Роман «Преступление и наказание» в духовно-нравственном аспекте на уроках литературы.
статья по литературе (10 класс) на тему

Воробьёва Светлана Сергеевна

Статья в помощь учителю литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роман «Преступление и наказание» в духовно-нравственном аспекте на уроках литературы.

        О Достоевском, казалось бы, сказано уже всё. В школах проходят стандартные уроки по изучению романа «Преступление и наказание», и в памяти большинства школьников остаётся лишь тот факт, что «Раскольников старушку убил».  Однако сводить творчество писателя к детективной уголовной истории, на наш взгляд, преступление не меньше, чем убийство, потому что «убивается» то главное, что хотел нам сказать писатель всем своим творчеством. А такое прочтение без соответствующего духовного комментария либо вызывает отторжение на всю жизнь, либо неверное в корне восприятие творчества писателя. И неизвестно, что хуже.

        Н.К. Михайловский назвал талант Достоевского «жестоким талантом», и с этим трудно не согласиться. Просто «проходить» или «читать» Достоевского нельзя. По словам М.М. Бахтина, “герой Достоевского не образ, а полновесное слово, чистый голос”, поэтому задача учителя – попробовать научить детей слышать этот голос, иначе уроки не имеют смысла.

        Мы привыкли обращать внимание лишь на сюжетную сторону романа, оставляя за бортом текстовый анализ, а вся духовная составляющая сводится к критике «теории» Раскольникова. На наш взгляд, это в корне неверно. «Полифоническими» назвал романы Достоевского М.М. Бахтин. Достоевский предлагает множество идей и предлагает самому читателю выбрать, какая ему ближе. Это работа по постижению мироздания и собственной души, которую читатель Достоевского должен проделать, если хочет понять писателя и обрести своё место в мире.

        Достоевский считается православным писателем, но вы практически не встретите в его романах церкви. И это даёт возможность противникам писателя говорить о его неправославии и даже «бесовстве». Но если мы будем считать, что Церковь – это только храм и богослужение, то да, таких сцен у Достоевского нет. Но ведь Церковь – в православном понимании – это Тело Христово, это все сообщество верующих. Достоевский писал: «Церковь – весь  народ», и такая Церковь у писателя есть. Писатель считал, что необходимо «найти в человеке человека». Это значит – найти тот образ Божий, который в каждом человеке просвечивает, как бы грешен и порочен он ни был. И здесь как никогда необходима на уроке работа над словом, работа с текстом романа. Вот два примера из работы замечательного современного исследователя Т. А. Касаткиной. В «Преступлении и наказании», когда Раскольников после убийства старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы, пошатываясь, возвращается к себе домой, кто-то из толпы ему кричит: «Ишь, нарезался!» Его принимают за пьяного. А он на самом деле нарезался – зарезал двух людей. И в то же время он действительно пьян – опьянен  грехом. Когда Раскольников собирается идти на убийство, в романе сказано, что его как будто тянуло, словно он попал в колесо и его захватило какими-то ремнями. Возможно, Достоевский хотел напомнить читателям книгу Исайи, где написано, что если вы попадаете в рабство греху, то он тянет вас, как ремни колесничные. А в финале романа есть удивительная фраза: когда рассказывается о переживаниях Раскольникова на каторге. Там написано: «уже в остроге, на свободе, он понял…» Только находясь в остроге, он оказался более-менее свободен от греха. Особое внимание при детальном изучении текста стоит обратить на сцену, когда Раскольников смотрит на панораму Петербурга с Николаевского моста, там сказано, что «духом немым и глухим» для него была полна эта сцена. Стоит, нам кажется, сказать детям, которые и о Евангелии-то имеют сейчас весьма смутные представления, что Христос, изгоняя беса из человека, говорит: «Дух немый и глухий! Я повелеваю тебе, выйди из него». Вот бес, который сидел в Раскольникове и представлял ему окружающий мир как немой и глухой. Вот откуда вся его «теория» (бесовство!) и вот почему он преображается, отказываясь от неё (бес изгнан).

        Конечно, Достоевский – не школьный писатель: он не учит, как жить, воспринимать его невероятно трудно, особенно неокрепшим детским умам. Для этого у человека должен быть свой христианский опыт. Но ставить перед детьми нравственные проблемы, заставлять их задумываться над ними, «не позволять  душе лениться» - одна из главных задач уроков литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках литературы ( православный аспект)

Опыт работы по использованию Библейских сюжетов на уроках литературы....

статья "Духовно-нравственное воспитание подростка на уроках литературы в сельской школе"

Статья написана к конференции - Сократовским чтениям по теме "Реализация деятельностного подхода в воспитании подростка" и содержит краткий анализ и некоторые примеры из учительской практики....

Духовно - нравственное воспитание школьников на уроках литературы в 6 классе.

В данной статье я старалась обратить внимание на актуальность темы и возможности решения вопроса на уроках литературы в 6 классе....

статья Духовно-нравственное воспитание ребенка на уроках литературы

статья Духовно-нравственное воспитание ребенка на уроках литературы...

Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках литературы.

В данной статье представлен опыт работы по  формированию  у школьников системы моральных отношений: к людям, обществу на примере повести В. Г. Короленко "Дети подземелья"...

Духовно - нравственное воспитание обучающихся на уроках литературы

Статья о духовно - нравственном воспитании учащихся на примерах художественной литературы....

Формирование духовно-нравственных качеств личности на уроках литературы и русского языка.

Работа над формированием нравственности проводится как на уроках литературы, так и на уроках русского языка.Опираясь на собственный опыт в этой статье я привожу некоторые приёмы работы на уроках русск...