Рабочая программа по литературе.5класс
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Бочарова Татьяна Васильевна
1. Пояснительная записка Данная рабочая программа:  разработана на основании приказа министерства образования Российской федерации от 05.03.2004 № 1089"Об утверждении федерального компонента государственных образо-вательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) обще-го образования" и приказа от03 июня 2008 г. № 164О « О внесении изменений в феде-ральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»,  реализует преподавание литературы на базовом уровне;  конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта;  дает распределение учебных часов по разделам курса;  даёт последовательность изучения разделов литературы с учетом межпредметных и внутри-предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся;  предусматривает гибкий подход к выбору методов и форм контроля обученности в зависимо-сти от степени усвоения знаний, от психологических особенностей учащихся и т.п.; Цель литературного образования определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве по-знания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления. Компетентность читателя предполагает: - способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры; - готовность к самостоятельному общению с произведением искусства, к диалогу с автором через текст; - овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых, интеллекту-альных и творческих способностей; - освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной со-циальной адаптации учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab._progr._lit-ra_5_kl.docx80.97 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел  образования Администрации Тальменского района Алтайского края

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Тальменская средняя общеобразовательная школа №2»

Тальменского района Алтайского края

«Рассмотрено»:

«Согласовано»:

«Утверждаю»:

рук. МО гуман. предметов

Зам. директора по УВР

 директор школы

__________Сыровежкина М. Ю.

___________Фурсова Г.Д.

___________Кривошапкин В.Н.

     Протокол №1 от 22.08.2014

25 августа 2014 г.

 Приказ №67 от 29.08.2014

                   Рабочая программа учебного предмета

«Литература» 5 класс

(базовый уровень) вторая ступень

на 2014-2015 учебный год

Составитель:

Бочарова Т.В.,

учитель русского языка и

литературы

Тальменка 2014


1. Пояснительная записка

Данная рабочая программа:

  • разработана на основании приказа министерства образования Российской федерации от 05.03.2004 № 1089"Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" и приказа от03 июня 2008 г. № 164О « О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»,
  • реализует преподавание литературы на базовом уровне;
  • конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта;
  • дает распределение учебных часов по разделам курса;
  • даёт последовательность изучения разделов литературы с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся;
  • предусматривает гибкий подход к выбору методов и форм контроля обученности в зависимости от степени усвоения знаний, от психологических особенностей  учащихся и т.п.;

Цель литературного образования определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.

Компетентность читателя предполагает:

- способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры;

- готовность к самостоятельному общению с произведением искусства, к диалогу с автором через текст;

- овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей;

- освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся.

Общая характеристика учебного предмета

Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ», включает компонент литературного образования, обеспечивает выполнение государственных стандартов.

В целом программа ориентирована на «Концепцию модернизации российского образования», принятую Правительством РФ, признающую приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык, культуру и уважающего традиции и культуру других народов. Главная отличительная особенность программы в том, изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство гармонического развития личности.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений  в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

 Изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики; научиться анализировать и оценивать литературные произведения; получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей; развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.

В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.

К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относятся:

- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа,

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов,

- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера,

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно),

- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в т.ч. от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута),

- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями,

- владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров),

- определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды,

- осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Главным при изучении предмета остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании литературы.

В соответствии с поставленной целью под литературным образованием понимается освоение литературы в процессе творческой читательской деятельности.

Цель литературного образования в 5 классе  определяет его задачи:

  1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.
  2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.
  3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.
  4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.
  5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия текста.
  6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.
  7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).
  8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

2. Содержание тем учебного курса

Введение(1ч).

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество(1ч).

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.

Русские народные сказки(5ч).

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.

Из древнерусской литературы(1ч).

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись.

Из литературы XVIII века(1ч).

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.

Из литературы XIX века(29ч).

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.

Русская литературная сказка.

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители».

Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Всеволод Михайлович Гаршин. «AttaleaPrinceps».Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика. Юмор.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ и писателе.

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права.духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и ДИна. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение. Сюжет.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ и писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор.

Поэты XIX века о Родине и родной природе.

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима».выразительное чтение стихотворений.

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из литературы XX века(21ч).

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворения«Я покинул родимый дом…» и «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросоветсность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок.художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу.основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский«Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине и родной природе.И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор.

Из зарубежной литературы(9ч).

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада.

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

ХансКристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.

Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Произведения для заучивания наизусть.

Пословицы и поговорки.

В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).

И.А. Крылов. Басни.

А.С. Пушкин. «У лукоморья..»

Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную зимнюю пору…»)

А.А. Фет. «Весенний дождь».

М.Ю. Лермонтов. «Бородино»,

С.А. Есенин «Я покинул родимый дом…» или «Низкий дом с голубыми ставнями».

По теме «Война и дети» 1-2 стихотворения.

По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения.

Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 5 класса.

Учащиеся должны знать:

• авторов и содержание изученных произведений;

• основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

Учащиеся должны уметь:

• воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;

• отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);

• видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;

• выявлять основную нравственную проблематику произведения;

• определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;

• прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;

• воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;

• различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ)

• пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;

• ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);

• выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);

• подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый. Выборочный и подробный пересказы;

• словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);

• аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;

• написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;

• сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни;

• создавать сочинения-миниатюры по картине.

Учебно-тематический план

п/п

Содержание раздела

Количество часов

В том числе:

Развитие речи

Внеклассное чтение

Контрольные работы

1

Введение. Книга в жизни человека.

1

2

Устное народное творчество

6

1

3

Из древнерусской литературы.

1

4

Из литературы XVIII века.

1

5

Из литературы XIX века.

30

4

2

          1

6

Из литературы XX века.

21

4

1

1

7

Из зарубежной литературы.

9

1

8

Итоговый урок

1

ИТОГО

70

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

п\п

Наименование документа

Автор

Годы издания

1.

Государственный стандарт основного общего образования

2006

2.

Программа по литературе для 5 - 9 классов.

В.Я.Коровина

2010

3.

Учебник. Литература в 2х частях. 5 класс. «Просвещение»

В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин

2012

4.

Методические пособия

Н.В. Беляева. Уроки литературы в 5классе. Поурочные разработки. «Просвещение»

И.В.Золотарева, Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе. М., «ВАКО»

И.В.Карасева, В.Н.Пташкина. Литература. 5класс. Поурочные планы. Волгоград, «Учитель»

Е.В.Иванова. Дидактические материалы по литературе. К учебнику В.Я.Коровиной и др. «Литература 5класс», М., «Экзамен»

Е.И.Матвеева. Тестовые задания по литературе. 5класс. М.

Е.Д.Волжина. Школьные олимпиады. Литература. М., «Айрис-пресс»

2014

2007

2009

2011

2007

2008

Урочно-тематическое планирование уроков литературы в 5-м классе

(70 часов)

№ п/п

Тема урока. Основное

содержание

Кол-во часов

Виды деятельности

Формы контроля

Введение(1ч)

1

Введение. Книга в жизни человека.

1

Аналитическая работа с параграфом учебника и его пересказ, работа с теоретическими материалами, выразительное чтение (выражение личного отношения к прочитанному), работа в группах.

Составление устного ответа на вопрос, фронт.опрос

Устное народное творчество(5ч+1р.р.)

2

Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор.

1

Рассказ учителя, выразительное чтение малых фольклорных жанров и их истолкование. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников.

Опорные записи, индивид.опрос

3

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка». Нравственный облик Василисы Премудрой

1

Аналитическая беседа по статье учебника. Сопоставление литературных и живописных произведений, аргументированное  выражение собственной позиции. Различение жанровых особенностей сказок, выявление характерных для народных сказок художественных приемов. Работа над выразительным чтением и пересказом сказки.

Опорные записи, уплотн.опрос

4

Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Народная мораль в сказке.

1

Выявление характерных для народных сказок художественных приемов и фантастических элементов и определение их роли в сказке. Участие в коллективном диалоге о роли сказочных элементов и языке сказок.                             Выявление в сказках разных видов художественных образов.

Оценка актерского чтения отрывков из сказки.

Различные виды пересказа. Подготовка рассказа о герое на основе высказывания писателя.

Анализ и сопоставление иллюстраций к сказке.

Работа над выразительным чтением и чтение отрывков сказки по ролям. Презентация и защита собственных иллюстраций к сказке.

5

«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания. Система образов сказки.

1

Участие в беседе о главных и второстепенных героях сказки. Различные виды пересказа. Сопоставление характеристик главного героя сказки. Групповые мини-исследования: поиск и анализ слов и выражений, в которых дается оценка героев. Составление плана характеристики сказочного героя.   Анализ и сопоставление иллюстраций к сказке.                                                                                                                          

Опорные записи, фронт.опрос

6

Сказки о животных. «Журавль и цапля». Бытовые сказки. «Солдатская шинель».

1

Восприятие и выразительное чтение сказки по ролям и пересказ ее от лица героя. Прослушивание фрагмента сказки в актерском исполнении и рецензирование исполнения.  Сопоставление сказок о животных и волшебных сказок. Описание иллюстрации к сказке. Сопоставление бытовых и волшебных сказок. Анализ актерского исполнения сказки. Пересказ самостоятельно прочитанной бытовой сказки.

Пересказ самостоятельно прочитанной сказки о животных. Составление каталога мультфильмов по сказками о животных.

Уплотн.опрос

7

Р.Р. «Мой любимый герой русской народной сказки»

1

Аналитическая беседа по статье учебника. Характеристика манеры различных сказочников. Показ презентаций «Художники – иллюстраторы сказок». Подготовка сказывания сказки с использованием традиционных элементов. Письменный ответ на один из проблемных вопросов.

Ответы на вопросы и выполнение заданий из раздела «Литература и изобразительное искусство».

Письм.опрос

Древнерусская литература(1ч)

8

Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. Фольклор и летописи

1

Изучение статьи учебника и составление хронологического плана, пересказ с опорой на план. Комментарий к незнакомым словам и понятиям с помощью словаря и справочной литературы. Чтение и пересказ летописного сюжета. Поиск и анализ цитатных примеров, иллюстрирующих сходство летописи и фольклора. Характеристика героев. Прослушивание и рецензирование актерского чтения фрагмента летописи.

Фронт.опрос,

Обсуждение произведений изобразительного искусства на летописные сюжеты

Литература XVIIIвека(1ч)

9

М. В. Ломоносов. «Случилось вместе два астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение.

1

Выразительное чтение статей учебника и аналитическая беседа. Устные сообщения (по группам) о деятельности М.В. Ломоносова. Чтение стихотворения, работа над выразительностью чтения.. Составление историко-культурного комментария к тесту  и его анализ. Поиск юмористических элементов. Чтение и обсуждение статьи учебника «Роды и жанры литературы».

Индивид.опрос, опорные записи, пересказ статьи

Литература XIXвека(25ч+4р.р.)+1ч из резерва

10

Вн.чт. Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра.

1

Подбор информации о баснописцах с использованием справочной литературы, презентация сведений. Чтение и обсуждение статьи учебника «Русские басни».

Индивид.опрос,

выразительное чтение басен и рецензирование чтения.

11

И. А Крылов. Выражение народной мудрости в баснях и их поучительный характер.

1

Чтение статьи учебника о Крылове. Работа над выразительным чтением басен. Прослушивание и рецензирование актерского чтения.  Историко-культурный комментарий к текстам. Аналитическая беседа по содержанию басен. Составление характеристик героев. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Работа со словарем литературоведческих терминов.

Составление плана пересказа биографии автора. Пересказ фрагментов публицистического текста.

12

Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. Понятие об эзоповом языке.

1

Обучение выразительному чтению басни, аналитическая беседа, составление плана-конспекта

Фронт.опрос, опорные записи

13

Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Понятие об аллегории и морали.

1

Обобщение изученного о баснях. Выразительное чтение, комментирование, анализ. Обсуждение иллюстраций к басням, словесное рисование. Создание собственных иллюстраций и их защита. Конкурс инсценировок басен.

Составление вопросов для викторины (по группам), уплотн.опрос

14

В. А. Жуковский.

 История создания сказки «Спящая царевна». Сюжет и герои.

1

Выразительное чтение статьи учебника, составление плана, соотнесение статьи и эпиграфа. Пересказ статьи «Из истории создания сказки «Спящая царевна». Чтение сказки. Составление характеристик героев и их нравственная оценка. Сопоставление сюжета и героев сказки Жуковского и народной сказки. Обсуждение иллюстраций к сказке. Анализ актерского исполнения.

Составление цитатного плана текста. Заучивание наизусть отрывка из сказки.

Индивид.опрос

15

Баллада «Кубок». Понятие о балладе. Нравственно-психологические проблемы баллады.

1

Работа с литературоведческими понятиями. Выразительное чтение баллады. Историко-культурный комментарий к тексту. Составление плана баллады и плана характеристики героев. Аналитическая беседа по произведению. Чтение и пересказ статьи «Из истории создания баллады «Кубок».

Фронт.опрос,

Индивид.опрос

16

А. С. Пушкин. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны

1

Поиск и систематизация сведений о поэте. Чтение, составление плана статьи и комментарий историко-культурных реалий. Обобщение знаний о сказках Пушкина (беседа).  Чтение и обсуждение сведений учебника о пушкинских местах.

Чтение и анализ стихотворения «К няне».

Уплотн.опрос,

Анализ стихотворения

17

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок

1

Восприятие и выразительное чтение пролога. Устное рецензирование чтения актеров. Комментирование незнакомых слов и выражений. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Обсуждение произведений изобразительного и музыкального искусства, созвучных прологу. Заучивание отрывка наизусть и подготовка выразительного чтения.

Фронт.опрос,

Индивид.опрос

18

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Противостояние добрых и злых сил.

1

Выразительное чтение сказки (в том числе по ролям и наизусть, выборочное чтение). Словарная работа с текстом. Составление плана на событийной основе. Сопоставительный анализ текстов со сходным сюжетом. Разбор образов, характеров героев. Обсуждение нравственно-этических проблем, поднятых в сказке. Работа с произведениями книжной графики к сказке Пушкина. Изучение статей учебника «Рифма. Способы рифмовки», «Ритм. Стихотворная и прозаическая речь».

Уплотн.опрос,

Пересказ отдельных фрагментов. Анализ и комментирование текста сказки. Устные и письменные ответы на вопросы.

19

Р.Р. Обучение устному сочинению-сравнительной   характеристике «Царевна и царица: красота истинная и ложная»

1

Составление плана сравнительной характеристики. Нравственная оценка героев сказки. Рецензирование актерского чтения фрагментов сказки.

Письм.опрос

20

Вн.чт. «Что за прелесть эти сказки…». Жанр сказки в творчестве А.С. Пушкина.  

1

Выразительное чтение самостоятельно прочитанных сказок Пушкина (в том числе по ролям и наизусть). Инсценирование фрагментов. Конкурсы, викторины по сказкам. Работа с иллюстрациями к сказкам. Чтение и пересказ статьи учебника «О сказках Пушкина».

Составление вопросов к сказкам.

Индивид.опрос

21

Контрольная работа по творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина.

1

Тестирование с включением заданий для проверки уровня литературного развития школьников (история и теория литературы по изученному материалу) и развернутых ответов на вопросы (5-10 предложений)

Письм.опрос

22

Русская литературная сказка.  А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка.

1

Чтение и обсуждение статей учебника «Русские литературные сказки» и «Антоний Погорельский». Чтение сказки (в том числе и по ролям), пересказ фрагментов. Обсуждение и анализ эпизодов сказки. Выделением этапов развития сюжета. Выявление в произведении Погорельского признаков литературной сказки. Устное словесное рисование эпизодов Составление письменного отзыва о литературной сказке по плану.

Составление лексического и историко-культурного комментария к тексту.

Фронт.опрос по содержанию,

Письм.опрос

23

В. М. Гаршин. «Attaleaprinceps».

Героическое и обыденное в сказке.

1

Чтение статьи о писателе. Пересказ прочитанного текста.

Фронт.опрос, опорные записи

24

М. Ю. Лермонтов.  «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения.

1

Чтение, комментирование и обсуждение статьи учебника «Михаил Юрьевич Лермонтов». Знакомство с информацией о Тарханах (раздел «Литературные места России»). Чтение стихотворения и историко-культурный комментарий. Рецензирование актерского чтения. Заучивание наизусть и подготовка выразительного чтения. Устное иллюстрирование фрагментов текста. Характеристика и нравственная оценка героев стихотворения. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись (по группам).                                                      

Индивид.опрос, опорные записи

25

Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино».

1

Уплотн.опрос, индивид.опрос стихотворения наизусть

26

Н. В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки».

«Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести.

1

Краткий пересказ сюжета повести (по группам). Выразительное чтение эпизодов. Составление культурологического и лексического комментария к повестям. Обсуждение проблематики произведений и системы героев, анализ своеобразия конфликта.

Составление конспекта, индивид.опрос

27

Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место». Понятие о фантастике. Юмор.

1

Чтение и обсуждение статьи учебника «Н.В. Гоголь». Словарная работа со статьей. Поиск сведений о Гоголе в различных информационных источниках. Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение повести. Определение границ и выявление сюжета эпизодов. Поиск реальных и фантастических элементов в повести. Характеристика героев (в том числе речевая). Выявление средств создания настроения и выражения авторского отношения. Сопоставление событий и героев повести Гоголя и народных сказок.

Фронт.опрос, составление таблицы «Фантастика и юмор в повести» с использованием цитирования.

28

Н. А. Некрасов. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа.

1

Чтение и обсуждение статьи учебника «Николай Алексеевич Некрасов». Чтение отрывка из поэмы и комментарий к тексту. Обсуждение текста по вопросам, предложенным учителем. Работа с понятием эпитет.

Фронт.опрос, прослушивание и рецензирование актерского чтения отрывка.

29

Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины.

1

30

«Крестьянские дети». Речевая характеристика персонажей.

1

Рассказ учителя о детстве русских крестьян с использованием слайдов картин «Дети, бегущие от грозы» К.Е. Маковского, «Захарка», «Жнецы» А.Г. Венецианова, «Тройка» В.Г. Перова и др., их обсуждение. Выразительное чтение стихотворения, языковой комментарий. Составление речевых характеристик персонажей. Работа с иллюстрациями в учебнике.  

Уплотн.опрос,

Чтение и обсуждение стихотворения по частям, чтение по ролям. Анализ различных форм выражения авторской позиции.

31

И. С. Тургенев. «Муму» как повесть о крепостном праве и протест против рабства.

1

Чтение статьи учебника «Иван Сергеевич Тургенев», о Спасском-Лутовинове (раздел «Литературные места России»), краткий рассказ о писателе, ответы на вопросы по биографии писателя. Работа с текстом рассказа: чтение фрагментов, комментарии к тексту, чтение по ролям, составление плана рассказа. Обсуждение проблематики рассказа. Письменные ответы на проблемные вопросы. Развитие представлений о литературном герое, портрете, пейзаже.

Фронт.опрос, различные виды пересказа, рецензирование актерского чтения .

32

Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и её челяди. Нравственное превосходство Герасима.

1

Составление плана характеристики героя. Работа с эпизодами рассказа. Создание цитатной таблицы для характеристики.                                    

Опорные записи, индивид.опрос

33

Р.р. Тургенев – мастер портрета и пейзажа. Понятие о литературном герое.

1

Подготовка к домашнему сочинению по рассказу И. С. Тургенева «Муму»

Письм.опрос

34

А. Фет. «Весенний дождь». Природа и человек в стихотворении. Воплощение красоты жизни.

1

Краткий рассказ о поэте и работа со статьей учебника.  Выразительное чтение стихотворений поэта, изученных ранее и прочитанных самостоятельно. Обобщающая беседа по стихотворениям и художественной манере поэта.  Письменный анализ стихотворения.

Фронт.опрос, анализ стихотворений Фета, ответы на вопросы учебника, письм.опрос

35

Л. Н. Толстой.  «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы

1

Знакомство с биографией писателя, презентация материала об участии Л.Н. Толстого в кавказской войне. Чтение статьи учебника об исторической основе рассказа и ответы на вопросы. Чтение рассказа, пересказ фрагментов. Устные рассказы о главных героях произведения. Сопоставление персонажей и составление плана сравнительной характеристики. Развитие представлений об идее, сюжете, рассказе (работа со словарем литературоведческих терминов). Обсуждение иллюстраций к рассказу. Рецензия на актерское чтение отрывков из рассказа.

Анализ основных эпизодов по вопросам учителя, письменный ответ на один из проблемных вопросов

36

Р.р. Жилин и Костылин.

Обучение сравнительной характеристике героев и подготовка к домашнему сочинению по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

1

Составление плана сравнительной характеристики. Подбор цитат из текста. Устный рассказ по плану.

Фронт.опрос, письм.опрос

37

А. П. Чехов. «Хирургия» как юмористический рассказ. Осмеяние глупости и невежества героев. 

1

Чтение статьи учебника «Антон Павлович Чехов». Составление плана, ответы на вопросы учителя. Знакомство со статьей о Таганроге (раздел «Литературные места России»). Чтение рассказа (в том числе и по ролям). Языковой комментарий к тексту. Обсуждение содержания рассказа.. Чтение и обсуждение статьи учебника «О смешном в литературном произведении. Юмор» Поиск средств создания комического в рассказе. Инсценирование фрагмента рассказа. Написание отзыва на иллюстрацию к рассказу.

Фронт.опрос, анализ языковой характеристики персонажей

38

Русские поэты  19 века о Родине и родной природе. Лирика Ф.И. Тютчева, И.С. Никитина, А.Н. Плещеева, А.Н. Майкова, И.З. Сурикова, А.В. Кольцова

1

Чтение статьи учебника, вопросы учителя. Выразительное чтение стихотворений и рецензирование чтения. Обсуждение стихотворений в форме конкурса-эстафеты по предложенным вопросам и заданиям. Подбор цитатных подписей к репродукциям картин, помещенным в учебнике. Сравнение поэтических и музыкальных произведений.

Фронт.опрос, уплот.опрос,

39

Р.Р. Русские поэты 19 века о родине, родной природе и о себе.

1

Конкурс на лучшее чтение стихотворений и рецензия чтения. Подготовка к письменному ответу на вопрос «Какой я вижу свою Родину и русскую природу в поэзии 19 века (по двум-трем стихотворениям)?»

Сопоставительный анализ стихотворений разных поэтов, письм.опрос

Из литературы XXвека(17ч+4р.р.)

40

И. А. Бунин. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа.

1

Чтение статьи учебника и составление ее плана. Сообщение учащихся о Бунине. Восприятие и выразительное чтение, обсуждение рассказа. Групповая работа по фрагментам произведения. Устное иллюстрирование.

Фронт.опрос, аналитическая беседа по тексту, рецензирование актерского чтения

41

В. Г. Короленко. «В дурном обществе». Взаимопонимание – основа отношений в семье.

1

Устный рассказ о писателе. Краткий и выборочный пересказ, обсуждение ключевых фрагментов. Характеристика сюжета, тематики, идейно-эмоционального содержания произведения. Сообщение о старом Януше и его обсуждение. Работа с литературоведческим словарем и поиск примеров, иллюстрирующих понятие повесть.

Индивид.опрос, опорные записи

42

Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей.

Портрет как средство изображения героев.

1

Восприятие и выразительное чтение фрагментов, чтение по ролям. Различные виды пересказов. Обсуждение глав повести по вопросам (коллективное, по группам). Составление планов сравнительных характеристик. Понятие о способах создания образов (контрастное изображение, деталь, портрет, диалог).

Уплотн.опрос, обсуждение репродукций к повести, подбор цитатных подписей

43

Р.р. Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»

1

Презентация и защита коллективного проекта «Мои ровесники в повести В.Г. Короленко». Составление плана письменного ответа на проблемный вопрос. Подбор цитат к ответу (групповая работа). Составление устного ответа на проблемный вопрос.

Фронт.опрос, письм.опрос

44

Тема родины в стихотворениях С.А. Есенина «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»

1

Литературно-музыкальная композиция о жизни и творчестве С.А. Есенина. Презентация и защита иллюстраций к прочитанным стихотворениям Есенина. Восприятие, выразительное чтение и обсуждение стихотворений (по группам). Устное рецензирование выразительного чтения. Чтение наизусть

Фронт.опрос,

Индивид.опрос, анализ поэтического языка стихотворений.  

45

Сказ П.П. Бажова «Медной горы хозяйка»: реальность и фантастика. Нравственные качества мастеровых людей.

1

Актуализация знаний о Бажове и его творчестве из курса начальной школы. Расширение представлений на основе чтения и беседы по статье учебника. Восприятие и выразительное чтение  сказа. Историко-культурный комментарий к тексту. Составление характеристики героя произведения. Инсценирование отрывка. Работа со словарем литературоведческих терминов. Сравнение понятий сказ и сказка.

Фронт.опрос, различные виды пересказа.

46

Образ Хозяйки Медной горы в сказе Бажова. Понятие о сказе. Сказ и сказка

1

Анализ элементов сказа в произведении П.П. Бажова.

47

К.Г. Паустовский «Теплый хлеб». Герои сказки и их поступки. Нравственные проблемы сказки

1

Чтение и обсуждение статьи учебника о писателе. Восприятие и выразительное чтение эпизодов сказки (в том числе и по ролям). Поиск незнакомых слов и определение их значений. Составление цитатного плана сказки. Составление плана характеристики героев (по группам). Рассказ о героях по плану с использованием цитат. Подбор пословиц и поговорок о хлебе. Выявление реалистических и фантастических элементов в сказке. Работа над литературоведческими понятиями пейзаж, эпитет, сравнение, олицетворение.

Составление конспекта, фронт.опрос, уплотн.опрос

48

Роль пейзажа в сказке К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные проблемы произведения

1

Фронт.опрос,

49

Вн.чт. К. Г. Паустовский «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении К. Г. Паустовского

1

Инсценирование фрагментов произведений. Выборочное чтение и различные виды пересказа. Обсуждение самостоятельно прочитанных произведений по плану, предложенному учителем. Определение авторского отношения к героям.

Индивид опрос, опорные записи

50

С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев». Пьеса-сказка и ее народная основа. Проблемы и герои.

1

Активизация знаний о Маршаке и его творчестве из курса начальной школы, обобщение сведений о его сказках. Выразительное чтение сказки «Двенадцать месяцев» по ролям. Беседа по произведению. Составление плана-характеристики героев, их нравственная оценка. Определение родовых особенностей драмы. Сопоставление пьесы-сказки и ее фольклорных источников. Составление плана сравнительной характеристики народной сказки и пьесы-сказки, заполнение аналитической таблицы.  

Фронт.опрос, устное рецензирование чтения

51

Р.р. Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов

1

Составление плана письменного высказывания. Подбор цитат по выбранной проблеме. Чтение и обсуждение статьи учебника «Сказки народные и литературные».

Письм.опрос

52

А.П. Платонов «Никита». Душевный мир главного героя. Быль и фантастика в рассказе

1

Чтение и обсуждение статьи учебника о А.П. Платонове. Восприятие и выразительное чтение рассказа, пересказ его фрагментов. Устные ответы на вопросы по содержанию рассказа.  Составление плана рассказа о герое.  Выявление функций фантастических и реалистических элементов в рассказе.

Фронт.опрос, персказ, рецензирование актерского чтения отрывка.

53

В.П. Астафьев «Васюткино озеро». Поведение человека в экстремальной ситуации. Становление характера главного героя

1

Чтение и обсуждение статьи учебника об Астафьеве, статьи из раздела «Литературные места России». Лексические и историко-культурные комментарии к тексту (по группам). Анализ по эпизодам. Составление плана характеристики героя рассказа. Нравственная оценка поведения и поступков героя.. Обсуждение отрывка из воспоминаний Астафьева «Судьба рассказа «Васюткино озеро». Понятие об автобиографическом произведении

Фронт.опрос, выразительное чтение эпизодов рассказа, художественный пересказ фрагментов. Анализ различных форм выражения авторской позиции

54

«Открытие» Васюткой  нового озера.

1

Пересказ

55

Урок текущего контроля.

1

Подготовка к классному письменному ответу на один из проблемных вопросов:

  1. Какой изображена природа в творчестве Есенина, Бажова, Паустовского, Астафьева?
  2. Какие поступки сверстников и черты характера вызывают мое восхищение в произведениях Короленко, Паустовского, Платонова, Астафьева?

Составление плана самостоятельного письменного высказывания, подбор цитат по выбранной проблеме.

56

Р.р. Классное сочинение: «Поэтизация русской природы в литературе 20 века», «Какие поступки сверстников вызывают мое восхищение?»

1

Составление плана, обсуждение основных тезисов.

Сочинение

57

Поэты ХХ века о родине и родной природе. Стихотворения И.А. Бунина, С.А. Есенина, Д.Б. Кедрина, Н.М. Рубцова, Дон-Аминадо

1

Активизация читательского опыта по теме «Родина и родная природа в лирике 19 века» (концерт-миниатюра, викторина и др.). Презентации о биографии поэтов. Обсуждение и анализ предлагаемых стихотворений. Устное иллюстрирование. Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе Родины в творчестве русских поэтов. Групповой анализ средств изобразительности, создающих образ родины и родной природы.

Фронт.опрос, устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Сопоставление стихотворений с произведениями живописи.

58

Р.р. Обучение домашнему сочинению по анализу лирического произведения на материале стихотворений русских поэтов ХХ века.

1

Составление плана сочинения, подбор цитатного материала. Групповая работа с отдельными стихотворениями.  

Письм.опрос, сочинение

59

Саша Чёрный Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник»,

«Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики в произведениях. Юмор в его рассказах.

1

Чтение и обсуждение статьи учебника о писателе.    Работа с понятием юмор, подбор примеров из рассказов, выявление способов создания комического. Сопоставление рассказов с произведениями литературной классики, анализ черт сходства и различия (коллективная беседа).  

Выразительное чтение фрагментов рассказов, озаглавливание (по группам). Составление комментария к текстам. Выборочный пересказ.

60

К. М. Симонов. Слово о поэте. «Майор привёз мальчишку на лафете». Война и дети.

1

Чтение и обсуждение статьи учебника «Поэты о Великой Отечественной войне». Устный рассказ учащихся о военной биографии поэтов с использованием презентаций. Историческая справка об изображенных событиях Восприятие и выразительное чтение стихотворений.

Фронт.опрос, выразительное чтение

61

А. Т. Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны

1

Индивид.опрос, чтение наизусть

Из зарубежной литературы(8ч+1р.р.)

62

Р.Л. Стивенсон «Вересковый мед»: верность традициям предков.

1

Чтение статьи учебника о писателе, составление ее плана. Составление плана характеристики героев баллады. Наблюдение над жанром, ритмом и стихотворным размером произведения. Просмотр и обсуждение отрывка из мультфильма «Вересковый мед». Дискуссия «Правильно ли поступили герои баллады?»  

Выразтельное чтение баллады и рецензирование чтения.

Фронт.опрос

63

Д. Дефо.

Слово о писателе.  «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа.

Необычайные приключения Робинзона Крузо. Характер главного героя романа Д. Дефо. Гимн неисчерпаемым возможностям человека

1

Рассказ о писателе Д.Дефо и чтение статьи учебника, сопоставление информации. Выборочный пересказ на тему «Как Робинзону удалось выжить на необитаемом острове?» Устные ответы на вопросы по тексту. Составление плана характеристики героя. Групповая работа с эпизодами. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие робинзонада. Сопоставление характеристики героев других робинзонад и героя Дефо. Выявление признаков художественной традиции

Выразительное чтение фрагментов романа и устное рецензирование чтения.  Озаглавливание фрагментов романа (в том числе цитатное), различные виды пересказов.

64

Х. К. Андерсен.

Слово о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое  в сказке. Кай и Герда

1

Сообщение о сказочнике Андерсене. Поиск элементов фантастического и рекалистического в сказке. Устное иллюстрирование. Сопоставление героев сказки. Устная характеристика Герды. Сопоставление различных иллюстраций к эпизодам сказки. Участие в дискуссии «Что есть красота?». Рецензирование мультфильма (фильма) «Снежная королева».

Выразительное чтение отрывка из очерка К.Г. Паустовского «Великий сказочник» и обсуждение. Выразительное чтение отрывков сказки (в том числе по ролям), инсценирование фрагментов, различные виды пересказа  Устные ответы на вопросы по содержанию произведения.

65

В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини.

1

66

Р.р. «Наши любимые сказки Х. К. Андерсена».

Подготовка к домашнему сочинению по сказкам Андерсена

1

67

Жорж Санд. «О чём говорят цветы». Спор героев о прекрасном

1

Рассказ о писателе, пересказ по содержанию.

Опорные записи, фронт.опрос

68

М. Твен «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства. Тема дружбы в произведении.  

1

Рассказ о писателе М. Твене. Групповое обсуждение отрывков. Чтение диалога по ролям. Устное иллюстрирование. Обсуждение иллюстраций, помещенных в учебнике. Обсуждение вопроса «Чем герои романа похожи на моих сверстников и чем отличаются от них?» Рецензирование эпизода из фильма по роману.

Выразительное чтение фрагментов романа. Различные виды пересказов.

69

Д. Лондон «Сказание о Кише»: сказание о взрослении подростка.

1

Чтение и обсуждение статьи учебника о Д. ЛондонеПрезентация собственных иллюстраций к рассказу. Рецензирование мультипликационного фильма по рассказу.

. Выразительное чтение рассказа и пересказ ключевых фрагментов. Работа с эпизодами по группам.

Итоговый урок(1ч из резерва)

70

Итоговый урок.

1

Выявление уровня литературного развития  учащихся. Задание для летнего чтения

Тест/ Игровая викторина

Список справочной литературы:

  1. Беляева Н.В. Олимпиады по литературе: искусство побеждать.
  2. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины./ Под ред. Л.В.Чернец
  3. Введение в литературоведение. Хрестоматия./ Под ред. П.А.Николаева
  4. Введение в литературоведение./ Под ред. Г.Н.Поспелова
  5. Введение в литературоведение./ Под ред. Е.А,Князева
  6. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения.
  7. Квятковский А. Поэтический словарь.
  8. Кондаков Б.В. Понятие «литературное направление» и русская литература XIX-XXвв.
  9. Королева С.Ю. Культурология.
  10. Краткая литературная энциклопедия в 9ти томах.
  11. Литературный энциклопедический словарь.
  12. Мещерякова М. Литература в таблицах и схемах.
  13. Основы литературоведения. / Под ред. В.П.Мещерякова
  14. Русская философская лирика. 1910е годы. И.Бунин, А.Блок, В.Маяковский.
  15. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. В 3х книгах.
  16. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы.

Рекомендуемые информационные ресурсы в Интернете

http://www.drofa.ru — сайт издательства «Дрофа».

http://www.philology.ru — «Филологический портал».

http://www.wikipedia.org — универсальная энциклопедия

http://www.krugosvet.ru — универсальная энциклопедия «Кругосвет».

http://www.rubricon.com — энциклопедия «Рубрикон».

http://www.slovari.ru — сайт «Русские словари» (толковые словари, орфографический словарь, словари иностранных слов).

http://www.school-collection.edu.ru — единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://feb-web.ru- фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».

1 september.ru.- сайт газеты 1 сентября.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тесты по литературе ( 5класс)

Данные тестовые задания используются на обобщающих уроках по изучению творчества И.С.Тургенева и Н.В.Гоголя. Учитель имеет возможность осуществить контроль усвоения текстового материала, теоретическог...

рабочая программа по литературе 5класс (ФГОС)

Рабочая  программа  по литературе  5класс (ФГОС)...

Рабочая программа по литературе 5класс

Материал содержит программу и тематическое планирование...

Рабочая программа по литературе 5класс

Календарно- тематическое планирование по литературе 5класс...

Рабочая учебная программа по литературе 5класс срок реализации 2016-2017г

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования (ФГОС : основное общее образование//ФГОС М; П...

Рабочая программа по литературе 5класс Меркин

Рабочая программа состоит из разделов: пояснительная  записка, календарно-тематическое планирование...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе 5класс

Уровень общего образованияосновное общее образование, 5  классКоличество часов  102 часа   Программа курса «Литература».  5 – 9 классы общеобразовательн...