Урок литературы в 8 классе "Знакомьтесь: Иван Александрович Хлестаков".
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Урок литературы в 8 классе  по теме "Знакомьтесь: Иван Александрович Хлестаков" соответствует требованиям структуры урока. Урок направлен на развитие представлений об И.А. Хлестакове со всеми его положительными и отрицательными качествами. Урок построен по технологии проектной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя  образовательная школа» пст. Мадмас

План-конспект урока.

 

Тема: «Знакомьтесь:Иван Александрович Хлестаков».

                                       Учитель русского языка и литературы.

                                     Дмитриева О.В.

Мадмас 2013

Предмет: литература.

Тема урока: «Знакомьтесь: Иван Александрович Хлестаков».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель  урока:

обучающая - развитие представлений о том, кто такой Хлестаков на самом деле; 

развивающая – конструирование проекта; 

воспитывающая – формирование умения видеть в людях не только плохое , но и хорошее.

Задачи:

1.Проанализировать фрагменты текста комедии, выбрать положительные и отрицательные свойства Хлестакова ,составить мини-проект «А.И.Хлестаков».

Формирование УУД:

Личностные действия: умение высказывать свою точку  зрения, своё мнение.

Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция).

Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы).

Коммуникативные действия:(планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, управление поведением партнёра, разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли.)

Ход урока.

Происходит странная вещь.

Фитюлька, спичка, мальчишка 

Хлестаков силою страха и 

благоговения к нему вырастает 

в персону, становится сановником, 

становится тем, кого в нём видят.

Г.А. Гуковский, в кн.: “Реализм Гоголя”.

I.Организационный момент:

-Давайте посмотрим в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелаем ему успеха на уроке, улыбнитесь ему  и мне тоже.

II.Актуализация знаний.

Личность –это сложное переплетение индивидуального и общего.

Вот, например, по данным признакам попытайтесь узнать героя из произведения Н.В.Гоголя «Ревизор» Игра «Угадай героя»

 -Задание на слайдах (слайд 3-4,5).

1.“Молодой человек лет 23, тоненький, худенький, без царя в голове” 

2.  «Я люблю поесть. Ведь на то живёшь, чтобы срывать цветы удовольствия”. 

3.«….худенький, низенький, ну точно муха с подрезанными крыльями…»

III. Постановка учебной задачи.

-Я думаю , вы убедились, что по деталям портрета, особенностям речи, по некоторым  поступкам легко узнать человека, его невозможно спутать с другими в силу его индивидуальности и неповторимости.

-Как вы думаете, как мы можем сформулировать тему урока?

(  учащиеся предлагают варианты  ответов,  выходят на название темы «Знакомьтесь:Иван Александрович Хлестаков»).(слайд6)

-Давайте поставим цели урока, задачи. (ученики предлагают свои варианты).(слайд 7-8).

IV. Открытие новых знаний.

-Обратимся к образу Хлестакова и вспомним, кто же первый даёт полную характеристику Ивану Александровичу Хлестакову?   ( ответ:слуга Осип).

-Верно, как  же, как ни слуга знает о барине всё. Тогда ему и слово.

(выразительное чтение дейс.2 явл.1)

После  прочтения ученики, работая в группе отмечают положительные и отрицательные стороны героя.

Слайд 10.(Ответ.(“+”: “каждый день доставай билеты в кеятр”;  

 “-”: “профинтил денежки, сидит и хвост подвернул, не горячится; кутит на батюшкины деньги; продаёт всё до последней рубашки; делом не занимается; гуляет по прешпекту”, в картишки играет; не платит в трактире. )

-Что мы можем понять из этого монолога? (ответ: Хлестаков никакой не ревизор, а бесмысленный «елистратишка», прожигающий свою жизнь).

       -А как раскрывается образ Хлестакова в его поведении, речи, жестах, мимике? Чтобы ответить на этот вопрос давайте посмотрим сценку

 (д.2. явл.2).

После просмотра сценки даётся время на выявление положительных и отрицательных черт характера.).

Слайд 11.ответ.( “+”: молодой человек лет 23-24, одет по моде;

“-”: труслив, высокомерен, нагл, груб со слугой )

-Прежде, чем мы продолжим работу над таблице+й, давайте вспомним, что является кульминационным моментом в развитии личности Хлестакова?  (враньё Хлестакова.)

-Почему? (ответ:здесь он проявляет себя во всей красе)

-А как вы думаете, он врёт сознательно или нет?  (ответ:нет, сам по себе)

Давайте посмотрим этот эпизод, а вы подумайте какие достоинства и недостатки проявилась в  Хлестакове?

Слайд12.(обсуждение . ответ: “+”: знаком с русской и зарубежной литературой, умеет увлечь слушателей;

“-”: преувеличивает, сочиняет, врёт о своей жизни и службе в

столице; придумывает небылицы.)

-Давайте вспомним сцену беседы Хлестакова с чиновниками в отдельности. (предлагается пересказать) +выявление отриц. и  полож. сторон.

Слайд13.(“+”: Хлестаков понял сущность всех чиновников;

“-”: берёт взаймы, заведомо зная, что никогда не отдаст, т.е. берёт взятки).

-Ну и конечно же не останется без внимания эпизод обращения с женщинами, определите здесь полож. и отриц. Стороны.

V. Самостоятельная  работа.

-В результате "нашей работы  на уроке мы по ключевым фразам составили словесный портрет этого героя. А теперь попробуем создать проект, который будет называться «Портрет Хлестакова».

(создают мини-проект  «Портрет Хлестакова»).

VI. Итог урока.

-Скажите ,мог ли такой человек, обладая таким набором положительных и отрицательных качеств быть генерал-губернатором?

-А почему его называют ревизором? Обратимся к эпиграфу.

Вывод: уч-ль.  Гоголю удалось создать образ, приближённый к жизни. Вспомните фразу Хлестакова «Я везде, я везде….» Как вы её понимаете?(Хлестаков живёт во многих из нас.) Есть ли среди вас Хлестаковы? Гоголь писал: «Всякий хоть на минуту, если не несколько минут, делался или делается Хлестаковым». Гоголь создал типичный образ, который в литературе получил нарицательное название «хлестаковщина». Как вы понимаете это понятие?

Рефлексия.  Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…
  14. урок дал мне для жизни…
  15. мне захотелось…

Дом.зад.:

 1)определить понятие «хлестаковщина», подумать о том, опасны ли Хлестаков и хлестаковщина?

2)написать сочинение-рассуждение   «Если я стану государственным чиновником….»


Портрет  И.А. Хлестакова.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературы в 8 классе. Подготовила учитель русского языка и литературы Дмитриева О.В.

Слайд 2

Николай Васильевич Гоголь (1809-1852

Слайд 3

Игра «Угадай героя» 1 .“Молодой человек лет 23, тоненький, худенький, без царя в голове” 2 «Я люблю поесть. Ведь на то живёшь, чтобы срывать цветы удовольствия”.

Слайд 4

3.«….худенький, низенький, ну точно муха с подрезанными крыльями…»

Слайд 5

Иван Александрович Хлестаков

Слайд 6

Тема урока « Знакомьтесь: Иван Александрович Хлестаков»

Слайд 7

Цели урока : обучающая - развитие представлений о том, кто такой Хлестаков на самом деле; развивающая – конструирование проекта; воспитывающая – формирование умения видеть в людях не только плохое , но и хорошее.

Слайд 8

Задачи : - проанализировать фрагменты текста комедии, выбрать положительные и отрицательные свойства Хлестакова ,составить денотатный граф понятия «А.И.Хлестаков» и проект « Хлестаков.

Слайд 9

эпиграф Происходит странная вещь. Фитюлька, спичка, мальчишка Хлестаков силою страха и благоговения к нему вырастает в персону, становится сановником, становится тем, кого в нём видят. Г.А. Гуковский , в кн.: “Реализм Гоголя”.

Слайд 10

Положительные и отрицательные стороны героя “+”: “каждый день доставай билеты в кеятр ”; “-” : “профинтил денежки, сидит и хвост подвернул, не горячится; кутит на батюшкины деньги; продаёт всё до последней рубашки; делом не занимается; гуляет по прешпекту ”, в картишки играет; не платит в трактире.

Слайд 11

“+”: молодой человек лет 23-24, одет по моде; “ -” : труслив, высокомерен, нагл, груб со слугой

Слайд 12

Сцена вранья “+”: знаком с русской и зарубежной литературой, умеет увлечь слушателей; “-” : преувеличивает, сочиняет, врёт о своей жизни и службе в столице; придумывает небылицы.

Слайд 13

Сцена с чиновниками “+”: Хлестаков понял сущность всех чиновников; “-”: берёт взаймы, заведомо зная, что никогда не отдаст, т.е. берёт взятки).

Слайд 14

Домашнее задание. 1.Определить понятие «хлестаковщина», подумать опасны ли Хлестаков и хлестаковщина. 2.Написать сочинение-рассуждение «Если я стану государственным чиновником….»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по теме: «Городничий и Хлестаков в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». «Миражная интрига» в комедии»

Автор делится опытом, как сделать урок и знания, приобретаемые учениками на нем значимыми, показывает инновационную форму и систему работы обучающихся на девайсах...

Патриотический проект " Парта Героя" Шиц Иван Александрович

Патриотический проект партии «Единая Россия» под названием «Парта героя» стартовал в школах России. Целью проекта является создание условий для формирования у детей и подростко...

Иван Александрович Гончаров

Иван Александрович Гончаров. Русский писатель...

Иван Александрович Гончаров

Иван Александрович ГончаровИван Александрович Гончаров (1812–1891 гг.) – великий русский писатель, автор трёх знаменитых романов «Обломов», «Обрыв» и «Обыкнов...

Иван Александрович Гончаров

Иван Александрович ГончаровИван Александрович Гончаров (1812–1891 гг.) – великий русский писатель, автор трёх знаменитых романов «Обломов», «Обрыв» и «Обыкнов...

Иван Александрович Гончаров

Иван Александрович ГончаровИван Александрович Гончаров (1812–1891 гг.) – великий русский писатель, автор трёх знаменитых романов «Обломов», «Обрыв» и «Обыкнов...