« Что за прелесть эти сказки!» ( А. С. Пушкин) ( Сравнительный анализ сказок В. А. Жуковского «Спящая царевна» и Ш. Перро «Спящая красавица»: сходство и различие)
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Урок по литературе

6 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

« Что за прелесть эти сказки!» ( А. С. Пушкин)

( Сравнительный анализ сказок В. А. Жуковского  «Спящая царевна» и Ш. Перро «Спящая красавица»: сходство и различие)

Учитель русского языка и литературы

Кретинина Евгения Юрьевна

МБОУ «Навлинская СОШ №2»

Цель:

Создание условий для активизации творческого интеллектуального потенциала учащихся через применение современных пед технологий на уроках литературы.

Ход урока:

У.Здравствуйте, дорогие  ребята!  Сегодня мы продолжаем разговор о творчестве В. А. Жуковского и о сказках. А. С. Пушкин однажды сказал: «Что за чудо эти сказки!» - и с ним невозможно не согласиться. Сегодня мы с вами поговорим о сказках….

  1. Вы прочитали сказку В. А. Жуковского «Спящая царевна». Понравилась ли вам она? Почему?
  2. Согласны ли вы с тем, что перед нами сказка?
  3. Отличается ли литературная сказка от народной?
  4. Какие бывают сказки? (о животных, волшебные, социально-бытовые).
  5. Назовите отличительные черты волшебной сказки. (Волшебный предмет, мотив запрета, нарушение запрета, положительные и отрицательные герои, сказочные действия, наличие трудных задач, потеря, поиск, помощники-волшебники)
  6. Читали ли вы сказки с похожим сюжетом?
  7. Действительно, таких сказок довольно много.

 Их сюжет восходит к древнему мифу,  объясняющему представления наших предков о смене времен года. Богиня весны (дева Солнце) обессилена ведьмою Зимою и утрачивает на время свою блистательную красоту. В положенный срок и благодаря своему Избавителю, который должен пройти испытания, Царевна-красавица оживает. Избавитель при этом должен либо держать ее за руку и хранить глубокое молчание, либо поцеловать красавицу и тем самым победить злое колдовство. Известно также, что в давние времена запрещалось по пятницам делать домашнюю работу, в которой используются иглы, веретена. Есть поверье, что уколы по пятницам вызывают сон, переходящий в смерть.

У. Позднее сюжет этот подвергался неоднократно литературной обработке. В качестве иллюстративного материала приводится схема (слайд ): 

Ш. Перро «Спящая красавица» (1697), Братья Гримм «Шиповник» (1816-1818), В.А. Жуковский «Спящая царевна» (1831), А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (1833).

А вот как рассказывает о своей работе над балетом «Спящая красавица» (1889 г.) наш великий композитор П.И. Чайковский: «Сюжет так поэтичен, так благодарен для музыки, что я сочинением его был очень увлечен и писал с такой теплотой и охотой, которые всегда обусловливают достоинство произведения» (слайд )..

Прослушивание записи………………………………..

У.Вопрос: Какие чувства у вас вызвала эта музыка? Как вы думаете, чем был привлекателен для композитора сюжет о «спящей красавице»?

(учащиеся говорят об идейном содержании сказки: волшебство, сбывшееся предсказание, победа любви над злыми чарами и т. д.).

  1. К сюжету  сказки о мертвой царевне, как вы видите, неоднократно обращались, многие писатели, композиторы, мультипликаторы и режиссеры, а также художники, неоднократно рисовавшие картины и иллюстрации к сказкам.
  2.  Сегодня на уроке мы сопоставим две сказки, а помогут нам в этом иллюстрации А. Прилепского и Свана Сандиса.
  3. Вот перед вами первый слайд. ( №13) Что вы видите? Что общего? В чем  разница? Какие краски используют иллюстраторы?

У. Какой момент здесь изображен? Найдите это описание у Жуковского, зачитайте.  

Он, конечно, был пророк;

Что сказал - сбылося в срок:

Дочь царица родила.

Дочь прекрасна так была,

Что ни в сказке рассказать,

Ни пером не описать.

У. Какие средства выразительности использует автор? ( Анафора, фразеологизм)

У. Найдите описание этого фрагмента у Ш. Перро.

Жили на свете король с королевой. Детей у них не было, и это их так огорчало, так огорчало, что и сказать нельзя.

И вот, наконец, когда они совсем потеряли надежду, у королевы родилась дочка.

Можете себе представить, какой праздник устроили по случаю её рождения, какое множество гостей пригласили во дворец, какие подарки приготовили!..

  1. Второй слайд ( №14)

У. Кого вы узнаете здесь? Сравните эти иллюстрации? Что общего? В чем разница?

Найдите описание этого фрагмента у  Жуковского.

Вот царём Матвеем пир

Знатный дан на целый мир;

И на пир весёлый тот

Царь одиннадцать зовёт

Чародеек молодых;

Было ж всех двенадцать их;

Но двенадцатой одной,

Хромоногой, старой, злой,

Царь на праздник не позвал.

У.Найдите средства выразительности в этом фрагменте.( Эпитеты)

Обратите внимание на строчку «хромоногой, старой, злой» - что это за эпитеты? Можно ли их назвать синонимами, контекстуальными.

У.Нанизывание синонимов часто порождает градацию, когда каждый следующий синоним усиливает  (ослабляет) значение предыдущего.

Найдите описание этого фрагмента у Перро.

 Но самые почётные места за королевским столом были оставлены для фей, которые в те времена ещё жили кое-где на белом свете. Все знали, что эти добрые волшебницы, стоит им только захотеть, могут одарить новорождённую такими драгоценными сокровищами, каких не купишь за все богатства мира. А так как фей было семь, то маленькая принцесса должна была получить от них не меньше семи чудесных даров.

Перед феями поставили великолепные обеденные приборы: тарелки из лучшего фарфора, хрустальные кубки и по ящичку из литого золота. В каждом ящичке лежали ложка, вилка и ножик, тоже из чистого золота и притом самой тонкой работы.

И вдруг, когда гости уселись за стол, дверь отворилась, и вошла старая фея - восьмая по счету, - которую забыли позвать на праздник.

У.Какие средства выразительности использует автор?

(Эпитеты, постоянные эпитеты – белый свет).

  1. Слайд № 15. Следующий фрагмент. Чем он отличается от предыдущих? Опишите. Найдите описание у Жуковского.

А незваная стоит

Над царевной и ворчит:

«На пиру я не была,

Но подарок принесла:

На шестнадцатом году

Повстречаешь ты беду;

В этом возрасте своём

Руку ты веретеном

Оцарапаешь, мой свет,

И умрёшь во цвете лет!»

Проворчавши так, тотчас

Ведьма скрылася из глаз;

Но оставшаяся там

Речь домолвила: «Не дам

Без пути ругаться ей

Над царевною моей;

Будет то не смерть, а сон;

Триста лет продлится он;

Срок назначенный пройдёт,

И царевна оживёт;

Будет долго в свете жить;

Будут внуки веселить

Вместе с нею мать, отца

До земного их конца».

У.Средства выразительности?( Анафора)

У Перро?

Наконец, очередь дошла до старой феи. Старуха наклонилась над кроваткой и, тряся головой больше от досады, чем от старости, сказала, что принцесса уколет себе руку веретеном и от этого умрёт.

Все так и вздрогнули, узнав, какой страшный подарок приготовила для маленькой принцессы злая колдунья. Никто не мог удержаться от слёз.

  1. ( №16) – У Жуковского нет, у Перро.

Побежали за королем. Он поднялся в башню, поглядел на дочку и сразу понял, что несчастье, которого они с королевой так опасались, не миновало их.

Утирая слёзы, приказал он перенести принцессу в самую красивую залу дворца и уложить там на постель, украшенную серебряным и золотым шитьём.

Трудно описать словами, как хороша была спящая принцесса. Она нисколько не побледнела. Щёки у неё оставались розовыми, а губы красными, точно кораллы.

Правда, глаза у неё были плотно закрыты, но слышно было, что она тихонько дышит. Стало быть, это и в самом деле был сон, а не смерть.

Король приказал не тревожить принцессу до тех пор, пока не наступит час её пробуждения.

  1. ( №17) У Жуковского ?

Возвращаясь во дворец,

На крыльце её отец

Пошатнулся, и зевнул,

И с царицею заснул

 У Перро?

 И всё это случилось в одно-единое мгновение. Феи знают своё дело: взмах палочки - и готово!

Не заснули только король с королевой. Фея нарочно не коснулась их своей волшебной палочкой, потому что у них были дела, которые нельзя отложить на сто лет.

 

  1. ( №18) Следующий фрагмент. Чем он отличается от предыдущих? Опишите.

Найдите описание у Жуковского.

Был детина удалой

Царский сын; от сказки той

Вспыхнул он, как от огня;

Шпоры втиснул он в коня;

Прянул конь от острых шпор

И стрелой помчался в бор,

И в одно мгновенье там.

Что ж явилося очам

Сына царского? Забор,

Ограждавший тёмный бор,

Не терновник уж густой,

Но кустарник молодой;

Блещут розы по кустам;

Перед витязем он сам

Расступился, как живой;

В лес въезжает витязь мой:

 Средства  выразительности?

У Перро?

Можете себе представить, что почувствовал принц, когда услышал эти слова!

Сердце у него в груди так и загорелось. Он сразу решил, что ему-то и выпало на долю счастье пробудить ото сна прекрасную принцессу.

Недолго думая, принц дёрнул поводья и поскакал туда, где виднелись башни старого замка.

У.Средства выразительности?

 Слайд 19 ( Сцена пробуждения)

Опишите .

 У Жуковского.

Вся душа его кипит,

Перед ним царевна спит.

Как дитя, лежит она,

Распылалася от сна;

Молод цвет её ланит,

Меж ресницами блестит

Пламя сонное очей;

Ночи тёмныя темней,

Заплетённые косой

Кудри чёрной полосой  

Обвились кругом чела;

Грудь как свежий снег бела;

На воздушный, тонкий стан

Брошен лёгкий сарафан;

Губки алые горят;

Руки белые лежат

На трепещущих грудях;

Сжаты в лёгких сапожках

Ножки - чудо красотой.

Видом прелести такой

Отуманен, распалён,

Неподвижно смотрит он;

Неподвижно спит она.

Что ж разрушит силу сна?

Вот, чтоб душу насладить,

Чтоб хоть мало утолить

Жадность пламенных очей,

На колени ставши, к ней

Он приблизился лицом:

Распалительным огнём

Жарко рдеющих ланит

И дыханьем уст облит,

Он души не удержал

И её поцеловал.

 У Перро?

На постели, полог которой был откинут, покоилась прекрасная юная принцесса лет пятнадцати-шестнадцати (если не считать того столетия, которое она проспала).

Принц невольно закрыл глаза: красота её так сияла, что даже золото вокруг неё казалось тусклым и бледным, Он тихо приблизился и опустился перед ней на колени.

В это самое мгновение час, назначенный доброй феей. пробил.

Принцесса проснулась, открыла глаза и взглянула на своего избавителя.

Слайд 20.  Концовка

Опишите.

 У Жуковского.

Он с царевной наконец

Сходит сверху; мать, отец

Принялись их обнимать.

Что ж осталось досказать?  

Свадьба, пир, и я там был

И вино на свадьбе пил;

По усам вино бежало,

В рот же капли не попало.

Средства выразительности?

У Перро.

Жених с невестой уселись за стол. Самые знатные кавалеры подавали им различные кушанья старинной кухни. А скрипки и гобои играли для них прелестные, давно забытые песни прошлого века.

Придворный поэт тут же сочинил новую, хотя немного старомодную песенку о прекрасной принцессе, которая сто лет проспала в заколдованном лесу. Песня очень понравилась тем, кто её слышал, и с тех пор её стали петь все от мала до велика - от поварят до королей.

А кто не умел петь песни, тот рассказывал сказку. Сказка эта переходила из уст в уста и дошла, наконец, до нас с вами.

Средства выразительности?

Какой вывод о сюжете этих сказок мы можем сделать?

( Они очень похожи: например, «жили-были король с королевой, у них не было детей»; праздник крещения, на который забыли пригласить старую фею: чудесные дары добрых фей; злая колдунья наколдовала смерть от укола веретена; юная фея изменяет колдовство (смерть  сон) и др ).

А в чем разница?( слайд 21)

 

Сказка «Спящая красавица» в обработке

Ш. Перро

Сказка «Спящая царевна» Жуковского

1. Имена героев

Имена не упоминаются

Русское имя царя – Матвей (Жуковский сразу вводит читателя в русскую среду)

3. Детали быта

1) королевский дворец-замок со множеством комнат

2)  кровать красавицы с пологом

царский терем-чудо старины с винтовой лестницей

 Речевой колорит .

Рыцари, латники, фея, залы

Царевич, детина удалой, чародейка, покои, «цвет ее ланит», «пир на целый мир» - русские фразеологизмы

5. Концовки

Концовка, характерная для эпохи трубадуров в Западной Европе – придворный поэт сочинил о спящей красавице песню

Концовка, характерная для русских народных сказок

Детали содержания

7 фей

Отсутствие 8 прибора

7 специально спряталась

100 лет сна

Старушка не знала о запрете.

Всех усыпила фея, кроме короля с королевой.

12 чародеек

Украли 12 блюдо

11 не успела одарить

300 лет

Старуха ждала царевну.

Все заснули.

 

Вывод : несмотря на сходство, сказки имеют отличия, у Перро в финале происходит тайное венчание и начинается новый сюжет о злой королеве-людоедке. Кроме этого, в текстах много слов, по которым можно определить, какому народу принадлежат сказки.

 Национальный колорит сказок о спящей красавице.

В.А. Жуковский

«Спящая царевна»

Ш. Перро

«Спящая красавица»

Царь, царица, царевна, чародейка, хлебосольный, горница, стража, дворец, ловчие, витязь, ланиты, очи, легкий сарафан, губки алые, «заплетенные косой кудри черной полосой обвились кругом чела» и др.

Король, королева, королевский дворец (замок), королевство Матаквинское, карлик, семимильные сапоги (ср. сапоги-скороходы), фрейлины, камеристки, привратники (ср. стража), пажи, призраки в замке и др.

Д.З. А теперь мне бы хотелось предложить вам написать небольшое сочинение - миниатюру на темы « Хотела бы я быть спящей красавицей?»(для девочек) и «Хотел бы я разбудить спящую красавицу?»( для мальчиков), «Почему сказки до сих пор интересны для нас?», «Почему мы продолжаем их читать?»