Рабочая программа спецкурса "Развитие читательской компетенции"
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Горячева Наталья Юрьевна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spetskurs_analiz_teksta_chita.gramotnost.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

средняя общеобразовательная школа «Школа здоровья» № 473

Утверждаю

И.о. директора

ГБОУ СОШ № 473

____________Сухаревская Е.В.

«___»___________20____г.

Рабочая программа

курса «Анализ текста. Развитие читательской грамотности и читательской компетенции» (ФГОС)

на 2014-2015 учебный год

Программа для учащихся 5-6 классов

Срок реализации – 34 часа

(1 час в неделю)                 

Составитель: Горячева Наталья Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

1 квалификационная категория

Рассмотрено на заседании

 Методического Совета  школы

протокол № ___

от «___»____________20___  г.

Москва, 2014 г.

СПЕЦКУРС «АНАЛИЗ ТЕКСТА. РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ и ЧИТАТЕЛьСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Такое развитие личности обучающегося задает особые требования к ступени начального образования. В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы основногообщего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. Читательская грамотность, понимаемая  как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как  способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том числе и для  достижения своих целей, расширения  знаний и возможностей, становится значимым результатом общегообразования.

Читательская грамотность как планируемый результат основного общего обучения в соответствии с требованиями ФГОС

Обществом в последние десятилетия осознано значение непрерывного образования, связанного с необходимостью для человека сменить несколько видов деятельности в течение жизни. Умение читать уже не может считаться способностью, приобретенной в раннем школьном возрасте, и сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

        Исторически термин «грамотность» означает владение инструментом  (культурным средством), позволяющим получать и передавать информацию в виде  письменного  текста.  Слово «грамотность» произошло от греческого «grammata» — чтение и письмо.

   Грамотность – степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Грамотность –  фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека. Открывая доступ к книге, она даёт возможность пользоваться сокровищницей мысли и знания, созданной человечеством.

    Грамотность как определённая степень владения навыками устной и письменной речи является одним из важнейших показателей культурного уровня населения. Конкретное содержание понятия «грамотность» меняется на различных этапах экономического и политического развития общества вместе с повышением его культурных запросов (БСЭ).

        В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».  

Вопросы теста PIRLS позволяют оценить основные  читательские действия, направленные на понимание учащимися текста (как художественного, так и информационного). Читательские действия включают в себя умения:

•        вычитать детали (единицы информации),  впрямую упомянутые в тексте;

•        сделать прямые умозаключения из этой информации;

•        интерпретировать и интегрировать отдельные сообщения текста;

•        оценить содержание, язык и форму всего сообщения и его отдельных элементов.

    В работах ученых указывается, что «первые два действия непосредственно опираются на текст, на умение читателя извлекать информацию из текста и восстанавливать некоторые зазоры между авторскими сообщениями. Вторые два действия требуют от читателя значительно большей самостоятельности мышления и воображения. У развитого  читателя должны быть сформированы обе группы умений:

•        умения, целиком основанные на тексте: извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения;

•        умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя» .

    Выработаны представления об уровнях читательской грамотности, которые связаны с качественной характеристикой читательской самостоятельностишкольников.

Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности учащегося к дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени. Такие ученики уже почти не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пределы их речевого и житейского опыта и знаний. Средний уровень понимания текстов характерен для читателей, еще не полностью освоивших основы чтения. Для того чтобы вычитывать сообщения текста и строить на его основе собственные значения, они все нуждаются в помощи. Это помощь в понимании тех сообщений текста, которые не противоречат их собственному опыту, и помощь в освоении письменного общения и сотрудничества с собеседниками, чей жизненный опыт и взгляды на мир расходятся с их опытом. Низкий уровень понимания текстов делает невозможным принятие учащимися помощи педагога в использовании письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразования.

Требования ФГОС к уровню освоения учащимися читательской грамотности

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования читательская грамотность рассматривается как один из планируемых результатов обучения. Требования ФГОС к читательской грамотности отражены в обобщенных планируемых результатах освоения  учебных программ по всем предметам средней школы.

   В результате изучения всех без исключения предметов  выпускники средней школы приобретут навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее.

Выпускники научатся дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, диаграммы, тексты) и создавать свои собственные (сообщения, сочинения, графические работы). Овладеют  навыками представления информации в наглядной форме (в виде таблиц, схем и диаграмм). Смогут использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения и доказательства фактов в учебных и практических ситуациях. Выпускники получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также приобрести опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставляя ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

Цель курса: формирование читательской деятельности школьников, умения различать виды текстов и специфику работы над каждым произведением.

Основная задача курса - научить ребёнка понимать прочитанное, обучить приёмам работы с текстом и осознанному применению этих приёмов, превратить их использование в привычку.

Курс  рассчитан на 34 часов, изучается в 5-6 классе (предполагается, что дети уже имеют некоторые знания по литературному чтению).

Содержание курса включает следующее:

- получение, поиск и фиксация информации;

- понимание и преобразование информации;

- применение и представление информации;

- оценка достоверности получаемой информации.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СПЕЦКУРСА

Раздел «Получение, поиск и фиксация информации»

Обучающийся  научится:

воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (бытового характера, художественные и информационные тексты);

осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации;

использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения и выбирать в соответствии с ней нужный вид чтения;

работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);

ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;

составлять список используемой литературы и других информационных источников, заполнять адресную и телефонную книги.

Обучающийся  получит возможность научиться:

находить несколько источников информации, пользоваться словарями и справочниками на электронных носителях;

систематизировать подобранные информационные материалы в виде схемы или электронного каталога при подготовке собственных работ (сообщений, сочинений, простых исследований, проектов и т. п.);

хранить информацию на бумажных (альбом, тетрадь и т. п.) и электронных носителях (диск, USB-накопитель) в виде упорядоченной структуры (статей, изображений, аудиоряда, ссылок и т. п.).

Раздел «Понимание и преобразование информации»

Обучающийся  научится:

-определять тему и главную мысль текста, делить текст на смысловые части, составлять простой план текста, подробно и сжато устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст;

находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде: числовые данные, отношения (например, математические) и зависимости; вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по алфавиту, по числовым параметрам (возрастанию и убыванию);

-понимать информацию, представленную в неявном виде: например, выделять общий признак группы элементов, характеризовать явление по его описанию; находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение, и т. д.;

-интерпретировать и обобщать информацию: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, не только опираясь на содержащуюся в нем информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, язык текста;

-преобразовывать информацию из сплошного текста в таблицу (дополнять таблицу информацией из текста); преобразовывать информацию, полученную из рисунка, в текстовую задачу; заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст;

-анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте.

Обучающийся  получит возможность научиться:

-соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

-для поиска нужной информации использовать такие внешние формальные элементы текста, как подзаголовки, иллюстрации, сноски;

-делать выписки из используемых источников информации, составлять письменные отзывы, аннотации.

Раздел «Применение и представление информации»

Обучающийся  научится:

-передавать собеседнику/партнеру важную для решаемой учебной задачи информацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного;

-использовать полученный читательский опыт для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

-составлять устно небольшое монологическое высказывание по предложенной теме, заданному вопросу;

-описывать по определенному алгоритму объект наблюдения, сравнивать между собой два объекта, выделяя два-три существенных признака;

-по результатам наблюдений находить и формулировать правила, закономерности и т. п.;

-группировать, систематизировать объекты, выделяя один-два признака;

-определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов (на основе предложенного набора действий, включающего избыточные шаги).

Обучающийся  получит возможность научиться:

-на основе прочитанного принимать несложные практические решения;

-создавать небольшие собственные письменные тексты по предложенной теме, представлять одну и ту же информацию разными способами, составлять инструкцию (алгоритм) к выполненному действию;

-выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).

Раздел «Оценка достоверности получаемой информации»

Обучающийся  научится:

-на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

-в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию.

Обучающийся  получит возможность научиться:

-критически относиться к рекламной информации;

-находить способы проверки противоречивой информации;

-определять достоверную информацию в случае наличия конфликтной ситуации.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Учебные задания, обеспечивающие формирование читательской грамотности, связаны с данными группами умений. Для реализации данного принципа следует выделить типы учебных заданий.

Типы учебных  заданий, связанных с основными группами читательских умений.

Поиск информации, заданной в явном виде:

-        найти конкретные сведения;

-        найти значения слова и фразы;

-        определить тему или основную идею, если они представлены в тексте в явном виде;

-        определить время и место действия рассказа.

Формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте:

-        установить связь между событиями;

-        понимать, какое существительное заменяет местоимение, встретившееся в тексте;

-        понимать (определять) обобщения, имеющиеся в тексте;

-        выводить общий смысл, основываясь на серии аргументов.

Интерпретация и обобщение информации:

-        распознать общую идею или тему текста;

-        описывать отношения между героями;

-        сравнивать и противопоставлять информацию, почерпнутую из текста;

-        понимать настроение и общий тон рассказа;

-        находить практическое применение информации из текста.

Оценка содержания, языка и структуры текста:

-        оценивать правдоподобность описанных событий;

-        описывать, какими средствами автор воспользовался для создания неожиданного эффекта;

-        оценивать полноту или ясность информации, представленной в тексте;

-        определять отношения автора к основной теме текста.

Умение организовывать работу с такими типами заданий обеспечивают формирование читательской грамотности   школьников. Важным умением для учителя является проектирование учебной ситуации, обеспечивающей развитие грамотности чтения.        

        Организация целостной работы по формированию читательской грамотности школьников невозможна без проектирования урока и системы учебных заданий на основные группы читательских умений. Проектирование рассматривается как важнейшая составляющая педагогической деятельности: складывающаяся проектная парадигма, как основание инновационной культуры в образовании, направлена на построение педагогических ситуаций, реализующих принципиально новое содержание образования, которое действительно обеспечивало бы развитие грамотности чтения. Таким образом, проектирование является способом инновационного преобразования деятельности учителя, осваивающего способы реализации требований ФГОС.

Объектом педагогического проектирования являются педагогические процессы, педагогические ситуации, направленные на формирование у школьников универсальных учебных действий.

         

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (34 часа)

№ п/п

Тема занятия.

Количество часов.

1

Вводное занятие. Что такое тема?

1

2

Основная мысль текста.

1

2

Значение чтения и книги.

1

3

Чтение и учебная деятельность.

1

4

Умение понимать текст.

1

5

Цели и виды чтения

1

6

Стилистические особенности текстов

1

7

Ознакомительное чтение    

2

8

Аналитическое чтение

2

9

Тактика аналитического чтения

2

10

Как читать аналитически разные виды текстов

1

11

Восприятие художественного текста. Поиск информации в тексте, заданной явно.

2

12

Составление плана художественного текста. Работа с деформированным планом.

2

13

Воспроизведение художественного текста. Работа с информацией, заданной в тексте неявно.

2

14

Приёмы работы с научно-популярным текстом. Вычленение информации, преобразование её в таблицы и схемы

2

15

Публицистический текст.  Аналитическое чтение публицистических текстов.

2

16

Типы текстов и их разновидности

1

17

Текст – описание. Особенности работы с данном видом текстов.

2

18

Текст-повествование. Особенности работы с данном видом текстов.

2

19

Текст-рассуждение. Особенности работы с данном видом текстов.

2

20

Самоконтроль и самооценка понимания прочитанного. Практическая работа.

1

21

Проверь себя. Практикум.

1

22

Итоговое занятие. Выявление уровня сформированности читательской грамотности

1

Итого:

34

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Качество усвоения материала выявляется с точки зрения полноты знаний, умения применять их в разных ситуациях, выбора рациональных средств для выполнения заданий, степени развития основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение), коммуникативных умений.

Учитель фиксирует проблемные области в работе, удачные методы и приемы, анализирует, какое содержание обучения целесообразно расширить, а какое исключить из  программы спецкурса.

Учащийся может установить, каковы реальные результаты его деятельности, что усвоено прочно, а что нуждается в углублении и повторении.

По усмотрению педагога, ведущего спецкурс, может использоваться текущий, тематический контроль, рейтинговая система оценки.  

ЛИТЕРАТУРА

  1.  Бакланова, И. Ю. Формирование умений комплексного литературоведческого анализа художественного текста на II и III ступени обучения как способ совершенствования читательской компетенции // И. Ю. Бакланова. – Режим доступа: http://ipkps. bsu. edu. ru/source/metod_sluzva/teacher/op11-12/apo_11-12/rus_lit11-12.asp

  1. Воюшина, М. П. Методические основы литературного развития младших школьников // Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников /Под общ. ред. Т. Г.Рамзаевой. – СПб.: Специальная литература, 1997. – 167 с.

  1. Воюшина, М. П. Модернизация литературного образования и развитие младших школьников: Монография. – СПб.: Сударыня, 2007. – 320 с.

  1. Гончарова, Е. Л. Ранние этапы читательского развития. К теории вопросы / Е. Л. Гончарова // Электронная библиотека Московского городского психолого-педагогического университета. – Режим доступа: http://psychlib. ru/mgppu/periodica/defect/d0701004.htm

  1. Глаголева, С. А. Преподавание литературы в рамках интегрированного курса гуманитарных дисциплин (истории, литературы, МХК, иностранных языков) / С. А. Глаголева // Интеграция предметов гуманитарного цикла. – С. 168-171. – Режим доступа: http://www. g1583.ru/files/resursnyj_centr/integraciya. pdf

  1. Грудьева, Н. А. Интеграция предметов гуманитарного цикла в современной школе / Н. А. Грудьева // Учебно-методический портал. – Режим доступа: http://www. uchmet. ru/library/material/139672/

  1. Курдюмова, Т. Ф. Литература. 5 класс. Методические рекомендации / Т. Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа, 2010. – 192 с.

  1. Кутейникова Н.Е. Методика работы с исторической научно-познавательной книгой на уроках литературы // Русская словесность, № 6, 2004, стр. 40.

  1. Леднев, В. С. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика / В. С. Леднев, М. В. Никандров, М. В. Рыжаков. – М.: Изд-во Московского психологического социального института, 2002. – 147 с.

  1. Лыссый, Ю. И. Внутрипредметные связи на уроках литературы / Ю. И.Лыссый // Проблемы преподавания литературы в средней школе: Пособие для учителя / Под ред. Т. Ф. Курдюмовой. – М.: Просвещение, 1985.

  1. Львова, С. И. Уроки словесности. 5-9 классы: пособие для учителя / С. И. Львова. – М.: Дрофа, 1997. – 416 с.

  1. Максимова, В. Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения / В. Н. Максимова. – М.: Просвещение, 1994. – 142 с.

  1. Межпредметные связи при изучении литературы в школе / Сост. Е. Н. Колокольцев, А. В. Доновский, М. А. Дмитриева и др. – М., 1990.

  1. Мосунова Л.А. Структура и развитие смыслового понимания художественного текста. – М., 2006.

  1. Романичева Е.С. «Понимание всегда чревато ответом»: о смысловой составляющей знания // Русская словесность, №2, 2007, стр. 7.

  1. Самыкина, С. В. Оценка уровней развития читательской компетентности младших школьников / С. В. Самыкина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2011.– Т. 13. – № 2 (4). – С. 831-836.

  1. Серебренникова, А. Л. Интеграция уроков русского языка и литературы с предметами гуманитарного цикла / А. Л. Серебренникова // Интеграция предметов гуманитарного цикла. – С. 197-204. – Режим доступа: http://www. g1583.ru/files/resursnyj_centr/integraciya. Pdf

  1. Степанов Н.М. Мастерские интерпретации текста // Начальная школа плюс до и после, № 11, 2006, стр. 37.

  1. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования / А. В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58-64.

  1. Хуторской, А. В. Технология проектирования ключевых компетенций и предметные компетенции / А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». – Режим доступа: www. eidos. ru/news/compet/html

  1. Шапиро Н.А. Учимся понимать и строить текст. 5-9 кл. – М., 2002.

  1. Ященко, Н. Ю. Формирование читательской компетенции учащихся среднего и старшего звена на уроках литературы / Н. Ю. Ященко // Социальная сеть работников образования nsportal. ru, 2011. – Режим доступа:http://nsportal. ru/shkola/literatura/library/formirovanie-chitatelskoi-kompetentsii-uchashchikhsya-srednego-i-starshego


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ЗВЕНА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Выступление на курсах повышения квалификации, обобщение опыта работы...

Рабочая программа спецкурса для 6 класса "Анализ текста. Развитие читательской компетенции"

Рабочая программа направлена на развитие умений работы с текстом, подготовку к работам МЦКО по проверке грамотности чтения...

Докла "Читательские интересы современных школьников и проблемы формирования читательской компетенции"

В докладе рассматриваются проблемы формирования читательской компетенции современных школьников...

Рабочая программа "Формирование читательской компетенции"

    Рабочая программа по предмету «Формирование читательской компетентности» для   5 класса по программе Основного общего образования на 2022 – 2023 учебны...

Рабочая программа "Формирование читательской компетенции"

    Рабочая программа по предмету «Формирование читательской компетентности» для   5 класса по программе Основного общего образования на 2022 – 2023 учебны...

Рабочая программа "Формирование читательской компетентности"

    Рабочая программа по предмету «Формирование читательской компетентности» для   5 класса по программе Основного общего образования на 2022 – 2023 учебны...

Рабочая программа "Развитие коммуникативных компетенций в подростковом возрасте".

Рабочая программа направлена на развитие коммуникативных компетенций детей в подростковом возрасте. Реализуется в рамках кружка по "Психологии общения". Всего в учебном году 34 занятия (1 за...