Презентация к уроку литературы. М.Ю. Лермонтов. "Песня про царя Ивана васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"
презентация к уроку по литературе (7 класс) по теме

Хазова Юлия Александровна

Презентация к уроку литературы. М.Ю. Лермонтов. "Песня про царя Ивана васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesnya_pro_tsarya_ivana_vasilevicha.pptx84.89 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Слайд 2

Конфликт и система образов

Слайд 3

1-ая часть поэмы Причитывать Тешиться Гнушатися Запотчесвать Молодушки Опостылили Копьё бусурманское Как эти слова связаны с фольклором? В каких из них звучит авторская оценка событий? Как в ней отражаются законы народной нравственности?

Слайд 4

1-ая часть поэмы Какие детали царского быта воссоздаёт Лермонтов? Каким изображён Иван Грозный? Докажите, что портреты Киребеевича и Алёны Дмитриевны даны в фольклорном ключе. Как во фрагменте намечен основной конфликт поэмы?

Слайд 5

2-ая часть поэмы Какие черты купеческого быта и законов семейной жизни Древней Руси воссоздаёт Лермонтов? Докажите, что детали жизни и быта достоверны. Почему для Калашникова главной бедой было то, что его семью опозорил Кирибеевич ? Почему он не испугался опричника? Как в семейных отношениях купца отразились законы народной нравственности?

Слайд 6

3-я часть поэмы Докажите, что слова Калашникова перед боем помогли ему одержать моральную победу над Кирибеевичем . Почему Калашников не сказал царю, за что он убил опричника?

Слайд 7

Сравнительная характеристика Калашникова и Кирибеевича Происхождение и социальное происхождение. Прошлое. * Значение имени и фамилии. Место первого появления. Портрет героя и динамика портрета. Мио вещей, характеризующий героя. Поступки, отражающие внутреннюю сущность героя. Оценки другими персонажами: Иваном Грозным, Алёной Дмитриевной, гуслярами. Авторское отношение к герою. * Оценка образа в критике. Выводы.

Слайд 8

Проблематика и поэтика

Слайд 9

Особенности сюжета поэмы. Образы гусляров Определите элементы сюжета поэмы: зачин, экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку, концовку. Какова роль образов гусляров? Почему каждая часть поэмы заканчивается их словами?

Слайд 10

Особенности сюжета поэмы. Образы гусляров Романтический характер поэмы Черты реалистического произведения Идеи свободы Интерес к истории и сильным личностям Напряжённость чувств героев Субъективность и эмоциональность авторского языка Показ реалистических деталей жизни и быта героев Изображение жизни в её причинно-следственных связях Критика общественных отношений

Слайд 11

Авторское изображение к событиям, героям, их поступкам Иван Грозный Кирибеевич Калашников Алёна Дмитриевна Рассказ Кирибеевича о своей любви Рассказ Алёны Дмитриевны Кулачный Смерть Калашникова Докажите, что авторская оценка героев и событий совпадает с оценкой гусляров и нравственной позицией народа

Слайд 12

Определите художественную функцию пейзажа в поэме Пейзажные зарисовки цитаты Часть1: описание солнца и тучек как отрицательный параллелизм к образу царя и его окружения; описание месяца и звёзд как аллегория к отношениям царя и его соратников Часть2: описание зари, тучек и метелицы как предшественников недоброго; описание ночи и снега как средство передачи волнения в душе героя Часть3: описание рассвета в Москве как символ красоты и гармонии в природе в отличие от страстей в человеческих душах

Слайд 13

Язык поэмы Изобразительно-выразительные средства языка Примеры Художественная функция Эпитеты Метафоры Сравнения Олицетворения Гиперболы Анафоры Параллелизмы Антитезы

Слайд 14

Итоговые вопросы Почему М.Ю. Лермонтов в поисках идеального героя обращается к истории? Какие вечные нравственные ценности он провозглашает в поэме?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Нравственная проблематика «Песни…» (технология проблемного обучения)

Цели урока:Рассмотрев сюжетную линию, определить нравственные проблемы произведенияФормировать умение решать проблемные задачи, строить выводы, опираясь на текстВоспитывать нравственные чувства, интер...

Интегрированный урок истории и литературы: М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Фольклорная основа песни. Поэма об историческом прошлом Руси.

Интегрированный урок истории и литературы "М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Фольклорная основа песни. Поэма об историческом прошлом Ру...

М. Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" цикл уроков литературы в 7 классе

М. Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" цикл состоит из двух уроков с презентацией, опирающихся на УМК В. Я. Коровиной....

Тема урока: М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Тема урока: М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»....

Тест по литературе М.Ю. Лермонтов «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (7 класс)

Данный тест поможет  понять, насколько хорошо была прочитана поэма, понята ли основная идея произведения, также учащиеся поработают с художественно-  изобразительными средствами....