Рабочая программа по литературе для 5 класса по Т.Ф.Курдюмовой
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Михалченкова Надежда Николаевна

Рабочая программа содержит все необходимые разделы по ФГОСам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

5 класс

Пояснительная записка

        Рабочая программа по литературе для составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, на основе примерной Программы основного общего образования, авторской программы по литературе Т.Ф.Курдюмовой. (М.:Дрофа, 2012) к учебнику Т.Ф.Курдюмовой(М.:Дрофа, 2012).

Данный учебный предмет входит в образовательную область «Филология».

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком;
  • овладение общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет.

Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих задач:

  • обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;
  • обеспечение преемственности начального и основного общего образования;
  • обеспечение достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы всеми обучающимися;
  • обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействие всех его участников;
  • выявление и развитие способностей учащихся, их профессиональных склонностей;
  • организация интеллектуальных и творческих соревнований, проектной и учебно-исследовательской деятельности.

Общая характеристика программы

Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественной литературы способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью. Это во многом определяет успешное овладение материала учащимися по другим школьным предметам.

Изучение литературы воспитывает патриотизм, любовь и уважение к Отечеству, формирует мнение , мировоззрение, культуру, нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – художественная литература как искусство слова, как выражение мастерства писателя.

Отличительными особенностями программы являются использование тематического и жанрового подхода при построении структуры каждого класса и принцип вариативности, который даёт учителю право выборов авторов и произведений, а также путём изучения конкретной темы.

Изучение литературы как искусства слова в 5 классе предполагает систематическое чтение художественных произведений, при этом особое внимание при анализе текстов уделяется сюжету. Основные базовые понятия (сюжет, герой, жанр, автор) уже в 5 классе предстают в их взаимных связях, хотя в центре внимания остаётся сюжет.

Наиболее полно в программе представлены те этапы развития литературы, которые живы сегодня в читательской практике. Поэтому литература XX века занимает в программе примерно столько же места, сколько литература всех предшествующих эпох. Последовательность расположения материала позволяет ученикам видеть связь времён и связь литератур разных народов. Освоение теоретических понятий способствует более глубокому постижению конкретных художественных произведений. В разделах даются краткие аннотации, раскрывающие основную проблематику, художественное своеобразие, композиционно-жанровые особенности изучаемых произведений. Изучению произведения предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.

Курс литературы опирается на следующие методы, формы и средства обучения :

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение;

- различные виды пересказа;

- заучивание наизусть стихотворных текстов;

- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

- подготовка докладов;

- написание отзывов на основе литературных произведений;

- тестовый контроль.

Место учебного предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 5 классе        в объёме 3 часов в неделю, т.е. 102 часа за год. Авторская  программа Т.Ф.Курдюмовой предусматривает изучение литературы в объёме 2 часов в неделю. Поэтому в программу были внесены следующие изменения: добавлен 1 час на вводный урок с целью формирования «стартовой» мотивации, 2 часа на итоговое повторение материала с целью прочности усвоения изученного, 1 час на итоговый урок по самооценке и самодиагностике обучающихся.Остальные часы распределены по разделам с целью более продуктивного изучения произведений классической и зарубежной литературы, а также на усвоение литературоведческих терминов, помогающих обучающимся глубже проникнуть в структуру произведения. Распределение часов по разделам:

Введение – 2ч.

Мифы – 3ч.

Фольклор – 6ч.

Русская литература XIX века – 34ч.

Литература XX века – 3ч.

Проза русских писателей 20 века – 4ч.

Литературные сказки XIX-XX веков – 11ч.

Поэтический образ Родины – 10ч.

Мир братьев наших меньших – 3ч.

Героическое прошлое России – 5ч.

Современная литература – 6ч.

Путешествия и приключения – 9ч.

Новая жизнь знакомых героев – 2ч.

Итоговое повторение – 2ч.

Итоговая к.р. – 1ч.

Итоговый урок. – 1ч.

                                       

Условные обозначения

т.л. – теория литературы

в т.ч. – в том числе

к.р. – контрольная работа



 Содержание тем курса

Название разделов и тем курса

Кол-во часов

Элементы содержания

Формируемые УУД

Требования к знаниям и умениям к концу изучения раздела

Введение

Литература – искусство слова

2ч.

Искусство, сюжет, композиция, троп, эпитет, метафора, сравнение.

Познавательные:

- уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения;

- уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия;

- уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач;

- узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием;

- выделять и формулировать познавательную цель;

- уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста;

- уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа;

- уметь создавать обобщения, устанавливать аналогии;

- уметь строить сообщения исследовательского характера в устной форме;

- самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию;

- уметь работать по алгоритмам.

Регулятивные:

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

-выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи;

- формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность;

-формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт;

- применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено;

- уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа;

-уметь анализировать стихотворный текст;

- уметь определять меру усвоения изученного материала;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;

- формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики;

- уметь осознавать усвоенный материал, осознавать качество и уровень усвоения;

- уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности;

- уметь анализировать текст и соотносить нравственные принципы в поведении героев со своими.

Научиться пользоваться учебником, определять  тропы.

Мифы

3ч.

Мифы народов мира. Календарные мифы. Древнегреческие мифы.

Научиться определять сюжетно-композиционные признаки мифов.

Фольклор

6ч.

Фольклор. Русские народные сказки. Арабские народные сказки. Малые жанры фольклора.

Научиться понимать и выразительно читать текст, выполнять его устное рецензирование, определять сюжетно-композиционные признаки фольклора.

Литература xix века

Русская классическая литература XIX века.

Иван Андреевич Крылов

А.С.Пушкин.

М.Ю.Лермонтов.

Н.В.Гоголь.

И.С.Тургенев.

И.С.Никитин.

М.Ю.Лермонтов.

А.К.Толстой.

Н.А.Некрасов.

Ф.И.Тютчев.

А.А.Фет.

Стихотворные размеры.

М.Ю.Лермонтов.

Л.Н.Толстой.

М.А.Булгаков.

34ч.

2ч.

     

8ч.

в т.ч. 2 по т.л.

1ч.

2ч.

5ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

2ч.

2ч.

3ч.

в т.ч. 1 к.р.

   

2ч.

2ч.

1ч.

Басня. Мораль. Аллегория, иносказание.

Поэма «Руслан и Людмила». Лирика. Анализ стихотворения.

Лирика. Сюжет стихотворения, чувства в стихотворении.

«Пропавшая грамота». Быль, повесть, рассказ.

«Муму». Портрет литературного героя. Пейзаж.

«Русь». Пафос стихотворения. Звукопись в поэзии.

Поэма «Сашка» (отрывок).

Русские святыни. Описание.

«Край ты мой, родимый край». Народные мотивы.

«Соловьи».Позиция автора. Выразительные средства.

«Весенняя гроза», «Летний вечер», «Листья». Тема природы. Монолог. Художественные приёмы.

«»Весенний дождь», «Я пришёл к тебе с приветом» и др. Пейзажная лирика. Ямб, хорей.

Ямб. Хорей. Стопа.

«Бородино». Тема войны.

«Петя Ростов». Повествование.

«Петя Ростов». Драматургия.

Научится определять жанрово-композиционные особенности басни.

Научиться определять сюжетно-композиционные признаки поэмы, художественно-выразительные особенности поэтического текста.

Научиться анализировать текст были, правильно и чётко давать ответы на поставленные вопросы.

Научиться аргументировать свою точку зрения, определять духовные и нравственные качества героя, идейный замысел рассказа, составлять и редактировать текст творческой работы.

Научиться определять идейно-эмоциональный пафос стихотворения.

Научиться определять авторское отношение к изображаемому.

Научиться определять идейно-эмоциональный пафос стихотворения.

Выразительно читать лирические тексты.

Научиться определять стихотворные размеры.

Научиться выявлять авторское отношение к героям произведения.

Научиться определять особенности драматургии.

Литература XX века

И.А.Бунин.

А.А.Ахматова.

В.А.Рождественский.

3ч.

1ч.

1ч.

1ч.

«26-е мая». Тема поэта и поэзии.

«В царском селе». Пафос стихотворения. Пушкинская тема.

«Памятник юноше Пушкину». Родство поэтического слова.

Уметь анализировать стихотворный текст.

 Научиться характеризовать средства выразительности в стихотворении.

Литературные сказки XIX – XX веков

К.Г.Паустовский.

Х.К.Андерсен.

А.А.Платонов.

Дж.Родари.

В.В.Набоков.

Дж. Р.Р.Толкиен.

12ч.

1ч.

     

3ч.

2ч.

1ч.

2ч.

3ч. в т.ч 1 обобщающий

«Рождение сказки». Тема. Идея. Речевая характеристика.

«Снежная королева». Сюжет. Герои.

«Волшебное кольцо». Мудрость сказки. Народная основа.

«Сказки по телефону». Особенности литературных героев.

«Аня в стране чудес». Сказочный герой.

«Хоббит, или туда и обратно». Фэнтези.

Коммуникатиные:

- уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебнику;

- строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи;

- уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

- уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения;

-устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

- уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности;

- уметь определять общую цель и пути её достижения;

- формировать навыки коллективного взаимодействия при самодиагностике;

- уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

- уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач;

- уметь формулировать свои затруднения;

Уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.

Научиться определять идейно-эмоциональное содержание рассказа.

Научиться выразительно читать диалоговую речь.

Научиться определять идейно-эмоциональное содержание сказки.

Научиться определять особенности литературных героев.

Научиться выполнять индивидуальное задание в коллективной проектной деятельности.

Научиться определять особенности жанра фэнтези.

Проза русских писателей xx столетия

И.С.Шмелёв.

Е.И.Замятин.

А.И.Куприн.

2ч.

1ч.

1ч.

«Как я встерчался с Чеховым. За карасями.» Портрет.

«Огненное «А». речевая характеристика.

«Мой полёт». Очерк.

Научиться анализировать прозаический текст.

Образ родины в лирике и прозе xx века

А.А.Блок.

И.А.Бунин.

К.Д.Бальмонт.

С.А.Есенин.

М.М.Пришвин.

Н.А.Заболоцкий.

Д.Б.Кедрин.

Н.М.Рубцов.

10ч.

1ч.

1ч.

2ч.

1ч.

2ч.

1ч.

1ч.

1ч.

«На лугу», «Ворона». Средства выразительности.

«Сказка».

«Снежинка», «Фейные сказки», «Осень». Стихотворные размеры.

«Пороша», «Черёмуха». Язык «живой» поэзии.

«Времена года». Лирическое описание природы в прозе.

«Оттепель». Приметы весны в стихотворении.

«Скинуло кафтан зелёный лето». Краски осени и зимы.

«В горнице». Тихая родина.

Научиться определять черты пейзажной лирики.

Научиться определять особенности звукового строя.

Научиться анализировать поэтический текст.

Научиться определять тему и идею рассказа.

Научиться определять языковые особенности стихотворения.

Научиться выявлять характерные черты изображения природы в стихотворениях.

Научиться определять идейно-эмоциональное содержание лирического стихотворения.

Мир братьев наших меньших

 С.А.Есенин.

В.В.Маяковский.

2ч.

1ч.

1ч.

«Песнь о собаке». Жестокосердный мир людей.

«Хорошее отношение к лошадям». Аргумент.

Научиться владеть изученной терминологией по теме.

Научиться аргументировать свой ответ.

Героическое прошлое России

А.И.Фатьянов.

А.Т.Твардовский.

А.А.Ахматова.

Р.Г.Гамзатов.

5ч.

1ч.

1ч.

1ч.

2ч. в т.ч.1к.р.

«Соловьи».идея и главная мысль текста о войне.

«Я убит подо Ржевом». Приёмы трагического в стихотворении.

«Мужество». Тема В.О.войны.

«Журавли».

Научиться определять идею и главную мысль текста о войне.

Научиться определять приёмы трагического в стихотворении.

Научиться выполнять индивидуальное задание в составе проектной группы.

Научиться проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах.

Современная литература

В.П.Астафьев.

Т.Янссон.

.

4ч.

2ч.

«Васюткино озеро». Характер, поступок, действие.

Сказка «Последний дракон». Волшебная история. Фантастика и реальность.

Научиться составлять литературный портрет писателя.

Научиться определять идейно-тематическое своеобразие рассказа.

Путешествия и приключения

Д.Дефо.

Р.Э.Распе.

М.Твен.

А.Линдгрен.

8ч.

2ч.

1ч.

2ч.

3ч.

в т.ч.

1 к.р.

«Робинзон Крузо». Приключенческий жанр. Робинзонада.

«Приключения барона Мюнхгаузена». Правда и вымысел писателя.

«Приключения Тома Сойера». Приключенческий жанр.

«Приключения Калле Блюмквиста». Детектив. Сюжет икомпозиция художественного произведения.

Научиться применять алгоритм проведения анализа текста.

Научиться определять сюжетно-композиционные особенности.

Научиться выявлять характерные особенности содержания рассказа.

Новая жизнь знакомых героев

Н.С.Гумилёв.

Б.Лесьмян.

3ч.

1ч.

1ч.

«Орёл Синдбада». Сказочный сюжет лирического стихотворения.

«Новые приключения Синдбада-морехода».

Научиться определять эмоциональное содержание произведения.

Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыкам устной монологической речи.

Повторение

2ч.

Научиться обобщать и систематизировать материал по темам.

Итоговая контрольная работа.

1ч.

Научиться проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах.

Итоговый урок.

1ч.

Я умею, я знаю, я научился

Читайте летом.

М.Цветаева

1ч.

«Книги в красном переплёте».

Научиться проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах.


Психолого-педагогическая характеристика класса

В 5 классе 5 учащихся: из них: 1 мальчик и  4 девочки.

Поступление в 5 класс открывает новый этап обучения в общеобразовательной школе. В этот период у школьников могут возникать определенные сложности в учебе. Первые месяцы обучения на этой ступени становятся периодом адаптации к новым условиям. В 5 классе происходит резкая смена критериев оценки знаний учащихся.

Невысокий уровень успеваемости у Максимцовой Кати и Зайцевой Ангелины, у которых слабый контроль со стороны родителей. Остальные учащиеся имеют средний уровень успеваемости, но все стремятся к хорошим результатам.

Максимцова Катя отличается медленным темпом работы, стесняется давать устные ответы.

Зайцева Ангелина отличается средним уровнем мотивации, проявляет старание в силу своих возможностей. Хороший уровень мотивации у Захаровой Снежаны, Мартыновой Карины и Самуйлова Евгения. У них средний уровень самостоятельности,  инициативности, выполняют работу  по образцу и могут справиться с творческими заданиями, ориентируется в заданиях.

Все дети владеют осмысленным чтением, могут составить простой план статьи учебника, но недостаточно сформирован навык устных полных ответов. Дети активны, эмоциональны.

Явного лидера в классе нет, но стремятся к нему Самуйлов Евгений и Захарова Снежана. Максимцова Катя несколько стеснительна, что мешает ей работать на уровне с остальными детьми.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

  • авторов и содержание изученных художественных произведений;
  • основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные преставления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповом языке; литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления), автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

Учащиеся должны уметь:

  • воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
  • отличать стихотворении от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);
  • видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление;
  • выявлять основную нравственную проблематику произведения;
  • определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
  • прослеживать изменение настроения (интонации в стихотворении);
  • воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
  • различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);
  • пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
  • ориентироваться в незнакомой книге (автор произведения, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие и др.)
  • выразительно читать текст – описание, текст – повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения;
  • готовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы);
  • словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
  • аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
  • видеть общность и различия писателей в пределах тематически близких произведений;
  • писать творческие сочинения типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
  • сочинять небольшие произведения фольклорного жанра (сказки, загадки, басни и др.)
  • создавать сочинения-миниатюры по картине или небольшому музыкальному произведению.

№ п.п.

                                    Тема урока

Кол-во часов

Примечания

1-2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17. т.л

18.

19.

20. т.л

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.р.р

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37-38.т.л.

39.

40.

41

42.

43.

44.

45.

46.

47.

48.

49.

50.

51.

52.

53.

54.

55.

56.

57.

58.

59.

60.

61.

62.

63.

64.

65.

66.

67.

68.

69.

70-71.

72.

73.

74.

75.

76.

77.

78.

79.

80.

81.

82.

83.

84.

85.

86.

87.

88.

89.

90.

91.

92.

93.т.л.

94.

95.

96.

97.

98-99.

100.

101.

102.

I четверть

Введение. Литература – искусство слова.

Мифы (3ч.)

Мифы народов мира.

 Календарные мифы. «Масленица».

Древнегреческие мифы о Геракле. «Золотые яблоки Гесперид».

Фольклор (6ч.)

Фольклор – устное народное творчество.

Русские народные сказки. Волшебная сказка «Царевна-лягушка».

Арабские народные сказки. «Рассказ о первом путешествии Синдбада-морехода».

Малые жанры фольклора. Пословицы, поговорки, загадки.

Анекдоты, песни, частушки.

Народная драма. «Озорник Петрушка»

Литература XIX века (34ч.)

Русская классическая литература XIX века. Жанр басни. Великий баснописец И.А.Крылов.

Басни Крылова «Свинья под дубом», «Осёл и мужик».

А.С.Пушкин. Детство, юность, начало творческого пути.

А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». Песнь первая и вторая.

Песнь третья поэмы «Руслан и Людмила».

Повествование, описание, рассуждение.

 А.С.Пушкин. Стихотворения «Няне», «Зимний вечер».

Стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро».

Урок творчества «От прозы к лирике».

М.Ю.Лермонтов. Стихотворения «Парус», «Листок», «Из Гёте».

Н.В.Гоголь. Повесть «Пропавшая грамота».

Своеобразие повести Н.В.Гоголя «Пропавшая грамота».

И.С.Тургенев. Рассказ «Муму». Знакомство с героями.

Герасим и его окружение.

Герасим и Муму.

Смысл финала рассказа.

 II четверть

Сочинение по рассказу Тургенева «Муму».

И.С.Никитин. Стихотворение «Русь». Выражение любви поэта к Родине.

М.Ю.Лермонтов. Поэма «Сашка» (отрывок). Отношение поэта к русским святыням.

А.К.Толстой. Стихотворение «Край ты мой, родимый край!».

Н.А.Некрасов. Стихотворение «Соловьи». Отношение людей к природе.

Ф.И.Тютчев. Стихотворения «Весенняя гроза», «Летний вечер».

Ф.И.Тютчев. Стихотворения «Есть в осени первоначальной..», «Листья».

А.А.Фет. Стихотворения «Весенний дождь», «Учись у них – у дуба, у берёзы».

А.А.Фет. Стихотворения «Я пришёл к тебе с приветом», «Летний вечер».

Стихотворные размеры. Теоретический практикум.

Контрольная работа № 1 по теме: «Стихотворные размеры».

Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино» - поэтический памятник героического сражения.

Тема уважения воинского подвига и долга в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино».

Л.Н.Толстой «Петя Ростов» (отрывки из романа «Война и мир»). Знакомство с героем.

Тема сочувствия к добрым проявлениям души в отрывке из романа «Война и мир».

М.А.Булгаков. «Петя Ростов». Особенности драматургии М.А.Булгакова.

 Обобщение по теме «Литература XIX века».

Литература XX века (3ч.)

Связь веков. И.А.Бунин. Стихотворение «26-е мая». Тема поэта и поэзии.

А.А.Ахматова. Стихотворение «В царском селе». Пушкинская тема в творчестве А.А.Ахматовой.

В.А.Рождественский. Стихотворение «Памятник юноше Пушкину».

III четверть

Литературные сказки XIX – XX веков(12ч.)

К.Г.Паустовский. «Рождение сказки». Сказочные краски реального мира.

 Х.К.Андерсен «Снежная королева». Страшная загадка волшебного зеркала.

Силы добра и зла в сказке.

Кай и Герда. В чём сила Герды? Победа добра и любви в сказке Андерсена «Снежная королева».

А.П.Платонов. Сказка «Волшебное кольцо».

Мудрость сказки А.П.Платонова.

Дж. Родари «Сказки по телефону». Особенности литературных героев.

В.В.Набоков. Сказка «Аня в стране чудес».

Игра слов в сказке Набокова «Аня в стране чудес».

Дж.Р.Р.Толкиен. Сюжет и герои повести «Хоббит или Туда и обратно».

Особенности жанра фэнтези Дж.Р.Р.Толкиена «Хоббит или Туда и обратно».

Обобщающий урок по теме «Литературные сказки XX века».

Проза русских писателей XX века(4ч.)

И.С.Шмелёв «Как я встречался с Чеховым. За карасями».

Доброжелательность и душевная теплота в рассказе И.с.Шмелёва.

Е.И.Замятин. Рассказ «огненное «А».

А.И.Куприн. «Мой полёт». Особенности очерка.

Образ Родины в лирике и прозе XX века (10ч.)

А.А.Блок. Стихотворения «На лугу», «Ворона». Картины прихода весны в стихотворениях А.Блока.

И.А.Бунин. Стихотворение «Сказка».  

К.Д.Бальмонт. Стихотворения «Снежинка», «Фейные сказки». Мир через призму волшебства.

К.Д.Бальмонт. «Осень». Стихотворные размеры.

С.А.Есенин. Стихотворения «Пороша», «Черёмуха». Язык «живой» поэзии.

М.М.Пришвин «Времена года». Лирическое описание природы.

Н.А.Заболоцкий. Стихотворение «Оттепель».приметы весны в стихотворении.

Д.Б.Кедрин. Стихотворение «Скинуло кафтан зелёный лето…». Краски осени и зимы в стихотворении.

Н.М.Рубцов. Стихотворение «В горнице». Тихая родина Н Рубцова.

Мир братьев наших меньших (2ч.)

С.А.Есенин. Стихотворение «Песнь о собаке».

Жестокосердный мир людей.

В.В.Маяковский. Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям».

Героическое прошлое России (5ч.)

А.И.Фатьянов. Стихотворение «Соловьи». Тема В.О.войны в стихотворении.

А.Т.Твардовский. Стихотворение «Я убит подо Ржевом». Тема В.О. войны.

IV четверть

А.А.Ахматова. Стихотворение «Мужество».

Р.Г.Гамзатов Стихотворение «Журавли».

Контрольная работа № 2 по теме «Героическое прошлое России».

Современная литература (5ч.)

 В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». История создания рассказа. Знакомство с героем.

Сила характера главного героя рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

Человек и природа в рассказе Астафьева «Васюткино озеро».

Сочинение по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро».

Т.Янссон. Сказка «Последний в мире дракон».

Путешествия и приключения(8ч.)

Покорение пространства и времени. Д.Дефо «Робинзон Крузо».

Вызов судьбе в произведении Д.Дефо.

Р.Э.Распэ. Повесть «Приключения барона Мюнхаузена». Правда и вымысел писателя.

М.Твен. «Приключения Тома Сойера». Особенности приключенческого жанра.

Герой повести М.Твена «Приключения Тома Сойера».

А.Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста».

Сюжет и композиция художественного произведения.

Контрольная работа № 3 по теме «Сюжет и крмпозиция художественного произведения».

Новая жизнь знакомых героев (3ч.).

Н.С.Гумилёв «Орёл Синдбада». Сказочный сюжет лирического стихотворения.

 Б.Лесьмян «Новые приключения Синдбада – морехода». Мотивы «Тысячи и одной ночи».

Сопоставление героев произведений.

Повторение и обобщение изученного в 5 классе.

Итоговая контрольная работа № 4  (тест).

Итоговый урок. Я умею, я знаю, я научился.

Читайте летом. М.Цветаева «Книги в красном переплёте».

2ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

2ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

2ч.

1ч.

1ч.

1ч.

Учебно-методические средства обучения.

  1. Государственный стандарт среднего(полного)образования по литературе;

Литература: программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006.

  1. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 класс/ Сост. Л.В.Антонова. -2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2013. – 96с. – (контрольно-измерительные материалы).

  1. Литература. 5кл. В 2ч.: учеб.- хрестоматия для общеобразоват. учреждений / авт.-сост. Т,Ф,Курдюмова.- 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013.

  1. Миронова, Н.А. Литература. 5 класс. Книга для учителя к УМК под ред. Т.Ф.Курдюмовой: учебно-методическое пособие / Н.А.Миронова М.: Дрофа, 2013г. – 207, [1]/

  1. Поливанова К.А..Проектная деятельность школьников. М: Просвещение, 2008

  1. Тимофеев Л.И., Тураев С.В.Краткий словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 2001.

  1. Сайт «Образовательные ресурсы сети Интернет»: [«Электронный документ»]. Режим доступа: http://katalog.iot.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературе 5 класс, к учебнику Т.Ф. Курдюмовой

Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Т.Ф.Курдюмовой.Рабочая программа содержит: пояснительную записку, тематическое планирование, содержание,календарно- тематическое планирование, т...

Рабочая программа по литературе 11 класс, учебник Курдюмовой

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования,разработанной авторским коллективом под руководством Т.Ф.Курдюмовой на основе приме...

Рабочая программа по литературе 7 класс.По учебнику Т.Ф. Курдюмовой

Рабочая программа по литературе 7 класс. По учебнику Курдюмовой Т.Ф....

рабочая программа по литературе 8 класс по программе Т.Ф.Курдюмовой

Рабочая программа по литературе по программе Т.Ф.Курдюмовой 8 класс...

Рабочая программа по литературе 7 класс по программе Т.Ф.Курдюмовой

Рабочая программа по литературе 7 класс по программе Т.Ф.Курдюмовой...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по литературе 9 класс по программе Т.Ф.Курдюмовой

Рабочая программа по литературе 9 класс по программе Т.Ф.Курдюмовой...