Тематическое планирование по литературе, 5 класс (по программе В.Я. Коровиной)
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс) по теме

Хамзина Кристина Сергеевна

Тематическое планирование уроков по литературе в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тематическое планирование92.71 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование

по литературе

Классы: 5

   

Учитель: Хамзина Кристина Сергеевна

 

Количество часов:  

Всего:  68     ;  в неделю: 2

Планирование составлено на основе:   Федерального государственного образовательного стандарта, 2004 г.

Учебник. В.Я. Коровина. Литература. 5 класс

Дополнительная литература:  

«В мире литературы». 5 класс. Учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. / ред. А. Г. Кутузова, М.: Дрофа, 2007 г.

Кац Э.Э. Литература : Проверочные и диагностические работы к учебнику Э.Э. Кац. – М. : АСТ, 2014. – 73 с.

Пояснительная записка

Основу рабочей программы составляют:

  1. Государственный стандарт общего образования;
  2. Примерная программа основного общего образования по литературе;
  3. Программа по литературе  для общеобразовательных учреждений (5 классы) / под ред. И. Л. Челышевой. – Ростов-на-Дону: Феникс. – 2013 – 159 с.
  4. Литература. 5класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / сост. В. Я. Коровина. - М.: Просвещение. – 2012 г.

Программа составлена из расчета 2 ч. в неделю

Количество учебных часов в году – 68

Данная рабочая программа уточняет  содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса. Также в программе указаны вид деятельности учащихся и планируемый результат. Данная рабочая программа подразумевает изучение литературы как вида искусства слова, рассмотрение литературных произведений как результат творческой деятельности, эстетическое и культурное явление. В связи с этим целью изучения литературы становится формирование читателя способного к целостному восприятию литературного произведения, а также подготовленного к самостоятельному общению с искусством. Поставленные цели обусловили задачи данной программы:

  • освоение текстов художественных произведений;
  • формирование представления о литературе как культурном явлении, занимающим определенное место в жизни человека;
  • формирование эстетического вкуса как ориентира для самостоятельной читательской деятельности;
  • развитие умений грамотного построения устной и письменной речи;
  • формирование основных эстетических, литературных и теоретических понятий для полноценного анализа и всесторонней интерпретации литературно-художественного произведения;
  •  освоение историко-литературных понятий.

Учащиеся должны знать:

• авторов и содержание изученных произведений;

• основные теоретико-литературные понятия: жанр, автор, писатель, фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); пьеса-сказка.

Учащиеся должны уметь:

• воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;

  • строить монологическую речь;

• отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);

• видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;

• выявлять основную нравственную проблематику произведения;

• определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;

• прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;

• воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;

• различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, рассказ)

• выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);

• подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы.

Тематическое распределение часов

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

1

Введение

1

2

Фольклор

8

3

Из древнерусской литературы

2

4

Из русской литературы XVIII в.

1

5

Из русской литературы XIX в.

27

6

Из русской литературы XX в.

20

7

Из зарубежной литературы

9

№ п/п

тема

Кол-во часов

Тип урока

Виды

деятельности

Виды контроля

Планируемые

результаты

Дата

план

факт

Введение

1

Введение. Книга в жизни человека.

1

Комбинированный

коллективная

Знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии.

Фольклор

2

Устное народное творчество. Малые жанры фольклора.

1

Комбинированный

Коллективная

Знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора

3

Русские народные сказки. Сказка как вид народной прозы

1

Комбинированный

коллективная

Знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки.  

Знать схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок.

Уметь пересказывать узловые сцены и эпизоды

4

Сказка «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой.  

1

Комбинированный

коллективная

5

«Иван – крестьянский сын

и чудо-юдо» как волшебная богатырская сказка героического содержания.

1

Комбинированный

коллективная

«Иван – крестьянский сын

и чудо-юдо».  Особенности сюжета и героев сказки.

1

Комбинированный

коллективная

6

Журавль и цапля», «Солдатская шинель» – народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках

1

Комбинированный

коллективная

7

Контрольная работа по теме  

«Фольклор»

1

Контрольный урок

индивидуальная

Уметь применять полученные знания на практике

Из древнерусской литературы

8

Из древнерусской литературы. «Повесть временных лет» как литературный памятник.

1

Комбинированный

коллективная

Знать жанры древнерусской литературы.

Уметь характеризовать стиль произведения древнерусской литературы.

Иметь представление о героях древнерусской литературы.

9

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

1

Комбинированный

коллективная

Из литературы XVIII в.

10

М. В. Ломоносов «Случились вместе два астронома в пиру».

1

Комбинированный

коллективная

Иметь представление о месте М. В. Ломоносова в истории русской культуры и науки; знать особенности поэтического произведения.

Из русской литературы XIX в.

11

Басни. Жанровые особенности басни

1

Комбинированный

коллективная

Знать специфику жанра басни, понимать аллегорию, уметь определять мораль.  Владеть навыком объяснения смысла морали.  Определять идейно-смысловую нагрузку в баснях.

12

И. А. Крылов.

О писателе.

1

Комбинированный

коллективная

13

Обличение человеческих пороков в произведениях И. А. Крылова.

1

Комбинированный

коллективная

30

14

В. А. Жуковский. «Спящая царевна» как литературная 1сказка

1

Комбинированный

коллективная

Знать отличие литературной сказки от народной.

Уметь приводить примеры антитезы.

15

В. А. Жуковский. Баллада «Кубок».

1

Комбинированный

коллективная

Знать особенности жанра баллады.

16

А. С. Пушкин. Стихотворение «Няне». Пролог к поэме «Руслан и Людмила»

1

Комбинированный

коллективная

Знать о лицейских и детских годах жизни писателя; знать поэтические средства художественной выразительности, уметь определять роль пролога в поэме «Руслан и Людмила».

17

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне

и о семи богатырях»

1

Комбинированный

коллективная

Знать содержание сказки, уметь описывать

и характеризовать центральные образы; уметь определять ритм.

18

«Сказка о мертвой царевне

и о семи богатырях» А.С. Пушкина: нравственные проблемы и народная мораль

1

Комбинированный

коллективная

уметь определять сходство и различия сказок Пушкина и Жуковского.

19

Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные 1жители»

1

Комбинированный

коллективная

Уметь анализировать композицию произведения, давать характеристику его героям.

20

В. М. Гаршин. Сказка «Attalea princeps». Героическое и обыденное в сказке

1

Комбинированный

коллективная

Знать содержание произведения; уметь характеризовать центральные образы.

21

М. Ю. Лермонтов. Рассказ о поэте. «Бородино».

1

Комбинированный

коллективная

Знать определения и уметь находить  в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев.  Показывать и понимать патриотический пафос стихотворения, мастерство М. Ю. Лермонтова в создании батальных сцен.

22

М. Ю. Лермонтов «Бородино»

1

Комбинированный

коллективная

23

Н. В. Гоголь.

Рассказ о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Заколдованное место».

1

Комбинированный

коллективная

Знать особенности сюжета, фольклорные элементы повести; уметь характеризовать повествовательную манеру писателя.

24

Реальность и фантастика в повестях Н. В. Гоголя.

1

Комбинированный

коллективная

Уметь доказывать, что «Заколдованное место» – это повесть одновременно и фантастическая, и комическая, и бытовая, приводить примеры из текста, подтверждающие эту мысль

25

Н. А. Некрасов. Рассказ о поэте. «На Волге». Раздумья поэта

о судьбе народа.

1

Комбинированный

коллективная

Уметь характеризовать особенность поэтики Некрасова; знать и уметь находить эпитеты, сравнения.  сопоставлять стихотворение Н. А. Некрасова «На Волге» с картиной художника И. Е. Репина «Бурлаки на Волге»; объяснить смысл названия поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос», его символическое значение

26

Поэтический образ русской женщины в отрывке из поэмы «Мороз, Красный нос»

1

Комбинированный

коллективная

27

Контрольная работа: Литературоведческий анализ  лирических произведений. (по материалу пройденных тем)

1

Урок развития речи

индивидуальная

Владеть  начальными навыками литературоведческого анализа

28

И. С. Тургенев. Рассказ о писателе. Повесть «Муму». Реальная основа повести.

1

Комбинированный

коллективная

Знать этапы жизни Тургенева; владеть понятием «сюжет».

29

И. С. Тургенев «Муму»: изображение быта и нравов крепостнической России.

1

Комбинированный

коллективная

Понимать роль портрета и пейзажа в рассказе, уметь характеризовать литературного героя, сопоставлять поступки героев рассказа, делать выводы, рассуждать, формулировать свои впечатления от рассказа, в том числе и в письменной форме.

30

Нравственное преображение Герасима. Сострадание и жестокость.

1

Комбинированный

коллективная

31

Сочинение-отзыв о прочитанном произведении Тургенева «Муму».

1

Комбинированный

коллективная

Знать жанровые особенности отзыва.  Владеть начальными навыками литературоведческого анализа.

32

А. А. Фет. Картины русской природы в изображении поэта

1

Комбинированный

коллективная

Знать особенности построения поэтического произведения, уметь выделять средства передачи настроения.

33

Л. Н. Толстой «Кавказский пленник».

1

Комбинированный

коллективная

Знать этапы жизни Толстого; знать содержание рассказа; иметь представление

о теме и идее.

Уметь давать сравнительную характеристику литературных героев, аргументированно представлять

свою позицию, формировать свои оценки в устной и письменной формах

34

Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник». Сравнительная характеристика героев: Жилин и Костылин.

1

Комбинированный

коллективная

35

Тема дружбы в произведении «Кавказский пленник»

1

Комбинированный

коллективная

36

А. П. Чехов. Рассказ

«Хирургия».

1

Комбинированный

коллективная

Знать отличительные признаки юмора и сатиры; владеть навыком показывать роль предметной детали в рассказах Чехова.

37

А. П. Чехов. Рассказ «Хирургия».  Юмор ситуации.

1

Комбинированный

коллективная

38

А.П. Чехов. «Лошадиная фамилия». Жанр юмористического рассказа.

1

Комбинированный

коллективная

Знать особенности юмористического рассказа.  языковые средства создания комического эффекта. Уметь выразительно читать юмористическое произведение.

39

Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе

1

Комбинированный

коллективная

Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).

40

Контрольная работа по темам «Жанр рассказа» и «Лирика»

1

Контрольный урок

индивидуальная

Из русской литературы XX века

41

И. А. Бунин. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине

1

Комбинированный

коллективная

Уметь воспринять и осмыслить особый мир произведения Бунина.

42

В. Г. Короленко. Рассказ о писателе. «В дурном обществе».

1

Комбинированный

коллективная

Знать, уметь характеризовать героев повести, давать оценку их поступкам.

Определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести

43

«В дурном обществе». Гуманистический смысл произведения.

1

Комбинированный

коллективная

44

«В дурном обществе».  Мир детей и мир взрослых. Контрасты судеб героев.

1

Комбинированный

коллективная

45

С. А. Есенин. Стихотворения «Я покинул родимый дом...», «Низкий дом

с голубыми ставнями...»

1

Комбинированный

коллективная

Владеть навыками анализа поэтического произведения.

46

Г. Тукай. Лирика

1

Комбинированный

коллективная

Знать фигуры поэтической речи. Уметь видеть их роль в произведении, выразительно читать поэтический текст.

47

П. П. Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка».

1

Комбинированный

коллективная

Знать особенности прозы Бажова; знать жанровые особенности сказа; уметь составлять характеристику героев.

48

П. П. Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка».  Реальность и фантастика в произведении

1

Комбинированный

коллективная

49

К. Г. Паустовский. Сказка «Теплый хлеб».

1

Комбинированный

коллективная

Знать содержание сказки, рассказа К. Паустовского, уметь определять тему произведений, выделять проблемы

50

К. Г. Паустовский.  Рассказ «Заячьи лапы».

1

Комбинированный

коллективная

51

С. Я. Маршак. Драматическая сказка «Двенадцать 1месяцев».

1

Комбинированный

коллективная

Знать особенности жанра пьесы-сказки; владеть умениями анализа текста художественного произведения.

52

А. П. Платонов. Рассказ «Никита». Быль и фантастика.

1

Комбинированный

коллективная

Воспринять и осмыслить особый мир платоновских героев

53

В. П. Астафьев. Рассказ о писателе. «Васюткино озеро».

1

Комбинированный

коллективная

Знать своеобразие творчества В. П. Астафьева.
Уметь определять значение картин природы в рассказе; уметь охарактеризовать героя, объяснить смысл названия рассказа

54

«Васюткино озеро». Черты характера героя.

1

Комбинированный

коллективная

55

К. М. Симонов.

1

Комбинированный

коллективная

Владеть навыками анализа поэтического произведения.

Уметь проводить сопоставительный анализ произведений разных авторов.

56

А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста»

1

Комбинированный

коллективная

57

Писатели и поэты ХХ века о Родине и родной природе.

1

Комбинированный

коллективная

Уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).

58

Писатели улыбаются. С. Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-робинзон».

1

Комбинированный

коллективная

Знать содержание рассказа, владеть умением анализа текста художественного произведения.

59

Контрольная работа по теме «Из литературы XX века»

1

Комбинированный

коллективная

Из зарубежной литературы

60

Р. Стивенсон. «Вересковый мед».

1

Комбинированный

коллективная

Знать жанровые особенности баллады и уметь находить их в тексте; владеть навыками анализа поэтического произведения.

61

Д. Дефо. «Робинзон Крузо»

1

Комбинированный

коллективная

Знать биографические сведения о Д. Дефо и его творчестве, уметь характеризовать поведение и характер главного героя, его душевные и нравственные качества, которые помогли выжить на острове; уметь доказывать, что роман Д. Дефо «Робинзон Крузо» – гимн неисчерпаемым возможностям человека, подтверждать примерами из текста, уметь пересказывать эпизоды произведения.

62

Д. Дефо. «Робинзон Крузо» – произведение о силе человеческого духа.

1

Комбинированный

коллективная

63

Х. К. Андерсен. «Снежная королева»: соотношение реального и фантастического в сказке.

1

Комбинированный

коллективная

Знать своеобразие Андерсена-сказочника, уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки

64

М. Твен. «Приключения Тома Сойера».

1

Комбинированный

коллективная

Иметь представление о личности и творческой деятельности М. Твена; уметь составлять словесный портрет героев.

65

Дж. Лондон. «Сказание о Кише».

1

Комбинированный

коллективная

Знать биографию Дж. Лондона, особенность его произведений, уметь объяснить смысл рассказа; понимать и объяснять специфику жанра «сказание», уметь охарактеризовать образ героя

66

Дж. Лондон. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа.

1

Комбинированный

коллективная

67

Ж.  Санд «О чем говорят цветы»

1

Комбинированный

коллективная

Знать содержание, уметь выделять ключевые эпизоды, раскрывать композицию сказки, выделять проблемы.

68

Итоговый урок

1

Комбинированный

коллективная

Знать и уметь определять роды и жанры произведений; владеть теоретико-литературными понятиями из программы, которые помогают анализировать художественное произведение; уметь объяснять свою точку зрения по понравившимся произведениям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование химия 9 класс по программе Новошинского И И

Тематическое планирование химия 9 класс по программе Новошинского И.И....

Календарно- тематическое планирование химия 9 класс по программе О.С.Габриеляна.

Календарно-тематическое планирование химия 9 класс по программе О.С.Габриеляна...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 11 класса по программе Н. Г. Гольцовой

Рабочая программа для 11 класса по русскому языку с календарно-тематическим планированием создана в соответсвии с требованиями аккредитационной комиссии Министерства образования. Содержит в себе поясн...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 10 класса по программе Н. Г. Гольцовой

Рабочая программа для 10  класса по русскому языку с календарно-тематическим планированием создана в соответсвии с требованиями аккредитационной комиссии Министерства образования. Содержит в себе...

Учебно-тематическое планирование по литературе Класс 9

Учебно-тематическое планирование      по литературеКласс 9...

Рабочая программа и календарно - тематическое планирование для 1 класса по программе Сергеевой, Критской.

Программа разработана на основе современных научно-педагогических идей и предполагает использование как традиционных, так и новых педагогических технологий.В «Концепции содержания образовательно...

Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6

Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...