План урока Тема: «Не обижайте матерей! На матерей не обижайтесь!» ( По рассказам В. П. Пугачёвой « Прости меня, мама! и Е.Б.Ауэрбах «Я поздно понял…»)
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Елисеева Любовь Борисовна


Методическая разработка о недостойном поведении подростков, о недоброжелательном отношении к матерям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka_ne_obizhayte.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Елисеева Л.Б.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Кугесьская СОШ №1»

Чебоксарского района

План урока

Тема: «Не обижайте матерей! На матерей не обижайтесь!» ( По рассказам В. П. Пугачёвой « Прости меня, мама! и  Е.Б.Ауэрбах «Я поздно понял…»).

Цели урока: 1) определение идейного звучания  рассказов;

                      2) помочь учащимся научиться понимать самого близкого человека на свете – маму;

                      3) на примере героев рассказов помочь учащимся понять, к чему может привести отсутствие сострадания, доброты, сочувствия к близким людям.

Задачи:

Обучающая:

 уметь определять тему, идею рассказа;

 уметь давать характеристику персонажей;

 уметь находить художественные приемы и средства

Развивающая:

 развивать связную монологическую речь обучающихся;

 развивать память, мышление;

 развивать навыки выразительного чтения

Воспитывающая:

 воспитывать чувство уважения, заботливости, внимания по отношению к своим родителям и окружающим

Оборудование: мультимедийный проектор.

                                                                                              Эпиграф к уроку

"Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, - это мать".

                                                                                                                   А.М.Горький

Ход урока

- Слово учителя

        Мама! Самое прекрасное слово на земле. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно.

У мамы самые добрые и ласковые руки, они всё умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце – в нём никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остаётся равнодушным. И сколько бы ни было нам лет – пять или пятьдесят, нам всегда нужна мать, её ласка, её взгляд.

        Сегодня на уроке мы поговорим о том, что дается человеку труднее всего – сочувствие близким людям. Как это ни странно, но почему-то мы чаще лучше понимаем чужих людей, чем родных.

       Любовь к матери заложена в нас биологически, самой природой. Но мы не всегда умеем осознать ее. Наша задача – научиться понимать самых близких нам людей. Ведь так часто мы не знаем о матери главного, не замечаем настоящего лица.

       Дети – самое дорогое для матери. Счастлив тот, кто с детства знает материнскую любовь, ласку, заботу. На свете не существует человека роднее и ближе матери. Ее любовь к детям безгранична, бескорыстна, полна самоотверженности.

-Сегодня мы с вами будем говорить о мамах, об отношении к ним. Вам было дано задание прочитать рассказы Валентины Петровны Пугачёвой «Прости меня, мама!» и Елизаветы Борисовны Ауэрбах «Я поздно понял…». Сначала поработаем по содержанию рассказа «Прости меня, мама!».

- Сначала послушаем сообщение о В.П.Пугачёвой. (Слово  ученицы).

Валентина Пугачёва (Данилова Валентина Петровна) родилась в 1948 году в селе Семьяны Воротынского района Нижегородской области. После окончания школы переехала с родителями в город Новочебоксарск Чувашской Республики. Работала на Чебоксарском машзаводе, а вечером училась в химико-механическом техникуме, получила специальность химика. В 1971 году устроилась по профессии на третье производство ЧПО "Химпром". На "Химпроме" работала до 1998 года, уволилась по болезни.

Печаталась в газете "Пионерская правда", журналах "Современник", "Молодой коммунист" и др.

Любовь к природе, к близким людям, товарищам по работе – главная тема произведений поэтессы. Незатейливые по замыслу и по исполнению, её проза и стихи проникают в душу: в них - искренность человеческих отношений, чистота и неотразимая нежность.

Первую книгу стихов "Я вас люблю!" В. Пугачева издала в 1998 году. В 2000 году выпустила книгу прозы для взрослых "Синяя птица" и детскую книгу стихов под названием "Все наоборот".

В 1999 году вступила в Союз чувашских писателей и Международное сообщество писательских союзов.

В 2000 году присуждена премия имени Алексея Талвира за успехи в литературном творчестве.

В 2001 году выпустила книгу стихов для взрослых "Не спеши!", детскую книгу рассказов "Лягушка на ладошке"; вступила в Международную ассоциацию писателей баталистов и маринистов (г.Москва).

В 2002 году вышли в свет две книги: "Бабочка" - о взлете и трагедиях города Новочебоксарска - и детская книга рассказов о природе и животном мире "Старый гном".

В 2003 году Валентина Петровна Пугачева была делегатом съезда писателей России в Москве, делегатом съезда "Духовное наследие России" и делегатом съезда Литфонда России; издала детскую книгу стихов "Коза-дереза" и книгу-рассказ "Умная курочка".

В 2004 году выпустила сборник стихов и рассказов для взрослых "И снова я увидела солнце". В этом же году В. Пугачевой присуждена Чувашская международная литературная премия имени Пайдула Искеева за успехи в укреплении дружбы народов, и она стала победителем конкурса "Проза - детям" в городе Маркс Саратовской области.

В 2005 году В. П. Пугачева стала членом-корреспондентом Академии поэзии (г. Москва).

В 2006 году издана подарочная детская книга рассказов "Чудо-юдо".

- Беседа по содержанию рассказа «Прости меня, мама!».

- С чего начинается рассказ?

(…Было поздно, но Катя сидела возле подъезда, изредка посматривая на тёмные окна своей квартиры. Домой идти не хотелось…)

- Почему Катя боялась идти домой?

(…Она боялась, знала, что получит от мамы по полной программе за своё исчезновение…)

- Что мы узнали о Кате? Что она о себе рассказывает?

(…Связалась с плохой компанией, украла у матери деньги…)

- Почему заволновалась Катя? Что её встревожило?

(,,,Мама не отвечала по сотовому, не брала трубку домашнего телефона…)

- Что увидела героиня в квартире?

(…Мама лежала на полу в прихожей в неестественной позе, застывшая лужа крови темнела у виска…)

 -Что случилось с мамой Кати?

…(Руслан, пришедший к Кате, толкнул  женщину. Она упала, глухо ударившись головой о прихожую стенку…)

- Почувствовала ли девочка свою вину?

(…Почувствовала. Ей хотелось, чтобы дождик смыл с неё всю гадость, что окружала её последнее время…)

 - Что привело к трагедии?

(Поведение Кати)

- Как заканчивается рассказ?

 ( …Катя долго стояла у могилы матери. Прижав руки к груди, девочка прошептала: «Прости, мама…Я плачу, плачу вместе с тобой и природой. Прости!»)

 - А теперь побеседуем по рассказу Е.Ауэрбах «Я поздно понял…» Немного о Е.Б.Ауэрбах.

Елизавета Борисовна Ауэрбах (31 июля (13 августа) 1912 – 28 июля 1995) — советская актриса театра и кино, эстрады, писательница.  Народная артистка РСФСР (1991).

С детства мечтала стать режиссером и поступила на режиссерский факультет театрального техникума. После второго курса её приглашают во вспомогательный состав МХАТа. На этой сцене Ауэрбах более 25 лет, преимущественно эпизодические роли.

В 1935—1937 годах училась на режиссёрском факультете театрального техникума.

В 1937—1962 годах — актриса МХАТа

В 1941-45 годах Елизавета Ауэрбах выступала с концертами в составе фронтовых бригад.

После войны начала писать рассказы, юморески. Выступления с ними в концертах пользовались большим успехом. Поэтому с 1962 г. Ауэрбах, оставив театр, стала актрисой и автором миниатюр на эстраде.

Её ранние рассказы связаны в основном с фронтовой тематикой и театром. Впервые они опубликованы в журнале «Театр» (1956). Со временем стала писать многочисленные рассказы о детях, мир которых она хорошо понимала и передавала. Кроме того, актриса много выступала в школах, устраивая как бы дополнительный урок, на котором читала детям и классику, и собственные рассказы.

Умерла 28 июля 1995 года. Похоронена на Введенском (Немецком) кладбище.   

Учитель:

       -Давайте поговорим о герое рассказа «Я поздно понял…»       -В какой обстановке он рос?

       -Как воспитывала его мама? (В уважении, в согласии, в понимании, в любви.)

       -Каким представляла сына в будущем мама? («… что у меня будет сильный характер и что я буду писателем».)

       -Почему же все изменилось? Что стало тому виной? («Мне было 16 лет. Я стал вести самостоятельную жизнь».)

       -К чему все это привело? (Умерла мать.)

       -Почему рассказ называется «Я поздно понял…»? (…вдруг ясно понял, что для того, чтобы убить человека, совсем не надо хотеть его убить, - это можно делать каждый день равнодушно, не понимая, чем это может окончиться.)

       К такому важному выводу на основании горького опыта пришел этот юноша.

       -Почему же такое произошло? Чего не хватало герою рассказа? (сострадания, доброты, сочувствия)

Учитель:

       -Как вы думаете, что общего в этих рассказах? (Виновны в смерти матерей дети)

- В чём, по- вашему, вина детей?

- Ребята, убить можно не только физически, но и морально. Как можно относиться так жестоко к своим матерям, к тем, кто дал вам жизнь?

В пятой заповеди Божия сказано:

Чти отца своего и матерь твою

да благо ти будет,

и долголетен будеше на земле.

Пятая заповедь Божия

       Не забывай о том, что мать вспоила нас,

Отец же воспитал родное чадо,

Поэтому страшись в беспечности своей

В их старые сердца пролить хоть каплю яда,

К тому же - минёт час: ты старцем будешь сам,

Смотри же, не нарушай священного уклада.

(Из книги "В мире мудрых мыслей" Н. Хиероу).

-Ребята, закройте глаза и попросите прощения у своих матерей за то, что вы их когда-то не послушались, возможно, повысили на них голос, нагрубили.                 

       -Ребята, с чем ассоциируется у вас слово «мама»? Подберите слова, подходящие к слову мама.

      доброта                                                               любовь

      нежность                                                            счастье

      радость                                                               улыбка

      спокойствие                   мама                          опора

      мудрость                                                            беспокойство

      поддержка                                                          теплота

Составление синквейна к слову мама.

     

      Независимо ни от чего тебя любит и понимает мама. Мама – это твой друг, твой помощник, защитник. Ближе мамы никого нет. Ты любишь свою маму, но сделай так, чтобы она могла это почувствовать. Ведь мы так часто обижаем своих матерей то взглядом, то словом. А мама все молчит, всё терпит. Прикоснись ласково к маме, загляни ей в глаза, улыбнись. Тебя должно касаться всё, что связано с ней: её настроение, её дела на работе, самочувствие. Будь и ты помощником и другом. Дари маме свою нежность, доброту, понимание и любовь к ней.

- Чтение стихотворения

Сергей Викулов

Поют гитар походных струны

В тайге, в горах, среди морей…

О сколько вас сегодня, юных,

Живет вдали от матерей!

Вы, вечно юные, в дороге -

То там объявитесь, то тут…

А ваши матери в тревоге

Вестей от вас все ждут и ждут.

Они считают дни, недели,

Слова роняя невпопад…

Коль рано матери седеют -

Не только возраст виноват.

И потому, служа солдатом

Или скитаясь по морям,

Почаще все-таки, ребята,

Пишите письма матерям!

Ребята, любите матерей.

Чтение пословиц.

- Материнская молитва со дня моря вынимает.

- Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет.

- О чём эти пословицы?

 - Чтение стихотворения Виктора Гина «Не обижайте матерей!» (читает наизусть ученик)

 Не обижайте матерей!

Не обижайте матерей,

На матерей не обижайтесь.

Перед разлукой у дверей

Нежнее с ними попрощайтесь.

И уходить за поворот

Вы не спешите, не спешите,

И ей, стоящей у ворот,

Как можно дольше помашите.

Вздыхают матери в тиши,

В тиши ночей, в тиши тревожной.

Для них мы вечно малыши.

И с этим спорить невозможно.

Так будьте чуточку добрей,

Опекой их не раздражайтесь,

Не обижайте матерей.

На матерей не обижайтесь.

Они страдают от разлук,

И нам в дороге беспредельной

Без материнских добрых рук -

Как малышам без колыбельной.

Пишите письма им скорей

И слов высоких не стесняйтесь,

Не обижайте матерей,

На матерей не обижайтесь.

                    Виктор Гин

- Звучит песня «Только ты, моя мама, живи!» из репертуара ансамбля «Белый день».

Чтение учителем отрывка из стихотворения Расула Гамзатова

Боль пройдёт, но не изгладить шрама,

Мать умрёт, но боли не унять.

Дети мира, берегите маму,

Заклинаю: берегите мать!

                     Расул Гамзатов

- Подведение итогов.

Задание на дом: написать письмо Кате (героине рассказа «Прости меня, мама!» или герою рассказа «Я поздно понял…», выразить свои мысли по поводу их отношения к своим мамам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарный план урока Тема «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

     На уроках литературы мне интересно работать с детьми над изучением произведений художественной литературы, героями которых являются их сверстники, оказавшиеся в условиях нра...

План урока на тему: "Е.И. Носов. Добро и доброта в рассказе «Как патефон петуха от смерти спас»."

Урок литературы в 5 классе. Изучение творчества Е.И.Носова. Добро и доброта в рассказе «Как патефон петуха от смерти спас». ...

Прости меня, МАМА...

Прости меня, МАМА......

Конспект урока по литературе по рассказу К.Паустовского "Ты прости меня,мама,прости..."

Урок внеклассного чтения в 8-9 классах.Технология критического мышления.Использование элементов ИКТ.Творческая работа...

Урок нравственности по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма» "Прости меня, мама!"

Урок должен вызвать эмоциональный сдвиг у ребят  в отношении к человеку на основе принципов гуманизма, прививать нравственные человеческие ценности....

Урок- размышление по рассказу А. Алексина «Прости меня, мама…»

Но есть ещё одна святая страница в нашей литературе, дорогая и близкая любому человеку-  это произведения о матери. Для каждого из нас мама – это самый близкий и дорогой человек. Мама ...

План урока Урок систематизации и обобщения изученного материала по теме: «ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23790186","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]План урока  Урок систематизации и обобщения изученного материала по теме: «...