Историческое прошлое в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Румбах Екатерина Владимировна

Пакет материалов к проведению урока по данной теме

Скачать:


Предварительный просмотр:

Историческое прошлое в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Цель: сформировать знания об истории создания повести; совершенствовать умение анализировать текст; развивать критическое мышление, речь, внимание, память; воспитывать патриотизм, чувство товарищества.

План.

  1. Оргмомент.
  2. Вступительное слово учителя.
  3. Актуализация знаний. Подготовка к активному и сознательному усвоению новых знаний.
  4. Усвоение новых знаний.
  5. Представление итога самостоятельной работы.
  6. Подведение итогов. ДЗ.

Ход.

  1. Оргмомент.
  2. Вступительное слово учителя.

- Для русской литературы 20–30 годов 19 века характерен интерес к истории (так ли это?... вспоминаем произведения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова). Почему же писатели 19 (да и 20, и 21 века) обращаются к прошлому?...

- Обращения к прошлому помогало найти ответы на многие вопросы, вставшие перед людьми, понять происходящее в настоящем и предугадать будущее.

- Сегодня мы начнём знакомство с повестью украинского, русского писателя Николая Васильевича Гоголя.

- Что вам известно об этом писателе?

Работа с таблицей:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

 Гоголь занимался историей Украины, собираясь написать научный труд. Труд не был создан, но материалы, относящиеся к жизни казачества, были использованы им в работе над “Тарасом Бульбой”….

- О том, как была создана повесть, вы познакомитесь, используя материал учебника и дополнительную информацию, работа в группах. Результаты своей работы вы представите на постере. Разработаем критерии оценки и постера, и ответа по нему:

1. Качество ответа (умение отбирать информацию; полнота и разнообразие информации)

2. графичность постера.

3. …..

Работа в группах.

Дополнительный материал для работы в группах.

Повесть Н.В. Гоголя “Тарас Бульба” входит в сборник “Миргород”, появившийся в печати в 1835 году. Миргородский цикл состоит из разнообразных повестей, объединённых скорее по принципу противоположности: пошлой и серой жизни обитателей усадеб и провинциальных городов противопоставлена мечта писателя об иной жизни, в которой существуют другие люди, другие отношения, в которых есть высокие стремления, вера в победу, идея свободы, чувство любви к Отчизне.

Повесть “Тарас Бульба” выделяется из цикла. В ней писатель обращается к иной сфере жизни, к историческому прошлому.

В “Тарасе Бульбе” нет изображения подлинных исторических фактов, реальных исторических лиц. Действие происходит в старину, когда – с абсолютной уверенностью сказать нельзя. Время, изображённое в повести, можно определить лишь с приблизительной точностью: 15-17 века. Ни одного определённого исторического факта в повести нет, то есть Гоголь не ставил перед собой цели достоверно рассказать о конкретных исторических событиях, не собирался воссоздавать точную картину исторического прошлого, так как ставил перед собой задачи не столько исторические, сколько эпические. Именно поэтому “Тарас Бульба” является скорее не исторической повестью, а эпической.

Гоголь намеренно относит действие повести к 15 веку, хотя события, происходящие в ней, должны были происходить или в конце 16 или в первой половине 17 века. Именно тогда войны против польского государства стали привычным занятием для запорожских казаков, к которым присоединялось множество крестьян, также желавших пожить вольной казацкой жизнью.

Польская шляхта, турки, захватывающие и продающие в плен людей, татарские полчища – со всеми ними вело борьбу украинское казачество. Защита национальной независимости, государственной самостоятельности часто была неотделима от борьбы за веру, за утверждение православной церкви.

В повести Гоголь изображает эпические богатырские характеры: Тараса, Остапа, других запорожских “рыцарей”. Тарас Бульба близок к народному представлению о героическом характере. Любовь и верность родине, товариществу для Тараса и Остапа выше личной привязанности, кровного родства, любовного чувства.

Гоголь не стал излишне приукрашивать своих героев, но в то же время он воспел их как бесстрашных защитников своей родины и своей веры.

Гоголевские казаки называют себя русскими, сражаются за Русь – и это не фантазия автора, потому что в те времена украинцы чаще называли себя, свой язык, веру словом “русские”. Понятие “Русь” связано с украинскими землями в не меньшей степени, чем с территорией нынешней России: именно украинские земли были ядром Киевской Руси. Сам Гоголь был украинцем и горячим патриотом своей родины, что совсем не мешало ему считать себя русским и стать русским писателем.

Воссоздавая в прошлом идеал жизни, живущий в народном сознании, и идеальные человеческие характеры, Гоголь рисует и идеальное, справедливое общественное устройство – Запорожскую Сечь. Именно в этой среде формируются характеры главных героев повести. Описанию Сечи отведено значительное место на страницах произведения.

Автор нарисовал не реальную Сечь, а образ Сечи – такой, каким он запечатлелся в народном сознании. Н.В. Гоголь создаёт поэтическую картину казачьего общества, показывая его жестокость, стихийность.

Сильные и могучие характеры – это следствие уклада жизни, сформировавшей эти характеры. Тарас – сын своего времени, и его дикость и необузданность – результат дикости этой эпохи. Но Бульба одновременно велик, велик как человек Сечи, защищающий свободу и независимость своего народа. Велик и Остап, и другие запорожцы – Кукубенко, Товкач, Мосий Шило. Чувство коллективизма делает героев повести “Тарас Бульба” сильными, потому что каждый из них чувствует плечо другого, они объединены общей идеей – чувством любви к родине.

Представление результатов работы.

Подведение итогов. Оценивание работы групп.

ДЗ – дочитать повесть в хрестоматии. Начать работу над характеристикой Тараса Бульбы (карточки каждому, п.1-8)


Дополнительный материал о повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Повесть Н.В. Гоголя “Тарас Бульба” входит в сборник “Миргород”, появившийся в печати в 1835 году. Миргородский цикл состоит из разнообразных повестей, объединённых скорее по принципу противоположности: пошлой и серой жизни обитателей усадеб и провинциальных городов противопоставлена мечта писателя об иной жизни, в которой существуют другие люди, другие отношения, в которых есть высокие стремления, вера в победу, идея свободы, чувство любви к Отчизне.

Повесть “Тарас Бульба” выделяется из цикла. В ней писатель обращается к иной сфере жизни, к историческому прошлому.

В “Тарасе Бульбе” нет изображения подлинных исторических фактов, реальных исторических лиц. Действие происходит в старину, когда – с абсолютной уверенностью сказать нельзя. Время, изображённое в повести, можно определить лишь с приблизительной точностью: 15-17 века. Ни одного определённого исторического факта в повести нет, то есть Гоголь не ставил перед собой цели достоверно рассказать о конкретных исторических событиях, не собирался воссоздавать точную картину исторического прошлого, так как ставил перед собой задачи не столько исторические, сколько эпические. Именно поэтому “Тарас Бульба” является скорее не исторической повестью, а эпической.

Гоголь намеренно относит действие повести к 15 веку, хотя события, происходящие в ней, должны были происходить или в конце 16 или в первой половине 17 века. Именно тогда войны против польского государства стали привычным занятием для запорожских казаков, к которым присоединялось множество крестьян, также желавших пожить вольной казацкой жизнью.

Польская шляхта, турки, захватывающие и продающие в плен людей, татарские полчища – со всеми ними вело борьбу украинское казачество. Защита национальной независимости, государственной самостоятельности часто была неотделима от борьбы за веру, за утверждение православной церкви.

В повести Гоголь изображает эпические богатырские характеры: Тараса, Остапа, других запорожских “рыцарей”. Тарас Бульба близок к народному представлению о героическом характере. Любовь и верность родине, товариществу для Тараса и Остапа выше личной привязанности, кровного родства, любовного чувства.

Гоголь не стал излишне приукрашивать своих героев, но в то же время он воспел их как бесстрашных защитников своей родины и своей веры.

Гоголевские казаки называют себя русскими, сражаются за Русь – и это не фантазия автора, потому что в те времена украинцы чаще называли себя, свой язык, веру словом “русские”. Понятие “Русь” связано с украинскими землями в не меньшей степени, чем с территорией нынешней России: именно украинские земли были ядром Киевской Руси. Сам Гоголь был украинцем и горячим патриотом своей родины, что совсем не мешало ему считать себя русским и стать русским писателем.

Воссоздавая в прошлом идеал жизни, живущий в народном сознании, и идеальные человеческие характеры, Гоголь рисует и идеальное, справедливое общественное устройство – Запорожскую Сечь. Именно в этой среде формируются характеры главных героев повести. Описанию Сечи отведено значительное место на страницах произведения.

Автор нарисовал не реальную Сечь, а образ Сечи – такой, каким он запечатлелся в народном сознании. Н.В. Гоголь создаёт поэтическую картину казачьего общества, показывая его жестокость, стихийность.

Сильные и могучие характеры – это следствие уклада жизни, сформировавшей эти характеры. Тарас – сын своего времени, и его дикость и необузданность – результат дикости этой эпохи. Но Бульба одновременно велик, велик как человек Сечи, защищающий свободу и независимость своего народа. Велик и Остап, и другие запорожцы – Кукубенко, Товкач, Мосий Шило. Чувство коллективизма делает героев повести “Тарас Бульба” сильными, потому что каждый из них чувствует плечо другого, они объединены общей идеей – чувством любви к родине.



Предварительный просмотр:

Задания для группы №1

  1. Внимательно прочтите предложенный текст.
  2. Составьте кластер по тексту.
  3. Подготовьтесь ответить на вопросы.

Задания для группы №2

  1. Внимательно прочтите предложенный текст.
  2. Составьте кластер по тексту.
  3. Подготовьтесь ответить на вопросы.

Задания для группы №3

  1. Внимательно прочтите материал учебника (стр.77-79).
  2. Составьте кластер по тексту.
  3. Подготовьтесь ответить на вопросы.

Задания для группы №4

  1. Внимательно прочтите предложенный текст.
  2. Составьте  3 "тонких" и 3 "толстых" вопроса по тексту. (Для справок: ТОНКИЕ ВОПРОСЫ проверяют знание и усвоение фактического материала - что? где? когда?.... ТОЛСТЫЕ ВОПРОСЫ проверяют умение размышлять, сравнивать, делать выводы - почему? что, если...? зачем? )

Задания для группы №5

  1. Внимательно прочтите предложенный текст и материал учебника (стр.77-79).
  2. Составьте кроссворд (не менее 10 слов)

Задания для группы №6

  1. Внимательно прочтите предложенный текст.
  2. Составьте кластер по тексту.
  3. Подготовьтесь ответить на вопросы.



Предварительный просмотр:

Карты оценивания группового проекта

Критерии:

1. ______________________________________________

2. ______________________________________________

3. ______________________________________________

4. ______________________________________________

5. ______________________________________________

Группы

Баллы

3 - отлично, все требования соблюдены

2 - хорошо, но есть недочёты

1 - много недочётов

0 - работа не выполнена

Группа №1

Группа №2

Группа №3

Группа №4

Группа №5

Группа №6

Критерии оценивания работы группе № _____

3 балла - отлично

2 балла - хорошо

1 - удовлетворительно

0 баллов - не участвовал

Фамилия, имя

Предложение идей

Участие в обсуждении

Участие в оформлении работы

Общее количество баллов

Самооценка настроения на уроке

Продолжите фразы:

Сегодня я узнал(а).........................................

Мне понравилось.........................................

Я понял(а)....................................................

Мне бы хотелось.......................................



Предварительный просмотр:

План характеристики литературного героя.

  1. Определение места героя среди других персонажей.
  2. Степень участия и его роль в развитии сюжета.
  3. Анализ имени.
  4. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.
  5. Речевая характеристика.
  6. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни как средство самовыражения героя.
  7. Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.
  8. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.
  9. Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.
  10. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.
  11. Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора.
  12. Оценка литературного персонажа его современниками.
  13. Герой как порождение своей эпохи и выразитель определенного мировоззрения. Определение типического и индивидуального в литературном герое.
  14. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

План характеристики литературного героя.

  1. Определение места героя среди других персонажей.
  2. Степень участия и его роль в развитии сюжета.
  3. Анализ имени.
  4. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.
  5. Речевая характеристика.
  6. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни как средство самовыражения героя.
  7. Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.
  8. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.
  9. Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.
  10. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.
  11. Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора.
  12. Оценка литературного персонажа его современниками.
  13. Герой как порождение своей эпохи и выразитель определенного мировоззрения. Определение типического и индивидуального в литературном герое.
  14. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

План характеристики литературного героя.

  1. Определение места героя среди других персонажей.
  2. Степень участия и его роль в развитии сюжета.
  3. Анализ имени.
  4. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.
  5. Речевая характеристика.
  6. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни как средство самовыражения героя.
  7. Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.
  8. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.
  9. Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.
  10. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.
  11. Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора.
  12. Оценка литературного персонажа его современниками.
  13. Герой как порождение своей эпохи и выразитель определенного мировоззрения. Определение типического и индивидуального в литературном герое.
  14. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Память об историческом прошлом – это свойство души человека»

Итоговое занятие цикла классных часов "И славе русского солдата в веках сиять", в ходе которого обучающиеся класса знакомились с памятными местами родного края. Занятие в форме презентации мини-исслед...

мастер-класс элективного курса "Историческое прошлое России в художественных кинофильмах"

В рамках предпрофильной подготовки девятиклассники осуществляют занятия на элективных курсах. Одним из курсов по выбору является курс по истории: "Историческое прошлое России в художественных кинофиль...

Интегрированный урок литературы и истории в 7 классе на тему: "М.Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича..."- поэма об историческом прошлом нашей Родины"

Интегрированый урок истории и литературы представлен планом-конспектом урока и презентацией на тему "М.Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича..." - поэма об историческом прошлом нашей Родины"....

"Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" «Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века в поэме».

Читая «Песню про купца Калашникова», мы переносимся в глубокую старину Руси XVI века во времена Ивана Грозного...

Проект для детей подготовительной к школе группы «Историческое прошлое России»

Тип проекта: долгосрочный, информационный, творческий.Срок реализации: сентябрь - май.Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, родители и сотрудники дошкольного обр...