В гостях у сказки
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Анисимова Наталья Анатольевна

Конспект урока и презентация к итоговому уроку по сказкам. Урок построен по принципу игры "Своя игра". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyakh_u_skazki.rar2.96 МБ

Предварительный просмотр:

В гостях у сказки

Подробный конспект урока.

Организационная информация

Тема урока

Русские народные сказки

Предмет

Литература

Класс

5

Автор/ы урока (ФИО, должность)

Анисимова Наталья Анатольевна, учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение

МБОУ «Средняя школа № 156»

Республика/край

Татарстан

Город/поселение

г. Казань

Методическая информация

Тип урока (мероприятия, занятия)

Урок повторения, обобщения и систематизации знаний

Цель урока (мероприятия, занятия)

(образовательные, развивающие, воспитательные)

Цель урока: подведение итогов, систематизация полученных знаний по данной теме (русские народные сказки)

Задачи урока (мероприятия, занятия)

Задачи:

  • в игровой форме обобщить все особенности русской сказки;
  • путем создания атмосферы здоровой конкуренции вырабатывать у учащихся чувство удовлетворенности вследствие хорошего знания учебного материала, учить добиваться поставленной цели;
  • прививать любовь и уважение к культурным традициям своего народа.

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы

Игровые, проблемно-поисковые, групповые, компьютерные.

Методические приёмы: интерактивная игра

Время реализации урока (мероприятия, занятия)

45 минут

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)

1. Актуализация знаний учащихся о народных сказках

2. Воспитание культуры учащихся.

3. Формирование ключевых компетенций, т.е. готовности к мобилизации знаний и умений для эффективной деятельности.

Необходимое оборудование и материалы

Компьютер, мультимедиа-проектор, экран

Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)

 Компьютерная презентация с содержанием игры

Ход и содержание урока,

деятельность учителя и учеников

1.Мотивация учащихся

Учитель знакомит учащихся с целью и задачами урока.

Урок проходит в необычной форме по версии телевизионной игры «Своя игра». Класс делится на три команды. Познавательная игра-соревнование трёх команд стимулирует деятельность учащихся на уроке и направлена на создание ситуации переживания успеха для учеников с разным уровнем подготовленности.

2.Знакомство с правилами игры

Учитель знакомит обучающихся с правилами игры.

Правила игры: три команды отвечают на вопросы различной стоимости, пытаясь опередить друг друга.  Игра состоит из двух раундов: синий, красный. 1 раунд состоит из 25 вопросов: 5 тем по 5 вопросов в каждой.  2 раунд состоит из 15 вопросов: 5 тем по 3 вопросов в каждой.  Каждый вопрос имеет свою стоимость. Команды называют тему и цену вопроса в баллах и отвечают на озвученный учителем вопрос. На обсуждение вопроса даётся 30 секунд. Команды отвечают по очереди. При правильном ответе команда получает фишку с выигранным числом баллов, при неправильном  - штраф на данное число баллов.

3.Подведение итогов. Оценка работы учащихся

После окончания игры подводятся итоги, объявляется команда – победитель. Ребята оценивают работу своей команды и каждого игрока, учитель выставляет отметки.

4.Рефлексия деятельности на уроке (мероприятии, занятии)

Учитель предлагает учащимся заполнить следующую таблицу.

Рефлексивная оценка деятельности

Да

Нет

Не очень

1

Я работал на уроке активно.

2

Я узнал много нового.

3

Урок был интересным для меня.

4

Урок был полезным для меня.

5

Хочу продолжить изучение этой темы.

6    

Мне понравилась форма урока.

В помощь учителю

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Целесообразность использования компьютера и мультимедиа-проектора на данном уроке объясняется формой его проведения. Это позволяет учащимся наглядно видеть всю информацию, которая им предлагается (что очень важно для визуалов), увеличить скорость работы на уроке, ввести в урок больший объём учебного материала.

В презентации использованы фотоматериалы из сети Интернет. Навигация осуществляется с помощью гиперссылок. Анимация кнопок на табло сделана с  применением триггеров. Чтобы перейти от «Синего раунда» к «Красному раунду», нужно воспользоваться управляющей кнопкой, которая находится  снизу. Каждый вопрос сопровождается ответом и иллюстрацией (по щелчку).

Ход урока

Слово учителя: На протяжении нескольких уроков мы говорили с вами об одном из главном чуде русского фольклора - русской народной сказке. Познакомились с видами сказок, узнали о том, какими художественными особенностями они обладают. Также мы с вами обратились к анализу некоторых известных сказок. Сегодня мы подытожим все то, что узнали об этом замечательном жанре русского фольклора, но сделаем это в виде викторины, которая и окунет нас в мир сказок и покажет, насколько хорошо вы их знаете.
   Мы с вами все время говорим о том, что сказкам - это фольклорное произведение. А что такое фольклор и как переводится это слово с английского языка? (Фольклор в переводе с англ. означает 
народная мудрость, знание, это устное народное творчество, то, что первоначально передавалось от человека к человеку и не фиксировалось на бумаге);
  К  какому роду художественных произведений мы относим сказку? Дайте определение данного рода (сказка - 
эпическое произведение; к эпосу относятся произведения, в которых автор рассказывает о людях, об окружающем мире, о различных событиях);
  Дайте определение сказки. Чем она отличается от такого похожего жанра, как былина? (
Сказка - это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях; былина - это песнь-сказание, повествующие о богатырях - защитниках родины );
  Мы говорили с вами о том, что жанровым своеобразием сказок является их деление на три вида: волшебные, о животных и бытовые. Вам необходимо рассказать, какими особенностями обладают каждый из видов и привести по два-три примера сказок.
1) Волшебные сказки (
повествуют о подвигах героев, о их внешней и внутренней красоте; неотъемлемым является присутствие чудес, волшебства, целью является победа добра над злом, прославляются такие идеала как доброта, сострадание, щедрость, трудолюбии - два Ивана солдатских сына Иван царевич и серый волк, Лягушка-царевна );
2) Сказки о животных (
герои - животные, на которых перенесены человеческие качества (жадность, зависть, злость, нахальство); отсутствие чудес и волшебства; такие сказки отражают существующие отношения между людьми - Лиса и волк, Звери в яме, Лиса и журавль);
3) Социально-бытовые сказки (
герои - обычные люди; в таких сказках прослеживаются черты народной жизни, поощряются такие качества как смекалка, находчивость, ум; сюжет бытовых сказок динамичен, отсутствуют какие-либо волшебные атрибуты).

2 слайд. Звучит мелодия «В гостях у сказки»

Появляется фея.

Фея:  Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами ещё раз отправимся в волшебный мир сказки. А для этого мы устроим необычное состязание. Сейчас я взмахну волшебной палочкой, и вы разделитесь на три команды.

Ребята делятся на команды.

Фея:  Итак, мы отправляемся в путь.

3  слайд. Звучит песня из к\ф «Новогодние приключения Маши и Вити»

Песня Деда Мороза
Сл. В.Луговой, муз. Г. Гладков

Ждет вас трудная дорога
В этом нет секрета.
Чтобы вам помочь немного
Дам я три совета.

В сказке помощи не ждите,
Сами по дороге
Постарайтесь, помогите
Всем, кто ждет подмоги.
Постарайтесь, помогите 
Всем, кто ждет подмоги.

Ожидает путь вас долгий
И к тому ж не скрою.
Зло узнать под маской доброй
Тяжело порою.

Коль в пути придется туго,
Надо не теряться,
А покрепче друг за друга
Вам, друзья, держаться.
А покрепче друг за друга
Вам, друзья, держаться.

4  слайд.

Фея: Хочешь, я тебе секрет открою?
Расскажу, где сказка вся живет,
Волшебством манит нас за собою,
Сладким голосом во сне твоем поет.

Где в красивом танце феи кружат,
Пылью звездной осыпая нас.
Где любовь добру здесь только служит,
В жизни все не так порой сейчас!
 

А вы верите в сказку?

5 слайд Песня из к\ф «Новогодние приключения Маши и Вити» «Песня спор»

Спор Маши и Вити

Луговой В.
Гладков Г.

Витя: Не бывает в наши дни чудес на свете.
Маша: Для тех, кто не верит в них сам.
Витя: Нет Кащея - это знают даже дети.
Маша: А в сказках живут тут и там.

Витя: Лукоморья нет на карте, значит в сказку нет пути.
Маша: Это присказка, не сказка, cказка будет впереди:

Маша: Есть на курьих ножках в сказках- то избушка.
Витя: Поверить в такое смешно.
Маша: Там в царевну превращается лягушка.
Витя: Что смысла в наш век лишено.

Витя: Лукоморья нет на карте, значит в сказку нет пути.
Маша: Это присказка, не сказка, cказка будет впереди:

Витя: На вопросы нам наука даст ответы.
Маша: А снегурочка в сказке живет.
Витя: К дальним звездам отправляются ракеты.
Маша: Но есть и ковер-самолет.

Вопросы.

  1. Ушки на макушке

Вопрос на 1 балл.

Вышли дружною семьей,

Чтобы справиться с одной.

Не приди на помощь мышка,

Ничего б у них не вышло. РЕПКА

Вопрос на 2 балла

Девочка из снега тут же ожила:

Ножкой шевельнула, ручкой повела.

Не любила солнце, не ждала тепла

И зачем с подружками по ягоды пошла?

СНЕГУРОЧКА

Вопрос на 3 балла.

Летела стрела и попала в болото.
А в том болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожею 
Сделался милой, красивой, пригожей. 

Царевна-лягушка

Вопрос на 4 балла

Я и сильный, я и смелый,

Никого я не боюсь.

И от серого волчищи,

Если надо, я спасусь.

Долго говорил зверек,

Потом пустился наутек.

ЗАЯЦ-ХВАСТА

Вопрос на 5 баллов.

Человечек этот мал

Да уж очень он удал.

Сам расправился с лисой,

Прибежал к себе домой.

Обнял его котик, обнял петушок,

А ты узнал его дружок?

ЖИХАРКА

2.Телеграмма

Вопрос на 1 балл

Спасите, нас съел серый волк!

Семеро козлят.

Вопрос на 2 балла.

Все закончилось благополучно, только мой хвост остался в проруби

ВОЛК

Вопрос на 3 балла.

Дорогие бабушка и дедушка, не волнуйтесь. Я придумала, как обмануть медведя. Скоро буду дома.

 МАША

Вопрос на 4 балла

Помогите, наш дом сломан, но сами целы

ЗВЕРИ

Вопрос на 5 баллов.

Папа, моя стрела в болоте. Женюсь на лягушке

ИВАН-ЦАРЕВИЧ

3.Угадай героя

Вопрос на 1 балл.

Одно из имен Василисы

ПРЕКРАСНАЯ, ПРЕМУДРАЯ

Вопрос на 2 балла.

Сказочная героиня , владелица первого в мире летательного аппарата.

БАБА ЯГА

Вопрос на 3 балла.

Сказочное существо, житель леса, так называемый дух леса

ЛЕШИЙ

Вопрос на 4 балла.

Как зовут сестру Бабы Яги, хозяйку болот?

КИКИМОРА

Вопрос на 5 баллов.

Самый одинокий представитель нечистой силы.

Водяной

4.Угадай сказку

Вопрос на 1 балл.

Как называется русская народная сказка, в которой рассказывается история о долгом пути хлебобулочного изделия к потребителю?

КОЛОБОК

Вопрос на 2 балла

В какой сказке говорится о деятельности хозяйств, где недостаток техники компенсируется количеством рук(лап) при очень большом урожае?

РЕПКА

Вопрос на 3 балла.

В какой сказке говорится про то, как заяц стал бомжем, а рыжая плутовка завладела всей заячьей недвижимостью, и только вмешательство третьего лица помогло восстановить справедливость.

ЗАЯЧЬЯ ИЗБУШКА

Вопрос на 4 балла.

В какой сказке содержится рецепт приготовления диковинного , неповторимого по своим вкусовым качествам блюда  из столярного инструмента?

КАША ИЗ ТОПОРА

Вопрос на 5 баллов.

В какой сказке говорится про уникальное в своем роде спортивное состязание по прыжкам в высоту среди лиц мужского пола, победителя которого ожидал ценный приз –поцелуй царевны и женитьба на ней?

СИВКА БУРКА

5.Сказочные предметы

Вопрос на 1 балл

Как назывался первый  летательный аппарат?

СТУПА, КОВЁР-САМОЛЁТ

Вопрос на 2 балла

Что является высочайшим  достижением общепита?

СКАТЕРТЬ-САМОБРАНКА

Вопрос на 3 балла.

Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для сказочных долгожителей?

ИГЛА

Вопрос на 4 балла.

Как называется деталь женского платья, в которой помещаются реки, озера, лебеди и другие элементы окружающей среды?

РУКАВ

Вопрос на 5 баллов.

Какое самое надежное   средство ориентации в сказочных ситуациях?

КЛУБОЧЕК

2 раунд

  1. Теория

Вопрос на 1 балл.

Виды сказок

(Сказки о животных, бытовые и волшебные сказки).

Вопрос на 2 балла.

Дайте определение сказки

(Сказка - эпическое произведение; к эпосу относятся произведения, в которых автор рассказывает о людях, об окружающем мире, о различных событиях ).

Вопрос на 3 балла.

Назовите особенности строения сказки

(Среди особенностей строения сказки  выделяют присказку, зачин и концовку). 

2.Исправь ошибку.

Вопрос на 1 балл.

Петушок Ряба

КУРОЧКА РЯБА

Вопрос на 2 балла.

По рыбьему велению

ПО ЩУЧЬЕМУ ВЕЛЕНЬЮ

Вопрос на 3 балла.

Петушок и гороховое зёрнышко

ПЕТУШОК И БОБОВОЕ ЗЁРНЫШКО

3.Из какой сказки

Вопрос на 1 балл.

… Оглянулся волк кругом, хотел лису на помощь звать, а её  уж и след простыл – убежала. Целую ночь провозился волк у проруби – не мог хвост вытащить…

ЛИСА И ВОЛК

Вопрос на 2 балла.

… Оглянулся волк кругом, хотел лису на помощь звать, а её  уж и след простыл – убежала. Целую ночь провозился волк у проруби – не мог хвост вытащить…

КОТ И ПЕТУХ

Вопрос на 3 балла.

… Оглянулся волк кругом, хотел лису на помощь звать, а её  уж и след простыл – убежала. Целую ночь провозился волк у проруби – не мог хвост вытащить…

КОТ И ЛИСА

4.Цифры

Вопрос на 1 балл.

Какая цифра чаще всего встречается в сказках?

3

Вопрос на 2 балла.

Сколько человек тянуло репку?

3

Вопрос на 3 балла.

Герой какой сказки 5 раз рисковал своей жизнью, а на 6 раз погиб?

КОЛОБОК

5. Кто?

Вопрос на 1 балл.

Кто бил волка в сказке «Лисичка-сестричка и волк»?

БАБЫ

Вопрос на 2 балла.

Кто от хохота лопнул?

ПУЗЫРЬ

Вопрос на 3 балла.

Кто помог спасти жизнь петушку в русской народной сказке «Петушок и бобовое зернышко»?

КУРОЧКА

Подведение итогов

Фея. Молодцы, ребята, вы хорошо поработали. Пусть сказка всегда будет в вашей в жизни. Верьте в чудеса!

Чтобы сказки не обидеть – 
Надо их почаще видеть. 
Их читать и рисовать, 
Их любить и в них играть! 
Сказки всех отучат злиться, 
А научат веселиться, 
Быть добрее и скромнее, 
Терпеливее, мудрее, 
Пети, Саши, Тани, 
Леши, Кати, Вани. 
И другие ребятишки, 
Кто читать умеет книжки, 
Сказки чаще “проверяйте”, 
Ежедневно их читайте.

51 слайд Песня «Дорогами добра»


сл.Ю.Энтина, 
муз.Минков М.

Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой?
Куда по свету белому отправиться с утра?
Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра!
Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра!

Забудь свои заботы, падения и взлеты,
Не хнычь, когда судьба себя ведет, не как сестра,
А если с другом худо - не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда иди дорогою добра!
А если с другом худо - не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда иди дорогою добра!

Ах, сколько будет разных сомнений и соблазнов,
Не забывай, что эта жизнь - не детская игра!
И прочь гони соблазны, усвой закон негласный
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра!
И прочь гони соблазны, усвой закон негласный
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра!

Домашнее задание
               (на выбор)

  1. Сделать иллюстрации к любимым сказкам.
  2. Составить кроссворд по сказкам.
  3. Придумать свою сказку.

Использованные материалы

http://festival.1september.ru/articles/595228/

http://kladraz.ru/viktoriny/viktoriny-dlja-shkolnikov/viktoriny-dlja-shkolnikov-viktoriny-pro-skazki-i-skazochnyh-geroev.html

http://rudocs.exdat.com/docs/index-299241.html

http://area7.ru/metodic-material.php?6714

http://www.obnimau.ru/stihi-lyubimyim/narodnyie


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-театрализованное представление "В гостях у Сказки"

Урок – театрализованное представлениеФестиваль  «В гостях у Сказки»...

"В гостях у сказки" Литературная гостиная по сказкам А.С.Пушкина.

Эту гостиную ребята- старшеклассники проводили для учащихся начальной школы в рамках "Коммунарского сбора"...

В ГОСТЯХ У СКАЗКИ (итоговый урок по русским народным и литературным сказкам)

ЦЕЛЬ УРОКА: обобщить и углубить знания ребят о сказках. Задачи: • образовательные: закрепить умения детей классифицировать сказки по содержанию и по авторской принадлежности, активизировать позна...

Программа лагеря с дневным пребыванием детей «Моян мощ!» (В гостях у Сказка Программа лагеря с дневным пребыванием детей «Моян мощ!» (В гостях у Сказки) Этническая и) Этническая

Лагерь с дневным пребыванием детей на базе средней школы № 1 в июне погрузил 75 детей и подростков в сказочную атмосферу.  Программа под названием «М...

продукт к проекту «В гостях у сказки» с детьми ОВЗ Театрализованная постановка По русской народной сказке «Гуси – лебеди»

Ведущая сказительница:  Ставьте ушки на макушке – слушайте внимательно, мы расскажем сказку, вам, будет  замечательно!Сказка русская народная, называется «Гуси – ...

продукт к проекту «В гостях у сказки» с детьми ОВЗ Театрализованная постановка По русской народной сказке «Гуси – лебеди»

Ведущая сказительница: Ставьте ушки на макушке – слушайте внимательно, мы расскажем сказку, вам, будет  замечательно!Сказка русская народная, называется «Гуси &nda...

продукт к проекту «В гостях у сказки» с детьми ОВЗ Театрализованная постановка По русской народной сказке «Гуси – лебеди»

Ведущая сказительница: Ставьте ушки на макушке – слушайте внимательно, мы расскажем сказку, вам, будет  замечательно!Сказка русская народная, называется «Гуси &nda...