Методическая разработка урока литературы Тема: Поющее сердце России (С.А.Есенин). 10-11 класс
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Супрядкина Ирина Викторовна
Методическая разработка урока литературы Тема: Поющее сердце России (С.А.Есенин). Цель: познакомить обучающихся с фактами биографии поэта, с его произведениями, посвящёнными близким людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx19.12 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока литературы

Тема: Поющее сердце России  (С.А.Есенин).

Цель: познакомить обучающихся  с фактами биографии поэта, с его произведениями, посвящёнными близким людям.

Оборудование: тексты стихотворений, аудиозаписи стихотворений Есенина, романсов на стихи поэта, аудиозаписи русских народных песен, презентация фотографий и репродукций картин.

Ход занятия:                        

Моя лирика жива одной большой   любовью  к Родине. Чувство родины –

 основное в моём творчестве

                                         С.А.Есенин.

1. (На экране фото: Сергей Есенин, 1915 г.)

    Вступительное слово учителя (после прочтения эпиграфа к уроку):

    Проникновение в мастерскую любого поэта лучше всего начинать с воспоминания о его жизненном пути. Именно поэтому сегодня мы будем говорить с вами о жизни великого русского поэта Сергея Есенина, о том,  какие люди окружали его и как это выразилось в его творчестве, как эти люди повлияли на становление его поэтического творчества.

     Благодаря Сергею Есенину в русскую литературу вошло понятие малой родины, не огромной страны с необъятными просторами, а родной рязанской стороны, родного села Константинова, родной избы и всех тех, кто окружал поэта долгие годы, кто вложил в его душу любовь ко всему живому, к Родине.

2. 1-й обучающийся:

     Детство С. А. Есенина прошло среди крестьян, он видел своеобразную поэзию деревенской жизни,  неповторимую красоту людей труда. Поэт вырос среди раздолья среднерусской природы, и  именно там он  научился «любить на этом свете все, что душу облекает в плоть».

(Звучит аудиозапись русской народной песни «Родина»  в исполнении С.Лемешева на фоне картин:  Исаак Левитан «Над вечным покоем», 1894г., Фёдор Васильев «Мокрый луг»1872г., Иван  Шишкин «Рожь», 1878г.)

(На экране  фото Татьяны Федоровны и Александра Никитича Есениных (1905г.)

   Большое влияние на творчество С.А.Есенина оказала мать поэта, Татьяна Фёдоровна, которая  была наделена от природы недюжинным умом, красотой, чудесным песенным даром. Она обладала редким мастерством исполнения русских народных песен… Каких только песен она не знала: и шуточных, и величальных, и игровых, и обрядовых, и полюбовных. «Мне кажется, что нет такой  русской народной песни, которую бы не знала наша мать…Топила печку, шила, пряла ли, за любой работой можно было услышать её пение».

   Задушевно пела Татьяна Федоровна о тяжёлой, беспросветной женской доле. Щемящей болью отзывались в песнях грустные думы «терпеливой матери», которой судьба послала не одно суровое испытание. (Звучит аудиозапись русской народной песни «То не ветер ветку клонит»  в исполнении М.Максаковой)

    «И каждый из нас,  её детей, - рассказывала Александра Есенина, - с пелёнок слушал её напевы, подрастая, невольно запоминал их и подпевал ей».

Ты запой мне ту песню, что прежде

Напевала нам старая мать.

………………………………………

Ты мне пой, ну, а я с такою,

Вот с такою же песней, как ты,

Лишь немного глаза прикрою –

Вижу вновь дорогие черты.

……………………………………..

Ты мне пой, ну, а я припомню

И не буду забывчиво хмур:

Так приятно и так легко мне

Видеть мать и тоскующих кур, -

взволнованно писал Есенин позднее, обращаясь к сестре своей Шуре.

(Звучит аудиозапись стихотворения «Сестре Шуре» в исполнении С.Милованова/ либо отрывок читает обучающийся)

     В конце своей трагически оборвавшейся жизни С. А. Есенин пишет стихотворение «Письмо матери ». Здесь с поразительной силой переданы сыновние чувства.

(Звучит аудиозапись  песни  на стихотворение Есенина композитора  В.Липатова «Письмо  матери» в исполнении Александра Малинина)

3. 2-й обучающийся:

    В тяжелые минуты горестных раздумий сердце поэта тянулось к родительскому очагу, к отчему дому. В своих воспоминаниях Сергей Есенин пишет: «Никто не имел для меня такого значения, как мой дед. Ему я больше всего обязан». Так он писал о деде по матери Фёдоре Андреевиче Титове,   которому   с двух лет был отдан на воспитание  и благодаря которому научился читать в пять лет. В 1924 году в далёком городе Батуме он пишет стихотворение   «Письмо деду» (На экране  фото деда С.Есенина):

Покинул я

Родимое жилище.

Голубчик!  Дедушка!

Я вновь к тебе пишу...

У вас под окнами

Теперь метели свищут,

И в дымовой трубе

            Протяжный вой и шум,

          Как будто сто чертей

          Залезло на чердак.

          А ты всю ночь не спишь

          И дрыгаешь ногою.

          И хочется тебе

          Накинуть свой пиджак,

          Пойти туда,

          Избить всех кочергою.

          Наивность милая

          Нетронутой души!

          Недаром прадед

          За овса три меры

          Тебя к дьячку водил

          В заброшенной глуши

          Учить:  "Достойно есть"

          И с "Отче" "Символ веры".

          Хорошего коня пасут.

          Отборный корм

          Ему любви порука.

          И, самого себя

          Призвав на суд,

          Тому же самому

          Ты обучать стал внука.

          Но внук учебы этой

          Не постиг

          И, к горечи твоей,

          Ушел в страну чужую.

          По-твоему, теперь

          Бродягою брожу я,

          Слагая в помыслах

          Ненужный глупый стих.

4. 3-й обучающийся:

    И в стихах и в автобиографиях Есенин подчёркивал роль, которую сыграл в его жизни дед Фёдор Андреевич Титов:

Года далёкие,

Теперь вы как в тумане.

И помню, дед мне

С грустью говорил:

«Пустое дело…

Ну, а если тянет –

Пиши про рожь,

Но больше про кобыл».

    По свидетельству родных поэта, многие черты характера Есенин унаследовал от деда, человека интересного и своеобразного, имевшего приятный голос, неплохо певшего, знавшего, чем расположить собеседника, понравиться окружающим.

5. 4-й обучающийся: 

    По-матерински заботилась о Есенине в доме Титовых бабушка Наталья Евтеевна. «Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности её не было границ». Она брала внука  с собой, отправляясь на богомолье, зная, что без неё в доме его могут обидеть. В долгие зимние вечера она рассказывала ему сказки, пела песни, духовные стихи, унося воображение мальчика в мир старинных преданий и легенд:

Под окнами

Костёр метели белой,

Мне девять лет.

Лежанка, бабка, кот…

И бабка что-то грустное,

Степное пела, порой зевая,

И крестя свой рот.

(Звучит аудиозапись  песни  «Ах  ты, степь широкая» в исполнении И.Козловского)

6. 5-й обучающийся:

     У Сергея Есенина были ещё два родных человека, радом с которыми он рос – это сёстры Александра и Екатерина. (На экране  фото С.Есенина с сёстрами Катей и Шурой, 1912г.; сестры поэта – Александра и Екатерина Есенины )

     Но поэт в своих стихах вспоминает чаще сестру Александру, которую называл Шурой, наверное, потому, что она была самой младшей.

Я красивых таких не видел,

Только, знаешь, в душе затаю

Не в плохой, а в хорошей обиде –

Повторяешь ты юность мою.

Ты моё васильковое слово,

Я навеки люблю тебя.

Как живёт теперь наша корова,

Грусть соломенную теребя?

Запоёшь ты, а мне любимо,

Исцеляй меня детским сном.

Отгорела наша рябина,

Осыпаясь под белым окном?

Что поёт теперь мать за куделью?

Я навеки покинул село,

Только знаю – багряной метелью

Нам листвы на крыльце намело.

Знаю то, что о нас с тобою вместе

Вместо ласки и вместо слёз

У ворот, как о сгибшей невесте

Тихо воет покинутый пёс.

Но и всё ж возвращаться не надо,

Потому и достался не в срок,

Как любовь, как печаль и отрада.

Твой красивый рязанский платок.

     

 7.Учитель: В жизни Сергея Есенина случилось  много разных людей, но те люди, о которых сегодня мы говорили, были самыми родными, были связующим звеном между поэтом и его родиной. (На экране  фото дом родителей  С.Есенина в селе Константиново)

А сейчас, как глаза закрою,

Вижу только родительский дом.

Вижу сад в голубых накрапах,

Тихо август прилёг ко плетеню.

Держат липы в зелёных лапах

Птичий гомон и щебетню.

Я люблю этот дом деревянный…

    Лирика С. А. Есенина, посвящённая родным, искренняя, в ней чувствуется биение беспокойного, нежного, любящего  сердца внука, сына, брата. Недаром его поэзия была и остается понятой и близкой многим русским людям. Она всегда звучит современно, в ней чувствуется человеческое добро и тепло.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Начальная школа в Великобритании и России» в 5 классе.

Методическая разработка урока английского языка по теме " Начальная школа в Великобритании и России " в 5 классе предназначена для учителей английского языка. Разработка представляет собой консп...

Методическая разработка урока по теме "Once upon a time. Past Simple" в 4 классе

Методическая разработка урока по теме "Module 6: Once upon a time. Past Simple" в 4 классе по  УМК «Английский в фокусе» (серия Spotlight, М.- «Просвещение», 2011)...

Методическая разработка урока литературы Тема: Традиции Л.Н. Толстого в современной прозе о войне.«Нам общая слава России солдатской наградой была…» (По произведениям Ю.В. Бондарева, К.Д. Воробьева, Б.Л. Васильева, В.В. Быкова).

Методическая разработка урока литературы «Традиции Л.Н. Толстого в современной прозе о войне. «Нам общая слава России солдатской наградой была…»  (по произведениям  Ю.В. Бондарева, К.Д. Воро...

Методическая разработка урока литературы Тема: Проблемы доброты, милосердия, всепрощения в рассказе Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»

Познакомить учащихся с жанровыми особенностями святочного рассказ Формирование умения анализировать прозаическое произведение, развитие речи и творческих способностей учащихсяНравственное и эсте...

Методическая разработка урока литературы: «Тема любви в творчестве А.С. Пушкина».

Лирика А.С.Пушкина знакомит читателя с его раздумьями о смысле жизни, о счастье человека. Любовь у поэта – глубокое, нравственно чистое, бесконечно нежное чувство, облагораживающее человека. Поэ...

Методическая разработка урока литературы. Тема: Социальные и философские источники теории Родиона Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).

Разработка будет полезна учителям литературы. В результате работы на уроке ребта должны будут прийти к выводу, что античеловеческая теория Родиона Раскольникова –  результат поисков ответов...