Рабочая программа по литературному чтению 2 кл
рабочая программа по литературе на тему

Рыбакова Альбина Аркадьевна

рабочая программа по литературному чтению. 2 класс.Климанова, Горецкий. ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_literaturnoe_chtenie_2_kl.doc400.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Количество часов:  в неделю - 4 часа; в год - 136 часов.

По учебному плану: в неделю - 4 часа, в год - 136 часов.

Характеристика учебного предмета

Литературное чтение - один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Изучение литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова, овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста, формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы, курс «Литературное чтение» в особой мере влияет на решение следующих задач:

  • Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.
  • Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
  • Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.
  • Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника, понимание духовной сущности произведений.

Для реализации программного содержания используется УМК:

  • «Родная речь» 2 класс. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Москва «Просвещение» 2012г.
  • Литературное чтение. Узорова О..В., Нефёдова Е.А. Поурочные планы. Москва  «Астрель», 2012г.

Литература:

  1. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).
  2. Планируемые результаты начального общего образования /Л.Л. Алексеева и др./ под ред. Г. С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.- (Стандарты второго поколения).
  3. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч 1. под ред. Г.С. Ковалевой. – 2-е изд. – М.: Просвещение,2011. (Стандарты второго поколения).
  4. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2 класс О. Б. Логинова, С. Г. Яковлева
  5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя./ под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011
  6. Ожегов «Толковый словарь».
  7. О. Н. Тишурина «Писатели в начальной школе»  (дидактическое пособие к урокам литературного чтения). «Дрофа», Москва, 2003 год.
  8. Интернет.

Раздел «Виды речевой деятельности

Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, т. е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов)

Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объёму и жанру произведений, осмысление цели чтения (зачем я буду читать) и выбор вида чтения (ознакомительное, выборочное и т. д.); выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений (логического и др.), соответствующих смыслу текста.

Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов текста определяет специфические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого этикета (отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания), воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.

Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текста повествования, текста описания, текста-рассуждения; создание собственных мини-сочинений (рассказ по картинке); написание отзыва.

Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текста. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: воспринимать изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения, научно популярного текста (без использования терминологии), воссоздавать картины жизни, представленные автором; устанавливать причинно-следственные связи в художественном, учебном и научно-популярном текстах; понимать авторскую позицию в произведениях; выделять главную мысль текста (с помощью учителя) Настоящая программа предусматривает знакомство ребёнка младшего школьного возраста с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений: ориентироваться в книге (учебной, художественной, справочной) по её элементам, знакомиться с разными видами и типами книг, выбирать книги на основе рекомендованного списка или собственных предпочтений.

В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учёт эстетической и нравственной ценности текстов их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми 6-10 лет, читательских предпочтений младших школьников.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.

Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность: постановка «живых картин», чтение по ролям, инсценирование, драматизация. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста: устному словесному рисованию, разным формам пересказа, созданию собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии)

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

Результаты изучения учебного предмета

Личностными результатами обучения в начальной школе являются: осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: освоение приёмов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром, формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.

Предметными результатами обучения в начальной школе являются: формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов; умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться

словарями и справочниками; осознанна себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания; умение декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями.

Содержание начального общего образования по учебному предмету

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов) Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.

Чтение

Чтение вслух Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечете справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).

,Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя. выраженные через поступки и речь.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Говорение (культура речевого общения) Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения, понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе Фольклорных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи) Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX-XX вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

Общее представление о композиционных особенностях Построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) - узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня - общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий), изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их литературного развития, который характеризуется как умения:

  • осознавать место и роль литературного чтения в познании окружающего мира, понимать значение чтения для формирования общей культуры человека, формирования личностных качеств и социальных ценностей;
  • понимать значение литературы как средства ознакомления с общечеловеческими ценностями;
  • работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической (литература как вид искусства, сравнение литературы с другими видами искусства) и нравственной сущности (ценностные ориентации, нравственный выбор),
  • применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя; пересказывать текст;
  • осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах;
  • работать со справочно-энциклопедическими изданиями.

Характеристика деятельности учащихся

Аудирование

Воспринимать и различать на слух произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров художественного слова, оценивать свои эмоциональные реакции.

Сравнивать учебный, художественный и научно-популярный тексты, воспринимаемые на слух.

Различать речь родного и иностранного языков.

Чтение вслух и про себя

Читать вслух слоги, слова, предложения с постепенным переходом от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами.

Читать про себя тексты разных жанров и видов. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями.

Выразительно читать прозаические и стихотворные произведения.

Интонировать предложения на основе знаков препинания.

Читать по ролям: выбирать фрагмент для чтения по ролям, распределять роли, отбирать выразительные средства, раскрывающие особенности произведения.

Работа с разными видами текста

Сравнивать самостоятельно прочитанный текст, определять особенности каждого.

Объяснять смысл и значение названия произведения.

Характеризовать текст.

Определять жанр, тему.

Анализировать соответствие темы пословице, выбирать пословицу, отражающую главную мысль произведения.

Формулировать вопрос по фрагменту текста.

Пересказывать произведение подробно, кратко, выборочно, по иллюстрациям.

Работать с учебным текстом, прочитанным самостоятельно.

Сравнивать темы произведений авторов – представителей разных народов России.

Работа с книгой

Характеризовать книгу. Выбирать книгу в библиотеке. Составлять краткий отзыв о прочитанной книге. Готовить презентацию прочитанной книги.

Культура речевого общения

Участвовать в диалоге. Формулировать вопросительные предложения с использованием вопросительного слова, адекватного ситуации. В процессе диалога подавать реплики, дополнять высказывания других, делать замечания.

Конструировать монологическое высказывание.

Создавать (устно) текст (небольшой рассказ, отзыв, рассуждение) с учетом особенностей слушателей.

Презентовать сочинение, рассказ, доклад.

Литературоведческая пропедевтика

Наблюдать: сравнивать произведения разных жанров.

Сравнивать сказки разных народов по теме, жанровым особенностям, языку.

Ориентироваться в литературоведческих терминах, кратко характеризовать их (в пределах изученного).

Творческая деятельность учащихся

Инсценировать художественное произведение (его части): моделировать живые картины, разыгрывать роли героев.

Участвовать в драматизации.

Создавать сценарий диафильма.

Формирование универсальных учебных действий

  1. Личностные УУД.

Ученик получит возможность для формирования

  • Внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты  школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • Ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ   соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
  • Развития эстетических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
  • Эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • Установки на здоровый образ жизни;
  1. Регулятивные УУД.

Ученик получит возможность научиться

  • В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • Преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  •  Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия  и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
  1. Познавательные УУД.

Ученик получит возможность научиться

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета: осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

  1. Коммуникативные УУД.

Ученик получит возможность научиться

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и  ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов:
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнёра;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Планируемые результаты к концу первого класса

Ученик  научится:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);
  • осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;
  • оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;
  • вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;
  • работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
  • читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
  • читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;
  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
  • ориентироваться в специфике научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности; использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различн

ые средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора . определяющие отношение автора к герою, событию;

  • использовать различные формы интерпретации содержания  текстов: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали  сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую; объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы ; понимать текст, опираясь не только на содержащую  в нем информацию, но и на жанр, структуру, язык;
  • передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);
  • коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт; ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно -: целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по  заданной тематике, по собственному желанию;
  •  самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом,  соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
  • Владеть навыком осознанного , правильного и выразительного  чтения целыми словами при темпе 50 слов в минуту;
  • Подробно и выборочно передавать пересказ прочитанного; устанавливать последовательность действий в произведениях и

и осмыслять взаимосвязь описываемых в нём событий, подкреплять правильный ответ на вопросы выборочным чтением;

  • Делить текст на части, озаглавливать их, выявлять основную мысль  прочитанного (с помощью учителя);
  • Ориентироваться в учебной книге: знакомиться с содержанием, находить в нём название нужного произведения, пользоваться заданиями и вопросами.
  • Различать художественные и научно-популярные тексты, наблюдать над стилистическими особенностями текстов
  • Знать не  менее 4-5 народных сказок, уметь их пересказывать;
  • Знать наизусть не менее 7  стихотворений классиков отечественной  литературы.

Ученик  получит возможность научиться:

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;
  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суж
  • дение;
  • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели
  • чтения;
  • определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;
  • доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
  • работать с детской периодикой.

Список литературы

Для учителя: 

1. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова. Родная речь. Учебник  для 2 класса начальной школы в 2-х  частях. – М.: Просвещение, 2012г.;

            2.  Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.  Методическое  пособие к учебнику «Родная речь. 2 класс»». – М.: Просвещение, 2012 г.

            3.  Узорова О. В., Нефёдова Е. А. Тексты по проверке техники чтения. М.: АСТ - Астрель, 2010

Для учащихся:   Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова. Родная речь. Учебник  для 2 класса начальной школы в 2-х  частях. – М.: Просвещение, 2012г.;

Интернет-ресурсы:

Журнал «Начальная школа».

  1. http:www.Nachalka.com.
  2. http:www.viku.rdf.ru.
  3. http:www.rusedu.ru.
  4. http://school-collection.edu.ru/

Тематическое планирование.

№п/п

дата

Тема урока

Тип урока

УУД

Формы контроля

Работа в классе

Домашнее задание

1 ТРИМЕСТР(47 часов)

Вводный урок к курсу  (1 час)

1

Введение. Знакомство с учебником.

Изучение и первичное закрепление знаний

Повторить правила обращения с книгами; развивать навыки чтения, составления рассказа по картинке. Знать: правила обращения с книгами.

Выразительное чтение

Принести книгу, прочитанную летом, которая больше всего понравилась.

Самое великое чудо на свете  (4 часов)

2(1)

Игра «Крестики-нолики»

Изучение нового материала

Учиться ориентироваться в прочитанных произведениях, уметь объяснять пословицы по изучаемой теме.

Выразительное чтение, ответы на вопросы.

Подобрать пословицы о книге, суметь объяснить их смысл.

3(2)

Самое великое чудо на свете.

Изучение нового материала

Повторить правила обращения с книгами в библиотеке; развивать навыки чтения.

Выразительное чтение, ответы на вопросы.

Уч.с.3-5;

Тетр.4-5

Сходить в библиотеку. Узнать какие книги там можно найти. Подготовить рассказ о том, как вы искали нужную книгу

4(3)

Библиотеки.

Изучение нового материала

Представлять, что такое библиотека, для чего она существует, уметь рассказывать о своей домашней библиотеке.

Рассказывание подготовленных дома выступлений.

С. 6-7;

Тетр.6-7

Сходить в библиотеку. Узнать о старинных книгах. Принести в класс какую-то старую книгу, если такая найдется.

5(4)

Книги.

Изучение нового материала

Учащиеся должны иметь представление о старинных и современных книгах, уметь сравнивать эти книги.

Подготовить проект. Выставка любимых книг.

С. 8-12

Читать с.8-12;

Выучить стихотворение Р.Сефа. «Читателю»

  Устное народное творчество (15 часов)

6(1)

Устное народное творчество

Изучение нового материала

Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке.

Чтение наизусть, выразительное чтение

13-15

с. 13-15, Найти несколько пословиц о трудолюбии.

7(2)

Русские народные песни.

Изучение нового материала

Познакомить с русскими народными песнями; обогащать словарный запас. Знать: понятия "устное", "творчество", "народное", малые жанры фольклора.

Чтение пословиц о трудолюбии, подготовленных к этому уроку.

С.16-20

Читать с.16-20;

Выучить любую песенку, нарисовать иллюстрацию; попробовать сочинить колыбельную песню.

8(3)

Потешки и прибаутки.

УИНМ

Познакомить с малыми жанрами фольклора; прививать интерес к устному народному творчеству

Выразительное чтение потешек и прибауток и собственного сочинения.

С.20-23

Подготовить выразительное чтение считалок и небылиц на с. 23-24 Тетрадь с. 8, зад. №1.

9(4)

Скороговогки, считалки и небылицы.

Изучение нового материала

Уметь: различать малые и большие  жанры фольклора, определять основную мысль сказки, делить текст на части, находить  в тексте ключевые слова, передавать содержание произведения, отвечать на вопросы по тексту.

Выразительное чтение

С.22-23

.

С.25 отв. на вопросы ; тетрадь с.9, зад.№2,3.

 Хр. Вн.чтен. с. 9-15. Выразительно читать.

10(5)

Загадки, пословицы и поговорки.

Внеклассное чтение

А.Б. Раскин «Как папа выбирал профессию».

Изучение нового материала

различать малые и большие  жанры фольклора, определять основную мысль

Выразительное чтение.

С.24-27;

Хр. Вн.чтен. с. 9-15

Прочитать загадки на с.24-25 учебника и запомнить их.

Хр. Вн.чтен. с. 9-15

11

(6)

Сказки. Ю.П. Мориц «Сказка по лесу идет»

УИНМ

Познакомить с жанром народной сказки; развивать речь, навыки чтения, умение соотносить иллюстрацию с текстом.

Фронтальный опрос

Уч.с.28-31.

С.28-31.

Выучить стихотворение Ю Морица (с.30-31)

12

(7)

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко».

Урок овладения ЗУН

Развивать навыки чтения, умения определять основную мысль сказки, находить в тексте ключевые слова

Фронтальный опрос

Уч. с.32-34

Тетрадь

с. 11,№7

С.32-34 пересказ сказки по рисункам

13

(8)

Русская народная сказка

«У страха глаза велики».

УОЗУН

Развивать речь, навыки чтения, умения определять основную мысль сказки, делить текст на части; показать, как создают диафильм.

Фронтальный опрос

С.37-38 Тетрадь

с. 11,№8,9

С.37-38 прочитать сказку. Выполнить зад. На с.38 учебника.

14

(9)

Русская народная сказка

«Лиса и тетерев».

Внеклассное чтение

Сказка В.В. Бианки «Приключение Муравьишки»

УОЗУН

Развивать навыки чтения, умения передавать содержание произведения, отвечать на вопросы по тексту.

Выразительное чтение

С.39-40

С.39-40 чтение по ролям,

15

(10)

Русская народная сказка

«Лиса и журавль».

УОЗУН

Развивать речь, мышление, навыки чтения, умение отвечать на вопросы по тексту.

Фронтальный опрос

С. 41 тетрадь

С.12, зад.10,11.

С.42-43 читать, подготовить иллюстрацию к сказке; тетрадь

С.12, зад.12.

16

(11)

Русская народная сказка

«Каша из топора»

УОЗУН

Познакомить с понятием бытовая сказка; развивать речь, навыки чтения, умение анализировать текст

Выразительное чтение

С.44-47

Тетрадь

с.13, зад.

13,14.

С.44-46 чтение по ролям.

 Тетрадь

с.13, зад.15.

17

(12)

Русская народная сказка

«Гуси и лебеди».

УОЗУН

Развивать внимание, память, навыки чтения, умения анализировать текст, отвечать на вопросы по тексту.

Пересказ по плану

Тестирование

С.48-53

Тетрадь

с. 13-14, зад. 16,17.

С.48-53 подготовиться к пересказу, подготовить иллюстрацию

18

(13)

Внеклассное чтение: В.Ю.Драгунский «Англичанина Павля»

УОЗУН

Развивать внимание, память, навыки чтения, умения анализировать текст.

Выразительное чтение

С.16-27

с.16-27, Подготовить пересказ.

19

(14)

Викторина по сказкам

Обобщение знаний

Развивать творческие способности детей, фантазию, наблюдательность.

Проверочная работа по теме: «Устное народное творчество» с.14-16.

Придумать название команды, девиз, подготовить инсценировку.

20

(15)

КВН «Обожаемые сказки»

Обобщение знаний

В игровой форме обобщить знания учащихся по разделу; учить работать в группе.

Поиграть в игры с.17-21.

Люблю природу русскую. Осень (8 часов)

21

(1)

Люблю природу русскую. Осень.

УИНМ

Познакомить с загадками об осени; развивать речь, навыки чтения, память, мышление.

Чтение наизусть

с. 67

С.67 читать, составить небольшой рассказ на тему «Почему мне нравится осень»

22

(2)

Нравится ли вам осень? Осенние загадки. Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...»

УИНМ

Познакомить со стихотворениями русских поэтов об осени; развивать речь, память, навыки чтения, образное мышление; прививать любовь к природе.

Выразительное чтение

с 68-69 тетрадь с.22, №1,2.

С.68-69 выучить понравившееся стихотворение

23

(3)

К.Д. Бальмонт «Поспевает брусника». А.Н. Плещеев «Осень наступила».

Внеклассное чтение:

В.Ю.Драгунский

«Он живой и светится…».

УИНМ

Познакомить со стихотворениями русских поэтов об осени; развивать речь, память, навыки чтения, образное мышление; прививать любовь к природе.

Выразительное чтение стихотворения Ф.Тютчева

«Есть в осени первоначальной

с.70

С.70, выразительно читать.

Хрестоматия с.22-27, подготовить пересказ.

24

(4)

А.А. Фет «Ласточки пропали. И. Токмакова «Опустел скворечник»».

УИНМ

Знать: особенности стихотворений, рассказов.

Уметь: находить в тексте средства художественной выразительности, определять позицию автора, выразительно читать, выбирать из текста слова и выражения для ответа на вопрос

Вспомнить имена поэтов, произведения которых мы изучали.

Рассказать выученное стихотворение.

с.71

тетрадь с.23 №3,4

с.71,выучить стихотворение наизусть.

25

(5)

Осенние листья.

КУ

Уметь читать стихотворения, передовая с помощью интонации настроение поэта; объяснить интересные

с.72-75

С.72-75 Подготовить выразительное чтение стихотворений.

Попробовать сочинить небольшое стихотворение об осени.Тетрадь с. 25

26

(6)

В.Берестов «Хитрые грибы

Уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический текст.

Выразительное чтение об осени

(с.72-75). Чтение своих стихотворений об осени.

с.76-77,

тетрадь с.23-24

с. 76-77, Нарисовать грибы, которых нет в учебнике, и подписать их название. Подготовить выразительное чтение стих. (с.76)

27

(7)

М. М. Пришвин «Осеннее утро», И.Бунин «Сегодня так светло кругом…»

КУ

Познакомить с рассказом М. М. Пришвина; развивать навыки чтения, умение работать в группе. Различать стихотворный и прозаический текст.

Выразительное чтение

уч. С.78-79,

тетрадь с.25-26

с. 78-79, Повторить произведения изученного раздела. Сделать рисунок на тему «Осень» и подготовить по нему рассказ.

28

(8)

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень». 

Внеклассное чтение:

М.М. Пришвин

«Последние грибы».

Обобще-

ние  знаний

Уметь читать прозаический текст и текст - стихотворный, передавая с помощью интонации настроение поэта и писателя.

проверочная работа по теме «Осень» с.26-27

Хрестоматия с.42-43, подготовить пересказ.

Русские писатели (14 часов)

29

(1)

А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный...».

УИНМ

Познакомить со вступлением к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»; развивать образное мышление, умение анализировать произведение. 

Выразительное чтение.

Пересказ рассказа «История с азбукой»

уч. С. 83-87,

С.86-87 выразительно читать

30

(2)

А.С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя..», «Зима! Крестьянин торжествуя...»

УИНМ

Познакомить со стихотворениями А. С. Пушкина о зиме, понятием олицетворение; учить сопоставлять живопись и поэзию, выражать свои мысли и чувства. 

Выразительное чтение

С.88 выучить наизусть

31

(3)

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» и другие сказки.

УИНМ

Развивать умения передавать содержание и определять основную мысль произведения, делить текст на части, характеризовать героев.

Чтение стихотворений наизусть

с.90-100

тетрадь

с.28, №1,2,3.

С.90-100 перечитать сказку; найти отрывки к иллюстрациям

32

(4)

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

УИНМ

Развивать умения передавать содержание и определять основную мысль произведения, делить текст на части, характеризовать героев

Составлять план произведения.

с.90-100,

тетрадь

с.29-31, № 4,5,6.

с.90-100.

перечитать сказку.

33

(5)

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Внеклассное чтение:

В.К. Железников

«История с азбукой».

УИНМ

Развивать умения передавать содержание и определять основную мысль произведения, делить текст на части, характеризовать героев

Сочинить рассказ с выражением «остаться у разбитого корыта».

с.90-100

тетрадь

с.31,№6

с.90-100,

подготовить пересказ по рассказу Железнякова ,

с.28-40

34

(6)

Обобщение по теме «Сказки А.Пушкина»

Обобще-

ние  знаний

закрепить знания учащихся о сказках великого русского поэта; развивать образное мышление, речь, память.

игра в командах

Выучить понравившийся отрывок из сказки.

35

(7)

И.А Крылов «Лебедь, рак и щука».

УИНМ

Познакомить с жанровыми особенностями басни; формировать навыки выборочного чтения.

Чтение наизусть

с.102-105

тетрадь с. 32 №1

С.104 выразительно читать (желающие могут выучить)

36

(8)

И.А. Крылов «Стрекоза и муравей». 

Внеклассное чтение:

И.А.Крылов

«Квартет».

УИНМ

Развивать навыки чтения по ролям; познакомить со способами обозначения речи персонажей.

Выразительное чтение

с. 106-107

тетрадь с.32-33

хр. С. 137-138

С.106-107  выучить понравившеюся басню

37

(9)

Л.П. Толстой «Старый дед и внучек».

УИНМ

Познакомить с биографией и творчеством Л. Н. Толстого; учить определять главную мысль произведения; воспитывать уважение к пожилым людям.

Пересказ

с.108-110

С.108-110 читать,

составить рассказ о взаимоотношениях со своими бабушками и дедушками.

38

(10)

Л.Н. Толстой «Филиппок».

УИНМ

Познакомить с рассказом Л. Н. Толстого; обучать составлению плана произведения, словесному рисованию.

Выразительное чтение. Рассказ подготовленный дома.

с. 111-116, тет-радь,с.34,35, тест.

С.111-116 выразительное чтение.

39

(11)

Л.Н. Толстой  «Филиппок».

Внеклассное чтение:

Б.С. Житков

«Над водой».

УИНМ

Познакомить с рассказом Л. Н. Толстого; обучать составлению плана произведения, словесному рисованию. характеризовать героев, определять основную мысль произведения.

деление текста на части

с.111-116.

с. 111-116 подготовить пересказ по рассказу Житкова.

с.59-75.

40

(12)

Л.Н. Толстой «Котенок»,

«Правда всего дороже».

КУ

Познакомить с рассказом Л. Н. Толстого; развивать умение выражать свои мысли и чувства. Знать: особенности рассказов, стихотворений о животных.

Уметь: оценивать поступки героев, делить текст на части, определять главную мысль произведения

Пересказ краткий

по плану.

с.117-119

С.117-119, выразительное чтение, сделать иллюстрацию к тексту.

41

(13)

Веселые стихи.                   И. Такмаковой,, Ю. Могути на

УИНМ

Познакомить со стихотворениями о животных; развивать навыки чтения, анализа стихотворного текста.

Выразительное чтение

с.120-123

С.120-123 выразительно читать, повторить произв. Раздела.

42.

(14)

Обобщение по разделу «Русские писатели»

УОЗУН

Развивать память, внимание, мышление, речь, прививать любовь к чтению.

Проверка знаний,

тест тетрадь с.35-36.

выполнить задание №9 на с. 124.

О братьях наших меньших. (12 часов)

43(1)

О братьях наших меньших.

УИНМ

Уметь прогнозировать содержание раздела, выбирать виды деятельности на уроке, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Проверка задания №9

с.125-127

тетрадь с.37№1

с.125-127сочинить небольшое стихотворение о каком-нибудь животном.

44(2)

Б. Захадер «Плачет киска в коридоре» И. Пивоварова «Жила-была собака…»

УИНМ

Уметь прогнозировать содержание текстов, выбирать виды деятельности на уроке, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Чтение своих стихотворений.

с.128-129

с. 128-129

выразительное чтение стихотворений.

45(3)

В. Берестов «Кошкин щенок»

УИНМ

Уметь прогнозировать содержание текстов, выбирать виды деятельности на уроке, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Выразительное чтение стихотворений.

с.130-131

с.130-131. Выразительно читать. Придумать рассказ о животном, составив план к своему рассказу.

46(4)

Домашние животные Внеклассное чтение:

С.Я. Маршак

«Сказка о глупом мышонке».

УИНМ

Уметь прогнозировать содержание текстов, выбирать виды деятельности на уроке, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Рассказы детей, выразительное чтение.

с.132-134

с.132-134

Выучить наизусть любое стихотворение о животных.

Выразительное чтение сказки.

47(5)

М. Пришвин «Ребят и утята»

УИНМ

Уметь прогнозировать содержание текста по его заглавию, выбирать виды деятельности на у роке.

Выразительное чтение

с.134-136

тетрадь

 с. 37 № 2

с. 134-136. Подготовить выразительное чтение

2  ТРИМЕСТР (45 часов)

48(6)

М. Пришвин «Ребят и утята»

УИНМ

Уметь прогнозировать содержание текста по его заглавию, выбирать виды деятельности на у роке.

Выразительное чтение

с.134-136

с. 134-136.подготовить пересказ текста от имени ребят.

49

(7)

Е.И. Чарушин «Страшный рассказ»

УОЗУН

Познакомить с творчеством Е. И. Чарушина; развивать навыки чтения, умение делить текст на части.

Пересказ текста от имени ребят.

136-138

тетрадь стр.37№3

С.136-138 подготовить рассказ о еже. Это может быть история из вашей или прочитанный в книге.

50

(8)

Е.И. Чарушин «Страшный рассказ»

УОЗУН

Познакомить с творчеством Е. И. Чарушина; развивать навыки чтения, умение делить текст на части.

Какие рассказы о ежах вы подготовили?

136-138

Задание 10 на с.155;

придумать сказку или рассказ.

51

(9)

Б.С. Житков «Храбрый утенок»

УОЗУН

Познакомить с творчеством Б. С. Житкова; развивать навыки чтения, умение делить текст на части.

Выразительное чтение.

Рассказы детей.

с.139-141

С.139-141 выполнить задание 4 на стр.141.

52

(10)

В.В. Бианки «Музыкант»

Внеклассное чтение

Э.Н. Успенский «Дядя Федор», «Деревня».

УОЗУН

Познакомить с рассказом В. В. Бианки; развивать память, внимание, навыки чтения.

Пересказ

142-145

С.142-145 выразительно читать, подготовить пересказ.

53

(11)

В.В. Бианки «Сова».

УОЗУН

Познакомить с рассказом В. В. Бианки; развивать навыки чтения, умение оценивать поступки героев.

Краткий пересказ

Тестирование

с. 145-151

тетрадь стр. 38,№4

С.146-150 составить рассказ по картине с.151.

54

(12)

Обобщение по разделу «О братьях наших меньших»

УОЗУН

Развивать память, внимание, мышление, речь, прививать любовь к чтению.

Игра-соревнование.

154-156,

зад.№6,8,9,12.

выполнить задание на стр.151

55

(13)

Из детких журналов

УИНМ

Уметь прогнозировать содержание раздела, выбирать виды деятельности на уроке, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

проверить задание стр.151

с. 157-158

тетрадь с.40, №1,2.

приготовить интересный материал из своего любимого журнала.

56

(14)

Д. Хармс  «Игра»

УИНМ

Рассказать о жизни и творчестве Д. Хармса; познакомить с понятием игра слов; развивать навыки чтения

Выразительное чтение

с. 160-164 тетрадь с.40, №3,4.

С.160 -164 выразительно читать

57

(15)

Д. Хармс  «Вы знаете?»

УИНМ

уметь прогнозировать содержание произведения, планировать работу на уроке; придумывать вопросы к содержанию.

читают стихи сначала те ребята, которые приготовили стихи из журналов, затем все остальные.

165-169 тетрадь с.40, №5

с.165-169, выразительное чтение.

58

(16)

Д. Хармс, С. Маршак «Веселые чижи».

УИНМ

уметь прогнозировать содержание произведения, планировать работу на уроке; придумывать вопросы к содержанию.

Чтение стихов.

с.170-174

с.170-174, биография поэта, выучить наизусть любое стихотворение.

59

(17)

Д. Хармс  «Что это было?»

УИНМ

уметь прогнозировать содержание произведения, планировать работу на уроке; придумывать вопросы к содержанию.

Чтение стихов

с.174

с. 174,

подготовить выразительное чтение.

60

(18)

Н. Гернет, Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»

УИНМ

уметь прогнозировать содержание произведения, планировать работу на уроке; придумывать вопросы к содержанию.

Чтение стихов

с.175

с.175, подготовить выразительное чтение.

61

(19)

Ю.Д.Владимиров  «Чудаки»

УИНМ

Познакомить со стихотворениями  Ю. Д. Владимирова, развивать навыки чтения

Выразительное чтение

с.176-177

С.176-177 выразительно читать, Выучить стихотворение.

62

(20)

А.И. Введенский «Ученый Петя», «Лошадка».

УИНМ

Познакомить со стихотворением А. И. Введенского; развивать навыки чтения, умение выражать своё отношение к прочитанному.

 

Выразительное чтение

С.177-183

С.177-183 выразительное чтение понравившегося стихотворения

63

(24)

Обобщение по разделу «Из детских журналов»

УОЗУН

Знать: особенности стихотворений.

Уметь: подбирать рифмы, выражать своё отношение к прочитанному.

Игра -соревнование

с.184-186

с.184-186.тетрадь с.42-43, создать свою страничку журнала.

Люблю природу русскую (9 часов)

64

(1)

Люблю природу русскую

УИНМ

Уметь прогнозировать содержание раздела, рассматривать сборники стихов, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Составить небольшой рассказ о зиме.

с.187-188

тетрадь, с.44 №1

с.187-188,приготовить народные приметы на зимнюю тему.

65

(2)

И.Бунин, К.Бальмонт, Я.Аким. Стихи о первом снеге

УИНМ

Познакомить со стихотворениями о зиме; развивать навыки чтения, анализа стихотворного текста Знать: понятие "метафора", особенности стихотворений.

Чтение наизусть

с.190-193 тетрадь, с.44, 45 №2,3

С.190-193, выуч. Наизусть, задание 4,5 на стр.193.

66

(3)

Ф.Тютчев, «Чародейкою зимою»

УИНМ

Познакомить с понятием метафора; формировать умение находить в тексте средства художественной выразительности.

Чтение наизусть

с.194-196

С.196, выуч. Наизусть,

67

(4)

С. Есенин «Поет зима – аукает…», «Береза» Внеклассное чтение

А.Пушкин, стихотворени.

; развивать навыки чтения, анализа стихотворного текста, сопоставление стихотворений и картин.

Чтение наизусть

с. 196-197

Хр. С.135-137

с. 196-197, выучить наизусть стихотворение «Береза».

68

(5)

Русская народная сказка «Два мороза».

УИНМ

Развивать навыки чтения, умение выделять главное в прочитанном тексте. Уметь: анализировать стихотворный текст, работать с иллюстрацией, выделять главное в прочитанном тексте.

Чтение по ролям

с.198-202

С.198-202, пересказ

69

(6)

С.Михалков. «Новогодняя быль»

УИНМ

Познакомить с произведением С. В. Михалкова; развивать речь, навыки чтения, умение работать с иллюстрацией

Выразительное чтение

с.203-207

С.203-207, читать, отв.на вопросы, пересказ от лица елочки.

70

(7)

А.Л. Барто «Дело было в январе».

Внеклассное чтение

С. Михалков, стихотворения..

УИНМ

Продолжить знакомить со стихотворениями о зиме; развивать навыки чтения, анализа стихотворного текста, умение работать в группах

Выразительное чтение

с.208-209.

Хр.с.101-109

С.208-209, выраз. читать, сделать иллюстрацию

71

(8)

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую»

УОЗУН

Учащиеся должны знать содержание произведения, понимать особенности были и сказки; сравнивать и характеризо вать героев произведения.

игра-соревнование

с.212 №3,4

презентация

Нарисовать иллюстрацию понравившемуся произведению.

72

(9)

Игра «Поле чудес»

УОЗУН

Обобщить знания учащихся по прочитанным произведениям; развивать внимание, память, логическое мышление.

игра – соревнование

проверочная работа «Зима»

презентация

стр.45-47

тетрадь

Писатели – детям  (17 часов)

73

(1)

Писатели – детям  

УОЗУН

Уметь прогнозировать содержание раздела, воспринимать на слух художественный текст, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

с 4-5

вспомнить и пересказать любое произведение К.Чуковского

74

(2)

К.И. Чуковский

«Путаница» 

УИНМ

Познакомить с произведением К. И. Чуковского; повторить малые жанры фольклора, понятие рифма 

рассказывание

с4-11

С.4-11, выраз. читать

75

(3)

К.И. Чуковский

 « Радость»

Знать: особенности стихотворений и  рассказов.

Уметь: анализировать стихотворный текст, определять главную мысль произведения, характеризовать поступки героев.

выразительное чтение

с11-12

с. 11-12, выучить наизусть.

76

(4)

К.И. Чуковский « Федорино горе»

УСЗУН

Познакомить с произведением К. И. Чуковского; развивать образное и ассоциативное мышление, навыки чтения

рассказывание наизусть

с13-22 тетрадь стр.48-49

С.13-22, выраз. чтение сказки

77(5)

К.И. Чуковский « Федорино горе»

УСЗУН

Познакомить с произведением К. И. Чуковского; развивать образное и ассоциативное мышление, навыки чтения

выразительное чтение сказки

с.13-22

зад. на стр.23

с.13-22, выучить наизусть отрывок из сказки.

78(6)

С.Я. Маршак « Кот и лодыри»

УИНМ

Познакомить со стихотворением С. Я. Маршака; развивать память, внимание, умение узнавать произведение по опорным словам

Выразительное чтение наизусть

с.26-28

С.26-28, читать, отв. на вопросы

79(7)

С.В.Михалков. «Мой секрет», «Сила воли»

УСЗУН

Познакомить со стихотворением С. В. Михалкова; развивать внимание к слову, ассоциативное мышление, творческие способности.

выразительное чтение

с.30-34

с.30-34, выразительно читать.

80(8)

С.В.Михалков.«Мой щенок»

 

УСЗУН

Познакомить со стихотворением С. В. Михалкова; развивать внимание к слову, ассоциативное мышление, творческие способности.

Выразительное чтение

с.35-7

С.32-37, читать, составить рассказ о своем животном

81(9)

А.Л.Барто «Веревочка»,

УИНМ

Познакомить со стихотворениями А. Л. Барто; развивать навыки чтения, умение ориентироваться в группе книг.

Выразительное чтение

с. 44

С.44, выучить наизусть

82(10)

А.Л. Барто «В школу»,  «Мы не заметили жука» Внеклассное чтение

Э. Машковская, стихотворения.

УИНМ

Познакомить со стихотворениями А. Л. Барто; развивать навыки чтения, умение ориентироваться в группе книг

Рассказывание

с. 44-45 Хр.с.115-120

с. 44-45, выразительное чтение.

83 (11)

А.Л. Барто «Вовка-добрая душа»

УСЗУН

Познакомить со стихотворением А. Л. Барто; развивать навыки чтения по ролям, анализа стихотворного текста.

Выразительное чтение

с.44-45

С.45-47, выучить наизусть

84(12)

Н.Н.  Носов «Затейники»

УИНМ

Познакомить с биографией и творчеством Н. Н. Носова; развивать навыки чтения и пересказа

Пересказ

с. 48-53

С.50-53, пересказ, придумать свой рассказ. О своих проделках.

85

(13)

Н.Н. Носов «Живая шляпа»

УИНМ

Познакомить с рассказом Н. Н. Носова; развивать навыки чтения по ролям, умение воспринимать информацию на слух

Чтение по ролям

с.54-58

С.54-58, краткий пересказ

86

(14)

Н.Н. Носов «Живая шляпа

УИНМ

Познакомить с рассказом Н. Н. Носова; развивать навыки чтения по ролям, умение воспринимать информацию на слух

Чтение по ролям

с.54-58

С.54-58, краткий пересказ

87

(15)

Н.Н. Носов «На горке»

КУ

Познакомить с рассказом Н. Н. Носова; развивать навыки чтения и пересказа, умение определять главную мысль произведения. 

пересказ

С.60-63

С.60-63, составить пересказ по картинкам.

88

(16)

Н.Н. Носов «На горке»

УИНМ

Знать: особенности стихотворений, рассказов.

Уметь: определять главную мысль произведения, составлять план текста, делить текст на части и озаглавливать их, анализировать прочитанное.

Пересказ по плану

С.60-63

С.60-63, читать, ответить на вопросы

89

(17)

Обобщение по разделу «Писатели детям»

УОЗУН

Обобщить знания учащихся по прочитанным произведениям; развивать внимание, память, логическое мышление.

Игра-соревнование

презентация, тест в тетради с.50-51

выучить наизусть и произносить без ошибки 2 скороговорки.

Я и мои друзья (10 часов)

90

(1)

Я и мои друзья

УИНМ

Уметь прогнозировать содержание раздела, воспринимать на слух художественный текст, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

чтение скороговорок.

с.71-73

тетрадь,

с. 52, №1,2

с.71-73

тетрадь,

с. 52, №3, составить рассказ о друге.

91

(2)

В.Д. Берестов «За игрой», «Гляжу с высоты». Э.Э. Мошковская «Я ушел в свою обиду» В.Лунин «Я и Вовка»

УИНМ

Познакомить со стихотворениями о дружбе; развивать речь, навыки чтения

Выразительное чтение

С.74-75

С.74-75, выуч. одно стихотворение

92

(3)

Н. Булгаков « Анна, не грусти!»

Внеклассное чтение И.Токмакова

«Невпопад», «В чудной стране»

УИНМ

Познакомить с рассказом Н. Булгакова; развивать навыки чтения и пересказа, умения определять главную мысль произведения, составлять план текста

Фронтальный опрос

С.79-84

тетрадь с.53 №5,6

С.79-84, читать, задание 3

93

(4)

Ю.Ермолаев «Два пирожных»

УИНМ

Познакомить с рассказом Ю. И. Ермолаева; развивать навыки чтения и пересказа, умения определять главную мысль произведения, составлять план текста

1.Пересказ текста,

2. Работа с пословицами.

с.85-86

тетрадь с. 54 №7

С.85-86, читать

94

(5)

В.Осеева «Волшебное слово»

УИНМ

Уметь прогнозировать содержание произведения, планировать работу на уроке; придумывать вопросы к содержанию.

С.87-92, читать.

с.87-92 тетрадь с. 54 №8

с.87-92, выразительное чтение.

95

(6)

В.Осеева «Волшебное слово»

УИНМ

Уметь прогнозировать содержание произведения, планировать работу на уроке; придумывать вопросы к содержанию.

С.87-92, читать, нарисовать иллюстрацию

с.87-92

с.87-92, составить рассказ «Моя семья».

96

(7)

В.Осеева «Хорошее»

УИНМ

Познакомить с рассказом В. А. Осеевой; развивать умения прогнозировать содержание произведения, делить текст на части и озаглавливать их.

с. 93-95, Чтение по ролям

с. 93-95,

тетрадь с.56№3

с. 93-95,нарисовать иллюстрацию, составить рассказ по ней.

97

(8)

В.Осеева «Почему?»

УСЗУН

Познакомить с рассказом В. А. Осеевой; развивать умения анализировать и делать выводы, делить текст на части и озаглавливать их, составлять вопросы к тексту.

с. 96-97 Пересказ

с. 96-97

с. 96-97, составить рассказ на тему «Нет милее дружка, чем родная матушка», задание 2 на с. 103.

98

(9)

В.Осеева «Почему?» Внеклассное чтение Н. Рубцов

«Про зайца»

УСЗУН

Познакомить с рассказом В. А. Осеевой; развивать умения анализировать и делать выводы, делить текст на части и озаглавливать их, составлять вопросы к тексту.

с. 96-97 Хр.с.126-130

с. 96-97 тетрадь с.56№2

99

(10)

Обобщение по разделу «Я и мои друзья»

УИНМ

Обобщить знания учащихся по прочитанным произведениям; развивать внимание, память, логическое мышление.

Игра- соревнование.

проверочная работа, тетрадь, с. 55№1

Написать сочинение о себе и своих друзьях.

Люблю природу русскую. Весна. (14 часов)

100

(1)

Люблю природу русскую. Весна.

УИНМ

Уметь прогнозировать содержание раздела, воспринимать на слух художественный текст, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

с.108-109

зачитать сочинение.

с.108-109

тетрадь

с.57 №1

с.108-109

101

(2)

Ф.И.  Тютчев «Зима недаром злится»,  «Весенние воды»

УИНМ

Познакомить со стихотворениями Ф. И. Тютчева о весне; развивать память, навыки чтения и анализа стихотворного текста Знать: особенности стихотворений.

Уметь: уметь анализировать стихотворный текст.

с. 110-111

Выразительное чтение.

с. 110-111

тетрадь

с.57 №1

с. 110-111

Выучить наизусть любое стихотворение.

102

(3)

А.Плещеев, Стихи о весне.

УИНМ

Познакомить со стихотворениями А. Н. Плещеева о весне; развивать память, навыки чтения и анализа стихотворного текста

с.112-113

Выразительное чтение

с.112-113

с.112-113, Выучить любое стихотворение.

103

(4)

А. Блок, «На лугу»

УИНМ

Уметь прогнозировать содержание произведения; воспринимать на слух художественный текст, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

с. 114

Чтение наизусть

с. 114

с. 114, выразительное чтение стихотворения.

104

(5)

С. Маршак . «Снег теперь уже не тот…»

УИНМ

Уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический текст.

с.115

Выразительное чтение

с.115

с.115 выразительное чтение стихотворения, иллюстрация.

105

(6)

И. Бунин «Матери»

УИНМ

Уметь прогнозировать содержания стихотворения; читать стихотворение с выражением; находить в стихотворении те слова,  которые помогают, представить героев.

с. 116

Выразительное чтение.

с.116

с.116

 Выучить стихотворение о маме или бабушке.

106

(7)

А. Плещеев «В бурю»

УИНМ

Уметь прогнозировать содержания стихотворения; читать стихотворение с выражением; находить в стихотворении те слова,  которые помогают, представить героев.

с.117

Читать стихотворение наизусть

с.117

с.117

Выразительное чтение стихотворения.

107

(8)

Е. Благинина «Посидим в тишине».

УСЗУН

Уметь прогнозировать содержания стихотворения; читать стихотворение с выражением; находить в стихотворении те слова,  которые помогают, представить героев.

с.119 Выразительное чтение.

с.119

с.119

составить рассказ о маме.

108

(9)

Э. Мошковская «Я маму мою обидел…»

УСЗУН

Познакомить со стихотворениями о матерях; развивать навыки чтения и анализа стихотворного текста.

с.120, Чтение наизусть

с.120

с.120, Выразительное чтение стихотворения

109

(10)

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна».

УОЗУН

Обобщить знания учащихся по прочитанным произведениям; развивать внимание, память, логическое мышление.

Игра - соревнование.

проверочная работа, тетрадь, с. 58-59

И в шутку и всерьез (14 часов)

110

(1)

И в шутку и всерьез

УИНМ

Уметь прогнозировать содержание раздела, воспринимать на слух художественный текст, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

с.125-127

читать.

с.125-127

с.125-127

Подготовить веселую историю из жизни детей.

111

(2)

Б.Заходер «Что красивей всего»,  «Товарищам детям»,

УИНМ

Уметь прогнозировать содержание произведения, планировать работу на уроке; придумывать вопросы к содержанию.

с. 128-129,

рассказывание.

с.128 - 129

с.128-129, выразительное чтение.

112

(3)

Б.Заходер «Песенки Винни-Пуха»

УОЗУН

Познакомить со стихотворениями Б. В. Заходера; развивать навыки чтения, умение отвечать на вопросы по тексту 

с. 132 – 134; Выразительное чтение

с. 132 – 134;

с. 132 – 134;

Выразительное чтение ворчалки.

113

(4)

Б.Заходер «Песенки Винни-Пуха»

УИНМ

Знать: особенности рассказов.

Уметь: отвечать на вопросы по тексту, оценивать поступки героев, составлять вопросы к тексту.

с.135-136 Выразительное чтение.

с.135-136,

тетрадь с. 60 №1,2,3

с.135-136

Выучить песенку Винни-пуха наизусть.

114

(5)

Э. Успенский «Чебурашка». Стихотворения

КУ

Вспомнить произведение Э. Н. Успенского «Крокодил Гена и его друзья»; развивать память, навыки чтения

с.137-140; Чтение

наизусть

с.137-140,

тест

с. 137-140

Перечитать сказку о Чебурашке.

115

(6)

Э. Успенский «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой»

УИНМ

Вспомнить произведение Э. Н. Успенского «Крокодил Гена и его друзья»; развивать память, навыки чтения

с.140-144

с.140-144

с.140-144

Выразительное чтение стихотворения

116

(7)

Э. Успенский, Стихи.

УИНМ

Читать вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом  к чтению про себя.

Восстанавливать последовательность событий по вопросам.

с.144-145 Выразительное чтение.

с.140-144

с.140-144

Выучить наизусть любое стихотворение.

117

(8)

 В.Д. Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»

УИНМ

Познакомить со стихотворениями В. Д. Берестова; повторить понятие олицетворение; развивать навыки чтения, умение составлять вопросы к тексту

с.146-150. Чтение

наизусть

с.146-150.

с.146-150.

Выполнить задание на с. 150, красиво оформи его.

118

(9)

И.П. Токмакова «Плим», «В чудной стране

УСЗУН

Познакомить со стихотворениями И. П. Токмаковой; развивать навыки чтения, умения задавать вопросы, заучивать стихотв.

с.151-152, Выразительное чтение

с.151-152,

с.151-152,

Выучить наизусть любое стихотворение.

119

(10)

Г.Остер «Будем знакомы» Внеклассное чтение

Г.Остер, Вредные советы

УИНМ

Познакомить со сказкой Г. Б. Остера; развивать навыки чтения по ролям, умение подтверждать свои мысли цитатами из текста

с. 153-158 Чтение

по ролям

с. 153-158 Хр.с 111-112

с. 153-158, подготовить выразительное чтение

120

(11)

Г.Остер «Будем знакомы»

УИНМ

Познакомить со сказкой Г. Б. Остера; развивать навыки чтения по ролям, умение подтверждать свои мысли цитатами из текста

с. 153-158

выразительное чтение

с. 153-158

тетрадь, с. 63-64

с. 153-158, выразительное чтение.

121

(12)

В.Драгунский «Тайное становится явным»

УИНМ

Познакомить с рассказом В. Ю. Драгунского; развивать навыки чтения, умение оценивать поступки героев. 

с.159- 165 Выборочное

чтение                      

с.159- 165

с.159- 165

перечитать рассказ

122

(13)

В.Драгунский «Тайное становится явным»

УИНМ

Знать: особенности произведений народного творчества, сказок.

Уметь: отвечать на вопросы, делить текст на части, при чтении и передавать интонацией своё отношение к герою

с.159- 165

пересказ                      

с.159- 165

тест тетрадь, с. 65-66

с.159- 165, прочитать другие рассказы В.Драгунского

123

(14)

Обобщение по разделу «И в шутку и всерьез».

УОЗУН

Обобщить знания учащихся по прочитанным произведениям; развивать внимание, память, логическое мышление.

игра-соревнование.

презентация тетрадь, с. 66-67

Литература зарубежных стран.(12 часов)

124

(1)

Литература зарубежных стран.

УИНМ

Уметь прогнозировать содержание раздела, воспринимать на слух художественный текст, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

с.166-171

выразительное чтение

с.166-171

с.166-171

принести по одной книге по теме раздела.

125

(2)

Американская и английские народные сказки

УИНМ

уметь прогнозировать содержание произведения; сравнивать песенки разных народов с русскими народными песенками.

с.172-175, выступление учеников.

с.172-175,

с.172-176

подготовить выразительное чтение.

126

(3)

Песенки «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети».

УИНМ

уметь прогнозировать содержание произведения; сравнивать песенки разных народов с русскими народными песенками.

с. 177-179,

сравнение песенок.

с. 177-179

тетрадь с.68, №1,2

с. 177-179,

Выучить наизусть любую песенку.

127

(4)

Ш.Перро «Кот в сапогах»

УИНМ

Познакомить со сказкой Ш. Перро; развивать навыки чтения, умение переводить зрительную информацию в словесную, находить отрывки по вопросам

с.180-191. рассказывание наизусть

с.180-191.

с.180-191.подготовить выразительное чтение сказки.

128

(5)

Ш.Перро «Кот в сапогах»

УИНМ

Познакомить со сказкой Ш. Перро; развивать навыки чтения, умение переводить зрительную информацию в словесную, находить отрывки по вопросам

с.180-191.

выразительное чтение

с.180-191.

тест

с.180-191. Подготовить пересказ.

129

(6)

Ш.Перро «Красная шапочка»

УИНМ

Познакомить со сказкой Ш. перо; развивать навыки чтения по ролям, умение при чтении передавать интонацией своё отношение к герою

с.192-196 выразительное чтение

с.192-196

с.192-196, выразительное чтение.

130

(7)

Г.X. Андерсен «Принцесса на горошине»

УИНМ

Познакомить со сказкой Г. Х. Андерсена; развивать творческие способности, навыки чтения

с.197-199,Чтение в лицах

с.197-199,

тетрадь, с.68-70

с.197-199, Подготовить пересказ.

131

(8)

Э Хогарт «Мафии и паук»

УИНМ

Познакомить со сказкой Э. Хогарт; развивать навыки чтения, умения отвечать на вопросы, делить текст на части

с.200-208 Фронтальный опрос, выборочное чтение

с.200-208

с.200-208,

познакомиться с содержанием.

132

(9)

Э Хогарт «Мафии и паук»

УИНМ

Познакомить со сказкой Э. Хогарт; развивать навыки чтения, умения отвечать на вопросы, делить текст на части

с.200-208

ответы на вопросы

с.200-208

с.200-208, повторить все по разделу.

133

(10)

Внеклассное чтение

Г.X. Андерсен «Ромашка»

Познакомить со сказкой Г. Х. Андерсена; развивать творческие способности, навыки чтения

хр. С.141-142

хр. С.141-142,пересказ.

134

(11)

Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран».

УОЗУН

Обобщить знания учащихся по прочитанным произведениям; развивать внимание, память, логическое мышление.

игра-соревнование.

презентация тетрадь, с. 70-71

135

(12)

КВН «Цветик – семицветик»

игра

136

(13)

Повторение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для 1 клас

Рабочая программа курса «Литературное чтение»  разработана на основе авторской программы, Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой, Москва «Просвещение», 2007. Авторская программа соо...

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса

Рабочая программа по литературному чтению  для 2 класса. образовательная система "Школа 2100"...

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса.

Рабочая программа для 4 класса школы 7 вида с включением часов по курсу Санкт - Петербург....

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса.

Рабочая программа для 4 класса школы 7 вида с включением часов по курсу Санкт - Петербург....

Рабочая программа по литературному чтению (2 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (2 класс)...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса

Программа разработана на основе авторской программы  по литературному чтению  Л.А.Ефросининой и снабжена учебно-методическим комплектом  «Начальная   школа XXI века»Литературн...

рабочая программа по литературному чтению 10 класс.(Русская группа)

Рабочая программа по литературному чтению.(10 класс .По Хайдаровой Р.З.)...