Конспект беседы для 7-8 классов.
классный час по литературе (6 класс) на тему


Алтайский край - частица нашей Родины.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  беседы для  7-8 классов.

Тема: «Алтайский край – частица нашей Родины».

Форма проведения:  беседа.

Цель: воспитание нравственно здоровой, культурной, свободной и ответственной личности, гражданина и патриота.

 Задачи:

  • Расширить представления детей о родном крае  , учить любить родину.
  • 2.Работать над выразительным эмоциональным чтением поэтических произведений.
  • Воспитывать любовь к историческим ценностям края, помочь увидеть красоту и неповторимость родного края .

Оборудование:  карта Алтайского края  на классной доске

Место проведения: классная комната

План  беседы

I.   Организационный момент

II.   Беседа

III.   Подведение итогов

I.   Организационный момент

Здравствуйте ребята! Тема нашей  беседы: «Алтайский край – частица нашей Родины». Ребята давайте попробуем разобраться в нескольких вопросах, непосредственно связанных с темой  беседы.

II.   Беседа 

Всё вокруг первобытно, грандиозно и величаво: могучим кольцом раскинулись и ушли в беспредельную даль горы. Мягкие линии сдвинулись одна за другую, смешались в лабиринте очертаний и замкнулись в неуловимой дали воздушной лазури.

        Чорос-Гуркин

  1. Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь?

 Учитель предлагает  попробовать сформулировать цель урока.

 ( Дети читают тему урока, предполагают цели беседы)

- Как вы думаете, что поможет нам достичь нашей цели?

2. Что вы знаете из истории нашего края? Какую знаменательную дату отмечал наш край в этом году? (ответы детей)

Алтайский край  расположен на окраине Западносибирской равнины и является частью Сибири.

Такое расположение повлияло на разнообразие и красочность местности, на разнообразные погодные условия (смена тепла и холода, различные осадки), плодородие почв и многоводность рек.

Алтайский край начали изучать очень давно – с 1604 года, после того как в Сибири был основан г. Томск. Первое поселение было построено в 1709г, но было уничтожено качающими племенами, а затем его снова построили в 1718 г.(основано русское поселение г. Бийск) выше по течению реки Бии. Поселенцы торговали пушниной. Но затем обнаружили медные руды у озера Колыванское и у горы Синюхи и тем положили начало промышленному освоению края, образованию Алтайского горного округа с главным городом Барнаулом, основанным в 1739г, близ устья реки Барнаулки. Временные хозяева – Демидовы, они привлекли в горный край поселенцев.

Затем в 1748 г была организована специальная экспедиция (П.Старцова) для выявления мест годных к заселению, которых было много найдено по долинам рек Алея, и Чарыша. Постепенно люди проникли и в горы.

Так благодаря упорству и любознательности русских людей вся верхняя часть бассейна реки Обь была освоена, обжита и для всех стала малой родиной, слава о которой разошлась по всему свету.

17 июня 1917 г постановлением Временного правительства из состава томской губернии была выделена Алтайская губерния с центром в г. Барнауле.

В 1937 году Алтайский край стал самостоятельным краем.

    3. Откуда же произошло такое название Алтай? (ответы детей)

Алтай (Алатун, Алты-ай,Алин-ту) значит золотые, пестрые, высокие –(ал), горы – (тай). Слово это монгольского происхождения. Высоким снежным горам у местного населения придается значение святости и чистоты.

    4.  Назовите города и  поселки на карте края. (ответы детей)

В нашем крае 60 районов, 12 городов краевого подчинения, 14 поселков городского типа и 1621 сельский населенный пункт.

       5. Перечислите реки Алтайского края. (ответы детей)

Обь – берёт своё начало при слиянии двух горных рек Бии и Катуни. (показать на карте).

Обь – слово из зырянского языка, по мнению ученых, связанное с персидским словом «об» - «вода». Географ В.Н.Татищев писал в 1744 году, что «сиё имя Обь есть остяцкое и значит Великая» ( Показать портрет)

Бия – (алтайское, бий- господин, повелитель) – правый исток Оби.

Катунь – (древнетюркское,  кадын/хатун – женщина, повелительница) – левый приток Оби.

6. Богата земля наша: реки и горы, плодородные нивы и густые леса, бесценные богатства: нефть, газ, уголь, руды… Но славна она, прежде всего, не своими размерами не богатствами, скрытыми в недрах, а своими людьми. Назовите космонавтов, родина которых – Алтай. (ответы детей)

Титов Герман Степанович (1935-2000).

 Летчик – космонавт, Герой Советского Союза,  генерал-полковник авиации. Родился 11 сентября в селе Верхнее Жилино Косихинского района  в семье учителя. В 1953 г. на родине закончил среднюю школу.

В 1957 г. получил диплом с отличием об окончании Сталинградского военного авиционного училища в г. Новосибирске. В 1960 г. зачислен в отряд космонавтов.    6  августа 1961 г. совершил 2-й в истории человечества полет на космическом корабле «Восток-2», продолжавшийся 1 сутки 1 час 18 мин.

Лазарев Василий Григорьевич (1928-1990)

 Летчик – космонавт, Герой Советского Союза, полковник авиации.

 Родился в селе Порошино Кытмановского района.

После окончания средней школы в 1951 году был призван в армию. Окончил медицинский институт по специальности «хирургия». Несколько лет Василий работал военным врачом, а в 1954 году окончил по ускоренной программе Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков, где ему была присвоена квалификация лётчика-истребителя.

7. Чем известны И.И.Ползунов и М.Т.Калашников? (ответы детей)

Русский изобретатель, И.И.Ползунов, создатель первой в России паровой машины и первого в мире двухцилиндрового парового двигателя.

Имя И.И. Ползунова носит Алтайский государственный технический университет, напротив главного корпуса которого установлен памятник изобретателю. В Екатеринбурге, Казани, Красноярске, Барнауле, Туле и Воронеже, а также в Киеве именем Ползунова названы улицы.

Первое учебное заведение Екатеринбурга, горнозаводская школа, теперь называется Уральским государственным колледжем имени И. И. Ползунова.

 Калашников Михаил Тимофеевич(1919 г.р.)

Конструктор стрелкового оружия. Дважды герой Социалистического Труда, доктор технических наук, генерал-лейтенант, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, Государственной премии РФ.

 Родился в селе Курья Алтайского края. Участник Великой Отечественной войны. В 1946 г. разработал образец стрелкового оружия, на его базе создан автомат, принятый на вооружение – "7,62–мм автомат Калашникова образца 1947" ("АК"). Автор создания серии унифицированных образцов стрелкового оружия. Живет и работает в Ижевске.

       8. Люди искусства, родом с Алтая.  (ответы детей)

Достойный вклад в славянскую культуру внесли уроженцы Алтайского края - поэты, писатели, драматурги, артисты и художники. Их имена известны не только в Российской Федерации, но и за рубежом. Произведения Василия Шукшина, Роберта Рождественского, Николая Рубцова и других авторов, мастерски владевших художественным словом, украсили и обогатили русскую литературу. Мы гордимся знаменитыми земляками, уделяем большое внимание сохранению их творческого наследия.

      9. Спортсмены Алтайского края. Кто они? (ответы детей)

Андрей Гречин, плавание.

Ирина Громова, дзюдо.

Алексей Каменский, пулевая стрельба.

Сергей Каменский, пулевая стрельба.

Виктория Ковалева, фехтование.

Иван Нифонтов, дзюдо.

Константин Свечкарь, легкая атлетика.

Ирина Осипова, хоккей на траве.

Сергей Хорохордин, спортивная гимнастика.

Александра Шамсутдинова, легкая атлетика.

 

III.   Подведение итогов

Что нового вы узнали о нашем крае?

Понравилась вам беседа? Достигли мы поставленной цели?

 Мы познакомились кратко с историей своего края, его известными людьми, прославившими Алтай.

Более подробно  можно познакомиться в Алтайском краеведческом музее, а также изучив и прочитав много книг

Надеюсь, что живущие в нашем крае  будут хранить и приумножать добрые традиции старших поколений.  Алтай – наш общий дом, и именно мы, жители, наполняем его теплом, уютом, радостью. Будущее края  зависит только от нас. Если это поймёт каждый житель, то Алтайский край станет краше и светлее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина для7-х классов

Викторина для 7-х классов, с целью: 1)Повторить пройденный учебный материал в неформальной обстановке во время игры.  2)Подвести итог по изучению темы: "Лондон" на данном этапе обучения английс...

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа для7 класса.

данная программа предназначена для УМК К.Кауфман, М.Кауфман «Happy English.ru-7»...

Разработка недели ин.яз. для7-8 кл.

Разработка недели ин.яз. для7-8 кл....

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для7 класса (базовый уровень)

Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» для 7 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, и...