Стихи, рожденные войной (По творчеству М. Цветаевой и А. Ахматовой")
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Урок по литературе в 8 классе с неродным русским языком обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.akhmatova.tsvetaeva.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

   Разработка урока по литературе. 8 класс

Учитель русского языка МБОУ СОШ № 3 г Кызыла:

Салчак Роланда Май-ооловна                  

Тема: «Стихи, рождённые войной».

                    ( По творчеству М.Цветаевой и А.Я.Ахматовой)

Цел: познакомить со стихотворениями М.Цветаевой и А.Ахматовой,

         отразившими ВО войну, одну из трагических страниц истории страны;

         помочь поглубже прочувствовать, какая боль охватывала население

         страны, как велико было стремление к победе, к миру;      совершенствование умений разбирать стихотворение

         развить навыки выразительного чтения, а также устной

         монологической речи.

Оборудование: картина Б.И.Пророкова  ,,У бабьего Яра” ( из серии ,,Это не должно повториться!” ); песня ,,Священная война”.

                                                                 Грянул гром, пришёл черёд

                                                                            Нынче мы в ответе

                                                                            За Россию, за народ

                                                                            И за все на свете

                                                                                                          А.Т.Твардовский.

        Звучит песня ,,Священная война”

- Когда была написана песня? Кто авторы?

1.Слово учителя

Почти каждый день мы слышим по многу раз: ,,в войне”, ,,о войне”, ,,на войне”. Странно, пропускаем мимо ушей, не вздрагиваем, даже не останавливаемая. Потому что некогда? Или потому, что,, всё зная о войне,  мы не знаем только одного - что это такое? Война – это п.в. люди. Не вообще смерть, а смерть человека, не вообще ,,страдание”, а страдание человека. Остановиться на секунду и подумать; такого, как я…!

Война ВО – это свыше 27 миллионов погибших. А сколько искалеченных, сколько изломанных жизней, сколько несосогоявщихся счастий, сколько нерожденных детей, сколько мук материнских, отцовских, вдовьих, детских. Страшна была плата за спасение отечества.

В годы войны и писатели, и актёры, и художники, и музыканты были на полях сражений, передавая в своих стихотворениях, песнях, рассказах настроения, переживания участников сражений, рассказывая о положении на важнейшие фронтах.

 Крупнейшие русские писатели всегда откликались на важнейшие для страны события. Державин, Пушкин, Лермонтов отражали наиболее яркие баталии. В 20 веке, как и в предыдущем столетии, Денис Давыдов и Лев Толстой, писатели вместе с солдатами встали в первых радах защитников своей Земли, остановили в стихах и прозе свидетельства и войне.

Симонов и Бернгольц, Сурков и Прокофьев, Ахматова и Твардовский и многие другие поэты приближали День Победы. Чем же отмечен каждый из них в большой книге военной поэзии?  

Над чем заставляет задуматься поэма и небольшое стихотворение?

Стихи тех лет становились призывом, клятвой

            Война 1941-1945 годов, ВО в – самое страшное и жуткое испытание, которое выпало на долю нашего народа

Война – от этого слова веет жестокостью и кровью. Сколько много человеческих жизней унесла она, сколько людских судеб искалечила и изранила, да еще оставила в памяти вечные воспоминания.

2. Работа по картине Б.И.Пророкова ,,У бабьего яра”. Из серии ,,Это не должно повториться”! 1958-1959

- Посмотрите на картину художника Б.И.Пророка ,,У бабьего яра “ Из серии ,,Это не должно повториться”. О чем повествует эта картина? Кто изображен на ней?

            Женщины – матери, вдовы, бабушки, жены, сестры. Взгляд женщины пронзает до глубины души, картина повествует о необъятном горе и страданиях, выпавших на долю женщин, да и на все население нашей страны.

            В этих образах старой и молодой женщин видим не только необъятное горе, страдание, непомерные тяготы, заботы, но и внутреннюю готовность стоять до конца, готовность встретиться с врагом к лицом к лицу. Эти женщины исполнены духом несокрушимости.

         Картина эта о величии и святости патриотического подвига миллионов матерей, пославших на смертный бой своих сыновей.

3. Сообщение о жизни и творчестве М.Цветаевой.

(выступает ученица)

4. ,,Стихи к Чехии” – это лебединая песня М.Цветаевой на чужбине, в июне 1939г. Она уехала в Россию.

Жизнь в эмиграции была трудная.

Первые три года (до конца 1925 – го) Цветаева жила в Праге, вернее, под Прагой, в пригородах – Вшенорах и Мокронсах. Из всех эмигрантских лет и мест самыми светлыми дорогими оказались годы в Чехии. Она много писала, у неё были друзья; родился сын, что давало ей возможность говорить о своей породненности с горячо любимой Чехией.

          Победа гитлеризма в Германии, гибель Испанской республики, мюнхенская измена - всё это вызвало в душе Цветаевой страстный проест.

С горечью и больно встретила М.Цветаевой известие о захвате Чехословакии фашистской  Германией. Её стихи, посвященные Чехии, борющуемуся чешскому народу, стали яркой страницей антифашисткой поэзии.

                    Словарная работа.

Лебединая песня (образное выражение) – последнее проявление таланта. Существует древнее поверье, что лебеди поют перед смертью, На самом деле смертельно раненный лебедь издает вздох в виде певучей мелодии.

5. Выразительное чтение стихотворения учителем.

 Стихи к Чехии – это поистине ,,плач гнева и любви”, поэзия обжигающего гражданского накала, настоящего Ораторского звучания и вместе – трагического отчаянья. Поэт верит в бессмертие народа, не склонившего головы под насилием, предрекает неизбежную гибель его палачам, но сам в ужасе, закрыв глаза и зажав уши, отступает перед кровавым безумием, охватившим мир. Проклиная фашизм, Цветаева теряла уже последнюю надежду – спасительную веру в жизнь. Эти стихи её – как крик живой, но истерзанной души:

                     О, черная гора,                          Отказываюсь – выть

                     Затмившая весь свет!               С акулами равнин

                     Пора – пора – пора                   Отказываюсь плыть -

                     Творцу вернуть билет              Внизу – по теченью спин

                     

                     Отказываюсь- быть.                Не надо мне ни дыр

                     В бедламе нелюдей.                Ушных, ни вещих глаз

                     Отказываюсь -  жить.              На твой безумный мир

                     С волками площадей.              Ответ один – отказ

      ,,Стихи к Чехии” говорят о том, какой страстной защитницей гуманистических идеалов была Цветаева. Она выступала в этих стихах, оказавшихся последним взлётом её таланта, художником пламенного гражданского темперамента, ярким публицистом и политическим оратором .

              Словарная работа.

Бедлам ( разг. ) – неразбериха, хаос.

Вещий глаз

                       - пророческий, предвидящий будущее

Творец - Бог    

                         Беседы, анализ стихотворения.

- Какие Чувства выражены в стихотворении?

  ( Боль, гнев, горечь потери )

- Что вызвало ,,слезы на глазах”?

Почему ,,Чехия  в слезах”, ,,Испания в крови”

( Черная гора затмила весь в свет ).

                   Запись на доске и в тетради.

Черная гора – армия фашистов ( форма черная несут смерть, черный цвет – цвет смерти, траура )

- Что несет?

- Затмившая весь свет.

- Бедлам нелюдей.

- Волки площадей.

- Акулы равнины.

Они несут слезы, плач кровь.

- Какой ответ дает лирический герой стих – я?

 ( ,,На твой безумный мир ответ один – отказ” )

- Обратите внимание на глаголы: Быть, жить, выть, плыть, - они передают решимость лирического героя

- Какими средствами поэтическими М.Цветаева передает ощущении общечеловеческой трагедии?

 ( Для передачи трагедии автор использует восклицательные предложения, междометия, выражающие чувство горечи, ужаса. )

6. Сообщение об Ахматовой .

7. Слово учителя о военном периоде творчества Ахматовой.

 (а) Стихотворение ,,Клятва”)

Великая отечественная война застала Анну Ахматову в Ленинграде, откуда она была Эвакуирована в Ташкент.

Когда подул ветер войны, когда началась схватка с нелюдями, с теми самыми силами смерти, которые могли завладеть нашей страной, то сразу же возник новый поток Лирики Ахматовой. Первый откликом была знаменитая ,,Клятва”- четыре строчки помеченные: ,,июль, 1941”. Так начались ,,военные” стихи Ахматовой, так начинается всякая солдатская служба – с присяги.

а) Стихотворение ,,Клятва”.

Речь мужественной и сильной женщины провожающей на фронт бойца перекликается

С воинской присягой. В этом стих – ии боль и сила. Клятва и будущему, и прошлому в живой, материнской личной форме. Соединение живого переживания русской женщины с переживаниями миллионов тогдашних советских женщин и уверенной воинской клятвы создает поэтическое своеобразие и силу этого короткого стихотворение.

8. Стихи – послания ленинградским детям.

Ахматова не хотела уезжать из Ленинграда и, будучи эвакуированной и живя затем в течение 3 – х лет в Ташкенте, не переставала думать и писать о покинутом городе. Произведения Ахматовой дороги тем, что они выражали чувства сострадания, любви и скорби, шедшие тогда к Ленинграду со всех концов страны, В её поэтических посланиях много простой человеческой нежности:

                                   1.

               Щели в саду вырыты,

               Не горят огни.

               Питерские сироты,

               Детоньки мои!

               Под землей не дышится,

               Боль сверлит висок,

               Сквозь бомбежку слышится

               Детский голосок

а) Выразительное чтение 1 – го стихотворения учителем

б) Беседа.

- Кому адресовано стихотворение? (всем  питерским детям )

- Каким настроением проникнуто стихотворение?

(материнской нежностью, состраданием, любви )

- Объясните смысл метафоры в следующей строке:

           Под землей не дышится

           Боль сверлит висок  

           Сквозь бомбежку слышится

           Детский голосок   (картина блокадного Ленинграда).                                                                              в) Выразительное чтение 2 – го стих. учителем

- Кому адресовано 2 стих.? ( имеет конкретного адресата )

- Что означают данные слова:

              Я теперь за высокой горою

              ( А.Ахматова находилась в эвакуации в Ташкенте )

В стихотворениях 1942 года, написанных в эвакуации в Ташкенте, происходит усиление непосредственно материнского начала лирики.

в) Одно из самых щемящее – лирических стих. Ахматовой

                            Постучи в кулачком – я открою.

                            Я тебе открывала всегда.

                            Я теперь за высокую горю,

                            За пустыней, за ветром и зноем,

                            Но тебя не предам никогда…

                            Твоего я не слышала стона,  

                            Хлеба ты у меня не просил.

                            Принеси же мне ветку клёна

                            Или просто травиной зеленых,

                            Как ты прошлой весной приносил.

                            Принеси же мне горсточку чистой,

                            Нашей невской студеной воды,

                            И с головки твоей золотистой

                            Я кровавые смою следы.

 

г) Стихотворение имеет конкретного адресата. Это подчеркнуто шестикратным обращением: ,,тебе… тебя… твоего… ты… ты… твоей.” Мы видим и некоторые черты поведения этого мальчика, даже его скрытый собственный лирический голос.

Этот мальчик имел реального прототипа – ленинградского мальчика Валю Смирнова, соседа Ахматовой в Фонтанном доме в Ленинграде, где она жила до эвакуации. Мальчик, погибшего во время одной из бомбардировок. Первоначально стихотворение и печаталось с посвящением памяти этого мальчика. Т.о подчеркнута как бы документальность, неповторимая конкретность лирического события – переживания. Но беседа с этим мальчиком – совсем особенная. Ахматова разговаривает с ним после его смерти, как если бы он ещё продолжал жить, и разговор выступает и как лирическое самообязательство - ,, Я тебя не предам никогда”

    Чувство близости живых к погибшим во время и ответственности перед ними было одним из главных мотивов лирики Ахматовой, но и всей военной лирики, и особенно и Твардовского. У Ахматовой оно выражено соединением мужественной энергии чувства и слова и женской материнской сердечности, нежности.

     Заключительные строчки стихотворения дают образ конкретной материнской заботы и обязательство:

                       И с головки твоей золотистой

                       Я кровавые смою следы.

     Конкретность изображения переходит в некий высший ряд.

Это даже не символика, это именно вторая высшая реальность, заключенная в непосредственно  данной. Высшая реальность, в которой женщина может смыть кровавые следы с золотистой головки далеко от неё похоронного мальчика. Мальчик, связанного с ней высшей общностью, не обычного материнства, а того общего материнства, которое связывает всякую женщину во всяким ребенком. Движение лирической свободы, силы преодолевают здесь границы пространства и времени, даже границы жизни и смерти, в одном сгустке совместного переписывания ,,я” – и ,,ты”. Так еще больше вырастает свобода лирического высказывания и лирического времени, сила лирической общности.

      Поэзия ВО в была многообразной. Ахматова внесла в этот поэтический поток ,, свою особую лирическую струю. Ее омытые слезами стихотворные реквиеты, посвящённые Ленинграду, были одним из выражений всенародного сострадания, шедшего к ленинградцам. Через огненное кольцо блокады на протяжении бесконечных осадных лет.

                                           9. Общения по теме. Выводы.

- Стихотворениями каких поэтов мы познакомились на уроке?

- Что обязывает этих авторов?

Поэты принадлежат разным поэтическим школам. Но их объединяет неприятие жесткости, античеловечности войны и веры в духовные силы народа, в его способность выстоять и победить. Стихотворения помогли преодолеть тяготы войны, дали опору в дни великой трагедии, потрясений и смертельной опасности.

10. Домашнее задание: выучить одно из стихотворений наизусть.      

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальный вечер "Стихи, рожденные войной..."

Литературно-музыкальный вечер для учащихся 11-х классов "Стихи, рожденные войной..."...

Стихи, рожденные войной

Данная разработка урока по теме "Стихи, рожденные войной" поможет учителям русской литературы провести урок в 8 классе...

Урок - концерт в 7 классе литература. Стихи рожденные войной.

Урок-концерт. Литература. 7 класс Мокрушина Елена Арташовна, учитель русского языка и литературы Стихи, рожденные войной. Люди! Покуда сердца стучатся,- помните! Какой ценой завоевано счастье,- пожалу...

"Стихи, рожденные войной"

Сценарий праздника, посвященного открытию года литературы...

Литературный салон по творчеству «МАРИНА ЦВЕТАЕВА И АННА АХМАТОВА»

Две женщины, которые прошли через множество преград и испытаний для того, чтобы благодаря своему несравненному поэтическому дару сделать мир немного лучше. Две разные судьбы, каждая из котор...

Сценарий конкурса чтецов «Стихи, рожденные войной…»

Смотр-конкурс чтецов среди воспитанников, посвящённый 73-годовщине со дня Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг., проводится с целью воспитания любви к Родине, гордости за ее ...

конспект урока "Стихи, рожденные войной"

конспект открытого урока литературы в 7 классе "Стихи, рожденные войной"...