урок внеклассного чтения «Мы дети одной матери — Природы!» (по рассказам Э. Сетона-Томпсона о природе)
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Данный  материал  предлагается  для  проведения  урока  внеклассного  чтения  в  5 - 6 классах.  Рассказы  Э.Сетона-Томпсона  обычно  нравятся    школьникам  и  позволяют  учителю  повести  на  уроке    разговор  о  нравственных  проблемах:  о   добре  и   жестокости,  о  предательстве  и  верности.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_vneklassnogo_chteniya.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

  Литература.                                                                                                                              Урок внеклассного чтения.   «Мы дети одной матери — Природы!»

(по рассказам Э. Сетона-Томпсона   о  природе)

Цели:  ввести учащихся в атмосферу художественного мира произведений

Э. Сетона-Томпсона; привлечь внимание к проблеме защиты животных, поднятой в произведениях писателя-натуралиста; совершенствовать  навыки анализа опорных эпизодов художественного произведения;  способствовать формированию мировосприятия, понимания взаимоотношений человека и природы.

Оборудование: портрет Э. Сетона-Томпсона, выставка его книг, иллюстра-тивный материал по теме урока.

Форма проведения урока: урок  внеклассного  чтения.

                                           Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний.

-Вспомните  русских  писателей,   посвятивших  своё  творчество  изобра-жению  природы.

-Слышали  ли  вы  имя  писателя  Э. Сетона-Томпсона?

- Эрнест Сетон-Томпсон известен во всём мире как писатель-натуралист   и художник. Его книги пропитаны любовью к природе, многим людям они помогли сохранить чистое и бережное отношение к животным и растениям .

Эрнест стал художником, к нему пришла известность. Он рисовал птиц и диких зверей, будучи убеждённым в своём призвании — рисовать. Однако настоящую славу ему принесли книги. Впервые рассказы о животных были написаны столь правдиво и ярко, с предельно точным и глубоким знанием поведения  и образа жизни героев. Книги Сетона-Томпсона издавались и переиздавались сотни раз. Наиболее известные из них — «Домино», «Рас-сказы о животных», « «Животные-герои», «Моя жизнь».

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и целей урока

    Задумывались ли вы над тем, что мы, люди, являемся частью природы, а значит, как и весь животный мир, подчиняемся ей? И если какой-либо из законов природы нарушается, то страдают от этого все: и люди, и животные, и растения.

   Особенно очевидным это стало в конце XX века, когда нависла реальная  угроза  существованию матери-природы и нас, людей, в ней. Человек и природа… В этих двух словах всё взаимосвязано, это целый мир. Мы всегда должны помнить: «Мы дети одной матери — Природы!». Она имеет собственную душу, язык. Его только нужно научиться понимать.

IV. Работа над темой урока.

Рассказ «Лобо»: утверждение в рассказе любви ко всему живому.

Выступления  учащихся  по вопросам,  предложенным  им  накануне.

-  Каким изображён волк в рассказе «Лобо»?

-  Почему скотоводы рады были бы истребить  стаю?

-  Почему охотникам долго не удавалось завладеть скальпом Лобо?

-  Почему же Лобо всё-таки оказался в руках охотников и так покорно принял свою смерть? Какой она видится вам?

-  На чьей стороне ваши читательские симпатии — на стороне волка Лобо или   охотника?

- Соответствует ли описание повадок и поведение волка в рассказе Сетона-Томпсона сложившимся представлениям о нём в науке о животных?

Рассказ  «Снап»

Сообщение  учащегося.    

   Бультерьер — порода собак, которыми травили быков для потехи. В 1835 г.

английский парламент запретил это развлечение. Бультерьер — это гладиа-тор среди собак. Он должен быть крепко сбитым,  Мускулистым, гармонично сложенным и подвижным. Всем своим видом он выражает настороженность, остроту ума и решительность. Он полон огня и абсолютно бесстрашен, но уравновешен и хорошо поддаётся воспитанию. Несмотря  на довольно свирепый вид, бультерьер на самом деле очень ласков, ему можно доверять детей. Но если бультерьера заденет любая другая собака, он бесстрашно бросится в бой и будет сражаться до конца — никогда не сдастся!

  Беседа.

-  Как вёл себя Снап  при первом знакомстве с новым хозяином?

-  Какой способ воспитания Снапа избрал рассказчик?

-  В телеграмме Снап не зря был назван замечательным щенком. Когда и при  каких обстоятельствах Снап оправдал хвалебную телеграмму?

-  «У гончих прекрасные носы, у борзых быстрые ноги, волкодавы и доги —силачи, но все они ничего не стоят, потому что беззаветное мужество есть  только у бультерьера». Когда рассказчик пришёл к такому выводу?

-  Что заставило старого Пенруфа пробормотать дрогнувшим голосом: «Лучше бы у меня пропало двадцать быков»?

-  Подумайте, какие слова из рассказа можно было бы поставить эпиграфом

к этому произведению.

Творческое  задание.  Сочинить  синквейн  к  словам  Лобо  или  Снап.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Приём «Микрофон».     Представим себе, что у нас на уроке присутствует почётный гость — сам Эрнест Сетон-Томпсон.

-Какой  бы  вопрос  вы  ему  задали  бы?

2. Заключительное слово учителя

— Во имя чего создавал свои произведения писатель?      Безусловно, во имя  защиты животных от человеческой жестокости, варварского истребления,  губительных последствий вмешательства людей в их популяции. Персонажи  рассказов Сетона-Томпсона в один голос взывают к разуму человека. Книгам Сетона-Томпсона предрекали долгую жизнь: «Пока одно поколение вырастет, другое  уже будет готово слушать тебя». Эти слова оправдались…

VI. Домашнее задание

Нарисовать  иллюстрацию  к  рассказам  Э. Сетона-Томпсона.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по рассказу Э.Сетона-Томпсона "Лобо"

Урок объединяет деятельность учителей литературы, биологии и рисования, помогает наиболее полно и объемно представить изучаемый материал, показывает взаимосвязь нескольких предметов....

Конспект урока по литературному чтению в 9 классе коррекционной школы 8-го вида Тема урока: Маленький герой Э.Сетона -Томпсона (по рассказу «Снап»)

Конспект урока по литературному чтению в 9 классе коррекционной школы 8-го вида Тема урока: Маленький герой Э.Сетона -Томпсона (по рассказу «Снап»)...

Урок литературы в 5 классе по рассказу "Васюткино озеро" В. Астафьева "Человек и природа в рассказе"

Урок знакомит учащихся с биографией В. П. Астафьева, продолжает работу по аналитическому пересказу  и составлению комментария произведения. Совершенствует речевые умения путем пересказа художеств...

Конспект урока по чтению в 9 классе. Тема урока: Э. Сетон- Томпсон «Снап» .

Конспект урока по чтению в 9 классе . Тема урока : Э. Сетон - Томпсон "Снап"...

Изучение рассказа Э. Сетона — Томпсона «СНАП» в 5 классе

Кризисное состояние природы в мире, необходимость ее охраны с особой остротой поставили вопрос об экологическом воспитании школьников. Экологическое воспитание является частью гуманистического мировоз...

Технологическая карта внеурочного занятия «Создание музея одного произведения» (на основе рассказа Валентины Осеевой «Бабка»)

Внеурочное занятие в рамках программы внеурочной деятельности «Проектная мастерская». Направление: общеинтеллектуальное. Предмет: литература. Класс: 5 класс...