«М.Ю.Лермонтов.Мятежный гений вдохновенья»
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Сабитова Динара Равильевна

Сценарий ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ, ПОСВЯЩЕННОЙ 200- летию со дня рождения М.Ю.ЛЕРМОНТОВА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lermontov.docx27.12 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

ГОУ СПО МО

«Московский областной колледж информационных технологий, экономики и управления»

Автор:

Сабитова Динара Равильевна

Преподаватель русского языка и литературы

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СЦЕНАРИЯ ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ, ПОСВЯЩЕННОЙ 200- летию со дня рождения М.Ю.ЛЕРМОНТОВА

ТЕМА: «М.Ю.Лермонтов.

Мятежный гений вдохновенья»

Предмет: литература

Ликино-Дулево

2014г.

Выходят ведущие.

Ведущий (юноша) Сегодня, 15 октября 2014г., исполняется  200 лет со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова.

Ведущий (девушка) Наш литературный поэтический вечер посвящен его памяти.

Музыка.
Звук выстрела
.

“Смерть поэта”  

Ведущий (юноша):

27 Января 1837 года на дуэли с Дантесом был смертельно ранен Пушкин. К моменту смерти Пушкина 29 января уже весь Петербург твердил наизусть строчки Лермонтова:

“Погиб поэт, невольник чести…”

Именно эти дни стали началом стремительного и рокового отсчета жизни Михаила Юрьевича Лермонтова.

Звучит Бетховен «Лунная соната»

Ведущий (девушка):

Ему оставалось прожить всего четыре с половиной года. За это время ему предстояло стать великим поэтом, достойным преемником Пушкина, сделаться легендой Кавказской войны и так же как Пушкин погибнуть на дуэли. В истории короткой жизни и гибели Лермонтова есть какая-то тайна, неуловимая предопределенность, рок. Он страдал более, чем жил.

Лермонтов:

Я сын страданья. Мой отец
Не знал покоя по конец.
В слезах угасла мать моя.
От них остался только я.

Лермонтов:

Ужасная судьба отца и сына
Жить разно и в разлуке умереть,
И жребий чуждого изгнанника иметь.
На родине …

Ведущий (юноша):

Родился Л. В Москве, у Красных ворот, в 1814 году. Детские годы провел в имении бабушки Тарханы, в Пензенской губернии.

Звучит мелодия Сен-Санс “Лебедь”

Лермонтов:

…И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;
Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится – и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.
И странная тоска теснит уж грудь мою…

Стихотворение «Ребенок» читает Солдатова Анастасия

Ведущий (девушка):

Разносторонняя одаренность Лермонтова проявилась очень рано. Он играл на скрипке, хорошо рисовал, лепил из воска, был талантливым шахматистом.Мать Лермонтова была наделена музыкальной душой. Посадив ребенка себе на колени, она играла на пианино, а он, прильнув к ней, сидел неподвижно. Звуки потрясали его младенческую душу, и слезы катились по лицу.

Ведущий(юноша) : Из воспоминаний поэта

Лермонтов :“Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие, Ее певала мне покойная мать”.

Видео  “Казачья колыбельная”.

Ведущий (девушка):

Стихи начал писать с 14 лет, учась в университетском пансионе. Лермонтов написал 13 поэм, 3 драмы и около трехсот стихотворений.

Стихотворение “Нищий” читает  Самохвалова Екатерина

Ведущий (юноша):

Лермонтов в 1831 году поступает в Московский университет, а затем продолжает учебу в Петербурге в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.Здесь он пишет повести, прозу, и более 100 стихотворений.

Звучит Марш

Жандарм (олицетворение власти):

В 1847 году после смерти Пушкина шеф жандармов граф Бенкендорф доложил императору Николаю 1 о чрезвычайном происшествии - распространении по столице возмутительных стихов Лермонтова, содержащих прямое обвинение в гибели поэта Пушкина ближайших сподвижников русского царя.

“Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под Сенею закона,
Пред вами суд и правда – все молчи!
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет,
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.
(можно читать до конца).

Ведущий (девушка):

Лермонтов был арестован 18 февраля 1837 года. Под арестом к нему пускали только его камердинера, приносившего обед. Лермонтов велел заворачивать хлеб в серую бумагу и на этих клочках с помощью вина, сажи и спички написал несколько стихотворений.

Стихотворение  «Узник» читает Иван Назаров

 Жандарм (олицетворение власти):

“Корнета Лермонтова за сочинение известных Вашему сиятельству стихов перевесть в Нижегородский драгунский полк”Военный министр Чернышев графу Бенкендорфу.

Этот полк был расквартирован тогда на Кавказ.

Звучит Грузинский танец.

Ведущий (юноша):

Итак, он отправлялся на Кавказ. Это была замаскированная ссылка.

Звучит Бетховен Симфония №40

Лермонтов:Я не хочу, чтоб свет узнал
Мою таинственную повесть;
Как я любил, за что страдал,
Тому судья лишь бог да совесть!

Стихотворение “Тебе, Кавказ, суровый царь земли…” читает Соколовская Александра

Ведущий(девушка):

По дороге на любимый Кавказ, поэт задержался в Москве, которая готовилась к празднованию 25-летия Бородинского сражения, так появилось «Бородино».

Отрывок из стихотворения «Бородино»  читает Лобанова Алина

Ведущий (юноша):

В мае 1838 года поэт возвращается в Петербург. Появляются новые стихи. Это размышления о судьбе поколения, о судьбе России, о своем непростом отношении к Родине.

Стихотворение “Печально я гляжу на наше поколенье”  читает Шапина Снежана

Ведущий  (девушка):

В своем творчестве Лермонтов обращается к русской истории. В 1838 году появляется “Песня про купца Калашникова”

“Наша литература приобретает сильное и самобытное дарование” (так отзывался Белинский об этой поэме) 

Звучит мелодия Грига, “ Песня Сольвейг

Ведущий (юноша): Еще одним из центральных произведений Лермонтова является поэма «Демон», над которой  Лермонтов работал больше десяти лет. Он начал писать эту поэму еще в четырнадцатилетнем возрасте, когда учился в университетском благородном пансионе. В ту пору он задумал поэму о демоне и ангеле, влюбленных в одну монахиню. Потом Лермонтов изменил замысел: в новом варианте демон влюбляется в монахиню и губит ее из ненависти к ангелу-хранителю.

Ведущий  (девушка): Но вернувшись из Грузии, Лермонтов подверг поэму капитальной переработке. В новом варианте «Демона» появились развернутые описания грузинской природы и грузинского быта. Романтическая поэма о любви небожителя к смертной приобрела черты подлинного реализма. Это творение стало одним из самых замечательных произведений русской поэзии..

Отрывок из поэмы «Демон» читает Слезкина Алёна

Ведущий (юноша): Думы поэта обращены к Москве, к городу, в котором он родился.

В письме “Москва – моя родина, такой она будет для меня всегда”, Лермонтов так говорит о Москве:

“Кто никогда не был на вершине Ивана Великого, кому никогда не случалось окинуть всю нашу древнюю столицу с конца в конец, кто ни разу не любовался этой величественной, почти необозримой панорамой, тот не имеет понятия о Москве, ибо Москва не есть обыкновенный город, каких тысяча.Москва не безмолвная громада камней холодных, составленных в симметрическом порядке….. нет! у нее есть своя душа, своя жизнь”.

Стихотворение “Родина”читает  Бобков Максим

Ведущий (девушка):

1839 год был годом лермонтовского триумфа. Его стихи и прозу печатают журналы. О нем говорят. Его приглашают. Знакомства с ним добиваются.

Лермонтов:

(из письма Лопухиной):

“Было время, когда я в качестве новичка искал доступа в общество. Это мне не удалось. Двери аристократических салонов закрылись передо мной.

А теперь в это же самое общество я вхожу уже не как искатель, а как человек, добившийся своих прав. Я возбуждаю любопытство, передо мной заискивают, меня всюду приглашают”.

Ведущий (юноша):

Но этот блеск и суета были лишь внешней жизнью. В другой, внутренней, жизни он вовсе не чувствовал себя счастливым баловнем успеха.

Ведущий (девушка):

“И скучно, и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…

Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..

А годы проходят - все лучшие годы!

Любить... но кого же?.. на время - не стоит труда,

А вечно любить невозможно.

В себя ли заглянешь? - там прошлого нет и следа:

И радость, и муки, и всё там ничтожно...

Что страсти? - ведь рано иль поздно их сладкий недуг

Исчезнет при слове рассудка;

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг -

Такая пустая и глупая шутка...»

Ведущий (девушка):

1840 год.В феврале на балу во французском посольстве произошла ссора между Лермонтовым и сыном французского посланника, которая закончилась дуэлью.И хотя во время дуэли противники помирились и разъехались, 13 апреля был опубликован высочайший указ:“Поручика Лермонтова перевести в Тенгинский пехотный полк”.

Ведущий (юноша):

Поэта посылали под пули на Северный Кавказ.На этот раз он уезжал из Петербурга иначе, чем в 1837, с тяжелым сердцем и, тяжелым предчувствием. Поэт видел себя изгнанником.

Ведущий(девушка):

Последний день перед отъездом Лермонтов провел среди друзей, в салоне Карамзиных.

Сценка.

1-я Дама — Вы очень расстроены сегодня?

Лермонтов — У меня нет причин веселиться, сударыня.

2-я Дама — Право, Мишель, вы совершенно пали духом. Я вас не узнаю.

Лермонтов — Простите, у меня дурные предчувствия.

1-я Дама — Вам нездоровится?

Лермонтов — Нет. Но у меня весь день такое чувство, будто я попал в железное кольцо, оно все время сжимается и вот-вот меня раздавит.

Тургенев — Забудьте эти мысли! Когда вы вернетесь с Кавказа…

Лермонтов — Я не вернусь. В этом-то я единственно уверен.

Тургенев — Прочтите нам что-нибудь новое.

Лермонтов — Новое? Извольте!

Начинает звучать мелодия Грига, “ Песня Сольвейг”.

Не смейся над моей пророческой тоскою
(читает стихотворение Лермонтов)

Ведущий (юноша):

Белинский, лично знавший Лермонтова, так определил главную черту его натуры: “презрение рока и предчувствие его неизбежности”.Поведение поэта в последние преддуэльные дни подтверждает точность этой характеристики. Возвращаясь на Кавказ, Лермонтов приболел и решил подлечиться на водах в Пятигорске. Там появляются стихотворения «Сон», «Пророк» и другие.

Видео Лермонтов  «Молитва»

Звучит мелодия Грига, “ Песня Сольвейг

Ведущий (девушка):

15 июля 1841 года у подножия горы Машук в окрестностях Пятигорска был убит русский поэт Михаил Лермонтов. Во время дуэли началась гроза. Молнии рассекали сумрак. Секунданты скомандовали сходиться. Лермонтов поднял пистолет дулом вверх и остался на месте. Его лицо было спокойно, даже весело. Мартынов быстро подошел к барьеру и застрелил поэта в упор. За раскатом грома выстрела было не слышно. Два часа тело Лермонтова лежало под ливнем, освещаемое вспышками молний. Поэту было 26 лет…

Ведущий (юноша):

В Тарханах у входа в небольшую кирпичную часовню, где стоит памятник из черного мрамора с надписью "Михайло Юрьевич Лермонтов", осеняя часовню своими листами, шумит и зеленеет большой дуб. Его посадили в том весеннем месяце, когда Лермонтов в последний раз, уже навсегда, вернулся в Тарханы.

А еще приходят почтить память Лермонтова к подножию горы Машук под Пятигорском - туда, где пролежал после дуэли два часа под проливным дождем.

Стихотворение «Завещание» читает Маркелова Дарья»

Ведущий (девушка):

 Камни шепчутся возмущенно: 
Как стерпели друзей сердца?
Как оставили не отмщенной 
Благородную кровь певца?
Почему же никто от имени 
Оскорбленных людских сердец
Не сумел возвратить Мартынову
Тот проклятый его свинец?


Стихотворение «Лермонтов» читает Липатова Полина

 Вереницей идут года, 
И не видно их черты конечной.
Лермонтов… Он с нами, навсегда.
В строй живых записан он навечно!
…Это жизни дни его вернулись, 
Он в нее хозяином вошел.
Именем библиотек и улиц,
Пароходов, институтов, школ…
В книгах трудным временем проверен,
В ярком блеске добрых смелых глаз
Он – живой, - не памятником в сквере 
Вновь и вновь рождается для нас

Ведущий (юноша): А сейчас прозвучит романс на стихи Лермонтова «Я не люблю Вас и люблю» в исполнении Емельяновой Натальи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования детей "Вдохновение"

Отличительной особенностью данной программы является деятельный подход к воспитанию, образованию, развитию ребенка средствами театра, то есть он во всех уровнях становится вовлеченным в продуктивную т...

Занятие с элементами арт-терапии Тема: «Полет вдохновения или новая жизнь вещей.»

Интегрированное занятие кружка дек.-прикл. творчества «Палитра» и детей обучающихся по программе С(К)ОУ – 7-8 видовЗанятие с элементами арт-терапииТема:  «Полет вдохновения или новая жизнь вещей....

Презентация к интегрированному уроку "Полет вдохновения или новая жизнь старых вещей"

Данная презентация показывается совместно с рассказом об истории декупажа....

Живопись как источник вдохновения

Все художественные произведения –и музыки, и изобразительного искусства, и литературы,-рождаются из единого источника. Источник этот –сама жизнь...

Анализ повести Олега Ждана «Гений».Конспект урока по повести Олега Ждана «Гений».

Вид урока: урок художественного восприятия.Форма урока: урок-беседа.Методы обучения:словесные (эвристическая беседа),проблемный. Оборудование:Распечатка повести О.Ждана «Гений».Толковый сло...

«Мятежный гений вдохновенья…»: Литературный сценарий по творчеству М.Ю. Лермонтова.

«Мятежный гений вдохновенья…» Литературный сценарий по творчеству М.Ю. Лермонтова....

Проявления генов в развитии. Плейотропное действие гена.

Проявление одного и того же гена может очень сильно изменяться у разных организмов. Это обусловлено, главным образом, влиянием генотипа данного организма и условиями внешней среды в которой протекает ...