Новые образовательные технологии на уроках литературы.
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Дорошкевич Наталья Владимировна

Приёмы технологии

«Развития критического мышления через чтение и письмо».

Формы урока РКМЧП отличаются от уроков с традиционным обучением. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока, они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное.

Предложенные далее приемы отражают лишь небольшую часть имеющихся методических разработок в этой области и направлены на общее ознакомление педагогов с технологией развития критического мышления (КМ), которая позволяет учителю, используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, помочь учащимся стать более самостоятельными, мыслить критически, ответственно и творчески относиться к учебе. Она дает реальную возможность создать в классе (группе) атмосферу партнерства. Учитель, получающий в руки технологию, а не готовые рецепты хороших уроков, обучается работать в режиме творческого соавторства, в готовности к обоснованным изменениям, принятию нестандартных и ответственных решений.

Технология РКМЧП:

  1. Осуществляется посредством чтения и письма.

  2. Состоит в организации процесса обучения в 3-х фазной структуре:

вызов осмысление рефлексия

На стадии ВЫЗОВА:

  1. Учащиеся «вспоминают», что им известно по изучаемому вопросу (высказывают предположения)

  2. Систематизируют информацию до ее изучения.

  3. Задают вопросы. На которые хотели бы получить ответ.

  4. Формулируют собственные цели.

На стадии ОСМЫСЛЕНИЯ:

  1. Учащиеся читают, слушают текст (используя предложенные учителем активные методы чтения)

  2. Делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации.

  3. Отслеживают понимание при работе с изучаемым материалом.

  4. Активно конструируют (или корректируют) цели своего учения.

На стадии рефлексии:

  1. Учащиеся соотносят получаемую новую информацию с уже известной.

  2. Производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы.

  3. Выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rkmchchip_literatura_67_klass.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внекласного чтения в 6 классах

Тема: «Вы их  жалейте, люди…»

Цели:

Образователь

ные

1) Ознакомление с рассказом Полин Джонсон «Лебединая песня»;

2) Овладение навыками анализа художественного текста.

Развивающие

1) Развитие образного, логического, критического мышления, речи, памяти.

Воспитательные

1) Воспитание чувства ответственности за свои поступки;

2) Развитие творческих способностей.

Этапы урока

Этапы урока

 Цели этапа

Вызов

Активизация каждого ученика; актуализация знаний; развитие связанной речи; развитие логического мышления.

Осмысление

Организация активного восприятия текста; направление усилий на степень понимания текста

Рефлексия

Обобщение и систематизация приобретённого читательского опыта; обобщение на уровне личностных впечатлений

ХОД УРОКА:

Люди, человеки, страны и народы -

Мы теперь навеки должники

природы…

Стадия вызова

  1. Читаю стихотворение В.Высоцкого «Баллада о коротком счастье»

- О чем это стихотворение? (о любви, жестокости, убийстве...

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Определяем тему (запись на доске «Вы их жалейте, люди»)

  1.  - Ребята, представьте, пожалуйста, себе лебедя. Что вы можете сказать об этой птице? Подберите и запишите в тетради  эпитеты для того, чтобы её описать. (красивые, белоснежные, великолепные, чудесные и т.д.)
  • Есть такой эпитет в литературе «лебединая песня» - он означает печальная, трагическая, последняя песня перед гибелью. Как вы думаете какой будет рассказ с таким названием?
  • И сегодня мы познакомимся с рассказом писательницы Полин Джобсон «Лебединая песня»

Стадия осмысления

  1. Вспомним сюжетно-композиционные элементы рассказа  (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог) Запишем через строчку.
  2. У нас 4 группы и рассказ разделен на 4 части (завязка, развитие действия, кульминация и развязка). У каждой группы одна часть и вы читаете ее очень внимательно.
  3. Обсудите с группой и подчеркните зеленым фломастером, ручкой те слова, которые у вас не вызывают протеста, осуждения, неприятия и красным цветом те, которые вызывают протест, осуждение.
  4. Зигзаг. Теперь некоторые возьмут свой текст, тетради и ручки и идут в другие группы.
  5. Работаете в группах, теперь в каждой группе есть полный текст. Составляете его из разрозненных частей: завязки.....) Получилось. Озаглавим части (записываем на доске).
  6. Теперь читаем его.
  7. Озвучим, то что мы подчеркнули зеленым цветом.

- Каким предстает мир природы в рассказе?

- Теперь прочитаем то, что подчеркнули красным цветом.

- Как рисует писательница людей?

- Джимми такой же, как и все остальные?

- Какие два мира противопоставлены в сюжете рассказа? (Природа и люди)

  1. - Сформулируйте идею рассказа.

- Назовите проблемы, которые затрагивает автор.

  1. - Закончите историю о мальчике Джимми.

(Работают в группе самостоятельно, пишут концовку рассказа, затем  обсуждаются варианты ответов, читается окончание, сравнивается)

Стадия рефлексии.

  1. - Напишите синквейн, в котором бы вы отразили идею или показали бы героев рассказа (люди, природа, лебеди, мальчик)

Люди

Жестокие, бессердечные

Калечат, губят, разрушают

Всё живое на своём пути

Варвары.

2.   _Оцените по критериям степень своего участия в уроке.

Михаил Дудин

Берегите землю! Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики.
Ястреба, палящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите Землю! Берегите!

Д/З: Напишите сочинение-размышление «Берегите землю, берегите...», выразив в нём своё отношение к проблемам, затронутым в данном рассказе.

Рассказ Полин Джобсон «Лебединая песня.»

Джимми никогда не видел Ниагарский водопад, и отец, едущий по делам в Буффало, взял его с собой. Отец кончил дела, и в два часа они уже стояли на самом краю пропасти.

Столб туманной мглы, сверкающие радуги, гигатские потоки воды – всё кружилосьперед глазами Джимми, как в чудесном сне. Вдруг до него донеслось далёкое, но чистое музыкальное эхо, словно свист сотни ртов. Это летели птицы. На спокойные воды, обманчиво притихшие над водоворотами, опускались одни за другим прекрасные белоснежные лебеди. Они смертельно устали, а притаившийся поток готовил им западню. «Джимми! – закричал отец, - они погибли! Они не видят опасности, а если бы увидели, у них не хватило бы сил подняться выше».

Бешеный гигантский поток подхватил доверчивых птиц и с неистовой силой увлёк их к самому краю водопада. Мальчик зажмурился и бросился ничком на камни. Когда он открыл глаза, река была пуста.

Отец с сыном опустилиськ ледяному мосту. Перекрывая яростный шум водопада, нёсся жалобный предсмертный крик белоснежных птиц и возгласы собравшихся зрителей.

На ледяном обрыве лежала истекающая кровью, перебитая стая – всё, что осталось от великолепного отряда. Их мскалеченные тела, предсмертные судороги могли бы расторить даже каменные сердца.

Толпы людей, кто с камнями, кто с палками добивали беспомощных птиц. Они выхватывали их друг у друга, ссорились. Джимми заметил, что несколько лебедей не пострадали, но прежде, чем он успел до них добраться, взрослые люди забили их насмерть. «Перетаньте! - кричал Джимми. – Отпустите их!» - «Как бы не так! – рявкнул здоровенный мужчина. – Эти птицы стоят двадцать долларов за штуку! Я заберу их всех!» Последние из тех, что пытались подняться, одна за другой падали на землю, пока не остался один-единственный лебедь. Джимми кинулся к жертве и загородил её своим худеньким детским телом от занесённой дубинки.

Так случилось, что спасти эту прекрасную птицу удалось маленькому мальчику. Он завернул её в свою куртку, привёз домой и раздвинул прутья клетки, чтобы она свободно могла гулять во дворе. Многие жители городка советовали Джимми посадить лебедяза решётку или отдать в музей.

Он не соглашался. Шли дни, а лебедь оставался у Джимми и казался довольным. Но в один особенно яркий майский день лебедь расправил свои царственные крылья и поплыл вверх. Джимми следил за ним глазами, полными печали, но и несказанной радости, пока лебедь не исчез в вышине.

Владимир Высоцкий «Баллада о коротком счастье»

Трубят рога: скорей, скорей!-

И копошится свита.

Душа у ловчих без затей,

Из жил воловьих свита.

Ну и забава у людей -

Убить двух белых лебедей!

И стрелы ввысь помчались...

У лучников наметан глаз,-

А эти лебеди как раз

Сегодня повстречались.

Она жила под солнцем - там,

Где синих звезд без счета,

Куда под силу лебедям

Высокого полета.

Ты воспари - крыла раскинь -

В густую трепетную синь.

Скользи по божьим склонам,-

В такую высь, куда и впредь

Возможно будет долететь

Лишь ангелам и стонам.

Но он и там ее настиг -

И счастлив миг единый,-

Но может, был тот яркий миг

Их песней лебединой...

Двум белым ангелам сродни,

К земле направились они -

Опасная повадка!

Из-за кустов, как из-за стен,

Следят охотники за тем,

Чтоб счастье было кратко.

Вот утирают пот со лба

Виновники паденья:

Сбылась последняя мольба -

"Остановись, мгновенье!"

Так пелся вечный этот стих

В пик лебединой песне их -

Счастливцев одночасья:

Они упали вниз вдвоем,

Так и оставшись на седьмом,

На высшем небе счастья.

Урок литературы в 7 классе. Учитель — Дорошкевич Н.В.

Тема: «Кому нужна совесть?» (По сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»). Проблема совести актуальна во все времена.

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо (метод «Зигзаг»)

Планируемые результаты: Предметные: овладение умением осознанно воспринимать и оценивать содержание текста, участвовать в его обсуждении, обосновать нравственную оценку поступков героев, анализировать и преобразовывать текст с использованием литературоведческих понятий, пользоваться словарем.

Метапредметные: формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; определение общей цели и путей ее достижения; овладение логическими действиями сравнения, анализа. синтеза, обобщения.

 Личностные: развитие ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; формирование уважительного отношения к чужому мнению.

Оборудование: интерактивная доска, тетради, словари, раздаточный материал (фрагменты текста, вопросы, домашнее задание), чистые листы, фломастеры.

Ход урока. (Класс разделен на 4 группы).

  1. Стадия вызова. Совесть — это....(Сформулируйте свое понимание словом, словосочетанием, предложением. Продолжите ряд ассоциаций. Воспользуйтесь толковым словарем. Обсудите в группе свои варианты ответов, и один человек выступит с сообщением).
  2. Стадия осмысления. Слово учителя о сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина, и учитель читает начало сказки (первые 3 абзаца)

Следующий этап работы — самостоятельный, в группах. Каждая группа получает свой вариант текста и листок с вопросами. (Текст в 4 частях.

1. Совесть у несчастного пропойцы. 2. Кабатчик Прохорыч. 3. Надзиратель Ловец. 4. Банкир Бржоцкий.

Вопросы:1. К кому попала совесть? 2. Слова, эпитеты, характеризующие персонаж. 3.Каким путем стал обладателем совести?. 4. Что происходит с персонажем, пока совесть находится у него? 5. Кто окружает его? Как ведут себя по отношению к персонажу окружающие? 6. каким путем избавляется от ненужной находки? Почему?)

Все внимательно читают свой эпизод и отвечают на вопросы, обсуждают ответы в группах и идут в другие группы (прием «зигзаг» — 1 - в первую, 2 — во вторую, так, чтобы у каждой группы оказался полный текст). Создаются новые группы.

В новых группах каждый участник кратко передает содержание своего отрывка и свои ответы на вопросы,остальные внимательно слушают. Делают записи. Восстанавливают последовательность сказки. Учитель подходит к группам — он помощник, партнер, советчик.

Прием — открытый финал. Сказка не закончена, придумайте свой финал. Обсуждение в группах. Ответ от группы. А вот как заканчивает сказку автор. (Учитель читает :»И долго таким образом шаталась бедная, изгнанная совесть...»

  1. Стадия рефлексии. Составить в группах кластер и подготовить по нему краткий анализ сказки. Вопросы на экране. (Какие проблему ставит автор в своем произведении? Что общего между персонажами, в чем различие? В каком порядке располагаются персонажи сказки? Почему? Есть ли положительный герой? Какой финал ? Актуальна ли тема, поставленная Салтыковым-Щедриным, в наши дни?)

Далее выступления от групп.

  1. Домашнее задание: Дополняем журнал «Гуманистическое мировоззрение» новой страницей «Кому нужна совесть?». Задание вариативное. 1. Можно написать анализ сказки Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть». 2 Написать сочинение-рассуждение с использованием публицистических материалов об актуальности данной темы в наше время. 3. Вспомните и напишите о поступке, за который вам впоследствии стало стыдно. (Можно выбрать любой из предложенных вариантов или придумать свой собственный. Можно работать в соавторстве)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование новых образовательных технологий на уроках русского языка

Примеры использования на уроках русского языка технологии РКМЧП (развития критического мышления через чтение и письмо). Статья написана в соавторстве с Бабушкиной О.В....

Новые образовательные технологии на уроке физики

Презентация. Применение СОТ на уроке....

Новые образовательные технологии на уроке русского языка и литературы

Тема моей выпускной квалификационной работы – «Новые образовательные технологии на уроке русского языка и литературы». Я считаю, что вопрос по внедрению в практику новых образовательных технолог...

Статья: "Использование новых образовательных технологий на уроках химии и биологии"

Использование на уроках химии и биологии информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)....

Использование новых образовательных технологий на уроках физики

В данной статье рассмотрены основные современные технологии, которые я использую на своих уроках физики....

Использование новых образовательных технологий на уроках географии.

Один из видов инноваций в педагогике – новые педагогические технологии. Нам предлагается иное содержание образования, иные отношения, иные подходы в выборе методов, форм, средств и приемов обучения и ...

Применение новых образовательных технологий на уроках литературы

Применение новых образовательных технологий на уроках литературы. Н.В. Гоголь "Мертвые души"...


 

Комментарии