Рабочая программа по литературе. 8 класс. К учебнику "Литература.8 класс" под ред. В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина, И С.Збарского, В.П.Полухина. М.: «Просвещение», 2009.
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

Титова Любовь Алексеевна

Пояснительная записка.

Содержание курса литературы.

Календарно-тематическое планирование.

Учебно-методическое обеспечение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit_8.docx42.08 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

            Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных  в программу произведений.

           Ведущая проблема 8 класса – взаимосвязь литературы и истории.

           Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума,  Базисного плана общеобразовательных учреждений и на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов (базовый уровень): В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И С.Збарский, В.П.Полухин. Москва, «Просвещение», 2009 год.

           Рабочая программа рассчитана на 68 часов и реализуется в течение 2014-2015 учебного года.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Программа выстроена с учётом специфики класса. Её реализация обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари.

 Точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории. Именно этому будет уделено внимание при изучении произведений многих авторов.  Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Формы и средства контроля образовательных результатов  обучающихся.

- сочинение на литературную тему

- выразительное чтение наизусть

- монологический устный ответ

- анализ эпизода

- синквейн

- реферат

- сообщение

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

   

Ученик  должен знать:

базовые теоретико-литературные понятия;

содержание программных произведений;

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19 века, 20 века.

 

Ученик должен понимать:

закономерности происхождения литературы;

жанровые особенности произведений;

 

Ученик должен уметь:

-владеть умениями выразительного чтения;

-воспринимать и анализировать художественный текст;

-выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план

прочитанного;

-определять род и жанр литературного произведения;

-выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

-давать характеристику героев;

-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

-сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

-выявлять авторскую позицию;

-выражать свое отношение к прочитанному;

-выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные

наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

-владеть различными видами пересказа;

-строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку

 зрения и аргументировано отстаивать свою;

-писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинениях

 (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

-видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;

-видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей   произведения;

-самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;

-грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;

-выполнять элементарные исследовательские работы.

 

Владеть компетенциями: познавательной, рефлексивной, коммуникативной, ценностно-ориентационной.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

-создание связного текста (устного или письменного) на необходимую тему с

учетом норм русского литературного языка;

-определять свой круг чтения и давать оценку литературным произведениям;

-осуществлять поиск нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его

 авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Содержание курса литературы в 8 классе

Количество часов: всего– 68 часов; в неделю – 2 часа

Распределение учебных часов по разделам

  1. Введение  - 1 час;
  2. Устное народное творчество – 3 часа;
  3. Из древнерусской литературы  -2 часа;
  4. Из русской литературы 18 века – 5 часов;
  5. Из русской литературы 19 века – 30  часов;
  6. Из русской литературы 20 века – 21 час;
  7. Из зарубежной литературы  - 5 часов;
  8. Итоговые уроки – 1 час.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

  1. Авторская программа по литературе для 5-11 классов (базовый уровень): В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И С.Збарский, В.П.Полухин. Москва, «Просвещение», 2009 год.
  2. Литература. 8 класс. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч. 1/авт.-сост. В.Я.Коровина [и др.]. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2009.- 399 с.
  3. Литература.8 класс. Практикум для развития коммуникативной компетенции. Ерохина Е.Л. – М.:Интеллект-центр, 2013.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Даты

Раздел/ тема

Часы:

Корректировка программы

1 четверть

Введение

1

1

1.Вводный урок. Русская литература и история.

1

Устное народное творчество

3

2

2.УНТ. Особенности фольклора. Народные песни. Частушки.

1

3

3.Предание как фольклорный жанр. Предание «О покорении Сибири Ермаком».

1

4

4.Предание о Пугачеве. История и вымысел.

1

Древнерусская литература

2

5

5.ДРЛ. Житие как особый жанр: сочетание биографизма и религиозности. «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского».

1

6

6.Жанр светской повести в ДРЛ. Повесть «Шемякин суд».

1

Из русской литературы XVIII века

5

7

7.Классицизм в литературе.

1

8

8.Д.И. Фонвизин: очерк жизни и творчества. Комедии «Бригадир» и «Недоросль».

1

9

9.Проблемы гражданственности в комедии «Недоросль»: воспитание и обучение дворян.

1

10

10.«Недоросль» - комедия нравов.

1

11

11.Р/р Сочинение-рассуждение по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

1

Из русской литературы XIX века

30

12

12.И.А. Крылов: басни с исторической тематикой. «Лягушки, просящие царя», «Обоз».

1

13

13.Мир басен И.А. Крылова. Урок-викторина.

1

14

14.Историческая тематика в творчестве К.Ф. Рылеева. Дума как жанр русской литературы.

1

15

15.А.С. Пушкин. В творческой лаборатории поэта. Анализ стихотворений «Туча», «19 октября».

1

16

16.Любовная лирика А.С. Пушкина. Анализ стихотворения «К***» («Я помню чудное мгновенье…»).

1

17

17.Бунт «бессмысленный и беспощадный». А.С. Пушкин «История пугачевского бунта».

1

18

18.А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Формирование характера Петра Гринева (1-2 главы).

1

19

2 четверть

1.Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести (3-5 главы).

1

20

2.Падение Белогорской крепости. Образ капитана Миронова и Василисы Егоровны (6-7 главы).

1

21

3.Образ Емельяна Пугачева в повести. Отношение автора, рассказчика и читателя к герою, к народной войне (8-12 главы).

1

22

4.Лирическая линия в повести. Спасение Маши Мироновой из крепости. Великодушие Пугачева.

1

23

5.Р/р Сочинение-рассуждение по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

1

24

6.М.Ю. Лермонтов: слово о поэте. Романтизм в литературе.

1

25

7.Поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». История создания. Образ главного героя.

1

26

8.Романтическое двоемирие в поэме. Романтический идеал свободы. Трагедия главного героя.

1

27

9.Н.В. Гоголь. Цикл «Петербургские повести» - отражение российской действительности. Трагедия маленького человека в повести «Шинель».

1

28

10.Фантастика и реальность в повести Н.В. Гоголя «Шинель». Символ и гротеск в повести.

1

29

11.Образ маленького человека в русской литературе: урок-викторина.

1

30

12.Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор». История создания. Афиша. Комментированное чтение эпизодов.

1

31

13.Есть ли в комедии «Ревизор» положительные герои? Урок-дискуссия.

1

32

14.М.Е. Салтыков-Щедрин: слово о писателе.  «История одного города» (отрывки).

1

33

3 четверть

1.«История одного города» как сатирическое произведение.

1

34

2.Художественный мир повестей Н.С. Лескова. Повесть «Старый гений».

1

35

3.Нравственные проблемы в повести «Старый гений». Н.С. Лесков и его герои, отношение к России.

1

36

4.Л.Н. Толстой: личность и судьба писателя.

1

37

5.«После бала»: контраст и диссонанс в рассказе, параллелизм композиции.

1

38

6.Автор и повествователь в рассказе «После бала». Анализ эпизода.

1

39

7.Р/р Анализ эпизода рассказа Л.Н. Толстого «После бала».

1

40

8.А.П. Чехов: представления писателя об историзме. Рассказ «О любви»

1

41

9.Поэзия родной природы. Урок выразительного чтения.

1

Из литературы ХХ века.

21

42

10.И.А. Бунин: историческая тематика в творчестве писателя. Рассказ «Кавказ».

1

43

11.Природа и человек в рассказе «Кавказ».

1

44

12.А.И. Куприн: очерк жизни и творчества. Нравственная проблематика в рассказе «Куст сирени».

1

45

13.Сравнительная характеристика главных героев рассказа «Куст сирени».

1

46

14.А.А. Блок: символизм и историческая тематика в творчестве поэта.

1

47

15.А.А. Блок «На поле Куликовом». Анализ поэтического цикла.

1

48

16.Р/р Анализ поэтического текста. Стихотворение А.А. Блока «Родина».

1

49

17.С.А. Есенин «Пугачев» - поэма с исторической тематикой.

1

50

18.И.С. Шмелев: очерк жизни и творчества. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству. «Московский говор».

1

51

19.М.М. Зощенко «История болезни». Анализ художественного текста.

1

52

20.Тэффи «Жизнь и воротник». Роль вещи в жизни человека.

1

53

4 четверть

1.М.А. Осоргин «Пенсне». Сочетание фантастического и реального в рассказе.

1

54

2.Урок-викторина по теме «Писатели улыбаются».

1

55

3.Судьба А.П. Платонова. Проблематика рассказа «Возвращение».

1

56

4.Смысл заглавия рассказа «Возвращение». Образ главного героя в рассказе.

1

57

5.Великая Отечественная война в русской лирике ХХ века. А.Т. Твардовский.

1

58

6.Песни огненных лет. Урок выразительного чтения.

1

59

7.В.П. Астафьев: очерк жизни и творчества. «Последний поклон»: рассказ «Фотография, на которой меня нет».

1

60

8.Мечты и реальность военного детства в рассказах В.П. Астафьева.

1

61

9.Русские поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе.

1

62

10.Поэты русского зарубежья: особенности тематики творчества.

1

Из зарубежной литературы

6

63

11.У. Шекспир. Великие трагедии. «Ромео и Джульетта».

1

64

12.Трагедия любви и обреченности героев в «Ромео и Джульетте». Сонеты.

1

65

13.Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»

1

66

14.Дж. Свифт: очерк жизни и творчества. История создания «Путешествия…»

1

67

15.В. Скотт «Айвенго»: очарование рыцарства

1

68

16.Итоговый урок.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе по учебнику В.П. Полухиной, В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 6 класс»

Рабочая программа по литературе по учебнику В.П. Полухиной, В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 6 класс», Москва, «Просвещение», 2013 г....

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 7 класс»

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 7 класс»,  Москва, «Просвещение», 2006 г....

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 8 класс».

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 8 класс»....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 5-9 классов (на основе авторской программы по литературе В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.П. Полухиной, В.И. Коровина, И.С. Збарского).

Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе для 5-9 классов В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.П. Полухиной, В.И. Коровина, И.С. Збарского. Рабочая програм...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....