Урок литературы в 11 классе "Быт и бытие Марины Цветаевой"
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Червоткина Надежда Аркадьевна

Урок-мастерская в технологии критического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-masterskaya_2.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

 

Быт и бытие Марины Цветаевой

Урок-мастерская

в технологии

критического мышления

                                                         

Между любовью и любовью распят

Мой век – мой год,– мой день, – мой час, – мой миг.

Слова прощания таяли,

Как первый снег на стекле,

Прочитанный томик Цветаевой

Лежал на моём столе.

Земной не снесла тяжести,

С рожденья была «морской» -

Нет равной ей грешницы, кажется,

Нет праведницы такой…

Сегодня мы с вами попробуем познать Марину Ивановну Цветаеву – поэта и человека, попробуем понять её душу – грешную и праведную, взлетающую и падающую, рвущуюся из быта в бытие, не знавшую меры ни в чём, и оттого порой – пугающую. Я приглашаю вас в мастерскую «Быт и бытие Марины Цветаевой» в технологии  критического мышления. Эпиграфом к уроку являются слова самого поэта.

 

           1. Какие ассоциации вызывает у вас имя Марина Цветаева? 

Давайте создадим ассоциативный ряд путём игры со словом, найдём созвучные и смысловые ассоциации вокруг такого красивого имени. (Елабуга, Ариадна, Мур, Анастасия Цветаева «Воспоминания», профессор Цветаев, поэт, голубой, море, Сергей Эфрон, рябина…)

2. Мои «встречи» с поэтом. (Звучание колоколов)

Красною кистью

 рябина зажглась,

падали листья.

Я родилась.

Спорили сотни

колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

хочется грызть

жаркой рябины

горькую кисть.

     Чтение стихов на музыкальном фоне. (Шуберт «Аве Мария») 

По-разному звучит её голос, в котором поэтическое мастерство, своеобразие и гениальность:

Пока огнями смеется бал,
Душа не уснет в покое.
Но имя Бог мне иное дал:
Морское оно, морское!

Я счастлива жить образцово и просто:
Как солнце - как маятник - как календарь.
Быть светской пустынницей стройного роста,
Премудрой - как всякая Божия тварь.

Солнцем жилки налиты - не кровью -
На руке, коричневой уже.
Я одна с моей большой любовью
К собственной моей душе.

Жду кузнечика, считаю до ста,
Стебелек срываю и жую...
- Странно чувствовать так сильно -
и так просто
Мимолетность жизни - и свою.

С детской песней на устах
Я иду - к какой отчизне?
- Все, чего не будет в жизни,
Я найду в своих стихах!

Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверстую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли.

Застынет все, что пело и боролось,
Сияло и рвалось:
И зелень глаз моих, и нежный голос,
И золото волос.

Золото моих волос
Тихо переходит в седость.
- Не жалейте! Все сбылось,
Все в груди слилось и спелось.

Благодарю, о Господь,
За Океан и за Сушу,
И за прелестную плоть,
И за бессмертную душу,

И за горячую кровь,
И за холодную воду.
- Благодарю за любовь.
Благодарю за погоду.

 Песня на слова Цветаевой «Мне нравится…»

3. Её философия жизни.

Чтобы познать человека, важно знать философию его жизни. Я предлагаю вам заметки из тетрадей и строки дневников поэта.

Сделайте своё открытие из её жизненной философии. (Учащимся предлагаются страницы тетрадей Марины Цветаевой, они знакомятся и записывают те строки, которые стали открытием.) Какие строки стали вашим открытием?

Мы сделали свои открытия из философии жизни Марины Цветаевой.

4.  Биография  Возраст – это не количество прожитых лет, а поведение.

          На  какие вопросы нужно ответить, чтобы выстроить биографию человека?

Кто были родители? Где провела детство? Кто были друзья? Какие люди и события повлияли на её жизнь? Каким был её характер? Какова её история любви? В чём своеобразие её творчества?...

Из этих вопросов мы выстроим биографию Марины Цветаевой.

План.

1) Страница детства.

2) История любви.

3) «В миру среди людей» (Круг друзей)

4) Поэтическая страница. Темы творчества (О чём писала? На уровне вопросов)

5) Трагедия смерти.

6) Какой она была?

Мы выстроили биографию Марины Цветаевой.

Давайте сформируем 6 групп. Каждая  группа  получит пакет текстов, в которых можно найти ответы на информационный запрос. Это воспоминания современников, исследования литературоведов, материалы учебника, переписка, стихи. (Приложения)

 Ученики читают, обмениваются информацией, обсуждают и оформляют свою страницу-афишу, используя литературу, готовят выступление-защиту афиши на 1 минуту.

5. Защита афиши.

6. Какую строчку Марины Цветаевой ты бы хотел выучить наизусть? Ученикам раздаются стихи Цветаевой. Чтение строк, четверостиший.

 

7. Составление синквейна.

 Интеллектуальным, индивидуальным открытием каждого, моментом соединения старого знания с новым – осмысленным, пережитым, выстроенным -  является самостоятельное заключение, обобщение, итог, вывод, написанный в форме синквейна:

первая строка – название темы;

вторая – описание темы в двух словах-признаках, прилагательных;

третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами-глаголами;

четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме;

последняя – синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

В этом выводе каждый участник мастерской соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение. Все зачитывают свои обобщения-итоги.

Марина Цветаева

гордая, ранимая,

страдает, творит, путешествует,

 поёт романс своей души,

поэт.

Марина Цветаева

                                                          гениальная, мятежная,

         любит, творит, страдает,

         душа скитальца в бесконечности страстей,

      мученица.

Марина Цветаева

мужественная, одинокая,

пишет стихи, размышляет, переписывается,

спешит помочь, выручить, спасти,

комета поэзии.

8. Продолжите фразу: Она была… или  написание эссе «О Марине Цветаевой шумело море, шептали листья рябины….»

Мастерская наша завершена. Мы глядим на биографию М. Цветаевой как  «матросская жёнка с мыса» (Инна Кабыш)

Что вам было всего интереснее делать на уроке?

Что вызвало затруднение?

Что вы чувствовали на уроке?


Приложения

1.  Страница детства

Анастасия Ивановна Цветаева:

«Какая радость быть рождёнными от такого сильного и чистого человека, бескорыстно прожившего жизнь, как наш отец, от такой трагически, доблестно прожившей её женщины, как наша мать».

«Марина Цветаева считала детство самым важным периодом своей жизни. В кратком описании своей жизни, написанном после её возвращения на Родину, она утверждает, что всё, что её суждено было познать, она познала до семи лет и что остальные 40 лет она училась это понимать.» (М. Разумовская. «Марина Цветаева»)

«Пушкин оказался первым поэтом Цветаевой. Первым, кого она задолго до того, как научилась читать, узнала по памятнику на Тверском бульваре, по картине «Дуэль», висевшей в родительской спальне, и по материнским рассказам; первым, кого она прочла сама. Он навсегда остался для неё первым Поэтом… И человеческий образ Пушкина, и его стихи, и проза, прочитанные в раннем детстве, формировали отношение Цветаевой к поэзии, к делу поэта, жизни..

Марина начала сочинять рано. Первая стихотворная тетрадь, о которой она вспоминает, была закончена до школы, лет в семь. (Из книги В. Швейцер «Быт и бытие Марины Цветаевой»)

«Мария  Мейн была человеком незаурядным, наделённым умом, большими художественными способностями, глубокой душой…книги и музыка стали её жизнью, заменили ей реальность. Она получила прекрасное домашнее образование: свободно владела четырьмя европейскими языками, блестяще знала историю и литературу, сама писала стихи по-русски и по-немецки, переводила на известные ей языки. У неё было  музыкальное дарование, способности к живописи.

Именно Мария Александровна заметила в дочери дар поэта. Она оставила в дневнике запись: «Моя четырёхлетняя Маруся ходит вокруг меня и всё складывает слова в рифмы. Может быть, будет – поэт?» (В. Швейцер).


2. История любви.

С остатками разбитой белой армии Сергей Яковлевич эвакуировался в Турцию. О жене и дочери он долго ничего не знал. Марина поручила уезжающему за границу Эренбургу разыскать мужа. Эренбург нашёл его в Чехии.

 Сергей Эфрон: «Мой милый друг, Мариночка, сегодня получил письмо от Ильи Григорьевича, что вы живы и здоровы. Прочитав письмо, я пробродил весь день по городу, обезумев от радости…

Что мне писать Вам? С чего начать? Нужно сказать много,  а я разучился не только писать, но и говорить. Я живу верой в нашу встречу. Без Вас для меня не будет жизни, живите! Я ничего от Вас не буду требовать – мне ничего не нужно, кроме того, чтобы Вы были живы…

Наша встреча с Вами была величайшим чудом, и ещё большим чудом будет наша встреча грядущая. Когда я о ней думаю – сердце замирает – страшно – ведь большей радости и быть не может, чем та, что нас ждёт….

Все годы нашей разлуки – каждый день, каждый час – Вы были со мной, во мне. Все годы, что не с Вами, прожиты как во сне. Жизнь моя длится на «до» и «после», и «после» - страшный сон, рад бы проснуться, да нельзя…Каждый день приближает нашу встречу. Последнее даёт мне бодрость и силу…

Получив письмо от мужа, Марина записала в тетради:

«С сегодняшнего дня – жизнь. Впервые живу.

Письмо к Сергею.

Мой Серёженька! Если от счастья не умирают, то – во всяком случае каменеют. Только что получила Ваше письмо. Закаменела. Столько лет – пустота. Не знаю, с чего начать. – Знаю, с чего начать: то, чем и кончу: моя любовь к Вам…»

 


3. «В миру среди людей» (Круг друзей)

Цветаева -  Борис Пастернак

Пастернак

Весной 1922 года я в Москве купил маленькую книжечку «Вёрсты». Меня сразу покорило лирическое могущество цветаевской формы.

Я написал Цветаевой в Прагу письмо…Она ответила мне. Между нами завязалась переписка. Мы подружились.

Пастернак: «Марина, золотой мой друг, изумительное, сверхъестественное, родное предназначение, утренняя дымящаяся моя душа, Марина…Какие удивительные стихи Вы пишете! Как больно, что сейчас Вы больше меня! Вообще Вы возмутительно большой поэт!

Цветаева: Ничья хвала и ничьё признание мне не нужны, кроме Вашего. О, не бойтесь своих безмерных слов, их вина в том, что они ещё слова, то есть не могут быть ещё только чувствами.

Мой Пастернак, я, может быть, вправду когда-нибудь сделаюсь большим поэтом благодаря Вам! Ведь мне нужно сказать Вам безмерное: разворотить грудь. В беседе это делается путём молчания, а у меня ведь только перо…

 Цветаева –  Анна Ахматова

Цветаева: «Всё о себе, всё о любви». Да, о себе, о любви – и ещё – изумительно – о серебряном голосе оленя, о неярких просторах Рязанской губернии, о смуглых главах херсонесского храма, о красном кленовом листе, заложенном на Песне Песней, о воздухе, «подарке Божьем»… и так без конца… Ахматова пишет о себе – о вечном. И Ахматова, не написав ни одной отвлечённо-общественной строчки, глубже всего – через описание пера на шляпке – передаёт потомкам свой век… Какой трудный и соблазнительный подарок поэтам – Анна Ахматова!.

Цветаева – Александр Блок

Цветаева  не была знакома с Блоком. Она видела его дважды во время его выступлений в Москве 9 и 14 мая 1920 года. Своё преклонение перед поэтом, которого она называла «сплошной совестью», воплощённым «духом» и считала явлением, вышедшим за пределы литературы, Цветаева пронесла через всю жизнь.

Нежный призрак,

Рыцарь без укоризны,

Кем ты призван

В мою молодую жизнь?

Цветаева Ахматовой: «Удивительно не то, что он умер, а то, что он жил. Мало земных примет, мало платья. Он как-то сразу стал ликом, заживо-посмертным (в нашей любви). Ничего не образовалось – отделилось. Весь он такое явное торжество духа, такой воочию – дух, что удивительно, как жизнь – вообще – допустила.

Смерть Блока я чувствую как вознесение. Человеческую боль свою глотаю. Для него она кончена, не будем и мы думать о ней. Не хочу его в гробу, хочу его в зорях.

Цветаева – Рильке

Цветаева: Райнер Мария Рильке!

Смею ли назвать Вас так?  Ведь Вы – воплощение поэзии – должны знать, что уже само Ваше имя – стихотворение…

Вы – не самый мой любимый поэт. Вы – явление природы, которое не может быть моим и которое не любят, а ощущают всем существом… Вы – воплощённая пятая стихия: сама поэзия…

Я жду Ваших книг, как грозы, которая – хочу или нет – разразится. Совсем как операция сердца (не метафора!), каждое твоё стихотворение врезается в сердце и режет его по-своему – хочу или нет. Не хотеть!

Знаешь ли, почему говорю тебе Ты и люблю тебя и –  и – и – потому что ты – сила. Самое редкое.

…Чего я от тебя хочу, Райнер? Всего. Ничего. Чтобы ты разрешим мне каждый миг моей жизни подымать на тебя взгляд – как на гору, которая меня охраняет (словно каменный ангел-хранитель!)

Рильке: Марина Цветаева, неужели Вы только были здесь, где был я?...Я принял тебя, Марина, всей душою, всем моим сознанием, потрясённым тобою, твоим появлением, словно сам океан, читавший с тобой вместе, обрушился на меня великим потоком сердца.

Что сказать тебе? Ты протянула мне поочерёдно свои ладони и вновь сложила их вместе, ты погрузила  их в моё сердце, Марина, словно в русло ручья: и теперь, пока ты держишь их там, его встревоженные струи стремятся к тебе… Не отстраняйся от них! Все мои слова рвутся к тебе, и ни одно не желает пропустить другое вперёд.

Чувствуешь ли, поэтесса, как сильно овладела ты мной, ты и твой океан, так прекрасно читавший с тобою вместе… милая, не ты ли – сила природы, то, что стоит за пятой стихией, возбуждая и нагнетая её?...

Цветаева – Андрей Белый

Белый: Позвольте мне высказать глубокое восхищение перед совершенно крылатой мелодией Вашей книги… Моя милая, милая, милая, милая Марина Ивановна! Вы остались во мне как звук чего-то тихого, милого: сегодня утром хотел только забежать, посмотреть на Вас и сказать Вам: «спасибо»….Эти последние особенно тяжёлые, страдные дни Вы опять прозвучали мне: ласковой, ласковой, удивительной нотой: доверия, и меня, как маленького, так тянет к Вам. Так хотелось только взглянуть на Вас, что когда был на вокзале, то сделал усилие над собой, чтобы не вернуться к Вам на мгновение, чтобы пожать лишь руку за то, что вы сделали для меня….И прежде еще, в Москве, я поразился, почему от Вас веет – тёплым, ласточкиным весенним ветерком. А как Вы приехали в Берлин, и я Вас увидел, так совсем повеяло весной.

Цветаева - Блоку

Имя твоё – птица в руке,

Имя твоё- льдинка на языке.

Одно-единственное движенье губ.

Имя твоё – пять букв.

Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту….

Имя твоё – поцелуй в глаза,

В нежную стужу недвижных век.

Имя твоё – поцелуй в снег.

Ключевой, ледяной, голубой глоток.

С именем твоим – сон глубок.

Моему брату в Пятом времени года, шестом чувстве и четвёртом измерении –  Борису Пастернаку.

В мире, где всяк

Взгорблен и взмылен.

Знаю – один

Мне равносилен.

В мире, где столь

Многого хощем,

Знаю – один

Мне равномощен.

В мире, где всё

Плесень и плющ,

Знаю: один

Ты равносущ

Мне.


5.    Трагедия смерти.

                             

  Из воспоминаний квартирной хозяйки.

«Марина Цветаева прожила у меня недолго, дней десять, да и из них три дня проездила в Чистополь. Я её хорошо помню, она первая эвакуированная у меня была. Их тогда много было, по квартирам толпами разводили. Избёнка у меня маленькая, самим тесно. А её, сердешной, то ли комнатушка понравилась, то ли устала очень. Говорит: «Никуда больше не пойду, здесь останусь». С нею сын был, лет 16, Георгием звали, а она его Муром называла. Сначала она мне не понравилась, гордая очень, а потом подружились… Только немного она пожила у меня, голубушка.

В тот день всех жителей послали расчищать место для аэродрома. Сама Марина Ивановна не смогла пойти – приболела она, всё больше лежала в последние дни, - и вместо неё со мной пошёл Георгий. Мы и подумать такое не могли. Из Чистополя она вернулась расстроенная, очень что-то переживала. Здесь искала работу, да какая тут работа! В тот день она тоже была чем-то расстроена, не в себе, только никому даже в голову не пришло…

Записки она оставила. В одной прощалась со всеми, в другой просила о сыне позаботиться….»

Рафаэль Мустафин «За перегородкой»

…Удивительно, что  событие это, по существу не отпечаталось в памяти елабужан. В те тяжёлые дни августа сорок первого помыслы людей заняты были совсем другим – война принимала всё более грозный облик, каждый день – проводы на фронт, первые похоронки…К том же, кроме хозяев квартиры, никто из коренных жителей Цветаевых не знал…

На предполагаемом месте могилы Цветаевой, точнее, в том районе, где хоронили умерших, эвакуированных в 1941 году, Анастасия Ивановна Цветаева установила железный крест, сваренный из водопроводных труб (и, судя по всему, снятый сторожихой с чьей-то «бесхозной» могилы).

     

 Валентина Чирикова   «Костёр Марины Цветаевой»

Как-то в разговоре со мной по поводу самоубийства Цветаева высказалась так: «Одному человеку не хватает одной жизни, другому – её слишком много». Почему Цветаева, эвакуированная в Елабугу во время войны, покончила с собой?.. Только разгром всего, чем она дорожила, мог дать ей страдание, которое она не смогла пережить, и безмерное унижение не захотела переносить.

А творчество? Разве оно возможно, когда фашисты идут наглым победным маршем, готовые затоптать всё русское прошлое народа, его настоящее, его будущее!

Творец умирает первым. Пророчески звучат конечные строки стихотворения Цветаевой «Ученик», напечатанного в книге «Ремесло»:

(О, этот стих не самовольно прерван!

Нож чересчур остёр!)

…И – дерзновенно улыбнувшись –  первым

взойти на твой костёр.

Лидия Чуковская  «Предсмертие»

Какая она была мужественная и как много она могла – не требуется доказывать: перед нами её могущественная поэзия, её проза, вся её мученическая мужественная жизнь.

Но и богатырским силам приходит конец. В эмиграции она была бедна, одинока, но её хоть печатали. Дома же, кроме переводов, не напечатали после её возвращения почти ничего. А конец – конец силам наступил, я думаю, осенью 1939 года.

После ареста дочери, после гибели мужа силам уже пришёл конец, а тут после конца – война, эвакуация, безысходная нищета, новые унижения, Елабуга, Чистополь… Мы гуляли по Чистополю.

«Дети, дети, жить для детей, - заговорила Марина Ивановна. – Если бы вы знали, какой у меня сын, какой он способной, одарённый юноша! Но я ничем не могу ему помочь. Со мною ему только хуже. Я ещё беспомощнее, чем он. Денег у меня осталось – предпоследняя сотня…Если бы меня приняли в судомойки, было бы чудесно. Мыть посуду – это я ещё могу. Учить детей не могу, не умею, работать в колхозе не умею, ничего не умею. Вы не можете себе представить, до какой степени я беспомощна. Я раньше умела писать стихи, но теперь разучилась».

Марина Цветаева покончила с собой 31 августа 41-го года.

Марина Цветаева «Неизданные письма»

5 сентября 1940 год.

«Меня все считают мужественной. Я не знаю человека робче, чем я. Боюсь всего. Глаз, черноты, шага, а больше всего –  себя, своей головы, если эта голова – так преданно мне служащая в тетради и так убивающая меня в жизни. Никто не видит, не знает, что я год уже  (приблизительно) ищу глазами крюк…Я год примеряю смерть. Всё уродливо и страшно. Проглотить – мерзость, прыгнуть – враждебность, исконная отвратительность воды. Я не хочу пугать (посмертно), мне кажется, что я себя уже – посмертно – боюсь. Я не хочу умереть. Я хочу не быть. Вздор. Пока я нужна…но, господи, как я мала, как я ничего не могу! Доживать – дожёвывать. Горькую полынь».  

Август 1941

«Почему вы думаете, что жить ещё стоит? Разве вы не понимаете будущего? Нет будущего. Нет России…Я когда-то умела писать стихи, теперь разучилась…Какая страшная улица…Я ничего не могу… Мыть посуду я ещё могу».

В Совет Литфонда

Прошу принять меня на работу в качестве судомойки в открывающуюся столовую Литфонда.

26-го августа 1941 г.                             М. Цветаева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 7 классе М.И.Цветаева "Воспоминания". Отец и его музей (по учебнику Р.Н.Бунеева).

Методическая разработка урока литературы в 7 классе с использование структурно-логических схем  (литература Р.Н. Бунеев)...

Урок литературы в 11 классе по теме: Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Молодость»

Урок разработан и проведен в рамках районного конкурса «Инновационные образовательные технологии в современном уроке» учителем русскогоязыка и литературы МОУ «СОШ с. Сальское» Терёхиной В. Н....

Урок литературы в 9 классе. "Красною кистью рябина зажглась...Марине Ивановне Цветаевой посвящается".

 Цель урока: познакомить с жизнью и творчеством М.И. Цветаевой;развивать устную речь, умение выступать перед аудиторией, творческие способности учащихся;воспитывать любовь к искусству слова, к музыке....

Открытый урок по литературе по творчеству Марины Цветаевой

Данный урок проводится в 11 классе при изучении литературы серебряного века. В урок включены стихи поэтессы и кадры из фильма "Ирония судьбы..." где исполняются песни на стихи Цветаевой....

Быт и бытие Марины Цветаевой

Литературный вечер, посвящённый творческой биографии Марины Цветаевой (11 класс)...

Презентация к уроку литературы в 11 классе "Биография и творчество Марины Цветаевой"

Презентация к уроку литературы в 11 классе "Биография и творчество Марины Цветаевой"...