Как написать рецензию
статья по литературе по теме

Низяева Ольга Владимировна

Статья "Как написать рецензию" поможет учащимся правильно составить рецензию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_napisat_retsenziyu.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

КАК НАПИСАТЬ РЕЦЕНЗИЮ

    Рецензия (от лат. recensio "рассмотрение") - отзыв, разбор и оценка нового художественного, научного или научно-популярного произведения; жанр критики, литературной, газетно-журнальной публикации.

   Рецензию характеризует небольшой объём и краткость.

    Рецензент занимается в первую очередь новинками, о которых практически еще никто не писал, по поводу которых еще не успело сложиться определенное мнение.

   В классике рецензент обнаруживает, прежде всего, возможность её актуального, остросовременного прочтения. Любое произведение нужно рассмотреть в контексте современной жизни и современного литературного процесса: оценить его именно как новое явление. Такая злободневность является непременным признаком рецензии.

    Под сочинениями-рецензиями мы понимаем такие творческие работы:

  • небольшая литературно-критическая или публицистическая статья (часто полемического характера), в которой рассматриваемое произведение является поводом для обсуждения актуальных общественных или литературных проблем;
  • сочинение, которое в большей степени лирическое размышление автора рецензии, навеянное чтением произведения, чем его истолкование;
  • развёрнутая аннотация, в которой раскрывается содержание произведения, особенности композиции и одновременно содержится его оценка.

    Под школьной экзаменационной рецензией понимается рецензия - развернутая аннотация.

Примерный план рецензии на литературное произведение.

  1. Библиографическое описание произведения (автор, название, издательство, год выпуска) и краткий (в одном-двух предложениях) пересказ его содержания.
  2. Непосредственный отклик на произведение литературы (отзыв-впечатление).
  3. Критический разбор или комплексный анализ текста:
    - смысл названия
    - анализ его формы и содержания
    - особенности композиции
    - мастерство автора в изображении героев
    - индивидуальный стиль писателя
  4. Аргументированная оценка произведения и личные размышления автора рецензии:
    - основная мысль рецензии
    - актуальность тематики произведения

   В рецензии не обязательно присутствие всех вышеперечисленных компонентов, главное, чтобы рецензия была интересной и грамотной.

Принципы рецензирования.

    Импульсом к созданию рецензии всегда служит потребность выразить своё отношение к прочитанному, это попытка разобраться в своих впечатлениях, вызванных произведением, но на основе элементарных познаний в теории литературы, подробного анализа произведения.

    Читатель может сказать о прочитанной книге или просмотренном фильме “нравится - не нравится” без доказательств. А рецензент свое мнение должен тщательно обосновать глубоким и аргументированным анализом.

    Качество анализа зависит от теоретической и профессиональной подготовки рецензента, его глубины понимания предмета, умения анализировать объективно.

    Отношения между рецензентом и автором - творческий диалог при равном положении сторон.

    Авторское “я” проявляется открыто, чтобы рационально, логически и эмоционально воздействовать на читателя. Поэтому рецензент использует языковые средства, совмещающие функции называния и оценки, книжные и разговорные слова и конструкции.

   Критика не изучает литературу, а судит её - с тем, чтобы сформировать читательское, общественное отношение к тем или иным писателям, активно воздействовать на ход литературного процесса.

Коротко о том, что нужно помнить при написании рецензии:

    Подробный пересказ снижает ценность рецензии: во-первых, неинтересно будет читать само произведение; во-вторых, одним из критериев слабой рецензии справедливо считается подмена анализа и интерпретации текста его пересказом.

    Всякая книга начинается с названия, которое в процессе чтения как-то интерпретируешь, разгадываешь. Название хорошего произведения всегда многозначно, это своего рода символ, метафора.

    Многое для понимания и интерпретации текста может дать анализ композиции. Размышления над тем, какие композиционные приёмы (антитеза, кольцевое построение и т.д.) использованы в произведении, помогут рецензенту проникнуть в замысел автора. На какие части можно разделить текст? Как они расположены?

    Важно оценить стиль, своеобразие писателя, разобрать образы, художественные приёмы, которые он использует в своем произведении, и обдумать, в чём заключается его индивидуальный, неповторимый стиль, чем этот автор отличается от других. Рецензент разбирает “как сделан” текст.

   Школьную рецензию стоит писать так, как будто никто в экзаменационной комиссии с рецензируемым произведением не знаком. Нужно предположить, какие вопросы этот человек может задать, и попытаться заранее подготовить ответы на них в тексте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как написать РЕЦЕНЗИЮ

Примерный план рецензии на литературное произведение....

Как написать рецензию по ЕГЭ по чувашскому языку

Как написать рецензию по ЕГЭ по чувашскому языку...

КАК НАПИСАТЬ РЕЦЕНЗИЮ

Рецензия (от лат. recensio "рассмотрение") - отзыв, разбор и оценка нового художественного, научного или научно-популярного произведения; жанр критики, литературной, газетно-журнальной публикаци...

Как написать рецензию

Рецензия (от лат. recensio — рассмотрение) -  разбор и оценка какого-либо художественного произведения (книги, фильма и др.) или научной работы, образовательной программы, пособия  (нау...

Что такое реферат и как правильно его написать.Что такое доклад и как правильно его написать.

в статье рассказывается о том, как правильно написать реферат и доклад....

Как написать рецензию (презентация)

Презентация "Как написать рецензию" познакомит с основными этапами создания рецензии, расскажет о принципах рецензирования....

Как написать рецензию на исследовательскую работу учащихся

Рецензия – это  краткий анализ и оценка рецензируемой работы, выявление степени ее соответствия к существующим требованиям исследовательских работ учащихся,  определение  достоинств и с...