лирических отступлений и 50 различных лирических вставок.

4. Сообщения учащихся:  образ автора в романе, роль пейзажа

5. Слово учителя.

   Для пушкинского романа, который сам автор называл «свободным романом», такие отступления особенно важны. Ведь это свобода непринужденного разговора на самые разные темы, это свобода авторских отступлений от фабульной линии повествования.

   Тематически лирические отступления группируются как:

а) автобиографические;

б) картины родной природы, близкие автору и его героям, особенно Татьяне;

в) о собственном творчестве, литературе, искусстве, о литературной борьбе того времени, современном Пушкину театре.

6. Задание для учащихся. (Исследовательская работа)

  * Привести примеры  лирических отступлений, по ходу работы с цитатами акцентировать внимание на том, какие черты личности повествователя стоят за его суждениями.

  *  Записать фразы для характеристики автора и авторской речи в романе «Евгений Онегин»:

- взволнованная речь автора;

- эмоциональность и образность языка;

- особенности поэтической интонации;

- наделить героя собственным умонастроением;

- глубина и многосторонность наблюдений над жизнью;

- утверждение бесценности бытия;

- сокровенные мысли, исповедальность;

- полемичность высказываний.

7. Творческое задание учащимся: составить «режиссерский» комментарий к отдельным эпизодам картин природы, лирическим отступлениям.

8. Слово учителя.

«Онегинская строфа».

    Пушкин максимально использует повествовательные возможности четырехстопного ямба. Ямб – гибкий, легкий, варьирующийся и интонационно очень близкий к разговорной речи размер. Той же цели служит и «онегинская строфа» принципиально новый тип строфы, созданный в романе Пушкиным. «Онегинская строфа» включает в себя 14 стихов четырехстопного ямба с рифмовкой АбАб ВВгг Дее Джж (прописными буквами обозначены женские рифмы, строчными – мужские.) Смысловая структура «онегинской строфы» - тезис, его развитие, кульминация, концовка – предает сам ход движения мысли.

    Но авторская «болтовня» направлена не только вовне – предметом изображения в романе становится сама история его создания. Рассказывая ее читателю, автор несколько раз указывает на композиционные «огрехи»:

… Хоть поздно, а вступленье есть.

Я кончил первую главу;

Пересмотрел все это строго:

Противоречий очень много,

Но их исправить не хочу.

Пора мне сделаться умней,

В делах и в слоге поправляться,

И эту пятую тетрадь

От отступлений очищать.

Значение творчества Пушкина

Безгранично обаятельна личность Пушкина. Он с безоглядным бесстрашием защищал все, во что верил, что было его принципом, убеждением. Он был преданным другом и товарищем. Пушкин пал в борьбе за чистоту своего имени, имени человека, на которого смотрит вся Россия. И она считает его своим гением, выразителем своей независимости и чести. Пафос поэзии Пушкина – принятие жизни, «лелеющая душу гуманность» (В.Белинский о романе «Евгений Онегин»).

ІV. Рефлексия.

Вывод:

Автор

- незримо присутствует всегда и везде;

- принимает участие в судьбе героев;

- делится с читателем своими мыслями и чувствами;

- рассуждает о нравах и морали общества.

V. Домашнее задание:

- Сделать тезисные выписки из статей №8, 9 В.Белинского (о романе «Евгений Онегин»).

- Подготовить сочинение по одной  заданных тем:

1. «Я так люблю Татьяну милую мою…».

2. «Отражение черт характера в письмах Татьяны».

3. «Поклонник славы и свободы».

4. «Противоречия в характере Онегина».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Система уроков по изучению романа И.С.Шмелева "Лето Господне".

Методическое пособие для учителей русского языка и литературы средней школы, представляющее собой сборник сценариев уроков по изучению романа И. С. Шмелева «Лето Господне», разработанных и апроб...

Методическое пособие "Система уроков по изучению романа И.С.Шмелева "Лето Господне". Часть 2.

Методическое пособие для учителей русского языка и литературы средней школы, представляющее собой сборник сценариев уроков по изучению романа И. С. Шмелева «Лето Господне», разработанных и апроб...

Приложение к методическому пособию "Система уроков по изучению романа И.С.Шмелева "Лето Господне".

Методическое пособие для учителей русского языка и литературы средней школы, представляющее собой сборник сценариев уроков по изучению романа И. С. Шмелева «Лето Господне», разработанных и апроб...

Духовно-нравственное воспитание в системе уроков по изучению романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"

Выступление и презентация на окружной научно-практической конференции "Духовно-нравственное развитие как системообразующий фактор воспитания в Школе будущего"...

Фасилитаторская деятельность учителя при организации уроков по изучению романа А.С.Пушкина «Дубровский» (часть 1)

Предлагаемая статья -  опыт по организации работы с учащимися при изучении романа А.С. Пушкина "Дубровский"...