конспект урока
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Конспект урока литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_literatury.docx39.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы, проведённого в 10 классе, по теме:

«А.А. Фет. Биография. Импрессионизм и его черты в творчестве поэта».

Задача: Познакомить учащихся с биографией и творчеством А.А.Фета, понятием импрессионизма  и его проявлениями в произведениях писателя.

Цели: 1.Дать сведения о биографии и творчестве А.А. Фета, импрессионизме.

           2. Развивать  кругозор учащихся, умение сопоставлять, сравнивать.

           3. Воспитывать любовь к поэзии, умение правильно расставлять жизненные приоритеты.

Оборудование: ноутбук, интернет-ресурсы, ЭОР, созданные учителем, интерактивная доска, проектор, экран, тексты стихотворений, тетради учащихся, конспект.  

                                                Ход урока.

Звучит романс «На заре ты её не буди».

Слово учителя.

-Ребята, вы, вероятно, слышали уже этот романс. Скажите, какие чувства он у вас вызывает, какие эмоции? (печаль, тревога или спокойствие, свет?)

- Как помогает этому музыка, созданная композитором А. Варламовым?

-Каков характер музыки?

(Светлая, печальная, спокойная и одновременно тревожная, лёгкая, воздушная и создающая предчувствие беды, несчастья.)

 - Действительно, спокойный и светлый, он рождает в душе скрытую печаль и тревогу. Даже ожидание беды. Почему-то для меня «не буди» звучит, как «спи, спи тихим, вечным сном».

  Ответы на эти предчувствия, вопросы мы получим при знакомстве с судьбой автора этих слов, замечательного русского поэта А.А.Фета.

В этих стихах он, сам того не желая, предсказал надвигающийся на него рок. Совпадения в жизни и строках разительны. Даже фатальны. Хотя стихотворение было написано за несколько лет до постигшей Фета и его возлюбленной трагедии.

  Может быть, не случайно стихотворение названо поэтом «Разуверение»? Но в чём разуверение? Почему?

На эти вопросы вы попробуете ответить после того, как узнаете судьбу автора.

  Посмотрите на портрет зрелого Фета. Каким изобразил его художник?

(Ответы)

Странно, как этот человек с нахмуренно-брезгливым лицом, бородой патриарха мог писать лёгкие сроки, парящие в небе подобно воздушным шарам. Возникает мысль о двойственности натуры Афанасия Афанасьевича.

   С одной стороны, прижимистый помещик, который мог и накричать, и побить, серьёзнейший аграрий, поборник земского дела.

 С другой  - тончайший лирический поэт, от стихов которого замирает сердце, кружится голова:

     Какое счастие: и ночь, и мы одни!

Река – как зеркало и вся блестит звездами;

А там-то…голову закинь-ка да взгляни:

Какая глубина и чистота над нами!

О, называй меня безумным! Назови

Чем хочешь; в этот миг я разумом слабею

И в сердце чувствую такой прилив любви,

 Что не могу молчать, не стану, не умею!

Я болен, я влюблён; но, мучась и любя,-

О, слушай! О, пойми! – я страсти не скрываю,

И я хочу сказать, что я люблю тебя –

Тебя, одну тебя люблю я и желаю!

Появлению на свет Фета предшествовала романтическая любовная история. Богатый помещик Афанасий Шеншин, отдыхая и немного подлечиваясь, в Дармштадте, пленился немкой Шарлоттой Элизабетой Фёт. Она замужем, у неё годовалая дочь, к тому же ждёт ребёнка. Богатого русского ничто не останавливает. Он похищает Шарлотту ( с её согласия) и увозит от мужа далёкую Россию.

  В имении Новосёлки Мценского уезда Орловской губернии 23 ноября(5 декабря) 1820 года у Шарлотты рождается мальчик Афанасий. До 14 лет мальчик ничего не знал о своём истинном происхождении, а потом ему объявили. Что же дальше? Лишившись фамилии Шеншина, а соответственно дворянства, всех привилегий, Фет положил жизнь на то, чтобы занять в обществе достойную социальную нишу.

  Окончив философский факультет Московского университета, он становится унтером Херсонского, так как офицерское звание позволяло вернуть дворянский титул.

 Вчерашний студент с большим трудом вживается в армейский быт и чужую среду. Он терпит все лишения, лишь бы добиться цели. Во время службы в Херсонской губернии у Фета завязывается роман. В 1848 году он знакомится с 20-ти летней дочерью бедного соседа Марией Лазич, девушкой весьма милой и необычной: она умна, образована, прекрасно играет на рояле, и сам Ференц Лист удостоил её похвалы за музыкальную одарённость.

  Мария Лазич отнеслась к Фету в высшей степени благосклонно: её привлёк не белый мундир кирасира Фета, а стихи поэта, его начитанность, ум, чувствительная душа (на фоне музыки звучит стихотворение):

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нём дрожали,

 Как и сердца у нас за песнию твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогает,

Что ты одна – любовь, что нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,

И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,

И веет как тогда, во вздохах этих звучных,

Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь,

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,

А жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

  Скажите, как музыка передаёт настроение стихотворения, чувства автора?

  Прочитанное стихотворение говорит о чувствительности души Фета, отзывчивости на любовь. Именно это почувствовала Мария Лазич (как пианистка она точно уловила эти звуки).

 Как горячо, как порывисто молодо любили они друг друга! Мария уже вслух мечтала о свадьбе. И тут Фет словно опомнился. Все его помыслы и устремления были направлены на карьеру, дворянство, материальное благополучие. В этом плане Лазич не представлялась ему парой, ибо не была «мадемуазелью с хвостом тысяч в 25 серебром», приданого за ней не имелось.  Приехав к ней однажды в последний раз, сказал, потупясь :

 - Мы не можем принадлежать друг другу. Ты – бесприданница. Я – тоже стеснён в средствах. Нам нужно расстаться. (После этих слов Фет уходит, а Мария Лазич продолжает стоять ошеломлённая).

 - Потрясённая, Мария сначала даже не поняла происшедшего. А потом впала в тягостную депрессию, граничащую с безумием. Сама не своя металась она по большому дому, днём и ночью не отходила от окон в надежде. Всё цвело, благоухало, наступало лето. Он не приезжал, и душевные силы стали покидать её:

 И чем ярче играла луна,

И чем громче свистал соловей

Всё бледней становилась она,

Сердце билось больней и больней…

      Конец этой печальной истории ужасен. В 1850 году Мария Лазич погибла. Однажды, уже под утро, она, измученная бессонницей, наконец, сумела заснуть, но не потушила стоящую на столике у кровати свечу. Начался пожар. Сначала загорелась подушка, на которой лежала голова Марии с разметанными длинными косами. Потом – одеяло. Страшно звучат строки стихотворения. Всё словно сбывалось, но в каком-то фатальном, жутком преломлении:

И подушка её горяча, и горяч упоительный сон….

  Так погибла прекрасная молодая женщина, любившая поэта до самозабвения.

Жуткая трагедия потрясла душу Фета и навсегда отразилась на всей его жизни и творчестве. Последними словами Марии были: «Он не виноват, а я…» Эта фраза принесла поэту ещё больше горечи. Как признавался Фет:

 - Я не взял в расчёт женской природы и полагал, что сердце женщины, так ясно понимающей неумолимые условия жизни, способно покориться обстоятельствам.

Фет не учёл того, что ему встретилась не обычная женщина, а женщина высоких страстей, которая посчитала, что жизнь без любимого человека не имеет никакого смысла.

 Мария Лазич ушла, а поэт с той поры постоянно взывал к ушедшей возлюбленной:

  Ты дней моих минувших благодать,

  Тень, пред которой я благоговею…..

Перед взором Фета всё виделся «ряд волшебных изменений милого лица» - мир несостоявшейся любви.

   Через некоторое время он оставляет армию в чине ротмистра, а летом 1857 года женится очень выгодно и удачно. Невеста – Мария Боткина - из богатой семьи чаеторговцев, за ней стоит большое приданое. Фету – 36, ей – 30. Они зрелые люди. У него на душе горечь воспоминаний о Марии Лазич, у неё позади тоже роман с печальным концом. Они честно рассказали друг другу о своём прошлом, и это их сблизило. Союз Фета и Боткиной оказался если не счастливым, то, по крайней мере, прочным и долгим.

 Деньги жены Фет умело пустил в дело. Купил невзрачную усадьбу и превратил её в образцовую «табакерку». Немецкие гены дали о себе знать. Он стал рачительным, достойным хозяином. Всё быстро поставил на ноги.

  Вскоре император издаёт указ о возвращении родового имения Шеншина. Фет сменяет свою «табакерку» на богатейшее имение Воробьёвку. Когда-то он мечтательно описывал свой идеал Софье Андреевне Толстой:

 - Жить в прочной каменной усадьбе, совершенно опрятной, над водой, окружённой значительной растительностью. Иметь простой, но вкусный и опрятный стол и опрятную прислугу без сивушного запаха.

 Мечта сбылась. Усадьба великолепна. Парк. Поля. Теплицы. Пруд. Всё, вроде бы, пришло к определённому возрасту, удовлетворены сословные притязания, наличествует достаток и житейский покой, жена млеет от стихов мужа, а счастья нет, как и не было. Есть жуткая тоска. С годами она усиливается. Всё чаще вспоминаются грёзы юности, всплывают воспоминания о Марии Лазич. 4.11.1878г., на пороге 58- ми летия  Фет пишет:

  Ты отстрадала, я ещё страдаю,

Сомнением мне суждено дышать,

И трепещу, и сердцем избегаю

Искать того, чего нельзя понять.

А был рассвет! Я помню, вспоминаю

Язык любви, цветов, ночных лучей.-

Как не цвести всевидящему маю

При отблеске родном таких очей!

Очей тех нет – и мне не страшны гробы,

Завидно мне безмолвие твое,

И, не судя ни тупости, ни злобы,

Скорей, скорей в твое небытие!

 Жизни ещё оставалось 14 лет, а Фету уже мерещились гробы, и он стремился в небытие. К концу жизни поэта начинают мучить физические недуги. Он терял зрение. Пришлось диктовать литературному секретарю Екатерине Фёдоровой.

  «Моя старуха Муза,- говорил Фет весной 1892г.,- спит, спит, да вдруг во сне и забредит, а Екатерина Владимировна запишет кошмар».

 Смерть пришлась на 21.11.1892г. Фет пожелал вдруг выпить шампанского и отправил за ним жену, а сам продиктовал записку:

 - Не понимаю сознательного приумножения неизбежных страданий. Добровольно иду к неизбежному.

 И подписался: 21 ноября Фет (Шеншин).

 В тот же миг он схватил стилет для разрезания бумаги и попытался нанести себе удар в грудь, но Екатерина Владимировна повисла у него на руке. Фет вырвался и бросился бежать по анфиладе комнат. В столовой попытался открыть дверцу шифоньерки, где лежали ножи, но не хватило уже сил. Фет, тяжело дыша, опустился на стул. В это время вбежала Екатерина Владимировна. Она услышала сорвавшееся с уст Фета: «Чёрт!». Глаза его расширились от какого-то привидевшегося ужаса, и он умер.

 Такова основная канва жизни Афанасия Фета. Поэтическая судьба его сложилась неровно.

  Первый поэтический успех 20-ти летнем возрасте. Триумф в 30-ти летнем. Альянс с Некрасовым и разрыв с ним. Нежелание вступить в радикальный лагерь и изгнание радикалами его из литературы. Долгое творческое молчание, но с другой стороны, расцвет Фета как помещика-фермера. И, наконец, возвращение в литературу в 80-х годах.

  В январе 1889 – торжественное чествование в Московском ресторане «Эрмитаж». Живые цветы, оркестр. В сладкоречивых выступлениях благодарили Фета за то, что он «в тяжёлое время» крепко держит знамя поэзии и не отдаёт своей лиры на служение тёмным силам. В общем, хвалили за то, за что ранее ругали, что-де он остаётся в стороне от бурления общественной жизни.

Похвалы Фету были приятны, он не был ими избалован. Лишь иногда только Лев Толстой прочтёт какое-либо стихотворение Фета и у него защиплет в носу, а в основном его ругали. Он один из самых заруганных русских поэтов. Поэзию Фета считали мелкотравчатой.

 Да, кому-то близки проблемы, битвы. Фет – поэт совсем иной.

Фет относился к тому направлению, которое мы называем «чистое искусство» или «искусство для искусства», «искусство ради искусства». Это значит, что в своем творчестве Фет уходил от злобы дня, от острых социальных проблем, которые особенно в то время волновали Россию. Фет считал, что в поэзии не должно никакой утилитарности, поэзия не может быть средством выражения идей, она самодостаточна и самоценна!

 Послушайте стихотворение и подумайте, что отличает стихотворения Фета от стихотворений других поэтов:

Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

В дымных тучках пурпур розы,

 Отблеск янтаря,

И лобзания, и слёзы,

И заря, заря!

(Есть ли движение, средства, выражающие его?)

В стихотворении нет ни одного глагола, то есть процесс передан с помощью фиксации, называния определенных явлений, эмоций.

Это стихотворение фиксирует ощущения поэта. Новизна изображения явлений природы связана с импрессионизмом.

Импрессионизм -  (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — началаXX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились разрабатывать методы и приемы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи (но это, прежде всего, группа методов), хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке, где импрессионизм также выступал в определенном наборе методов и приемов создания литературных и музыкальных произведений, в которых авторы стремились передать жизнь в чувственной, непосредственной форме, как отражение своих впечатлений.

В эпоху Возрождения живописцы венецианской школы пытались передать живую реальность, используя яркие краски и промежуточные тона. Их опытами воспользовались испанцы, наиболее отчётливо это выражено у таких художников как Эль ГрекоВеласкес и Гойя, чьё творчество впоследствии оказало серьёзное влияние на Мане и Ренуара.

В это же время Рубенс делает тени на своих полотнах цветными, используя прозрачные промежуточные оттенки. По наблюдению Делакруа, Рубенс отображал свет при помощи тонких, изысканных тонов, а тени — более теплыми и насыщенными цветами, передавая эффект светотени. Рубенс не использовал чёрный цвет, что позднее станет одним из основных принципов живописи импрессионистов.

На Эдуарда Мане влияние оказал нидерландский художник Франс Халс, писавший резкими мазками и любивший контраст ярких красок и чёрного цвета.

Переход живописи к импрессионизму также подготовили английские живописцы. Во время франко-прусской войны (18701871Клод Моне,Сислей и Писсарро отправились в Лондон, чтобы там иметь возможность изучить великих пейзажистов — КонстеблаБонингтона и Тёрнера. Что же касается последнего, то уже в его поздних работах заметно как исчезает связь с реальным изображением мира и уход в индивидуальную передачу впечатлений.

Сильное воздействие оказал Эжен Делакруа, он уже различал локальный цвет и цвет, приобретаемый под воздействием освещения, его акварели, написанные в Северной Африке в1832 году или в Этрета в 1835 году, и особенно картина «Море в Дьеппе» (1835) позволяют говорить о нём как о предшественнике импрессионистов.

«

Вибрация на полотнах импрессионистов, достигаемая за счёт подрагивающих переливающихся мазков, - это удивительная находка, подсказанная им Делакруа, который, будучи одержим идеей передачи движения, в бесстрастном неистовстве романтизма не удовлетворялся быстрыми движениями и насыщенными красками, а клал вибрирующие мазки.

»

Последним элементом, который повлиял на новаторов, стало японское искусство. С 1854 года благодаря прошедшим в Париже выставкам молодые художники открывают для себя мастеров японской гравюры таких как УтамароХокусай и Хиросиге. Особое, неизвестное доселе в европейском изобразительном искусстве, расположение изображения на листе бумаги — смещённая композиция или композиция с наклоном, схематическая передача формы, склонность к художественному синтезу, завоевали расположение импрессионистов и их последователей.

В целом, в стиле импрессионизма работало множество мастеров, но основой движения были Эдуард МанеКлод МонеОгюст РенуарЭдгар ДегаАльфред СислейКамиль ПиссарроФредерик Базиль и Берта Моризо. Однако Мане всегда называл себя «независимым художником» и никогда не участвовал в выставках, а Дега хоть и участвовал, но никогда не писал свои работы на пленэре.

  Так и Фет зорко вглядывается во внешний мир и показывает его таким, каким он предстаёт его восприятию, каким кажется ему в данный момент.

  Его интересует не столько предмет, сколько впечатление, произведённое предметом.

Послушайте пример того, как сказался импрессионистический уклон в Фетовских описаниях природы:

Ярким солнцем в лесу пламенеет костер,

И, сжимаясь, трещит можжевельник;

Точно пьяных гигантов столпившийся хор,

Раскрасневшись, шатается ельник.

Я и думать забыл про холодную ночь,

До костей и до сердца прогрело;

Что смущало, колеблясь, умчалося прочь,

Будто искры в дыму, улетело.

Пусть на зорьке, все ниже спускаясь, дымок

Над золою замрет сиротливо;

Долго-долго, до поздней поры огонек

Будет теплиться скупо, лениво.

И лениво и скупо мерцающий день

Ничего не укажет в тумане;

У холодной золы изогнувшийся пень

Прочернеет один на поляне.

Но нахмурится ночь - разгорится костер,

И, виясь, затрещит можжевельник,

И, как пьяных гигантов столпившийся хор,

Покраснев, зашатается ельник. (1859)

  Ельник не шатается на самом деле, а только кажется шатающимся в неверных отблесках костра. Кажущееся Фет описывает как реальное. Подобно живописцу – импрессионисту он находит особые условия света и отражения, особые ракурсы, в которых картина мира предстаёт необычной. Обратите внимание на эти репродукции….

Вот ещё стихотворение:

Над озером лебедь в тростник протянул,

В воде опрокинулся лес,

Зубцами вершин он в заре потонул,

Меж двух изгибаясь небес.



И воздухом чистым усталая грудь

Дышала отрадно. Легли

Вечерние тени.- Вечерний мой путь

Краснел меж деревьев вдали.



А мы - мы на лодке сидели вдвоем,

Я смело налег на весло,

Ты молча покорным владела рулем,

Нас в лодке как в люльке несло.



И детская челн направляла рука

Туда, где, блестя чешуей,

Вдоль сонного озера быстро река

Бежала как змей золотой.



Уж начали звезды мелькать в небесах...

Не помню, как бросил весло,

Не помню, что пестрый нашептывал флаг,

Куда нас потоком несло!

Лес описан таким, каким он представился взгляду поэта: лес и его отражение в воде как одно целое, как лес, изогнувшийся вершинами, потонувшими в заре двух небес. Причём сопоставлением «лебедь протянул» и «лес опрокинулся» последнему глаголу как бы придано параллельное с первым значение только что осуществившегося действия: лес словно опрокинулся под взглядом.

   В слове своём поэт стремился передать впечатление. Именно впечатление входило в лиризм с нарастающей силой. Именно оно и отличало творения музыкантов, художников, поэтов, в творчество которых проник импрессионизм.

Мы сегодня познакомились с понятием импрессионизм и начали знакомство с творчеством Афанасия Фета, которое наполнено импрессионистическими мотивами. Попробуйте догадаться, какие из предложенных отрывков стихотворений принадлежат Перу этого поэта (доска), а теперь выберите картины, написанные в стиле импрессионизма (доска).

Молодцы.

Продолжите вы изучение творчества этого поэта на следующем уроке. Запишите Д/з.

Стихотворения «Ива»(1в.), «Какая грусть! Конец аллеи…»(2в), «Прости! Во мгле воспоминанья…»(3в), «Уноси моё сердце в звенящую даль…»(4в), «Последний звук умолк в лесу глухом…»(5в), «Ночь и я, мы оба дышим…»(6в) наизусть, анализ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...