Мастер-класс "Эффективные методы эмоционального воздействия на уроках литературы..."
материал по литературе на тему

Зарипова Гулюса Ирековна

Приёмы, способствующие нравственному воспитанию учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Мастер-класс49 КБ

Предварительный просмотр:

Вылепить прекрасную статую и вдохнуть

в нее жизнь – хорошо; но развить юный

ум, вылепить по-своему юную душу и вдохнуть в нее

чувства- еще  лучше.

В.Гюго

1.ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

          В своей педагогической практике я неожиданно столкнулась с проблемой сердечного окаменения , полного равнодушия отдельных учащихся к судьбе ближнего. Я осознала страшный факт: в современном мире люди в погоне за материальным благополучием забыли о самом главном: о нравственных ценностях: о чести и долге, о дружбе и взаимовыручке, о любви и верности, о возвышенном и прекрасном…Как разрешить эту проблему? Как помочь ребенку сохранить душу и сердце? Как не растерять в бешеном ритме жизни то прекрасное, что даровано человеку  природой? Подобные вопросы привели меня к вопросам духовно-нравственного развития учащихся на уроках русского языка и литературы.

         Образованный человек– это, прежде всего, воспитанный и ответственный человек. Формирование и развитие нравственных качеств личности является основой ее интеллектуального и творческого развития. Отсутствие нравственности ведет к деградации и разрушению личности, общества и государства. Воспитание высоконравственного человека должно стать главной целью всей системы образования. Иначе, какой смысл вкладывать колоссальные средства в подрастающее поколение. Для управления государством на всех уровнях нужны честные, порядочные, квалифицированные специалисты так же , как и во всех сферах жизни. Становится страшно находиться среди людей, у которых нет даже понятия о чести, совести, справедливости, порядочности, ответственности, доброте, милосердии.. .

         В основе разрабатываемых мною приемов следующие  педагогические технологии:

  • Психолого-дидактическая система  творческого развития личности (Разработана Международной Академией психологии и педагогики на трудах В.В.Давыдова;  в ней утверждается единство учебно-воспитательного процесса).
  • Технология развивающего обучения Л.С.Выготского

        Работаю над этой проблемой второй год, ближайший  результат работы ощущается сразу после урока, перспективный результат пока могу только прогнозировать:

  • Нравственное обогащение учащихся
  • Формирование конкурентоспособной личности
  • Укрепление внутрисемейных связей
  • Чистота русского языка: отсутствие грубости, хамства, невежества
  • Воспитание интеллигентности

                                     2. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

        Уроки нравственности можно проводить как на русском языке, так и на литературе. Включаю воспитательный элемент на уроках  различных типов :

1) уроки общего разбора темы;

2) комбинированные занятия с углубляющейся проработкой учебного материала в процессе самостоятельной работы учащихся;

3) уроки-практикумы;

4) уроки обобщения и систематизации знаний (так называемые тематические зачёты);

5) уроки развития речи;

6) уроки- дискуссии и т.д.

             Самое главное : содержание учебного материала должно соответствовать изначально заданной нравственной теме ( дружба, совесть, честность, родители, патриотизм и т.д.). Например: словарный диктант, игровой момент, анализ текста – все о дружбе. Подобная работа требует от учителя огромной подготовки, однако результат оправдает подобные затраты.

            В системе работы по развитию духовно-нравственных качеств учащихся мною разработаны и применяются следующие приемы:

1)МОЗГОВОЙ ТРЕНАЖЁР (тренируем память, мышление, речь)

  • Дается четверостишие, соответствующее нравственной проблематике урока;
  • Ведется его обсуждение: выявляем авторскую позицию, аргументируем собственную;
  • Анализ ИВС; орфографии и пунктуации;
  • Письмо по памяти;
  • Выразительное чтение наизусть;
  • Творческое задание ( в конце урока или в качестве домашнего задания: продолжить стихотворение).

+ приема:    

  • Духовно-нравственное обогащение
  • Тренировка памяти(необходимо для заучивания большого количества правил)
  • Развитие орфографической и пунктуационной зоркости
  • Накопление материала к ЕГЭ( С1, В8 )
  • Развитие творческих способностей
  • Повышение познавательной активности учащихся

 

2)КОНСУЛЬТАНТ

      Суть: ученик – ученику. Ребята за неделю выбирают тему урока из предложенных учителем для объяснения в классе. Готовятся, проводят на уроке этап объяснения учебного материала и автоматически превращаются в КОНСУЛЬТАНТОВ по этой теме. Например: консультант по написанию частицы НЕ с именами прилагательными… Очень удобно при подготовке к ЕГЭ: ученик кропотливо изучает определенный вопрос (В1, А17 и т.д.)  и консультирует одноклассников.

        В чем положительные стороны данного приема?

  • Лучше усваивается учебный материал
  • Воспитание взаимовыручки, терпимости ( не каждому в классе хочется объяснять, а надо). Антипатия уходит на второй план.

3)ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ АТАКА

          Это самый эффективный, на мой взгляд, прием воздействия на умы и сердца учащихся. Цель его – сильное эмоциональное воздействие средствами искусства. Его применение не должно быть частым, иначе степень эмоциональной нагрузки будет потеряна: дети привыкнут. Суть:

  • Подбирается текст на определенную нравственную тему ( он обязательно должен быть эмоционально богатым!!!)
  • Классическая музыка
  • Слайды ( живопись, фотография…)

Все остальное в руках учителя: мимика, тембр голоса, паузы в речи. Он читает текст на фоне музыки, слайдов…

                                  3.ПРОВЕДЕНИЕ ИМИТАЦИОННОЙ ИГРЫ

Я предлагаю вашему вниманию один из моих приемов: «Эмоциональная атака».

Работа с текстом  Петра Павленко «Последнее слово» под музыку  Сен-Санса «Лебедь» .

ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО

       Боец морской пехоты , черноморский моряк, упал на поле атаки тяжелораненым. Осколок мины разворотил ему грудь, и смерть была от него не дальше чем в десяти минутах. Но он все еще пытался встать , и из последних сил ему удалось приподнять туловище и оглядеться. Бой уходил от него. За дальней волной наступающих моряков бежали связисты и саперы. Он не окликнул ни тех, ни других. Но когда заметил кинооператора, позвал его. Тот подбежал, хлопая себя по карманам: искал индивидуальный пакет. Но раненый махнул рукой: не то.

- Сыми меня! – крикнул он. – Умру, так ничего и не выскажу! Сыми!

- Есть снять!

           Кинооператор уставил на умирающего свой аппарат. А тот поднял вверх окровавленную, дрожащую от напряжения руку и громким, страшным – точно звал всю свою роту – голосом прокричал в объектив:

- Ребята! Не жалейте себя! Надо же понимать!..

 Глаша! Не жалей меня!

 Деточки мои, помните…

            И только тут понял кинооператор, что моряк хотел не фотографии, а звука. Он хотел быть услышанным. Пусть так и будет, как он хотел. Воля его священна.

 

Вопрос аудитории: Что почувствует ребенок через неделю после подобных ощущений?

Изменится ли его позиция в отношении этого вопроса через год?

А в зрелом возрасте к чему приведет эмоциональная атака, пережитая им в школьные годы?

           Как много сказано в этих строках устами умирающего бойца морской пехоты! Умирая, он хотел быть услышанным. Услышан ли он в современном мире? К сожалению, нет… Как много надо работать , чтобы ученики научились чуткости сердца, чтобы мудрые предсмертные слова героя оказались понятыми …. 

4.МОДЕЛИРОВАНИЕ

Я попрошу Вас познакомиться с небольшим текстом и определить в нем наиболее значимые ,на Ваш взгляд, проблемы. Пожалуйста, распределите их по степени значимости.

Учителя – ученики выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии учителя-мастера. Мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею. Мастер совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей учебного занятия.

5.РЕФЛЕКСИЯ

Эффективен ли предложенный прием? Какие качества формирующейся личности он поможет воспитать?

(проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей)

           Мне бы хотелось вернуться к последним словам умирающего бойца… В наших силах сохранить то человеческое, то истинное, что подарила нам природа… В наших силах помочь ребенку в наше непростое время сохранить сердце и душу…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод эмоционального погружения на уроках литературы как один из путей постижения учащимися идейно-художественного своеобразия произведения и развития их эмоционального интеллекта.

Статья для участия в межрегиональной научно-практической конференции "Проблемы и перспективы гуманитарного образования в современной России"...

Метод эмоциональной стимуляции на уроках чтения и развития речи в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Метод эмоциональной стимуляции на уроках чтения и развития речи в спе­циальной (коррекционной) школе VIII вида....

"Развитие эмоционального интеллекта на уроках литературы"

Уважать того, кто не похож на тебя, ставить перед собой цели, понимать, что ты на самом деле хочешь, справляться с «ударами» судьбы, поддерживать отношения с людьми, понимать глубинные нед...

Развитие эмоционального интеллекта на уроках литературы ("Прозой живущие, Поэзией дышащие")

Размышления о том, как привить любовь к литературе, как научить детей понимать поэтическое слово....

«Метод эмоционального погружения на уроках литературы и во внеурочной деятельности как один из путей развития эмоционального интеллекта обучающихся»

Литература –  предмет, который способствует развитию эмоционального интеллекта, развивающий душу. Принципиальным отличием преподавания литературы в контексте нового ФГОС является «мод...

Научная статья "Развитие эмоционального интеллекта на уроках литературы"

Статья состоит из небольшой теоретической части и практической-описание приемов развития эмоционального интеллекта на уроках литературы. Автор приводит примеры заданий и разных форм работы на уроках и...

Развитие социально-эмоционального интеллекта на уроках литературы

Настоящие методические рекомендации предназначены для учителей русского языка и литературы. Они призваны помочь учителю организовать учебную деятельность, обеспечивающую развитие социально-эмоциональн...